Лекция Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Базовая модель технологии icon

Лекция Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Базовая модель технологии



НазваниеЛекция Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Базовая модель технологии
Дата17.10.2016
Размер
ТипЛекция

Лекция 1.Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Базовая модель технологии

Что же это такое РКМЧ – проект, философия, технология, система приемов или что-то ещё? Американские коллеги, проводившие международный обучающий семинар в рамках проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления» в 1997 году ответили русским: «Это подход. Это философия, базирующаяся на идеях педагогов и психологов всего мира, реализованная в педагогической технологии». Развитие рационального, критического мышления — одна из общепризнанных в зарубежной педагогике целей на протяжении последних десятилетий, потому что демократическое общество должно опираться на сбалансированное критическое мышление граждан. И вот данные идеи дошли до нас. Работаю по данной технологии полтора года, и считаю, что РКМЧ не является способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, позволяющая в полной мере реализовать деятельностный подход в обучении и воспитании, так как в основу положен принцип «научить добывать и применять знания, а не рассказать, объяснить».

Что такое критическое мышление? Критическое мышление - направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью, использование таких навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата

Характерными, устойчивыми особенностями развитого критического мышления (КМ) являются оценочность, открытость новым идеям, целостное рассмотрение ситуации, стремление к разносторонней осведомленности, поиск альтернатив, выбор точки зрения, позиции (а также ее изменение при наличии достаточных оснований), склонность к применению навыков критического мышления в жизни.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) тесно связана с понятием личностно ориентированного обучения, к которому у нас относят программы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и Л.В. Занкова в начальной школе. Эти программы обеспечены дидактическим материалом и методическим аппаратом. А вот в среднем звене, к сожалению, господствует традиционная методика преподавания в массовой школе, не предполагающая диалога, а нацеленная на знания, умения, навыки.

^ Образовательные результаты РКМЧП

умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

  • умение пользоваться различными способами интегрирования информации;

  • умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

  • умение решать проблемы;

  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

  • умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

  • способность самостоятельно заниматься своим обучением ;

  • способность брать на себя ответственность;

  • способность участвовать в совместном принятии решения;

  • способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

  • умение сотрудничать и работать в группе и др.

В процессе применения технологии развития критического мышления:


  • происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;

  • появляется возможность объединения отдельных дисциплин;

  • создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;

  • формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.

^ БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ

РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ

Перерабатываем предшествующий опыт, ощущаем недостаточность информации, знакомимся с новым, сопоставляя с тем, что известно, присваиваем информацию, запоминаем, откладываем в сундучок свои знания – это базовая модель восприятия любой информации. Почему же её не положить в основу обучения? Вот и получилась базовая модель РКМЧП

В технологии КМ выделяют три стадии:

I. Стадию вызова (подготовительный)

II. Стадию осмысления новой информации (собственно восприятие нового)

III. Стадию рефлексии (присвоение информации)


Рассмотрим каждую стадию на примерах урока — работа с информационным текстом.

^ I. Стадия вызова.

Ученик сам определяет свои знания и незнания. На стадии вызова происходит включение в работу, поэтому она очень важна:

- во-первых, он начинает работать. Но работать не заставишь, сказав, как водится: «Открыли тетради, записали число и тему урока». Чтобы ученики работали активно, нужно заинтересовать лично. Поэтому начинаем урок с индивидуальной работы, желательно с письменной (не проверочной, а «для себя», «просто так»);

-во-вторых, на стадии вызова ученик сам определяет свои знания и «незнания», то есть сначала в индивидуальной, а потом и в парной, групповой работе ученик сам определяет свои пробелы, и у многих появляется желание узнать что-то новое – так рождается мотивация.

Стадия вызова – зто целеполагание, но не то вымученное, которое требуют от современного учителя, а самостоятельное, не зависящее от воли учителя, а от желания и потребностей самого ученика.

Итак, обратимся к уроку русского языка в 8 классе по теме: «Обобщающие слова при однородных членах предложения».

II. Смысловая стадия.

Вторая стадия – непосредственное восприятие новой информации. Чем этот этап отличается от классического – знакомства с новым материалом на уроке? Тем, что технология использует такие приёмы, которые позволяют направить восприятие Как направить восприятие информации, а следовательно, сделать степень усвоения выше? Ответ прост: эффективно провести стадию вызова, то есть умело согласовать стадию вызова с той информацией, которую получат дети.

Этот этап предполагает знакомство с новой информацией, происходит осмысление содержания

На уроке по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения» я предложила следующий текст. Структура текста полностью отвечает той структуре, которая была задана на стадии вызова во время парной работы. Это, с одной стороны, облегчает работу ребят, а с другой стороны сужает тему, не давая выйти за конкретные рамки, что способствует большей внимательности во время знакомства с информацией. Но есть обязательное условие для такой работы:

-наличие в тексте как знакомой, так и новой информации; - в тексте должна содержаться правильная информация! Как это происходит, увидим, обратившись к видеоуроку.

III. Стадия рефлексии.

Это логическое завершение предыдущих действий. На этом этапе происходит присвоение нового. И здесь важно понять, чего мы хотим. Технология РКМЧП предлагает переставить акценты, то есть не кто-то хоть что-то чтобы запомнил, а ту информацию, которая для него оказалась актуальной, которая пригодилась бы ему в дальнейшем. Ненужная, неинтересная информация забывается, остаются знания по тем вопросам, которые нас волнуют.



Однако важно, чтобы на этой стадии произошло осмысление предыдущих знаний, в том числе и проверка их на правильность. важно не перегружать стадию рефлексии приемами, нужно выбрать те, которые помогут действительно помочь достичь определенной цели. Обратимся к видеоуроку.

Технология РКМЧ разработана для ученика, для того, чтобы приблизить его к процессу познания, чтобы он получил и удовольствие, а не ради чего-то новенького в работе учителя.

Объединитесь в пары и выполните несколько заданий:

  1. Какие стадии выделяются в базовой модели технологии развития критического мышления?

  2. Охарактеризуйте первую стадию технологии
    и попробуйте составить кластер этой лекции.

3. Запишите мысли, которые пришли вам в голову по окончании работы над лекцией.

Литература

Алексеев НА. Понятие личностно ориентированного обучения // Завуч, № 3/1999.

Векслер С.И. Развитие критического мышления старшеклассников в процессе обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Киев, 1974.

Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1974.

Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (Базовая модель). Кн. 1. М.: БОНОЙ, 2002.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1986.

Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М., 1968.

Кларин М.В. Инновационные модели в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.

Шадриков В.Д. Личностно ориентированное обучение // Педагогика, № 5/1994.

Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.



«V» — знал(а)

«+» — новое

«— » — вызывает сомнения

«?» — толстые и тонкие вопросы

Звуки

Морфема

Все в мире можно

Тонкие:







назвать

Какие науки изучают все эти










единицы?

Значимая часть

Морфема — мель-

Буквы не могут су-

Когда мы будем это изучать?

слова

чайшая частица

ществовать сами по







смысла

себе

Толстые:

Слова







Можно ли думать без слов?




Без звуков не







Предложения

было бы ничего




Как возникают слова?










Зачем вообще человеку










язык?




Похожие:

Лекция Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Базовая модель технологии iconЦели и задачи
Пояснительная записка. Проведение занятия построено на применении методических приемов тркмчп (технологии развития критического мышления...
Лекция Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Базовая модель технологии iconГосударственное учреждение образования “Выверский учебно-педагогический комплекс детский сад
Вид урока: урок по технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Лекция Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Базовая модель технологии iconУрок развития речи в 10 классе
Развитие критического мышления через чтение и письмо (ркмчп) – одна из эффективных технологий развивающего обучения. Основа технологии...
Лекция Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Базовая модель технологии iconУрок дан в режиме технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо
Познавательный аспект тцу систематизация знаний о дискуссии, формирование навыков ее организации
Лекция Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Базовая модель технологии iconУрок по теме: "Алюминий и его соединения" (с использованием стратегии "Знаю хочу узнать узнал") Цель
Первая стадия технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо” стадия вызова. Присутствие этой стадии в уроке обязательно...
Лекция Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Базовая модель технологии iconСочинение по прочитанному тексту Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо. Цель урока
Создание условий для закрепления знаний учащихся по выполнению комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному...
Лекция Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Базовая модель технологии iconКонспект урока с элементами технологии развития критического мышления и информационной технологии по географии в 9 классе
С элементами технологии развития критического мышления и информационной технологии
Лекция Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Базовая модель технологии iconТесты для закрепления материала. Использованные технологии: элементы технологии деятельностного подхода, технологии критического мышления, информационно-коммуникационная технология
Оборудование: таблица «Биосинтез белка», компьютерная презентация, компьютер, проектор
Лекция Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Базовая модель технологии iconПавлова И. В., учитель истории Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках истории в 5 классе
Ученикам при работе с текстом предлагается выполнить ряд заданий по технологической карте. Самостоятельное чтение превращается в...
Лекция Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Базовая модель технологии iconЛекция Приёмы технологии «Развития критического мышления»
В технологии ркмчп используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе (вызов – верные и неверные утверждения;...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами