Пояснительная записка icon

Пояснительная записка



НазваниеПояснительная записка
Дата17.10.2016
Размер
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка

Настоящая программа для обучающихся 10-11 классов. Программа рассчитана на 68 часов (1час в неделю в течение 2-х лет). Составлена на основе стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ. При разработке программы использовался кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для ЕГЭ 2010 года по информатике и ИКТ и спецификация КИМов ЕГЭ 2010 года по информатике и ИКТ.

Организация учебного процесса стандартная: содержательное обобщение по теме, разбор типичных заданий разной сложности, тренинг по всему тематическому блоку. Содержательное обобщение по теме представляет собой систематизированное изложение материала на уровне, немного превышающем базовый, поскольку учитывается профильная направленность курса. Особенность изложения теории в том, что это не краткий справочный материал, а систематизация теории, являющейся основой для продолжения образования по информатике.

Программа данного элективного курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и ИКТ для подготовки к сдачи ЕГЭ.

^ Целью программы является подготовка обучающихся выпускных классов к сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ.

Основные задачи курса:

- способствовать формированию:

  • положительного отношения к процедуре контроля в формате ЕГЭ;

  • представления о структуре и содержании КИМов по предмету; назначения заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развёрнутым ответом)

- сформировать умения:

  • работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;

  • эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;

  • правильно оформлять решения заданий с развёрнутым ответом.

Содержание

Раздел I. Основные подходы к разработке контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике (1 час)

Лекционный материал. Основные подходы к разработке КИМов по информатике.

Основные задачи, решаемые в ходе введения ЕГЭ в России.

Комплект контрольных измерительных материалов по информатике (кодификатор, спецификация экзаменационной работы, демонстрационная версия экзаменационной работы, экзаменационная работа с инструкцией для учащихся, ключи, инструкции по проверке и оценке заданий со свободным развёрнутым ответом).

Типы заданий. Распределение заданий экзаменационной работы по уровням усвоения учебного содержания курса.

^ Раздел II. Тематические блоки и тренинг по заданиям и вариантам (33 часа)


  1. Тематический блок «Информация и её кодирование» (5 часов)

Содержательное обобщение изученного материала. Проверяемый материал с указанием качественного уровня усвоения. Разбор заданий из демонстрационных тестов. Материал для тренинга с использованием заданий с выбором ответа, используемых в части А. Материал для тренинга с использованием заданий с краткой формой ответа, используемых в части В.

На уровне воспроизведения знаний проверяется такой теоретический материал, как:

  • Единицы измерения информации;

  • Понятие о кодировании различной информации;

  • Системы счисления.

На уровне сформированности умений применять свои знания в стандартной ситуации входит:

  • Подсчитывать информационный объём сообщения;

  • Осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;

  • Осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления.




  1. Тематический блок «Моделирование и компьютерный эксперимент» (1 час)

Представлен в варианте одним заданием на проверку умения считывать данные с графика или таблицы.


  1. Тематический блок «Программные средства информационных и коммуникационных технологий» (1 час)

Содержательное обобщение изученного материала. Проверяемый материал с указанием качественного уровня усвоения. Разбор заданий из демонстрационных тестов. Материал для тренинга с использованием заданий с выбором ответа, используемых в части А.

Задания на понимания принципа организации файловой системы.


  1. Тематический блок «Основы логики» (5 часов)

Содержательное обобщение изученного материала. Проверяемый материал с указанием качественного уровня усвоения. Разбор заданий из демонстрационных тестов. Материал для тренинга с использованием заданий с выбором ответа, используемых в части А. Материал для тренинга с использованием заданий с краткой формой ответа, используемых в части В.

На уровне воспроизведения знаний проверяется такой фундаментальный теоретический материал, как основные элементы математической логики.

Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в стандартной ситуации входит в первые две части экзаменационной работы. Это умения:

  • Составлять и преобразовывать логические выражения;

  • Формировать для логической функции таблицу истинности и логическую схему.

Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в новой ситуации входит во вторую часть работы. Это умение преобразовывать сложные логические высказывания.


  1. Тематический блок «Технология обработки текстовой, графической и звуковой информации» (1 час)

Содержательное обобщение изученного материала. Проверяемый материал с указанием качественного уровня усвоения. Разбор заданий из демонстрационных тестов. Материал для тренинга с использованием заданий с выбором ответа, используемых в части А. Материал для тренинга с использованием заданий с краткой формой ответа, используемых в части В.

На уровне воспроизведения проверяются основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях.

В проверяемые умения применять свои знания в стандартной ситуации входят умения:

  • Оценивать результат работы известного программного обеспечения;

  • Формулировать запросы к БД и поисковым системам




  1. Тематический блок «Технология обработки информации в электронных таблицах»
    (1 час)

Содержательное обобщение изученного материала. Проверяемый материал с указанием качественного уровня усвоения. Разбор заданий из демонстрационных тестов. Материал для тренинга с использованием заданий с выбором ответа, используемых в части А. Материал для тренинга с использованием заданий с краткой формой ответа, используемых в части В.

На уровне воспроизведения проверяются основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях.

В проверяемые умения применять свои знания в стандартной ситуации входят умения:

  • Оценивать результат работы известного программного обеспечения;

  • Формулировать запросы к БД и поисковым системам




  1. Тематический блок «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных» (1 час)

Содержательное обобщение изученного материала. Проверяемый материал с указанием качественного уровня усвоения. Разбор заданий из демонстрационных тестов. Материал для тренинга с использованием заданий с выбором ответа, используемых в части А. Материал для тренинга с использованием заданий с краткой формой ответа, используемых в части В.

На уровне воспроизведения проверяются основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях.

В проверяемые умения применять свои знания в стандартной ситуации входят умения:

  • Оценивать результат работы известного программного обеспечения;

  • Формулировать запросы к БД и поисковым системам




  1. Тематический блок «Телекоммуникационные технологии» (1 час)

Содержательное обобщение изученного материала. Проверяемый материал с указанием качественного уровня усвоения. Разбор заданий из демонстрационных тестов. Материал для тренинга с использованием заданий с выбором ответа, используемых в части А. Материал для тренинга с использованием заданий с краткой формой ответа, используемых в части В.

На уровне воспроизведения проверяются основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях.

В проверяемые умения применять свои знания в стандартной ситуации входят умения:

  • Оценивать результат работы известного программного обеспечения;

  • Формулировать запросы к БД и поисковым системам




  1. Тематический блок «Алгоритмизация и программирование» (6 часов)

Содержательное обобщение изученного материала. Проверяемый материал с указанием качественного уровня усвоения. Разбор заданий из демонстрационных тестов. Материал для тренинга с использованием заданий с выбором ответа, используемых в части А. Материал для тренинга с использованием заданий с краткой формой ответа, используемых в части В. Материал для тренинга с использованием заданий с развёрнутой формой ответа, используемых в части С.

Данный блок содержит самый объёмный и сложный материал курса информатики, знания и умения по которому представлены на всех уровнях сложности.

На уровне воспроизведения знаний проверяется фундаментальный теоретический материал, такой как:

  • Понятие алгоритма, его свойств, способов записи;

  • Основные алгоритмические конструкции;

  • Основные элементы программирования.

Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в стандартной ситуации и входит во все три части экзаменационной работы. По данному тематическому блоку это следующие умения:

  • Использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;

  • Формально исполнять алгоритмы, записанные на естественных и алгоритмических языках, в том числе на языках программирования.




  1. Тематический блок «Технология программирования» (9 часов)

Содержательное обобщение изученного материала. Проверяемый материал с указанием качественного уровня усвоения. Разбор заданий из демонстрационных тестов. Материал для тренинга с использованием заданий с выбором ответа, используемых в части А. Материал для тренинга с использованием заданий с развёрнутой формой ответа, используемых в части С.

Данный блок содержит самый объёмный и сложный материал курса информатики, знания и умения по которому представлены на всех уровнях сложности.

На уровне воспроизведения знаний проверяется фундаментальный теоретический материал, такой как:

  • Понятие алгоритма, его свойств, способов записи;

  • Основные алгоритмические конструкции;

  • Основные элементы программирования.

Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в стандартной ситуации и входит во все три части экзаменационной работы. По данному тематическому блоку это следующие умения:

  • Использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;

  • Формально исполнять алгоритмы, записанные на естественных и алгоритмических языках, в том числе на языках программирования.

Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в новой ситуации и входит во вторую и третью части экзаменационной работы. Это следующие сложные умения:

  • Анализировать текст программы с точки зрения соответствия записанного алгоритма поставленной задаче и изменять его в соответствии с заданием;

  • Реализовать сложный алгоритм с использованием современных систем




  1. Тренинг по вариантам (2 часа)

Во время тренинга предлагаются задания демо-версий вариантов ЕГЭ. Выполнение их предполагается на бланках № 1 и № 2, которые используются на экзамене.


^ Календарно-тематическое планирование


п/п

Наименование
разделов и тем


Всего часов

Методика

Дидактика

Д/з

Основные подходы к разработке контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике

1 час

1

Специфика тестовой формы контроля. Знакомство с КИМами (кодификатор, спецификация, демо-версиями по информатике и ИКТ). Типы заданий

1




Перечень. Кодификатор, спецификация. Демо-версии различных годов




^ Тематические блоки и тренинг по заданиям и вариантам

«Информация и её кодирование»

5 часов

1

Информация и её кодирование

1

Презентация

А3

А3 с сайта Полякова

2

Информационный объём сообщения

1

Презентация

А2, В1

А2, В1 с сайта Полякова

3

Системы счисления

1

Презентация

А1

А1 с сайта Полякова

4

Действия в различных системах счисления

1

Презентация

А4, В3

А4, В3 с сайта Полякова

5

Кодирование информации. Скорость передачи информации

1

Презентация

А11, В7

А11, В7 с сайта Полякова

«Моделирование и компьютерный эксперимент»

1 час

1

Моделирование и компьютерный эксперимент

1

Презентация

А10

А10 с сайта Полякова

^ Программные средства информационных и коммуникационных технологий

1 час

1

Файлы и файловые системы (файловые менеджеры и архиваторы)

1

Презентация

А13

А13 с сайта Полякова

^ Технология обработки текстовой, графической и звуковой информации

1 час

1

Кодирование графической информации

1

Презентация

А15

А15 с сайта Полякова

Технология обработки информации в электронных таблицах

1 час

1

Типы и формат данных. Работа с формулами. Визуализация данных с помощью диаграмм и графиков

1

Презентация

А16, А17

А16, А17 с сайта Полякова

^ Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных

1 час

1

Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных

1

Презентация

А14

А14 с сайта Полякова




^ Телекоммуникационные технологии

1 час

1

Принципы организации и функционирования компьютерных сетей, адресации в сети. Умение осуществлять поиск информации в Интернете

1

Презентация

В9, В10

В9, В10 с сайта Полякова

^ Основы логики

5 часов

1

Алгебра логики

1 час

Презентация

А7

А7 с сайта Полякова

2

Проверка закономерностей методом рассуждений

1 час

Презентация

А12

А12 с сайта Полякова

3

Логические выражения и их преобразования

1 часа

Презентация

А8, В4

А8, В4 с сайта Полякова

4

Построение таблиц истинности логических выражений

1 часа

Презентация

А9

А9 с сайта Полякова

5

Решение содержательных задач

1 часа

Презентация

В6

В6 с сайта Полякова

^ Алгоритмизация и программирование

6 часов

1

Формальное исполнение алгоритмов

1

Презентация

А5

А5 с сайта Полякова

2

Работа с массивами

1

Презентация

А6

А6 с сайта Полякова

3

Исполнение алгоритма, записанного в виде блок-схемы

1

Презентация

В2

В2 с сайта Полякова

4

Исполнение алгоритма в среде формального исполнителя

1

Презентация

А18

А18 с сайта Полякова

5

Исполнение алгоритма, записанного на естественном языке

1

Презентация

В5

В5 с сайта Полякова

6

Анализ алгоритма построения последовательности

1

Презентация

В8

В8 с сайта Полякова

^ Технология программирования

9 часов

1

Чтение фрагмента программы на языке программирования и исправление ошибок

2

Презентация

С1

С1 с сайта Полякова

2

Задачи на обработку массивов.

2

Презентация

С2

С2 с сайта Полякова

3

Создание выигрышной стратегии игры

2

Презентация

С3

С3 с сайта Полякова

4

Решение задач средней сложности

3

Презентация

С4

С4 с сайта Полякова

^ Тренинг по вариантам

2 часа

1

Демо 2010

2




А1-В10

С1-С4



УМК

  1. Самылкина, Н.Н. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие / Н.Н. Самылкина, С.В. Русаков, А.П. Шестаков, С.В. Баданина. – 2-е изд., испр. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008. – 298 с.: ил. ISBN 978-5-94774-743-0

  2. Зорина, Е.М. ЕГЭ 2010: Информатика: сборник заданий / Е.М. Зорина, М.В. Зорин. – М.: Эксмо, 2009. – 208 с. – (ЕГЭ. Сборник заданий). ISBN 978-5-699-34164-1

  3. ЕГЭ 2009. Информатика. Универсальные материалы для подготовки учащихся / Под редакцией В.Р. Лещинера / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 136 с. ISBN 978-5-89790-537-9

  4. ЕГЭ 2009. Информатика. Универсальные материалы для подготовки учащихся / Под редакцией В.Р. Лещинера / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 136 с. ISBN 978-5-89790-537-9



  5. Гусева, И.Ю. ЕГЭ. Информатика: Раздаточный материал тренировочных тестов / И.Ю. Гусев. – СПб.: Тригон, 2009. – 120 с.

  6. www.fipi.ru

  7. www.ege.еdu.ru

  8. http://www.kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm



Похожие:

Пояснительная записка iconПояснительная записка представляет собой последовательное изложение расчётного материала со всеми соответствующими схемами и ссылками на использованную литературу
Записка начинается с введения (не более 1 страницы), где приводится обоснование проекта
Пояснительная записка iconПояснительная записка
Заниматься в секции может каждый школьник, прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям
Пояснительная записка iconПояснительная записка также расположена по ссылке: https://docs google com/document/pub?id=1nx0T74y63Je1pz 5ZfJonAEpNQ4OnSFo9oqi-Jh0bni

Пояснительная записка iconПояснительная записка
Программа курса составлена доцентом кафедры гуманитарных наук гу вшэ, (спб филиал), А. В. Куприяновым
Пояснительная записка iconПояснительная записка. Актуальность программы
Программа отвечает потребностям сегодняшнего уровня жизни и ориентирована на эффективное решение проблем в будущем
Пояснительная записка iconПояснительная записка задача №1
Эта задача относится к расчету параметров и характеристик полупроводниковых триодов – транзисторов
Пояснительная записка iconПояснительная записка Билеты устного зачёта по информатике состоят из двух частей
На устный (первый) вопрос билета необходимо и достаточно дать приведённые ниже ответы
Пояснительная записка iconПояснительная записка Задача
Пребывание ребенка в группе кратковременного пребывания способствует формированию умения налаживать общение с чужими взрослыми, быть...
Пояснительная записка iconПояснительная записка «Здоровье не всё, но без него ничего»
Как показывают исследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с принципами организации здорового питания детей
Пояснительная записка iconПояснительная записка
Кроме того, этномузыкальные занятия являются средством комплексного развития ребенка, включающего в себя музыкально-эстетический,...
Пояснительная записка iconДидактические материалы по литературе и русскому языку Пояснительная записка
Разгадать загадку произведения, постичь авторский замысел можно, прикоснувшись к словесной ткани” художественного произведения
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами