Программа элективного курса по русскому языку в 11 классе icon

Программа элективного курса по русскому языку в 11 классе



НазваниеПрограмма элективного курса по русскому языку в 11 классе
Новикова И.М
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма

МОУ «Селекционная средняя общеобразовательная школа»


Программа элективного курса

по русскому языку в 11 классе

«Учимся рассуждать».


Составитель: Новикова И.М.,

учитель русского языка и литературы


2009- 2010 учебный год


Пояснительная записка


Содержание программы элективного курса по русскому языку вытекает из требований Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепции профильного обучения, Государственного образовательного стандарта 2004 года и авторской концепции В.Н.Александрова «Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение» (Челябинск: Взгляд, 2005).

Актуальность элективного курса «Учимся рассуждать» заключается в том, что он способствует формированию языковой личности школьника, что является требованием времени. Современный мир может быть определен как мир текстов, именно в тексте наиболее полно реализуются коммуникативная и когнитивная функции языка, поэтому умение думать, грамотно и красиво рассуждать необходимо для успешной социализации и сдачи единого государственного экзамена.

^ Цель курса: создать условия для совершенствования коммуникативной компетенции учащихся через освоение технологии написания сочинения-рассуждения, развития умения выделять проблему текста, анализировать его, высказывать собственную точку зрения, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку как духовной ценности.

^ Задачи курса:

  1. знакомить учащихся с критериями оценки сочинений-рассуждений (ЕГЭ), разработанными Министерством образования и науки Российской Федерации;

  2. учить анализировать текст: выделять проблему, комментировать её, определять позицию автора, аргументировано высказывать собственную точку зрения, опираясь на жизненный или читательский опыт;

  3. учить писать сочинение-рассуждение: моделировать вступительную часть, основную часть и заключительную, используя различные приемы.



Основные формы организации занятий:

  1. лекция,

  2. беседа,

  3. практикум.


Методы изучения курса:

  1. проблемный,

  2. поисковый,

  3. метод концептуального анализа.


В программе реализуются принципы научности, системности, взаимосвязи тем в содержании курса.


Предметный курс «Учимся рассуждать» предназначен для углубления знаний учащихся 10 - 11 классов о тексте, развития умения аргументировано рассуждать над прочитанным, формирования навыка создания собственного речевого высказывания на основе художественного и публицистического текстов и рассчитан на 34 часа в год (из них: лекций – 11, практических - 23)


^ Результаты обучения.

В ходе изучения данного курса учащийся в целях совершенствования коммуникативной компетенции:

1. усваивает:

  • основные понятия курса: «текст», «проблема», «позиция автора», «аргумент»;

  • критерии оценивания сочинения-рассуждения;

  • модель сочинения-рассуждения: приемы создания вступления, основной части и заключительной;


2. формирует:

  • понимание проблемы текста, позиции автора;

  • личностную позицию в отношении анализа текста;

3. развивает:

  • умение ориентироваться в критериях оценивания сочинения-рассуждения;

  • умение проводить речеведческий и смысловой анализы текста;

  • умение рассуждать по поводу поставленных проблем;

  • умения и навыки создания собственного речевого высказывания.


Итоговое занятие предполагает написание сочинения-рассуждения по художественному, публицистическому или научно-популярному тексту.


^ Учебно-тематический план


п/п

Наименование тем

Часы

Форма занятия

Форма контроля

1.

Введение в элективный курс «Учимся рассуждать». Концептуальные основы сочинения-рассуждения на ЕГЭ.

2

лекция

рефлексия

2.


Текст, его типы.

Речеведческий анализ исходного текста.

Смысловой анализ исходного текста.

9

лекция,

практикум

определение типа текста и выявление проблем

3.

Нормы и критерии оценивания сочинения-рассуждения.

3

лекция,

практикум

критерии

оценка

4.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения.

2

лекция,

практикум

алгоритм

5.

Способы моделирования вступления сочинения-рассуждения.

2

лекция,

практикум

проект вступления

6.

Способы моделирования основной части сочинения-рассуждения.

3

лекция,

практикум

проект основной части

7.

Способы моделирования заключительной части сочинения-рассуждения.

5

лекция,

практикум

проект заключительной части

8.



Модель сочинения-рассуждения. Особенности сочинения-рассуждения по художественному, публицистическому и научно-популярному тексту.


7

лекция,

практикум

модель,

клише

9.

Контрольное сочинение-рассуждение и его экспертиза.


1

итоговое

сочинение

^ ИТОГО: 34 часа



Содержание курса


Тема №1. Введение в элективный курс «Учимся рассуждать». Концептуальные основы сочинения-рассуждения на ЕГЭ.


Элективный курс по русскому языку в профильном обучении. Учебные материалы и пособия для подготовки к единому государственному экзамену. Цель проведения итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ. Структура демоверсии и характеристика контрольно-измерительных материалов. Компетентностный подход в ЕГЭ: коммуникативная, языковая, лингвистическая, культуроведческая компетенции (Приложение 1). Сочинение-рассуждение в системе ЕГЭ. Рефлексия.


^ Тема №2. Текст, его типы.

Речеведческий анализ исходного текста.

Смысловой анализ исходного текста.

Понятие «текст». Речеведческий анализ текста. Стили и типы речи. Основные особенности текста-портрета, текста-проблемы. Схемы сочинения-рассуждения на текст-портрет и текст-проблему. Текст-рассуждение, текст с доминированием в нем описания, текст с доминированием в нем повествования, текст-притча, текст с доминированием в нем информационного компонента. Смысловой анализ текста. Понятия: «проблема», «позиция автора», «аргумент». Метод ключевых фраз и слов, прием «рабочая матрица». (Приложение 2) Практикум по определению типа текста, речеведческому и смысловому анализам исходного текста. Рефлексия.


^ Тема №3. Нормы и критерии оценивания сочинения-рассуждения.

Характеристика критериев оценивания сочинения-рассуждения (Приложение 3). Технология экспертизы сочинения-рассуждения. Рекомендации.

Практикум по экспертизе сочинения-рассуждения (Приложение 3). Рефлексия.


^ Тема №4. Алгоритм написания сочинения-рассуждения.

Практикум по созданию и апробации алгоритма написания сочинения-рассуждения. Основные аналитические действия: сформулируйте проблему (далее – П1) исходного текста, прокомментируйте сформулированную проблему (П1) (избегайте чрезмерного цитирования); сформулируйте позицию автора по отношению к проблеме (П1); изложите собственное мнение по проблеме (П1) (объясните, почему вы согласны или нет с автором прочитанного текста), приведите 2 аргумента, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт; пишите ярко и образно, выражайте мысли грамотно и красиво; соблюдайте логику, выделяйте абзацы; соблюдайте фактологическую точность и этические нормы; закончив работу над сочинением, вчитайтесь в него еще раз, проверьте орфографию, пунктуацию, грамматику, речь. Рефлексия.


^ Тема №5. Способы моделирования вступления сочинения-рассуждения.

Вступление, его назначение. Основные способы и приемы моделирования вступления сочинения-рассуждения: «именительный темы», «вопросы-стимулы», «картина», «название» и др.

Практикум по проектированию вступительной части сочинения-рассуждения разными приемами. Презентация проектов. Рефлексия.


^ Тема №6. Способы моделирования основной части сочинения-рассуждения.

Основная часть, ее назначение (Приложение 5). Основные способы и приемы комментирования проблемы, позиции автора, выражения личностной позиции: «комментированный пересказ», «ниточка», «что делать?», «оппонент» и др.

Практикум по проектированию основной части сочинения-рассуждения разными приемами. Презентация проектов. Рефлексия.


^ Тема №7. Способы моделирования заключительной части сочинения-рассуждения.

Заключительная часть, ее назначение. Основные способы и приемы моделирования заключительной части сочинения-рассуждения: «отклик», «цитата» и др.

Особенности концовки-вывода (сжатый в несколько строк итог), концовки-ответа (ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения), концовки-цитаты (цитата, содержащая суть проблемы текста).

Практикум по проектированию заключительной части сочинения-рассуждения разными приемами. Презентация проектов. Рефлексия.


^ Тема №8. Модель сочинения-рассуждения.

Практикум по созданию памятки пишущему сочинение-рассуждение (Приложение 6), проектированию модели и клише сочинения-рассуждения (Приложение 7). Рефлексия.


^ Тема №9. Контрольное сочинение-рассуждение и его экспертиза.


Особенности сочинения-рассуждения по художественному, публицистическому и научно-популярному текстам.

Практикум по написанию и экспертизе контрольного сочинения-рассуждения.


^ Тематическое планирование элективного курса

«Учимся рассуждать».


п/п

по теме

Тема

Кол-во часов по теме

Основные понятия

1

1

Введение в элективный курс «Учимся рассуждать».



2




2

Концептуальные основы сочинения-рассуждения на ЕГЭ.




2

1

Текст, его типы.



8

Текст-портрет, текст-проблема, текст-рассуждение и др.

2

Практикум. Определение типа текста и выявление проблем





3-4

Речеведческий анализ исходного текста.





5-6

Смысловой анализ исходного текста.


«проблема», «позиция автора», «аргумент»

7-8

Прием «рабочая матрица».

«рабочая матрица»

3

1

Характеристика критериев оценивания сочинения-рассуждения



3

критериев оценивания сочинения-рассуждения

2

Технология экспертизы сочинения-рассуждения.




3

Практикум по экспертизе сочинения-рассуждения.




4

1

Алгоритм написания сочинения-рассуждения.




2

алгоритм написания

2

Практикум по созданию и апробации алгоритма написания сочинения-рассуждения.




5

1

Вступление, его назначение. Основные способы и приемы моделирования вступления сочинения-рассуждения.



2

«вопросы-стимулы», «картина», «название» и др.


2

Практикум по проектированию вступительной части сочинения-рассуждения разными приемами.




6

1

Основная часть, ее назначение.



3




2

Основные способы и приемы комментирования проблемы, позиции автора, выражения личностной позиции.

«комментированный пересказ», «ниточка», «что делать?», «оппонент» и др.


3

Практикум по проектированию заключительной части сочинения-рассуждения разными приемами.




7

1

Заключительная часть, ее назначение.



5




2

Основные способы и приемы моделирования заключительной части сочинения-рассуждения:

«отклик», «цитата» и др.


3

Особенности концовки.

концовки-вывода, концовки-ответа, концовки-цитаты.


4-5

Практикум по проектированию заключительной части сочинения-рассуждения разными приемами.




8


1-2

Практикум по созданию памятки пишущему сочинение-рассуждение.

2

памятка пишущему сочинение-рассуждение

9



1

Особенности сочинения-рассуждения по художественному тексту.


7




2

Особенности сочинения-рассуждения по публицистическому тексту.





3

Особенности сочинения-рассуждения по научно-популярному тексту.








4-6

Практикум по написанию и экспертизе контрольного сочинения-рассуждения.




7

Написание контрольного сочинения-рассуждения.






Литература


  1. Александров В.Н. Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение: Учеб. пособие для 10-11 кл./ В.Н. Александров, О.И. Александрова. – 4-е изд., стереотип. – Челябинск: Взгляд, 2007. – 127 с.

  2. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений /А.И. Власенков, Л.М.Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2003.

  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

  4. Предпрофильная подготовка учащихся основной школы: Учебные программы элективных курсов по социально-гуманитарным предметам для системы повышения квалификации – М.: АПКиПРО, 2003.




Похожие:

Программа элективного курса по русскому языку в 11 классе iconПрограмма элективного учебного курса по русскому языку в 11 классе мбоу «Синезерская сош» «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах...
Программа элективного курса по русскому языку в 11 классе iconПрограмма элективного курса, 68 часов в год (2 ч/нед.). 10-й класс
Основная функция данного элективного курса – это поддержка профиля обучения. В данном курсе углублённо изучаются отдельные разделы...
Программа элективного курса по русскому языку в 11 классе iconПрограмма элективного курса по русскому языку «Русская словесность» ( 9 класс)
Гуманизация современного образования потребовала не только сближения школьного преподавания русского языка и литературы и усиления...
Программа элективного курса по русскому языку в 11 классе iconПрограмма элективного курса по русскому языку «обучение сочинениям разных жанров»
Идея же передает авторское понимание темы. Значит, у разных авторов одна и та же тема может решаться по-разному, это зависит от авторской...
Программа элективного курса по русскому языку в 11 классе iconПрактикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста к сочинению»
Использование технологии группового обучения для выполнения задания в и с на егэ по русскому языку
Программа элективного курса по русскому языку в 11 классе iconТематическое планирование по русскому языку, 5 класс, 2011 2012 учебный год Программа государственная для общеобразовательных учебных заведений по русскому языку
Учебник: авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Н. В. Ладыженская. 36 издание....
Программа элективного курса по русскому языку в 11 классе iconПрограмма курса по выбору «Наш дар бессмертный речь» Автор программы: Васильева Вера Николаевна
Обучение русскому языку играет огромную роль в духовно-нравственном воспитании учащихся, ибо язык – это национальное достояние
Программа элективного курса по русскому языку в 11 классе iconКонспект урока по русскому языку в 6-м классе по теме «Наклонения глагола»
Программа: Русский язык 5-9 кл. / Авт. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2006
Программа элективного курса по русскому языку в 11 классе iconУчебник по русскому языку под ред. Т. А. Ладыженской наглядность магниты Литература: учебник по русскому языку под ред. Т. А. Ладыженской рабочая тетрадь по русскому языку (6 кл.)
Показать, зачем нужны местоимения в жизни (в речи) и сразу же предупредить о недочетах употребления местоимений в речи
Программа элективного курса по русскому языку в 11 классе iconРазработка урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Снова о мягком знаке»
Разработка данного урока по русскому языку для 3 класса, ориентирована на работу по учебнику автора Соловейчик М. С.«Русский язык...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами