Урок по русскому языку тема: «Причастие как часть речи» icon

Урок по русскому языку тема: «Причастие как часть речи»



НазваниеУрок по русскому языку тема: «Причастие как часть речи»
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

ГОРОДА ЖИГУЛЁВСКА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЖИГУЛЁВСК

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


Урок

по русскому языку

тема:

«Причастие как часть речи»


7 класс


Учитель: Щукина Е.К.


г.о. Жигулёвск


План - конспект урока русского языка в 7 классе

Тема урока: «Причастие как часть речи»

Тип урока: урок-ознакомление с новым материалом

^ Форма урока: беседа, игровые элементы

Место в системе занятий: вводный урок

Учебник: Русский язык: учебник для 7 класса// Под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. – М.: Просвещение, 2006.

Цели урока:

образовательные: дать понятие о причастии, формировать умение определять морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, закрепить работу по обозначению орфограмм в слове

развивающие: расширить лексический запас учащихся, научить грамотному построению речи, в которой используются словосочетания «существительное+ причастие»

воспитательные: воспитывать умение учащихся действовать согласно инструкции учителя; продолжить работу по воспитанию внимательного отношения к языку как средству выражения своих эмоций, ощущений, переживаний

Оборудование:

− учебник, тетради;

− доска;

− проектор;


Ход урока:

Причастие - это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.

В.Даль

^ 1. Организационный момент

2. Беседа с классом

Учитель: «На дворе осень. Какая она? (ответы детей) Вы правы, наверное, её можно назвать золотой. Листья на деревьях разноцветные - …(жёлтые, красные, оранжевые). Мы с вами перечисляем признаки, используя при этом часть речи, которая называется…(прилагательное). А как можно обозначить полёт листьев, их действие, отвечая на вопрос листья какие? Падающие. А если запечатлеть птицу в полёте: птица какая? Летящая. Вы сидите на уроке, вы слушаете учителя, поэтому вы какие ученики? Слушающие. При этом вы отвечаете на мои вопросы, а значит вы какие? Думающие, отвечающие.

Давайте запишем получившиеся слова в тетрадь. Попробуйте определить, от какого слова образовались данные слова? На какую часть речи они похожи?»

Ученики вместе с учителем приходят к выводу, что данные слова образованы от глаголов, при этом отвечают на вопросы прилагательного.

Учитель поясняет: «В русском языке выделяют удивительную часть речи, которая сочетает в себе признаки прилагательного и глагола. Называется этот гибрид причастием. Обратите внимание на эпиграф нашего урока, и вы поймёте, почему именно эти слова Владимира Даля очень уместны на сегодняшнем занятии».

  1. ^ Работа по анализу теоретической статьи учебника

Учитель: «А теперь откроем учебник, § 9. Прочитаем точное определение причастия как части речи, закрепим полученные знания.

^ Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?»

Действительно, мы назовём ребёнка, который улыбается…улыбающимся. Это признак, но он присущ предмету временно, когда-нибудь малыш перестанет улыбаться.

^ Причастия бывает совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Это характеристики глагола. Изменяются по числам и падежам, то есть склоняются, и только в единственном числе по родам. Это характеристики, присущие прилагательному

Итак, сделаем необходимые записи в тетрадях:

^ Прилагательное Причастие Глагол

признак предмета признак по действию действие

Причастие обладает особенностями глагола и прилагательного. Попробуем разобраться, как такое возможно.

  1. ^ Практикум. Выполнение упражнений учебника

Упражнение 53.

Светлеющий (наст. вр.)- светлевший (прош. вр.); светлевший(несов. в.) – посветлевший (сов. в.)

Учитель обращает внимание на морфемы, участвующие в образовании причастий. Суффикс настоящего времени -ущ-, -ющ-; прошедшего времени -вш-

Упражнение 54.

Синтаксический разбор предложения. Учитель обращает внимание ребят на то, что так же, как и прилагательное, причастие в предложении является определением, подчёркивается волнистой линией.

Определение признаков прилагательного, присущих причастиям (с существительными) спалённой жнивы (Р.п., ед.ч., ж.р.), ночующий обоз (В.п., ед.ч., м.р.), белеющих берёз (Р.п., ед.ч..)

  1. Закрепление в форме игры, тестирования

Класс делится на две группы.

Задание для первой группы: на доске записаны некоторые существительные, подберите к ним как можно больше определений, при этом распределив их по двум колонкам – прилагательные в первой, причастия во второй. Не забудьте, что причастие – это особая форма глагола.

На доске: снег, учитель, цветок

Задание для второй группы: образуйте причастия от следующих сочетаний слов

Образец:

Он говорил ей:

- Я король, который любит.

- Любящий, – поправила она.

- Я тот, который восхищается вами.

- Восхищающийся, – вторила она.

- Годы, которые мне остались…

- Оставшиеся

Учитель раздаёт карточки, либо они видят текст перед собой, на экране проектора.

Дети записывают в тетради причастия: «который изучает – изучающий, который рассказывает – рассказывающий, который смеется – смеющийся, который читает – читающий, который танцует – танцующий, который бросил – бросивший, который ускакал – ускакавший, который убежал – убежавший, который ушел – ушедший, который устал – уставший»

Тестирование

  1. Укажите причастие

А. синий Б. синеет В. синеющий В. синея

2. Укажите словосочетание «прил.+сущ.»

А. осенняя дорога Б. зимующие птицы В. замёрзшая река Г. раскрытая книга

3. Укажите словосочетания «прич.+сущ.»

А. зеркальная поверхность Б. летящий самолёт В. сидящие на дереве Г. удивительный человек

4. Выпишите из предложений сначала словосочетание «прил. + сущ.», затем «прич.+сущ.»

А. В густом вечереющем воздухе пролетела чайка

Б. Поздней осенью выстреливают вдруг из-под травы засохшие великолепные цветы

В. Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.

Г. Из-за леса, темневшего вдали, выплыла одинокая луна

Дополнительное задание: в данных предложениях найдите средства выразительности, объясните свой выбор. (цветы выстреливают – метафора; снегом, точно серебром – сравнение; одинокая луна - эпитет)

  1. Оценивание учащихся

  2. Домашнее задание - § 9, упр. 57




Похожие:

Урок по русскому языку тема: «Причастие как часть речи» iconКонспект урока по русскому языку ( 4 класс) Тема: Представляем ещё одну часть речи

Урок по русскому языку тема: «Причастие как часть речи» iconУрок по русскому языку на тему: «Имя существительное как часть речи. Повторение пройденного в 5 классе»
«Большеменегерская средняя общеобразовательная школа» муниципального района Республики Татарстан
Урок по русскому языку тема: «Причастие как часть речи» iconКонспект урока по русскому языку в 7 классе. Тема: Наречие как часть речи
Оборудование: учебник, запись музыки «Рождественские мелодии»,репродукция картины И. Н крамского «Старик»,апельсиновое дерево, символизирующее...
Урок по русскому языку тема: «Причастие как часть речи» iconУчебник по русскому языку под ред. Т. А. Ладыженской наглядность магниты Литература: учебник по русскому языку под ред. Т. А. Ладыженской рабочая тетрадь по русскому языку (6 кл.)
Показать, зачем нужны местоимения в жизни (в речи) и сразу же предупредить о недочетах употребления местоимений в речи
Урок по русскому языку тема: «Причастие как часть речи» iconИсследование по русскому языку Тип урока открытие нового знания. Форма урока путешествие
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи
Урок по русскому языку тема: «Причастие как часть речи» iconКонспект урока по русскому языку для 7 класса «Категория состояния как часть речи»
Актуализация знаний по темам «Наречие», «Имя прилагательное», раскрытие основных черт слов категории состояния
Урок по русскому языку тема: «Причастие как часть речи» iconУрок по русскому языку в 3"Г"классе по теме
Цели: Ввести понятие “приставка”, как значимую часть слова; разработать алгоритм нахождения приставок в словах
Урок по русскому языку тема: «Причастие как часть речи» iconУрок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи»
«Имя прилагательное как часть речи» (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)
Урок по русскому языку тема: «Причастие как часть речи» iconКонспект урока по русскому языку Тема урока: «Повторение изученного о частях речи»
Продолжить уточнять лексическое значение, грамматические признаки употребляемых в предложениях различных частей речи
Урок по русскому языку тема: «Причастие как часть речи» iconКонспект урока по русскому языку «Имя существительное»
Ученик, знающий, что существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что? кто?
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами