Методическое письмо по подготовке к егэ по предмету «информатика и икт» на основе анализа результатов егэ-2009 icon

Методическое письмо по подготовке к егэ по предмету «информатика и икт» на основе анализа результатов егэ-2009



НазваниеМетодическое письмо по подготовке к егэ по предмету «информатика и икт» на основе анализа результатов егэ-2009
Дата17.10.2016
Размер
ТипМетодическое письмо

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ по предмету «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГЭ-2009


В Ленинградской области единый государственный экзамен по предмету «Информатика и ИКТ» сдавали в первый раз. Анализ результатов сдачи экзамена, апелляций, обсуждения проблемных вопросов с экспертами экзаменационной комиссии и учителями информатики позволили сделать следующие выводы:

Наибольшую сложность в части А и В вызвали задачи повышенной сложности A2 и А6, а также задача высокого уровня сложности А18 (А2 -Умение подсчитывать информационный объем сообщения; А6 - Работа с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, массовые операции и др)., А18 - Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд), а также В1 и В9.


^ При выполнении заданий части С следует обращать внимание на следующее:

- В С1 нужно иметь в виду, что в двух пунктах условия сдержится три задания: поиск примера входных данных, демонстрирующих ошибку в программе, а также исправление двух ошибок, допущенных программистом. При ответе на первый пункт условия учащийся обязательно должен указать пример входных данных, то есть четко указать значение x и y. Сложность выполнения первого пункта задания С1 кроется, как правило, в математической формулировке задания.

- Задание С2 проверяет умения написать короткую (10–15 строк) простую программу обработки массива на языке программирования или записать алгоритм на естественном языке. В этом году впервые учащемуся было предложено не просто написать алгоритм решения задачи, а продолжить его написание с использованием уже декларированных переменных. За введение новых переменных полагался штраф в один первичный балл. Данное задание тесно пересекается с указанным выше заданием А6. И задание С2, и здание А6 проверяют умения работать с элементами одномерного массива. В данном случае требуется организовать поиск всех элементов массива, отвечающих некоторому условию. Эффективность алгоритма в этом задании не учитывается.

Используя естественный язык для описания алгоритмов, учащиеся часто употребляют неточные и расплывчатые формулировки, обороты: «аналогично просматриваем массив», «производим подсчет этих чисел и выводим результат» и т.д. При оценке алгоритмов, записанных на естественном языке, основным критерием является возможность их формального исполнения. То есть описание должно быть максимально приближено к записи команд, соответствующих основным операторам языков программирования: должно быть указано какие переменные описываются, как выполняется присваивание, каково условие завершения цикла и так далее.

Задание С3 проверяет умение построить дерево игры по заданному алгоритму и обосновывать выигрышную стратегию. Это задание требует большой аккуратности и довольно значительного времени на последовательное рассмотрение всех возможных вариантов развития игры. Решение может быть оформлено по-разному: в виде таблиц, графов, словесного описания, и т.д. Стратегия правильного решения в работе экзаменуемого может быть представлена в варианте отличном от «образцового», но основные положения должны совпадать с предложенным.

Задание С4 самое сложное. Настоятельно рекомендуется писать комментарии к заданию С4. Оно проверяет умение создавать собственные программы (30–50 строк) для решения задач средней сложности. В условии этого задания присутствует требование эффективной по памяти и по времени программы. При подготовке к ЕГЭ следует обратить внимание учащихся на то, что ответы на задания третьей части работы должны быть записаны четко, понятным почерком, в строгом соответствии с требованиями.

Выполнение заданий части С требует высокого уровня подготовки учащихся в области программирования, достижение которого невозможно при обучении информатике на базовом уровне. Для успешного выполнения части единого государственного экзамена по информатике требуется хорошая математическая подготовка и изучение информатики на профильном уровне, а также знакомство и разбор заданий демонстрационных вариантов КИМ, заданий открытого сегмента ФБТЗ (http://www.fipi.ru), знакомство с критериями оценивания заданий части С.

При подготовке к ЕГЭ стоит предложить для рассмотрения несколько учебных пособий и предусмотреть большую вариативность в формулировках заданий и технологиях решения. В процессе подготовки к ЕГЭ при выполнении заданий КИМ стоит рекомендовать четко аргументировать ответы, пояснять процесс решения.

бразовательным учреждениям следует провести мониторинг по изучению профессиональной направленности старшеклассников и сформировать учебные планы на основании проведенного исследования. Необходимо обратить внимание на создание условий для качественной подготовки в соответствии с выбранной направленностью образовательного учреждения. При планировании учебной деятельности обратить внимание на методические рекомендации «О преподавании предмета «Информатика и ИКТ» в образовательных учреждениях в 2009/2010 учебном году». В этом положении подробно рассматриваются вопросы организации учебного процесса, конструирования учебных планов, выбора образовательных программ и элективных курсов.

Общеобразовательным школам, не имеющим профиля информационной направленности, для предоставления возможности по формированию индивидуального маршрута обучения стоит рекомендовать введение в учебный план элективных курсов и различных форм дополнительных занятий (факультативы, кружки и пр.). В среднем звене преимущественно углубленное и расширенное изучение информационных технологий стоит осуществлять на элективных курсах и дополнительных занятиях, а часы, отведенные в учебном плане сосредоточить на изучении курса информатики и ИКТ в соответствии с государственным стандартом. Существующая практика смещения акцентов в преподавании курса «Информатика и ИКТ» в сторону информационных технологий недопустима.

В старшей школе для учащихся, ориентированных на сдачу экзамена по информатике, стоит организовать дополнительные занятия и элективные курсы, связанные с углубленным изучением программирования.

При изучении предмета на базовом уровне стоит рекомендовать учащимся посещение занятий в центрах дополнительного образования и на курсах подготовки к ЕГЭ в течение двухгодичного курса (10- 11 класс).

Другим вариантом подготовки является выбор профиля информационной направленности с последующим набором ряда элективных курсов, позволяющих подготовиться к ЕГЭ «в сетке часов». Региональный экспертный совет утвердил достаточно большое количество элективных курсов, из которых учитель может составить приемлемый для учебного заведения и учащихся набор. База данных по элективным курсам размещена на сайте Центра информатизации образования СПбАППО (в разделе «Учителю информатики» http://ciospbappo.narod.ru ) и с 2008 года на сайте www.methodhelp.ru.

Учащихся, проявляющих интерес к профессиям, связанным с информатикой и ИКТ, стоит ориентировать на участие в олимпиадах и конкурсах, проводимых на различных уровнях для формирования устойчивого интереса к предмету и адекватной оценки собственных знаний и умений.

В случае выбора информатики для поступления в вуз, при подготовке к экзамену следует тщательно выбирать стратегию подготовки в соответствии с будущей направленностью профессиональной деятельности, рекомендовать занятия в центрах дополнительного образования, курсах подготовки к ЕГЭ, участие в олимпиадах, научно-практических конференциях и конкурсах.

При самостоятельной подготовке учащихся предложить программу подготовки, список учебных пособий и интернет -ресурсов.

Для качественной подготовки стоит использовать комбинацию допущенных и рекомендованных учебников в сочетании с теми, в которых та или иная тема изложена методически более привлекательно. Можно говорить о необходимости компилировать содержание разных пособий для успешной подготовки к ЕГЭ. В качестве дополнительных источников информации при самостоятельной подготовке предоставить учащимся список электронных и интернет-ресурсов.

При подготовке учащихся к ЕГЭ следует сосредоточить усилия, прежде всего, на темах, включенных в программы для поступающих в вузы: алгоритмизацию, программирование и изучение базовых принципов организации и функционирования ПК, как наиболее сложных для изучения и требующих продолжительного времени на отработку умений и навыков. Задания, связанные с проверкой знаний, по этим темам традиционно имеют самый низкий процент выполнения. Учащиеся для успешной сдачи экзамена должны не только знать основные алгоритмические конструкции и операторы изучаемого языка программирования, но и иметь опыт самостоятельной записи алгоритмов и программ, решения практических задач методом разработки компьютерной программы и ее последующей отладки. Следует уделять больше внимания формализации записи и исполнения алгоритмов, так как результаты экзамена показывают, что у части учащихся так и не формируется умение формального исполнения алгоритмов. Провести разбор и пропедевтику типичных ошибок при выполнении заданий ЕГЭ.

Для преодоления наблюдаемой тенденции выбора экзамена по информатике рядом учащихся по принципу «меньшего из зол», а именно такие учащиеся дают «нулевые» результаты, следует активизировать работу по выработке конкретных действий для обеспечения более качественного и ответственного отношения школьников к выбору предмета для сдачи ЕГЭ.

В связи с ростом числа мигрантов в Санкт-Петербурге и дополнительных трудностей изучения этого предмета данной группой населения в виду недостаточного владения ими русским языком, отсутствия преподавания предмета на предыдущих этапах обучения, и условий для самостоятельного освоения информационных и компьютерных технологий стоит рекомендовать администрациям школ, где обучаются дети иностранных граждан, организовать дополнительные занятия по изучению русского языка и ориентировать учащихся на дополнительную подготовку к ЕГЭ.


^ Перечень учебных пособий для подготовки к единому государственному экзамену

  1. ЕГЭ-2010. Информатика: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: П.А. Якушкин, С.С. Крылов – М.: Эксмо, 2009.

  2. Единый государственный экзамен 2010. Информатика. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы составители: Якушкин П.А., Крылов С.С., Лещинер В.Р. – М.: Интеллект-Центр, 2009.

  3. ЕГЭ-2010: Информатика / ФИПИ авторы-составители: Якушкин П.А., Ушаков Д.М.– М.: Астрель, 2009.

  4. ЕГЭ. Информатика. Тематическая рабочая тетрадь/ФИПИ авторы: Крылов С.С., Ушаков Д.М. – М.: Экзамен, 2009.-

  5. Элективный курс. Готовимся к ЕГЭ по информатике /Н.Н. Самылкина, С.В. Русаков, А.П. Шестаков, С.В. Баданина - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009

  6. ЕГЭ. Информатика: Раздаточный материал тренировочных тестов» /Гусева И.Ю. СПб.: Тригон, 2009.

  7. Н. В. Макарова. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. СПб, 2009.- 160с.

  8. Информатика в примерах и задачах: книга для учащихся 10-11кл./ В.М. Казиев.- М.: Просвещение, 2007.-304с.

  9. ЕГЭ 2008. Информатика. Методические материалы, Серия: ЕГЭ. Интенсивная подготовка.— Издательство: Эксмо, 2008 г.

  10. Единый государственный экзамен: Информатика: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия. / П.А. Якушкин – М.: Вентана-Граф, 2007.

  11. Шауцукова Л.З. Информатика. Учебник для 7-11 кл. общеобразовательных учеб. заведений. – Нальчик: Эль-Фа, 1997

  12. Есипов А.С. Информатика. Учебник по базовому курсу. – СПб: Наука и техника, 2001

  13. Есипов А.С., Паньгина Н.Н., Громада М.И. Информатика. Сборник задач и решений. – СПб: Наука и техника, 2001



Перечень Интернет-ресурсов для подготовки к ЕГЭ по информатике

  1. http://www.fipi.ru/ - федеральный институт педагогических измерений (КИМы, пособия для подготовки, методические письма, аналитические отчеты…)

  2. Официальный информационный портал единого государственного экзамена http://www.ege.edu.ru/

  3. http://portal.loiro.ru/articles/568/ - материалы для подготовки к ЕГЭ по информатике на региональном образовательном портале «ХОР»

  4. Демонстрационные материалы http://www1.ege.edu.ru/content/view/21/43/

  5. http://www.ciospbappo.narod.ru/inf/elect/- материалы по курсу информатики, программы курсов по выбору и предпрофильной подготовки, программы элективных курсов на сайте методической поддержки АППО

  6. http://www.methodhelp.ru - сайт методической поддержки педагогических кадров

  7. http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm - материалы для подготовки к ЕГЭ учителя информатики 163-ей школы Спб Полякова К.Ю

  8. http://de.ifmo.ru/exam/ - Интернет-экзамен по информатике в СПбГУИТМО.

  9. http://www.bitnet.ru/demo-ege/demo-inf-2004.html - интерактивный ознакомительный вариант ЕГЭ по информатике.

  10. www.letopisi.ru – проект «CAMPUS: вместе готовимся к ЕГЭ: Подготовка к ЕГЭ по информатике».

  11. http://www.edu.ru/moodle/ - Российское Образование - федеральный портал. Тесты по ГИА и ЕГЭ разных предметов

  12. http://www.intuit.ru/department/informatics/ege/0/ - дистанционные курсы по подготовке к ЕГЭ на Интернет университет ИТ

  13. http://dist-learn.spb.ru/school/ege/ - Сайт И.Государева - подготовка к ЕГЭ по информатике

  14. Сайт «Подготовка к ЕГЭ по информатике» http://informatika.egepedia.ru/doku.php

  15. Сайт «Информатика в школе». Автор М.Б.Львовский Полезные ссылки. http://marklv.narod.ru/inf/links.htm

  16. Тесты On-Line http://www.klyaksa.net/test_online/





Похожие:

Методическое письмо по подготовке к егэ по предмету «информатика и икт» на основе анализа результатов егэ-2009 iconМетодическое письмо по подготовке к егэ по предмету «информатика и икт» на основе анализа результатов егэ-2009
Информационно-методическое письмо по подготовке к егэ по предмету «информатика и икт»
Методическое письмо по подготовке к егэ по предмету «информатика и икт» на основе анализа результатов егэ-2009 iconРекомендации по использованию дистанционных технологий при подготовке к егэ по информатике
В россии все больше внедряется практика оценивания выпускников школ методом сдачи егэ. В этом году впервые массово будет сдаваться...
Методическое письмо по подготовке к егэ по предмету «информатика и икт» на основе анализа результатов егэ-2009 iconЛитература по подготовке к егэ по математике для учащихся 10-11 классов
Рабочая тетрадь по математике серии «егэ 2011. Математика» ориентирована на подготовку учащихся старшей школы для успешной сдачи...
Методическое письмо по подготовке к егэ по предмету «информатика и икт» на основе анализа результатов егэ-2009 iconЛитература по подготовке к егэ по математике
Шестаков С. А. Егэ 2012. Математика. Задача простейшие уравнения. Рабочая тетрадь
Методическое письмо по подготовке к егэ по предмету «информатика и икт» на основе анализа результатов егэ-2009 iconПояснительная записка
Икт. При разработке программы использовался кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных...
Методическое письмо по подготовке к егэ по предмету «информатика и икт» на основе анализа результатов егэ-2009 iconСовременные технологии совершенствования и развития иноязычной коммуникативной компетенции на уроке английского языка как средство оптимизации подготовки учащихся к сдаче егэ
Ляется введение единого государственного экзамена (егэ). О нем сегодня много пишут, говорят, спорят. Появилось много книг, пособий...
Методическое письмо по подготовке к егэ по предмету «информатика и икт» на основе анализа результатов егэ-2009 iconНовости егэ 16. 10. 2012 Школьники будут сдавать егэ на компьютере
Московские школьники начали готовиться сдавать егэ на компьютере. Для этого им надо подать заявку на пробное тестирование на егэ...
Методическое письмо по подготовке к егэ по предмету «информатика и икт» на основе анализа результатов егэ-2009 iconИспользование икт при подготовке к егэ по математике деркач Ирина Геннадьевна
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя обшеобразовательная школа №38 (мобу сош №38) г. Таганрог
Методическое письмо по подготовке к егэ по предмету «информатика и икт» на основе анализа результатов егэ-2009 iconЕгэ по русскому языку
Егэ – русский язык и математику. По каждому из них нужно набрать количество баллов, превышающее минимальный порог, который устанавливается...
Методическое письмо по подготовке к егэ по предмету «информатика и икт» на основе анализа результатов егэ-2009 iconЕгэ по русскому языку
Егэ – русский язык и математику. По каждому из них нужно набрать количество баллов, превышающее минимальный порог, который устанавливается...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами