Сочинение-эссе: Моя педагогическая философия icon

Сочинение-эссе: Моя педагогическая философия



НазваниеСочинение-эссе: Моя педагогическая философия
Дата17.10.2016
Размер
ТипУроки, сочинения

Сочинение-эссе: Моя педагогическая философия


"Люди опомнитесь!

Узрите, содеянное вами и ужаснитесь!"

Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной…

Земле-матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед нами, перед варваром – Человеком. Получив, неограниченную власть над природой и надменно упиваясь, этой властью, он, считающий себя "венцом природы", забыл, что сам является ее скромной частицей. Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять, - горестно восклицает современный русский писатель В.Астафьев, - что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня единого".

^ Это "золотые" слова, вдумайтесь в них.

Знаки надвигающейся беды заметны сегодня повсюду в мире. Человечество "лицом к лицу" столкнулось с жесточайшим экологическим кризисом, смертельная опасность, которого, стала особенно очевидной сейчас, когда тучи военного конфликта несколько поредели. Ресурсы планеты не умножаются, а иссякают. Катастрофически быстро загрязняются вода и воздух, при этом пригодной для питья воды становится все меньше. Превращаются в пески плодородные земли – главный источник нашей жизни. На глазах сокращается площадь лесов, дающих Земле кислород, стабилизирующих климат и циркуляцию вод. Повсеместно дают о себе знать химические загрязнения. В результате варварского хозяйствования человека буквально "вываливаются" на планету горы отбросов, удушающих все живое. Выбросы в атмосферу различных газов

ускоряют "парниковый эффект", истощают вокруг планеты озоновый слой.

Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны. Экологическая ситуация, например, на Урале, может оказать воздействие на состояние окружающей среды во Флориде, а процессы, происходящие, скажем, в Калифорнии, способны повлиять на состояние живой

природы на Дальнем Востоке. Пыль Сахары с помощью пассатов достигает берегов Южной Америки, а дыхание Чернобыля, к большому сожалению, ощутили и в некоторых странах Западной Европы.

Может ли кто-нибудь спрятаться (на острове, в бункере, в горах) от экологической беды? Наивный вопрос, скажете вы – и правильно. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: "Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля", значит пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств или разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной Земле

стоило бы, пожалуй, установить надгробный камень с такой скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего для себя".

Мы переживаем мучительное время, когда в мире рушатся многие наши идеалы, устои человеческой морали; многие считают, что рушится само здание

всемирной культуры, с таким трудом, с таким самопожертвованием возводившееся сподвижниками духа, титанами мысли, гениями нашей планеты –

Земли. Во всяком случае, этот процесс очень ярко проявляется в нашей стране.

^ Сегодня в мире сложилась, можно сказать, парадоксальная ситуация, когда

человечество достигло поразительных высот в развитии цивилизации и в то же время само оказалось на краю гибели, вынужденное заняться поиском ответа на

известный вопрос: "Быть или не быть?"

Поработав в школе 31 год, экологическую проблему в деле воспитания школьников считаю самой актуальной.

^ Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры.

Правильного отношения к природе, к себе и другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Правильное отношение строится на элементарных знаниях экологического характера, которые в дальнейшем определяют мотивы поступков и поведения. Экологические знания – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств; загрязнении в окружающей среды и т.д.

Знания – это не самоцель в экологическом воспитании, но необходимое условие для выработки отношения к окружающему миру, которое должно носить эмоционально-действенный характер и выражаться в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять все живое, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и потому, что на их изготовление

были затрачены материалы природного происхождения.

Работая со школьниками, я стараюсь использовать разнообразные формы и методы: это и циклы наблюдений за растениями и животными в природы и на школьном участке; ведение календарей, прогулки, экскурсии, походы, использование игровых обучающих ситуаций.

^ Спецификой моей технологии является использование на протяжении всего учебного года литературных произведений В.Бианки, которые доступны детям

этого возраста, достоверно отражают специфику природных явлений, учат быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему живому.

Значительное место отвожу творческим процессам, восприятию произведений искусства с природоведческой тематикой, изодеятельности, словесно - литературному творчеству рисование иллюстраций к рассказам и сказкам

^ В.Бианки, изготовление самодельных книг, организация выставок.

Так, в сентябре во время адаптационного периода первоклассников я провожу занятия, провожу наблюдения за поведением детей в природы, на школьном участке, их отношением к живым существам, вещам,

за играми во время перемен (отмечаю случаи использования природных материалов, природоведческих сюжетов).

Начинается учебный год – сентябрь наблюдений за цветущими травянистыми растениями

участка.

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ: Наблюдение 1."Что цветет на школьном участке в начале сентября?"

^ Осмотр школьного участка, поиск цветущих растений, определение их названий, фиксация внимания детей на красоте цветущих растений.

ВТОРОЙ ДЕНЬ: Наблюдение. «Какие, они, цветущие растения?"

^ Осмотр растений, их строения (стебель, листья, цветки, корень).

Сравнение растений по высоте, форме, окраске листьев, цветов, стеблей, запаху.

ТРЕТИЙ ДЕНЬ: Наблюдение 3. "Кто помогал расти цветам?"

чтобы впитывал влагу, питательные вещества; стебель – чтобы переносить их к листьям, цветам, семенам; листья – чтобы поглощать свет. Растения выросли потому, что участок – хороший "дом" для них, в котором есть питательная почва,

вода, тепло, свет. Расти, цветам помогали, солнце, дождь, земля и люди.

Продолжаю наблюдение за детьми с целью определения уровня их

экологической воспитанности. С помощью несложных заданий, вопросов, тестов выявляю их знания о потребностях живых существ, способах их удовлетворения, среде обитания.

^ Продолжаю наблюдения за цветущими травянистыми растениями на школьном участке.

ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ: Наблюдение 4."Что было сначала, что будет потом?"

Я задаю вопросы, каким было растение до того, как на нем появились цветы? С чего началось растение? Что будет после цветов? Будут ли на будущий год цветущие растения на школьном участке? Что надо для этого сделать?

^ ПЯТЫЙ ДЕНЬ: Наблюдение 5. "Соберем семена садовых цветов".

Осмотр цветов, выявление зрелых семян, сбор их в коробочки или пакеты цветок один – семян много; значит, на будущий год можно вырастить много цветущих растений.


^ ШЕСТОЙ ДЕНЬ: Наблюдение 6." Украсим классный кабинет, рекреацию школы красивыми цветами".

Дети любуются красотой цветов, срезают их для букетов, украшают кабинет, дарят педагогам, родителям.

Я с детьми посещаю участок школьного двора, осматриваем растения, определяем готовность плодов к сбору, планируем работу. Начинаю чтение книги В. Бланки "Мышонок Пик" ежедневно. Перед каждым чтением дети вспоминают содержание предыдущего рассказа.

^ Провожу целевую прогулку к овощному базару или магазину, какие овощи и фрукты продаются в магазине в сентябре. Покупаю овощи и в группе вместе с

детьми готовлю салат, обсуждаю с ними последовательность и обязательность всех действий. Беседую с детьми о здоровье: обсуждаю, чем полезен

салат, говорю, что в свежих овощах, фруктах, ягодах много витаминов, от которых здоровье и взрослых, и детей становится крепче; что здоровье надо ценить, потому что здоровый человек красив, всегда в хорошем настроении, может делать интересные дела, надо радоваться здоровью и заботиться о нём.

^ СЕДЬМОЙ ДЕНЬ: Наблюдение 7. "Где растут садовые цветы?"

Экскурсия за пределы школы: парк, рощу.

ВОСЬМОЙ ДЕНЬ: Наблюдение 8 «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?"

Дети находят на семена (подорожника, вьюна и др.), убеждаются, что они сами опадают, потом разносятся ветром, цепляются за одежду, за шерсть животных; приходят к мысли о том, что их можно собрать для зимней подкормки птиц.

^ В свободное время я разговариваю с детьми на тему: "У каких растений семена летают?" (одуванчик, мать-и-мачеха, чертополох и т.д.).

Роль педагога в реализации современных педагогических проблем велика.

Учитель должен хорошо быть подготовлен теоретически, много читать и знать, уметь передавать свои знания в доступной, занимательной форме, учитывая психолого-педагогические возрастные особенности воспитанников.

Прежде чем провести любое занятие по экологии, я читаю ряд научной и методической литературы, готовлю занимательный материал: подбираю загадки, сказки, вопросы для викторин.

^ Педагог должен не только сам обладать определенным объемом знаний, но и уметь заинтересовать детей.

Учитель – это образец для подражания. Каждый его поступок – это пример для воспитанника. Я очень люблю животных и стараюсь не упустить возможности окрасом пролетающей птицы, пробегающей кошки. Стараюсь выразить свои эмоции вслух, поскольку не стесняюсь учеников. Через определенный промежуток времени я вижу отдачу: многие дети мне подражают моим эмоциональным восторгам и меня это радует.

^ Педагогический процесс при участии одного учителя получится однобоким. Важно, чтобы экологическим воспитанием школьников занимались и

Родители. Когда ведется целенаправленная работа всеми участниками педагогического процесса, тогда можно ждать хороших результатов. Так на уроке музыки с детьми разучивалась песня "Не дразните собак" и проведена беседа о бережном отношении к домашним животным.

После этого дети получили задания: вместе с родителями составить рассказ – описание о братьях наших меньших. И как результат всей подготовительной работы я провела урок труда лепка: "Мой лучший друг", на котором дети рассказали о своих любимцах, спели песенку "Не дразните собак", поговорили об отношениях к ним. Я могу без сомнения сказать, что эти ребята не обидят пробегающую мимо собаку или кошку, уж слишком трогательны и по-детски наивны были их рассказы, с большой любовью вылепливались из пластилина ушки и носики собачек.

^ Я считаю, экологическое воспитание в учебном процессе должно иметь следующие направления:

- Формировать у детей элементарные представления о растениях и животных как живых организмах в их взаимосвязи с окружающей средой, о

ценности природы и ответственности человека за ее сохранение.

- Длительное проявление бережного отношения к природе должно

выполняться при выполнении трудовых обязанностей в повседневной жизни.

- Школьников надо обучать навыкам ухода за растениями, животными.

^ Систематический труд в природе должен формировать у них привычку заботиться о живом.

Однако этот процесс во многом зависит от мотивов, которые побуждают трудовую деятельность ребенка. Мотивы могут быть различны. Сильным

стимулом к труду может быть интерес к совместной деятельности с взрослыми или сверстниками. Формирование у детей нравственно значимых мотивов труда по уходу за растениями и животными требует специальной

педагогической работы.

Нужно помнить правило:

Чем однообразнее, привычнее процесс труда для детей, тем важнее его мотивировка. Для осуществления экологического воспитания большое значение имеет эстетическое восприятие. Усиление эстетической стороны, широкое включение в этот процесс произведений искусства – важный фактор экологического воспитания.

^ В современном мире принято считать человека – покорителем природы, властелином, господином, я не случайно затронула проблему экологии.

Здоровая планета Земля – здоровые ее дети. А мне не безразлична жизнь и здоровье моих учеников, я не согласна, что мы господа над природой.

Человек над природой никакой не властелин и не царь природы.

Восторгаясь его разумом, мы должны научиться восторгаться вдвойне гармонией, красотой природы, неисчерпаемостью ее тайн. Она вечна, тогда как

человеческая жизнь – всего лишь миг, мгновения.




Похожие:

Сочинение-эссе: Моя педагогическая философия iconВаша Лариса Александровна. Эссе Аргументированное эссе сочинение
Эссе Аргументированное эссе – сочинение-рассуждение небольшого объема, написанное на спорную тему. Эссе защищает некий тезис, относительно...
Сочинение-эссе: Моя педагогическая философия iconЭссе как разновидность очерка
Сочинение в жанре эссе требует от автора не только умения продемонстрировать "сумму знаний", но и сделать акцент на собственных чувствах,...
Сочинение-эссе: Моя педагогическая философия iconКонкурс «Моя педагогическая инициатива»
Портал «О детстве» IV всероссийский дистанционный конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Сочинение-эссе: Моя педагогическая философия iconКак научится писать эссе по обществознанию на "отлично"?
Сочинение в жанре эссе по обществознанию явление для школьников да и для учителей новое. И перспективное: XXI век тяготеет к малым...
Сочинение-эссе: Моя педагогическая философия iconЭлективный курс «Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения на егэ по русскому языку в 11 классе»
«Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения на егэ по русскому языку в 11 классе»
Сочинение-эссе: Моя педагогическая философия iconКонкурс «Моя педагогическая инициатива»
Интеграция видов деятельности: познавательно исследовательская, коммуникативная, игровая
Сочинение-эссе: Моя педагогическая философия iconКак научиться писать школьное эссе по обществознанию
Словом, автор эссе — это не только рассказчик, но и герой. Для эссе характерны ярко выраженная автор­ская позиция, искренность, эмоциональность...
Сочинение-эссе: Моя педагогическая философия iconКак научить писать школьников эссе по обществознанию на «отлично». Краткий словарь литературоведческих терминов трактует эссе как «разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта,
Для эссе характерна ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность изложения. Жанр даёт право на субъективное изложение...
Сочинение-эссе: Моя педагогическая философия iconСочинение в жанре эссе по обществознанию явление для школьников да и для учителей новое. И перспективное: XXI век тяготеет к малым формам

Сочинение-эссе: Моя педагогическая философия iconПрограмма Курса «Философия техники»
Сидорина Т. Ю. Философия техники // Философия / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. М.: Гардарики, 2007. 4-е издание
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами