Тема : «Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту» (обучение выполнению задания части с егэ в соответствии с отдельными критериями») icon

Тема : «Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту» (обучение выполнению задания части с егэ в соответствии с отдельными критериями»)



НазваниеТема : «Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту» (обучение выполнению задания части с егэ в соответствии с отдельными критериями»)
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Урок РУССКОГО ЯЗЫКА (2 урока)

Учитель Платонова И.И.

Класс 11

НОУ «ЦПШ»Косинская»

Тема : «Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту» (обучение выполнению задания части С ЕГЭ в соответствии с отдельными критериями»)


Цель урока:

  1. Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту Д.С.Лихачева «Про зависть»

  2. Побудить учеников к размышлению о таком явлении, как зависть

  3. р


Задачи урока: научить учащихся


  1. формулировать основную проблему текста и комментировать ее.

  2. Определять позицию автора и отражать ее в сочинении.

  3. Излагать собственное мнение по проблеме с привлечением нескольких аргументов.



^ 1 урок русского языка


Структура урока


1 этап Организационный ( 3 мин.)


2 этап Мотивация и вызов интереса к проблеме, поднятой в тексте (15 мин.)


Я предлагаю вам послушать песню Светланы Копыловой «Окно». Внимательно послушайте ее и попробуйте определить ключевое слово, которое и определяет смысл песни.

(звучит песня «Окно» Светланы Копыловой)


  • Какое же слово вы определите в качестве ключевого, основного?

  • Как бы вы сформулировали основную проблему сюжета этой песни?

  • Записываем в тетрадях «Первое марта». «Что такое зависть?»

Но работать мы будем не с текстом песни, а с отрывком из «Писем о добром и вечном» Д.С.Лихачева, потому что цель нашего урока-подготовиться к сочинению -рассуждению по этому тексту. Мы готовимся к ЕГЭ : учимся выполнять задание части С в соответствии с четырьмя первыми критериями.

  • Задачи, которые стоят перед вами, это научиться

формулировать основную проблему текста и комментировать ее,

пределять позицию автора и отражать ее в сочинении,

излагать собственное мнение по проблеме с привлечением нескольких аргументов.

(записываем эти задачи)



  • Итак, возвращаемся к теме урока «Что такое зависть?» Прочитайте, как определяют это явление известные люди


^ Зависть — сожаление о чужом благе. (Плутарх)

Мы можем избежать зависти, если не будем почитать великим ни то, что люди называют богатством, неувядающей славой, ни телесного здоровья. Будем стремиться к приобретению благ вечных и истинных( святитель Василий Великий)‏

^ Зависть — гниль для костей.(Притчи Соломона. 14, 30).

Зависть есть скорбь о благополучии ближнего. (Св. Григорий Богослов)


  • Запишите понравившееся высказывание. А теперь сформулируйте одним словом или словосочетанием, что же такое зависть.



Зависть: ужасное чувство - страсть

ненависть к другому-болезнь

скорбь - страдание

сожаление - мука

зло — гнев

  • Заглянем в словарь В.И.Даля (ищут словарную статью )

1. Зависть-досада по чужому добру или благу

2. нежелание добра другому, а одному лишь себе

Завидовать — досадовать на чужую удачу

болеть чужим здоровьем

Вывод (делают учащиеся) Зависть-это одно из самых сильных человеческих чувств, от которого страдает прежде всего сам завистник.


3 этап Знакомство с текстом Д.С.Лихачева (3 мин)

А как формулировал понятие «зависть» академик Д.С.Лихачев-один из самых образованных людей нашей страны, всю жизнь посвятивший изучению русской культуры и литературы, вопросам этики и духовности русского народа. В его книге «Письма о добром и прекрасном» есть Письмо № 15, которое называется «Про зависть». Прочитаем его (чтение текста учителем)


(1) Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? (2) А если гимнастка? (3) А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?

(4) Начните перечислять всё, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5) Это как в игре — холодно, тепло, ещё теплее, горячо, обжёгся!

(6) На последнем слове вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. (7) Вот то же и с завистью. (8) Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.

(9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.

(10) Теперь вы поёте, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные, индивидуальные склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.

(11) Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой.

(12) Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.

(13) Завидуете — значит не нашли себя.

Д.С.Лихачёв

4 этап Формулирование проблемы текста( 5 -7 мин)

  • Что волнует автора? Какова основная проблема текста?

Но прежде, чем вы приступите к формулировке проблемы, небольшая справка (см. на экран)

^ Основная проблема — это та,

которая стала объектом раздумий автора;

над которой он в основном размышляет;

к которой он неоднократно возвращается.

Постарайтесь сформулировать и записать проблему самостоятельно или выбрать правильный вариант из предложенных (приложение № 2)


^ 1. Зависть…Что это такое? Почему существует опасная близость зависти для любого человека? Над этими вопросами размышляет Д.С.Лихачёв в своём тексте.

2, В своём тексте Д.С.Лихачёв рассматривает проблему зависти как самого ужасного человеческого чувства.

^ 3. Может ли человек жить, работать, заниматься любимым делом и никому не завидовать? Над этим вопросом рассуждает Лихачёв в Письмах о добром и прекрасном.

4. В Письме пятнадцатом «Про зависть» Лихачёв поднимает проблему зависти как самого опасного чувства человека.

Найдите формулировку проблемы без грамматических ошибок. (на экране)- устная работа

1. Автор рассматривает проблему того, что зависть неистребима.

2. В тексте излагается проблема зависти.

3. Д.Лихачев анализирует проблему о живучести зависти.

4. В тексте поднимается проблема зависти.

5. Проблема о том, что зависть неискоренима, волнует Лихачева.

V этап – «Комментарий проблемы текста» ( 10-15 мин)

- Теперь нам предстоит прокомментировать сформулированную проблему

- Какие вопросы можно осветить в комментарии?

Почему автор предпочёл именно эту проблему?

Актуальна ли она? Насколько злободневна в наши дни?

К какой категории относится избранная автором проблема?

Как автору удалось привлечь к ней внимание читателя?

Как характеризует автора выбор данной проблемы?

- Давайте вернёмся к тексту Д.С.Лихачёва.

1. К какой категории можно отнести проблему? (Памятка № 2) - нравственная

2. Дадим определение проблемы. (Памятка № 3) – важная, острая, злободневная, актуальная, серьёзная, сложная, опасная.

3. Почему, характеризуя проблему, мы выбрали именно эти определения? – В последнее время проблема зависти является одной из центральных проблем нашей жизни; это серьёзная проблема, так как огромное количество людей страдает от зависти; это опасная проблема, потому что зависть творит зло, мстит из-за угла, а иногда даже толкает на преступление.


4. К чему может привести зависть? Чем опасны завистливые люди?  - Завистливый человек, как правило, совершает плохие поступки. Он не может бороться с этой страстью и очень мучается. С завистливым человеком избегают общаться окружающие;

^ Завистливый человек не может оценить достижения других людей, их достоинства, но самому ему от этого не легче.

- Я добавлю к вашим высказываниям слова Св Киприана Карфагенского: «Далеко простирается многообразное и плодовитое зло, происходящее от зависти… От неё происходит ненависть, от неё распри. Зависть ослепляет наши чувства, пленит наши мысли… внушает вероломство, воспламеняет гневом; и тот, кто отдаётся в её власть, не может уже обуздать себя и править собою. От сего-то нарушается братская любовь, искажается истина, расторгается единство.

- Всё! Мы проблему прокомментировали. Теперь формулировку проблемы соедините с комментарием, напишите свои варианты по Критерию1 и Критерию2.

Не забудьте о том, что в комментарии не должно быть:

- пересказа исходного текста или любой его части;

- рассуждений по поводу нескольких проблем;

(Учащиеся зачитывают образцы).

2 урок русского языка

VI этап – «Изложение авторской позиции».( 10-15 мин)

Итак, проблема сформулирована и прокомментирована. Теперь нам следует изложить авторскую позицию, т.е. ответить на вопрос: что автор думает по данной проблеме?

Авторская позиция может быть выражена по-разному ( на экране):

- четко и конкретно (в названии, в отдельных предложениях, через аргументы)

- через текст, апосредованно (через риторические вопросы и предложения, порядок слов, лексические повторы, оценочную лексику, модальные слова и вводные предложения)

^ Работа по группам с целью разностороннего анализа текста

1 группа- Стиль, композиция текста

Публицистический стиль помогает понять отношение автора к проблеме, воздействует на читателя

Вступление-тезис-аргументы-вывод. Автор указывает на проблему, нацеливает на обсуждение важного вопроса. Потом приводит аргументы и примеры. В заключение делает вывод: «Завидуете?Значит не нашли себя».

^ 2 группа изучает лексику текста.

Лексика служит выражению позиции автора: оценочные эпитеты «ужасное чувство», «болезненное чувство»выражают озабоченность автора. Лексические повторы и однокоренные слова позволяют увидеть авторское отношение к проблеме. Метафора «обжигающая опасность зависти»призвана остановить человека, пробудить в нем чувство осторожности.


^ 3 группа оценивает морфологические особенности текста.

Лихачев в основном использует глаголы в форме 2л.ед.ч изъявительного и повелительного наклонения.Это свидетельствует о том, что автор стремится дать совет, приглашает к диалогу.


^ 4 группа оценивает синтаксические особенности текста.

Риторические вопросы и неполные предложения придают тексту интонацию живого разговора. В диалоге с воображаемым читателем автор приглашает его быть самим собой, противостоять зависти.

- Используя Памятку №4, изложите авторскую позицию.

Цель Д.С.Лихачёва — заставить читателя обратить внимание на проблему зависти в нашей жизни. Уже в самом начале текста учёный использует  ряд риторических вопросов, которые нацеливают читателя на обсуждение важной для всех проблемы. Далее автор чётко ставит задачу убедить воображаемого собеседника в том, что зависть подстерегает того, кто не защищён, у кого нет собственного «я», чёткой жизненной позиции. Академик Лихачёв призывает нас отличаться от других, стремиться к самореализации и воплощению в жизнь поставленных целей.

VII этап «Аргументация собственного мнения по проблеме».(10-15 мин)

Действительно, зависть — вечное чувство, и примеров от глубокой древности до современности множество(Памятка № 5)

^ Я помню, как…

Я согласна с позицией автора. Мне сразу вспоминается…

Также можно привести пример…

Сложно не согласиться с Лихачёвым, но можно привести достаточно

много доказательств, что не все люди завистливы. Например,…

Типы аргументации в изложении собственной позиции

Зависть всегда приводила к захвату чужих земель, под каким бы предлогом ни велись завоевательные войны. (из истории)

- Примеры зависти вы можете найти в произведениях Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого.

А вам я хочу выразить пожелание словами Омар Хайяма и библейскую истину:

^ Не завидуй тому, кто силён и богат,

За рассветом всегда наступает закат,

С этой жизнью короткою, равною вздоху,

Обращайся как с данной тебе напрокат.

Как ржавчина разъедает железо, так зависть — душу, в которой живет

Зависть -один из смертных грехов

^ После смерти души умерших проходят мытарства. Зависть-десятое из них.


VII этап – «Рефлексия» (5 мин)

Из каких частей должно состоять сочинение-рассуждение?

  1. Напишите вступление.

  2. Сформулируйте основную проблему, поставленную автором.

  3. Прокомментируйте её.

  4. Изложите авторскую позицию по рассматриваемой проблеме.

  5. Изложите своё мнение по заявленной проблеме.

  6. Приведите 2 аргумента, доказывающих убедительность вашей точки зрения.

  7. Заключение-вывод по проблеме.

  8. Спокойно проверьте сочинение.

(резерв времени- 5 минут)

 

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение

 




Похожие:

Тема : «Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту» (обучение выполнению задания части с егэ в соответствии с отдельными критериями») iconСочинение по прочитанному тексту Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо. Цель урока
Создание условий для закрепления знаний учащихся по выполнению комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному...
Тема : «Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту» (обучение выполнению задания части с егэ в соответствии с отдельными критериями») iconСочинение по прочитанному тексту: сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста
С1 егэ по русскому языку представляет собой сочинение, которое включает информационную обработку текстов различных стилей и жанров....
Тема : «Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту» (обучение выполнению задания части с егэ в соответствии с отдельными критериями») iconПрактикум по теме «Обучение написанию сочинения-рассуждения в 11-м классе» (подготовка к егэ) Цели: Формирование языковой компетенции учащихся с использованием икт
Продолжение работы по формированию навыков использования средств выразительности в тексте
Тема : «Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту» (обучение выполнению задания части с егэ в соответствии с отдельными критериями») iconИнструкция по выполнению письменного контрольного задания
«финансы», в соответствии с изложенными в нем темами. Ваша задача – выбрать по три вопроса из каждой темы и изложить на него ответы....
Тема : «Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту» (обучение выполнению задания части с егэ в соответствии с отдельными критериями») iconЦель: научить формулировать основную мысль сочинения; писать сочинения-описания, используя изобразительно-выразительные особенности прилагательных;
Учитель русского языка и литературы моу брылинская средняя общеобразовательная школа Каргапольского района
Тема : «Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту» (обучение выполнению задания части с егэ в соответствии с отдельными критериями») iconМидо основы алгоритмизации и программирования задания для выполнения контрольных работ Минск 2011 задания номер варианта задания выбирается в соответствии с индивидуальным номером по списку учебной группы
...
Тема : «Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту» (обучение выполнению задания части с егэ в соответствии с отдельными критериями») iconУрок русского языка в 11 классе Тема: Развитие речи. Сочинение-рассуждение о роли каждой личности в жизни общества
Ой принадлежности в жизни общества; совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать, создавать собственные высказывания,...
Тема : «Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту» (обучение выполнению задания части с егэ в соответствии с отдельными критериями») iconУрок развития речи в 5-м классе по теме: "Подготовка к сочинению-описанию "
Определить главную идею сочинения; стиль, тип речи, используемые при написании сочинения; композицию сочинения
Тема : «Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту» (обучение выполнению задания части с егэ в соответствии с отдельными критериями») iconУрок по литературному чтению ( обучение грамоте)
Урок литературного чтения ( обучение грамоте) по теме «Алфавит» 1 класс «Перспективная начальная школа», разработан в соответствии...
Тема : «Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту» (обучение выполнению задания части с егэ в соответствии с отдельными критериями») iconСочинение-рассуждение по тексту Ю. Яковлева "Багульник" (задание С2)
Возьмите любую цитату из 36 предложенных (автор Цыбулько) и напишите несколько сочинений. Или проговорите, обсудите, как вы напишите...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами