Урок в 10 классе на тему icon

Урок в 10 классе на тему



НазваниеУрок в 10 классе на тему
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок


Открытый урок в

10 классе

на тему:


Фотосинтез. Преобразование энергии

солнечного излучения в энергию

химических связей.


Учитель биологии

I квалификационной категории

МАОУ «СОШ №16»

Мамедкулыева Гульджахан Мурадовна


г.Альметьевск

Открытый урок на тему: Фотосинтез. Преобразование энергии солнечного излучения в энергию химических связей.

Цель урока: рассмотреть процесс фотосинтеза как пластический обмен веществ у растений; раскрыть сущность световой и темновой фаз фотосинтеза; определить значение фотосинтеза для живых организмов на Земле, пути повышения его эффективности.

Оборудование: таблицы, иллюстрирующие фотосинтез; рисунок 18 в учебнике «Схема фотосинтеза»

Ход урока:

I. Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы.

1. Для нормальной жизнедеятельности организмов необходимы питательные вещества.

Вопрос:

-Какие вам известны типы питания организмов?

(гетеротрофные, автотрофные)

При гетеротрофном питании организмы поглощают вещества,

имеющие большой запах химической энергии, а при автотрофном

организмы используют энергетически бедные вещества и энергию света.

Вопрос:

-Приведите примеры автотрофных и гетеротрофных организмов. (Автотрофы: зеленые растения, водоросли, некоторые микроорганизмы; гетеротрофы: животные, в т.ч. человек, грибы, большинство микроорганизмов).

Для всех организмов характерен обмен веществ.

^ Вопрос:

-Вспомните, какие виды обмена веществ вам известны? (Пластический и энергетический)

Пластический обмен веществ - это совокупность реакций биологического синтеза. В результате пластического обмена из простых веществ, поступающих в клетку, образуются вещества, подобные веществам клетки, т.е. происходит ассимиляция.

^ Энергетический обмен веществ — это совокупность реакций расщепления, т.е. диссимиляция. При этих процессах выделяется энергия. В клетках же растений и животных пластический и энергетический обмены сходны, но в клетках растений, содержащих хлорофилл, кроме бескислородного и кислородного процессов протекают еще специфические процессы, очень значимые для живой природы. Растительные клетки способны синтезировать

органические вещества из неорганических (СО2 и Н2О), используя

энергию солнечного излучения

Вопросы:

-Как называется этот процесс? (Фотосинтез)

-Дайте определение фотосинтеза.

(фотосинтез-это синтез органических веществ из неорганических,

идущий за счет солнечной энергии с выделением кислорода).

2. ^ История открытия фотосинтеза.

В 1630 г. Ян ван Гельмонт показал, что растения способны сами

образовывать органические вещества, а не получать их из почвы - так

было положено начало изучению фотосинтеза.

В 1772 г. Джозеф Пристли установил, что растения «исправляют»

воздух, «испорченный» горящей свечой. Спустя семь лет Ян Ингенхауз обнаружил, что растения могут «исправлять» «испорченный» воздух только на свету. В 1883 г. Энгельман открыл пурпурные бактерии, для которых

характерен фотосинтез без выделения кислорода. В 1887 г. С.Н. Виноградский открыл хемосинтезирующие бактерии, превращающие углекислоту в органические соединения в темноте. Фотосинтез - многоступенчатый процесс. Важнейшая роль принадлежит хлорофиллу-магний органическому веществу, преобразующему энергию солнечного света, в энергию химических связей. Молекулы хлорофилла состоят из атомов углерода и азота, соединенных в сложное кольцо. Они встроены в мембранные структуры хлоропласта-граны и окружены молекулами белков,

липидов и других веществ. Приспособление листьев зеленых растений к фотосинтезу:

-плоская поверхность листовой пластинки, увеличивающая S для

восприятия солнечного света;

-прозрачная кожица лита, листовая мозаика. Процесс фотосинтеза

состоит из 2-х фаз - световой и темновой.

^ 3. Световая фаза

– фотохимическая происходит в гранах хлоропластов. В хлоропластах содержится хлорофилл, его молекулы способны поглощать красные и синие лучи видимой части спектра, а зеленые отражать, поэтому хлорофилл, хлоропласт, в общем, лист зеленого цвета.

Квант света выбивает некоторые подвижные электроны (ê) на более высокий энергетический уровень и приводят в возбужденное состояние. Часть возбужденных ê возвращается на прежний уровень, другая часть присоединяется к ионам водорода (H+). Эти ионы появляются в результате фотолиза воды.

Фотолиз воды - расщепление молекул воды под действием кванта света - открыл А.П. Виноградов.

н2он++он-

Н++ êН° Н° захватываются органическим веществом

НАДФ+^ НАДО ННАДФ Н2°

Это вещество богато энергией, которая необходима будет в темновой фазе.

ОН- оставшись без противоположных заряженных частиц теряют ê и

превращаются в радикалы, которые, попарно соединяясь, образуют

воду и молекулярный кослород

ОН- - êОН- 4ОН02Н2О+О2

Молекулярный кислород диффундирует через устьица листа в окружающую атмосферу, т.е. атмосферу Земли. Некоторые из «возбужденных» ê хлорофилла и ê от ОН- участвуют в образовании макроэргической связи в АТФ, т.е. ê, обладает большим запасом энергии:

АДФ + Ф + энергия êАТФ

Вопрос:

-Каковы продукты фотосинтеза световой фазы?

2, АТФ, НАФ Н).

Итоги световой фазы:

1) фотолиз Н2ОН++ОН-

2) восстановление НАДФ++2Н°НАДФ Н2°

3) синтез АТФ: АДФ+ФАТФ

^ 4. Темновая фаза фотосинтеза.

(рассказ с использованием таблиц, рис. 18, стр. 50).

Темновая фаза - ферментативная, происходит в строме хлоропластов. В этой фазе происходит ряд ферментативных реакций, в результате которых из СО2 и Н2О образуется глюкоза. При это используется энергия АТФ и водород, полученные в световую фазу. Цикл Кольвина (М. Кольвин - американский биохимик, изучивший процесс темновой фазы фотосинтеза). СО2 из воздуха поступает в строму хлоропласта и вступает в соединение с пентозой (рибулозой-5-фосфатом), находящийся в клетке. Предварительно этот сахар формируется с образованием рибулодифосфата, которыйкарбоксилируется путем присоединения СО2. Образуется нестойкое шестиуглеродное соединение, в результате гидролиза расподающееся на два трехуглеродное соединение фосфоглицериновой кислоты. Эти молекулы восстанавливаются в присутствии НАДФ Н и АТФ с образованием трехуглеродного сахара - триозы. В результате конденсации 2-х таких триоз образуется молекула гексозы, которая может включатьсяв молекулу крахмала, и т.о. откладывается в запас.

6 СО2 + НАДН 2Н+2АТФС6Н12О6+НАДФ++2АДФ

6СО2+6Н2ОС6Н12О6+6 О2

Фотосинтез — основной поставщик органических соединений и свободного кислорода на Земле. Фотосинтез препятствует увеличению концентрации СО2 в атмосфере, предотвращая перегрев Земли, а созданный озоновый слой защищает все живое от губительного У-излучения. Кроме того, растения вовлекают в круговорот миллиарды тонн азота, фосфора, серы, магния, кальция, калия.

5. Хемосинтез.

Способность синтезировать органические вещества из неорганических свойственна также некоторым видам бактерий, только он иной, чем у растений. Этот тип обмена был открыт русским ученым микробиологом С.Н. Виноградским. Бактерии обладают специальным ферментом, позволяющим им преобразовывать энергию химических реакций, в частности энергию реакций окисления неорганических веществ, в энергию синтезируемых органических соединений. Этот процесс называют хемосинтезом.

Из микроорганизмов, осуществляющих хемосинтез, важны азотфиксирующие и нитрифицирующие бактерии. Источником энергии у одной группы этих бактерий служит реакция окисления

NH3 в HNO3

HNO2HNO3

Fe2+Fe3+

H2SH2SO4

N2NH3


^ II. Закрепление изученного материала.

1. В каких органоидах клетки протекает фотосинтез?

2. Как преобразуется энергия излучения Солнца в хлоропласте?

3. Какие процессы происходят в световую фазу фотосинтеза?

4. Какие процессы происходят в темновую фазу фотосинтеза?

5. Охарактеризуйте значение зеленых растений для жизни на Земле? Можно проводить в виде тестовой работы, которую учащиеся проверяют сами (самоконтроль).


Тест

Вариант 1


1. Организмы, живущие за счет неорганического источника углерода:

А) автотрофы

Б) гетеротрофы

В) хемотрофы

Г) фототрофы


2. Пигмент хлорофилл сосредоточен:

А) в оболочке хлоропласта

Б) в строме

В) в гранах


3. В хлоропластах световые реакции протекают:

А) только в квантосомах

Б) в гранах и строме

В) в гранах и тилакоидах

Г) в тилакоидах и строме


4. На какой стадии в хлоропласте образуется первичный углевод:

А) световая стадия

Б) темновая стадия

5. Какую роль играют ферменты при фотосинтезе:

А) нейтрализуют

Б) катализуют

В) расщепляют


6. Конечными продуктами световых реакций фотосинтеза являются:

А) АТФ, вода, О2

Б) АТФ, углеводы, О2

^ В) НАДФ Н2, АТФ, О2

Г) НАДФ Н2, Н2О, О2


Вариант 2

1. Организмы, живущие за счет органического источника углерода:

А) автотрофы

Б) гетеротрофы

В) хемотрофы

Г) фототрофы


2. В каких органеллах клетки осуществляется процесс фотосинтеза:

А) в митохондриях

Б) в рибосомах

В) в хлоропластах

Г) в хромопластах


3. В какую стадию фотосинтеза образуется свободный кислород?

А) в темновую

Б) в световую

В) постоянно


4. Что происходит с АТФ в световую фазу?

А) синтез

Б) расщепление


5. Расщепляются ли молекулы СО2 при синтезе углеводов:

А) да

Б) нет


6. В хлоропласте темновые фазы фотосинтеза протекают в:

А) в строме

Б) в гранах и строме

В) в гранах и тилакоидах

Г) тилакоидах и строме


III. Домашнее задание:

§10, задание №5 выполнить в тетради.



Похожие:

Урок в 10 классе на тему iconУрок по геометрии и русскому языку на тему «Четырехугольники» в 8 классе. Тема урока: Четырехугольники
Интегрированный урок по геометрии и русскому языку на тему «Четырехугольники» в 8 классе
Урок в 10 классе на тему iconРазработка урока по теме «путешествие колобка» Урок окружающего мира в 1-м классе по программе «Школа 2100» на тему: «Путешествие колобка»
Урок по содержанию с элементами межпредметной интеграции (окружающий мир, музыка). При изучении темы на уроке используется презентация,...
Урок в 10 классе на тему iconУрок по физике в 9 классе на тему: «Магнитное поле. Линии магнитного поля»
Компьютер, экран, мультимедийный проектор, магниты полосовые и дугообразные (по кол-ву детей в классе), железные опилки, магнитная...
Урок в 10 классе на тему iconУрок химии в 8 классе на тему «Вода в природе, ее свойства, значение и охрана»
Вид урока: урок – исследование (реализация проектно – исследовательской технологии)
Урок в 10 классе на тему iconУрок по истории Древнего Мира в 5-м классе на тему "Древний Египет. Культура и искусство"

Урок в 10 классе на тему iconУрок путешествие
Урок по истории Древнего мира в 5-м классе на тему “Культура и искусство Древнего Египта
Урок в 10 классе на тему iconУрок по риторике в 4 классе на тему "Этикетные диалоги"
Составлен по учебнику Т. А. Ладыженской “Детская риторика в рассказах и рисунках”
Урок в 10 классе на тему iconКонспект урока по биологии в 7 классе
Урок на тему: «Размножение и происхождение земноводных» из раздела «Животные» предмета «Биология»
Урок в 10 классе на тему iconУрок русского языка в 7 классе
Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему «Обтекаемые» люди – какие они?
Урок в 10 классе на тему iconУрок по музыке в 6 классе на тему: «Фрески Софии Киевской»
Подготовка к новому материалу на основе ранее изученного. Эвристическое погружение
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами