Урок дан в режиме технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо icon

Урок дан в режиме технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо



НазваниеУрок дан в режиме технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок


Открытый урок дан в режиме технологии

Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Тема урока: Дискуссия. Основы ее организации

Цели:

  1. Познавательный аспект ТЦУ. систематизация знаний о дискуссии, формирование навыков ее организации.

Задачи:

  1. Усвоить понятия «дискуссия», «дискутант», «пропонент», «оппонент».

  1. Развивающий аспект ТЦУ. Формирование навыков организации и ведения дискуссии.

Задачи. Учить:

1) самостоятельно выделять главное в предложенной информации;

2) доказывать свою точку зрения на поднятую проблему и опровергать суждение, не соответствующее личному мнению;

3) самостоятельно обобщать и систематизировать полученные знания;

4) ответственно подходить к подготовке дискуссионного мероприятия как в качестве участника, так и организатора (ведущего) дискуссии.

Развивать:

  1. Монологическую и диалогическую речь учащихся

  1. Воспитывающий аспект ТЦУ. Формирование гуманного отношения к окружающим.

Задачи. Формировать:

  1. толерантное отношение к окружающим;

  2. чувство ответственности за свои слова и поступки;

  3. дискуссионную культуру.

Форма: деловая игра «Курсы организаторов (ведущих) дискуссии».

Методы и приемы: ИНСЕРТ, «Бортовой журнал», «Синквейн», дискуссия «Cовместный поиск», самооценка деятельности учащихся на «Древе познаний».

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, распечатанный учебный материал:

  1. технологические карты (Приложение 1)

  2. текст № 1: «Правила поведения в дискуссии» (Приложение 2)

  3. текст № 2: «Памятка для организатора дискуссии» (Приложение 3)

  4. текст «Ситуации» (Приложение 4)

  5. текст «Лист наблюдателей» (Приложение 5)

  6. удостоверение (Приложение 6)

Оформление кабинета:

  1. Цитаты: «Спорьте, заблуждайтесь, но, ради Бога, размышляйте, хотя и криво, но сами» (Г. Лессинг)

Если не умеешь говорить, научись слушать. (Помпоний)

Каждый человек может заблуждаться, но упорствовать в заблуждении может только глупец. (Цицерон)

Заговори, чтоб я тебя увидел. (Сократ)

  1. На классной доске прикреплен плакат с изображением Древа познания.


^ Ход урока:

I часть До начала урока

  1. Стадия вызова.

Учащиеся знакомятся с содержанием объявления, висящего на дверях кабинета:

^ Вниманию учащихся 10а класса!

Только сегодня, только сейчас и только здесь состоятся краткосрочные курсы «Дискуссия. Основы ее организации» для начинающих организаторов (ведущих) дискуссий.

^ Если вы хотите научиться высказывать свое мнение – то это к нам!

Если вы хотите научиться вести дискуссию – то это к нам!

Если хотите научиться проявлять свои организаторские способности – то это тоже к нам!

Оргкомитет курсов для старшеклассников

  1. ^ Стадия осмысления.

Самооценка учениками уровня знаний о дискуссии.

У дверей встречает помощник и предлагает участникам курсов оценить уровень своих знаний о дискуссии и организации дискуссии.

(учащимся выдается жетон и листок с вопросом «Подумайте и ответьте, пожалуйста, на вопрос: «На каком уровне по пятибальной системе находятся Ваши знания о дискуссии и ее проведении?» и прикрепите Ваш жетон на соответствующий уровень «Древа познаний».

  1. Рефлексия.

Прикрепление учащимися своих жетонов красного цвета на Древе познаний на том уровне, который они определили для себя.


II часть Урок:

  1. Стадия вызова:

Добрый день! Я рада приветствовать всех участников курса «Дискуссия. Основы ее организации». Хочется надеяться, что наше занятие пройдет плодотворно, в сотрудничестве. Обратите внимание на «Древо познаний», которое наглядно демонстрирует уровень знаний о дискуссии всех слушателей курсов. Это ваша оценка своим знаниям. Приятно видеть, что многие уже имеют представление о дискуссии.

О чем пойдет речь на курсах?

Чему вы хотели бы научиться на этом занятии?

(Ученики ставят цели урока)

Итак, наши курсы объявляю открытыми.

  1. ^ Осмысление содержания

Просмотрите фрагмент телепередачи «Пусть говорят», посвященный теме «Тише, Глашенька, не плачь».

(Проецируется фрагмент телепередачи «Пусть говорят»)

^ Можно ли назвать этот диалог, который вы сейчас увидели, дискуссией? Ваше мнение.

(Обсуждение фрагмента)

Что, на ваш взгляд противоречит правилам проведения дискуссии?

( «-» - неумение выслушать собеседника, повышенный тон, агрессивность, перебивание друг друга;

«+» - задана тема, не отклоняются от темы, аргументация своего мнения)


Вы внимательны. Понятие о сегодняшней теме у вас есть. Это очень приятно.

В ходе занятия вы будете делать записи в ^ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЕ, которая лежит перед вами. Она поможет вам собрать сведения, которые вы получите в ходе урока.

1) Что же такое дискуссия? Подберите слова, близкие по смыслу, раскрывающие понятие «дискуссия». (Запись на листе. Это могут быть слова: спор, конфликт, полемика, обсуждение, беседа, дебаты и др.)

^ Беседа – разговор, преимущественно доброжелательный и дружеский или деловой

Обсуждение – рассмотрение, обдумывание, высказывание мнения при анализе затронутого вопроса.

Конфликт – столкновение между спорящими несогласными сторонами.

Диспут – публичный спор на научную тему.

Дебаты – прения, обсуждение вопроса, споры.

Полемика – спор в процессе обсуждения чего-нибудь.

Спор – взаимное пререкание, словесное (устное или письменное) состязание, в котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, доказывает свою правоту.

Прения – обсуждение по какому-нибудь вопросу, выражение различных мнений, спор по каким-нибудь вопросам.

^ Какими понятиями, заменяющими термин «дискуссия», мы можем сегодня воспользоваться? (Они подчеркнуты)

(Обсуждение подобранных слов)


2) Вы подобрали слова, которые помогут вам сформулировать определение термина «дискуссия»

(Запись определения в технологической карте, обсуждение)


3) Существует много определений. Вот как понимают слово «дискуссия» авторы толковых словарей Д. Ушаков и С. Ожегов.

^ Дискуссия – это обсуждение какого-нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения; прения. (Д. Ушаков) Дискуссия – это обсуждение противоречия, спор, ведущийся и разрешающийся средствами вербального (словесного) общения. (С. Ожегов)

(Демонстрация на слайде определения слова «дискуссия»,

сопоставление с записями учащихся)


4) ^ Словарная работа с понятиями «дискутант», «пропонент, «оппонент»:

Дискутант – участник дискуссии.

Пропонент – тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис.

Оппонент – тот, кто оспаривает тезис.

Дайте определения этим понятиям. (^ Запись в картах)

Какое отношение эти слова имеют к нашей теме?

Может ли один и тот же участник быть и оппонентом и пропонентом?


5) Как вести себя во время дискуссии ее участникам?

(Запись своих мыслей в левый столбик таблицы «Бортовой журнал»)

Таблица «Бортовой журнал»

знаю

узнал



Поделитесь вашими предположениями.


6) ^ РАБОТА С ТЕКСТОМ № 1. «Правила поведения в дискуссии».

Прочитайте и затем заполните правый столбик вашей таблицы теми советами, которые вами не указаны в левом столбике.

(Запись новой информации в правый столбик таблицы)

(Обсуждение записей)


7) Это правила для дискутантов. А представьте себе, что Вам поручили организовать дискуссионную встречу.

1. Кратко перечислите Ваши действия по организации этого мероприятия.

2. Познакомьтесь ^ С ТЕКСТОМ № 2: «Памяткой для организатора дискуссии».

Прочтите внимательно; пользуясь значками, указанными на листе: «v» - уже знал, «+» - новое, «-» думал иначе, «?» - есть вопросы, расставьте их на полях с правой стороны. Затем заполните правый столбик вашей таблицы теми советами, которые вами не указаны в левом столбике.

(Маркировка текста с помощью приема ИНСЕРТ, запись в картах)

(Обсуждение)

Возникли ли вопросы в ходе работы? Кто хочет добавить свои пункты в Памятку?


8) ^ Разбор ситуаций.

Каждая дискуссия неповторима. Но есть такие ситуации, к сожалению, которые встречаются довольно часто.

(Прием – мозговой штурм. Каждая пара учеников разбирается в одной ситуации, готовится к обсуждению ситуаций)

  1. Рефлексия.

Обобщить изученный нами материал поможет составление СИНКВЕЙНА. Попробуйте составить синквейн к понятию «дискуссия»

Синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк:

  1. Тема или предмет (одно существительное)

  2. Описание предмета (два прилагательных или причастия)

  3. Действия предмета ( три глагола)

  4. Отношение автора к предмету (фраза обычно из 4 значимых слов)

  5. Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (1 слово)

(Чтение составленных синквейнов по желанию).

Например:

Дискуссия

Интересная, непредсказуемая.

Высказываемся, слушаем, убеждаемся.

Свободный обмен мнениями.

Обсуждение.


III часть Подготовительный этап (консультация до занятия):

  1. Выбор экспертной комиссии из учащихся (наблюдателей за ходом дискуссии и организаторскими способностями ее руководителя). Инструктаж.

  2. Составление вопросов к дискуссии (все участники дискуссии разбиваются на пары заранее и подготавливают вопросы к дискуссии по теме «Дискуссия. Основы ее организации», которые сообщают ведущему до урока, а он записывает на слайд)

  1. ^ Стадия вызова.

Знакомство с условиями проведения дискуссии:

  1. Слово об экспертной комиссии, задачей которой будет наблюдение за ходом обсуждения проблемы, за работой ведущего дискуссии.

  2. Слово об участниках дискуссии.

  3. Знакомство с правилами дискуссии, например, «Право поднятой руки».

  4. Выбирается Хранитель времени.

Сегодня мы с вами попробуем свои силы в роли дискутантов. Перед вами вопросы для дискуссии.

(Проецируются заранее составленные учениками вопросы о дискуссии).

  1. Стадия осмысления.

  1. Обсуждение составленных вопросов, заранее записанных на слайде.

  2. Выбор проблемных вопросов из списка предложенных.

  • Нужна ли дискуссия?

  • Возможно ли разрешение конфликтов с помощью дискуссии?

  • Что такое дискуссия?

  • Что является главным в дискуссии?

  • Дискуссия – это спор или бессмыслица?

  • Возможно ли добиться истины дискуссией?

  • Какие виды дискуссий бывают?

(Обсуждение предложенных учениками вопросов, выбор проблемных)

  1. Вывод, сделанный учениками о подборе вопросов: не всякий вопрос может быть дискуссионным; только тот, который вызовет различные мнения, будет проблемным.

  2. Дискуссия. (Дается время на размышление)

Объявляется тема предстоящей дискуссии

^ «ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНЫМ В ДИСКУССИИ?»

Пожелание учителя: «Спорьте, заблуждайтесь, но, ради Бога, размышляйте, хотя и криво, но сами» - эти слова принадлежат Г. Лессингу.

(Обсуждение мнений по теме дискуссии)

Можно ли наше обсуждение назвать дискуссией?

Можно ли считать тех, кто не высказал своего мнения, участниками дискуссии? Почему?

Обратите внимание на слова Помпония: «Если не умеешь говорить, научись слушать».

Каждый ли человек обладает даром красноречия?

Как вы понимаете слова Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел»?

^ Одна из функций дискуссии – пополнение знаний путем обсуждения поднятого вопроса, дополнения своих знаний новой информацией.


  1. Рефлексия.

  1. Слово экспертам о проведенной дискуссии

  2. Впечатления участников дискуссии.

  1. Рефлексия по всему уроку.

Нужны ли современному школьнику знания о дискуссии?

Где они могут пригодиться?

(Возвращение к Древу познания. Оценка уровня полученных знаний и умений на уроке).

Не все ребята поставили себе, а вернее, своим знаниям высокую оценку. Спасибо за объективность. И это меня радует. Это всего лишь значит, что один урок не может дать полное представление об организации дискуссии.

Какие цели, связанные с темой нашего урока, вы поставите перед собой?

На этом наши курсы объявляются закрытыми. Большое спасибо всем участникам нашего занятия. Как и положено, на настоящих курсах, все слушатели курсов сейчас получат удостоверения о том, что они получили основы знаний по организации дискуссии.

(Завершение работы курсов организаторов дискуссий. Вручение удостоверений).





Похожие:

Урок дан в режиме технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо iconЦели и задачи
Пояснительная записка. Проведение занятия построено на применении методических приемов тркмчп (технологии развития критического мышления...
Урок дан в режиме технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо iconУрок развития речи в 10 классе
Развитие критического мышления через чтение и письмо (ркмчп) – одна из эффективных технологий развивающего обучения. Основа технологии...
Урок дан в режиме технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо iconУрок по теме: "Алюминий и его соединения" (с использованием стратегии "Знаю хочу узнать узнал") Цель
Первая стадия технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо” стадия вызова. Присутствие этой стадии в уроке обязательно...
Урок дан в режиме технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо iconЛекция Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Базовая модель технологии

Урок дан в режиме технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо iconГосударственное учреждение образования “Выверский учебно-педагогический комплекс детский сад
Вид урока: урок по технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Урок дан в режиме технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо iconСочинение по прочитанному тексту Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо. Цель урока
Создание условий для закрепления знаний учащихся по выполнению комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному...
Урок дан в режиме технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо iconКонспект урока с элементами технологии развития критического мышления и информационной технологии по географии в 9 классе
С элементами технологии развития критического мышления и информационной технологии
Урок дан в режиме технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо iconНикулиной Надежды Александровны учителя биологии моу сош «Образовательный центр» г. Зуевка Реализация идей технологии критического мышления в формировании информационной компетентности учащихся на урок
Реализация идей технологии критического мышления в формировании информационной компетентности учащихся на уроках биологии
Урок дан в режиме технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо iconПавлова И. В., учитель истории Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках истории в 5 классе
Ученикам при работе с текстом предлагается выполнить ряд заданий по технологической карте. Самостоятельное чтение превращается в...
Урок дан в режиме технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо iconТесты для закрепления материала. Использованные технологии: элементы технологии деятельностного подхода, технологии критического мышления, информационно-коммуникационная технология
Оборудование: таблица «Биосинтез белка», компьютерная презентация, компьютер, проектор
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами