Эссе как разновидность очерка icon

Эссе как разновидность очерка



НазваниеЭссе как разновидность очерка
Дата17.10.2016
Размер
ТипСочинение

"Краткий словарь литературоведческих терминов" трактует эссе как "разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций". Сочинение в жанре эссе требует от автора не только умения продемонстрировать "сумму знаний", но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, отношении к тому, о чем он пишет. Словом, автор эссе не просто рассказчик, он - его герой.

Для эссе характерны ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность. Жанр дает право на субъективное изложение заявленной проблемы и свободную композицию. Его границы, в общем, размыты. Эссе определяют как записки, наброски, раздумья. Оно обычно имеет небольшой объем.

Диалектическое противоречие налицо : художественная форма и аналитическое содержание, субъективная и объективная стороны социального знания.


Работу необходимо начинать с черновика. Учащиеся порой не знают, что такое черновик, и пишут его как "беловой" (окончательный) вариант работы: тот же плотно исписанный лист, без полей и значков - одно отличие, что написан небрежно. Такой черновик не оставляет пространства для совершенствования текста, шлифовки мысли, не дает возможности работать творчески. Неправильные (назовем их так) черновики подходят для работ компилятивного характера, которые, в свою очередь, при многократном повторении формируют паническую боязнь самостоятельного высказывания.

^ Листы черновика полезно оставлять наполовину пустыми (широкие поля!), писать только на одной его стороне. Поля нужны, чтобы вносить исправления и дополнения в процессе перечитывания и правки первоначального текста. На обороте листа остается место для записи цитат, примеров, конкретизирующих мысль, и пр.

Важная "мелочь": первая запись и в черновике, и в окончательном варианте - это точная формулировка темы эссе. Тема - своего рода условие задачи, в которое, чтобы понять, нужно вдуматься. Тема, как правило, формулируется так, что предполагает не один "правильный" ответ, а множество решений. Вчитываясь в нее, учащийся оказывается в том творческом пространстве, которое ею очерчено. Если отдельные слова, мысли (и даже в некоторых случаях формулировка в целом) будут повторены в тексте эссе, то не следует считать это недостатком. Главная задача ученика - понять и раскрыть тему, а не "уйти" от нее (ситуация весьма распространенная в школьной практике).

Итак, тема выбрана, осознана, определенным образом понята. Как правило, темы эссе по обществознанию имеют проблемный, иногда дискуссионный характер и предлагаются в виде высказывания ученого, писателя, поэта, мыслителя. Чрезвычайно важно выделить основную идею автора высказывания и определить, в рамках какого раздела или темы обществоведческого курса ее следует рассматривать.

^ Полезно на черновике в свободной форме выписать все, что может понадобиться в эссе: понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события. Словом, "дать себе волю", записать все, что кажется нужным, интересным, имеющим отношение к теме. Есть рациональное зерно в утверждении: "Писательство не в голове, а в кончиках пальцев".

Следующая задача - привести весь этот "хаос" в порядок, соотнести с темой, выбрать эффектную цитату, точную мысль, интересный факт, убедительный аргумент.

Самые ответственные части работы - вступление и заключение. Вступление фокусирует проблематику эссе, ставит ключевые вопросы, указывает на противоречия, выявляет обществоведческие аспекты темы. Заключением должна стать наиболее яркая мысль, подытоживающая, резюмирующая рассуждения.


Например,

тема "У нас нет времени, чтобы стать самими собой" (А. Камю) предполагает, что ученик посвятит свое эссе проблемам самопознания, самосознания, самосовершенствования человека, рассмотрит особенности формирования "я-концепции", поставит экзистенциальные проблемы человеческого бытия. Говоря иначе, обратится к вопросам развития личности.


Тема "Не хлебом единым жив человек" ставит проблему соотношения материальных и духовных потребностей человека, противоречий между ними. Это значит, что выписанные на черновик и вошедшие в окончательный текст понятия, термины, примеры, цитаты, аргументы должны быть так или иначе связаны с данной проблематикой.


Структура эссе

1. определяется предъявляемыми к нему требованиями.

  • Мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т).

  • Мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.


Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):


^ Вступление - Тезис, аргументы - Тезис, аргументы - Тезис, аргументы - Заключение


вступление и заключение фокусируют внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).


Учащимся необходимо напоминать о значении выделения абзацев, роли красных строк, логической связи абзацев: так достигается целостность работы.


Внимание нужно обратить и на стиль изложения. Нельзя забывать, что эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

^ 2. Уверенное владение терминами и понятиями - первичное условие успеха при работе над эссе

1. Философская оценка - этот прием позволяет конкретизировать умение школьников узнавать и различать проблемы, самостоятельно выражать собственную точку зрения.

^ 2. Категориальный анализ - это "перевод" текста на язык философских категорий. Прием позволяет определить присутствие философских законов и категорий в конкретных высказываниях, выявить формы и приемы мышления, умения общаться и анализировать. На язык философских категорий можно переводить пословицы, цитаты, отрывки из художественных произведений и пр.

^ 3. Осознание проблемы и попытка ее разрешения - редлагается текст, в котором проблема содержится в неявном (неочевидном для учащихся) виде. Ученики должны увидеть эту проблему и аргументировать ее возможное решение.

4. Выявление и сравнение понятий, позиций авторов, точек зрения, мнений.

Результаты работы уместно оформить в табличном виде.

^ 5. Построение философского предложения или текста - задача заключается в том, чтобы из предложенного набора обществоведческих терминов построить верное, осмысленное предложение.

6. Задания-игры. Это загадки, кроссворды, чайнворды, анаграммы, криптограммы, лабиринты, магические квадраты и пр.

^ 7. Ролевые задания. Они предполагают освоение теоретического материала и его представление в игровой, персонифицированной форме. Цель состоит в овладении учащимися новыми социальными ролями, усвоении культурного опыта .

8. Индивидуализированные рефлексивные задания. Они направлены на опосредованный, косвенный самоанализ, самоцелеполагание, самопланирование и самоконтроль. Цели реализуются путем создания ситуаций "переноса" (своего рода описание воображаемой жизни и деятельности в заданном времени и в произвольном пространстве) и морального выбора, а также написания эссе или воображаемого диалога с мыслителем.




Похожие:

Эссе как разновидность очерка iconКак научить писать школьников эссе по обществознанию на «отлично». Краткий словарь литературоведческих терминов трактует эссе как «разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта,
Для эссе характерна ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность изложения. Жанр даёт право на субъективное изложение...
Эссе как разновидность очерка iconВаша Лариса Александровна. Эссе Аргументированное эссе сочинение
Эссе Аргументированное эссе – сочинение-рассуждение небольшого объема, написанное на спорную тему. Эссе защищает некий тезис, относительно...
Эссе как разновидность очерка iconКак научиться писать школьное эссе по обществознанию
Словом, автор эссе — это не только рассказчик, но и герой. Для эссе характерны ярко выраженная автор­ская позиция, искренность, эмоциональность...
Эссе как разновидность очерка iconКак научится писать эссе по обществознанию на "отлично"?
Сочинение в жанре эссе по обществознанию явление для школьников да и для учителей новое. И перспективное: XXI век тяготеет к малым...
Эссе как разновидность очерка iconТема: «Жанр эссе. Использование в эссе сложных синтаксических конструкций»
Повторение орфограмм (словарные слова, непроверяемые написания) и пунктограмм «Знаки препинания в сложном предложении»
Эссе как разновидность очерка iconУрок обществознания для учащихся 11 класса по теме «Учимся писать эссе»
Единица содержания: применение алгоритма для определения и формулирования проблемы, поставленной автором, при написании эссе (С9)...
Эссе как разновидность очерка iconЭлективный курс «Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения на егэ по русскому языку в 11 классе»
«Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения на егэ по русскому языку в 11 классе»
Эссе как разновидность очерка iconПродолжение рассмотрения, начатого на предыдущей лекции, исторического очерка языков программирования

Эссе как разновидность очерка iconУрок " Трудный хлеб, но честный"
Замысел урока: посредством наблюдения за построением очерка проследить развитие чувств автора-рассказчика, определить главных действующих...
Эссе как разновидность очерка iconКонкурс на лучший политический плакат и на лучшую работу (эссе) по теме «В единении наша сила», посвященный 4 ноября
Сегодня мы подводим итоги двух конкурсов – конкурс на лучший политический плакат и на лучшую работу (эссе) по теме «В единении наша...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами