Проект «Мир культуры» Пояснительная записка icon

Проект «Мир культуры» Пояснительная записка



НазваниеПроект «Мир культуры» Пояснительная записка
Дата17.10.2016
Размер
ТипПояснительная записка

Проект «Мир культуры»


Пояснительная записка

Одна из главных проблем современной школы - проблема потери учащимися познавательного интереса в 5 – 7 классах. Именно в среднем звене учащиеся теряют многие навыки, приобретенные в начальной школе, а главное - стремление к самореализации и успеху. Наша задача – не допустить потери познавательного интереса, постепенно переориентируя деятельность школы, содержание образования в сторону современного неспециализированного гуманитарного образования со следующими доминантами: творческая, а не репродуктивная деятельность; овладение компетенциями, а не навыками; интегративная идеология образовательного процесса; воспитание не человека образованного, а человека культурного.

Исходя из необходимости сохранения и развития мотивации детей к обучению, развития потребности ребенка в непрерывном образовании педагогический коллектив пришел к выводу, что сегодня при отсутствии возможности кардинальных изменений в учебном процессе школа должна изменить подход к образованию и воспитанию детей посредством организации внеурочной деятельности в режиме системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов, позволяющих интегрировать образовательный, воспитательный процесс и дополнительное образование и направленных на воспитание человека культуры.

Педагогическим коллективом школы был разработан проект организации внеурочной деятельности учащихся 5 класса «Мир культуры», который апробируется нами на протяжении трех лет.

Разработка данного проекта была связана с необходимостью обеспечения такой среды для учащихся, перешедших из начальной школы в основную, которая:

  • во-первых, позволила бы им успешно и быстро адаптироваться в новых условиях;

  • во-вторых, перейти от обучения под руководством учителя к самостоятельной поисковой деятельности;

  • в-третьих, научиться сотрудничеству с окружающими;

  • в-четвертых, способствовала формированию духовно-нравственных ценностей и здорового образа жизни;

  • в-пятых, способствовала бы включению ребенка в диалог культур

При работе над проектом организации внеурочной деятельности учащихся 5 класса мы учитывали следующие особенности данного возраста: открытость ребенка к восприятию окружающего мира, широта интересов, активность и желание в самовыражении. Поэтому проект построен таким образом, чтобы учащийся мог проявить себя в разных видах деятельности – от игры до создания собственного проекта; от погружения ребенка в социальную и культурную ситуацию до осознания сопричастности жизни своей страны; от культуры диалога к диалогу культур, умению «строить» культуру на данном возрастном этапе. Такой подход позволяет оценить личностные и метапредметные результаты ребенка, которые, несомненно, будут оказывать влияние и на учебную деятельность.


^ Цели и задачи проекта.

Цель проекта: создать условия для развития современного образования, направленного на формирование человека культуры, способного к диалогу культур.

^ Задачи проекта:

- внедрить новые образовательные технологии;

- повысить компетентность преподавательского состава;

- изменить негативные тенденции, связанные с потерей познавательного интереса учащимися средней школы;

- заинтересовать родителей в успехе своего ребенка;

- предотвратить потерю учебной мотивации у учащихся;

- создать новый облик «школы на краю мегаполиса».

^ Содержание деятельности:

- организация деятельности классного коллектива;

- разработка творческих, игровых и исследовательских заданий;

- создание интегративных связей в учебной, внеучебной деятельности и дополнительном образовании (предусматривает ориентацию на участие школьников в межпредметных проектах, подход к образованию как к обретению знаний о мире в целом, наличие доминантной темы на каждый год обучения).


^ Этапы реализации.

Срок реализации – 1 год.

Участники проекта – педагоги, учащиеся, родители.

Подготовительный (аналитико-диагностический) этап:

- анкетирование среди учащихся и родителей (тема – «Мотивация к обучению», «Уровень воспитанности»);

- круглый стол с учащимися и родителями;

- классный час «Урок чтения»;

- конкурсы творческих работ и рисунков «Моя любимая книга»;

- педсовет «Профессиональная компетентность учителя».

^ Проектировочный этап:

- создание пакет документов, обеспечивающих проведение проекта;

- проведение ряда семинаров для педагогического коллектива (темы семинаров – новые образовательные технологии, гуманистическая педагогика успеха, семиотическое преподавание);

- организация творческих групп учителей;

^ Практический этап эксперимента:

Проект состоит из трех модулей: игра по книге Н.Носова «Путешествие Незнайки и его друзей», культурологическая игра-пазл «Собери Осириса», публичный экзамен «История моей семьи в истории моей страны».

^ Цели:

  1. Повышение познавательной мотивации. Потеря учебной мотивации, ранее происходившая с неизбежностью к 7-8-му классам, теперь наблюдается и в начальной школе. Однако интерес учащихся первой ступени может еще держаться на особых эмоциональных отношениях с классным руководителем, в то время как в средней школе наступает резкий спад мотивации. Использование разных форм работы, в основе которых игровая технология, на наш взгляд, позволяет в 5 классе развитию познавательных интересов учащихся.

  2. Интеграция. Речь идет об объединении многих предметов в одних событиях (такими событиями могут стать игра по станциям, фестиваль, работа в проектных группах) и об объединении усилий различных предметников в игре в целом. Мир, в отличие от школьной жизни, не делится на предметы, поэтому школа и оказалась так далека от действительной жизни, что вызывает зачастую негативное отношение учеников. Наша цель – познание мира в его целостности, что без реальной интеграции не представляется возможным.

  3. ^ Социализация учащихся. Эта цель достигается через различные виды групповой работы, постоянную отработку группового взаимодействия внутри класса и вне его (так, например, на фестивале 5-й класс общается с учениками младшей школы; старшие ребята помогают пятиклассникам на «сказочных» уроках).

  4. ^ Овладение деятельностными компетенциями. Репродуктивное обучение, все еще преобладающее в российских школах, часто ограничивается требованием овладения знаниями, умениями и навыками в условных учебных ситуациях. Овладение компетенциями значит несколько другое, а именно – свободное ориентирование с помощью приобретенных умений в ситуациях внешкольной жизни. В данном случае речь идет о практическом столкновении в проектах с работой, требующей навыков в области различных искусств и ремесел (в культурологических проектах к этому добавляется еще и навык культурного творчества).

  5. ^ Адаптация пятиклассников к условиям обучения в средней школе. Значительной проблемой для учащихся является появление новых предметов и учителей. Если в начальной школе ребенок знакомится с окружающим миром с помощью одного учителя, и за счет этого восприятие мира остается сравнительно целостным, то в дальнейшем мир «дробится», что способствует возникновению стресса и резкому снижению учебной мотивации. Предлагаемая нами образовательная игровая технология и интеграция должна снизить негативные факторы этой перемены.


Модуль 1. «Путешествие Незнайки и его друзей».

Основная задача: формирование культуры диалога с окружающим миром.

Форма – игра- сказка. Книга, по которой проводится игра-сказка в 5-м классе, – известнейшая роман-сказка «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носова. Выбор пал именно на нее, потому что сказка Носова предоставляет огромный простор для использования ее в предметных целях: в книге затрагивается широкий спектр естественнонаучных и гуманитарных вопросов, идет речь об искусстве, спорте, проблемах морали и многом другом. Поэтому «вживание» в роли героев этой книги может оказаться удачным методическим ходом в процессе знакомства ребят с окружающим миром – как физическим, так и социальным, а также миром культуры. В ходе работы учащиеся вступают в разные диалоги, например: диалог с окружающими – сверстниками, родителями, педагогами, диалог с автором художественного текста – учатся определять авторскую позицию и свою личную, диалог с культурой указывает на общечеловеческие ценности.

^ Этапы и события модуля «Путешествие Незнайки и его друзей»:

  1. Организационный этап. Определение состава творческого коллектива учителей, которые будут заниматься проектом, распределение организационных ролей, составление плана работы проекта и подпроектов. Представление содержания проекта родителям учащихся 5 класса.

  2. ^ Создание «сказочной» атмосферы в учебном процессе. Оформление «пространства игры» – подготовка кабинета, придумывание и изготовление герба, знамени, карты Страны коротышек. Все материалы готовятся самими пятиклассниками в рамках проектной деятельности (см. пункт 4).

  3. ^ Проведение открытых «сказочных» уроков по всем предметам (уроки хотя бы отчасти должны быть связаны с содержанием сказки Н.Носова). Опыт проведения таких уроков как в прошлом, так и нынешнем учебном году показал, что они не только вызывают значительный интерес у ребят, но и способствуют возникновению творческой атмосферы в коллективе.

  4. ^ Организация 5-6 метапредметных проектов, в которых участвовало бы по 3-5 учеников и руководитель проекта (например, сборник стихов «Цветик-Семицветик»; конструирование автомоделей, воздушного шара, изготовление знамени, герба города, выращивание семян и т.д.). В проектной деятельности принимают участие и педагоги Центра дополнительного образования.

  5. ^ Проведение игры по станциям «Путешествие» Игра по станциям в прошлом году стала наибольшей удачей проекта; в заключительной анкете именно она заслужила максимальное одобрение участников; на наш взгляд, именно в игре по станциям явственно проступили черты школы будущего, прежде всего, интегративность и интерактивность. В ходе игры решается множество задач по самым разным предметам, достигается интенсивность обучения и повышается заинтересованность детей.

  6. ^ Экскурсия в Русский музей (тема – сказочные сюжеты в картинах русских художников). Для школы, находящейся на краю города, особую роль играют выезды в исторический центр, в первую очередь – посещение музеев. И хотя сама тема экскурсии далека от сюжета книги Носова, но она затрагивает тему сказки в искусстве, а создание культурного фона в учебной деятельности мы считаем одной из важнейших задач воспитания и образования.

  7. ^ Проведение фестиваля и дискотеки «Бал в Зеленом городе». Во время этого заключительного события игры происходит представление результатов проектов, проводятся творческие конкурсы, награждаются победители.

  8. ^ Этап диагностики. Проводится анкетирование, позволяющее определить отношение пятиклассников к различным событиям подпроекта (своеобразный «рейтинг популярности» событий), степень знакомства с книгой Н.Носова, оценку собственной деятельности во время игры и степень социализации. Анализ анкеты позволяет выяснить, достигнуты ли цели, поставленные перед творческим коллективом, дается оценка результатов деятельности и вносятся коррективы в образовательный проект на следующих этапах.


Модуль 2. «Собери Осириса».

Основная задача: обучение диалогу разных культур в истории человечества, воспитание культуры петербуржца.

Форма – культурологическая игра, в ходе которой учащиеся знакомятся с Древним Египтом и «погружаются» в культурную ситуацию. Культурологическая игра «Собери Осириса» – это не игра о древних египтянах, а игра в египтян. Мы убеждены, что в Москве или любом другом городе игра «Собери Осириса» или любая другая игра на древнеегипетском материале была бы неактуальной. Но Петербург – город, в котором мы наталкиваемся на знаки египетской культуры на каждом шагу. Пройдя мимо этой темы, мы рискуем не узнать чего-то очень важного о себе самих.

^ Этапы и события модуля «Собери Осириса»:

  1. Организационный этап. Определение состава творческого коллектива учителей, которые будут заниматься проектом, распределение организационных ролей, составление плана работы. Представление содержания проекта родителям учащихся 5 класса.

  2. ^ Проведение культурологических уроков: просмотр и обсуждение научно-популярных фильмов, посвященных культуре Древнего Египта; чтение произведений древнеегипетской литературы (повесть «Красноречивый поселянин», сказка «Обреченный царевич»), проведение уроков по теме «Культура Египта» (разработан УМК, включающий 10 презентаций и 7 тестов).

  3. ^ Творческие мастерские: сочинение гимна, составление плана одной из речей наподобие «Жалоб поселянина», составление сценария батальной сцены, продолжение сказки «Обреченный царевич», описание фараона.

  4. ^ Проведение игры-пазла «Собери Осириса»: подготовка костюмов, представление творческих работ, проведение игры по станциям.

  5. Экскурсия-путешествие по Санкт-Петербургу: посещение достопримечательностей Петербурга - сфинксы Аменхотепа III напротив здания Академии художеств, каллиграфическая выставка в самой Академии, Египетский зал Эрмитажа.

  6. ^ Этап диагностики. Проводится анкетирование, позволяющее

- понять, что в проекте не устраивало ребят;

- диагностировать самооценку пятиклассников, осознание ими своего участия в проекте;

- провести познавательную рефлексию (выяснить, что из полученных знаний ребята считают важнейшими).


Модуль 3 «История моей семьи в истории моей страны»

На третьем этапе учащиеся работают по теме «История моей семьи в истории моей страны». Модуль основан на большей самостоятельности учащихся. В ходе проводимой детьми исследовательской работы они собирают необходимый исторический материал (факты, фотографии, экспонаты, награды и др.), обрабатывают, анализируют. В деятельности происходит личностный рост детей, развиваются самостоятельность, активность, аккуратность (бережное обращение с документами и семейными реликвиями).

Пятиклассники устанавливают связи между судьбами членов семьи и историей страны. При подготовке индивидуальной исследовательской работы дети учатся четко по плану выстраивать выступления, работать с графическими редакторами по набору и форматированию текста, представлять реальный исторический материал.

Данный модуль предполагает активное включение в деятельность по сбору информации родителей, ближайших родственников, знакомых, что предоставляет возможность закрепить навыки коммуникативного общения.

Основные задачи:

  1. Активизация интереса к истории Отечества методом личностного подхода.

  2. Привлечение внимания к истории собственной семьи, её корням и традициям

  3. Демонстрация взаимозависимости истории государства от судеб конкретных людей, диалога культуры семьи и Отечества.

Форма – Публичный экзамен, на котором учащиеся представляют рефераты об истории своей семьи.

^ Этапы и события модуля «История моей семьи в истории моей страны»

  1. Организационный этап. Представление содержания и условий Публичного экзамена родителям учащихся 5 класса.

  2. Поисковый этап. Учащиеся совместно с родителями собирают материал о своей семье и ее роли в жизни государства.

  3. Редактирование текста: классный руководитель проверяет материал, консультирует.

  4. Обучающий этап: методист (куратор) обучает родителей и учащихся оформлению реферата, представлению презентации.

  5. Публичный экзамен: защита своих работ. На защите могут присутствовать родители. Оценивание работ происходит по выработанным критериям.

  6. Диагностика: реферат учащегося – это портфолио ученика 5 класса. Поэтому диагностика проводится при прослушивании работ на Публичном экзамене.





Похожие:

Проект «Мир культуры» Пояснительная записка iconКурсовой проект представляется: Пояснительная записка с необходимыми расчетами и схемами
Задачами линейного программирования (ЛП) называются задачи, в которых линейны как целевая функция, так и ограничения в виде равенств...
Проект «Мир культуры» Пояснительная записка iconПояснительная записка
Целью программы является стремление воспитать духовно развитого человека, развить гармоничную личность, сформировать его нравственность,...
Проект «Мир культуры» Пояснительная записка iconПояснительная записка к уроку Урок представлен по начальному направлению по предмету «Окружающий мир»
Урок представлен по начальному направлению по предмету «Окружающий мир», тема урока: «Кто такие рыбы?». Тип урока: урок- исследование...
Проект «Мир культуры» Пояснительная записка iconКонспект классного часа "Толерантность путь к миру" Пояснительная записка
Особенно остро этот вопрос стоит среди подростков, у которых только формируются личностные и гражданские качества, а окружающий их...
Проект «Мир культуры» Пояснительная записка iconПояснительная записка представляет собой последовательное изложение расчётного материала со всеми соответствующими схемами и ссылками на использованную литературу
Записка начинается с введения (не более 1 страницы), где приводится обоснование проекта
Проект «Мир культуры» Пояснительная записка iconПояснительная записка по курсу «Удивительный мир чисел»
Кенгуру” и игре “Математическая карусель”. Этому посвящен раздел “Решение задач «Кенгуру»”, где рассматриваются задачи олимпиад прошлых...
Проект «Мир культуры» Пояснительная записка iconПояснительная записка Программа предназначена для подготовки к вступительным экзаменам в аспирантуру по специальности 20. 00. 01 теория и история культуры
...
Проект «Мир культуры» Пояснительная записка iconПояснительная записка воспитание экологической культуры актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века
Воспитание экологической культуры актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века
Проект «Мир культуры» Пояснительная записка iconПояснительная записка также расположена по ссылке: https://docs google com/document/pub?id=1nx0T74y63Je1pz 5ZfJonAEpNQ4OnSFo9oqi-Jh0bni

Проект «Мир культуры» Пояснительная записка iconПояснительная записка
Программа курса составлена доцентом кафедры гуманитарных наук гу вшэ, (спб филиал), А. В. Куприяновым
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами