Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования icon

Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования



НазваниеПрофессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования
Дата17.10.2016
Размер
ТипУроки, сочинения

ПРОФЕССИОНАЛЫ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ В НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Дружилов С.А. Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования // “Сибирь. Философия. Образование”. Альманах СО РАО, ИПК. – Новокузнецк, 2001 (выпуск 5). – С.46-56.

С.А.Дружилов,

Практическая задача - воспитание профессионалов и оказание им помощи в достижении вершин профессионального мастерства стоит перед человечеством на протяжении всей его истории. Каждая историческая эпоха уже имела унаследованные от прошлых поколений и предлагала свои способы подготовки профессионалов - Мастеров своего дела.

Проблемы формирования профессионалов и профессионализма человека не могут рассматриваться вне конкретного социально-экономического и социокультурного контекста. Введение новых информационных технологий, автоматизация, компьютеризация деятельности и жизни человека повлекли за собой изменение традиционных представлений о профессиональных деятельностях, профессионалах и профессионализме. Наука XXI-го века обязана учитывать изменения особенностей бытия, деятельности и роли человека в условиях новой, технически и информационно насыщенной реальности. В горизонте внешнего мира (по Ю.Хабермасу - одного из трех “основных миров”, наряду с социальным и внутренним миром) техническая реальность уже воспринимается как нечто сущее, влияющее на жизнь и деятельность человека [11]. Поэтому профессиональную деятельность следует рассматривать как систему отношений человека с Миром.

В новой социально-экономической ситуации, характеризующейся попытками преодоления кризисных явлений в экономике, задача подготовки профессионалов для основных сфер человеческой деятельности приобрела особую актуальность. Поступательное развитие общества возможно лишь в том случае, если его основу будут составлять профессионалы.

В то же время, мы все чаще сталкиваемся с проявлением профессиональной некомпетентности, или непрофессионализма, проникшего практически во все сферы нашей жизни [17]. И как результат - мы имеем врача, к которому не хотим обращаться или не доверяем ему, учителя, который в лучшем случае является “урокодателем”, а не мудрым руководителем в море знаний, инженера, который не способен принять верное техническое решение.

Современная ситуация “построения рыночных отношений” породила целый ряд психологических проблем профессионализации. Назовем лишь некоторые из них, рассматриваемых в данной статье. Это и проблема формирования профессионального самосознания и профессиональной идентификации человека. Это и проблема трудовой и профессиональной адаптации человека к изменившимся условиям деятельности и профессиональной среды. Это и проблемы профессиональной деформации человека в условиях новой реальности. Особо стоит комплексная проблема формирования профессионализма и повышения эффективности профессиональной деятельности.

Профессионал - это человек в целом, и как индивид, и как личность, и как субъект деятельности. Поэтому при решении задач формирования и развития профессионализма, адаптации профессионала, факторов его профессиональной деформации человека следует рассматривать в аспектах индивидности, личности, субъектности и индивидуальности.

Профессиональная деятельность как система отношений с Миром

Известно, что личность развивается в деятельности. При этом человеческую деятельность мы рассматриваем, с одной стороны, как особую, свойственную человеку форму активности, с другой, - как систему отношений с Миром, реальным и воображаемым.

Выделяют шесть основных систем отношений субъектов жизни и деятельности с Миром: “человек-природа”, “человек-техника”, “человек-человек”, “человек - знаковая система”, и “человек - Бог (или Боги)”. Первые пять были предложены Е.А.Климовым для целей профориентации. Шестую систему ввел Г.В.Суходольский; он же обобщил все указанные системы отношений на сферу человекознания [16]. Комбинации шести базовых систем создают более сложные объекты, отражающие реалии взаимодействия человека с Миром, например “человек-техника-природа”, “человек-техника-человек”, “человек - техника - знаковая система”; “человек - художественный образ - Бог” и т.д. И эти сложные объекты соответствуют сегодняшним реалиям и формируют комплекс требований к человеку труда, его профессиональной компетентности, умениям и навыкам.

Например, сельский механизатор, вспахивающий землю с помощью трактора, фактически задействован в системе отношений “человек-техника-природа”. Менеджер, осуществляющий руководство персоналом организации, активно пользуется комплексом технических и информационных средств (телефон, компьютер, факс и др.), т.е. находится в системе “человек-техника-человек (или люди)”. Продавец литературы, взаимодействует и с книгами (объект деятельности), и с техническими средствами (касса, сканер, компьютер), и с покупателями, следовательно, находится в системах “человек - знаковая система - человек”, “человек - художественный образ - человек”, также “человек - техника - человек”. Даже в церкви во время службы священник пользуется микрофоном, церковный хор зачастую заменяется магнитофоном. а верующие обращаются к Богу, глядя на иконы.

Действительно, в современных условиях большинство видов деятельности детерминируется техникой. Наш мир - мир техники. Она окружает и сопровождает человека везде и всюду: от первого младенческого крика до последнего вздоха. Молодое поколение, растущее в эпоху телевидения, электронных игр, домашних компьютеров, Internet, микропроцессорных средств управления бытовой техникой и др. воспринимает мир не так, как те, кто вырос в окружении печатных текстов.

В то же время, даже сложнейшие автоматизированные производственные комплексы ныне являются социотехническими системами, в которых деятельность профессионалов осуществляется по схеме “субъект - объект - субъект”, где субъекты - люди, специалисты различного профиля, а объекты - совокупность технических устройств [3].

Поэтому при рассмотрении условий формирования и развития профессионализма необходимо учитывать, с одной стороны, требования технической реальности и условия мира социального [8]. С другой стороны, следует иметь в виду, что мир профессиональных деятельностей взаимосвязан с подсистемами непрофессиональных трудовых деятельностей, из которых он черпает свои ресурсы и в которые отдает свои продукты.

Профессионализм и профессиональное самосознание

Профессионализм есть свойство человека (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности) выполнять деятельность на высоком уровне, - систематически, эффективно и надежно - в самых разнообразных условиях. Но понятие профессионализма не ограничивается только характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека, и качественно иной образ жизни профессионала. Профессиональное мастерство связано с особой формой отношения человека к действительности (к людям, обществу, природе), с тем, что можно назвать профессиональным самосознанием.

Профессиональное самосознание (или профессиональная Я-концепция [7] ) включает представление человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу. В эти представления включаются характеристики человека, которые определяют успешность его деятельности. К ним относят профессионально важные качества (ПВК), в качестве которых могут выступать индивидуально-психологические свойства и отношения личности.

К индивидуально-психологическим свойствам относятся следующие свойства личности: сенсорные, перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые, имажитивные, моторные, коммуникативные. Отношения личности включают: отношение человека к профессии; к себе как к субъекту деятельности; к другим людям (коллегам, начальнику, клиентам); к объекту труда; к предмету труда; к средствам труда; к условиям труда.

От того, насколько адекватно сформирована у человека профессиональная Я-концепция, - как это было показано нами ранее [4], - зависит успешность его профессиональной адаптации.

Один из важных механизмов формирования профессиональной Я-концепции является профессиональная идентификация. Под психологической идентификацией в теории социального научения понимается процесс установления субъектом сходства между своим поведением и поведением объекта (личности или группы), принятого субъектом в качестве “образца”. При таком рассмотрении идентификации имеется в виду, что поведение “образца” служит стимулом для выбора поведенческой реакции субъектом: субъект копирует внешние формы поведения “образца”, осваивает нормы, идеалы, роли и нравственные качества “образца”. В проблеме идентификации, как подчеркивает Г.М.Андреева, важен даже не тот факт, к какой социальной (или профессиональной) группе принадлежит человек объективно, но с какой группой он отождествляет себя, либо стремится отождествлять [1].

Анализ идентификации как механизма профессионализации чрезвычайно актуален для нынешней ситуации в России. Моделями (или образцами) для усвоения стандартов реализации соответствующих профессиональных ролей нередко служат представители референтных групп, членом которых субъект идентификации может и не являться. При этом следует заметить, что в силу специфики российского вхождения в рынок зачастую такого рода модели носят полукриминальный, а то и выраженный криминальный характер (речь идет главным образом о моделях экономического поведения).

Для ситуации, когда большая часть населения занята производительным трудом, являющимся основным источником их существования, идеализацию в массовом сознании молодежи образа жизни тонкой прослойки представителей коммерческой и банковской элиты с последующей ориентацией на этот образ жизни трудно назвать адекватной. На примере вузов города мы видим, что конкурс на специальности, связанные с банковским делом, финансами значительно превышает конкурсы на специальности, связанные с конкретным производством. Понятно стремление молодежи вырваться из привычной среды на уровень “достойной” жизни. Однако, идентификация себя с представителями иных социальных (и профессиональных) групп во многих случаях стимулирует молодежь на выбор высшего образования, как средства достижения желаемого образа жизни, без достаточной внутренней мотивации. Отсутствие же у человека направленности на определенный вид труда затрудняет формирование у него внутренних (психологических) средств деятельности. В последующем это проявляется в ухудшении профессиональной и социальной адаптации человека.

Эффективность деятельности как индикатор профессионализма

Истинного профессионала характеризуют высокая результативность и эффективность труда, и эти показатели профессионал устойчиво демонстрирует в самых разнообразных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно затрудняют достижение результата.

Известно, что эффективность труда определяется как отношение результатов к затратам на его осуществление. Применительно к деятельности профессионала в неблагоприятных условиях это означает, что для успешного выполнения поставленной задачи человек вынужден прибегать к использованию дополнительных ресурсов, прежде всего внутренних. Эти ресурсы используются как на получение положительного результата, так и на компенсацию неблагоприятных воздействий среды (физической, социальной, профессиональной и др.). Соответственно, возрастает “цена” деятельности (затратная сторона), проявляющаяся в повышенной мобилизации сил организма, психической напряженности и др.

Таким образом, человек вынужден мобилизовать свой адаптивный потенциал для выполнения профессиональной задачи в неблагоприятных условиях. Адаптивный потенциал человека (как индивида, личности, субъекта труда и индивидуальности) - это его интегральная способность противостоять негативным (“возмущающим”) воздействиям среды. Мы исходим из понимания того, что способность профессионала не только адаптироваться к разнообразным условиям профессиональной среды, но и активно противостоять “дезадаптивным” воздействиям (проявляющихся в различных видах нагрузки) обеспечивает стабильно высокую эффективность его деятельности. Результаты исследований деятельности продавцов книг, проводимых под нашим руководством Е.В.Дворцовой, позволили выразить соотношение между эффективностью, профессионализмом и дезадаптацией человека в виде следующей формулы [5]:

^ Эффективность деятельности = Профессионализм человека - Дезадаптация

В приведенной формуле второе слагаемое, обозначенное как “дезадаптация”, имеет психологический смысл противостояния, противодействия человека процессам дезадаптации, компенсации дезадаптирующих факторов. Результатом профессиональной адаптации является сложившийся у человека конструктивный индивидуальный стиль, обеспечивающий высокую эффективность его деятельности, а также сформированные умения продуктивно использовать свои внутренние ресурсы для решения задач деятельности,. Важнейшим признаком, индикатором успешности процесса профессиональной адаптации, характеризующим результат профессиональной адаптации, является достижение человеком высоких показателей эффективности деятельности.

Отметим, что задача выявление комплекса свойств, входящих в состав адаптивного потенциала человека, еще требует своего решения. Но уже сейчас можно подчеркнуть важность трех видов способностей человека: 1) способность развивать свои умения и навыки; 2) способность избирательно активизировать формы активности, значимые для конкретной профессиональной ситуации; 3) способность адекватно устанавливать уровни своей активности, перераспределяя свои внутренние резервы. Безусловным является то, что наличие у человека выраженного адаптивного потенциала обеспечивает возможность его профессиональной адаптации и эффективную профессиональную деятельность.

Целесообразно выделять три вида критериев эффективности: экономические, социальные и психологические. Такой подход позволяет связать индивидуальную эффективность специалиста с эффективностью организации в целом. Экономическая эффективность деятельности персонала определяется отношением доходов к затратам при получении полезного результата, связанного с выполнением миссии организации. Социальная эффективность характеризуется соотношением полезного социального результата (для общества в целом или той его части, на удовлетворение потребностей которой ориентирована данная организация), к социальным издержкам этой части общества. Психологическая эффективность определяется соотношением удовлетворенности работника и “цены” его деятельности (в виде соматических расстройств, нервно-психического напряжения, снижения мотивации и др.).

Эффективность как характеристика деятельности отражает также отношение результата как одного из “элементов” деятельности ко всем ее другим “элементам” – ценностям, потребностям, целям и средствам (затратам). Каждое из выделенных отношений является частным критерием эффективности.

При оценке эффективности деятельности следует учитывать “экологичность” взаимодействия субъекта труда с потребителем. Под “экологичностью” в данном случае понимается ориентация субъекта труда не на сиюминутную выгоду, а на долгосрочные взаимоотношения с потребителем (то, что можно назвать “клиентоцентрированным” критерием эффективности профессиональной деятельности).

Проблемы и механизмы профессиональной адаптации в новых условиях

Профессионалом человек становится не сразу. Процесс профессионализации включает определенные этапы и фазы развития профессионализма [6]. Приступая к той или иной деятельности, человек еще не обладает необходимым профессионализмом. На первых этапах результативность, качество и надежность деятельности у него низки, а “цена” деятельности - велика. Особенно это характерно для сложных видов деятельности, требующих как теоретических знаний, так и развитых умений и навыков. Но и для относительно простых видов деятельности, не требующих теоретической подготовки, отсутствие у субъекта достаточного опыта и навыков выполнения операций делает его работу малоэффективной. Тем не менее, работа выполняется: человек определяет цели своей деятельности, использует для их достижения комплекс имеющихся у него средств (внешних, орудийных, и внутренних, психологических) и получает определенные результаты.

В этом случае можно говорить пока еще не о профессиональной деятельности (поскольку уровень ее выполнения еще далеко не профессиональный), а о трудовой деятельности человека в рамках данной профессии. И лишь постепенно, шаг за шагом, в процессе профессионализации, трудовая деятельность человека перерастает в профессиональную (по уровню ее исполнения). И тогда человек становится профессионалом.

С другой стороны, существует много видов труда, “заниматься которым без подготовки или после кратковременной (от нескольких дней до нескольких месяцев) подготовки может любой здоровый, т.е. трудоспособный человек”. Такой труд, строго говоря, “должен быть отнесен к непрофессиональному труду”, а занятия им - не является профессией [15, С.17]. Но даже в таких видах деятельности человек может достичь высоких результатов, стать Мастером своего дела.

И в том, и в другом случае человеку приходится проходить процесс адаптации (к средствам деятельности, к условиям социально-трудовой среды и т.д.). Но если в одном случае речь идет о трудовой адаптации, и результатом ее является освоение и успешное выполнение человеком той или иной трудовой деятельности (индивидуальной, или коллективной), то в другом мы говорим о профессиональной адаптации, результат которой выражается во “встраивании” человека в профессию.

Успешность профессиональной адаптации человека связана с особенностями формирования у него психических образов (моделей) как профессии в целом, так и профессиональной деятельности. Психологическая модель профессии включает в себя следующие составляющие (или субмодели):

  1. Модель профессиональной среды (как система образов предмета труда, алгоритма деятельности и т. д.).

  2. Модель профессиональной деятельности (как система образов взаимодействия субъекта труда с профессиональной средой, а также образов целей, результатов, способов их достижения и др.).

  3. Модель субъекта деятельности (как совокупность образов, отражающих систему свойств и отношений личности).

Приведенная декомпозиция модели профессии на отдельные составляющие дает возможность дифференцировать подлинного профессионала, адекватно включенного в каждую из указанных субмоделей, от дилетанта (или от пассивного исполнителя), не имеющего усвоенных профессиональных ценностей и мотивов, характерных для представителя данного профессионального сообщества, “механически” выполняющего ту же профессиональную деятельность, но в отрыве от профессиональной среды и свойственной ей профессиональной культуры.

Вхождение в профессию сопровождается интериоризацией человеком нормативной (сложившейся в данной культуре или субкультуре) профессиональной модели [14]. Интериоризация включает следующие этапы: 1) ознакомление с моделью через обучение; 2) освоение модели через практическую деятельность; 3) идентификацию себя с моделью (включая осознание выполняемой профессиональной деятельности как ценности в иерархии мотивов личности; соответствие личных мотивов - профессионально значимым, а также соответствие личной и профессиональной картины мира).

Есть основания считать, что идентификация субъекта деятельности с психологической моделью профессии происходит путем соотнесения интериоризированной концептуально-образной модели профессиональной деятельности с профессиональной Я-концепцией [4]. При этом концептуально-образная модель профессиональной деятельности рассматривается нами как совокупность субъективных представлений субъекта труда об условиях, целях и способах реализации деятельности в рамках данной профессии.

В силу активности психики человека адаптация не может рассматриваться как пассивное приспособление к среде. Тем не менее, различают две стратегии адаптации [12]. В основе первой стратегии (стратегии адаптивного поведения) лежит доминирующая тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам в виде предписанных требований, правил, норм. В деятельности человек, как правило, руководствуется постулатом экономии собственных энергетических затрат (физических, эмоциональных, интеллектуальных и др.). При этом он пользуется, в основном, наработанными ранее алгоритмами решения профессиональных задач, проблем, ситуаций, превращенных в штампы, шаблоны, стереотипы.

Отметим, что на этапе вхождения человека в новый для него коллектив, в организацию с установившимися правилами, традициями, должна преобладать стратегия адаптивного поведения. Эта стратегия позволяет человеку конструктивно войти в технологический процесс, характеризующийся своими нормативами, освоить необходимые алгоритмы труда, определяемые внутренними правилами и распорядками, вписаться в сложившиеся информационные потоки, в систему деловых и межличностных отношений членов коллектива. При адаптивном поведении человек проходит процесс профессиональной социализации, связанный с “присвоением” накопленного социального и личностного опыта в коллективе.

При поведении по второй стратегии (стратегии профессионального саморазвития) человек характеризуется способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневности, увидеть свой труд в целом и превратить его в предмет практического преобразования. Этот прорыв дает ему возможность стать хозяином положения, конструирующим свое настоящее и будущее. Это позволяет внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия разных сторон профессиональной деятельности, самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать трудности как стимул дальнейшего развития.

Мы рассматриваем процесс профессионализации неотрывно от процессов непрерывной трудовой и профессиональной адаптации: в современных условиях постоянно изменяются условия и средства деятельности, профессиональные задачи, возникает необходимость приобретения новых знаний и умений. При этом человек закономерно использует обе формы (модели) адаптации; соотношение между ними определяется индивидуальными особенностями людей и типом профессий. Соответственно, в проявлении профессионализма можно выделить две составляющие: репродуктивную и продуктивную.

Репродуктивное начало выполняет функцию сохранения и накопления профессионального опыта, а продуктивное - его преумножение. Конечно, реальные действия, в большей мере репродуктивны, чем продуктивны, даже для так называемых творческих профессий. Но продуктивный компонент, суть которого сводится к полезным изменениям известного (что не всегда и не сразу осознается), присутствует в большинстве видов деятельности. Поэтому, как подчеркивает Г.В.Суходольский, и нет профессий “нетворческих” вообще [15]. Этот тезис следует учитывать в практике профессиональной подготовки и переподготовки.

Особенности профессиональной деформации в условиях рынка

В феномене профессиональной деформации находит свое отражение фундаментальный принцип психологии – принцип неразрывного единства сознания, личности, деятельности. Мы исходим из того, что профессиональная деятельность формирует личность и накладывает свой отпечаток на ее особенности.

В научной литературе рассматриваются два видах профессиональной деформации - деформация деятельности [18] и деформация личности [2]. В таком подходе можно заметить аналогию с разделением профессионализма (по Н.В.Кузьминой) на профессионализм деятельности и профессионализм личности. Мы исходим из понимания условности такого разделения, и в то же время в указанных дефинициях видов профессиональной деформации находим конструктивные моменты для последующего анализа.

При рассмотрении профессиональной деформации деятельности будем опираться на известную структуру деятельности (“цель-средства-результат”) и на вводимые Г.В.Суходольским понятия полезного и вредного результата. Полезен результат, удовлетворяющий общественную или личную потребность. Вреден результат, препятствующий удовлетворению потребности либо гипертрофирующий ее удовлетворение. Полезный результат насыщает, а вредный - отвращает субъекта деятельности. Вредный результат лаконично называют также антирезультатом [15]. Следует иметь в виду, что отношения “полезное - вредное” и “положительное - отрицательное” не эквивалентны: отрицательные результаты (например, в науке) могут быть полезными.

Исходя из вышесказанного, профессионально-деформированную деятельность (в крайнем ее проявлении) можно рассматривать как деятельность, направленную на получение антирезультата. Здесь мы сталкиваемся не с профессиональной некомпетентностью и непрофессионализмом человека, а с проявлением антипрофессионализма. Это тот случай, когда человек обладает необходимыми профессиональными знаниями, умениями, навыками и опытом, но ориентируется на искаженную систему ценностей, т.е., по сути, на антиценности. Им движет “антинаправленность”, примерами которой может быть эгоцентризм, стяжательство, нонконформизм т.п. психологические феномены. Соответственно, он ставит деструктивные цели (“антицели”) и использует деструктивные средства.

В нынешней реальности антипрофессионализм встречается чаще, чем хотелось бы. С приходом рынка уходит в прошлое “советский” продавец, ориентированный не на удовлетворение потребностей покупателей, а на создание дефицита, очередей, и на этой основе получение возможности самоутверждения.

В то же время нельзя не заметить, что легализация рыночных отношений в экономике сопровождалось легализацией “рыночных ориентаций” личности (по Э.Фромму). У личности с “рыночной ориентацией” этика профессионала (как нравственная норма) подменяется этикой прагматизма. Это значит, что в условиях нравственно-психологического конфликта (конкурирования) между ценностями профессиональной морали и ценностями выгоды предпочтение отдается последним, т.е. побеждают “антиценности”. Как результат - появление множества примеров “антипрофессионализма”. Это и нынешний чиновник, мобилизующий весь свой профессионализм на служение собственной выгоде, а не общественному благу. Это и работник ГАИ (ныне - ГБДД), весь арсенал своих внутренних и внешних средств профессиональной деятельности направляющий не на повышение безопасности дорожного движения, а на поимку нарушителей, часто им же спровоцированных. Это и врач, целью которого порой становится не излечение пациента, а своеобразный “бизнес” по распространению дорогостоящих пищевых добавок под видом лечения. Это и учитель, если его ценностью является не личностное развитие и повышение социальной компетентности учеников, а самоутверждение за счет их, вымогательство из родителей и т.д.

Социальная опасность такой профессиональной деформации учителя тем более велика, потому что профессионально деформированные педагоги школы и вуза (как показал в своем исследовании С.П.Пронин) воспроизводят себе подобных “деформированных выпускников” [13].

Основным психологическим механизмом, определяющим подобную профессиональную деформации, Е.П.Ермолаева называет утрату профессиональной идентичности. Действие указанного психологического механизма проявляется не только в равнодушии к профессиональным обязанностям и нормам, но и в замещении профессиональных ценностей и морали ценностями и целями другой среды - профессиональной или непрофессиональной [9]. Для обозначения рассматриваемого вида деформации автор использует понятие “профессиональный маргинализм”. Признаки профессионального маргинализма: при внешней формальной причастности к профессии, - внутренняя непринадлежность к профессиональной этике и ценностям данной сферы профессионального труда как в плане идентичности самосознания (самоотождествления со всем грузом ответственности, должностных обязанностей и морали), так и в сфере реального поведения (действие не в рамках профессиональных функций и этики, а под влиянием иных мотивов или целей). Если рассматриваемые деструктивные процессы получают широкое распространение, и реально действующей социальной нормой становится антинорма (т.е. то, что с точки зрения самой профессии как социального призвания, назначения - неадекватно и аморально), можно говорить уже о социальной опасности.

Заключение

Все мы живем в обществе, а общество - это, прежде всего сообщество “делателей” чего-то полезного. И именно производительный труд выступает как основа жизни здорового общества. Труд, а не рынок, который есть только форма организации производства и обмена. С гуманистической точки зрения, экономическая свобода - это не анархия или вседозволенность, не уголовный беспредел. Наоборот, это взаимная ответственность друг перед другом, это верность долгу, это терпимость, порядочность, нацеленность на сотрудничество. Без соблюдения этих элементарных принципов невозможно обрести свободу - в творчестве, в самореализации себя как личности. Как невозможно стать профессионалом в высшем смысле этого слова, не имея профессионального мировоззрения, профессиональных идеалов, профессионального достоинства, уважения к своим коллегам.

Профессионализм выступает не только как психологический, но и как своеобразный культурный феномен. Поэтому особое социокультурное значение имеет система образования и подготовки кадров профессионалов. Именно эти кадры являются важнейшими компонентами современного общества и обеспечивают перспективу развития, социальное благополучие населения, общественную стабильность. В связи с изменением структуры занятости населения повышается значимость психологических проблем профессиональной переподготовки и вторичной профессиональной адаптации человека к новым условиям жизни и деятельности.

Для эффективной деятельности в новых условиях человеку уже не недостаточно иметь профессиональные знания, умения и навыки. При профессиональной подготовке (и переподготовке) необходимо усилить внимание на развитие адаптивного потенциала человека, формирование профессиональной Я-концепции, обеспечивающей адекватную профессиональную идентификацию.

Вступая в мир новой социально-экономической действительности, необходимо понимать, что рыночная экономика вовсе не обязана быть безнравственной! Как и профессионалы, реализующие себя в условиях рынка. И так называемый “рынок труда” это, - как подчеркивает Е.А.Климов, - не рынок свободного манипулирования бездушными объектами. Каждый человек в ситуации выбора или смены профессии, в ситуации, когда он должен освоить новое непривычное дело, является сознательным субъектом выбора [10]. Поэтому в заключение еще раз акцентируем внимание на то, что единственной гарантией прогрессивного профессионального развития в условиях сложившейся социальной, экономической и технической реальности является активность самого человека.

Литература

  1. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 1997. -239с.

  2. Безносов С.П. Теоретические основы изучения профессиональной деформации личности. - СПб., 1995. - 167 с.

  3. Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Психология автоматизации управления техникой. - М.: Ин-т психологии РАН, 1996. - 160 с.

  4. Дворцова Е.В., Дружилов С.А. Профессиональная “Я-концепция” и концептуальная модель деятельности // Ананьевские чтения-2001: Образование и психология (Тезисы научно-практической конф.). / Под ред. А.А.Крылова, В.А.Якунина. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - С.264-266.

  5. Дворцова Е.В. Эффективность деятельности как индикатор вторичной адаптации // Наука и молодежь: Труды региональной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Новокузнецк: СибГИУ, 2001. - С.434-435.

  6. Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала //Сибирь. Философия. Образование. - Альманах: СО РАО, ИПК, Новокузнецк, 2000 (выпуск 4). - С.18-30.

  7. Дружилов С.А. Психологические проблемы формирования профессионализма и профессиональной культуры специалиста. - Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000. - 127 с.

  8. Дружилов С.А. Психология профессионализма: инженерно-психологические аспекты / Учеб. пособие. - Новокузнецк: Изд-во СибГИУ, 2000. - 157 с.

  9. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал, 2001, том 22, № 4. - С.51-59.

  10. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 295 с.

  11. Кудрин Б.И. Философско-технические основания третьей научной картины мира // Техническая реальность в XXI веке: Материалы IV конференции по философии техники и технетике. - М.: Центр системных исследований, 1999. - С.28-40.

  12. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии, 1997, № 4. - С.28-38.

  13. Пронин С.П. Исследование психологических факторов деструктивной профессионализации будущих учителей / Автореф. дисс. канд. психол наук, спец. 19.00.07. - Самара, 2000.

  14. Романов И.В., Хван А.А. К анализу понятия “профессия” // Вопросы прикладной психологии: Сборник научных трудов. - Новокузнецк, 1995. - С.51-60.

  15. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 168 с.

  16. Суходольский Г.В. Метапсихология как новый подход к пониманию научной психологии // Вiсник Харкiвского университету. Серiя Психологiя, № 498. - Харкiв, 2000. - С.140-143.

  17. Тощенко Ж.Т. Профессиональная некомпетентность как фактор риска жизнеспособности и устойчивости общества // Образование и социальное развитие региона. - Барнаул, 1995, № 3-4. - С.35-37.

  18. Шаталова Н.И. Деформация трудового поведения работника // Социологические исследования, 2000, № 7. - С.26-33.



Похожие:

Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования iconЛичностные универсальные учебные действия у младших школьников возрастные и психологические особенности развития и формирования

Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования iconЗаочники Дисциплина: «Антикризисное управление»
Введение: Основной потребностью современного управления и главным фактором его эффективности является профессионализм, который, в...
Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования iconВопросы промышленной безопасности в системе межпредметных связей при курсовом проектировании постановка проблемы
Пециалистов современному уровню развития техники, технологии, культуры производства – основная задача, которую ставит общество перед...
Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования iconЛекция №7 Виртуальная реальность
Виртуальная реальность имитирует как воздействие, так и реакции на воздействие. Для создания убедительного комплекса ощущений реальности...
Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования iconГрабовой григорий Петрович «Учение о спасении и гармоничном развитии»
Реальности происходит как возникновение данного элемента в данном месте; второе взаимодействие с соседними элементами Реальности;...
Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования icon6. Лекция: Механизмы синхронизации
Для повышения производительности вычислительных систем и облегчения задачи программистов существуют специальные механизмы синхронизации....
Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования iconПроект рекомендации парламентских слушаний на тему
Участники слушаний, обсудив проблемы определения приоритетов поддержки отечественной науки, механизмы стимулирования инновационной...
Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования iconУрок по экологии и географии на тему «Экологические проблемы» в 10 и 11 классах по технологии мастерских
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации
Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования iconОсобенности и проблемы формирования территориально-производственных комплексов в России
Х территориально-производственных комплексов России. Изучение его проблем, истории, особенностей является актуальнейшей задачей сегодняшнего...
Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования iconПлан: Введение (3-5) Особенности и проблемы формирования территориально- (6-7) производственных комплексов в России
Природные условия и экономические предпосылки развития Тимано- печорского тпк. (8-14)
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами