Конспект урока по химии в 8 классе icon

Конспект урока по химии в 8 классе



НазваниеКонспект урока по химии в 8 классе
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок



Конспект

урока по химии в 8 классе


школы №16 г. Саранска

студентки 4 курса химического отделения

Института физики и химии

МГУ им. Н. П. Огарева

Тема урока: Электролитическая диссоциация.

Цели урока:

Образовательная: сформировать основные понятия об электролитах и неэлектролитах, о написании уравнений диссоциации, рассмотреть механизм диссоциации веществ с различным типом связи.

Воспитательная: Формирование навыков коллективной работы в сочетании с индивидуальной, повышение творческой активности учащихся, познавательного интереса к химии, чувства ответственности перед своими товарищами.

Развивающая: Развитие у учащихся познавательных способностей, формирование самостоятельности мышления, умения логически рассуждать, обобщать и делать выводы из полученных знаний.

^ Тип урока: комбинированный.

Методы урока:

Общие: объяснительно-иллюстративный;

Частные: словесно – наглядно – практический.

Оборудование и реактивы: дистиллированная вода, KCl (р-р и тв.), раствор сахарозы, щелочь, HCl, CuSO4, прибор для исследования электропроводности растворов данных веществ, химический стакан.

План урока:

  1. Организационный момент 1 мин.

  2. Проверка домашнего задания 10 мин

  3. Изучение нового материала 30 мин

  4. Обобщение 3 мин

  5. Подведение итогов 1мин

(выставление оценок, домашнее задание)

Здравствуйте, ребята!

Я рада вас приветствовать на уроке.

^ Милые мои друзья!

Поздравляю всех я от себя.

Каждый из вас по-своему хорош:

Для людей, для дела всем пригож.

А теперь, ребята, не грустите

И задачки разрешите

Ну же, смело налетай

И заданья получай.

Карточка: «Лишний раствор»

Назовите «лишний » (выпадающий из ряда) раствор из пяти предложенных. Почему вы считаете, что именно он лишний? Что общего у четырех остальных растворов?

  1. сплав меди с цинком (латунь)

  2. раствор йода в спирте (йодная настойка)

  3. сплав меди с оловом (бронза)

  4. сплав меди с никелем (мельхиор)

  5. сплав алюминия с медью (дюралюминий)

Карточка «Недостающий раствор»

Какой из перечисленных ниже растворов (а - в) вы поместили бы вместо знака вопроса в пункт 5? Объясните, почему вы выбрали этот раствор? Почему другие растворы не подходят?

  1. раствор кислорода в воде

  2. раствор серной кислоты в воде

  3. раствор сахара в воде

  4. раствор азотной кислоты в воде

  5. ?

а) углекислый газ в воздухе, б) раствор хлорида натрия в воде,
в) сплав золота и серебра.

В это время фронтально задаются вопросы:

  1. Давайте вспомним о роли растворов в природе и практической деятельности людей.

  2. Поясните сущность физической и химической теории растворов. Почему их необходимо объединить?

  3. Так что же такое раствор?

  4. Приведите доказательства химического взаимодействия растворенного вещества с водой?

  5. Что такое: гидратация, гидраты, кристаллогидраты?

  6. Что такое растворимость веществ в воде?

  7. Как количественно определяются понятия «хорошо растворимое в воде вещество», «мало растворимое», «практически нерастворимое»?

Давайте поиграем в игру «передай другому»:

На доске записан вопрос: Данное вещество относится к мало растворимому, хорошо растворимому или практически нерастворимому? (работа с таблицей растворимости)

Класс делится на шесть групп (по рядам). Каждая группа получает альбомный лист, поделенный на четыре графы ( фамилия учащегося и ответы на вопрос) и столько строк, сколько игроков в команде.

Задача состоит в том, чтобы придумать соединение не такой, как у соседей, и выполнить задания.

Если учащийся сразу может ответить на вопрос, то он пишет ответ и быстро передает листок сидящему сзади члену команды. И та команда, чей листок первым дойдет до учителя, получает дополнительные баллы.

Давайте я вам зачитаю стихотворение:

^ Жил один кристалл ионный,

Для ионов дом огромный,

Был красивый он и ровный.

Но случилась с ним беда.

Капля на него упала,

И кристалла вмиг не стало:

На ионы распластала

Его ловкая вода.

Все семейство удивилось:

«Что снаружи приключилось?»

А для того, чтобы ответить на данный вопрос вам поможет сегодняшняя тема «Электролитическая диссоциация.» (дискета №1: название темы.) И целью нашего урока является ознакомление с новыми понятиями данной темы.

Итак, вам известно, что существуют вещества, которые хорошо проводят электрический ток – это (проводники).

Проводники делятся на проводники первого рода – металлы и на проводники второго рода – электролиты.

^ Вспомните, что же такое электрический ток? (это направленное движение заряженных частиц.)

Т.к. мы будем работать с электрическим аппаратом, то необходимо соблюдать правила техники безопасности. Какие правила вы знаете? (не трогать оголенные провода, электроды руками, особенно мокрыми; при загорании прибора отключить общий рубильник, не оставлять включенным в сеть; тушить песком)

^ Проделаем опыт по изучению электропроводности растворов некоторых веществ.

Прибор состоит из стакана, в который наливают раствор исследуемого вещества. На стакан ставят пластинку из эбонита с вмонтированными в нее двумя угольными электродами, к клеммам которых присоединены провода. Один из них соединен с лампочкой. Выходной контакт от лампочки и провод от другой клеммы идут к источнику тока.

Электроды опускаем в стакан с твердой кристаллической солью CuSO4 (лампочка не загорается), затем в раствор CuSO4 (лампочка загорается), потом в растворы HCl, сахарозы, щелочи и в дистиллированную воду.

Во время проведения опыта ребята заполняют таблицу:

Вещество

электропроводность

Дистил.вода

-

CuSO4

+

и т.д.

^ Скажите, а почему раствор поваренной соли проводит электрический ток, а раствор сахарозы не проводит? (это связано с образованием ионов.) А что такое ион? (это мельчайшие заряженные частицы вещества, которые обуславливают химические и физические свойства этого вещества).

Таким образом по способности проводить электрический ток вещества делятся на электролиты и неэлектролиты. (дискета №1: определения понятий: электролиты и неэлектролиты)

Из проделанного опыта видно, что к электролитам относят растворы солей, кислот, оснований, а к неэлектролитам – органическме соединения, твердые вещества, газы.

^ Скажите, а чем отличаются электролиты от неэлектролитов? (типом связи.). Т.е. к электролитам относятся вещества с ионной и ковалентно-полярной связью.

Способность электролитов проводить электрический ток принципиально отличается от способности проводить электрический ток металлов. Почему? (т. к. электропроводность металлов обусловлена движением электронов, а электропроводность у электролитов связана с движением ионов.)

Давайте изучим поведение веществ в водном растворе на примере хлорида натрия.

Опыт: электроды опускаем в стакан с раствором хлорида натрия (лампочка загорается).

Из результата опыта сделаем вывод, что под влиянием воды вещества испытывают изменения. Вода заставляет электролиты распадаться на ионы. Этот процесс называется диссоциацией.

Этот процесс изучал шведский ученый Сванте Аррениус. Давайте послушаем сообщение вашей одноклассницы о его заслугах в химии (диск №2: портрет Сванте Аррениуса)

Будучи приверженцем физической теории растворов, шведский ученый Сванте Аррениус, не смог ответить на вопрос: почему именно в водном растворе происходит диссоциация солей и щелочей? Ответ на него дали русские химики Каблуков, Кистяковский. Суть их дополнений заключается в следующем (под запись): причиной диссоциации электролита в растворе является его гидратация, т.е. взаимодействие с молекулами воды. И ионы, которые образуются при диссоциации будут гидратированными, т.е. связанными с молекулами воды, и их свойства будут отличаться от негидратированных.

Что же из себя представляет молекула воды? В целом молекула воды не заряжена. Но внутри молекулы воды атомы кислорода и водорода располагаются так, что положительные и отрицательные заряды находятся в противоположных концах молекулы. Поэтому молекула воды представляет собой диполь:


+

__


Рассмотрим механизм диссоциации хлорида натрия при растворении. Какой тип связи у этого соединения? (ионный).(диск №2:диссоциация веществ с ионной структурой).

Отмечу, что легче всего диссоциируют электролиты, имеющие ионную структуру.

Диссоциация веществ с ионной связью протекает в три стадии:

  1. вначале хаотически движущиеся молекулы воды у ионов кристалла ориентируются к ним противоположно заряженными полюсами – происходит ориентация.

  2. затем диполи воды притягиваются, взаимодействуют с ионами поверхностного слоя кристалла происходит гидратация.

  3. молекула воды, перемещаясь в раствор, захватывают с собой гидратированные ионы. Происходит диссоциация.

А как реагируют с молекулами воды полярные молекулы электролита?

Аналогично, но на одну стадию больше (диск №2: диссоциация веществ с ковалентно-полярной связью):

  1. ориентация

  2. гидратация

  3. ионизация, т.е. превращение ковалентно-полярной связи в ионную.

  4. диссоциация

Таким образом электролитическая диссоциация – процесс распада электролита на ионы при растворении.

Следует учитывать, что в растворах электролитов хаотически движущиеся ионы могут столкнуться и соединиться в молекулу. Это процесс ассоциации.

Обратите внимание на знак, стоящий в уравнении диссоциации.(диск №1: написание уравнения диссоциации). Поскольку число молекул воды, которое присоединяют ионы, неизвестно, то процесс диссоциации электролитов изображают упрощенно: NaCl = Na+ +Cl-

Для примера запишите сокращенное уравнение диссоциации некоторых веществ с ионным строением: Ca(OH)2, Na2SO4, Na3PO4, Al2(SO4).

На сегодняшнем уроке вы узнали, что такое электролитичекая диссоциация, механизм диссоциации.

Исходя из всего сказанного, скажите, какие процессы зашифрованы в стихотворении:

^ Жил один кристалл ионный,

Для ионов дом огромный,

Был красивый он и ровный.

Но случилась с ним беда.

Капля на него упала,

И кристалла вмиг не стало:

На ионы распластала

Его ловкая вода.

Все семейство удивилось:

«Что снаружи приключилось?»

Это рядом появилась вдруг молекул череда,

Подбежали шумным роем,

Окружили плотным строем:

«Предложить хотим героям

нашу дружбу навсегда…»

Водородом к анионам,

Гидроксидом к катионам,

Не уйти от них ионам

Ни туда и ни сюда.

(растворение вещества с ионной связью, ориентация молекул воды, гидратация, диссоциация)

Домашнее задание: § 35, №2,5,6 стр.147.




Похожие:

Конспект урока по химии в 8 классе iconКонспект урока химии в 9 классе моу сош №13 тема: Предмет органической химии. Учитель: Шпикалева Татьяна Юрьевна Копейск г. Задачи урока: Учебный аспект
Раскрыть основные положения теории химического строения органических веществ А. М. Бутлерова
Конспект урока по химии в 8 классе iconКонспект урока химии с использованием икт в 10 классе по теме: «Белки» Хиневич Татьяна Васильевна, учитель химии и биологии мкоу «Сажинская сош» Тюкалинского района Омской области
Цель этапа: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала, формулирование целей и задач урока, ожидаемых...
Конспект урока по химии в 8 классе iconМетодическая разработка модульного урока по химии в 9 классе с использованием икт учителя химии моу «Янгличская сош имени Героя РФ н. Ф. Гаврилова»
Цель урока: познакомить учащихся методами получения металлов, изучить типы кристаллических решеток и показать зависимость физических...
Конспект урока по химии в 8 классе iconМетодическая разработка модульного урока по химии в 8 классе с использованием икт учителя химии моу «Янгличская сош имени Героя РФ н. Ф. Гаврилова»
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «кристаллическая решетка», изучить типы кристаллических решеток и показать зависимость...
Конспект урока по химии в 8 классе iconКонспект урока по химии в 8 классе
Продолжить формирование знаний учащихся о составе и физических свойств кислот, изучить химические свойства кислот
Конспект урока по химии в 8 классе iconКонспект урока по химии в 11 классе по теме «Окислительно-восстановительные реакции»
Цель: углубить и расширить знания учащихся о составлении окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса
Конспект урока по химии в 8 классе iconКонспект урока по химии в 9 классе по теме: «Водород»
Цель урока: систематизация и развитие знаний учащихся о водороде как химическом элементе, о его двойственном положении в периодической...
Конспект урока по химии в 8 классе iconРазработка урока химии в 9 классе Тема «Галактика углеводородов»
Технологическая карта урока с использование средств информационных технологий и ресурсов интернет
Конспект урока по химии в 8 классе iconПервоначальные химические понятия (18 ч) урок 1 Химия как часть естествознания. Понятие о веществе. Свойства веществ
Цель урока. Сформировать представления о химии как науке, о месте химии среди других наук, о роли химии в жизни и хозяйственной деятельности...
Конспект урока по химии в 8 классе iconУрок по химии в 9 классе Подготовила учитель химии
Реактивы и оборудование – красный фосфор, пробирка, держатель, спиртовка, спички, стеклянная палочка, вата
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами