Как создать текст о тексте icon

Как создать текст о тексте



НазваниеКак создать текст о тексте
Дата17.10.2016
Размер
ТипУроки, сочинения



С.В. Силуянова


Предпрофильный курс по выбору для учащихся 9-х классов


Как создать текст о тексте


Пермь – 2008


Предисловие


В наш век информационных технологий людям, желающим достичь заметных результатов в какой-то области (бизнесе, политике, государственной службе и др.), присущ некий рационализм: нежелание тратить время и силы на то, что не пригодится в будущей деятельности. Бесспорно, каждая профессия имеет свою специфику, и едва ли кто сомневается, что будущему писателю, критику, сценаристу, политику просто необходимо научиться самостоятельно излагать на бумаге и не только плоды своих творческих раздумий. А нужно ли это умение физику, шоферу, врачу, бизнесмену, строителю, инженеру, продавцу.… Многие решают для себя этот вопрос отрицательно и смотрят на сочинение как на тяжелую и скучную обязанность.

Хочется предостеречь от этого заблуждения: ведь умение создавать собственные тексты – это умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли. А ведь это нужно каждому человеку. Посмотрите, в какое интересное время мы живем! Среди проблем, стоящих перед российским обществом, всё настойчивее начинают выходить вперед проблемы духовные. Духовно-нравственное здоровье человека - уверенный путь к устойчивому будущему, повышению качества жизни. Образование как способ самоизменения, способность учиться в течение всей жизни, осваивать новые умения и компетенции - вот ценности сегодняшнего этапа, чтобы каждый был конкурентоспособным на рынке труда. Словом, в любом виде деятельности возросло и будет ещё больше возрастать творческое начало. Важно не только эффективно и качественно работать, надо уметь позиционировать свой опыт, поделиться своими достижениями с другими: сделать презентацию, написать статью, представить доклад о своих достижениях, исследованиях, изобретениях, способах решения проблем.

Культура чувств.… Именно от нее зависит эмоциональное здоровье людей, душевное благополучие близких, друзей и коллег. Умение культурно проявить чувства в ситуациях общения, умение грамотно рассказать о своих эмоциях и мыслях. И какая же это радость, когда удается ярко и убедительно выразить то, что занимает ваш ум, что тревожит ваше сердце! Конечно, добиться этого нелегко, но возможно!

Занятия нашего спецкурса призывают вас забыть, что сочинение – это беда. Настройте себя на противоположную волну: сочинение – это радость. Создание собственных текстов разных жанров – это удивительная возможность проявить себя, реализовать свои творческие способности, открыть в себе неизвестные ресурсы интеллекта, эмоций и чувств. Эту радость открытия себя в других, неизвестных вам произведениях, вы можете добыть своими руками. Ведь известно, что только та работа доставляет нам удовольствие, которую мы умеем хорошо делать.

Когда «перед нами на столе немым вопросом белый лист бумаги», мы на пороге творчества, восхождения к вершинам Слова. Так пусть он станет точкой отсчета в самовоспитании, приобретении новых прекрасных качеств и умений создания текстов – основы общения и успешной деятельности. И тогда созданный вами текст поможет испытать ни с чем не сравнимое чувство радости творчества!


Занятие № 1


Как порождается речь


Отечественная психологическая школа в объяснении психических процессов исходит из предпосылки, что сознание человека развивается в результате деятельности, в процессе практической деятельности формируется его мышление и речь.

Такая трактовка впервые в мировой психологии была предложена советским ученым Л.С. Выготским и развита его школой (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин и др.).

Понимание языка (речи) как деятельности особенно важно для всех, кто учится овладению языком. ^ Основные понятия теории деятельности – деятельность, действие и операция.

«Понятие деятельности, - отмечает А.А. Леонтьев,- необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает». Все, что мы делаем, мы делаем почему-либо и ради чего-либо. С этой точки зрения речевое высказывание может быть отнесено с понятием «деятельность» лишь с некоторыми оговорками: речь – не самоцель, собственно речевого мотива обычные высказывания не имеют. Побуждением к речевому акту всегда является что-либо, лежащее за пределами языка. Мы говорим не для того, чтобы сказать, а для того, чтобы что-либо сообщить, каким-либо образом на кого-либо воздействовать, проявить внимание к кому-либо и пр. Другими словами, мотив для речи заключен не в самой речи, а в деятельности более высокого ранга – деятельности общения (коммуникативной), и говорить о речи как о деятельности мы можем лишь в том случае, если рассматриваем ее в рамках коммуникации.

Любая деятельность включает в себя систему действий. Подобно тому как понятие деятельности соотносится с понятием мотива, понятие действия соотносится с понятием цели. Речевое действие имеет собственно промежуточную цель, подчиненную мотиву ситуации общения.

Поясним сказанное примером. Допустим, мы хотим поддержать в горе близкого человека. Этот мотив нашей деятельности порожден характером наших взаимоотношений, то есть взят из ситуации общения. Но человека этого нет рядом с нами, поэтому мы звоним ему по телефону, пишем ему письмо (речевое действие), стараясь так составить текст (речевая цель), чтобы передать в нем наше сочувствие (цель подчинена мотиву).

Уточним еще одно понятие теории деятельности – «операция». Способы осуществления действия мы называем операциями. Каждое действие, помимо цели, имеет свой операционный состав, то есть состоит из операций. Если понятие действия соотносится с целью, то понятие операции соотносится с условиями действия. Изменяются условия, в которых протекает действие, - изменяются и способы осуществления действия, то есть операции. Обратимся к примеру. Допустим, что мы увиделись с человеком, которому хотели выразить сочувствие. Тогда, вместо того чтобы звонить или писать письмо, мы все скажем ему при встрече. Мы так же как и в первом случае, прибегнем к речевому действию, но в изменившихся условиях это действие по составу и характеру входящих в него операций будет существенно отличаться от первого. Здесь будет иная форма речи - устная вместо прежней письменной; по-иному будет протекать процесс выбора языковых средств – речь спонтанная вместо прежней, подготовленной. В условиях непосредственного общения при наличии хорошей обратной связи мы отберем другие языковые средства для передачи того же содержания, наряду с языковыми средствами мы используем также средства неязыковые (невербальные): мимику, жесты, взгляды, прикосновения.

Таким образом, способ осуществления действий, или его операционный состав, весьма подвижен и зависит от условий общения. Структура же у всех действий одна и та же. Она включает в себя 4 фазы: ориентировку, планирование, реализацию и контроль.

Именно так строится любое речевое высказывание. «Чтобы полноценно общаться, - пишет А.Л. Леонтьев, - человек должен располагать целям рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения … во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения … в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания … в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения - оно будет неэффективным.

^ Сориентироваться в условиях общения – это значит определить для себя место, роль высказывания в деятельности общения, а также в самых общих чертах его форму: с учетом общего мотива деятельности уточнить цель речевого действия и, отталкиваясь от основных условий коммуникации (устное или письменное общение или со многими людьми, одностороннее или двустороннее, в официальной или неофициальной обстановке), решить вопрос о форме (устная или письменная, виде (монолог или диалог), стиле высказывания.

^ Вторая фаза речевого действия – планирование – заключается в отборе содержания, в составлении программы высказывания. Здесь решающую роль играет предмет речи – тема и основная мысль высказывания. Существенную роль играют ограничения, которые накладываются на отбор содержания текста определенного стиля, типа, вида и формы речи.

Как показывают исследования психологов, программа формируется во внутренней речи и существует обычно в «предметно-изобразительном коде» - в виде «смысловых сгустков», образов-мыслей. На этом этапе мысль ещё не расчленена, еще не выражена в словах.

^ Переход от программы к ее реализации в языковом коде составляет третью фазу речевого действия. Для нее характеры операции выбора слова, перебора и сопоставления синтаксических вариантов, причем и здесь, так же как и на этапе планирования, говорящий стремится отобрать языковые средства, адекватно передающие предмет речи, раскрывающие тему и основную мысль и соответствующие условиям и задаче общения.

^ Четвертая фаза речевого действия – фаза контроля – состоит в том, что говорящий сопоставляет результаты речевого действия и задачу общения. В случае несовпадения полученного эффекта с намерениями говорящего делается попытка найти ошибочное звено. Для этого обычно мысленно прослеживается операционный состав речевого действия во всех фазах его формирования и выясняется, где был допущен просчет: возможно, не были учтены какие-то существенные для данной ситуации общения условия речевой ситуации, или неудачно было спланировано содержание высказывания, или может быть, программа была нарушена на стадии ее реализации (не удалось точно выразить мысль).

Закономерности порождения речи, структуру речевого действия и особенности протекания деятельностных операций изучает современная наука – психолингвистика.

Разработанный на основе теории речевой деятельности, данный спецкурс поможет овладеть методом моделирования речевого высказывания, текста, необходимых в различных коммуникативных ситуациях: живого общения, создания письменного текста и других. Задача учащихся – научиться ориентироваться в них, то есть ясно представлять себе собеседника, условия речи и задачи общения.


Рассмотрим речевые умения человека в их соотношении со структурой речевой деятельности.


Фазы речевой деятельности

Речевые умения

  1. Ориентировка:

– в условиях и задачах общения;


- в содержании высказывания.

Умение анализировать мотивы собственной речи, условия и задачи общения (зачем мы создаем данный текст, для кого он предназначен).

Умение охарактеризовать речевую ситуацию: сферу общения (официальная или неофициальная), условий общения (персональная или массовая коммуникация), функций речи (общения, сообщения, воздействия).

Умение определять, осмысливать объём содержания и границы темы будущего текста.


Умение подчинять свой текст и исходный основной мысли.

2. Планирование (составление программы).

Умение формулировать тему и основную мысль будущего текста.

Умение определять тип будущего текста (описание, повествование, рассуждение), сочетание различных типовых фрагментов, способы связи предложений в тексте.

Умение собирать материал для будущего текста.

Умение систематизировать собранный материал, приводить его в порядок, то есть отбирать нужное и определять последовательность его расположения в будущем тексте.

3. Реализация программы.

Умение строить тексты разных жанров, типов и стилей в зависимости от цели, условий речевой ситуации.

Умение выражать свои мысли точно, правильно с точки зрения литературных норм и по возможности ярко.

4. Контроль.

Умение совершенствовать написанное.



Занятие № 2


Виды лингвистического анализа текста


Анализ в широком смысле – исследование любого объекта, его устройства, назначения, рисков использования и др. Например, нашу неуёмную любознательность раздразнил своим тиканьем будильник. Нам захотелось узнать, как он устроен, что там двигается внутри. Так у нас появляется «цель анализа»! Что мы делаем? Мы вертим будильник и так и эдак, разглядываем его, словом, постигаем исследуемый объект в его нерасчлененной целостности. Вертели, вертели, но так и не поняли, почему он тикает, почему неспешно и сосредоточенно по циферблату движутся стрелки, напротив, любопытство разгорелось с еще большей силой! Что же нужно сделать? Разобрать будильник на отдельные части. Мы снимаем корпус, отвинчиваем колесики, вытаскиваем пружинки, и вот теперь нам становится понятно, для чего нужны отдельные детали, какую они выполняют функцию в механизме движения. Все снова привинчиваем, прикручиваем – собрали. Вновь перед нами будильник, но теперь это уже познанный нами объект, мы уже понимаем, как рождается спокойная мелодия тиканья.

Аналогичные действия мы проводим, когда «разбираем» текст. Вначале мы его читаем, определяем, о чем в нем говорится, как относится автор к изображаемому: «плачет» или «смеется». Но это наше понимание является еще поверхностным, неполным, мы пока еще не разобрали текст на составные элементы, не выявили назначение «деталей» во внутреннем механизме текста. Вот почему мы начинаем выделять композиционные части, «вывинчивать» ключевые слова, вслушиваться в их скрытый смысл, раскрывать многообразие обусловленных ими ассоциаций. И после этого у нас возникает новое, более глубокое и более полноценное восприятие прочитанного текста. Результатом этого маленького исследования станет наш будущий текст на основе содержания исходного.

Под целенаправленным анализом понимается частичный понятийно-направленный лингвистический анализ текста. Он предполагает рассмотрение текста сквозь призму ведущего понятия.

Учеными выделяются ^ 3 вида лингвистического анализа:

- содержательно-композиционный (ведущее понятие текст – его тема, основная мысль, микротема, абзац, план);

- стилистический (ведущее понятие функциональный стиль – его жанровые разновидности, стилистические ресурсы языка);

- типологический (ведущее понятие функционально-смысловой тип речи, или типовой фрагмент текста, его структура – тема и рема).

Полный (комплексный) анализ текста представляет собой их сочетание и проводится по следующему плану: определение темы и основной мысли текста, стиля и типа речи, выделение из текста фрагментов с типовым значением (повествования, описания и его разновидностей, рассуждения), определение способов связи предложений, наблюдение над функционированием языковых средств.


Задания


  1. Прочитайте текст, придумайте заголовок.


Эдельвейс приносит счастье», - так говорят в Карпатах. Редкий цветок растет высоко в горах, за обрывистыми скалами и стремительными водопадами. Не каждый сможет дотянуться до серебристого красавца.


  1. Как вы понимаете слова М. Цветаевой? Составьте письменный ответ на вопрос.

«А что есть чтение, как ни разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов? Чтение – прежде всего сотворчество…»


  1. Определите тип и стиль текста. Составьте тема-рематическую цепочку.


Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели.


Занятие № 3


^ Основные речеведческие понятия


Понятия

Умения создавать высказывания, тексты

Текст: тема, основная мысль, микротема, абзац, план текста

Планировать последовательность изложения.

Обеспечивать развитие темы и основной мысли.

Соблюдать абзацное членение текста.

Стили речи

Учитывать ситуацию общения.

Сохранять стиль речи до конца высказывания.

Типы речи

Выражать различные типовые значения.

Намечать ведущий тип речи и дополнительные.

Умело соединять разные типы речи в тексте.

Актуальное членение предложения (тема, рема, порядок слов, способы развития мысли и соединения предложений)

Пользоваться порядком слов как инструментом развития мысли.

Усиливать эмоциональность речи.

Соединять предложения, выбирая способ и средства связи.

Правильно строить фрагменты текста, используя различные способы связи темы и ремы.


^ Типовые фрагменты текста


  1. Описание предмета (каков предмет?)

На белом фоне березняка, весь освещенный солнцем, стоял лесной гигант. Как он был хорош! Длинная горбоносая морда была высоко поднята. Огромные рога напоминали вывороченные корни дерева. Сам тяжелый, грузный, а ноги тонкие, стройные, словно у скакового коня. (Ю. Яковлев)


  1. ^ Описание места (что находится на нем?)

Женя заглянула в соседнюю комнату. Здесь стоял письменный стол, на нем чернильный прибор, пепельница, небольшое зеркало. Справа лежал старый ободранный револьвер. Тут же у стола в облупленных и исцарапанных ножнах стояла кривая турецкая сабля. (А. Гайдар)


  1. ^ Описание состояния человека (каково ему?)

Бывает летом пора: полынь пахнет так, что сдуреть можно. Особенно почему-то ночами. Луна светит тихо. Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие огромные, светлые, ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко. Это даже не думается, а что-то другое: чудится, ждется ли. Притулишься где-нибудь на задах огородов, в лопухах, - сердце замирает от необъяснимой, тайной радости. (В. Шукшин)


  1. ^ Описание состояния среды (каково вокруг?)

Утро было солнечное, гомонливое. Всюду лопались почки.

Из земли пробивалась свежая травка. Пахло росою, березовым соком, и на желтых гроздьях цветущих ив дружно жужжали вылетевшие за добычей пчелы. (А. Гайдар)


  1. ^ Повествование (что делает предмет?)

Комендант послал урядника разведать о Пугачеве по соседним селениям и крепостям. Урядник через три дня возвратился и доложил, что в степи видел он множество огней и слышал от башкиров, что идет неведомая сила. (А. Пушкин)


  1. ^ Рассуждение-доказательство (почему?)

Играть втроем в шахматы – это самое последнее дело, потому что играть могут только двое, а третий сидит и подсказывает то одному, то другому.

Если ты выигрываешь, то тебе говорят, что ты выиграл потому, что тебе помогали. А если проиграешь, то над тобой смеются и говорят, что ты проиграл, несмотря на то, что тебе подсказывали. Нет, лучше всего играть в шахматы вдвоем, когда никто не мешает. (Н. Носов)


  1. ^ Рассуждение-объяснение (что это такое?)

Термин (лат. Terminus – граница, предел) – слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства. Термин имеет только одно значение. (Словарь С. Ожегова)


  1. ^ Рассуждение-размышление (как быть?)

Беглецы притаились в пещере. Что теперь делать? Бежать? Но Артемон, весь забинтованный, крепко спал. Он должен был спать 24 часа, чтобы зажили раны. Неужели же бросить благородную собаку? Одну в пещере? Не, нет! Спасаться – так всем вместе, погибать – так всем вместе. (А. Толстой)


Рассмотрим небольшой текст и определим тип и стиль речи, а затем разберем его, то есть выполним действия подведения под понятие и выведения следствия из понятий.

Мы кружили по болоту, поворачивали направо, налево, перебирались по хлюпким жердочкам, прыгали с кочки на кочку, от куста к кусту… Раз – и по пояс в воду. Два – и захрустела сухая сосна. Вслед за осиной полетело в грязь трухлявое бревно. Тяжело плюхнулся туда же гнилой пень. Вот и опора. Вот еще одна лужа. А вот он и сухой берег. (А. Гайдар, «Голубая чашка»)

Этот текст взят из книги: он адресован всем, кто заинтересуется этим произведением. В тексте хорошо просматривается задача, характерная для художественной речи. – изобразить событие, нарисовать словом картину, передать состояние свое и героев, а не просто сообщить о факте. Читая текст, мы как бы видим, с каким трудом выбирались герои рассказа из болота, чувствуем их состояние: они не испугались, а действовали решительно, азартно. Значит, этот стиль художественный. Задача автора – нарисовать словом картину, передать свое отношение к предмету речи. В данном тексте изобразительность речи создается за счет того, что автор дробит действие «выбираться из болота» на его составляющие и в деталях показывает, как это делали его герои. Это образная глагольная конкретизация – речевой прием, широко используемый в художественных текстах: они кружили по болоту, поворачивали направо, налево, перебирались по хлюпким жердочкам, прыгали с кочки на кочку.

Тип речи – повествование, так как в тексте говорится о последовательных действиях, которые совершали герои рассказа, выбираясь из болота. В первом предложении 4 действия героев текста передаются с помощью глаголов движения. В остальных семи предложениях действующие лица остаются те же; так же как и раньше, они продолжают передвигаться по болоту и выполняют другие физические действия, но ни одно из этих действий не названо, а говорится об их последовательности и об их следствиях. За счет этого приёма повествование делается лаконичным, броским,, выразительным.

Текст употреблен в РС (речевой ситуации) официальной обстановки, 1 – много, цель речи – воздействие.


Задания


  1. ^ Ключевые слова – это слова, которые имеют наибольшее значение для воплощения авторской мысли, определяют смысловой и эмоциональный фон текста.

Прочитайте отрывок из текста, в котором М. Горький описывает руки Л. Толстого.

У него удивительные руки – некрасивые, узловатые от расширенных вен и все-таки наполненные особой выразительности и творческой силы. Вероятно, такие руки были у Леонардо да Винчи. Такими руками можно делать все. Иногда, разговаривая, он шевелит пальцами, постепенно сжимает в кулак, потом вдруг раскроет его и одновременно произнесет хорошее, полновесное слово.

Мы видим, что в этом фрагменте центральное место занимает описание рук. Почему? Для чего нужны руки человеку? Глазами человек, смотрит, ушами слушает, а руками создаёт! Вот почему руки, по мнению Горького, наиболее ярко передают творческий гений Толстого. Посмотрите, как через ключевые слова раскрывается эта тема: «удивительные руки» (дается их эмоциональная оценка), в них нет изящества, это руки работника, творца. Не случайно делается предположение, что такие же руки, возможно, были и у другого великого мастера – Леонардо да Винчи. Следующий момент – это вывод о том, что такими руками можно делать всё: писать, строить, создавать.… Именно поэтому шевеление пальцев приводит к рождению полновесного слова. Прочитав этот текст, мы открывает для себя новую грань в личности Толстого: великий писатель – это не просто созерцатель и летописец мира, он прежде всего Творец, великий зодчий гармонии, человек с удивительными руками.


  1. Определите общее смысловое значение, которое сближает эти слова, и самостоятельно продолжите ряд.

1. Бежать, нестись, безумствовать, неистовый, головокружительный, круча, штормовой ветер, мчаться, _______________________ .

2. Пушистый снег, нежная белизна, пар над рекой, теплое молоко, серебристый иней, ______________________________ .

3. Осколки зеркала, покосившийся плетень, трухлявые бревна, пыль на стеклах, ______________________________ .

4. Гудящий в печи огонь, играющий на стене солнечный зайчик, запах горячего хлеба, золотистая луковица на столе, _________________________________.


  1. Выявите в предлагаемых рядах лексические доминанты, которые образуют контрастные смысловые планы: громко – тихо, человек – природа, гармония – дисгармония и т. д.

Грохот рухнувшего дерева; взметнувшийся над лесом крик перепуганных птиц; отзвук нежной мелоди4 неумолчное сопение соседа; топот бегущих людей; печальная музык, которая звучала в городском саду; рев машин, превозмогших густую грязь4 тревожный шепот; скрип тяжелых сапог; стук винтового приклада о перила; принесенное ветром эхо протяжной пастушеской песни.


  1. С какими явлениями действительности связаны предложенные ниже слова, каково «ценностное» содержание обозначаемых ими явлений?

  1. Запах ржаного хлеба, пшеничное поле, красное яблоко, дождевая влага, зеленый бархат лугов, восторженные крики детей на берегу озера, прозрачно-тонкий ситец ночи.

  2. Одинокая вершина, покрытые льдом камни, острые иглы огня, печальное эхо, холодное дыхание глубокой пропасти, глухая тишина.



Занятие № 4 -7


Анализ текстов различной жанрово-стилевой принадлежности


Как правило, тексты, на основе которых составлены комплексы аналитических заданий, касаются каких-либо личностно или социально значимых проблем, интересны в познавательном или эстетическом отношении. Они в большей или меньшей степени содержат материал для обсуждения, размышления, и именно поэтому на основе исходного текста учащимся предлагается создать свой текст, в котором нужно не только проанализировать исходный, но и выразить собственные мысли.

Вспомним основные понятия, необходимые для создания собственных текстов разных типов и жанров.

Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Чтобы убедить другого в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы. Это же умение необходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым автор не согласен.

В тексте рассуждения обычно выделяется 3 части: тезис (высказывается какая-то мысль); доказательство тезиса; аргументы, сопровождаемые примерами; а также вывод, или заключение.

^ Тезис заключает в себе главную мысль рассуждения, поэтому он должен быть доказуемым и четко сформулированным.

Аргументы должны быть убедительными, их должно быть достаточно для доказательства выдвинутого тезиса. Главное в доказательстве – подтверждение или опровержение тезиса, поэтому вывод обобщает аргументы и соотносится с тезисом. Важно, чтобы в тексте между тезисом и аргументами, а также между отдельными аргументами устанавливалась логическая и грамматическая связь.

Рассуждение может выступать в разных жанровых формах: статьи, рецензии, эссе, полемического выступления.

^ Отзыв – жанр сочинения, содержащего в себе мнение о чем-нибудь, оценку чего-либо.

Рецензия – жанр, цель которого – разбор и оценка произведения. Рецензия представляет собой письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку, поэтому надо знать не только предъявляемые к тексту требования, но и проблему, вопросы, о которых в нем говорится. Примерная схема рецензии: общие сведения о тексте (автор, название и др.), общая характеристика-оценка текста, анализ содержания и формы текста, привлечение внимания читателя к исходному тексту.

Эссе – художественно-публицистический жанр, представляющий собой эмоционально окрашенное изложение подчеркнуто личного мнения пишущего по поводу актуальной, художественной, философской проблемы. Эссе представляет собой раскованное свободное развертывание мысли, подобное спонтанному рассуждению вслух, когда на первый план выходит не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора. Отобранные факты рассматриваются всесторонне, раздумья и размышления выводят в широкий общекультурный контекст. В эссе отсутствуют жесткие композиционно-речевые схемы.


Работа над созданием собственного текста предполагает опору на один из указанных речевых жанров: публицистическое (художественно-публицистическое) рассуждение на заданную тему, эссе, отзыв, рецензия. Требуется обязательный анализ исходного текста с целью выявления авторской позиции по отношению к указанной проблеме. Необходимо обращать внимание на структуру создаваемого текста в соответствии с жанром и функционально-смысловым типом высказывания, подбор языковых средств, обеспечивающих связь частей будущего текста, богатство и выразительность речи.


Список использованной литературы


  1. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. Челябинск, 2003.

  2. Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения. М., 1991.

  3. Капинос В.И. и др. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. М., 1991.

  4. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. М, 1987.

  5. Шенкман В.И. Подготовка учащихся к единому государственному экзамену по русскому языку. Пермь, 2004.


Текст


Существует точное наблюдение: воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. Мы не дорожим воздухом и не думаем о нем, пока нормально и беспрепятственно дышим. Впрочем, иногда все же замечаем. Даже и наслаждаемся, когда потянет с юга теплой влагой или когда воздух промыт майским дождем. Не всегда ведь мы дышим равнодушно и буднично.

По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, ничего более сходного с воздухом, чем трава. Мы привыкли, что мир зеленый. Ходим, мнем, затаптываем в грязь, сдираем гусеницами и колесами, наглухо захлопываем бетонными плитами, заваливаем железным, пластмассовым, кирпичным, бумажным, тряпичным хламом. Льем на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щелочи.

Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? Подумаешь! Мало ли на земле травы? Жалко ли ее? Ну, высыпали шлак (или железные обрезки, щебень, бой-стекло, бетонное крошево), ну, придавили несколько миллионов травинок. Неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка? Травы много. Она везде.

Но может быть и так: земля есть, а травы нет. Страшное, жуткое, безнадежное зрелище! Представляю себе человека в огромной бестравной пустыне, какой может оказаться земля после какой-нибудь космической или не космической катастрофы наша земля.

Глоток воздуха, когда человек задыхается. Зеленая живая травинка, когда человек совсем отрезан от природы. А обычно – не замечаем…

(По В.А. Солоухину)


^

Возможный вариант сочинения

Чудо – в будничном



…Вокруг нас всегда полно загадок,

всегда все новое, дышит тайной,

только мы привыкли и не замечаем этого.

Привыкнув видеть, разучаешься

смотреть, присматриваться.

В. Бианки


Птичье пение, шум моря, багряный наряд осени, небесная лазурь – все так привычно и каждый раз внове… Зеленый мир и человек в нем… Разве это не чудо? Чудо, дарованное человеку Матерью-Природой. Богатства недр, плодов, запахов, ощущений, радость любования – все бескорыстно отдано человеку. С добром ли принимает он дары? Об этом размышляет в публицистическом произведении «Трава» писатель В. Солоухин.

Проблема отчуждения человека от природы заявлена уже в первом предложении. Человек, не осознавая уникальности живого мира, перестает замечать, наслаждаться им. Писатель иллюстрирует свою мысль необычным сравнением:: «…нет ничего более сходного с воздухом, чем трава». Счастье жить, дышать, распознавать запахи, любоваться зеленым покровом земли не осмысливается человеком как чудо. Произошло обесценивание ценностей. Девальвация чуда, как говорят ученые.

Трава становится символом нерукотворного живого, в котором царит красота и тайна. Неожиданно входит в текст мотив разрушения красоты. Обратим внимание, как строятся предложения. Ряды однородных членов с бессоюзной связью создают ощущение вероломного вторжения в гармонию природы: «Ходим, мнем, затаптываем.., сдираем.., захлопываем..». Стремительность высказывания подчеркивает хрупкость и беззащитность травы, усиливающейся риторическими вопросами и восклицательными предложениями. Экспрессивность фразе придает авторская литота, нарочито снижающая травинку до «ничтожества» и вызывающая протест в душе читателя.

Короткие односоставные предложения создают установку на диалог, побуждают включиться в разговор. Возрастающая градация «страшное, жуткое, безнадежно зрелище!» завершает описание ужасающих последствий воздействия человека на природу. Вместо следующего по логике рассуждения выражения «гибель мира» В. Солоухин использует перифразу «бестравная пустыня», пробуждающую в нас тревожные думы о судьбе человека в мире природы, о будущем планеты. Страшно, что человек не замечает того, что «отрезан от природы». Параллелизм в последнем абзаце снова возвращает нас к началу текста, усиливая эмоциональное воздействие.

Пока не осознал проблему, не будешь решать ее. Почему не научились беречь этот мир и ценить его красоту? «Кто вы? Кому вы служите? Добру или злу? Жизни или смерти?» - ежедневно спрашивает нас зеленая травинка, опечаленная потребительским отношением к природе. И отвечать на этот вопрос нам приходится ежечасно, каждым своим поступком.


Текст
Густой утренний туман пал на озеро Кубенское. Не видать берегов, не видать белого света. Как и когда поднялось3солнце, я не заметил. Туманы отдалились к берегам, озеро сделалось шире, лед на нем как бы плыл в качался
И вдруг над этим движущимся, белым в отдалении в серым вблизи льдом я увидел парящий в воздухе храм. Он, как легкая, сделанная из папье-маше игрушка, подпрыгивал в солнечном мареве, а туманы покачивали его на волнах своих.
Храм этот плыл навстречу, легкий, белый, сказочно прекрасный. Я отложил удочку, завороженный.
За туманом острыми вершинами проступила щетка лесов. Уже и дальнюю заводскую трубу я увидел, и крыши домишек. Л храм все еще парил5 надо льдом, опускаясь2 все ниже и ниже, и солнце играло5 в маковке5 его, и весь он был озарен1 светом, и дымка светилась2 под ним.4
Наконец храм овустился на лед, утвердился. Я молча указал пальцем ва него, думал, что мне пригрезилось5, что я в самом деле заснул2, что мне явилось видение5 из тумана.4
— Спас-камень, — коротко молвил5 товарищ мой.
Не отрывая3 глаз1 от удочки, товарищ пробубi-iил5 мне историю этого днва5. В честь русского воина-князя, боровшегося2 за объединение2 северных земель3, был воздвигнут5 этот памятник-монастырь.4 Предание5 гласит5, что князь1, спасавшийся вплавь1 от врагов, начал тонуть в тяжелых латах и пошел уже ко дну, как почувствовал под ногами камень, который и спас3 его.4 И вот в честь этого чудесного спасения2 на подводную2 гряду5 были навалены3 камни и земля с берега. На лодках1 и по перекидвому2 мосту, который каждую3 весну сворачивало ломающимся на озере льдом, монахи натаскали5 целый остров1 и поставили на нем монастырь.4 Расписывал его3 знаменитый5 дионисий.
Я смотрел на залитый2 солнцем храм. Озеро уже распеленалось5 совсем, туманы поднялись высоко. Среди огромного, бесконечгю2 переливающегося бликами5 озера стоял во льду храм бельгй, словно бы хрустальный, и хотелось ущипяуть себя, увериться, что все это не во сне, не мирiное видение.4
Я смотрю и смотрю на Спас-камень, забыв3 про удочки, и. про рыбу, и про все на свете.
(В. Астафьев)


Возможный вариант сочинения

Первые строки очерка В. Астафьева наполнены ощущением тайны, загадочности. Густой туман, окутавший озеро Кубенское, завораживает своей таинственностью, и на память приходят строки русского поэта Блока:
Дремлю и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,
Она и в снах необычайна.
Ее одежды не коснусь.
Живой трепетностью, духовно-чувственной красотой насыщено описание раннего утра у В. Астафьева. Гений писателя словно останавливает движение бытия и предлагает читателю сосредоточиться на чем-то очень важном, значительном, заключающем в себе и прошлое, и настоящее, и будущее.
«Я увидел, — пишет Астафьев, — парящий в воздухе храмов. Художник обостренно воспринимает чувственную многогранность реального мира со всеми его цветами, звуками, формами, движениями.
«Храм этот плыл навстречу, легкий, белый, сказочно прекрасный». Яркое описание, не правда ли? Писатель мыслит и цветом, и предметом, и метафорами. Троекратное повторение однородных определений-эпитетов (легкий, белый, сказочно прекрасный) создает своеобразный ритмический рисунок фразы, придает речи мелодичность и музыкальность. Все это пронизано сильным чувством, которое как бы изнутри освещает образ. Само же чувство несет в себе большую, человечески значимую идею.
Перед глазами читателя предстает необыкновенная земля, русская земля, где слились воедино нежная душевная простота, былинная мощь и неиссякаемая вера в спасительную силу духа.
Эмоционально насыщенное, мелодичное, завораживающее своей загадочностью описание на мгновение прерывается, возвращая нас к реальности. Из уст товарища писателя звучит немногословный рассказ, предание о памятнике-монастыре, воздвигнутом «в честь русского воина- князя, боровшегося за объединение северных земель». Обыкновенную историю о Спас-камне <пробубнил> собеседник В. Астафьева.
По-разному воспринимаются одни и те же явления разными людьми. И если товарищ В. Астафьева «коротко молвил>, даже «бубнил>, то сам писатель о том же самом думает, пишет, говорит эмоциональнее, тоньше, поэтичнее.
Для простого человека Спас-камень — это рукотворный монастырь, памятник. Для писателя это «сказочно прекрасный храм», «парящее в воздухе» «диво». В. Астафьев видит то же самое, что и все мы, и, одновременно, не то же самое, его восприятие богаче, глубже нашего.
Озаренный солнцем храм не просто чудо, окруженное со всех сторон «переливающимися бликами озера», — это символ воинской славы и духовного богатства русской земли.

Проникновенные, эмоционально насыщенные строки, окаймляющие незамысловатую историю возникновения Спас-камня, наполняют сердце читателя любовью к родной земле, побуждают помнить прошлое, обращают мысли в будущее.
<Я смотрю и смотрю на Спас-камень>?


Часто мы не задумываемся о том, что рядом с нами располагается удивительный мир, в котором действует законы творческой фантазии. Нет, я говорю не о книгах. Этот мир можно увидеть, живущих в нем можно услышать без помощи воображения, которое необходимо нам при чтениi4 книг. для того чтобы оказаться в этом волшебном мире, достаточно пойти в театр и посмотреть спектакль. Вот почему размышления Ю. Яковлева о сущности театрального искусства представляется мне особенно интересными.
Каждая строчка, каждое слово пронизано искренней любовью к театру. Первый тезис автора («театр-это.. .храм») четко обозначает тему текста и задает взволнованно-возвышенную интонацию. Развитие авторской мысли (театр-это божество,... лукавство,... великая правда жизни) создает особый ритмический эффект. Художественные определения театра приобретают особую эмоциональную силу, звучат, как вдохновенная песнь, гимн театральному искусству. Фрагмент легенды об Аполлоне, покровителе красоты, доказывает, что роль театра в открытии красоты мира необычайна.
Антитезы («правда» - «лукавство», «румяньий» - «бледный»,«побледнеет»-«зарумяниться», «ненастоящие» - «правда») заостряют авторскую мысль, помогают погрузиться в мир импровизации и бесконечных превращений.
Короткие предложения, с преобладанием номинативных, передают взволнованное состояние автора. А их афористичность убеждает в том, что театр - это чудо человеческого духа. Литературная аллюзия, побуждающая вспомнить известную мысль В. Шекспира («Весь мир - театр, и все мы в нем актеры...), опровергает мнение о театре как об изящной безделушке, основанной на лицедействе.
для смыслового стилистического выделения используется ин версия, элл и птические предложения придают живость, динамичность.
Автор не поучает нас, он размьишляет вместе с нами. Риторические вопросы и восклицания, ряды однородных придаточных определи- тельных усиливают выразительность текста.
Автор свободно переносится из прошлого в настоящее, из мира легенд - в реальность, что погружает нас в поле культуры, где игра актеров соединяется с литературой, где в основе театрального действия лежит драматургия самой жизни. Поэтому в фиiiальной части текста звучит, по моему мнению, особенно дорогая Ю. Яковлеву мысль о том, что театр - это культурная память человечества.


(1 )Мы говорим Театр - и перед нами возникает здание с колоннами, похожее на храм. (2)Театр и есть храм. (3)Недаром в вьишине на треугольном фронтоне в бронзовой колеснице стоит бог. (4)С его плеча плавно спадает легкая тупика, на голове венок из веток лавра. (5)В руке он держит шестиструнную кифару: выменял ее на несколько коров у ловкого купца Гермеса. (б)Говорят, он необыкновенно красив, этот бог, но с земли черты его лица неразличимы; ведь он, как подобает богу, вознесен очень высоко. (7)Приходится верить на слово. (8)Это Аполлон - бог красоты. (9)А красота - теперь это знают все - спасет мир,
(1 О)Он стоит неподвижно и выжидающе смотрит вдаль, а запряженная в колесницу квадрига - четыре коня, вздыбленных над театральной площадью, - нетерпеливо ожидает сигнала своего повелителя, (П)Стоит ему сочно причмокi-iуть губами и как следует встряхi-iуть вожжи - но-о!
кони сорвутся с места и тяжелые колеса загрохочут по крышам города,
(12)Театр - не только божество, это еще лукавство. (13)Здесь можно дернуть старика за бороду, и борода окажется в вашей руке, а перед вами вместо почтенного старца - нагловатый молодой парень. (14)Старик же торопливо натянет на лысину парик и на ваших глазах превратится в молодого. (1 5)Здесв, если надо, румяньий побледнеет, бледный зарумянится. (1 б)Грим! (1 7)Жадный расщедрлтся, добродушный примет облик злодея. (1 8)Роль!
(19)3 Театре все немного ненастоящее - декорации, немного временное - роли. (20)И вечное - правда.
(21 )Правда - душа Театра. (22)Но какая это трудная, сложная правда. (23)И какая великая, (24)Ведь сама наша земля - огромный Театр, а все мы как бы артисты, и у каждого своя роль в Театре жизни. (25)Ведь не случайно великий Шекспир назвал свой театр - «Глобус».
(26)А может быть, каждый из нас - сам по себе Театр? (2?)Наша память - спектакль. (28)действующие лица и исполнители - те, кого мы любим, кто живет рядом с нами, без кого мы не можем обойтись, но и те, кто отравляет нам жизнь. (29)И те, кого нам так не хватает, но о них мы узнали слишком поздно — они жили в другое время, и встретиться с ними можно только в Театре. (по Ю. Яковлеву)




Похожие:

Как создать текст о тексте iconУрок развития речи по русскому языку в 3 классе по теме
Цели: закреплять знания учащихся о тексте, учить учащихся пересказывать текст, соблюдая его основные части, излагать мысли в строгой...
Как создать текст о тексте iconТема: Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре»
Цель: создать условия для формирования умения анализировать худо­жественный текст, закрепления умения пересказывать текст по плану;...
Как создать текст о тексте iconКомментировать нужно проблему, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста
Цель: Дать учащимся представление о месте и роли комментария в структуре сочинения части С1
Как создать текст о тексте iconУрок русского языка. 9 класс Тема: Понятие о сложносочиненном предложении
Прочитайте текст, определите тему текста и озаглавьте его. Какие художественные приемы используются в тексте для передачи настроения?...
Как создать текст о тексте iconУрок по истории средних веков в 6 классе Тема «Турки- османы в борьбе против христианского мира»
Просит группы подготовить вопросы самим по тексту (прямого ответа в тексте нет) и к тексту (ответ есть в тексте)
Как создать текст о тексте iconЛекция Язык разметки гипертекста html
Открывая в браузере любую Web- страницу, мы текст, картинки, кнопки, таблицы и м ногою другое. Для того, чтобы создать Web –страницу,...
Как создать текст о тексте iconВ. А. Миловидов Тверской государственный университет повседневность как метанарративная инстанция в интермедиальном тексте в одном из лучших телевизионных фильмов М. Козакова, комедии «Покровские ворота» 1982 год, сценарий
«показываемой», в рамках которой нарративное начало, как правило, уступает место началу дескриптивному
Как создать текст о тексте icon2006. 05. 31. Основа, путь и плод. Текст «Трипура Рахасья»
Текст «Трипура Рахасья» глава 17. Беседа царя Джанаки и брахмана Аштавакры. Наставления царя Джанаки. Джанака рассказывает том, как...
Как создать текст о тексте iconМестоимение. Прочтите текст и выполните задания А1—А5, В1
Писал Гайдар совсем не так, как обычно пишут все писатели. (2) Сначала он как бы рассказывал себе вслух свою книгу
Как создать текст о тексте icon1) Сначала должен идти адаптированный текст (небольшой отрывок текста — 1-2, максимум 3 абзаца /если абзацы маленькие/), с подсказками, а затем неадаптированный текст, без подсказок
Предлагаемая технология вырабатывалась постепенно, поэтому не смущайтесь тем, что в книгах или в текстах на сайте Вы встречали отклонения...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами