Программа элективного курса по русскому языку «обучение сочинениям разных жанров» icon

Программа элективного курса по русскому языку «обучение сочинениям разных жанров»



НазваниеПрограмма элективного курса по русскому языку «обучение сочинениям разных жанров»
Кадырбулатова Р.В
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма

МОУ «Пойменская СОШ имени Героя РФ Кадырбулатова Р.В.»


Приволжского района Астраханской области


ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯМ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»


Составитель: учитель русского

языка и литературы МОУ

«Пойменская СОШ им.Героя РФ

Кадырбулатова Р.В.»

Сеитова Г.М.


Астрахань 2007

Содержание программы.


1. Введение. Сочинение как текст. Тема, идея, заглавие сочинения.


Тема – это основное направление содержания творческой работы, - то, о чём надо рассказать. Идея же передает авторское понимание темы. Значит, у разных авторов одна и та же тема может решаться по-разному, - это зависит от авторской позиции, от понимания темы, отношения к ней, отобранного материала и т.п.

В пределах одной работы тема и идея сливаются в нерасторжимое целое. Однако в этом единстве идея является все же ведущим началом – и в отборе материала, и в его композиционном расположении, и в использовании речевых средств выразительности. Стоит автору сочинения «Забыть», какую главную мысль он доказывает, как в его работе появится много лишнего, уводящего от темы, в то время как важное, необходимое может быть упущено.


^ 2. Структура сочинения.


Сочинение – описание. Описание – это перечисление каких-либо постоянных или временных признаков предмета (местности, помещения, природы, её явлений, произведения искусства, человека и пр.) Проще говоря, это своеобразный ответ на вопрос. Какой? В самом общем его значении.

Вступление к сочинению – описанию чаще всего начинается общей оценкой предмета, названием которого и может быть заголовком – темой «Образ Базарова», «Братья Кирсановы» и т.п. В таких случаях заголовок называет лишь тему, а идея (авторское понимание и отношение к предмету) решается в ходе отбора материала и в процессе написания самого сочинения (прежде всего – в его плане).


^ 3. Сочинение – повествование – это рассказ о связанных между собой действиях и событиях, а также где и когда эти события происходили. Заглавие такого сочинения может содержать хотя бы намек на движение, на действие или смысл этого действия ( то есть на тему и идею одновременно): «Испытание любовью (Базаров и Одинцова); «Две дуэли в романе «Отцы и дети»; Базаров перед лицом смерти» и т.п.


^ 4. Сочинение – рассуждение. Рассуждение – это логически выстроенная цепь суждений и умозаключений, объясняющая причинно- следственные связи какого-либо явления. Конечной целью сочинения- рассуждения является доказательство главной мысли – идея, которая может быть сформулирована в заглавии – тезисе (обычно в форме побудительного или вопросительного – почему? Зачем? В чем смысл? – предложений), например: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса» (Тургенев о романе «Отцы и дети»); «В чем смысл конфликта Базарова и Павла Петровича Кирсанова?»; «Достоевский сказал о Тургеневе и его герое: «Ну и досталось ему за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм». В чем проявляется базаровская тоска и отчего она? Почему в ней Достоевский увидел признак великого сердца?» и т.п.

Вступление к сочинению-рассуждению лишь подводит к поставленной в заглавии проблеме. Так, например, во вступлении к третьей теме («Достоевский сказал о Тургеневе и его герое…») можно высказать недоумение по поводу парадоксальности высказыванием Достоевского, примерно, так: «Казалось бы, что за странное, несуразное, нелепое изречение?! Что ни слово – то противоречие, что ни мысль – неочевидность и непонятность! Но попробуем вчитаться внимательнее… Беспокойный и тоскующий? Разве он такой, невозмутимый, уверенный в себе иногда до наглости, напористый и до мозга костей, убежденный в своей правоте Базаров! Откуда же в нём тоска и мучительные поиски? И есть ли они в этом, бесспорно, умном и сильном человеке? – Есть…»


^ 5. Своеобразие жанров сочинений. Как написать сочинение очерк?


Очерк – жанр публицистики, потому что изображает и разъясняет значительные и интересные явления действительности.

По определению А.М.Горького, «очерк стоит где-то между исследованием и рассказом». Как исследование, он опирается на достоверные, документальные данные; повествование в очерке определяется не развитием действия, а последовательностью описания, наблюдения, анализа и разъяснения явления. Как рассказ, очерк использует разные формы изложения (описание, повествование, рассуждение, диалог) и выразительно-изобразительные средства художественного произведения.

Итак, очерк решает ту или иную общественно значимую проблему.

Если эта проблема связана с картинами быта, природы или дорожными событиями, - перед нами путевой очерк («Люблю тебя, мой край родной», «Утро моего города (села, деревни)», «Дом в котором я живу», «Мое рабочее место», «Дорога из дома в школу», «Один день» и др.)

В путевом очерке особенно ярко проявляется личность автора. Для примера путевого очерка можно взять отрывок из главы «Пешки» («Путешествие из Петербурга в Москву А.Н.Радищев).

Если автор рассуждает о важных о острых идейно-политических, общественных, эстетических или нравственных вопросах, чтобы что-то отвергнуть, а что-то утвердить, - перед нами проблемный очерк («Современные Митрофанушки», «Кем быть или каким быть», «Это и есть счастье», «Книга и жизнь», «Слушая Чайковского» и др.).

Самый распространенный вид очерка – портретный, то есть в центре человек, его становление, его дело. («Люди, живущие рядом», «Про себя», «Навстречу людям» и др.)

Портретный очерк, с одной стороны, решает какую-то общественно значимую проблему (чаще всего – идейно-нравственную), связанную с характером или поступками героя, а с другой, - выражает авторское отношение к поставленной проблеме, и к самому герою очерка.

Заключая разговор о сочинении-очерке, приведу советы А.М.Горького: «… писать нужно просто, будто беседуя по душе с милейшим другом, с лучшим человеком, от которого ничего не хочется скрыть, который все поймет, все оценит с полуслова».


^ 6. Как написать сочинение – рецензию?


Рецензия ( лат. – оценка) – это отзыв, критическая оценка творческой работы (устной и письменной; художественной, научной и публицистической; прозаической и стихотворной; концерта, спектакля, кинофильма и т.д.)

Сочинение-рецензия предполагает не только рассказ о чувствах и впечатлениях рецензента, но серьезный анализ произведения с самостоятельными обобщениями и выводами (оценкой).

Первым шагом к сочинению-рецензии будет анализ (с разрешения учителя) творческой работы вашего товарища или авторецензии, то есть анализ собственного сочинения.

Познакомьтесь с примерным планом этой работы.

1. Вступительная часть.

Общее впечатление от работы (удовлетворила ваши ожидания или нет; что особенно интересно, а что огорчает и т.п.) Замечания о существе темы и её реализация в сочинении.

2. Главная часть.

Отвечает ли содержание сочинения выбранной теме, не вышло ли за её пределы или, может быть, отступило от неё. Повлияло ли это на выражение идеи сочинения; достаточно ли ясно она выражена.

Композиция сочинения: логика движения мыслей, последовательность в передаче материала. Если есть нарушения в логике, то чем вызваны.

Все ли суждения аргументированы, какие аргументы используются: эпизоды произведения, цитаты, высказывания критиков?

Какие мысли, по вашему мнению, пропущены: есть ли фактические ошибки, ошибочные положения?

Как выражено отношение самого автора сочинения к тому, о чем он пишет. Какие образные средства использованы для этого?

Имеются ли стилистические ошибки? Какие? Характер орфографических и пунктуационных ошибок.

Внешнее оформление работы.

3. Заключительная часть.

Обобщение сказанного; выводы; оценка.

Сочинение-рецензия – работа творческая, полностью самостоятельная и ответственная; каждое замечание, каждое выражение одобрения, сомнения или порицания должно быть строго аргументировано.

Следует обратить внимание и на стиль сочинения-рецензии. Используйте в нём:

- оценочные высказывания: «заслуживает внимания», «интересна система доказательств», «правильно ли утверждение» и др.

- полемические конструкции: «да, это верно, но, однако»; «можно бы согласиться, если бы» и др.;

- сравнительные конструкции: «как и», «Но в отличие», «не так, как», «в сравнении с» и др.

- экспрессивные обороты со значением субъективной оценки: «мне кажется», «я убежден», «понимаю, что», «не уверен в» и др.

- риторические вопросы, восклицания;

- глаголы и глагольные сочетания со значением отношения к автору сочинения: «думает», «понимает», «внимательно отнесся», «иронизирует», «не скрывает симпатий» и др.

Сочинение-рецензия развивает самостоятельное мышление, учит точно и ярко выражать свои мысли, впечатления, чувства, обоснованно говорить об интересных и важных проблемах. А авторецензия еще и воспитывает вкус, оттачивает остроту взгляда, порождает настойчивое желание преодолеть свои ошибки, выполнить пробелы в знаниях.


^ 7. Как написать сочинение – групповую характеристику?


Возьмем тему «Крестьянство в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Вдумаемся в тему: «О какой социальной группе пойдет речь в сочинении? Что для этой группы является общим, характерным? Однородна ли данная группа или имеет подгруппы? Какие? Чем они определяются?

Ответ на эти вопросы и станет вступительной частью вашего сочинения (I пунктом плана).

В одной из своих работ В.И.Ленин писал: «Раб, сознающий своё рабское положение и борющийся против него, есть революционер.

Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрая и хорошим господином, есть холоп, хам».

Эти ленинские определения и дают нам направление и последовательность для изложения основной части сочинения (П пункт плана). Вот его краткое раскрытие.

1. Богат, сложен и противоречив мир русского крестьянства второй половины ХIХ века. Много ещё в нём темного, неприглядного, «безобразного»: суеверия, семейный деспотизм, смирение, терпение… Но есть в крестьянине и другие черты: острый ум, жизнерадостность, трудолюбие, богатырская сила, удаль… А главное – пробуждается его сознание: он уже задумывается над своим положением, ищет ответа на вопрос: «как жить дальше», выступает против произвола и насилия.

А) Семь крестьян – правдоискателей, как и крестьяне деревни, Вахлаки (дядя Влас, Агап Петров и другие) – умные, пытливые люди, которые не хотят жить по-старому. Они наблюдают, оценивают, рассуждают… . В их наивном представлении о счастье («покой, богатство, честь»), в согласии участвовать в «комедии» с князем Утятиным сказывается их темнота и вековая привычка к покорности. Но уже на наших глазах они приходят к иному пониманию счастья: осуждал мужицкую покорность, с силой, повторяют призывное дело дела Савелия – «Наддай!»

Б) Из их среды появляются активно выступающие, большим чувством человеческого достоинства крестьяне – такие, как Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрена Тимофеевна, Агап Петров, Игнатий Прохоров, которые не хотят терпеть унижения, зовут крестьянский мир к единению и протесту.

В) Галерею этой группы «рабов» завершают крестьяне Корежского края во главе с Савелием – «богатырем святорусским». Страстная жажда независимости рождает у них чувство ненависти к угнетению и угнетателям, воспитывает непокорство и, в конечном счете, приводит к активной борьбе, к бунту. А в легенде «О двух великих грешниках» расправа с тираном утверждается как единственно возможный путь к спасению от векового рабства.

2. Однако века крепостного гнёта ломали слабых, рождали в некоторых крестьянах привычку к рабству, покорность, долготерпение, смирение. Таковы в поэме Яков – «холоп примерный», бывший лакей, «Любимый раб» князя Переметьева Ипат – «холоп князей Утятиных, Калина – герой песни «Барщинная».

3. Крепостной гнёт оказывал и более пагубное влияние: порождал предателей, шпионов, усердных исполнителей воли помещиков. Таковы Глеб-староста, Егорка Шутов, Клим Лавин. Это о них автор поэмы говорит: «Люди холопского звания - сущие псы иногда».

Да, старое – в самых разных проявлениях его – ещё живуче, а путь к новому тернист и труден. Но новое неуклонно растет и неизбежно победит. Началось духовное раскрепощение крестьянства, и оно обязательно придет на путь революционной борьбы с угнетателями.

Выбрав тему сочинения – групповую характеристику – вы должны:

1. Выделить то, что является для данной группы героев характерным, обобщающим, определяющим.

2. Подумать, не допускает ли отобранный материал дальнейшего деления группы на подгруппы. Если такая возможность есть, то:

А) выделите эти подгруппы по их общим признакам;

Б) на каждую подгруппу составьте свои характеристики, которые в сочетании и составят характеристику групп.

3. Продумайте логические переходы от одной групповой характеристики к другой.

4. В групповых характеристиках в отдельных случаях раскрываются и индивидуальные черты того или иного конкретного персонажа – как подтверждение групповой характеристики и выявление яркой индивидуальности.


^ Как написать работу газетного жанра?


8. Заметка.


Краткая информация о каких-либо общественно значимых фактах. Информация и только. Заметка воздействует на читателя лишь фактами. Значит, факты должны быть интересными, новыми, яркими, запоминающимися: о школьном субботнике, о встрече с ветеранами и т.п., словом, тему и содержание заметки дает ваша жизнь.

Одно из условий хорошей заметки – оригинальный, неожиданный, броский и запоминающийся заголовок, который сразу же привлекает читателей газеты.


9. Репортаж


Это тоже материал информационного характера, свидетели которого был обязательно сам автор. В отличие от заметки в репортаже дается последовательный показ начала, движения и завершения какого-либо события, действия.

Репортаж – жанр оперативный, потому что сообщаем новости тут же, по горячим следам.

Темы? – Они тоже в новостях школьной жизни, в событиях, свидетелем которых вы были:

«Кубок остается у девятых» (о спортивном состоянии на школьном стадионе); «О вкусах спорят» (О диспуте старшеклассников)

Главные условия хорошего репортажа:

  • передается ход событий, а не один его момент;

  • ход событий передается так, как видит, чувствует, оценивает его сам автор (а не кто-то со стороны);

  • нет чужих слов, чужих оценок (хотя мнения других людей может приводить как высказывание).


10. Отчет


Это сообщение общественно-политическом или культурно-спортивном мероприятии (собрании, митинге, конференции, спортивном празднике, школьном вечере и т.п.)

В отличие от репортажа в отчете дается существенные подробности всего мероприятия или его отдельных сторон: когда и с чего началось, инициатор, организатор, кто и в каком качестве участвовал и т.д.

И в отчете встречается авторское отношение к событию (как правило, не «прямыми» оценками, а также стилем, средствами, художественной выразительности.)


11. Интервью


Наиболее сложный жанр, требующий серьезной подготовительной работы, чтобы точно определить:

-тему разговора с собеседником;

-систему вопросов условия для успешной беседы;

Итоги собеседования оформляются в виде рассказа или записи диалога (беседы за круглым столом) в форме вопросов и ответов.

Интервью иногда начинается (или прерывается) авторской зарисовкой о собеседнике, об обстоятельствах, вызвавших встречу и т.п.

В заключение нашего разговора несколько вопросов, на которые вы должны ответить сами себе, работая над тем или иным газетным жанром:

  1. Интересна ли для читателей выбранная тема? Кому и с какой целью адресуется?

  2. Оригинален ли заголовок? Чем он может привлечь читателя?

  3. Соответствует ли тема и материал рамкам выбранного вами газетного жанра?

  4. Материал написан … Но

-интересно ли начало?

-есть ли важные для читателя выводы, обобщения?

  • соответствует ли тон, стиль выбранному жанру?

  • нет ли в языке шаблонных слов и выражений, словесных штампов («играет роль», «яркой жизнью» ит.п.), а также звонких, но пустых фраз?

  • использованы ли соответствующие средства выразительности?

  1. Четко ли выражено авторское отношение к материалу?

  2. Соблюдены ли главные законы газетного жанра – лаконичность, точность и яркость?.



^ 12. Как написать сочинение – миниатюру?


Основные требования к её содержанию:

- хорошее знание материала;

- чётко продуманная логика раскрытия вопроса (темы);

- использование наиболее убедительных доказательств;

- образность изложения, стилистическая, орфографическая и пунктуационная грамотность.

И все же главная особенность сочинения-миниатюры – её предельный лаконизм. А как бывает трудно в малом выразить многое!

Сначала вдумайтесь в тему, в её содержание. Чем будет ваш ответ: повествованием, описанием или небольшим исследованием?

Затем ещё раз вернитесь к заданию:

- какая проблема ставится (сформулируйте её своими словами);

- каков путь её решения?

- каким может быть решение?

Словом, для размышления необходимо:

1. понять задание (вопрос);

2. отобрать необходимый для решения фактический материал;

3. распределить (сгруппировать) его по общим основаниям;

4. сравнить для установления между группами сходства или различия;

5. сделать выводы, обобщения.

И при этом не забывать: всё должно быть «уложено» в полторы-две страницы школьной тетради!».

Наряду с сочинениями и изложениями стали популярны рецензии и эссе.

План написания рецензии .


  1. Название статьи (романа, стихотворения).

  2. Автор. Время. Эпоха.

  3. Тема (чему посвящена, какими событиями вызвана).

  4. Основное содержание.

  5. Проблемы, поднятые автором.

  6. На кого или на что (другие литературные произведения, статьи, авторитетные мнения) опирается автор.

  7. К какому выводу приводит автор читателя.

  8. Твое отношение к произведению.



Похожие:

Программа элективного курса по русскому языку «обучение сочинениям разных жанров» iconПрограмма элективного учебного курса по русскому языку в 11 классе мбоу «Синезерская сош» «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах...
Программа элективного курса по русскому языку «обучение сочинениям разных жанров» iconПрограмма элективного курса по русскому языку «Русская словесность» ( 9 класс)
Гуманизация современного образования потребовала не только сближения школьного преподавания русского языка и литературы и усиления...
Программа элективного курса по русскому языку «обучение сочинениям разных жанров» iconПрограмма элективного курса, 68 часов в год (2 ч/нед.). 10-й класс
Основная функция данного элективного курса – это поддержка профиля обучения. В данном курсе углублённо изучаются отдельные разделы...
Программа элективного курса по русскому языку «обучение сочинениям разных жанров» iconПрограмма курса по выбору «Наш дар бессмертный речь» Автор программы: Васильева Вера Николаевна
Обучение русскому языку играет огромную роль в духовно-нравственном воспитании учащихся, ибо язык – это национальное достояние
Программа элективного курса по русскому языку «обучение сочинениям разных жанров» iconПрограмма элективного курса по русскому языку в 11 классе
Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепции профильного обучения, Государственного образовательного...
Программа элективного курса по русскому языку «обучение сочинениям разных жанров» iconТворческий отчёт по теме самообразования учителя русского языка гоу рмэ «Многопрофильный лицей-интернат» чугуновой натальи михайловны, аттестующейся на высшую квалификационную категорию по должности «учитель» в 2010 году Введение
Методической темой в межаттестационный период (2006 – 2011 г г.) была избрана «Языковая подготовка к сочинениям разных жанров на...
Программа элективного курса по русскому языку «обучение сочинениям разных жанров» iconТематическое планирование по русскому языку, 5 класс, 2011 2012 учебный год Программа государственная для общеобразовательных учебных заведений по русскому языку
Учебник: авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Н. В. Ладыженская. 36 издание....
Программа элективного курса по русскому языку «обучение сочинениям разных жанров» iconПрограмма элективного курса по физике
Моу «Муниципальная средняя общеобразовательная школа №2 г. Кремёнки» Жуковского района Калужской области
Программа элективного курса по русскому языку «обучение сочинениям разных жанров» iconПрограмма элективного курса 9 класса по физике «физика в природе» Программа разработана учителем физики моу «Ковалинская сош» софроновой л. Н. с. Ковали 2006 г. Содержание
«перегородок» в предмете «физика», условность разделения физики на отдельные самостоятельные разделы, единство физической картины...
Программа элективного курса по русскому языку «обучение сочинениям разных жанров» iconПрограмма по русскому языку, Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Пронина О. В., М.: Баласс, 2008г
Общеобразовательная программа по русскому языку, Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Пронина О. В., М.: Баласс, 2008г
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами