ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ по теме самообразования учителя русского языка ГОУ РМЭ «Многопрофильный лицей-интернат» ЧУГУНОВОЙ НАТАЛЬИ МИХАЙЛОВНЫ, аттестующейся на высшую квалификационную категорию по должности «учитель» в 2010 году Введение Познавательно-практическая направленность учебного предмета «Русский язык» в современной школе определяет специальные цели его преподавания: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций учащихся. Вместе с этим работа по русскому языку в школе предполагает решение общепредметных задач: воспитание учащихся средствами данного предмета; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д. Главная задача профессиональной деятельности учителя-словесника состоит в подготовке таких выпускников, которые на основе сознательного усвоения законов и закономерностей русского литературного языка свободно владеют родной речью – важнейшим средством человеческого общения и познания объективной действительности. Методической темой в межаттестационный период (2006 – 2011 г.г.) была избрана «Языковая подготовка к сочинениям разных жанров на уроках русского языка». Представим педагогическую систему работы учителя по реализации методической темы. ^ Переход образовательного учреждения на новый базисный учебный план и организация элективных курсов позволили творчески подойти к отбору содержания образования по русскому языку, интерпретировать новое знание на доступном для учащихся уровне, обеспечивать адекватность обучения и развитие способностей учащихся в соответствии с запросами личности. Так, были разработаны следующие элективы для учащихся 10 – 11-х классов: «Трудные случаи русской орфографии», «Трудные случаи русской пунктуации», «Звуко-буквенные написания», «Слитно-раздельно-дефисные написания», «Синтаксическая стилистика», «Стилистический анализ текста». Проведение государственной итоговой аттестации за курс средней школы в форме единого государственного экзамена определило основные направления работы с учащимися в старших классах. Поскольку одной из целей ЕГЭ является проверка коммуникативной компетенции учащихся, уровня сформированности коммуникативных умений, то большое внимание в процессе обучения русскому языку уделяю работе по развитию речи, которую строю с опорой на коммуникативно-деятельностный подход и внутрипредметные связи грамматики и стилистики. Теория деятельностного подхода сформировалась в отечественной психологии в 20−30-х годах ХХ века в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и развивалась их продолжателями П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым и др. Усиление коммуникативно-деятельностного подхода в обучении является одним из стратегических направлений в развитии современного школьного курса русского языка. В рамках коммуникативно-деятельностного подхода появилась возможность по-иному решить традиционные проблемы преподавания школьного курса русского языка, в частности, проблему подготовки учащихся к выполнению задания С 1 ЕГЭ: написанию сочинения по прочитанному тексту. Задание части 3 (С1) единого государственного экзамена (задание с развёрнутым ответом) проверяет целый ряд умений: осмысленного и точного понимания чужого высказывания, создания связного высказывания на основе прочитанного текста в соответствии с поставленными задачами, поэтому оно является заданием высокого уровня сложности. Учащимся 11-х классов был предложен элективный курс «Работа с заданием части 3 (С1) ЕГЭ по русскому языку». Основная цель разработанного курса – помочь учащимся в подготовке к написанию сочинения по прочитанному тексту (задание С1). В результате изучения данного элективного курса школьники должны знать основные признаки текста, в частности такого жанра, как сочинение по прочитанному тексту. Должны уметь:
В таблице 1 представлены результаты выполнения задания части 3 (С 1) ЕГЭ по русскому языку. Таблица 1 Результаты выполнения задания 3 (С 1) ЕГЭ по русскому языку
Из таблицы 1 следует, что средний балл за творческое задание за последние четыре года составил 15,5 балла, выше среднего балла получили 120 выпускников, что составляет 45 % от общего числа сдававших экзамен. В целом по количеству средних баллов, набранных за сочинение, можно отметить стабильность выполнения задания С 1. Другим примером реализации коммуникативно-деятельностного подхода являются исследовательские работы учащихся по русскому языку. Объектом исследования в работах выступают языковые единицы, а предметом – их стилистические свойства. Например, работы Сунгуровой Надежды «Роль односоставных предложений в речи (на материале рассказов Саши Чёрного)» и Галиева Ильдара «Особенности употребления конструкций с прямой речью в повести Н.В.Гоголя “Ночь перед рождеством”». Реализация принципа внутрипредметных связей грамматики и стилистики связана с расширением теоретических сведений на уроках грамматики и развития речи, в частности с введением на уроках грамматики в 10 – 11-х классах понятия «стилистические свойства грамматических единиц», а на уроках развития речи обучением школьников коммуникативно целесообразному выбору языковых средств в процессе подготовки к сочинениям разных стилей, жанров и функционально-смысловых типов речи (сочинение-рассуждение по прочитанному тексту; сочинение-повествование по личным впечатлениям и др.). Приведем в качестве примера материалы к урокам. ^ в 11 классе «Односоставные предложения» (открытый просмотр 18.10.10). Цель грамматико-стилистической работы: познакомить учащихся со стилистическими свойствами односоставных предложений. Вводимое понятие: «стилистические свойства односоставных предложений в речи». Понятие вводится на этапе изучения нового материала. Закрепление материала осуществляется через выполнение упражнений. Например, задание: прочитайте текст. Определите тип речи. Выпишите из текста односоставные предложения. Определите их тип. Какую роль играют эти предложения в тексте? Стал вспоминать. Деревня… Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся прясла… Попадаются ещё небольшие озерки; вечерами вода в них гладкая-гладкая, и вся заря как в зеркале. Хорошо сидеть на берегу этих маленьких озёр, думать…. В душу с тишиной вместе вкрадывается беспокойно-нежное чувство ко всему на свете. Грустно немного, но кто-то будто шепчет в ухо: подожди, подожди, дружок. Далеко-далеко проскачет табун лошадей в ночное, повиснет над дорогой, в воздухе полоска пыли и долго держится. И опять тихо. Что за тишина такая на земле! (В. Шукшин) На уроке развития речи на тему: «Сочинение-повествование по личным впечатлениям» учащиеся получили теоретические сведения о типологической структуре текстов типа повествования, его композиционной форме и языковых средствах. С целью расширения теоретических сведений о языковых особенностях текста типа повествования было введено понятие «стилистические свойства синтаксических единиц». Работая над этим понятием, учащиеся узнали, что синтаксическими конструкциями, подчеркивающими в текстах типа повествования динамизм – главный признак данного функционально-смыслового типа речи – являются следующие:
Следующей стадией подготовки к сочинению-повествованию по личным впечатлениям стало выполнение грамматико-стилистических упражнений, предполагающих работу на распознавание и сопоставление языковых средств синтаксиса в текстах типа повествования, создание и редактирование текстов типа повествования. Разработанные упражнения предполагали формирование следующих умений: 1) находить в тексте синтаксические единицы, характерные для текстов типа повествования;
Заключительный этап урока был посвящен самостоятельной работе над сочинением-повествованием по личным впечатлениям. Работу над сочинением учащиеся заканчивали дома. Анализ сочинений показал, что все ученики (23 человека) написали сочинение-повествование в соответствии с типологической структурой данного типа речи. Школьники рассказали о самых ярких событиях своей жизни: рыбалке, туристическом походе, экскурсии, соревновании, конкурсе и т.п. – представив эти события в развитии, в динамике. Языковое оформление работ (синтаксическая структура сочинений) свидетельствует о том, что обучающиеся хорошо усвоили языковые признаки повествования. Среди синтаксических конструкций, подчеркивающих в текстах типа повествования динамизм, чаще всего использовались простые предложения с бессоюзным перечислением однородных членов; короткие простые предложения с прямым порядком слов; предложения с препозитивными деепричастными и причастными оборотами. Таким образом, синтактико-стилистическая подготовка к сочинению-повествованию по личным впечатлениям обеспечивает эффективное усвоение учащимися данного функционально-смыслового типа речи, обогащает синтаксический строй письменной речи учащихся и способствует формированию у школьников коммуникативных умений и навыков. Другим примером результативности реализации принципа внутрипредметных связей грамматики и стилистики является выполнение задания А26 и В 8 ЕГЭ по русскому языку. Результаты представлены в таблицах 2, 3 и диаграммах 1 – 4. Таблица 2 Решаемость заданий ЕГЭ: задание А 26 (синтаксические синонимы)
Наглядно данные таблицы 1 представлены в диаграммах 1 и 2. Диаграмма 1 ![]() На оси ОХ расположены учебные годы, на оси ОУ – % выполнения задания А 26. Диаграмма 2 ![]() Из таблицы 1 и диаграмм 1 и 2 следует, что в среднем за четыре года из 264 выпускников 235 (89 %) безошибочно выполняют задание А 26, что говорит о высоком уровне сформированности знаний обучающихся о грамматических (синтаксических) синонимах русского языка и умений производить синонимическую замену сложных предложений (сложноподчинённых) простыми с осложнённой структурой (причастным оборотом). В таблице 3 и диаграммах 3, 4 представлено выполнение задания В 8 ЕГЭ по русскому языку. Таблица 3 Решаемость заданий ЕГЭ: задание В 8 (выразительные средства текста)
Диаграмма 3 ![]() На оси ОХ расположены баллы, на оси ОУ – количество учащихся, набравших соответствующие баллы, в %. Диаграмма 4 ![]() Анализ данных, представленных в таблице 3 и диаграммах 3, 4 позволяет сделать вывод, что у 214 (80,7 %) выпускников, сдававших ЕГЭ по русскому языку, сформировано умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления. ^ Проблема развития речи учащихся – по-прежнему актуальная в методической науке проблема. Учёные-методисты и педагоги-практики находятся в постоянном поиске её решения. В связи с этим дальнейшая работа по теме самообразования будет связана с составлением системы грамматико-стилистических упражнений в области синтаксиса. Реализация работы связана с решением следующих задач:
Результаты работы:
Заключение Анализ работы за межаттестационный период по теме самообразования позволяет сделать вывод об эффективности профессиональной деятельности, о чём свидетельствуют
- выступления на научно-практических конференциях: 22 ноября 2007 года выступила на Республиканской научно-практической конференции, посвящённой году русского языка, «Актуальные проблемы преподавания русского языка в вузе и школе» с докладом «Интеллектуальный марафон как форма проверки качества усвоения теоретического материала на уроках русского языка». 26 марта 2008 года выступила на Педагогических чтениях «Актуальные проблемы обучения и воспитания в профильной школе» с докладом «Синтаксическая подготовка к сочинению-повествованию по личным впечатлениям». 25 марта 2009 года выступила на Педагогических чтениях «Актуальные проблемы обучения и воспитания в профильной школе» с докладом «Элективные курсы по русскому языку: подходы к оценке результативности». 30 марта 2010 года выступила на Педагогических чтениях «Актуальные проблемы обучения и воспитания в профильной школе» с докладом «Самообразование как организующее начало профессиональной деятельности педагога». - проведение мастер-классов, открытых уроков 6 февраля 2008 года для педагогов лицея провела комбинированный урок в 10 В классе по теме «Безударные гласные в корне слова». 26 февраля 2009 года для педагогов лицея провела комбинированный урок в 11 А классе по теме «Решение заданий части 2 (В) ЕГЭ по русскому языку – задание В 3: словосочетание». 18 марта 2009 года на республиканском методическом семинаре «Профориентация и особенности подготовки учащихся к ЕГЭ в системе непрерывного образования», проведённом ГОУ РМЭ «Республиканский центр довузовской подготовки», провела мастер-класс «Методика подготовки к выполнению части 2 (В) ЕГЭ по русскому языку: из опыта работы». 27 ноября 2009 года для педагогов лицея провела урок изучения нового материала в 11 А классе по теме «Сложносочинённое предложение». 18 октября 2010 года для педагогов лицея провела урок изучения нового материала в 11 А классе по теме «Односоставное предложение».
Список литературы
Приложение В приложении представлены таблицы, отражающие результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку. Таблица 1 ^
Из таблицы 3 видно, что средний балл за выполнение части 3 (С) на ЕГЭ по русскому языку за семь лет составил 16 баллов из максимальных 21. Таблица 2 ^
Анализ данных, представленных в таблице 2, показывает, что выпускной экзамен по русскому языку сдают все обучающиеся лицея и средний балл за всё время сдачи ЕГЭ составляет 69,65. Таблица 3 ^
Сравнительный анализ результатов ЕГЭ, представленный в таблице 3, позволяет сделать вывод, что подготовка по русскому языку у выпускников лицея достаточно высокая и стабильная, а средний балл в сравнении с РМЭ и РФ составляет 69,3 – 60,08 – 53,8 соответственно. |
![]() | Анализ работы мо учителей русского языка и литературы мбоу сош №5 им. О. В. Гудкова за 2012-2013 учебный год В состав мо учителей русского языка и литературы входят 5 учителей. Высшую квалификационную категорию имеют | ![]() | Характеристика-представление на высшую квалификационную категорию учителя технологии муниципального общеобразовательного учреждения "Большеелховская средняя Большеелховская средняя общеобразовательная школа Лямбирского муниципального района Республики Мордовия |
![]() | Виноградова наталья николаевна, учитель географии, биологии, химии, технологии маоу «Гимназия «Логос» Виноградова Наталия Николаевна учитель географии моу «Гимназия «Логос» г. Чудово, работающая в этом учреждении со дня его основания.... | ![]() | 2012 моу «сош №13 с уиоп» Перова Инесса Николаевна [Отчёт по использованию икт в преподавании русского языка и литературы] В отчёте анализируется, как учитель применяет новые компьютерные технологии в процессе преподавания русского языка и литературы.... |
![]() | План самообразования на 2012-2013 учебный год учителя русского языка и литературы Рябченко Н. В | ![]() | Анализ педагогической деятельности Я, Лопатина Татьяна Алексеевна, работаю в моу «Высокинская сош» учителем русского языка и литературы с 1983год Я, Лопатина Татьяна Алексеевна, работаю в моу «Высокинская сош» учителем русского языка и литературы с 1983года. Имею первую квалификационную... |
![]() | Конкурс творческих работ, посвященный Году русского языка ... | ![]() | Развитие творческого мышления учащихся начальных классов на уроке информатики Гизатуллин Шавкат Салихович работает учителем начальных классов в гимназии им. М. М. Вахитова с 1990 года. Работает над проблемой:... |
![]() | Отчет по работе с приемником космической информации на уроках географии в гоу школе- интернате «Интеллектуал»(г. Москва) в 2007-2008 учебном году в школе «Интеллектуал» Отчет по работе с приемником космической информации на уроках географии в гоу школе- интернате «Интеллектуал»(г. Москва) | ![]() | Конспект урока по биологии в 9 классе Корнилова Наталья Павловна Учитель биологии высшая квалификационная категория «старший учитель» Донецкий многопрофильный лицей №125 «Престиж» Методы: рассказ, беседа, объяснение; демонстрация; биологический диктант, индивидуальные карточки, работа с учебником, практическая... |