Тема : «Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту» (обучение выполнению задания части с егэ в соответствии с отдельными критериями») icon

Тема : «Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту» (обучение выполнению задания части с егэ в соответствии с отдельными критериями»)



НазваниеТема : «Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту» (обучение выполнению задания части с егэ в соответствии с отдельными критериями»)
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Урок РУССКОГО ЯЗЫКА (2 урока)

Учитель Платонова И.И.

Класс 11

НОУ «ЦПШ»Косинская»

Тема : «Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту» (обучение выполнению задания части С ЕГЭ в соответствии с отдельными критериями»)


Цель урока:

  1. Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту Д.С.Лихачева «Про зависть»

  2. Побудить учеников к размышлению о таком явлении, как зависть

  3. р


Задачи урока: научить учащихся


  1. формулировать основную проблему текста и комментировать ее.

  2. Определять позицию автора и отражать ее в сочинении.

  3. Излагать собственное мнение по проблеме с привлечением нескольких аргументов.



^ 1 урок русского языка


Структура урока


1 этап Организационный ( 3 мин.)


2 этап Мотивация и вызов интереса к проблеме, поднятой в тексте (15 мин.)


Я предлагаю вам послушать песню Светланы Копыловой «Окно». Внимательно послушайте ее и попробуйте определить ключевое слово, которое и определяет смысл песни.

(звучит песня «Окно» Светланы Копыловой)


  • Какое же слово вы определите в качестве ключевого, основного?

  • Как бы вы сформулировали основную проблему сюжета этой песни?

  • Записываем в тетрадях «Первое марта». «Что такое зависть?»

Но работать мы будем не с текстом песни, а с отрывком из «Писем о добром и вечном» Д.С.Лихачева, потому что цель нашего урока-подготовиться к сочинению -рассуждению по этому тексту. Мы готовимся к ЕГЭ : учимся выполнять задание части С в соответствии с четырьмя первыми критериями.

  • Задачи, которые стоят перед вами, это научиться

формулировать основную проблему текста и комментировать ее,

пределять позицию автора и отражать ее в сочинении,

излагать собственное мнение по проблеме с привлечением нескольких аргументов.

(записываем эти задачи)



  • Итак, возвращаемся к теме урока «Что такое зависть?» Прочитайте, как определяют это явление известные люди


^ Зависть — сожаление о чужом благе. (Плутарх)

Мы можем избежать зависти, если не будем почитать великим ни то, что люди называют богатством, неувядающей славой, ни телесного здоровья. Будем стремиться к приобретению благ вечных и истинных( святитель Василий Великий)‏

^ Зависть — гниль для костей.(Притчи Соломона. 14, 30).

Зависть есть скорбь о благополучии ближнего. (Св. Григорий Богослов)


  • Запишите понравившееся высказывание. А теперь сформулируйте одним словом или словосочетанием, что же такое зависть.



Зависть: ужасное чувство - страсть

ненависть к другому-болезнь

скорбь - страдание

сожаление - мука

зло — гнев

  • Заглянем в словарь В.И.Даля (ищут словарную статью )

1. Зависть-досада по чужому добру или благу

2. нежелание добра другому, а одному лишь себе

Завидовать — досадовать на чужую удачу

болеть чужим здоровьем

Вывод (делают учащиеся) Зависть-это одно из самых сильных человеческих чувств, от которого страдает прежде всего сам завистник.


3 этап Знакомство с текстом Д.С.Лихачева (3 мин)

А как формулировал понятие «зависть» академик Д.С.Лихачев-один из самых образованных людей нашей страны, всю жизнь посвятивший изучению русской культуры и литературы, вопросам этики и духовности русского народа. В его книге «Письма о добром и прекрасном» есть Письмо № 15, которое называется «Про зависть». Прочитаем его (чтение текста учителем)


(1) Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? (2) А если гимнастка? (3) А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?

(4) Начните перечислять всё, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5) Это как в игре — холодно, тепло, ещё теплее, горячо, обжёгся!

(6) На последнем слове вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. (7) Вот то же и с завистью. (8) Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.

(9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.

(10) Теперь вы поёте, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные, индивидуальные склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.

(11) Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой.

(12) Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.

(13) Завидуете — значит не нашли себя.

Д.С.Лихачёв

4 этап Формулирование проблемы текста( 5 -7 мин)

  • Что волнует автора? Какова основная проблема текста?

Но прежде, чем вы приступите к формулировке проблемы, небольшая справка (см. на экран)

^ Основная проблема — это та,

которая стала объектом раздумий автора;

над которой он в основном размышляет;

к которой он неоднократно возвращается.

Постарайтесь сформулировать и записать проблему самостоятельно или выбрать правильный вариант из предложенных (приложение № 2)


^ 1. Зависть…Что это такое? Почему существует опасная близость зависти для любого человека? Над этими вопросами размышляет Д.С.Лихачёв в своём тексте.

2, В своём тексте Д.С.Лихачёв рассматривает проблему зависти как самого ужасного человеческого чувства.

^ 3. Может ли человек жить, работать, заниматься любимым делом и никому не завидовать? Над этим вопросом рассуждает Лихачёв в Письмах о добром и прекрасном.

4. В Письме пятнадцатом «Про зависть» Лихачёв поднимает проблему зависти как самого опасного чувства человека.

Найдите формулировку проблемы без грамматических ошибок. (на экране)- устная работа

1. Автор рассматривает проблему того, что зависть неистребима.

2. В тексте излагается проблема зависти.

3. Д.Лихачев анализирует проблему о живучести зависти.

4. В тексте поднимается проблема зависти.

5. Проблема о том, что зависть неискоренима, волнует Лихачева.

V этап – «Комментарий проблемы текста» ( 10-15 мин)

- Теперь нам предстоит прокомментировать сформулированную проблему

- Какие вопросы можно осветить в комментарии?

Почему автор предпочёл именно эту проблему?

Актуальна ли она? Насколько злободневна в наши дни?

К какой категории относится избранная автором проблема?

Как автору удалось привлечь к ней внимание читателя?

Как характеризует автора выбор данной проблемы?

- Давайте вернёмся к тексту Д.С.Лихачёва.

1. К какой категории можно отнести проблему? (Памятка № 2) - нравственная

2. Дадим определение проблемы. (Памятка № 3) – важная, острая, злободневная, актуальная, серьёзная, сложная, опасная.

3. Почему, характеризуя проблему, мы выбрали именно эти определения? – В последнее время проблема зависти является одной из центральных проблем нашей жизни; это серьёзная проблема, так как огромное количество людей страдает от зависти; это опасная проблема, потому что зависть творит зло, мстит из-за угла, а иногда даже толкает на преступление.


4. К чему может привести зависть? Чем опасны завистливые люди?  - Завистливый человек, как правило, совершает плохие поступки. Он не может бороться с этой страстью и очень мучается. С завистливым человеком избегают общаться окружающие;

^ Завистливый человек не может оценить достижения других людей, их достоинства, но самому ему от этого не легче.

- Я добавлю к вашим высказываниям слова Св Киприана Карфагенского: «Далеко простирается многообразное и плодовитое зло, происходящее от зависти… От неё происходит ненависть, от неё распри. Зависть ослепляет наши чувства, пленит наши мысли… внушает вероломство, воспламеняет гневом; и тот, кто отдаётся в её власть, не может уже обуздать себя и править собою. От сего-то нарушается братская любовь, искажается истина, расторгается единство.

- Всё! Мы проблему прокомментировали. Теперь формулировку проблемы соедините с комментарием, напишите свои варианты по Критерию1 и Критерию2.

Не забудьте о том, что в комментарии не должно быть:

- пересказа исходного текста или любой его части;

- рассуждений по поводу нескольких проблем;

(Учащиеся зачитывают образцы).

2 урок русского языка

VI этап – «Изложение авторской позиции».( 10-15 мин)

Итак, проблема сформулирована и прокомментирована. Теперь нам следует изложить авторскую позицию, т.е. ответить на вопрос: что автор думает по данной проблеме?

Авторская позиция может быть выражена по-разному ( на экране):

- четко и конкретно (в названии, в отдельных предложениях, через аргументы)

- через текст, апосредованно (через риторические вопросы и предложения, порядок слов, лексические повторы, оценочную лексику, модальные слова и вводные предложения)

^ Работа по группам с целью разностороннего анализа текста

1 группа- Стиль, композиция текста

Публицистический стиль помогает понять отношение автора к проблеме, воздействует на читателя

Вступление-тезис-аргументы-вывод. Автор указывает на проблему, нацеливает на обсуждение важного вопроса. Потом приводит аргументы и примеры. В заключение делает вывод: «Завидуете?Значит не нашли себя».

^ 2 группа изучает лексику текста.

Лексика служит выражению позиции автора: оценочные эпитеты «ужасное чувство», «болезненное чувство»выражают озабоченность автора. Лексические повторы и однокоренные слова позволяют увидеть авторское отношение к проблеме. Метафора «обжигающая опасность зависти»призвана остановить человека, пробудить в нем чувство осторожности.


^ 3 группа оценивает морфологические особенности текста.

Лихачев в основном использует глаголы в форме 2л.ед.ч изъявительного и повелительного наклонения.Это свидетельствует о том, что автор стремится дать совет, приглашает к диалогу.


^ 4 группа оценивает синтаксические особенности текста.

Риторические вопросы и неполные предложения придают тексту интонацию живого разговора. В диалоге с воображаемым читателем автор приглашает его быть самим собой, противостоять зависти.

- Используя Памятку №4, изложите авторскую позицию.

Цель Д.С.Лихачёва — заставить читателя обратить внимание на проблему зависти в нашей жизни. Уже в самом начале текста учёный использует  ряд риторических вопросов, которые нацеливают читателя на обсуждение важной для всех проблемы. Далее автор чётко ставит задачу убедить воображаемого собеседника в том, что зависть подстерегает того, кто не защищён, у кого нет собственного «я», чёткой жизненной позиции. Академик Лихачёв призывает нас отличаться от других, стремиться к самореализации и воплощению в жизнь поставленных целей.

VII этап «Аргументация собственного мнения по проблеме».(10-15 мин)

Действительно, зависть — вечное чувство, и примеров от глубокой древности до современности множество(Памятка № 5)

^ Я помню, как…

Я согласна с позицией автора. Мне сразу вспоминается…

Также можно привести пример…

Сложно не согласиться с Лихачёвым, но можно привести достаточно

много доказательств, что не все люди завистливы. Например,…

Типы аргументации в изложении собственной позиции

Зависть всегда приводила к захвату чужих земель, под каким бы предлогом ни велись завоевательные войны. (из истории)

- Примеры зависти вы можете найти в произведениях Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого.

А вам я хочу выразить пожелание словами Омар Хайяма и библейскую истину:

^ Не завидуй тому, кто силён и богат,

За рассветом всегда наступает закат,

С этой жизнью короткою, равною вздоху,

Обращайся как с данной тебе напрокат.

Как ржавчина разъедает железо, так зависть — душу, в которой живет

Зависть -один из смертных грехов

^ После смерти души умерших проходят мытарства. Зависть-десятое из них.


VII этап – «Рефлексия» (5 мин)

Из каких частей должно состоять сочинение-рассуждение?

  1. Напишите вступление.

  2. Сформулируйте основную проблему, поставленную автором.

  3. Прокомментируйте её.

  4. Изложите авторскую позицию по рассматриваемой проблеме.

  5. Изложите своё мнение по заявленной проблеме.

  6. Приведите 2 аргумента, доказывающих убедительность вашей точки зрения.

  7. Заключение-вывод по проблеме.

  8. Спокойно проверьте сочинение.

(резерв времени- 5 минут)

 

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение

 




Похожие:

Тема : «Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту» (обучение выполнению задания части с егэ в соответствии с отдельными критериями») iconСочинение по прочитанному тексту Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо. Цель урока
Создание условий для закрепления знаний учащихся по выполнению комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному...
Тема : «Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту» (обучение выполнению задания части с егэ в соответствии с отдельными критериями») iconСочинение по прочитанному тексту: сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста
С1 егэ по русскому языку представляет собой сочинение, которое включает информационную обработку текстов различных стилей и жанров....
Тема : «Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту» (обучение выполнению задания части с егэ в соответствии с отдельными критериями») iconПрактикум по теме «Обучение написанию сочинения-рассуждения в 11-м классе» (подготовка к егэ) Цели: Формирование языковой компетенции учащихся с использованием икт
Продолжение работы по формированию навыков использования средств выразительности в тексте
Тема : «Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту» (обучение выполнению задания части с егэ в соответствии с отдельными критериями») iconСовременные технологии совершенствования и развития иноязычной коммуникативной компетенции на уроке английского языка как средство оптимизации подготовки учащихся к сдаче егэ
Ляется введение единого государственного экзамена (егэ). О нем сегодня много пишут, говорят, спорят. Появилось много книг, пособий...
Тема : «Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту» (обучение выполнению задания части с егэ в соответствии с отдельными критериями») iconЦель: научить формулировать основную мысль сочинения; писать сочинения-описания, используя изобразительно-выразительные особенности прилагательных;
Учитель русского языка и литературы моу брылинская средняя общеобразовательная школа Каргапольского района
Тема : «Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту» (обучение выполнению задания части с егэ в соответствии с отдельными критериями») iconСочинение (часть с егэ) (Можно использовать как основу для написания сочинения. Обрати внимание, что здесь даны разные варианты оформления сочинения, выбери для себя нужный) Опорная схема
Муниципальное образовательное учреждение Виткуловская средняя общеобразовательная школа
Тема : «Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту» (обучение выполнению задания части с егэ в соответствии с отдельными критериями») iconИнструкция по выполнению письменного контрольного задания
«финансы», в соответствии с изложенными в нем темами. Ваша задача – выбрать по три вопроса из каждой темы и изложить на него ответы....
Тема : «Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту» (обучение выполнению задания части с егэ в соответствии с отдельными критериями») iconСочинение (часть с егэ) (Можно использовать как основу для написания сочинения. Обрати внимание, что здесь даны разные варианты оформления сочинения, выбери для себя нужный) Опорная схема
Циалы. Если он тебе знаком, отметь, что автор текста известный писатель, публицист, художник, ученый и т п.), на мой взгляд, заключается...
Тема : «Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту» (обучение выполнению задания части с егэ в соответствии с отдельными критериями») iconЭлективный курс «Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения на егэ по русскому языку в 11 классе»
«Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения на егэ по русскому языку в 11 классе»
Тема : «Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту» (обучение выполнению задания части с егэ в соответствии с отдельными критериями») iconЗадачи Архимеда и их решения
Егэ. Знакомясь с заданиями второй части егэ, я так же обратил внимание, что задание C4 требует различных подходов к решению одной...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами