Урок литературного чтения в 3 классе icon

Урок литературного чтения в 3 классе



НазваниеУрок литературного чтения в 3 классе
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Новомихайловская средняя общеобразовательная школа»


Урок литературного чтения в 3 классе





Александр Сергеевич Пушкин


Учитель начальных классов:

Елена Кузьминична Белобородова


Тема: А.С.Пушкин «Зимнее утро»


Цели:

  • показать стихотворение как одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме;

  • учить детей представлять в своём воображении картины природы, описанные автором в стихотворении;

        • развивать речь учащихся, формировать навык выразительного чтения, способствовать желанию увидеть и услышать в музыке образ; воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту.

  • с помощью путешествия в мир образа воспитывать у ребёнка желание познавать прекрасное; чувствовать красоту и по новому, открывать в себе читателя;


Что должны знать:

  • о чём говорится в новом произведении;

  • средства выразительного чтения.


Уметь:

1 уровень:

  • выразительно читать стихотворение;

  • отвечать на вопросы учителя;

2 уровень:

  • обосновать и анализировать свой ответ;

  • рассказать о своих впечатлениях;

3 уровень:

  • делиться мыслями с товарищами;

  • рисовать словесные картины.


Оборудование и материалы:

компьютер

мультимедийный проектор

презентация

видеофильм с озвучиванием стихотворения

трафареты снежинок

музыка П.И. «Времена года», «Снежный всадник»

цветные полоски для практической работы


Учитель Ученик

  • наличие конспекта учебник «Родная речь»

  • презентация клей

  • видеофильм лист бумаги

  • аудиозапись цветные полоски

снежинки

цветные карандаши


1. Эмоционально-психологический настрой.


^ «СОТВОРИ В СЕБЕ СОЛНЦЕ»

Сядьте поудобнее, расслабьтесь.

Сложите ваши ладошки лодочками. Представьте, что там маленький, пушистый, тёплый комочек – лучик. От его прикосновения вам становится тепло, уютно, уверенно. Это тепло разливается по всему телу. Этот комочек растёт, становится большим. И вот вы уже не в силах его сдерживать. Направьте его на меня и вот перед нами большое, ласковое, доброе солнышко.

^ Давайте пошлём друг другу хорошее настроение и добрые мысли.

Нам с вами вместе уютно, тепло, уверенно.

Мы одна команда. Я желаю вам удачи! (слайд 1)
^

2. Подготовка к восприятию.


Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. Мы идём в гости. А куда догадайтесь сами.


Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица

Белокоса, белолица,

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром. (слайд 2 )


Мы совершим путешествие в мир красок и звуков зимы, будем слушать музыку зимы, всматриваться в её картины. А после нашей встречи попробуем описать, какой мы увидели, услышали и почувствовали зиму?


3. Мотивация: для чего? Цель урока.

Итак, приглашаю вас в зимнюю сказку ( на фоне музыки П.Чайковского « Щелкунчик» учитель читает сказку «Снежный всадник»

Говорят, когда выпадает первый снег, Объявляется в лесах снежный всадник. На белой лошади скачет он по заснеженным оврагам, по сосновым борам, по берёзовым рощам. То там, за ёлочками, то там, на просеке мелькнёт снежный всадник, объявится перед людьми и мчится бесшумно дальше – по заснеженным оврагам, по сосновым борам. Никто не знает, зачем он появляется в лесу и куда путь держит. Мчится конь по дороге…(слайд 3)

- Отправимся и мы в зимнюю дорогу.

Закройте глаза. Произнесите шёпотом слово «Зима»

Какие слова и словосочетания возникли у вас в памяти, когда вы произносили это слово? (Снег, пурга, мороз, снежная горка, коньки, лыжи…) (учитель фиксирует на доске)


Прочитайте, пожалуйста, строки из стихотворения А. Фета:


Ещё вчера, на солнце млея,

Последний лес дрожал листом.

Сегодня – вдруг исчезло лето.

Бело, безжизненно кругом

Земля и небо – всё одето

Каким-то тусклым серебром. (слайд 4)


Кто сможет прочитать красиво?

Когда можно считать, что наступила настоящая зима?

Когда:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится,

И на землю тихо,

Падает, ложится. (слайд 5 )


Учитель:

Чародей слова, удивительно верно и живо рисующий картины природы, тонко подмечающий и глубоко чувствующий особую неповторимую прелесть каждого времени года.

Это, конечно же, А. С. Пушкин. (слайд 6)


И сегодня мы познакомимся ещё с одним его стихотворением. Откройте учебник на странице 88 . Исследуйте страничку и определите тему нашего урока. (слайд 7)


Учитель: Что бы вы хотели узнать и чему научиться?

Ученик: Научиться выразительно читать стихотворение; находить в нем красивые слова.

Учитель: Для чего вам это нужно?

Ученик: Нам это нужно для того, чтобы уметь, красиво и правильно говорить самим, и чтобы было приятно слушать другим.

Учитель: мы поговорим о зимней природе, о прекрасном, будем учиться чувствовать красоту, слушать в музыке образ природы. Но прежде, чем перейти к реализации нашего плана, проведём дыхательную гимнастику.


^ 5. Реализация плана.



  1. Знакомство со стихотворением

Ученик:

Стихотворение изучают в школе как одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме. Оно представляет собой блестящую зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне. (слайд 8)

Мы живо ощущаем доброе, жизнерадостное настроение человека, которому по-настоящему хорошо: впереди и новые стихи, и новые друзья, и женитьба на любимой женщине, и счастливая семейная жизнь. Всё прекрасно, и будто не решён один вопрос: работать ли дома, в тепле, или выехать на прогулку по родным и дорогим его сердцу местам? (слайд 9)

Стихотворение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении П.И. Вульфа. В Тверскую губернию к своим знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на этот раз (а бывал он там подолгу и неоднократно) на обратном пути с Кавказа. (слайд 10, 11)


Учитель: Мне очень нравится это стихотворение своей красотой. Хочу, чтобы и вы почувствовали то же самое.

(просмотр видеофильма с озвучиванием стихотворения)


^ Словарная работа. Работа в парах.


- Ребята, в стихотворении есть слова, значение которых, как я думаю, вам, наверно, не совсем ясны.

Эти слова лежат в конверте №1. Возьмите этот конверт. Прочитайте слова. Попробуйте объяснить значение этих слов друг другу.

А теперь возьмите другой конверт №2. В этом конверте также на карточках записаны значения этих слов. Попробуйте соотнести слово с его лексическим значением. А потом мы проверим.


ВЗОР – взгляд

СОМКНУТЫ - закрыты

НЕГА — блаженство;


На современный русский язык его лучше

перевести словом сон, поскольку сон –

самое полное « состояние безмятежного покоя».


АВРОРА — утренняя звезда;


ВЕЧОР — вчера;

МГЛА - тьма, мрак;

Лексика строфы создает мрачное настроение:

«вьюга злилась», «мгла носилась», «тучи мрачные».

Но великолепие зимнего утра ощущается

ещё сильнее, по контрасту со вчерашней бурей


НЫНЧЕ — сегодня.

ЛЕЖАНКА – невысокий (на уровне современной кровати) выступ у русской печки, на котором, греясь, отдыхали или спали.


ВЕЛЕТЬ – приказать

(слайд 12)


  1. ^ Работа над стихотворением.


- Прочитайте это стихотворение используя вид чтения «спотыкаясь о камушки» и ответьте на вопросы посоветовавшись в паре. (вопросы на карточках)


Что особенно вас удивило в этом стихотворении?

Каким увидел «Зимнее утро» А.С.Пушкин?

Какие слова нам помогают это увидеть?


Вывод:

    • Что отражают лирические стихи?

    • ^ Лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение.

Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?

Что такое пейзаж? (слайд13)


Пейзаж - это тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город). Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является местность, естественная или преображенная человеком природа.


^ Памятка «Чтение пейзажной лирики».

  1. читайте медленно. Помните: ни один художник не рисует картину со скоростью машины;

  2. после каждой строчки надо обязательно делать короткую остановку – паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания;

3) постарайтесь прочесть так, чтобы передать настроение автора и одновременно свои чувства. (слайд 14)


Чтение стихотворения вслух «цепочкой» по отрывкам. (слайд 15 – 19)


^ 4.Физминутка для глаз. (слайд 20 – 27)


  1. Самостоятельная работа.


- Сколько частей в стихотворении? Одинаковое ли настроение автор описывает в стихотворении?


- На столе у вас лежат нарезки из цветной бумаги: жёлтый цвет, красный, зелёный, синий.

- Представьте, что вы художники. Каким бы цветом вы закрасили каждое четверостишие?

- Приклейте один цвет на каждое четверостишие, используя подсказку.

(Самостоятельная работа учащихся).

- Итак, покажите, какие цвета у вас получились. Давайте проверим.

- Объясните свой выбор. (слайд 28 – 29)


^ Чтение отрывков.


Одинаковым ли тоном вы будете читать всё стихотворение? (Нет. Сначала громко, выразительно, бодро. Потом с чувством грусти, печали. Затем спокойным, но звонким голосом. А вот последние шесть строчек, снова громко, призывно.


^ 6. Художественное исполнение. Выразительное чтение стихотворения.

- Давайте прочитаем это стихотворение передав настроение каждого отрывка. Я начну, а вы продолжите.


Зима вступила в свои права. Какими звуками может быть наполнена она? (Воем ветра, скрипом снега, шумом метели)
^

7. Слушаем музыку зимы.

Представьте каждый свою необычную, неповторимую зимнюю, картинку, а потом расскажите нам, что вы увидели, слушая музыку.


(ответы детей)


А мне представилась картина, описанная А.С.Пушкиным в одном из четверостиший:


Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит…(слайд 34)


Вслушайтесь в эти замечательные строки. Вспомните из наблюдений. В ясный солнечный день каким мы наблюдали снег?


В солнечных лучах искрится и переливается всем цветами радуги снежок. Вспомнили? На сколько многообразна и великолепна цветовая гамма зимы. Мы привыкли видеть только

белый цвет, а оказалось, что есть и зелёный, и голубой, и розовый цвет. Я предлагаю вам каждому снежинку. Раскрасьте её так, какой вы увидели её в солнечный зимний день.


Какой обильный снегопад! В нашем классе зима вступила в свои права, предлагаю погреться.

(слайд 35)


8. Физминутка.

9. Творческая работа.

Мы побывали в роли читателей, слушателей. А сейчас, отгадав загадки о зиме, мы с вами попробуем нарисовать свою картину зимнего утра. (слайд 36 – 47)


6. Рефлексия.


- Что на вас произвело наибольшее впечатление? ( Сегодня на уроке я узнал…)

- ^ Какие задания вам показались наиболее интересными? (мне показалось интересным…)

Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас? (меня удивило…)

- ^ Какое настроение было у вас на уроке, когда вы работали со стихотворением? (Я хочу похвалить … за….)

- Какой же вы увидели, услышали и почувствовали зиму? (снежной, вьюжной, разноцветной и красивой)

- Для кого она стала любимым временем года?

(слайд 48)


7. Подведение итогов. Самооценивание.


Я предлагаю вам оценить себя:

  • если вы считаете, что вам понравился урок, и у вас сегодня всё получалось,

покажите большую снежинку

  • если вы были неуверенны в себе, допускали немного ошибок, покажите среднюю снежинку

  • если вам было скучно на уроке, и вам не понравился урок, покажите маленькую снежинку


Вот такие большие знания вы уносите с урока чтения. Я очень рада. (слайд 49)


8. Домашнее задание


Выразительное чтение или наизусть стихотворения, прочитать стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер», сравнить описание природы. (слайд 50)




Похожие:

Урок литературного чтения в 3 классе iconУрок литературного чтения в 3 классе. Тема урока: Весенние поэтические странички. Два гения двух великих культур
Урок литературного чтения направлен на формирование коммуникативно-речевых умений
Урок литературного чтения в 3 классе iconУрок литературного чтения во втором классе: И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»
Урок литературного чтения во втором классе: И. А. Крылов «Стрекоза и муравей» в свете решения стандартов второго поколения
Урок литературного чтения в 3 классе iconПлан-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого
Ребята, на последних уроках литературного чтения мы с вами занимались сложной, но очень интересной работой, которую мы сегодня покажем...
Урок литературного чтения в 3 классе iconУрок литературного чтения и труда в 3 классе
Формирование умения давать словесную характеристику героям, использовать цитаты из произведения; совершенствование
Урок литературного чтения в 3 классе iconУрок литературного чтения в 3 «Б» классе. А. Куприн. "Слон"
Учитель: Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки?
Урок литературного чтения в 3 классе iconУрок литературного чтения в 4 классе
...
Урок литературного чтения в 3 классе iconУрок литературного чтения во 2 классе на тему: «С. Михалков «Сила воли»
Ребята, помогите мне разобраться. У меня проблема, я отразила ее в стихотворении
Урок литературного чтения в 3 классе iconУрок литературного чтения в 4 классе «Начальная школа «21 века»
Цели: создать условия для работы над словом, пониманием художественного текста стихотворения
Урок литературного чтения в 3 классе iconКонспект урока литературного чтения в 1 б классе э. Успенский «крокодил гена и его друзья» (по учебнику р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой «капельки солнца») Учитель Бунчеева Анна Михайловна
Цель: Формирование навыков беглого, сознательного и выразительного чтения по ролям, навыков пересказа
Урок литературного чтения в 3 классе iconУрок литературного чтения в 3 «а» классе. Тема : Сергей Есенин «С добрым утром!»
Ребята, сегодня нас ожидает встреча с замечательным русским поэтом Сергеем Есениным. (слайд№6)
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами