Урок русского языка в 5 классе. Автор: Лавриненко А. П., учитель русского языка и литературы, нрмоу «Салымская сош №1». Тема: «Суффикс-значимая часть слова» icon

Урок русского языка в 5 классе. Автор: Лавриненко А. П., учитель русского языка и литературы, нрмоу «Салымская сош №1». Тема: «Суффикс-значимая часть слова»



НазваниеУрок русского языка в 5 классе. Автор: Лавриненко А. П., учитель русского языка и литературы, нрмоу «Салымская сош №1». Тема: «Суффикс-значимая часть слова»
Лавриненко А.П
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Урок русского языка в 5 классе.

Автор: Лавриненко А.П., учитель русского языка и литературы, НРМОУ «Салымская СОШ № 1».


Тема: «Суффикс-значимая часть слова»


Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-путешествие

Цели урока:

1.Познавательные: восстановить знания учащихся о суффиксе и его функциях; повторить известные из начальной школы сведения о суффиксе, его роли в слове; углубить представление о данной морфеме через наблюдение за словами с омонимичными суффиксами.

2. Практические: определить уровень сформированности умений видеть суффиксы в именах существительных, прилагательных, глаголах и определять их значение; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью суффиксов; учить выделять суффикс в слове.

3. Общепредметные: воспитывать внимание к слову в процессе чтения текста; дифференцировать задания с учётом темпов усвоения учащимися сведений по морфемике, словообразованию; учить переключать внимание посредством смены видов деятельности.


^ Принципы обучения

Дидактические:

  1. Научности (представление об омонимичных словообразовательных суффиксах и формообразовательных суффиксах)

  2. Доступности (опора на знания о суффиксе, его функции, значениях).

  3. Активности и сознательности учащихся в обучении (составление таблиц; участие в уроке- путешествии).

  4. Наглядности (использование «маршрутного листа», дидактического материала).

Общеметодические:

  1. Структурно-семантический (сопоставление структуры и значений слов).

  2. Функциональный (опора на знания о суффиксе и его функции).

  3. Внутриуровневых и межуровневых связей (лексическое и грамматическое значения слов, выраженное с помощью суффиксов).

Частнометодические:

1.Мотивационный (учащиеся сами определяют зону актуального развития и зону ближайшего развития через условные обозначения).


Методы формирования понятий и контроля знаний


  1. Постановка учащимися учебных задач.

  2. Решение учащимися учебных задач.

  3. Выполнение заданий по тексту, заполнение таблицы.

  4. Оценка и самооценка результатов решения учебных задач.


Методы формирования умений


  1. Нахождение слов с суффиксами в тексте, определение их значений.

  2. Составление предложений с включением слов, имеющих суффиксы определённого значения.

Средства обучения: «маршрутный лист», текст «Тревожные события», карточки с дифференцированными заданиями, таблица «Суффиксы и их значения»

^ Ход урока:


1.Мотивационный этап


Урок начинается во время перемены, когда актуализируются знания учащихся. В качестве домашнего задания детям было предложено повторить известные суффиксы, вспомнить, что они обозначают.

^ Таким образом, выявляется зона актуального развития (первые пять пунктов).

Ребята заполняют своеобразный маршрутный лист, на котором обозначены вопросы (станции будущего путешествия).


































Рядом с каждым вопросом ученики ставят условные обозначения:

- знаю; - знаю, но хотелось бы узнать больше; - не знаю.

Определяется зона ближайшего развития, помогающая детям сформулировать тему урока (четыре последних пункта).

^ 2. Этап целеполагания.


- Дорогие ребята, мы продолжаем путешествие по удивительной стране под названием «Морфемика». Куда же мы отправимся сегодня? Заглянем в «маршрутный лист». Анализируя увиденную картину, можно прийти к выводу, над чем же сегодня мы будем работать. Сформулируйте и запишите тему урока. Какие задачи нам необходимо решить на сегодняшнем уроке? (сформулировать тему и задачи урока пятиклассникам поможет «маршрутный лист» и условные обозначения).

^ Задачи учения: какие суффиксы называются суффиксами оценки?

На какие группы по значению делятся суффиксы?

Употребляются ли одинаковые суффиксы для образования разных по значению слов одной и той же части речи?

Что образуют суффиксы?

^ 3. Этап усвоения нового материала.


- Итак, отправляемся в путешествие. На одной из станций нас поджидает животное (показ картинки, на которой изображён ёж).

- Кто это?

- Ёж, ёжик (запись слов в тетрадях и на доске).

- Обозначьте орфограммы в этих словах.

- Что общего в составе этих слов?

-О чём нам говорит корень? (животное, спинка и бока покрыты иголками)

-Меняется ли значение слова с добавлением суффикса? Как?

(ласково называем, указываем на маленькие размеры)

-Так какую роль выполняет суффикс? Для чего он служит? (имеет уменьшительно- ласкательное значение)

-Вспомните известные вам уменьшительно-ласкательные суффиксы, приведите примеры слов с ними.

В ходе урока составляется таблица «Суффиксы и их значения». На данном этапе заполняется её первый пункт.


СУФФИКСЫ

ЗНАЧЕНИЯ

-ик-,-ушк-,-к-,-онк-,-еньк-,-ок-,-очк-

уменьшительно-ласкательное значение = суффиксы оценки

- чик-,-щик-,-ист-,-тель-

название лица по роду занятий, по профессии

-оват-,-еват-

признак предмета

-ан-,-ян-,-анин-,-янин-,-ец-,-ск-

название лица по месту жительства

-ец-

принадлежность действия лицу

-ищ-

увеличительное значение

-ищ-

место


-Можно ли оценить отношение к ежу, выраженное с помощью суффикса -ик-? (доброе, ласковое )

-Так что же мы можем оценить с помощью суффикса? (размеры животного, отношение к нему )

-Можно ли поставить знак равенства между выражениями «уменьшительно-ласкательные суффиксы» и «суффиксы оценки»? (^ Ответ фиксируется в таблице)

-Какие же ещё значения имеют суффиксы? Ответ на этот вопрос мы найдём на следующей станции, где нас ожидает уже знакомый нам текст. (Работа над текстом велась при изучении темы «Приставка»)


^ ТРЕВОЖНЫЕ СОБЫТИЯ


На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики сбрасывали на городок орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты – десантники меж синеватых облаков стали спускаться на речевых ошибках и сеять в Слованске бессмыслицу. Почернели улочки города.

Но каждый слованец поднялся на защиту Родины. Самое драгоценное, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища. И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки.

^ Самостоятельная работа с текстом

(результат- заполнение таблицы)

1группа (задания репродуктивного уровня):

-Выпишите слова с суффиксами -чик- ,-щик- ,-ист-, -тель-, -оват-, -еват-определите их значение.

2 группа (задания конструктивного уровня):

-Вспомните и запишите суффиксы со значением «житель какой-либо страны, города, края». Найдите в тексте слова с подобным значением и выделите суффиксы. (слованец, ошибконосец)

-Одинаковое ли значение вносит суффикс в эти слова? (Разные: название лица по месту жительства и принадлежность действия лицу).

3 группа (задания творческого уровня):

-Выпишите слова с суффиксом –ищ-, определите значение (полчища, убежище )

-Одинаково ли значение этих слов? (Разное: увеличительное значение и место).

-Какой можно сделать вывод, анализируя слова с суффиксами –ец-,-ищ-?

(Слова одной и той же части речи с одинаковыми суффиксами могут иметь разное значение).

-Только ли новые слова образуют суффиксы? Чтобы узнать это, мы продолжаем путешествие. Давайте подумаем, как мы можем назвать эти суффиксы? Какой термин нам для этого понадобиться?

^ На доске появляется запись: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

-Обозначьте орфограммы-гласные в данном слове. Сколько здесь суффиксов? Какой вывод можно сделать?

(^ Вывод: в слове может быть несколько суффиксов).

-А какие ещё бывают суффиксы? Ответ на этот вопрос найдите самостоятельно, открыв учебник на стр. 64.

-Как называются суффиксы, образующие форму слова?

^ На доске появляется запись: ФОРМООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

-Обозначьте орфограммы-гласные.

Ответы учащихся позволят заполнить следующую таблицу:

^ Формообразовательные суффиксы

Формы слова

-ть -

инфинитив

-л-

глагол прошедшего времени


-Найдите в тексте и выпишите слова с формообразовательными суффиксами.

-Произведите морфемный разбор слова сеять.

-Почему -ть- не входит в основу? (как и окончание, он образует только форму слова).


^ 4. Этап первичного закрепления знаний


-Вот мы и прибыли на конечную станцию нашего путешествия. Достаточно ли вы были внимательны? С этой целью я предлагаю вам выполнить следующие задания.

1 группа:

Выписать из текста «Тревожные события» словосочетания, включающие слова с суффиксами оценки.

2группа:

Придумать и записать 2-3 предложения о том, как дальше развивались события в городе Слованске. Выделить в словах известные суффиксы, определить их значение.

3 группа:

Написать 2-3 предложения о том, каким стал Слованск через пять лет. Выделить в словах известные суффиксы, определить их значение.

^ 5. Этап подведения итогов


-Итак, ребята, наше путешествие заканчивается.

-Что интересного, нового вы узнали?

-Какие испытали трудности?

-А теперь подведём итоги. Я попрошу подойти к «маршрутному листу» тех, у кого возникла необходимость поставить другие условные обозначения («маршрутный лист» наглядно показывает, насколько дети усвоили материал).

-Ребята, я придумала продолжение рассказа:

^ И тут случилось чудо. С ясного, солнечного неба вдруг обрушился целительный ливень. Всем защитникам города он помог избавиться от болезни.

- Помогите мне выделить суффиксы в подчёркнутых словах. К сожалению, урок заканчивается. Это задание вы выполните дома, в случае затруднения обращайтесь к словообразовательному и этимологическому словарям, учебнику «Теория» (стр.67)

Что это за суффиксы и как они называются? Это мы узнаем на следующем уроке. Итак, сегодня мы говорили о суффиксах, наиболее часто встречающихся в нашей речи. А вообще, в русском языке 4,5 тысячи корней, чуть меньше приставок, около 100 окончаний, около 500 суффиксов.


Литература:


1.Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория 5-9 кл. М., Дрофа, 2004 г.

2.Гдалевич Л. А. Уроки русского языка в 5 кл. М., Просвещение, 1991 г.

3.Иванов С.В.и др. Русский язык ч.1 М., Вентана- Граф, 2002 г.

4.Львова С.И. Словообразование в 5 кл. // РЯШ № 5, 1991г.









Похожие:

Урок русского языка в 5 классе. Автор: Лавриненко А. П., учитель русского языка и литературы, нрмоу «Салымская сош №1». Тема: «Суффикс-значимая часть слова» iconУрок русского языка Тема: «Какие слова являются наречиями»
Автор: Барсукова Наталья Александровна учитель русского языка и литературы II категории
Урок русского языка в 5 классе. Автор: Лавриненко А. П., учитель русского языка и литературы, нрмоу «Салымская сош №1». Тема: «Суффикс-значимая часть слова» iconУрок русского языка в 6 классе Тема урока: Не с именами прилагательными
Максутова Куртсултан Шевкединовна, учитель русского языка и литературы Мартыновской общеобразовательной школы І-ІІ ступеней Джанкойского...
Урок русского языка в 5 классе. Автор: Лавриненко А. П., учитель русского языка и литературы, нрмоу «Салымская сош №1». Тема: «Суффикс-значимая часть слова» iconУрок русского языка в 8 классе Тема урока: Подготовка к написанию сочинения. Описание памятника «Слава Российскому флоту»
Конспект открытого урока по развитию речи в 8 классе учителя русского языка и литературы гбоу сош №115 Выборгского района Санкт-Петербурга...
Урок русского языка в 5 классе. Автор: Лавриненко А. П., учитель русского языка и литературы, нрмоу «Салымская сош №1». Тема: «Суффикс-значимая часть слова» iconДифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы Нагорной Тамары Алексеевны, учителя русского языка и литературы мбоу «сош №27 с углубленным изучением английского...
Урок русского языка в 5 классе. Автор: Лавриненко А. П., учитель русского языка и литературы, нрмоу «Салымская сош №1». Тема: «Суффикс-значимая часть слова» iconКонкурс творческих работ, посвященный Году русского языка
...
Урок русского языка в 5 классе. Автор: Лавриненко А. П., учитель русского языка и литературы, нрмоу «Салымская сош №1». Тема: «Суффикс-значимая часть слова» icon2012 моу «сош №13 с уиоп» Перова Инесса Николаевна [Отчёт по использованию икт в преподавании русского языка и литературы]
В отчёте анализируется, как учитель применяет новые компьютерные технологии в процессе преподавания русского языка и литературы....
Урок русского языка в 5 классе. Автор: Лавриненко А. П., учитель русского языка и литературы, нрмоу «Салымская сош №1». Тема: «Суффикс-значимая часть слова» iconКонспект урока русского языка в 10 классе. Тема: «Русская фразеология»
«Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А. И молоткова, 1967г., «Фразеологический словарь русского литературного...
Урок русского языка в 5 классе. Автор: Лавриненко А. П., учитель русского языка и литературы, нрмоу «Салымская сош №1». Тема: «Суффикс-значимая часть слова» iconУрок русского языка
Ключевые понятия: корень, окончание, изменение слова, однокоренные слова, приставка, суффикс
Урок русского языка в 5 классе. Автор: Лавриненко А. П., учитель русского языка и литературы, нрмоу «Салымская сош №1». Тема: «Суффикс-значимая часть слова» iconУрок русского языка в 6 классе. 14. 12. 2011год. Учитель русского языка и литературы Жданкина Н. Ф
Этот урок выпадает на середину декабря, когда все люди заняты подготовкой к новогодним праздникам, поэтому идея проведения урока...
Урок русского языка в 5 классе. Автор: Лавриненко А. П., учитель русского языка и литературы, нрмоу «Салымская сош №1». Тема: «Суффикс-значимая часть слова» iconИнтегрированные уроки русского языка, литературы и риторики как средство развития лингвистической, литературоведческой и коммуникативно-речевой компетентностей
Учитель русского языка и литературы высшей категории тотл смирнова Марианна Викторовна
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами