Конспект урока Биология 8 класс Тема урока: Нервная система дирижер нашего организма icon

Конспект урока Биология 8 класс Тема урока: Нервная система дирижер нашего организма



НазваниеКонспект урока Биология 8 класс Тема урока: Нервная система дирижер нашего организма
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Конспект урока

Биология 8 класс

Тема урока: Нервная система – дирижер нашего организма.

Вид урока: Обобщающий (работа с понятиями, использование технологии СДО)

Цели:

  1. Образовательно-развивающая

    1. Применение новых понятий (нейрон, нейроглия, аксон, дендрит, нервы, нервные узлы, белое и серое вещество, ЦНС, ПНС, вегетативная и соматическая нервная система, спинной и головной мозг)

    2. Развитие умений:

а) оперировать (определять и делить, обобщать и ограничивать, сравнивать) понятиями (нейрон, нейроглия, аксон, дендрит, нервы, нервные узлы, белое и серое вещество, ЦНС, ПНС, вегетативная и соматическая нервная система, спинной и головной мозг);

б) формулировать проблемные вопросы I и II порядка (вопросы – понятия и вопросы- суждения)

II Воспитательная

Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: сущность – явление, качество – количество, общее- особенное- единичное, причина – следствие.


Оборудование: Таблицы «Нервная система», «Головной мозг», компьютер, проектор, экран, презентация «Нервная система – дирижер нашего организма» (Приложение 1), карточки для групп (Приложение 2).

1.Оргмомент.

Послушайте одну из симфоний Моцарта. Ее мелодию создают и смычковые, и духовые, и ударные инструменты, каждый из них играет важную роль в оркестре, гармонично сливаясь в одно целое, огромное значение имеет дирижер.

Вся жизнедеятельность организма человека – это симфония жизни, в которой каждая система играет свою партию, а нервная система выполняет роль дирижера в сложном функциональном оркестре. Важнейшая задача дирижера состоит в объединении частей организма, согласованной их работы.


Заявка на оценку: «5» - 15 баллов

«4» -8-14 баллов

«3» -3- 7 баллов

Верная версия – 1-2 балла

Вопрос - понятие – 1 балл

Ответ на вопрос - понятие – 1балл

Вопрос - суждения – 1 балл

Ответ на вопрос - суждение – 1балл

Возражение – 1-3 балла

^ 2.Ход урока.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задание 1 (Фронтальный опрос)

Любая система жизнеспособна, когда она внутренне раздвоена.

Из каких противоположных структур состоит нервная система?

Таким образом, во внутренней раздвоенности нервной системы проявляется закон единство и борьба противоположностей



Нервная система




Центральная Периферическая




Спинной Головной


Вегетативная Соматическая

Задание 2

А что особенного у каждой из этих частей.

А что общее?

Единичное?


Расположение в организме (ЦНС и ПНС).

Все состоят из нейронов.

Спинной и головной мозг состоят из белого и серого вещества.

Вегетативная и соматическая части – из нервов и нервных узлов.

Общее, что белое вещество и нервы – это скопление аксонов, а серое вещество и нервные узлы – дендритов и тел нейронов.


Задание 3

Что называется нейроном?


Как доказать, что нейрон является основной функциональной единицей нервной ткани?



Нейрон - клетка нервной ткани, которая принимает, обрабатывает и передает нервные импульсы.


Функция нервной ткани – передавать нервные импульсы.


Задание 4

Что представляет собой нервный импульс?

Когда в нейроне образуется нервный импульс?


Нервный импульс – электрическая волна.

Когда появляется раздражение.


Задание 5

Каким образом в организме человека передаются раздражения?

Что выражает рефлекторная дуга?

Что такое рефлекс?


Каковы виды рефлексов?


По рефлекторной дуге.


Путь прохождения рефлекса.

- ответная реакция организма на внешние и внутренние раздражения, осуществляемая при участии ЦНС.

Безусловные и условные.


Задание 6

Что является исходной основой всех функций нервной системы?



Рефлексы, рефлекторная дуга.

Задание 7

Индивидуально дома по теме «Рефлекс» вами составлены вопросы-суждения.

Группы выбирают один из вопросов и задают его следующей группе.

1 – 2; 2 – 3; 3 – 4; 4 – 1.

Слушаете ответы и даете им оценку.


Возможные вопросы

1.Чем объяснить, что изменение внешних раздражителей вызывает рефлекторную реакцию?

2.В каком случае у человека проявляется безусловный рефлекс?

3.Каким образом, безусловный рефлекс превращается в условный рефлекс?

4.Почему существование живых организмов невозможно без рефлексов?


Задание 8 (Индивидуальная работа по карточкам)


В карточках даны примеры рефлексов – необходимо определить и записать вид рефлексов и какие отделы мозга задействованы в таких рефлекса как:


1 группа

На слово лимон выделяется слюна.


На яркий свет расширение и сужение зрачка.


2 группа

При соприкосновении с горячим происходит отдергивание руки.


Происходит чихание и кашель.


3 группа

На вид аппетитной запеченной курицы выделяется слюна?


После аттракционов происходит потеря координации движения, а потом она восстанавливается?


4 группа

После бега происходит учащение частоты дыхания?


При небольшом ударе по коленке, нога отдергивается?


После индивидуальной работы обсудите результаты в группе, найдите общий правильный на ваш взгляд вариант ответа и защитите его перед классом.




Условный рефлекс.

Большие полушария, височные доли.


Безусловный рефлекс.

Средний мозг.


Безусловный рефлекс.

Спинной мозг.


Безусловный рефлекс.

Продолговатый мозг.


Условный рефлекс.

Большие полушария, затылочные доли.


Безусловный рефлекс.

Мозжечок.


Безусловный рефлекс.

Продолговатый мозг.


Безусловный рефлекс.

Спинной мозг.



Глубокая осень. Больная девушка, лежа у окна, считает, сколько листьев осталось на оголенных ветвях дерева. «Я умру, — говорит она, — когда упадет послед­ний лист». И вот остается всего один лист. Проходит много дней, и он не падает. Девушка постепенно поправляется. Только тогда узнает она, что сосед — старый художник — нарисовал лист на стене противоположного дома в ту ночь, когда с дерева упал последний лист. Подобный случай мог иметь место в жизни. Девушка могла бы умереть, не будь на дереве последнего листа, поддерживавшего ее надежду выздороветь.


^ Почему нервная система является дирижером нашего организма?





Она регулирует работу органов, обеспечивая постоянство внутренней среды, согласованную работу органов, приспособление организма как целого к внешней среде, психическую деятельность.

3 Рефлексия.

4 Домашнее задание. Показать отношения между понятиями кругами Эйлера.

  1. А – мозжечок ; В – головной мозг

С – продолговатый мозг; Д – мост;

  1. А – нервная ткань;

В – нейроглия

С – нейрон

  1. А – чувствительные нервы;

В - смешанные нервы;

С – двигательные нервы.

  1. А – мигание

В – кашель

С – рисование

Д – безусловный рефлекс

Е – рефлекс

К – условный рефлекс

  1. А – нервная система

В - Симпатический отдел

С - Парасимпатический отдел

Д - Вегетативная система

Е - Периферическая нервная система

К - Центральная нервная система











Похожие:

Конспект урока Биология 8 класс Тема урока: Нервная система дирижер нашего организма iconУчебник для 7 класса «Биология», «Рабочая тетрадь к учебнику для 7 класса «Биология», фотографии и плакаты, иллюстрации
Тема урока: Биология – наука о живой природе. Система живой природы и методы ее изучения
Конспект урока Биология 8 класс Тема урока: Нервная система дирижер нашего организма iconКонспект урока преподавателя биологии Фокиной Ирины Геннадьевны Тема урока: «Видоизменения подземных побегов» Цели
Материальное обеспечение урока: учебник Пономаревой И. Н. Биология: 6 класс; интерактивная доска; клубни картофеля, луковицы репчатого...
Конспект урока Биология 8 класс Тема урока: Нервная система дирижер нашего организма iconКонспект урока темы «Популяция структурная единица вида и эволюции». Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: объяснительный урок
Общая биология. Базовый уровень. 10—11 классы: метод, пособие к учебнику В. И. Сивоглазова, И. Б агафоновой, Е. Т. Захаровой «Общая...
Конспект урока Биология 8 класс Тема урока: Нервная система дирижер нашего организма iconКонспект урока работа скелетных мышц и их регуляция (Тема урока) Пяткова Светлана Сергеевна
Базовый учебник: Биология. Человек. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Д. В. Колесов, Р. Д. Маш
Конспект урока Биология 8 класс Тема урока: Нервная система дирижер нашего организма iconКонспект урока тема урока: Дни недели Класс 3 «Б» Уровень: базовый Тип урока: усвоение и первичное закрепление нового материала. Вид урока: урок-игра
Снятие языковых и грамматических трудностей – повторение построения общего вопроса в Present Simple (Do you… ?)
Конспект урока Биология 8 класс Тема урока: Нервная система дирижер нашего организма iconКонспект урока. Файл и файловая система. Цели урока: Обучающая: познакомить с понятиями файл, папка, файловая система, имя файла, путь к файлу. Развивающая
Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, сообщает тему и цель урока
Конспект урока Биология 8 класс Тема урока: Нервная система дирижер нашего организма iconКонспект урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Сказуемое
Тема нашего урока «Сказуемое». Мы закрепим свои знания о сказуемом, будем составлять предложения и находить в них грамматическую...
Конспект урока Биология 8 класс Тема урока: Нервная система дирижер нашего организма iconКонспект открытого урока по истории Древнего мира 5 класс Тема: «Возникновение земледелия и скотоводства»
Использованная образовательная система (методика, технология): технология проблемного обучения
Конспект урока Биология 8 класс Тема урока: Нервная система дирижер нашего организма iconКонспект урока по технологии. Класс: 7а. Дата: 22. 03. 2007 г. Тема урока: «Виды токарных резцов и их устройство». Цели урока: Образовательная (обучающая)
Методы проведения занятия: лекция, объяснение, бесе­да, инструктаж, решение практических задач
Конспект урока Биология 8 класс Тема урока: Нервная система дирижер нашего организма iconКонспект урока в 5 классе. Тема урока: «Упрощение выражений»
Учебник: «Математика. 5 класс», Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами