Разработка урока по курсу «Основы православной культуры». 4 класс. Тема урока: «Добродетели в жизни христианина. Добро и зло. Добрые слова» icon

Разработка урока по курсу «Основы православной культуры». 4 класс. Тема урока: «Добродетели в жизни христианина. Добро и зло. Добрые слова»



НазваниеРазработка урока по курсу «Основы православной культуры». 4 класс. Тема урока: «Добродетели в жизни христианина. Добро и зло. Добрые слова»
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Разработка урока по курсу «Основы православной культуры». 4 класс.


Тема урока: «Добродетели в жизни христианина. Добро и зло. Добрые слова».


Тип урока: урок формирования нового знания через иллюстративно-диалоговое

объяснение с использованием компьютерных технологий.


Технология проведения урока: педагогическая мастерская.


Цель урока: разработка духовно-нравственных понятий «добро» и «зло».

Задачи урока:

1. раскрыть перед учащимися христианский смысл значения слов

«добро» и «зло»;

2. дать понятие о добрых словах как одном из способов выражения

христианской добродетели «доброта»

3. закрепить такие понятия как благочестие, заповеди, милосердие;

4. развивать познавательную активность, коммуникативные навыки,

навыки культуры общения, творческие способности учащихся;

5. воспитывать взаимоуважение, предупредительность в общении.

Оборудование: у учителя:

1. мультимедийное обеспечение (электронная презентация,

сопровождающая рассказ учителя в течение урока);

2. запись на классной доске «Относись к людям так, как хочешь,

чтобы относились к тебе»;

3. музыкальные записи (песни «Дорогою добра», «Маленькая

страна», «Маленький принц»).

у учащихся: 1. рабочая тетрадь по ОПК.


Ход урока.

1. Организационный момент (индукция).

Слайд №1. Рисунок счастливого детства. Музыкальное сопровождение – песня «Маленькая страна» (фрагмент).

Перекресток дорог – перекресток опять,

Перед выбором снова стою я:

По какой из дорог предстоит зашагать,

Чтобы жизнь не прожить мне впустую…

2. Актуализация базисных знаний.

Слайд №2. Рисунок дорог, по которым можно пойти в жизни.

- Представьте, что вы стоите на перекрестке дорог, как в сказке. Одна дорога приведет вас к богатству – материальным благам, другая – к славе, третья – к здоровью, четвертая – к уважению людей. Дорог вокруг так много. Какую же выбрать, чтобы идти по ней всю жизнь.

- Какую дорогу выберете вы? Почему?

- А можно все эти дороги объединить в одну?

- Что это будет за дорога? Как её можно назвать?

Слайд №3. Рисунок дороги «добра»

- Жизнь, не сказка. В жизни нет волшебников, которые взмахом волшебной палочки сделают вашу жизнь доброй.

- От кого зависит, какой будет ваша жизнь?

- Выберите из предложенных слов те, которые помогут сделать вашу жизнь доброй и красивой:

Слайд №4. Запись слов: честность, сострадание, жестокость, целеустремленность, жадность, верность, любознательность, сила воли, равнодушие, послушание, отзывчивость, скромность, доброжелательность, умение общаться.

- Поговорим об умении общаться.

- Как вы общаетесь друг с другом, при помощи чего? (слова, мимика, жесты)

- С помощью каких слов человек выражает доброжелательное отношение к людям?

- Как в народе называют такие слова? (добрые, сердечные)

3. Проверка домашнего задания.

- Дома вы должны были выполнить задание №1.: разделить добрые слова на группы; и задание №2.: подобрать пословицы о добром слове. (список слов в макете рабочей тетради)

- Как вы разделили слова на группы? (ответы учащихся)

- Какие пословицы о добром слове вы написали? («С добрым словом жить в радость», «Доброму слову добрая память», «Доброе слово – ключ, открывающий сердца», «Доброе слово дороже золота», «Доброму слову и кошка рада» и т.д.)

- Какая из выписанных пословиц вам больше всего по душе? Почему?

4. Постановка учебной цели.

- Выполните задание №3 – разгадайте кроссворд и узнайте ещё одну пословицу о добрых словах. (На добрый привет и добрый ответ)

- А часто вы дарите людям добрые слова?

- На прошлой неделе я попросила наших ребят провести небольшое исследование о том, насколько вежливы наши первоклассники.

Результаты исследования на слайде:

Слайд №5.

1. Как первоклассники здороваются с учителями?

Из 15 учеников поздоровались только 9.

2. Как первоклассники здороваются друг с другом?

Из 15 учеников поздоровались только 8.

- Какой можно сделать вывод? (не все дети вежливы, не все знают добрые слова, не все внимательны друг к другу)

- Что же делать? Как помочь нашим первоклассникам стать более доброжелательными и вежливыми? (своим примером, рассказать им о вежливых словах, о том, как они важны)

5. Обобщение ранее изученного материала в ходе выполнения практической работы.

5а):

- Но прежде мы должны подготовиться. Я предлагаю подарить первоклассникам необыкновенную корзину с цветами. На каждом лепестке цветка вы напишите доброе слово, которое им пригодится в жизни.

Работать будем в группах. Задание для каждой группы на слайде. Для 5-й группы задание будет особое: нужно записать для первоклассников пословицы о добрых словах.

Слайд №6.

1. Написать на лепестках слова благодарности;

2. - слова приветствия;

3. - слова прощания;

4. - слова просьбы и извинения;

5. – пословицы о добрых словах.

(во время выполнения работы звучит песня «Дорогою добра»)

(подведение итога выполненной работы: составление букета)

- Думаю, что наш букет малышам очень понравится и будет для них полезен: они узнают много новых добрых слов.

5б):

Слайд №7.

Слово пуще стрелы разит.

Лишнее говорить – себе вредить.

Слово не воробей – вылетело – не поймаешь.

- Какие добрые советы первоклассникам можно дать с помощью этих пословиц?

(не говори обидных слов; не говори лишнего; сначала подумай – потом скажи…)

- Как вы думаете, какое слово для человека самое доброе, самое близкое и дорогое? (его имя)

- Всегда ли вы обращаетесь к друзьям и одноклассникам по имени?

- Какими словами вы иногда заменяете имена? (клички, дразнилки)

- Можно ли назвать клички и дразнилки хорошими, добрыми словами? (нет)

- Как к таким словам относятся разные люди? (иногда с юмором; часто обижаются)

- О чём нужно помнить, обращаясь к кому-либо? (о чувствах человека)

- Послушайте стихотворение о том, как может плохое или необдуманное слово ранить человека: (чтение учениками стихотворения Т. Дашкевич «Обидное слово»)

Обидное слово.

Обидное слово, обидное слово!

Как больно ударить умеет оно!

Змеёй ядовитой ужалить готово,

Ужалит, и станет на сердце темно.


И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,

И тот, кто унизил, и тот, кто унижен,

Хотя миновала уж ссоры гроза.

Молчат и не смотрят друг другу в глаза.


Послушай совета, мой друг, на года:

Будь добрым и вежливым в жизни всегда,

Хорошее только старайся творить

И слов унизительных не говорить!


6. Рассказ учителя.

- Послушайте притчу, которая произвела на меня огромное впечатление:

«Жили два друга. И вот один из них позавидовал другому и стал распространять о нём плохой слух: якобы последний живёт не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу. Вскоре клевета сделала своё дело.

От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришёл в большую бедность.

Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришёл просить у него прошения. Но тот ему сказал: «Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне».

Последний всё сделал, как ему было велено и пришёл за прощением к бывшему другу. Но тот сказал: «Теперь иди и собери весь пух до единой пушинки». На это клеветник ответил: «Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной».

И сказал ему бывший друг: «Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые отнял ты у меня своей клеветой».

- Какова сила слова?

- Какая пословица определяет смысл притчи?

- Какую христианскую заповедь нарушил клеветник?

- Как вы думаете, простит ли когда-нибудь его бывший друг? Объясни.

7. Рефлексия.

(ресурсный круг, дети держатся за руки; звучит музыка «Маленький принц»)

- Представьте, что вы стоите на пороге своего дома. Впереди дорога, по которой вам предстоит пройти жизнь. У каждого она своя, но, я надеюсь, что вы пройдете по своей дороге с гордо поднятой головой, живя с добром в сердце. А какие слова вам будут в этом помогать? Давайте каждый скажет по одному хорошему, доброму слову (дети говорят добрые слова).

- Друзья мои, внушайте людям веру,

И чаще говорите «Добрый день»,

И следуйте хорошему примеру,

Продляйте добрым словом жизнь людей!

8. Итог урока. Домашнее задание.

- Вы сегодня хорошо поработали. На перемене мы отнесём наш букет в первый класс. Думаю, что первоклассники скажут нам «спасибо».

- Дома выполните задание №4 в рабочей тетради.


Литература, использованная при подготовке урока:

1. Дашкевич Т., Михаленко Е. Голос ангела. Сборник стихов для детей. 2005.

2. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. /Сост. авт. вступ. коммент.

и слов Ю.Г.Круглов. – М.: Просвещение. 1990.

3. Сурова Л.В. Мироведение. Комплекс методических разработок. Христианская

жизнь. Клин. 2004.

4. Шевченко Л.Л. Методическое пособие для учителя. 4-й год обучения. – М.:

Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Москва.

2006.

5. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга

для учителя. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и

государственно-конфессиональных отношений, 2006.


Макет рабочей тетради.

Урок 16.

Тема урока: «Добродетели в жизни христианина. Добро и зло. Добрые слова».


обро

оброта

обродетели

оброжелательность


Задание 1.

- Раздели слова на группы, допиши, свои слова:

благодарю вас, доброго здоровья, здравствуйте, до завтра, позвольте поприветствовать вас, я тронут вашим вниманием, до новой встречи, моё почтение, с прибытием, приятно было пообщаться, рад был встрече, мир вашему дому, добро пожаловать, рад вас видеть, до свидания, пока, надеюсь на новую встречу, сердечно приветствую вас, вы очень любезны, доброе утро, скоро увидимся, это очень мило с вашей стороны, здравия желаю, добрый вечер, моя благодарность не знает границ, спасибо, желаю приятно провести время, я вам очень признателен, у меня нет слов, это очень мило с вашей стороны, спокойной ночи, прощайте.

Слова приветствия:__________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слова прощания: _____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слова поздравления и пожелания: ______________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слова благодарности: ________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слова пожелания:____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2.

- Подбери и запиши пословицы о добрых словах:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3.

- Разгадай кроссворд и сможешь прочитать ещё одну пословицу:

«На _____________________ привет и ___________________ ответ.

















1






























2








































3


































4
















5

















































6



















1. Имя апостола, принесшего христианство

на Русь.

2. Высшая ценность, завещанная людям

Спасителем.

3. Изображение лика святого.

4. Самая известная икона Андрея Рублева.

5. Полукруглая часть верхней стены под куполом.

6. Место, где жили первые люди на земле.


Задание 4.

- Вы, конечно, помните сказку «Три медведя». Что могла бы сказать Машенька, когда медведи вернулись домой? Выберите ответ.

^ А) Медведи, я заблудилась и устала. Помогите мне вернуться домой.

Б) Мишеньки, я заблудилась и попала к вам в дом. Извините пожалуйста за беспорядок. Я всё сейчас уберу.

В) Медведи, пусть Мишка отнесёт меня домой. А моя бабушка даст ему мёда и малины.

- Одноклассники приглашают тебя поиграть в футбол, а мама просит сходить в магазин. Как ты поступишь? Что скажешь маме? Что скажешь ребятам?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Похожие:

Разработка урока по курсу «Основы православной культуры». 4 класс. Тема урока: «Добродетели в жизни христианина. Добро и зло. Добрые слова» iconРазработка урока по теме: «Совесть и раскаяние» Предмет: курс «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры»
Родители большинства учащихся контролируют выполнение домашнего задания, оказывают помощь детям в выполнении сложных упражнений,...
Разработка урока по курсу «Основы православной культуры». 4 класс. Тема урока: «Добродетели в жизни христианина. Добро и зло. Добрые слова» iconРазработка урока по курсу «Основы православной культуры»
Наша малая родина прекрасный южный край, богатая обычаями, традициями и своей историей Донская земля. Какой город – столица нашего...
Разработка урока по курсу «Основы православной культуры». 4 класс. Тема урока: «Добродетели в жизни христианина. Добро и зло. Добрые слова» iconТема занятия: «Добру пусть откроется сердце». Цель: расширить детское представление о понятиях «добро и зло»
Цель: расширить детское представление о понятиях «добро и зло»; дать понимание того, что добро может проявляться только в действии;...
Разработка урока по курсу «Основы православной культуры». 4 класс. Тема урока: «Добродетели в жизни христианина. Добро и зло. Добрые слова» iconТема: «добро и зло в сказках»
Цели: 1 донести до сознания детей проблему добра и зла: добро всегда побеждает зло
Разработка урока по курсу «Основы православной культуры». 4 класс. Тема урока: «Добродетели в жизни христианина. Добро и зло. Добрые слова» iconРазработка урока по основам православной культуры (4 класс) Трушкова Ольга Сергеевна Учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18» города Кирова
Разработка урока по курсу «Основы православной культуры». 4 класс. Тема урока: «Добродетели в жизни христианина. Добро и зло. Добрые слова» iconРазработка урока физической культуры 5 класс. Тема урока: «Режим дня одна из составляющих здоровья ребёнка»
Цель урока: выяснить значение режима дня для поддержания здоровья и работоспособности
Разработка урока по курсу «Основы православной культуры». 4 класс. Тема урока: «Добродетели в жизни христианина. Добро и зло. Добрые слова» iconКонспект урока «Милосердие и сострадание» фио : Конева Татьяна Александровна Место работы: моу " сош с. Клинцовка" Пугачёвского района Саратовской области
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»
Разработка урока по курсу «Основы православной культуры». 4 класс. Тема урока: «Добродетели в жизни христианина. Добро и зло. Добрые слова» iconЧто будут изучать ваши дети? Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Разработка урока по курсу «Основы православной культуры». 4 класс. Тема урока: «Добродетели в жизни христианина. Добро и зло. Добрые слова» iconРазработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Мбоу «Подгороднепокровская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района»
Разработка урока по курсу «Основы православной культуры». 4 класс. Тема урока: «Добродетели в жизни христианина. Добро и зло. Добрые слова» iconОрганизационный момент Знакомство с содержанием курса
Я буду вести у вас новый предмет, который называется «Основы светской этики». Мы вместе будем учиться различать добро и зло, поговорим...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами