Тесты для проверки знаний. Ход урока Оргмомент Проверка знаний и умений Тестирование icon

Тесты для проверки знаний. Ход урока Оргмомент Проверка знаний и умений Тестирование



НазваниеТесты для проверки знаний. Ход урока Оргмомент Проверка знаний и умений Тестирование
Дата17.10.2016
Размер
ТипТесты

9 класс

Урок 19

Тема урока: Состав и значение комплексов, производящих

конструкционные материалы и химические вещества.


Задачи:

Дать представление о комплексах, производящих конструкционные материалы и химические вещества, их составе и значении в хозяйстве страны.

Сформировать понятие «конструкционные материалы», показать многообразие конструкционных материалов.

Выявить особенности и значение металлургического комплекса, показать его место в хозяйстве России, рассмотреть современные проблемы российской металлургии и их географические следствия.

Совершенствовать умение работать с учебником, картосхемами, таблицами.

Оснащение: карта «Металлургия России», тесты для проверки знаний.


^ Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Проверка знаний и умений

Тестирование

Вариант I

Вопросы

Варианты ответов

  1. Какое место в мире занимает Россия по добыче нефти?

А) первое;

Б) второе;

В) седьмое;

Г) входит во вторую десятку стран-лидеров.

  1. По добыче какого топливного полезного ископаемого Россия занимает первое место в мире?

А) каменный уголь;

Б) природный газ;

В) торф;

Г) нефть.

  1. Выберите месторождение нефти.

А) Ямбургское;

Б) Уренгойское;

В) Самотлор;

Г) Ромашкинское;

Д) Штокмановское.

  1. Астрахань, Оренбург, Ямбург – это центры добычи…

А) природного газа;

Б) нефти;

В)каменного угля;

Г) торфа.

  1. Самыми распространёнными электростанциями, вырабатывающими большую часть энергии, являются…

А) тепловые;

Б) гидравлические;

В) геотермальные;

Г) атомные.

  1. «Сияние Севера» - это …

А) атомный ледокол;

Б) магистральный газопровод;

В) крупнейший в мире алмаз;

Г) ненецкий фольклорный ансамбль.

  1. ¾ добываемого угля в России используется…

А) в качестве сырья для химической промышленности;

Б) в качестве кокса в металлургии;

В) в качестве топлива на ТЭС;

Г) в качестве топлива на транспорте.

  1. Выберите угольный бассейн, где добыча осуществляется только открытым способом…

А)Канско-Ачинский;

Б) Кузнецкий;

В)Печорский;

Г) Подмосковный.

  1. Найдите неверную пару

А) Рефтинская ГРЭС – Свердловская область;

Б) Усть-Илимская ГЭС – Республика Хакасия;

В) Билибинская АЭС – Чукотский АО;

Г) Рыбинская ГЭС – Ярославская область.

  1. Укажите, какая из перечисленных электростанций - тепловая

А) Сургутская;

Б) Братская;

В) Кислогубская;

Г) Братская.

  1. Укажите, какая из перечисленных электростанций - атомная

А) Рефтинская;

Б) Саяно-Шушенская;

В) Балаковская;

Г) Братская.

  1. Выберите верное утверждение, относящееся к электроэнергетике России

А) большая часть электроэнергии вырабатывается на ГЭС;

Б) вся территория страны покрыта единой энергосистемой;

В) крупнейшие ГЭС построены на реках Лена, Обь и их притоках;

Г) две АЭС располагаются за северным полярным кругом.

  1. Выберите города, являющиеся центрами нефтепереработки

А) Самара;

Б) Новгород;

В) Пермь;

Г) Рязань;

Д) Челябинск;

Е) Ростов-на-Дону.


Вариант II

Вопросы

Варианты ответов

1. Какое производство не относится к ТЭК?

А) нефтедобыча;

Б) нефтепереработка;

В) газопроводный транспорт;

Г) производство удобрений.

2. Укажите главный район добычи нефти в России

А) Север;

Б) Западная Сибирь;

В) Урало-Поволжье;

Г) Северный Кавказ.

3. Выберите субъект России, в котором находится Кузнецкий угольный бассейн

А) кемеровская область;

Б) Ростовская область;

В) Красноярский край;

Г) Республика Коми.

4. Укажите электростанцию, которая входит в тройку наиболее мощных теплоэлектростанций России

А) Саратовская;

Б) Балаковская;

В) Приморская;

Г) Костромская.

5. Укажите основной регион добычи нефти в Урало-Поволжье

А) Татарстан;

Б) Самарская область;

В) Удмуртия;

Г) Оренбургская область.

6. Из какого бассейна коксующийся уголь экспортируется в Японию?

А) Печорский;

Б) Иркутский;

В) Кузнецкий;

Г) Южно-Якутский.

7. Укажите ошибку в перечне атомных электростанций России

А) Тверская;

Б) Костромская;

В) Смоленская;

Г) Курская.

8. Выберите крупнейшие газовые месторождения

А) Медвежье и Самотлор;

Б) Уренгой и Ямбург;

В) Оренбургское и Астраханское;

Г) Берёзовское и Качканар.

9. К исчерпаемым природным ресурсам относится…

А) солнечная энергия;

Б) воздух;

В) почва.

10. Топливными ресурсами не обеспечена база…

А) Урало-Поволжская;

Б) Центральная;

В) Северо-Европейская.

11. Крупнейшие общегеологические запасы угля находятся в бассейне

А)Тунгусском;

Б)Печорском;

В) Ленском;

Г) КанскоАчинском.

12. Найдите ошибку в перечне недостатков тепловых электростанций

А) сильно загрязняют атмосферу;

Б) используют невозобновимые исчерпаемые ресурсы;

В) высокая себестоимость энергии;

Г) могут быть построены только возле месторождений топливных ресурсов

13. Укажите экономические районы России, в которых построены АЭС

А) Поволжье;

Б) Урал;

В) Западная Сибирь;

Г) Восточная Сибирь;

Д) Дальний Восток.


Ответы

вопроса

I вариант

II вариант

1.

А

Г

2.

Б

Б

3.

Б

А

4.

Г

Г

5.

А

А

6.

Б

Б

7.

В

Б

8.

А

Б

9.

Б

В

10.

А

Б

11.

В

А

12.

Г

Г

13.

А, В, Г

А, Б, Д


2. Письменная работа по карточкам с заданиями.

Карточка №1

Чем ТЭЦ отличается от ТЭС? Каковы принципы размещения ТЭС?

(ТЭС - тепловая электростанция, вырабатывает только электроэнергию. ТЭЦ - тепловая электроцентраль, вырабатывает не только электроэнергию, но и тепло (пар и горячая вода). Свободное размещение: и у потребителя, и у источников топливных ресурсов.)


Карточка №2

Чем ГЭС отличается от ГРЭС? Назовите крупнейшие ГЭС в России.

(ГЭС - гидроэлектростанция, использующая энергию падающей воды. ГРЭС - государственная районная электростанция. Она тепловая, использует любое топливо и обеспечивает электричеством большую территорию.) С течением времени термин «ГРЭС» потерял свой первоначальный смысл («районная») и в современном понимании означает, как правило, конденсационную электростанцию (КЭС) большой мощности (тысячи МВт), работающую в объединённой энергосистеме наряду с другими крупными электростанциями. Однако следует учитывать, что не все станции, имеющие в своём названии аббревиатуру «ГРЭС», являются конденсационными, некоторые из них работают как теплоэлектроцентрали.


Карточка №3

Назовите ГЭС, расположенные на Волге. В чем состоят преимущества и недостатки ГЭС? (Угличская, Рыбинская, Чебоксарская, Горьковская, Волжская им. В. И. Ленина, Волжская им. XXII съезда КПСС. Преимущества: высокий КПД, экономичность, простота управления, длительные сроки эксплуатации, низкая себестоимость электроэнергии, возможность строительства каскадов ГЭС. Недостатки: длительное строительство, большие капиталовложения в период строительства, отрицательное экологическое влияние на окружающую территорию.)


Карточка №4

Назовите АЭС, расположенные в Европейской части России. Какой принцип размещения АЭС является основным?

(Кольская, Ленинградская, Калининская, Смоленская, Курская, Нововоронежская, Балаковская. Основной принцип размещения АЭС - потребительский.)


Карточка №5

Где и с какой целью необходимо располагать электростанции, использующие энергию ветра? Обоснуйте ответ.

(В прибрежных районах Севера России для электроснабжения малых и временных населенных пунктов. Именно там среднегодовая скорость ветра составляет более 6-9 м/с.)


Карточка №6

Где и с какой целью необходимо располагать электростанции, использующие энергию солнца?

(В южных районах России с большим количеством солнечных дней в году, в малых и временных населенных пунктах. Именно там суммарная солнечная радиация превышает 100 ккал/см2.)


3. Устный фронтальный опрос.

1) Каково значение электроэнергетики? Почему электроэнергетику обычно рассматривают вместе с топливной промышленностью и объединяют их в единый комплекс?

2) От чего зависит себестоимость электроэнергии? Почему важно получение электроэнергии с низкой себестоимостью?

3) Объясните принципы размещения электростанций разных типов.

4) Что такое ЕЭС России? В чём её значение и экономическая выгода?

5) Какие типы ТЭС вы знаете?

6) Назовите преимущества и недостатки ГЭС?

7) В чём проблемы развития атомной энергетики в России?

8) Каковы возможности использования альтернативной электроэнергетики?


  1. ^ Изучение нового материала

  1. На первом этапе урока


Лесная

промышленность



Чёрная и цветная металлургия



Конструкционные материалы



Химия и

нефтехимия

Промышленность

стройматериалов










^ Далее учитель объясняет причины объединения этих комплексов в единую систему.

Учитель. Объединение данных комплексов в единую систему целесообразно, так как:

1) между комплексами существуют довольно тесные взаимосвязи, в частности, значительная часть химических веществ служит исходным сырьем для производства конструкционных материалов;

2) продукция комплексов часто взаимозаменяема;

3) объемы производства металла на перспективу все более определяются параметрами развития химической промышленности и новыми технологиями обработки древесины;

4) в комплексах основу их нижних этажей составляют добывающие производства, с развитием которых тесно связаны проблемы рационального использования природных ресурсов и формирования ресурсосберегающей политики, а также эколого-экономические аспекты хозяйствования.

Пропорции между рассматриваемыми комплексами, их доля в российской промышленности анализируются по таблице 4 (с. 25 учебника). Учащиеся также отвечают на вопросы к этой таблице.

2. Понятие «конструкционные материалы» учащиеся записывают в тетрадь (с. 23 учебника). Учитель организует работу учащихся с таблицей 3 (с. 23 учебника, рис. 7 на с. 24).

  1. На какие группы делятся конструкционные материалы по своему происхождению?

  2. На какие группы делятся конструкционные материалы но степени новизны?

  3. Как вы считаете, производство каких конструкционных материалов занимает первое место?

  4. Как производство конструкционных материалов связано с добывающей промышленностью?

Учитель предлагает учащимся составить схему связей комплексов с основными потребителями конструкционных материалов. Схема может иметь следующий вид.


^ Комплексы конструкционных материалов


Машиностроительный Транспортный Строительный

комплекс комплекс комплекс


Агропромышленный ТЭК Комплекс по производству товаров

комплекс народного потребления


3. Следующий этап урока посвящен металлургическому комплексу России. Определение учащиеся записывают в тетрадь. Значение металлургического комплекса можно обсудить в совместной беседе после того, как учащиеся поработают с текстом учебника (§5, с. 25). Учитель дополняет ответы учеников.

Учитель. Российская металлургическая отрасль промышленности является второй отраслью в стране после топливно-энергетического комплекса по наполнению федерального бюджета и ведущей по внесению вклада в валютные поступления страны. От работы металлургических предприятий во многом зависит социально-экономическое развитие как страны в целом, так и регионов. Кроме того, продукция российской металлургии по-прежнему остается одной из крупнейших составляющих мирового рынка металлопродукции.

Металлургический комплекс можно назвать основой хозяйства страны. Он является фундаментом машиностроения, которое вместе с электроэнергетикой и химической промышленностью обеспечивает развитие научно-технического прогресса. Многие другие комплексы являются потребителями продукции металлургии.

Далее на основе текста учебника, рис. 7 на с. 24, и пояснений учителя учащиеся заполняют таблицу «Особенности металлургического комплекса». В готовом виде она может иметь вид:

Особенности

Примеры

1

2

1. Материалоемкость и капиталоемкость производства

Для производства 1 т стали необходимо затратить 7 т разнообразного сырья и топлива, в цветной металлургии это количество увеличивается до 10 т. На строительство металлургических предприятий необходимо большое количество средств

^ 2. Концентрация и комбинирование производства

Основная часть металла производится на сравнительно небольшом количестве крупных предприятий. 3 крупнейших предприятия черной и цветной металлургии выпускают более 1/3 всего металла. Это свидетельствует о высоком уровне концентрации производства.

В металлургическом производстве широко развито комбинирование, т. е. объединение на одном предприятии (комбинате) нескольких технологически и экономически связанных между собой производств различных отраслей. Комбинаты выплавляют весь чугун, дают 85 % стали и проката, более 50 % всех цветных металлов. Комбинирование позволяет обеспечивать непрерывность стадий металлургического производства, резко сократить длительность цикла производства металла, уменьшить транспортные расходы.



^ 46

Особенности металлургического комплекса


3. Сложность технологического цикла

Технологический цикл состоит из ряда последовательных процессов: добыча руд металлов —► обогащение —+ выплавка металла —* производство проката

^ 4. Комплексообразую-щее и районообразую-щее значение в территориальной структуре хозяйства России

Предприятия обладают большим комплексо-образующим значением, так как могут быть объединены технологическими связями с другими отраслями хозяйства. Например, при коксовании угля часто организуется производство азотных удобрений; отходы доменного и сталеплавильного производства используются как строительные материалы; к металлургическим заводам тяготеют предприятия металлоемкого машиностроения. Многие предприятия имеют градообразующее значение

^ 5. Отрицательное влияние на окружающую среду

На долю металлургии приходится 20 % всех промышленных выбросов в атмосферу и сточных вод. Ежегодно металлургические предприятия выбрасывают в атмосферу до 10 млн т вредных веществ, в том числе 80 % всех выбросов свинца. При открытой добыче руд из хозяйственного оборота изымаются десятки тысяч гектаров земли




  1. Закрепление

Выполнение задания №1 стр. 8 в рабочей тетради


  1. Итог урока

  2. Д/з; §21, с.106-107, вопросы с.107






Похожие:

Тесты для проверки знаний. Ход урока Оргмомент Проверка знаний и умений Тестирование iconТесты для проверки понимания прочитанного в 4 классе
Проверка уровня понимания и осмысления с помощью тестирования позволяет быстро и качественно измерить уровень знаний учащихся. Предлагаемые...
Тесты для проверки знаний. Ход урока Оргмомент Проверка знаний и умений Тестирование iconУрок обобщения и систематизация знаний раздела «Основы логики»
Создание условий для практического применения знаний, умений, навыков по изученным темам
Тесты для проверки знаний. Ход урока Оргмомент Проверка знаний и умений Тестирование iconУрок математики по теме «Круговые диаграммы»
Формы занятия: комбинированный (обобщение и систематизация знаний, объяснение нового материала, закрепление изученного материала,...
Тесты для проверки знаний. Ход урока Оргмомент Проверка знаний и умений Тестирование iconНормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи про­изводится также на основании сочинений и других письменных проверочных...
Тесты для проверки знаний. Ход урока Оргмомент Проверка знаний и умений Тестирование iconУчебник по географии материков и океанов; стихи Г. Усовой «Австралия страна наоборот». Ход урока: Оргмомент
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала средствами технологии развивающего обучения
Тесты для проверки знаний. Ход урока Оргмомент Проверка знаний и умений Тестирование iconТема: «Приставки»
Образовательная повторение, обобщение и систематизация знаний по данному разделу, контроль за усвоением знаний и умений
Тесты для проверки знаний. Ход урока Оргмомент Проверка знаний и умений Тестирование iconУрок по технологии и природоведению в 5 классе Цели: Познакомить учащихся с основными отраслями животноводства
Оргмомент. Приветствие. Проверка присутствующих, отсутствующих на уроке. Сообщение темы и целей урока
Тесты для проверки знаний. Ход урока Оргмомент Проверка знаний и умений Тестирование iconСамостоятельная работа. Обобщение и систематизация знаний
Формирование творческого применения знаний, навыков, умений в постоянно изменяющихся условиях
Тесты для проверки знаний. Ход урока Оргмомент Проверка знаний и умений Тестирование iconТема урока: «Лишайники»
Создание условий для проверки знаний и умений учащихся по изученной теме «Водоросли»
Тесты для проверки знаний. Ход урока Оргмомент Проверка знаний и умений Тестирование iconУрок проверки знаний и умений, повторительно-обобщающий
Проверить уровень сформированности знаний по данной теме через различные формы работы
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами