Формирование ключевых компетенций на уроках математики icon

Формирование ключевых компетенций на уроках математики



НазваниеФормирование ключевых компетенций на уроках математики
Дата17.10.2016
Размер
ТипУроки, сочинения

Калмагорова Л.А.,

учитель математики и физики,

высшая категория


Формирование ключевых компетенций на уроках математики

В настоящее время одной из главных задач образования является формирование и развитие ключевых компетенций учащихся. Выделены следующие группы ключевых компетенций:

  1. Ценностно-смысловые компетенции

  2. Общекультурные компетенции

  3. Информационные компетенции

  4. Коммуникативные компетенции

  5. Социально-трудовые компетенции

  6. Компетенции личностного самосовершенствования

Методика формирования ключевых компетенций, которую я использую в своей работе, включает в себя пять этапов:

1 этап – вводно-мотивационный. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить какова основная учебная задача предстоящей работы. Эффективными являются методические приёмы, которые привлекают непроизвольное внимание учащихся, возбуждают у них положительное эмоциональное отношение к изучаемому материалу и внутренней потребности его познаний.

2 этап – открытие знаний по предмету. На данном этапе решающее значение имеют приёмы, стимулирующие рост познавательной потребности, требующие концентрацию внимания, проведение самостоятельных исследований.

3 этап – формализация знаний. Основное назначение приёмов на этом этапе – организация деятельности учащихся, направленной на всестороннее изучение установленного факта, на применение аналитико-систематического метода поиска.

4 этап – приложение полученных знаний. Приёмы созданий проблемных

ситуаций должны активизировать исследовательскую деятельность учащихся и способствовать глубокому усвоению учебного материала.

5 этап – обобщение и систематизация знаний. На этом этапе приёмы должны устанавливать связь между изученными фактами, привести знания в систему, осуществить управление самообразованием учащихся.

Все данные компетенции можно реализовать на уроках математики.

Для реализации ценностно-смысловой компетенции подходит проведение предметных олимпиад, конкурсов, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником предметной логики, а не материала школьного курса.

Реализовать общекультурную компетенцию возможно, используя задачи со скрытой информационной частью.

Становлению учебно-познавательной компетенции способствуют различные практические приёмы организации работы учеников. Одним из способов реализации данной компетенции является проведение работ в форме теста. Учебно-познавательная компетенция имеет практическую направленность в творчестве учащихся, в исследовательской деятельности. Во внеурочное время организуется работа по созданию учебных проектов по предмету. Овладению учебно-познавательной компетенцией способствует и практическая работа на уроке. Выполняя её, ученик открывает некоторый математический факт, выдвигает гипотезу. Пример. При изучении по геометрии в 7 классе тем «Сумма углов», «Внешние углы» у моделей треугольников из плотной бумаги отрезают углы, затем определённым образом прикладывают друг к другу. Делается вывод. Выявленный факт оформляется как теорема и доказывается.

Информационная компетенция подразумевает использование учеником различных информационных ресурсов.

Главной компетентностной задачей будет совершенствование умений работы с информационными источниками.

Например. При изучении тем «Круговые диаграммы» и «Столбчатые диаграммы» по математике в 5-6 классах создаются условия для информационной компетенции учащихся. Выполняя построение круговых и столбчатых диаграмм, учащиеся вырабатывают способность отбирать и обрабатывать необходимую информацию. Им могут быть предложены задания творческого характера: «Составить диаграммы распределения семейного бюджета на месяц, своего времени в течение суток и т.п.». Далее работа на уроке строится на основе этой информации, добытой детьми. Проанализировав полученные диаграммы, ученики замечают как наиболее рационально использовать своё время, расходовать семейный бюджет.

Реализация коммуникативной компетенции подразумевает использование различных коллективных приёмов работы (таких как дискуссия, групповая работа, парная работа, сюжетно-ролевая игра и др.). Пример. Алгебра в 9 классе. Тема: «Построение графика квадратичной функции». Форма работы групповая. Каждая группа получает своё задание, где указано, что необходимо использовать для построения графика квадратичной функции, заданной одной и той же формулой. Одна группа строит график по точкам, другая использует точки пересечения с осью ОХ, ось симметрии, координаты вершины, дополнительные точки. Результаты демонстрируются на доске. После обсуждения использованных способов построения графиков, вносятся предложения, оцениваются достоинства и недостатки каждого способа. Делается вывод. При такой организации деятельности у учеников формируется умение задавать вопросы, выслушивать других, способность работать вместе.

Социально-трудовая компетенция может быть реализована на уроках или внеклассных мероприятиях, где ученик выполняет роль гражданина, покупателя, клиента, члена семьи и т.д., то есть с применением знаний на практике. Хорошо реализуется при отработке навыков устного счета. Применяя устные упражнения, мы формируем и закрепляем у детей сознательные и прочные вычислительные навыки. Проводя такую работу в системе и совершенствуя её, можно добиться, что у учеников не будет проблем при подсчете сдачи при покупке товара, при определении количества бензина, необходимого для поездки и т.д. Интересно изучение темы «Проценты» в школьном курсе. Умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку. Изучение данной темы демонстрирует ученикам применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем человека, вопросов рынка, экономики и производства. А это означает, что формируется у учеников интерес к процессу и деятельности.

Компетенция личностного самосовершенствования подразумевает овладение учеником теми способами деятельности, которые пригодятся ему в определённой жизненной ситуации. Задания для самостоятельного решения по нескольким уровням сложности реализуют данную компетенцию. Выбор уровня обязательно должен осуществляться самим учеником. Здесь происходит оценивание собственных сил и возможностей.

Мною рассмотрены некоторые моменты реализации ключевых компетенций на уроках математики. В конечном итоге всё зависит от готовности учителя и ученика работать в направлении компетентностного подхода в обучении и воспитании.

Литература.

  1. Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования». «Народное образование» №2, 2003г.

  2. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.,2000



Похожие:

Формирование ключевых компетенций на уроках математики iconИспользование информационных технологий на уроках математики как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся
Цель стала соотноситься с формированием ключевых компетенций, что отмечено в «Стратегии модернизации и содержания общего образования»...
Формирование ключевых компетенций на уроках математики iconОрганизация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как средство формирования ключевых компетенций учащихся

Формирование ключевых компетенций на уроках математики iconУрок по теме: «Путешествие в Древнюю Грецию» (урок игра с применением интерактивной доски)
«Формирование ключевых компетенций школьников средствами предметов гуманитарного цикла»
Формирование ключевых компетенций на уроках математики iconСеминар учителей экологов. Учитель экологии Пушкина Е. В. показала урок экологии в 6 классе на тему: Современные образовательные технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся
Современные образовательные технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся
Формирование ключевых компетенций на уроках математики icon«Активные методы обучения на уроках географии как средство развития ключевых компетенций учащихся»
Учитель географии маоусош с. Песь Хвойнинского района Новгородской области Филатова Галина Васильевна
Формирование ключевых компетенций на уроках математики iconМетопредметные компетенции это овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными, познавательными
Стандарт ориентирует педагогов на формирование у ученика ключевых компетенций, которые обеспечат ему гибкость и адаптивность по отношению...
Формирование ключевых компетенций на уроках математики iconФормирование метапредметных компетенций на уроках географии через создание и применение информационных проектов

Формирование ключевых компетенций на уроках математики iconФормирование коммуникативных умений на уроках математики
...
Формирование ключевых компетенций на уроках математики iconФормирование информационной и коммуникативной компетенций на уроках истории и географии л. С. Терейковская
Не с помощью силы, а пытаясь убедить человека с помощью аргументов, фактов, что является незаменимым достоинством в жизни.[1]
Формирование ключевых компетенций на уроках математики iconМетодическое пособие для учащихся Санкт-Петербург 2009 введение основная задача современного образования формирование компетенций в различных областях деятельности
Основная задача современного образования – формирование компетенций в различных областях деятельности
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами