Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва. Москва, издательский центр «Вентана -граф» 2012 г. (алгоритм успеха) icon

Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва. Москва, издательский центр «Вентана -граф» 2012 г. (алгоритм успеха)



НазваниеУчебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва. Москва, издательский центр «Вентана -граф» 2012 г. (алгоритм успеха)
Дата17.10.2016
Размер
ТипУчебник

План-конспект урока русского языка

Учитель:  Печинская Екатерина Вячеславовна

Место работы: МБОУСОШ ст.Терской Моздокского района

Должность: учитель русского языка и литературы.

Предмет: русский язык.

Класс: 5 класс.

Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи».

Базовый учебник: Русский язык. 5кл.

Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва. Москва, издательский центр «Вентана –Граф» 2012 г. (алгоритм успеха)

Цель урока:

- обобщить знания учащихся об имени прилагательном и научить применять их на практике, выявлять орфограммы в прилагательных, отработать умение определять синтаксическую роль прилагательных; развивать умение использовать имена прилагательные в речи.

^ Задачи урока:

Обучающая: отрабатывать навыки правописания падежных окончаний прилагательных и правописания кратких прилагательных с основой на шипящий; о- е после шипящих в окончаниях прилагательных , пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.

Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову, к богатству родного языка.

^ Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Формы работы: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Техническое оборудование: компьютер с подключением к сети Интернет, экран, проектор.

^ Структура и ход урока.

Этапы урока

Цель этапа

^ Действия учителя

Действия обучающихся

Планируемый результат





Личностные

Предметные

Метапредметные

Огранизационный момент

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Слайд №1

Создание ситуации для психологического настроя на урок.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!


Оценивают свою готовность и настрой на работу.

Самооценка готовности к уроку. Положительное отношение к уроку

Учебно- познавательный интерес к данному уроку.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний

Повторение изученного материала, подготовка к практической работе, подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока

Слайд №2

Слово учителя:

- Cегодня у нас не совсем обычный урок. Нам предстоит расследовать дело об исчезновении.

-Ребята, наше агентство получило срочное секретное сообщение: в стране Морфологии случилось ужасное ЧП – пропала важная часть речи. Наша задача – отыскать и вернуть её, иначе жизнь в стране станет серой и безрадостной. Вот приметы пропавшей части речи (работа с эпиграфом):

^ Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Со мною ваша речь красива и точна,

Когда же нет меня – она, увы, бедна.

Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую

Соцветьем дивных слов легко определю я!

- Кто догадался, какую часть речи нам предстоит отыскать?

- Верно, это прилагательное.

Запишите тему урока: «Прилагательное как часть речи».

-Какая орфограмма встретилась вам при записи нашей темы урока?(чередование гласных в корнях –лаг-,-лож-)

Формулируют тему и цели урока.


Проявление познавательной активности.


Повторение понятия эпиграф,

определение части речи по указанным в эпиграфе признакам.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Развитие умения анализировать.

Постановка проблемы

Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

Слово учителя :

-А что же такое прилагательное? Вы знакомы с данной темой? Используя кластер расскажите об этой части речи.

Итак, какая цель стоит сегодня перед нами?

(повторить и обобщить знания, полученные при изучении темы «Имя прилагательное»)


Слайд № 3 кластер

Слайд № 4

Отмечают, что прилагательные относятся к разделу морфологии, который изучает части речи, их морфологические признаки.

Формулируют цель урока.

Самостоятельная формулировка темы и цели урока

Усвоение лингвистических терминов

Развитие умения постановки познавательной цели с помощью учителя.


Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Выполнение практической работы

Продолжить формирование орфографической, орфоэпической зоркости


Формирование умения правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий, графически обозначать условия выбора правильного написания


Формирование умения отличать прилагательные от омонимичных частей речи.


Закрепление умения правильного написания гласных о – е в суффиксах и окончаниях имен прилагательных.


Совершенствовать навыки синтаксического разбора простого предложения.


-В ходе расследования были обнаружены следы исчезнувшей части речи, но отпечатки, увы, оказались нечеткими. Ваша задача-восстановить улики.


-Работа с взаимопроверкой.

Слайд № 5

-Запишите словосочетания,согласуя прилагательные с существительными,графически выделите окончания,укажите род,число,падеж прилагательных.


Свеж.. трава, мелк.. дождь, хмур.. небо, интересн.. книга, в голуб.. дали, надежн.. друг, пушист.. облака, в зимн.. пальто, спел.. помидор.


-Что помогло вам справиться с заданием? Сделайте вывод о правописании падежных окончаний имен прилагательных.

Предлагает вниманию учащихся интерактивную таблицу № 2 «Правописание падежных окончаний прилагательных». . http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ce32f345-16fe-4e28-a39c-5bea2f621246/%5BIS-TA_05-11_03%5D_%5BIA_09-AT%5D.swf

-Есть ли в таблице что- то для вас новое?

Слово учителя.

- Молодцы, ребята, вы потрудились на славу, составляя морфологический «портрет» прилагательного, но наше расследование продолжается.


^ Работа в парах.

- Один из свидетелей утверждает, что видел Прилагательное среди других жителей Морфологии. Их основа тоже оканчивается на шипящую, поэтому трудно отличить друг от друга.

Давайте поможем нашему очевидцу.

Вы должны отыскать прилагательные и распределить данные слова в две колонки, решая орфографические задачи.

Паху.., у рощ.., жгуч.., меч.., скрипуч.., береч.., ландыш.., из-за ту..ч, могуч…, реч.., мимо луж.., испеч.., около дач.., шипуч.., камыш.., ночь.

Ответьте на вопрос:

- Почему у свидетеля возникли сомнения?

- По какому принципу классифицировали слова?


Индивидуальное задание (высокий уровень): Слайд № 6

Определите, к какой части речи относятся слова левого и правого столбика.

гостиная комната - уютная гостиная

столовая посуда - школьная столовая

дежурный ученик - новый дежурный

военный летчик - опытный военный

Ответьте на вопрос:

- Как называется процесс такой процесс?

Слайд № 6

^ Графический диктант.

- Другой свидетель утверждает, что видел Прилагательное в государстве Морфемики между суффиксов и окончаний. Оно никак не могло выбрать, что ему больше подойдёт: о или ё. Помогите прилагательному определиться с выбором.

- В этом нам поможет графический диктант.Распределите слова в две колонки, обоснуйте свое решение.

Больш..го, чуж..го, хорош..го, пригож..го, на свеж..м, в дремуч..м, колюч..го, лежач..го, еж..вый, перц..вый, холщ..вый, ситц..вый, плюш..вый, глянц..вый.


Наглядная прверка. Слайд № 7


- У нас есть еще один важный свидетель, который видел Прилагательное по дороге в страну Синтаксиса.

Помогите определить роль прилагательного в предложении. Слайд № 8

^ Холодна вода в колодце.

По небу шла черная туча.

День безоблачный, знойный.

За шишками прилетел пёстрый дятел.

- Сделайте вывод о синтаксической роли прилагательного.

- Выполните синтаксический разбор любого предложения.

Выполняют задания, составляют морфологический портрет прилагательных. Осуществляют взаимопроверку.

Делают вывод о правописании гласных в падежных окончаниях имен прилагательных, сопоставляют свои знания с предложенной таблицей.


Работают со справочной литературой.


Выполняют упражнение, распределяю слова по колонкам, выбирают принцип классификации слов с пропущенными орфограммами. Отвечают на вопросы учителя.


Работа с ЭУМ, объяснение, проверка.


Определяют принадлежность слов к той или иной части речи, составляют предложения, дают определение понятию


Выполняют упражнения, классифицируют слова в соответствии с нормами орфографии и правописания


Отвечают на вопрос учителя.

Выполняют задание, решая орфоэпические задачи, работают со справочной литературой


Выполняют упражнение, выбирают самостоятельно предложение для синтаксического разбора., производят синтаксический разбор предложения.



Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.


Определение рода, числа, падежа имен прилагательных, графическое выделение окончаний прилагательных.


Закрепление навыка написания кратких прилагательных с основой на шипящий. Умение группировать слова с одинаковой орфограммой


Закрепление навыка написания гласных о - е в окончаниях и суффиксах имен прилагательных


Усвоение орфоэпических норм имени прилагательного.


Закрепление навыка синтаксического разбора простого предложения.

Аргументация своего мнения.


Выполнение действий по заданному алгоритму.


Контроль деятельности по ходу выполнения задания.


Высказывание своего мнения.


Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в полученной информации.

по ходу выполнения задания.



Физминутка

Смена вида деятельности

Слайд № 9

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнусь.

Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

Формирование понятия о здоровом образе жизни




Межпредметная связь с уроком физкультуры. Выполнение действий по образцу.

Взаимодействие в группе.


Лингвистическое исследование

Выяснить, какую роль играет имя прилагательное в речи

Слайд №10

Слово учителя:

- Уважаемые знатоки, наше расследование подходит к концу и я рада сообщить, что нам предстоит выполнить последнее задание. Для полноты картины необходимо составить психологический портрет имени прилагательного и определить его роль в речи. В этом нам поможет эпиграф урока и следующее определение:

- Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из латинского языка, и прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и перевод го – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное».


-Какую же роль играют прилагательные в речи? (украшают речь, делают её образной, эмоциональной)

^ Колективная работа.(устно) Слайд № 11

-Найдите соответствия. К словам левого столбика найдите пару из слов правого столбика.

Молодец красная

девица живая и мертвая

солнце ясное

ночь вороной

конь добрый

лес лунная

вода дремучий


- Как называются слова из правого столбика? (эпитеты)

- Для чего используются эпитеты в речи?


Слайд № 12

И последнее задание. Перед вами репродукция картины Васнецова «Аленушка»,рассмотрите её. Используя знания, полученные на уроке, восстановите текст, помогите Прилагательному вернуться на свое место.

Алёнушка

  • Алёнушка была _____________ сестрой.

Девочка очень печалилась, когда её ____________

братец превратился в ___________ козлёночка. От

________ тоски она пришла к ___________ озеру.

Кругом ______________лес. ___________ вода в

_____________ озере. ___________ небо над ____________ головой.

  • Села ___________ Алёнушка на ______________

камень. Такая она __________. Не грусти,

__________ Алёнушка! Скоро опять будешь играть с

___________ братцем.


Проверим, что получилось. Слайд № 13

Работают с эпиграфом урока, анализируют, делают вывод о роли прилагательных в речи


Выполняют упражнения в группах. Составляют «психологический» портрет имени прилагательного.

Дают определение понятию, определяют роль эпитетов в речи.


Выразительно читают, устно отвечают на вопрос учителя.


Работают коллективно, подбирают подходящие по смыслу слова, восстанавливают текст, записывают в тетради, подчеркивая прилагательные как члены предложения, объясняя графически изученные орфограммы.



Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.



Закрепление знаний о эпитетах, их роли в художественной речи, уточнение роли прилагательных в речи,

Развитие монологической речи. Работа с разными видами информации.

Анализ, синтез,

Высказывание своего мнения.


Аргументация своего мнения.

Самостоятельно отвечать на вопросы, используя свои знания о изученной части речи

Рефлексия

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Слайд № 14

Итак, уважаемые знатоки, мы заканчиваем наше расследование. Осталось подвести итоги.

- Как вы думаете, справились мы с поставленной на уроке задачей?

- Скажите, что нового вы узнали в ходе нашего расследования?

- Комфортно ли вы себя чувствовали?

-Чем был полезен для вас урок?

- 2- 3 прилагательными выразите свое настроение.

Поблагодарите себя и товарищей за сотрудничество.

Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.


Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Понимать личную ответственность за результаты деятельности


Осознание важности изучения прилагательного как части речи.

Рефлексия способов и условий действия.


Оценивать свою деятельность на уроке.

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать мнения одноклассников при выработке коллективного решения.


Домашнее задание

Самостоятельное закрепление материала



Слайд № 15

1.Вопросы и задания для самопроверки стр.244

2.Упр.103

записывают домашнее задание.


Самостоятельная реализация домашнего задания

Применение знаний, полученных на уроке, при выполнении домашнего задания.

Выбирать способ реализации домашнего задания, создавать тексты художественного или научного стиля.




Похожие:

Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва. Москва, издательский центр «Вентана -граф» 2012 г. (алгоритм успеха) iconУчебник для образовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2012 г. («Алгоритм успеха.»)
Русский язык. 5 класс. Учебник для образовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф»....
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва. Москва, издательский центр «Вентана -граф» 2012 г. (алгоритм успеха) iconУчебник для учащихся общеобразовательных учреждений/А. А. Летягин под ред. В. П. Дронова. 2-е изд., дораб идоп. М.: Вентана-Граф, 2009. 208 с
География: Начальный курс: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/А. А. Летягин под ред. В. П. Дронова. 2-е...
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва. Москва, издательский центр «Вентана -граф» 2012 г. (алгоритм успеха) iconУчебник для 9 класса общеобразовательных учреждений Под редакцией С. А. Теляковского 19-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2012
Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк К. И. Нешков, С. Б. Суворова. Алгебра: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений Под редакцией...
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва. Москва, издательский центр «Вентана -граф» 2012 г. (алгоритм успеха) iconУчебник для 6 классов общеобразовательных учреждений, под редакцией Герасимовой Т. П., Москва, «дрофа» 2006
Настоящая рабочая программа разработана применительно к примерной программе основного общего образования по географии 6 -9 классы....
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва. Москва, издательский центр «Вентана -граф» 2012 г. (алгоритм успеха) iconУчебник для общеобразовательных учреждений. Мнемозина. Москва 2011 г. Цели урока: Закрепление и осмысление усвоенных знаний
Учебник: Математика. 6 класс. Н. Я. Виленкин, учебник для общеобразовательных учреждений. Мнемозина. Москва – 2011 г
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва. Москва, издательский центр «Вентана -граф» 2012 г. (алгоритм успеха) iconУчебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва, Мнемозина. 2010 г. Мордкович А. Г. и др. Алгебра. 8класс. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва, Мнемозина. 2010 г
Автор урока: Ригун Надежда Михайловна, учитель математики гбоу сош №9 г. Кинеля г о. Кинель Самарской области
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва. Москва, издательский центр «Вентана -граф» 2012 г. (алгоритм успеха) iconПрограмма по экологии 9 класс пояснительная записка
М., изд. " Вентана-Граф ", 2010 г.), рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) в соответствии с учебником И. М. Швец, Н. А. Добротина...
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва. Москва, издательский центр «Вентана -граф» 2012 г. (алгоритм успеха) iconУчебник для 4 класса специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида под редакцией Т. В. Алышевой. Рекомендовано мо и науки РФ ао москва 2011
Развивать мыслительные операции на основе упражнений на анализ, синтез, сравнение
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва. Москва, издательский центр «Вентана -граф» 2012 г. (алгоритм успеха) iconУчебник для общеобразовательных учреждений. Цель урока
Кузнецова Н. Е. Гара Н. Н. Химия: 10 класс: базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва. Москва, издательский центр «Вентана -граф» 2012 г. (алгоритм успеха) iconУчебник для 2 класса -м.: Вентана- граф, 2010 ( умк «Начальная школа 21 века» под ред. Н. Ф виноградовой)
План – конспект дифференцированного урока – путешествия по математике во 2 классе
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами