Владимир Иванович Даль \" у тебя у самого свой ум\". Цели урок icon

Владимир Иванович Даль " у тебя у самого свой ум". Цели урок



НазваниеВладимир Иванович Даль " у тебя у самого свой ум". Цели урок
А.Г.Кутузов
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок



Вашему вниманию предлагается разработка урока литературы в 5 классе, составленная учителем русского языка и литературы школы № 92 г. Красноярска Гореловой Валентиной Ивановной на основе учебника “В мире литературы” (авторы - составители А.Г.Кутузов, В.В.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв).

Разработка составлена в рамках, которые задаются методическим пособием и учебником:

1. Материал преподносится в доступной и увлекательной для пятиклассников форме.

2. Жанровый подход помогает учителю так построить урок, чтобы ученики почувствовали себя понимающими читателями

  1. Содержание учебника помогает создать условия для коллективного и индивидуального творчества учеников.


^ Владимир Иванович Дал

У тебя у самого свой ум”.


Цели урока:

  1. В области знаний: услышав о жизни А.И.Даля, прочитав и обсудив его сказку, попробовав написать сказку “как Даль”, ученики узнают о литературных сказках, сочинённых по пословицам.

Понятия и термины урока: литературная сказка, пословицы и поговорки, толковый словарь, фразеологизмы, эпитеты.

  1. В области умений (навыков): ученики учатся активно слушать чтение текста, делать выписки, высказывать своё мнение, активно слушать других учеников, оценивать правильность их ответов, работать как коллективно, так и в малых группах, готовить индивидуальное творческое задание на основе литературного образца, выразительно читать.

  2. ^ В области ценностей: ученики чувствуют нравственный смысл, мораль сказки, находят аналогичные примеры в жизни и задумываются над ними, дают им оценку.



1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжим разговор о сказке, прочитаем ещё одну интересную сказку и даже сами попробуем сочинить.

^ Вопросы к классу: Но сначала, вспомним ещё раз, чем литературная сказка отличается от фольклорной? (дети отвечают). А кто сочиняет литературные сказки? (дети отвечают, называют имена А.С.Пушкина, П. Ершова, В.А. Жуковского и др.).

^ Вы назвали имена писателей, поэтов, сказочников… А кто был по профессии Гауф? - (теолог). А ещё был замечательный человек, французский лётчик Антуан де Сент Экзюпери, который сочинил сказку “Маленький принц”.

^ Сегодня мы познакомимся ещё с одним замечательным человеком, который тоже сочинял сказки, хотя у него было много других профессий.

Но сначала я расскажу вам историю, которая произошла почти 180 лет назад.

2. Словесное рисование.

Представьте себе морозный мартовский день. Уже были оттепели, и снег стал серым, превратился в наст, по которому легко, будто под парусом, скользят сани. Ямщик, укутанный в тяжёлый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. А тот молоденький, совсем мальчик, но в форме мичмана, младшего морского офицера. Новая, с иголочки, форма греет плохо. Мичман жмётся от холода, поднял воротник, спрятал руки в рукава. Ямщик тычет кнутовищем в небо, басит, утешая:

- Замолаживает…

- То есть как “замолаживает”?- смотрит недоумённо мичман.

- Пасмурнеет, - коротко объясняет ямщик.- К теплу.

Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно: “Замолаживать - иначе пасмурнеть, в Новгородской губернии, значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью”.

Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло всю его жизнь.

Отныне он колесил по России, менял профессии: морской офицер, военный хирург, чиновник особых поручений при губернаторе. Но главное дело его жизни было - собирать слова. И когда их собралось двести тысяч, он решил подарить их людям, чтобы сберечь это бесценное сокровище.

^ Этим замечательным человеком был Владимир Иванович Даль.

Свой труд Даль назвал “Толковый словарь живого великорусского языка”. Он шутил: словарь не оттого назван “толковым”, что мог получиться и бестолковым, а оттого, что слова объясняет - растолковывает.

^ Первые читатели “Толкового словаря” Даля восхищались:

- Какой необычный словарь - совсем на похож на справочник! Какое занимательное чтение!

Многие заметки в словаре Даля - это маленькие рассказы о жизни народа. Из этих заметок мы узнаём, какие дома строили русские люди, какую одежду носили, какие печи складывали и как их топили, на каких телегах ездили, как поле пахали, как хлеб убирали, как сады сажали, как рыбу ловили, как невест сватали, как детей учили, как кашу варили.

40 лет работал Даль над созданием своего словаря. А ещё в это время он собирал, обрабатывал народные сказки и сочинял свои. Первый его литературный опыт горячо одобрил Александр Сергеевич Пушкин.

3. Работа с текстом учебника.

А теперь посмотрим, что рассказывает нам о Дале учебник.

Чтение по ролям (стр.175 -176)

Инсценировка (подготовлена предварительно как адресное домашнее задание) - Иван Калиныч и Проша подслушивают разговор Старухи-сказки и Автора (стр. 176 - 177).

4. Знакомство со сказкой.

Иван Калиныч решил устроить для нас экзамен, поэтому мы сейчас обстоятельно, не торопясь, подготовимся, чтобы не было стыдно. А для этого прочитаем очень внимательно сказку и разберёмся в ней. Первый раз будем читать так: представьте, что эту сказку Далю рассказывает бабушка. Каждый из вас - Даль, вы будете слушать и записывать те слова, которые покажутся необычными. Что бы записал молодой, образованный человек, слушая деревенскую старушку? А я постараюсь сыграть роль бабушки (накидывает платок, просит ребят подсказать, каким должен быть голос, жесты и т.д.)

Чтение сказки “У тебя у самого свой ум” (стр. 177-178 уч. хрест.), учитель читает, ученики выполняют задание.

5. Лексическая работа.

Чтобы мы смогли правильно разобраться в наших записях, надо создать группу учёных - лингвистов, которые с помощью словаря Даля дадут экспертную оценку нашим суждениям. Специально подготовились к выполнению этого задания четверо ребят.

Учитель представляет ребят (фамилии, имена), на их столе - табличка с надписью “Ученые - лингвисты”, словарь Даля.

Ученики читают записанные слова и выражения. Учитель предлагает распределить их по темам или группам: глаголы, существительные, другие части речи, эпитеты, фразеологизмы.

Запись на доске:



глаголы

существи

тельные

другие

части речи

эпитеты

фразеологизмы

повадился,

мемекнул,

оробеть,

измочалил, привяжется,

вытянул (хворостиной), плачется.

лопушник,

плут,

проворный

добрый

человек,


чистое поле,


хворостина

предолгая

кричать не

своим

голосом,

отомнёт бока,

нелёгкая

понесла,

раскидывай

своим

умом


Ученики коллективно объясняют лексическое значение записанных слов и выражений. “Учёные-лингвисты” дают экспертную оценку этим объяснениям.

6. Чтение сказки учениками.

После того как учитель прочитал сказку сам, и была проведена лексическая работа, выразительное чтение самими учениками способствует целостному восприятию этого трудного для пятиклассников текста,

7. Литературный анализ теста.

Вопросы ученикам (фронтальная беседа):

  1. Каково отношение автора к героям?

  2. Чему учит эта сказка? Кого учит?

  3. Были ли у вас подобные ситуации? А у ваших друзей, знакомых?

  4. Какой другой литературный жанр вам напоминает эта сказка?

А теперь выполним задание Ивана Калиныча (стр. 178) - Я выписала для вас на доске несколько пословиц и поговорок, которые помогут вам справиться с заданием. Подберите пословицу или поговорку, которая бы выразила смысл сказки.

Ученики подбирают из предложенных учителем пословиц (текст - на доске) подходящие для названия этой сказки.

Всем своего ума не вложишь.

Всяк своим умом живёт.

Всяк умён: кто сперва, кто опосля.

Ум имей хоть маленький, да свой.

Одна голова хорошо, а две ещё лучше.

Баранья шапка на бараньей голове.

Голова у ног ума не просит.

(Интересно, что дети выбрали пословицу “Ум хоть маленький, да свой”).

8. Рефлексия.

Ученикам предлагается ответить на вопросы (фронтальная беседа):

  1. Что узнали на уроке?

  2. Чему научились?

  3. О чём задумались, что стало важным после знакомства со сказкой Даля?

Замечательно, только надо обязательно записать в тетрадях вывод, который прозвучал в ваших ответах. Я буду начинать формулировку, а вы продолжайте и записывайте в тетрадях:

  1. Сказки А.И.Даля похожи на…(басню, притчу).

  2. Они полны…(меткими народными выражениями).

  3. Смысл каждой сказки А.И.Даля можно выразить…(пословицей или поговоркой).

9. Подготовка к домашнему заданию.

Сегодня каждый из вас представлял себя в роли Даля. Дома я предлагаю вам сочинить литературную сказку так, как сочинял Даль - по пословице.

Ученики делятся на группы по 4 человека, получают карточку-задание.

На одной стороне каждой карточки записаны одинаковые задания:

Подумай!

1. Чему будет учить твоя сказка?

2. Кого будет учить?

3. Какой урок извлечёт из твоей сказки читатель?

4. Где будет происходить действие?

5. Кто герои сказки?

На другой стороне - по одной пословице:

Под лежачий камень вода не течёт.

Друзья познаются в беде.

Не рой ямы другому, сам попадёшь.

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Не спеши языком, торопись делом.

Сделал дело - гуляй смело.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Ребята в малых группах обсуждают, какой может быть сказка по данной пословице, чему и кого она будет учить и т.д., делают записи в черновиках, задают вопросы учителю. Учитель подходит к группам, консультирует ребят.

Индивидуальную творческую работу ученики пишут дома.

С целью понимания учениками критериев оценивания и формирования умения самооценки, учитель через урок представляет ученикам 2 -3 работы, выполненные на “отлично”, организует обсуждение вопроса: Почему эти работы получили такую отметку? Знакомство с лучшими образцами помогает ученикам самостоятельно оценить уровень своих достижений, мотивирует их познавательную активность.


Литература:

Бахтин М.М. Проблема содержания материала и формы в художественном словесном творчестве /Вопросы литературы и эстетики. М.1975.

В мире литературы. 5 класс: Учебная хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. В 2 ч. Ч.1/Авторы-составители А.Г.Кутузов, В.В.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. - М.: Дрофа,1997.

Даль А.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Любое издание.

Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. М., 1966.

Кутузов А.Г., Гутов А.Г., Колосс Л.В. Как войти в мир литературы. 5 класс: Методическое пособие. М. 1998.




Похожие:

Владимир Иванович Даль \" у тебя у самого свой ум\". Цели урок iconВладимир Иванович Даль собиратель русских пословиц и поговорок. Цель урок
Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии В. И. Даля – самого знаменитого
Владимир Иванович Даль \" у тебя у самого свой ум\". Цели урок iconВладимир мещеряков: «Учитель во все времена был энтузиастом и бессребреником»
Владимир Иванович может говорить бесконечно. Последние 7 лет он продолжает болеть душой за коллег и за всю отечественную среднюю...
Владимир Иванович Даль \" у тебя у самого свой ум\". Цели урок iconИ сказал Бог Соломону: за то, что это было на сердце твоем, и ты не просил богатства, имения и славы и души неприятелей твоих, и также не просил ты многих дней,
Моим, над которым я воцарил тебя, премудрость и знание дается тебе, а богатство и имение и славу я дам тебе такие, подобных которым...
Владимир Иванович Даль \" у тебя у самого свой ум\". Цели урок iconСказка о Человеке, Волшебнике и Мудреце
Я могу сделать любого, самого несчастного, самого бедного человека счастливым, – похвастался Волшебник
Владимир Иванович Даль \" у тебя у самого свой ум\". Цели урок iconКуприн Александр Иванович (1870, г. Наровчат Пензенской губ. 1938, Ленинград) писатель. Род в небогатой дворянской семье чиновника. После смерти отца в 1871 семья осталась без средств к существованию
Куприну за все за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего...
Владимир Иванович Даль \" у тебя у самого свой ум\". Цели урок icon№ Дата: Класс Тема: Цели
Родине; гордости за свой край; формирование экологической культуры; эстетическое воспитание
Владимир Иванович Даль \" у тебя у самого свой ум\". Цели урок iconПресс-центр конкурса «Учитель года России – 2009» Официальный сайт конкурса
Гималаи, портрет Троцкого и слова Блока о революциях… Владимир начал свой мастер-класс с работы над понятием «революция». И оказалось,...
Владимир Иванович Даль \" у тебя у самого свой ум\". Цели урок iconРоссийский Лермонтовский комитет
Лермонтовской комиссией Союза писателей России и Военно-геральдической компанией. Сопредседателями Комитета избраны: Народный поэт...
Владимир Иванович Даль \" у тебя у самого свой ум\". Цели урок iconК. К. Андреев я принадлежу по прямой восходящей линии (но не по мужской) к роду Верховских, который известен с 1609 года. Из поколения в поколение у нас передаётся книга
Константина Владимировича Андреева, была дочерью Софьи Михайловны Крéпиш, урождённой Верховской, в первом замужестве Пономарёвой....
Владимир Иванович Даль \" у тебя у самого свой ум\". Цели урок iconКонспект урока по рассказу Р. Брэдбери «Улыбка» ( по умк «Вокруг тебя мир…) 8 класс Цели
Обсудить с учениками всеобщую значимость культурных ценностей, необходимость их сохранения, знакомство с нормами мгп по защите культурных...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами