Урок №2 (9 класс) Тема: Колебательное движение и величины, характеризующие колебательное движение icon

Урок №2 (9 класс) Тема: Колебательное движение и величины, характеризующие колебательное движение



НазваниеУрок №2 (9 класс) Тема: Колебательное движение и величины, характеризующие колебательное движение
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Урок №2 (9 класс)

Тема: Колебательное движение и величины, характеризующие колебательное движение.

Цель урока: - ввести понятия амплитуды, периода и частота, фаза колебаний;

- сформировать представление о гармонических колебаниях.

Задачи:

Образовательная : формировать у учащихся теоретических знаний; интеллектуальных и практических умений и навыков, в том числе умений выполнять простые наблюдения, измерения и опыты, обращаться с приборами.

Развивающая : развивать мышления учащихся, т.к. побуждает их к выполнению умственных операций.

Воспитывающая :воспитывать самостоятельности и инициативы учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод: практическая

Форма урока: Фронтальные экспериментальные задания.

Оборудование: Груз массой 100г, шнур резиновый, шарик диаметром 25мм на нити, нитяной маятник, линейка измерительная, секундомер, штатив с муфтой и лапкой, два нитяных маятника одинаковой длины, нить, набор гирь массой 100,50,20г, маятник произвольной длины, транспортир.


Ход урока

  1. Орг.момент.

  2. Актуализации знаний.

1. проверка домашнего задания, повторение

- приведите примеры колебательных движений

- как вы понимаете утверждение о том, что колебательное движение периодично?

- что такое период колебаний?

-какие колебания называются свободными?

- что такое колебательные системы?

-что называется маятником?

- какие тела входят в колебательную систему, называемую пружинным маятником? Нитяным (математическим) маятником?

Тест : «Характеристики колебательного движения» №206108 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc774-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html



  1. ^ Формирование новых знаний

каждое движение характеризуется своими величинами.

- какими величинами характеризуется равномерное прямолинейное движение?

- какими величинами характеризуется прямолинейное движение?

- какими величинами характеризуется колебательное движение?

Ученики выполняют и оформляют работу по алгоритму “Учусь ставить эксперимент”

1. Я хочу узнать…

2. Я об этом уже знаю…

3. Какие предложения (идеи)…

4. Необходимые приборы…

5. Какие величины можно измерить?

6. Какие величины можно рассчитать и как?

7. Делаю выводы…

8. Что будет, если… (изменить какой – то параметр, условие опыта)

Соответствующее оборудование находится на ученическом столе. Сначала организуется фронтальная беседа с целью повторения правил работы с приборами и “мозговой штурм” для обсуждения решения всех заданий. Ученики работает с группами.

Опыт №1. Изучение свободных колебаний груза, подвешенного на резиновом шнуре, груза, подвешенного на нити.

Цель: Выяснить условия возникновения свободных колебаний.

Оборудование: Груз массой 100г, шнур резиновый, шарик диаметром 25мм на нити.

Подсказка: Выведите груз из положения равновесия и ответьте на вопросы:

1). Под действием, каких сил маятник совершает колебания?

2). Почему колебания маятника постепенно затухают?

Опыт №2. Превращения энергии при колебательном движении.

Цель: Наблюдение превращения потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно при колебательном движении.

Оборудование: Груз массой 100г, шнур резиновый, шарик диаметром 25мм на нити.

Подсказка: Наблюдая за колебаниями каждого из маятников, ответьте на вопросы:

1). В каком положении колеблющееся тело имеет наибольшее и наименьшее значение потенциальной энергии?

2). В каком положении колеблющееся тело имеет наибольшее и наименьшее значение кинетической энергии?

3). Изменяется ли полная механическая энергия, если сопротивление воздуха не учитывать?

Опыт №3. Измерение амплитуды, периода, частоты колебаний нитяного (математического) маятника.

Оборудование: Нитяной маятник, линейка измерительная, секундомер.

Подсказка: 1). Поднимите маятник над линейкой так, чтобы центр тяжести шарика находился напротив нулевого деления шкалы линейки, а шарик почти касался ее. Отклоните маятник от положения равновесия на небольшой угол и отпустите.

2). Измерьте среднюю амплитуду колебаний маятника.

3). Измерьте время, за которое маятник сделает 10 полных колебаний.

4). Вычислите период и частоту колебаний .

Опыт №4. Изучение фазы колебаний маятников.

Цель: Наблюдение и сравнение одновременного движения двух нитяных маятников при различной разности фаз их колебаний.

Оборудование: Штатив с муфтой и лапкой, два нитяных маятника одинаковой длины.

Подсказка: 1). Отклоните один маятник от положения равновесия на небольшое расстояние и отпустите. Наблюдайте за колебаниями маятника. В каких положениях относительно положения равновесия находится маятник, если фаза его колебаний равна ?

2). Отклоните оба маятника в противоположные стороны от положения равновесия и одновременно отпустите их. С какой разностью фаз колеблются маятники?

3). Приведите оба маятника в колебания с разностью фаз 0, .

^ Опыт №5. Проблемное задание. “Выяснить, от чего зависит период колебаний нитяного маятника”.

Цель1. Выясните, зависит ли период колебаний нитяного маятника от его массы.

Оборудование: Штатив с муфтой и лапкой, нить, набор гирь массой 100,50,20г, секундомер.

Подсказка: Не меняя длину маятника, определите периоды колебаний маятника, когда его масса равна 100,50,20г . Сформулируйте вывод.

Цель 2. Выясните, зависит ли период колебаний маятника от амплитуды колебаний.

Оборудование: Штатив с муфтой и лапкой, маятник произвольной длины, транспортир, секундомер.

Подсказка: Отклоните маятник от положения равновесия на 100 и определите период колебаний . Аналогичные измерения и вычисления выполните при отклонениях нити от вертикали на 200. Сформулируйте вывод.

Цель 3. Выясните, зависит ли период колебаний нитяного маятника от его длины.

Оборудование: Штатив с муфтой и лапкой, маятник произвольной длины, линейка, секундомер.

Подсказка: Определите период колебаний маятника длиной 1м . Уменьшите длину в 2раза, определите период колебаний. Уменьшите длину еще в 2раза, определите период колебаний. Сформулируйте вывод.

Поскольку работа выполняется без инструкции, то степень самостоятельности учеников оказывается более высокой, чем при традиционном способе проведения лабораторной работы.


4. Закрепление:

ресурс: характеристики колебательного движения № 206099 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc79b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_2.swf


5.итог урока : вопросы для самоконтроля (№206099) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc79b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_2.swf


оценки

6.Домашнее задание : п. 26 упр24




Похожие:

Урок №2 (9 класс) Тема: Колебательное движение и величины, характеризующие колебательное движение iconТематическое планирование стр из Тематическое планирование изучения учебного материала 10 класс
Механическое движение и его относительность. Моделирование объектов природы. Уравнения прямолинейного равноускоренного движения....
Урок №2 (9 класс) Тема: Колебательное движение и величины, характеризующие колебательное движение iconУрока: Провести проверочное тестирование по теме «Механиче­ское движение». Выяснить физическое
Демонстрация: движение стального шара по гладкому, желобу и по участку желоба, на котором насыпан песок
Урок №2 (9 класс) Тема: Колебательное движение и величины, характеризующие колебательное движение iconУрок 6 класс. Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий» а
Жизненные процессы А) питание (с. 190, абзац -2,3) Б) движение (с. 189, абзац -4)
Урок №2 (9 класс) Тема: Колебательное движение и величины, характеризующие колебательное движение iconСизов Владимир Петрович Современное представление электрического тока. На сегодняшний день считается, что электрический ток это направленное движение заряженных частиц то есть движение электронов. В любом учебник
На сегодняшний день считается, что электрический ток это направленное движение заряженных частиц – то есть движение электронов. В...
Урок №2 (9 класс) Тема: Колебательное движение и величины, характеризующие колебательное движение iconМеханика и теория относительности
Кинематика материальной точки, кинематическая эквивалентность систем отсчета, способы описания движения, время, эталоны длины и времени,...
Урок №2 (9 класс) Тема: Колебательное движение и величины, характеризующие колебательное движение iconМеханика и теория относительности
Кинематика материальной точки, кинематическая эквивалентность систем отсчета, способы описания движения, время, эталоны длины и времени,...
Урок №2 (9 класс) Тема: Колебательное движение и величины, характеризующие колебательное движение iconЗадача прохождения
Кноссе и Гортане, греческий на острове Лемнос и этрусский в Клюзиуме. Лабиринт это мир, Вселенная, непостижимость, движение. Непрерывная...
Урок №2 (9 класс) Тема: Колебательное движение и величины, характеризующие колебательное движение iconРазработка урока по физике с применением интерактивных технологий Статья отнесена к разделу: Тема: Движение тел. 9 класс
Сущность: учитель и учащиеся связаны постоянно общей целью – достижение наилучшего результата
Урок №2 (9 класс) Тема: Колебательное движение и величины, характеризующие колебательное движение iconКонспект урока по физике дата тема класс 23. 02. 09 Свободное падение тел (движение по прямолинейной траектории). 9` В
Развивающая цель: развить логическое мышление учащихся оперировать понятиями сила тяжести и ускорение свободного падения
Урок №2 (9 класс) Тема: Колебательное движение и величины, характеризующие колебательное движение iconУрок №5. Полюс мира и широта земли. Движение светил и солнца. Высота полюса мира и географическая широта. Суточное движение светил
Оказывается, можем. Давайте докажем, что географическая широта места наблюдения равна высоте полюса мира hp, при этом за полюс мира...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами