Урок музыки. Проведён 30 ноября 2010 г в рамках внутришкольного семинара icon

Урок музыки. Проведён 30 ноября 2010 г в рамках внутришкольного семинара



НазваниеУрок музыки. Проведён 30 ноября 2010 г в рамках внутришкольного семинара
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Открытый урок музыки .


Проведён 30 ноября 2010 г. в рамках

внутришкольного семинара


учителем музыки высшей квалификационной

категории Авдиенко Т. А.

6 класс Тема урока:


«Земное и небесное в музыке И. С. Баха.


Хорал. Страсти. Орган»


На уроке присутствовали двенадцать учителей

музыки района во главе с руководителем

методического объединения Айдамировой Г.


Цели урока:


1) формирование ощущения широты стиля композитора, многогранности

его таланта;

2) эмоциональное восприятие музыки И.С. Баха.

Задачи:


1) воспитание духовности ребёнка через эмоционально-образное восприятие

искусства (музыки, поэзии, живописи);

2) знакомство с новыми понятиями: Хорал. Страсти. Орган;

3) развитие творческого воображения.

^ Оформление доски.


Выписана тема урока.

Крупным шрифтом написаны новые понятия: Хорал. Страсти. Орган.

Оформление стенда.


Портрет И. С. Баха.

Фотография памятника в Лейпциге.

Фотография церкви Св. Фомы в Лейпциге.

Репродукция картины старого Лейпцига.

Фотография органа.

^ Слова Плутарха:

« Благодаря истории мы точно принимаем каждого из великих людей

в своём доме…, узнаём «кто он и что» и выбираем из его подвигов самые

значительные и прекрасные».

^ Шуман о Бахе:

« Как глубока и богата была его жизнь по сравнению с окружающими!

…Мысль, дух, наполняют его произведения. Он был насквозь Человек».

^ Музыкальные произведения для слушания и исполнения.


1) «Осень» Ария.

2) «Страсти по Матфею». Хорал №63 «O Haupt woll Blut und Wunden»

3) Органная фуга соль минор.

4) Фрагмент концерта для флейты. «Шутка»

5) «Мелькнёт за часом час». Ария из нотной тетради А. М. Бах

(партитура у детей на парте)

^ Поэзия, звучащая на уроке.


1) «Бах». Осип Мандельштам.

2) «Что-то в музыке поминальное…» Виктор Боков

3) «Бах» Глеб Семёнов

Большая политическая карта мира на задней стене кабинета





Портрет И. С. Баха.

Работа Элиаса Готтлоба Хауссманна,

1748г.

Памятник Баху в Лейпциге у церкви Св. Фомы.






Церковь Святого Фомы в Лейпциге


.


Лейпциг времён И. С. Баха




Орган – король музыкальных инструментов


^ Ход урока.

Приветствие и распевка.

Учитель: « Благодаря истории мы точно принимаем каждого из великих

людей в своём доме, узнаём «кто он и что» и выбираем из его подвигов

самые значительные и прекрасные»

Плутарх

- Сегодня на уроке будет звучать музыка И.С. Баха. Музыка, в которой

талантливым образом слились надежда и отчаяние, радость и боль,

бренное и вечное, земное и небесное.

Бах писал музыку, когда мир был совсем иным – ещё передвигались на

лошадях, стреляли из мушкетов, секли людей шпицрутенами,

фортепиано было в диковинку. И жизнь тащилась медленно и сонно,

как почтовая карета из Лейпцига в Гамбург.

(показать на карте Германию и город Лейпциг, обратить внимание

детей на стенд с фотографиями старого Лейпцига).

* * *

- Стояла осень. И сегодня в последний день уходящей осени мы с вами

Исполним Арию Иоганна Себастьяна Баха «Осень»

- Что такое Ария?

Ответы ребят: «Вокальное произведение с сопровождением»,

«Сочинение для голоса с аккомпанементом»

- Сравним слова двух куплетов. Чем они отличаются? Какова их сила

воздействия на слушателя?

Ответы: « В словах первого куплета – тоска, отчаяние, безысходность.

Второй куплет совсем другой. В тексте – надежда, свет, мечта о радости»

- Как будем исполнять эти куплеты?

Ответы детей: « Тяжело и мрачно – первый куплет. Легко, с улыбкой,

радостно – второй куплет».

^ Исполнение Арии


* * *

Учитель: Во времена Баха церковь была всесильна. Композитор работал

кантором церкви Св. Фомы в городе Лейпциге (показать город на карте и

фотографию старого города на стенде). В обязанности кантора входило

писать музыку к богослужениям, руководить хором и быть учителем в

церковной школе. С него требовали очень многое, а давали почти ничего.

Главное, Бах должен был к каждой воскресной службе и каждому

празднику сочинять по новой кантате. Тут-то и начинались для него

самые большие трудности .

Композитор стремился к доступности церковной музыки для простого

народа. Он включал в свою музыку народные песенные и даже танцеваль-

ные интонации, а церковные власти заставляли его писать музыку

традиционную, отвечающую канонам средневековья.

Вставал вопрос о лишении Баха прав исполнять в церкви свою музыку,

т.к. его музыка мешает верующим сосредоточиться в религиозном

настроении.

^ Бах. О. Мандельштам

Здесь прихожане – дети праха

И доски вместо образов,

Где мелом Себастьяна Баха,

Лишь цифры значатся псалмов.

Разноголосица какая

В трактирах буйных и церквях,

А ты ликуешь, как Исайя,

О рассудительнейший Бах!

Высокий спорщик, неужели,

Играя внукам свой хорал,

Опору духа в самом деле

Ты в доказательствах искал?

Что звук? Шестнадцатые доли,

Органа многосложный крик –

Лишь воркотня твоя, не боле,

О несговорчивый старик!

И лютеранский проповедник

На чёрной кафедре своей

С твоими, гневный собеседник,

Мешает звук своих речей. 1913 г.

(Стихотворение читают двое учеников)


Учитель: У меня в руках Библия. Новый завет. Четыре евангелиста описали земную жизнь Иисуса Христа. Бах создал два грандиозных произведения на основе двух евангелий. Речь пойдёт об одном из

произведений – « Страсти по Матфею».

Давайте запишем в тетради понятие:

«Страсти или страдания – рассказ о последних днях земной жизни Христа»


Главная роль в повествовании принадлежит Евангелисту. Он говорит прозой ,

от лица очевидца. Сольные номера чередуются с хоралами.

Запишем ещё одно понятие:

Хорал – 1) одноголосное песнопение в христианской церкви;

2) многоголосная обработка. Является частью ораторий и кантат.

Звучит хорал.

- Какая музыка по характеру?

- О чём думали, слушая такую музыку?

- Расскажите о вашем настроении.

* * *

Виктор Боков

Что-то в музыке поминальное,

Что-то щемящее сверх понимания,

Что-то грустное, что-то печальное,

Что-то пустынное до одичания.

Что-то скифское и курганное,

Чернобыльное и полынное,

Первородное, первозданное,

Богатырское и былинное,

Что-то смелое и решительное,

И прямое, как высота,

Что-то самое значительное –

Человечность и доброта. 1965 г.









Похожие:

Урок музыки. Проведён 30 ноября 2010 г в рамках внутришкольного семинара iconУрок объяснение нового материала. Проведен 21 ноября 2012 г
Урок истории в 5 «Б» классе. Тема: Библейские сказания. Урок – объяснение нового материала. Проведен 21 ноября 2012 г
Урок музыки. Проведён 30 ноября 2010 г в рамках внутришкольного семинара iconУрок по игротерапии в 1 «А» классе на тему: «зимняя сказка». Проведен в рамках Областного семинара по теме: «Проблемы и перспективы образовательной и социально-психологической реабилитации учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Урок музыки. Проведён 30 ноября 2010 г в рамках внутришкольного семинара iconСовременная музыка: восприятие студентов консерватории 27 октября 2010 года
Малом зале консерватории в рамках нтсо состоялся Концерт современной музыки (организатор – старший преподаватель кафедры теории и...
Урок музыки. Проведён 30 ноября 2010 г в рамках внутришкольного семинара iconЛицензия турагента: ав 157766 Донецкая обл г. Краматорск ул. Шкадинова, 51
Внимание: данная экскурсия не будет проводиться при заезде 02. 04. 2010, 16. 04. 2010, 30. 04. 2010, 14. 05. 2010, 28. 05. 2010,...
Урок музыки. Проведён 30 ноября 2010 г в рамках внутришкольного семинара iconПояснительная записка Урок Чистоты проведён в рамках Дней защиты от экологической опасности для учащихся 10 класса моу «Карагайская средняя общеобразовательная школа №2»
Урок Чистоты проведён в рамках Дней защиты от экологической опасности для учащихся 10 класса моу «Карагайская средняя общеобразовательная...
Урок музыки. Проведён 30 ноября 2010 г в рамках внутришкольного семинара iconГ. Вена курсы общего немецкого языка
Начало курсов – каждый понедельник; для начинающих 25 октября, 29 ноября 2010, 3 января, 31 января, 7 марта, 4 апреля, 2 мая, 6 июня,...
Урок музыки. Проведён 30 ноября 2010 г в рамках внутришкольного семинара iconУрок проведен 26 января 2010 года на районном семинаре учителей математики
Девиз урока: «Эдельвейсы под ногами не растут, чтоб дойти до эдельвейса нужен труд!»
Урок музыки. Проведён 30 ноября 2010 г в рамках внутришкольного семинара iconРешение круглого стола по экономическим аспектам интеллектуальной собственности Республика Беларусь, г. Минск, 10 июня 2010 года Участники круглого стола по экономическим аспектам интеллектуальной собственности, проведенного
Проведенного в рамках республиканского семинара «Интеллектуальная собственность: качество и конкурентоспособность» Государственным...
Урок музыки. Проведён 30 ноября 2010 г в рамках внутришкольного семинара iconУрок был проведен 26. 05. 2010 г с учениками 9-х классов школы №50 г. Кемерово
Цель: сформировать условия для наиболее благоприятного усвоения материала учениками по данной теме
Урок музыки. Проведён 30 ноября 2010 г в рамках внутришкольного семинара iconАнализ музыкального произведения (урок музыки в 6-м классе тема: «Музыкальный образ») Широкова Татьяна Юрьевна, учитель музыки гоу сош №582 Приморского района Санкт-Петербурга. 2010 2011 учебный год
Широкова Татьяна Юрьевна, учитель музыки гоу сош №582 Приморского района Санкт-Петербурга
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами