Урок по русскому языку тема: «Причастие как часть речи» icon

Урок по русскому языку тема: «Причастие как часть речи»



НазваниеУрок по русскому языку тема: «Причастие как часть речи»
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

ГОРОДА ЖИГУЛЁВСКА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЖИГУЛЁВСК

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


Урок

по русскому языку

тема:

«Причастие как часть речи»


7 класс


Учитель: Щукина Е.К.


г.о. Жигулёвск


План - конспект урока русского языка в 7 классе

Тема урока: «Причастие как часть речи»

Тип урока: урок-ознакомление с новым материалом

^ Форма урока: беседа, игровые элементы

Место в системе занятий: вводный урок

Учебник: Русский язык: учебник для 7 класса// Под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. – М.: Просвещение, 2006.

Цели урока:

образовательные: дать понятие о причастии, формировать умение определять морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, закрепить работу по обозначению орфограмм в слове

развивающие: расширить лексический запас учащихся, научить грамотному построению речи, в которой используются словосочетания «существительное+ причастие»

воспитательные: воспитывать умение учащихся действовать согласно инструкции учителя; продолжить работу по воспитанию внимательного отношения к языку как средству выражения своих эмоций, ощущений, переживаний

Оборудование:

− учебник, тетради;

− доска;

− проектор;


Ход урока:

Причастие - это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.

В.Даль

^ 1. Организационный момент

2. Беседа с классом

Учитель: «На дворе осень. Какая она? (ответы детей) Вы правы, наверное, её можно назвать золотой. Листья на деревьях разноцветные - …(жёлтые, красные, оранжевые). Мы с вами перечисляем признаки, используя при этом часть речи, которая называется…(прилагательное). А как можно обозначить полёт листьев, их действие, отвечая на вопрос листья какие? Падающие. А если запечатлеть птицу в полёте: птица какая? Летящая. Вы сидите на уроке, вы слушаете учителя, поэтому вы какие ученики? Слушающие. При этом вы отвечаете на мои вопросы, а значит вы какие? Думающие, отвечающие.

Давайте запишем получившиеся слова в тетрадь. Попробуйте определить, от какого слова образовались данные слова? На какую часть речи они похожи?»

Ученики вместе с учителем приходят к выводу, что данные слова образованы от глаголов, при этом отвечают на вопросы прилагательного.

Учитель поясняет: «В русском языке выделяют удивительную часть речи, которая сочетает в себе признаки прилагательного и глагола. Называется этот гибрид причастием. Обратите внимание на эпиграф нашего урока, и вы поймёте, почему именно эти слова Владимира Даля очень уместны на сегодняшнем занятии».

  1. ^ Работа по анализу теоретической статьи учебника

Учитель: «А теперь откроем учебник, § 9. Прочитаем точное определение причастия как части речи, закрепим полученные знания.

^ Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?»

Действительно, мы назовём ребёнка, который улыбается…улыбающимся. Это признак, но он присущ предмету временно, когда-нибудь малыш перестанет улыбаться.

^ Причастия бывает совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Это характеристики глагола. Изменяются по числам и падежам, то есть склоняются, и только в единственном числе по родам. Это характеристики, присущие прилагательному

Итак, сделаем необходимые записи в тетрадях:

^ Прилагательное Причастие Глагол

признак предмета признак по действию действие

Причастие обладает особенностями глагола и прилагательного. Попробуем разобраться, как такое возможно.

  1. ^ Практикум. Выполнение упражнений учебника

Упражнение 53.

Светлеющий (наст. вр.)- светлевший (прош. вр.); светлевший(несов. в.) – посветлевший (сов. в.)

Учитель обращает внимание на морфемы, участвующие в образовании причастий. Суффикс настоящего времени -ущ-, -ющ-; прошедшего времени -вш-

Упражнение 54.

Синтаксический разбор предложения. Учитель обращает внимание ребят на то, что так же, как и прилагательное, причастие в предложении является определением, подчёркивается волнистой линией.

Определение признаков прилагательного, присущих причастиям (с существительными) спалённой жнивы (Р.п., ед.ч., ж.р.), ночующий обоз (В.п., ед.ч., м.р.), белеющих берёз (Р.п., ед.ч..)

  1. Закрепление в форме игры, тестирования

Класс делится на две группы.

Задание для первой группы: на доске записаны некоторые существительные, подберите к ним как можно больше определений, при этом распределив их по двум колонкам – прилагательные в первой, причастия во второй. Не забудьте, что причастие – это особая форма глагола.

На доске: снег, учитель, цветок

Задание для второй группы: образуйте причастия от следующих сочетаний слов

Образец:

Он говорил ей:

- Я король, который любит.

- Любящий, – поправила она.

- Я тот, который восхищается вами.

- Восхищающийся, – вторила она.

- Годы, которые мне остались…

- Оставшиеся

Учитель раздаёт карточки, либо они видят текст перед собой, на экране проектора.

Дети записывают в тетради причастия: «который изучает – изучающий, который рассказывает – рассказывающий, который смеется – смеющийся, который читает – читающий, который танцует – танцующий, который бросил – бросивший, который ускакал – ускакавший, который убежал – убежавший, который ушел – ушедший, который устал – уставший»

Тестирование

  1. Укажите причастие

А. синий Б. синеет В. синеющий В. синея

2. Укажите словосочетание «прил.+сущ.»

А. осенняя дорога Б. зимующие птицы В. замёрзшая река Г. раскрытая книга

3. Укажите словосочетания «прич.+сущ.»

А. зеркальная поверхность Б. летящий самолёт В. сидящие на дереве Г. удивительный человек

4. Выпишите из предложений сначала словосочетание «прил. + сущ.», затем «прич.+сущ.»

А. В густом вечереющем воздухе пролетела чайка

Б. Поздней осенью выстреливают вдруг из-под травы засохшие великолепные цветы

В. Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.

Г. Из-за леса, темневшего вдали, выплыла одинокая луна

Дополнительное задание: в данных предложениях найдите средства выразительности, объясните свой выбор. (цветы выстреливают – метафора; снегом, точно серебром – сравнение; одинокая луна - эпитет)

  1. Оценивание учащихся

  2. Домашнее задание - § 9, упр. 57




Похожие:

Урок по русскому языку тема: «Причастие как часть речи» iconКонспект урока по русскому языку ( 4 класс) Тема: Представляем ещё одну часть речи

Урок по русскому языку тема: «Причастие как часть речи» iconУчебник по русскому языку под ред. Т. А. Ладыженской наглядность магниты Литература: учебник по русскому языку под ред. Т. А. Ладыженской рабочая тетрадь по русскому языку (6 кл.)
Показать, зачем нужны местоимения в жизни (в речи) и сразу же предупредить о недочетах употребления местоимений в речи
Урок по русскому языку тема: «Причастие как часть речи» iconИсследование по русскому языку Тип урока открытие нового знания. Форма урока путешествие
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи
Урок по русскому языку тема: «Причастие как часть речи» iconУрок по русскому языку на тему: «Имя существительное как часть речи. Повторение пройденного в 5 классе»
«Большеменегерская средняя общеобразовательная школа» муниципального района Республики Татарстан
Урок по русскому языку тема: «Причастие как часть речи» iconКонспект урока по русскому языку в 7 классе. Тема: Наречие как часть речи
Оборудование: учебник, запись музыки «Рождественские мелодии»,репродукция картины И. Н крамского «Старик»,апельсиновое дерево, символизирующее...
Урок по русскому языку тема: «Причастие как часть речи» iconКонспект урока по русскому языку «Имя существительное»
Ученик, знающий, что существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что? кто?
Урок по русскому языку тема: «Причастие как часть речи» iconКонспект урока по русскому языку для 7 класса «Категория состояния как часть речи»
Актуализация знаний по темам «Наречие», «Имя прилагательное», раскрытие основных черт слов категории состояния
Урок по русскому языку тема: «Причастие как часть речи» iconКонспект урока по русскому языку Тема урока: «Повторение изученного о частях речи»
Продолжить уточнять лексическое значение, грамматические признаки употребляемых в предложениях различных частей речи
Урок по русскому языку тема: «Причастие как часть речи» iconУрок по русскому языку в 4 классе. Тема: «Обобщение изученного о глаголе»
Развивать умение употреблять глаголы в речи, развивать творческое мышление, орфографическую зоркость
Урок по русскому языку тема: «Причастие как часть речи» iconМацегорова Наталья Алексеевна с. Красная Поляна 2013г. Тема урок
Назовите самостоятельные части речи. (имя сущ, имя прил, глагол, наречие, местоим., причастие, деепричастие, имя числительное)
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами