Первоначальные химические понятия (18 ч) урок 1 Химия как часть естествознания. Понятие о веществе. Свойства веществ icon

Первоначальные химические понятия (18 ч) урок 1 Химия как часть естествознания. Понятие о веществе. Свойства веществ



НазваниеПервоначальные химические понятия (18 ч) урок 1 Химия как часть естествознания. Понятие о веществе. Свойства веществ
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

ТЕМА 1

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (18 ч)

УРОК 1

Химия как часть естествознания. Понятие о веществе. Свойства веществ

      Цель урока. Сформировать представления о химии как науке, о месте химии среди других наук, о роли химии в жизни и хозяйственной деятельности человека.
      Основные понятия. Химия, вещество, тело, свойства веществ.
      Планируемые результаты обучения. Знать определение предмета химии. Уметь различать вещества и физические тела.
      Демонстрации. Примеры тел и веществ из школьной лаборатории.
      Лабораторный опыт. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.
      ^ Краткое содержание урока. На этом уроке учащиеся получают первые представления о науке химии, о месте химии среди других наук. Школьники учатся использовать знания, полученные из курсов естествознания, географии, биологии, физики, на уроках химии. Учитель обращает внимание учащихся на то, что не только химия изучает вещества, их изучают и другие науки о природе. Однако химия изучает не только состав и строение, но и превращения веществ, а также возможности их получения на химических предприятиях.
      Затем учитель переходит к понятию «вещество», которое известно учащимся из курса физики. Демонстрируя вещества и тела из школьной лаборатории, он предлагает учащимся объяснить, чем различаются понятия «вещество» и «тело». Далее учитель вводит понятие «свойства веществ» и рассматривает с учащимися схему 1 (с. 5 учебника). Затем учащиеся выполняют лабораторный опыт 1 (с. 49 учебника) и сравнивают свойства веществ, т. е. выявляют черты сходства и различия в свойствах конкретных веществ.
      Организуя беседу, учитель подводит учащихся к мировоззренческому выводу: познавая свойства веществ, человек тем самым познает их сущность. В конце урока учитель может зачитать высказывание академика Н. Н. Семенова о значении химии: «Все мы связываем с химической наукой дальнейший прогресс в познании окружающего нас мира, новые методы его преобразования и усовершенствования. И не может быть в наши дни специалиста, который сумел бы обойтись без знания химии».

Домашнее задание. § 1 (с. 5—6), упр. 1—5 (с. 13).

^ УРОК 2

Практическая работа «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием»

      Цель урока. Изучить приемы обращения с простейшим лабораторным оборудованием: лабораторным штативом, спиртовкой, пробирками, колбами и т. д. Изучить строение пламени. Изучить правила техники безопасности, которые требуется соблюдать при работе в школьном химическом кабинете.
      ^ Планируемые результаты обучения. Знать правила работы в химическом кабинете. Уметь обращаться с лабораторным штативом, спиртовкой, мерными сосудами, фарфоровой чашкой, ступкой, пробирками, проводить нагревание в открытом пламени.
      ^ Краткое содержание урока. Первую практическую работу лучше всего провести по указаниям учителя. Урок следует разделить на две части. В первой части урока учитель подробно рассматривает с учащимися правила техники безопасности при работе в химическом кабинете (с. 48—49 учебника). Во второй части урока рассматривается устройство лабораторного штатива, спиртовки или электронагревателя (то, что имеется в школьном химическом кабинете). Это оборудование должно быть на каждом ученическом столе. Полезно использовать серию таблиц и слайдов «Лабораторное оборудование и обращение с ним» или электронное пособие «Электронная библиотека „Просвещение“. Химия. 8 класс».
      Изучение пламени важно для того, чтобы учащиеся впоследствии осознанно использовали приемы нагревания. Учитель обращает внимание учащихся на то, что в разных частях пламени температура разная, нагревание следует проводить, помещая предметы в наиболее горячую, верхнюю часть пламени.
      Далее учитель знакомит учащихся с лабораторным оборудованием и способами его использования. Учащиеся учатся отбирать определенные объемы жидкости с помощью мерной посуды или пипетки, правильно присоединять газоотводную трубку к пробирке, укреплять прибор в лапке штатива, определять герметичность прибора. Учащиеся обязательно повторяют за учителем все действия.

Домашнее задание. Так как этот урок очень насыщенный и все операции учащиеся повторяют за учителем, то оформить эту работу в специальных тетрадях для практических занятий можно разрешить дома.

^ УРОК 3

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей

      Цель урока. Сформировать понятие о смесях веществ как о системах переменного состава. Показать, что индивидуальные свойства компонентов смеси сохраняются (это может быть использовано для ее разделения).
      ^ Основные понятия. Чистое вещество, смесь, фильтрование, фильтрат, фильтр, отстаивание, выпаривание, кристаллизация.
      Планируемые результаты обучения. Знать отличие чистого вещества от смеси, основные способы разделения смесей.
      Демонстрации. Разделение смеси угля и речного песка отстаиванием, разделение сахара и речного песка фильтрованием с последующим упариванием раствора сахара, разделение смеси воды и растительного масла при помощи делительной воронки.
      ^ Лабораторный опыт. Разделение смеси, состоящей из порошков железа и серы.
      Краткое содержание урока. В начале урока учитель проверяет домашнее задание к урокам 1 и 2. Можно провести небольшую самостоятельную работу на проверку знаний либо по теме «Вещества. Свойства веществ», либо по теме «Лабораторное оборудование, химическая посуда и правила работы с ними» (рекомендуется использовать пособие А. М. Радецкого «Химический тренажер» из серии «Текущий контроль» (М.: Просвещение, 2007).

Самостоятельная работа по теме «Вещества. Свойства веществ»

      Вариант I

      1. Выпишите из приведенного перечня физических тел (предметов) и веществ названия веществ: кирпич, поваренная соль, мел, железная кнопка, вода, сахар, проволока, свеча, химический стакан, стеклянная воронка.
      2. В химической посуде без этикеток находятся медь, алюминий, мрамор, уксусная кислота и поваренная соль. По каким свойствам можно распознать эти вещества? Выпишите названия веществ и наиболее характерный для их распознавания признак.

      Вариант II

      1. В химическом кабинете используется оборудование, сделанное из разных веществ. Например: а) стеклянные пробирки, колбы, мерные цилиндры, воронки, химические стаканы; б) железные штативы, держалки для пробирок, ложечки и тигли для прокаливания веществ; в) фарфоровые ступки, пестики, шпатели. Приведите примеры предметов, используемых в быту и изготовленных из этих же веществ.
      ^ 2. Приведите пример предмета, сделанного из разных веществ.

      Вариант III

      1. Приведите примеры двух тел, состоящих из одного вещества, и одного тела, состоящего из разных веществ.
      2. Сравните свойства: а) поваренной соли и сахара; б) меди и алюминия; в) серы и угля. Какие свойства каждой пары веществ позволяют отличить их друг от друга?

Самостоятельная работа по теме «Лабораторное оборудование, химическая посуда и правила работы с ними»

      Вариант I

      1. Установите соответствие между лабораторным оборудованием и его назначением.

1) фарфоровая чашка
2) шпатель
3) мензурка
4) тигель                

А. сосуд для измерения объема жидкости или сыпучих веществ
Б. приспособление для перемешивания смеси
В. сосуд для прокаливания веществ
Г. ложечка для взятия порции вещества
Д. посуда для выпаривания растворов




1

2

3

4

 

 

 

 

      2. Основное назначение ступки с пестиком — это
      1) длительное хранение растворов или сыпучих веществ
      2) растворение веществ
      3) измельчение твердых веществ
      4) выпаривание растворов
      3. Тонкостенная химическая посуда с круглым дном (пробирки, колбы) служит
      1) для нагревания или кипячения растворов веществ
      2) для длительного прокаливания веществ
      3) для сохранения легко испаряющихся жидкостей
      4) для смешивания твердых веществ

      Вариант II

      1. Установите соответствие между прибором и его назначением.

1) спиртовка
2) ареометр
3) шпатель
4) пипетка

А. прибор для осушения веществ
Б. прибор для взятия сыпучих веществ
В. прибор для получения газа
Г. прибор для нагревания веществ
Д. прибор для взятия определенного объема жидкости
Е. прибор для определения плотности жидкого вещества или раствора




1

2

3

4

 

 

 

 

      2. Фарфоровая чашка служит
      1) для длительного хранения растворов или сыпучих веществ
      2) для перемешивания и растворения веществ
      3) для измельчения твердых веществ
      4) для нагревания или выпаривания растворов
      3. В химических опытах при нагревании пробирки с исходными веществами ее закрепляют в держателе не посередине, а у горлышка, чтобы
      1) удобно было прогреть содержимое пробирки
      2) легко вынуть пробирку после окончания опыта
      3) легко нагреть пробирку по всей ее поверхности
      4) пробирка не растрескалась при нагревании
      Можно также использовать серию упражнений к уроку 1 электронного пособия «Электронная библиотека „Просвещение“. Химия. 8 класс».
      При объяснении нового материала учитель должен довести до учащихся мысль о том, что судить о свойствах вещества можно лишь тогда, когда оно чистое. Учащиеся разбирают примеры чистых веществ и смесей, отмечают признаки, по которым можно судить, является ли вещество чистым (постоянные температуры плавления и кипения). Затем разбирается вопрос: чем отличаются чистые вещества от смесей? Для доказательства того, что вещества при смешивании сохраняют свои свойства, проводят лабораторный опыт 1 (с. 49 учебника). Далее учитель демонстрирует учащимся способы разделения смесей веществ: смеси угля и речного песка отстаиванием, сахара и речного песка фильтрованием с последующим упариванием раствора сахара, смеси воды и растительного масла при помощи делительной воронки. Если в кабинете отсутствует какое-либо оборудование, учитель может воспользоваться видеофрагментами по очистке веществ упомянутого ранее электронного пособия (уроки 1, 7).

Домашнее задание. § 2, упр. 6—9. (с. 13). Подготовиться к практической работе 2 (с. 52 учебника).

^ УРОК 4

Практическая работа «Очистка загрязненной поваренной соли»

      Цель урока. Научить простейшим способам очистки веществ: фильтрованию и выпариванию. Научить выполнять практическую работу по инструкции и оформлять отчет о химическом эксперименте.
      ^ Планируемые результаты обучения. Знать правила обращения с необходимым для работы лабораторным оборудованием, способы разделения смесей фильтрованием и выпариванием. Уметь изготавливать фильтр, фильтровать и выпаривать.
      ^ Краткое содержание урока. Перед выполнением практической работы следует провести беседу с классом. Учащиеся должны ответить на следующие вопросы:
      1. Какими физическими свойствами (агрегатное состояние при обычных условиях, запах, цвет, растворимость в воде) обладают поваренная соль и речной песок?
      2. Как разделить компоненты смеси, используя различия в их физических свойствах? Составьте план действий.
      3. Какое оборудование вам потребуется для очистки поваренной соли?
      Затем учащиеся приступают к выполнению практической работы (с. 52 учебника).
      Отчет о работе учащиеся оформляют в тетрадях для практических занятий в виде таблицы.

^ Что сделали
(названия опытов, рисунки приборов с обозначениями)

Что наблюдали
(признаки химических реакций)

Выводы

 

 

 

Домашнее задание. Провести домашний эксперимент — вырастить кристаллы поваренной соли или медного купороса (соблюдая правила техники безопасности). Учитель должен проконсультировать учащихся о деталях постановки опыта.

^ УРОК 5

Физические и химические явления

      Цель урока. Сформировать понятие о химической реакции и признаках, отличающих химическую реакцию от физического явления.
      ^ Основные понятия. Химическая реакция.
      Планируемые результаты обучения. Знать определение химической реакции, признаки и условия протекания химических реакций. Уметь отличать физические процессы от химических реакций.
      Демонстрации. Демонстрация урока 8 электронного пособия «Электронная библиотека „Просвещение“. Химия. 8 класс». Примеры физических и химических явлений: изменения, происходящие при растворении сахара в воде, при нагревании сахара, при плавлении и горении парафина.
      ^ Лабораторные опыты. Изучение физических и химических явлений.
      Краткое содержание урока. Если в химическом кабинете есть электронное пособие «Электронная библиотека „Просвещение“. Химия. 8 класс», то урок можно провести согласно описанию урока 8 этого пособия.
      Изучение физических и химических явлений, признаков химических реакций можно осуществить и традиционным путем. Учитель демонстрирует физические явления: испарение воды, разрезание бумаги, растворение сахара в воде — и подводит к выводу, что данные вещества не превращаются в другие, т. е. эти изменения веществ относятся к физическим явлениям. Затем учитель демонстрирует химические явления: сгорание спирта, ржавление железа (поставить опыт заранее), скисание молока, выпадение осадка при взаимодействии сульфата натрия с хлоридом бария — и подводит к выводу, что при таких изменениях исходные вещества превращаются в новые вещества, т. е. эти изменения относятся к химическим явлениям, или химическим реакциям. Учащиеся рассматривают схему 4 (с. 11 учебника) и выполняют лабораторные опыты 3 и 4 (с. 50 учебника).
      Далее учащиеся под руководством учителя пытаются ответить на вопрос: по каким признакам химических реакций можно судить, что образовалось новое вещество? После рассмотрения признаков химических реакций следует перейти к условиям их протекания.
      В конце урока можно дать небольшую проверочную работу.

      Вариант I

      1. Из предложенного перечня явлений выпишите только химические реакции: горение лучины, растворение сахара в воде, ржавление железной проволоки, помутнение хранящейся в сосуде без пробки известковой воды, образование инея, таяние льда.
      ^ 2. Какие признаки подтверждают, что пригорание масла во время приготовления пищи — химическое явление?

      Вариант II

      1. Из предложенного перечня явлений выпишите химические реакции: почернение медной пластинки при нагревании, плавление металла в пламени ацетиленово-кислородной горелки, образование кристаллов соли при упаривании ее раствора, выделение пузырьков газа из открытой бутылки с минеральной водой, обугливание лучины, скисание молока.
      ^ 2. Поясните, какие признаки подтверждают, что гниение пищевых остатков — химическая реакция.

      Вариант III

      1. Приведите по два примера физических и химических явлений, которые можно наблюдать в быту. Назовите признаки химических реакций.
      2. Приведите пример какого-либо вещества или тела и поясните, какие могут происходить с ним физические и химические явления.

Домашнее задание: § 3, упр. 10—13 (с. 13).

^ УРОК 6

Атомы и молекулы. Атомно-молекулярное учение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения

      Цель урока. Объяснить различие между атомом и молекулой, сформулировать основные положения атомно-молекулярного учения. Обратить внимание на существование веществ немолекулярного строения.
      ^ Основные понятия. Атом, молекула, вещества молекулярного и немолекулярного строения.
      Планируемые результаты обучения. Знать основные положения атомно-молекулярного учения, представлять, что не все вещества состоят из молекул.
      Демонстрации. Примеры веществ молекулярного (сахароза, иод) и немолекулярного (поваренная соль, железо) строения. Разложение воды электрическим током.
      ^ Краткое содержание урока. Изучение нового материала начинается с первых представлений об атомах и молекулах. Древнегреческим философом Демокритом (2500 лет назад) был введен термин «атом», что означает «неделимый». Далее учитель рассказывает об учении М. В. Ломоносова, который утверждал, что вещества состоят из корпускул (молекул), в состав которых входят элементы (атомы). В подтверждение этого учитель демонстрирует опыт разложения воды электрическим током. Затем дается определение атома и молекулы. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что учение об атомах получило дальнейшее развитие в трудах известного английского ученого Дж. Дальтона.
      Затем учитель переходит к рассмотрению веществ молекулярного и немолекулярного строения, демонстрируя их, вводит первые представления о кристаллической решетке вещества и зависимости физических свойств вещества от строения его кристаллической решетки.
      Как вывод учащиеся под руководством учителя формулируют основные положения атомно-молекулярного учения.

Домашнее задание. § 4, упр. 1—10 (с. 25), § 13, упр. 8—12 (с. 37).

^ УРОК 7

Простые и сложные вещества. Химический элемент

      Цель урока. Сформировать представления о простом и сложном веществах, химическом элементе как совокупности атомов одного вида. Научить различать понятия «простое вещество» и «химический элемент».
      ^ Основные понятия. Атом, молекула, простое вещество, сложное вещество, химический элемент.
      Планируемые результаты обучения. Знать определение атома и молекулы, простого и сложного вещества, химического элемента как определенного вида атомов. Уметь различать понятия «простое вещество» и «химический элемент».
      Демонстрации. Взаимодействие серы с железом (образование сульфида железа(П)).
      ^ Лабораторный опыт. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов.
      Краткое содержание урока. После проверки домашнего задания учитель переходит к изучению нового материала. Опираясь на опыт, проведенный на предыдущем уроке (разложение воды электрическим током), учитель подчеркивает, что вода — сложное вещество, так как ее можно разложить на два разных вещества — кислород и водород. Не все сложные вещества в условиях школьной лаборатории можно разложить, но можно провести обратную реакцию — реакцию соединения. Учитель демонстрирует опыт соединения серы с железом (с. 17 учебника). Затем дается определение понятий «сложное вещество» и «простое вещество», разбирается схема 5 (с. 18 учебника) и выполняется лабораторный опыт 5 (с. 50 учебника).
      При выполнении задания 1 лабораторного опыта следует обратить внимание на то, что все простые вещества делятся на металлы и неметаллы в зависимости от их свойств.
      При объяснении нового материала нужно обратить внимание учащихся на то, что одной из причин многообразия веществ является способность атомов одного вида образовывать простые вещества, а также входить в состав сложных.
      Разобрав со школьниками таблицу 1 (с. 9 учебника), учитель переходит к рассмотрению понятия «химический элемент». Учащимся следует сообщить, что химические элементы реально существуют в природе в виде отдельных атомов, а также входят в состав простых и сложных веществ. Простые и сложные вещества являются формами существования химического элемента. Дается определение химического элемента как определенного вида атомов.
      Для закрепления материала учащиеся выполняют задания и отвечают на вопросы, например:
      1. Допишите приведенные ниже предложения, заменив многоточия подходящими по смыслу понятиями «химический элемент», «атом», «молекула»:
      а) ... кислорода состоят из ... одного ... .
      б) ... кислорода содержит два ... .
      в) В состав ... воды входят ... двух ..., одним из которых является кислород.
      г) ... кислорода входят в состав воздуха.
      ^ 2. Какие неточности допущены в выражении: «В соке антоновских яблок много железа»? В каком виде находится железо в яблочном соке?
      3. Из приведенного перечня: сера, железо, сульфид железа, вода дистиллированная, вода минеральная, вода речная — выпишите названия веществ, состоящих из: а) атомов одного химического элемента; б) атомов разных химических элементов; в) смесей.
      4. Используя слово «медь», составьте два предложения, в одном из которых говорится о меди как простом веществе, в другом — о меди как химическом элементе.
      В конце урока уточняются определения понятий «простое вещество» и «сложное вещество».

Домашнее задание. § 5. упр. 11—13 (с. 25), § 6, упр. 14—15 (с. 25).

^ УРОК 8

Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса химических элементов

      Цель урока. Познакомить учащихся с символами и названиями некоторых химических элементов. Сформировать понятие об относительной атомной массе. Показать различие между понятиями «масса атома» и «относительная атомная масса». Научить находить значение относительной атомной массы.
      ^ Основные понятия. Химический знак, атомная единица массы, относительная атомная масса.
      Планируемые результаты обучения. Знать химические знаки некоторых химических элементов. Понимать различия между абсолютной и относительной массами. Уметь находить значение относительной атомной массы.
      ^ Краткое содержание урока. После проверки домашнего задания учитель переходит к рассмотрению символов химических элементов. Во время краткого рассказа об истории создания химической символики учитель обращает внимание на то, что каждый элемент имеет свой символ, понятный ученым любой страны. Эти символы одни и те же во всем мире. Не нужно запоминать химические знаки всех существующих элементов, для этого в химическом кабинете есть периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева. Однако рекомендуется помнить некоторые из них. Учитель знакомит учащихся с химическими знаками 17 наиболее часто упоминаемых элементов (водород, кислород, азот, углерод, натрий, калий, магний, кальций, алюминий, марганец, железо, медь, цинк, серебро, сера, фосфор, хлор).
      Методика заучивания химической символики приводится во многих пособиях. Лучше это делать в игровой форме с помощью самодельных карточек.
      При изучении относительной атомной массы химического элемента учащимся необходимо объяснить, что атомы, как всякие частицы вещества, имеют массу, но очень маленькую. Учитель приводит примеры: масса самого легкого атома — атома водорода — равна 1,67375 · 10–24 г, масса атома кислорода — 2,656812 · 10–23 г, масса атома углерода — 1,9927 · 10–23 г. Можно привести такой пример: число атомов водорода в 1 см3 при температуре 0 °С и давлении 1 атм так велико, что если мы будем считать их со скоростью два атома в секунду, то, чтобы пересчитать все, понадобится около 900 миллиардов лет.
      Далее учитель разъясняет, что массы атомов, выраженные в граммах, настолько малы, что пользоваться ими неудобно. Учитель ставит проблемный вопрос: в каких единицах массы выражают массу атомов химических элементов? Здесь учитель привлекает опорные знания межпредметного характера и подводит учащихся к введению новой единицы измерения массы атома — атомной единицы массы (а. е. м.), которая равна 1/12 массы атома углерода, т. е. 1,66 · 10–24 г. Затем показывает, как вычислить в атомных единицах массы массу нескольких химических элементов. После этого учитель рассказывает о работах Дж. Дальтона, который составил первую таблицу относительных атомных масс элементов, сообщает, что на практике пользуются относительной атомной массой элементов — безразмерной величиной, округленной до целых чисел (исключение — хлор; Ar(Cl) = 35,5). В заключение учитель формирует у учащихся умение находить значение относительных атомных масс элементов в периодической таблице химических элементов.

Домашнее задание. § 7, упр. 16, 17 (с. 25), § 8, упр. 18, 19 (с. 25).

^ УРОК 9

Закон постоянства состава веществ

      Цель урока. Сформировать понятие о постоянстве состава веществ. Показать, что постоянный состав характерен только для веществ, имеющих молекулярное строение.
      ^ Основные понятия. Вещества молекулярного и немолекулярного строения, закон постоянства состава веществ.
      Планируемые результаты обучения. Знать формулировку закона постоянства состава веществ. Уметь производить расчеты на основе закона постоянства состава веществ.
      Демонстрации. Синтез воды в эвдиометре.
      Краткое содержание урока. В начале урока проводится диктант с целью проверки знания символов (знаков) химических элементов. Для этого учитель сначала диктует названия семи-восьми химических элементов (учащиеся записывают на листочках символы элементов), затем пишет на доске символы семи-восьми элементов (учащиеся записывают названия элементов). На последующих пяти-шести уроках также полезно проводить диктанты.
      Изучение закона постоянства состава веществ следует начать с повторения. Учащиеся должны вспомнить, чем отличаются смеси от химических соединений по составу и свойствам (табл. 1, с. 19 учебника).
      Учитель напоминает о проводимом ранее опыте разложения воды электрическим током и выясняет с учащимися, что водород и кислород, образуя воду, вступают в реакцию в соотношении 2 : 1 (по объему) или в соотношении 1 : 8 (по массе).
      
      2Ar(H) : Ar(O) = 2 · 1 : 1 · 16 = 1: 8
      
      Затем можно продемонстрировать взаимодействие водорода и кислорода (синтез воды в эвдиометре) и убедиться, что водород и кислород вступают в реакцию в соотношении 2 : 1 (по объему). Если это соотношение не соблюдается, то одно из веществ остается в избытке.
      Если взять 3 г водорода и смешать с 8 г кислорода, то химическая реакция произойдет, образуется вода, но 2 г водорода останется, не вступит в реакцию.
      Затем учитель переходит к формулировке закона постоянства состава и уточняет, что этот закон справедлив только по отношению к веществам, имеющим молекулярное строение. Далее учитель показывает, как производить расчеты на основе закона постоянства состава (с. 27 учебника).

Домашнее задание. § 9, упр. 1—3 (с. 31).

УРОК 10

Химические формулы. Относительная молекулярная масса

      ^ Цель урока. Сформировать понятия о химической формуле, качественном и количественном составе вещества, индексе, коэффициенте, относительной молекулярной массе.
      ^ Основные понятия. Химическая формула, качественный и количественный состав вещества, индекс, коэффициент, относительная молекулярная масса.
      Планируемые результаты обучения. Знать определение понятия «химическая формула» и что обозначает индекс в химической формуле. Уметь вычислять относительную молекулярную массу, характеризовать по данной формуле качественный и количественный состав вещества.
      ^ Краткое содержание урока. В начале урока либо проводится диктант для проверки знания знаков химических элементов, либо вызываются к доске ученики, которые выполняют задания по карточкам (записывают или знак элемента, или его название).
      При изучении нового материала необходимо пояснить учащимся, какое значение имеет закон постоянства состава веществ для выведения химических формул. Рассматриваются конкретные примеры. Учитель подчеркивает, что при составлении химической формулы простого вещества вначале записывают знак химического элемента, входящего в состав данного вещества, затем внизу справа от знака записывают цифру, обозначающую число атомов данного химического элемента в молекуле. Эту цифру называют индексом. Например, молекулы кислорода, водорода, хлора, азота состоят из двух атомов; их формулы выглядят так: O2, Н2, Cl2, N2. Если вещество сложное, т. е. его молекула состоит из нескольких химических элементов, то при составлении формулы следует записать знаки химических элементов, составляющих данное вещество и определяющих качественный состав, а внизу справа от знаков — индексы, показывающие, сколько атомов данного элемента входит в молекулу (количественный состав). Например, СО, CO2, N2O5, NO2.
      Учащимся необходимо упражняться в чтении химических формул: СО — цэ-о; СO2 — цэ-о-два; N2O5 — эн-два-о-пять; NO2 — эн-о-два. Если молекул несколько, то перед формулой ставится число (коэффициент). Например, 5N2O5 — это пять молекул оксида азота(V). Читается это так: пять эн-два-о-пять.
      Закрепляя представление о веществах молекулярного и немолекулярного строения, нужно отметить особый смысл индекса. В формулах веществ молекулярного строения индекс показывает, сколько атомов химического элемента входит в состав каждой молекулы, а в формулах веществ немолекулярного строения индексы выражают соотношение чисел атомов каждого из элементов в соединении. Например, формула Н2O показывает, что каждая молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Формула АlСl3 показывает, что в хлориде алюминия на каждый атом алюминия приходится три атома хлора. Необходимо добиваться того, чтобы учащиеся усвоили, что индексы характеризуют постоянство состава каждого вещества и поэтому их нельзя изменять произвольно. Учитель должен подвести учащихся к выводу, что химическая формула выражает состав определенного вещества, взятого в чистом виде.
      Далее необходимо поупражняться в написании химических формул. К доске вызываются ученики, которым можно предложить следующие задания:
      1. Напишите химические формулы веществ:
      а) кислорода, если молекула кислорода состоит из двух атомов кислорода;
      б) озона, если молекула озона состоит из трех атомов кислорода;
      в) сероводорода, если молекула сероводорода состоит из двух атомов водорода и одного атома серы;
      г) серной кислоты, если молекула серной кислоты состоит из двух атомов водорода, одного атома серы и четырех атомов кислорода;
      д) фторида кальция, если во фториде кальция на каждый атом кальция приходится два атома фтора.
      2. Что означает следующая запись?
      а) 4Н; 7Fe; Н2; 4Н2
      б) NaCl; AlBr3; FeS
      Далее учитель переходит к рассмотрению относительной молекулярной массы вещества, на конкретных примерах показывает, как ее рассчитывают. В заключение учащиеся самостоятельно выясняют, какую информацию о веществе можно получить по его химической формуле, используя материал учебника (с. 29).

Домашнее задание. § 10 (примеры задач 1, 2), упр. 4—9, 11, 12 (с. 32).

УРОК 11

Массовая доля химического элемента

      ^ Цель урока. Научить вычислять массовую долю элементов по формулам сложных веществ и устанавливать химическую формулу сложного вещества по известным массовым долям химических элементов.
      ^ Основные понятия. Относительная атомная и молекулярная массы, массовая доля химического элемента.
      Планируемые результаты обучения. Уметь рассчитывать массовую долю элемента в соединении по его формуле и устанавливать химическую формулу сложного вещества по известным массовым долям химических элементов.
      ^ Краткое содержание урока. В начале урока можно провести проверочную работу в тестовой форме.

      Вариант I

      1. Среди перечисленных химических знаков отметьте знак кальция.
      1) K
      2) Са
      3) С
      4) Mg
      2. Установите соответствие между химическим знаком элемента и его названием.

1) Мn
2) Na
3) О
4) Mg

А. кислород
Б. марганец
В. магний
Г. водород
Д. натрий




1

2

3

4

 

 

 

 

      3. Что обозначает запись 2O2?
      1) четыре атома кислорода
      2) два атома кислорода
      3) две молекулы кислорода
      4) четыре молекулы кислорода
      4. Из перечисленных формул выберите формулу, обозначающую вещество, молекула которого состоит из четырех атомов.
      1) Н2O2
      2) С2Н4
      3) Na2CO3
      4) СН2СlСООН
      5. Какое утверждение правильно отражает состав молекулы углекислого газа СO2?
      Молекула углекислого газа состоит
      1) из молекулы углерода и молекулы кислорода
      2) из атома углерода и двухатомной молекулы кислорода
      3) из атома углерода и двух атомов кислорода
      4) из молекулы углерода и двух атомов кислорода
      6. Относительная молекулярная масса оксида железа(III) Fe2O3 равна
      1) 320
      2) 160
      3) 480
      4) 62
      7. В каком массовом отношении находятся медь и кислород в соединении, формула которого CuO?
      1) 2 : 1      
      2) 4 : 1
      3) 1 : 1
      4) 1 : 4
      8. Водород соединяется с серой в массовом отношении 1 : 16. Используя данные об относительных атомных массах этих элементов, выведите химическую формулу получившегося вещества.

      Вариант II

      1. Среди перечисленных химических знаков отметьте знак серы.
      1) Сl
      2) С
      3) S
      4) Р
      2. Установите соответствие между химическим знаком элемента и его названием.

1) Fe
2) Н
3) Сl
4) Cu

А. медь
Б. водород
В. серебро
Г. железо
Д. хлор




1

2

3

4

 

 

 

 

      3. Какая запись обозначает, что молекула азота состоит из двух атомов?
      1) 2N
      2) N2
      3) N2O
      4) N2O3
      4. Из перечисленных формул выберите формулу, обозначающую вещество, молекула которого состоит из атомов трех химических элементов.
      1) K2O
      2) C2H4
      3) MgOHCl
      4) CH3COOH
      5. Какое утверждение правильно отражает состав молекулы оксида азота(IV) NO2?
      Молекула оксида азота(IV) состоит
      1) из атомов азота и молекулы кислорода
      2) из молекулы азота и молекулы кислорода
      3) из атомов азота и двух атомов кислорода
      4) из молекулы азота и двух атомов кислорода
      6. Относительная молекулярная масса глюкозы C6H12O6 равна
      1) 360
      2) 90
      3) 180
      4) 540
      7. В каком массовом отношении находятся сера и кислород в соединении, формула которого SO2?
      1) 2 : 1
      2) 1 : 1
      3) 1 : 2
      4) 1 : 4
      8. Используя сведения об относительных атомных массах химических элементов, составьте химическую формулу вещества, если известно, что массовое отношение в нем меди, серы и кислорода 2 : 1 : 2.

      После проведения проверочной работы учитель переходит к изучению нового материала.
      Нахождение массовой доли элемента в сложном веществе можно осуществить двумя путями: либо как это показано в учебнике (с. 30), либо через относительную атомную и молекулярную массы:



      Учителю необходимо объяснить понятие доли как части целого, ввести два способа выражения долей — в долях единицы и процентах.
      Вывод химических формул сложного вещества по известным массовым долям химических элементов подробно рассмотрен в учебнике (с. 31).

Домашнее задание: § 10, упр. 10 (с. 32).

^ УРОКИ 12—13

Валентность химических элементов.
Составление химических формул по валентности


      Цель урока. Сформировать понятие о валентности как о свойстве атомов одного элемента присоединять или замещать определенное число атомов другого элемента. Научить определять валентность элементов по формулам соединений и составлять формулы соединений по валентности элементов.
      ^ Основные понятия. Валентность.
      Планируемые результаты обучения. Уметь определять валентность элементов по формулам соединений из двух элементов и составлять формулы веществ из двух элементов по известной валентности.
      ^ Краткое содержание урока. Изучение валентности и составление химических формул по валентности следует рассмотреть на двух уроках. На первом уроке учитель формирует понятие о валентности, учит определять валентность атомов по формулам соединений. На втором уроке учащиеся обучаются составлению химических формул соединений по валентности. Большую помощь в этом учителю и ученикам окажут алгоритмы, представленные в учебнике, а также электронное пособие «Электронная библиотека „Просвещение“. Химия. 8 класс», урок 23.
      Формирование понятия «валентность» предлагаем осуществить на примерах водородных соединений неметаллов. Учитель обращает внимание учащихся на то, что атомы водорода не могут присоединять более одного атома другого химического элемента, поэтому валентность водорода принята за единицу.
      Свойство атомов присоединять определенное число других атомов называют валентностью и выражают ее числом, сравнивая с валентностью водорода. Например, хлор в хлороводороде НСl одновалентен, кислород в воде Н2O двухвалентен, а азот в аммиаке NH3 трехвалентен и т. д.
      Если валентность обозначить черточкой (число черточек указывает на валентность атомов в соединении), то мы получим структурную формулу соединения:



      Структурная формула дает наглядное представление о валентности каждого элемента и отражает порядок связи атомов в молекуле вещества.
      Используя алгоритм (с. 34 учебника), учитель показывает, как определить валентность элементов по формулам их соединений. После этого необходимо предложить несколько упражнений для закрепления материала.

Домашнее задание. § 11, 12 (с. 33—34), упр. 1—4 (с. 37).

      На втором уроке после проверки домашнего задания учитель знакомит учащихся с приемами составления формул веществ по валентности. Имеет смысл уже здесь дать названия некоторым соединениям (оксиды, хлориды, сульфиды). Это обогатит химический язык и даст возможность более свободно пользоваться формулами веществ.
      Для закрепления умения составлять формулы веществ по валентности можно дать упражнения с последующим обсуждением:
      1. Составьте формулы следующих оксидов: оксида натрия, оксида магния, оксида алюминия, оксида фосфора(V).
      2. Составьте формулы хлоридов и сульфидов калия, железа(III), кальция, алюминия.
      3. Составьте формулы оксидов азота, если азот проявляет переменную валентность от I до V.

Домашнее задание. § 12, упр. 5—7, задачи 1, 2 (с. 37).

^ УРОК 14

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения

      Цель урока. Экспериментально доказать закон сохранения массы веществ. На основе этого закона сформировать понятие о материальном балансе химической реакции. Сформировать понятие об уравнении химической реакции как об условной записи, отображающей превращения веществ. Научить расставлять коэффициенты в уравнениях реакций.
      ^ Основные понятия. Закон сохранения массы веществ, химическое уравнение, коэффициенты.
      Планируемые результаты обучения. Знать формулировку закона сохранения массы веществ, понимать смысл уравнений химических реакций, уметь расставлять коэффициенты в уравнениях реакций.
      Демонстрации. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ: горение красного фосфора в закрытом сосуде, взаимодействие сульфата натрия и хлорида бария в закрытом сосуде. Технические весы с разновесами.
      ^ Краткое содержание урока. После проверки умения составлять химические формулы веществ по валентности элементов учитель переходит к рассказу об опытах, проводимых М. В. Ломоносовым и А. Лавуазье, которые независимо друг от друга открыли закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Затем учитель переходит к формулировке закона.
      Внимание учащихся следует обратить на то, что сохранение массы веществ наблюдается только при таких явлениях, когда атомы не разрушаются — происходит их перегруппировка. Так как число атомов до реакции и после реакции остается неизменным, то их общая масса также не изменяется.
      Далее учитель переходит к демонстрации опытов, иллюстрирующих закон сохранения массы веществ (горение красного фосфора и взаимодействие сульфата натрия с хлоридом бария в закрытых сосудах).
      Рассматривается значение закона сохранения массы веществ. Затем учитель сообщает, что этот закон является основой для составления уравнений химических реакций, и переходит к условной записи химических реакций. При этом используются ранее приобретенные знания: понятие «валентность», правила составления формул веществ по валентности; формируется понятие «коэффициент» и умение расставлять коэффициенты в уравнении химической реакции. Учитель дает учащимся алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций на примере реакции горения красного фосфора.

Порядок выполнения операций

Пример

1. В левой части уравнения записать исходные вещества, в правой — продукты реакции (молекулы газов водорода, хлора, кислорода, азота состоят из двух атомов)



2. Определить число атомов каждого элемента в левой и правой частях схемы реакции



3. Среди элементов с разным числом атомов до и после реакции выбрать тот, число атомов которого больше

O — 2 атома слева
O — 5 атомов справа

4. Найти наименьшее общее кратное (НОК) числа атомов этого элемента в левой части уравнения и числа атомов этого элемента в правой части уравнения

НОК — 10

5. Разделить НОК на число атомов этого элемента в левой части уравнения, получив коэффициент для левой части уравнения

10 : 2 = 5
P + 5O2  P2O5

6. Разделить НОК на число атомов этого элемента в правой части уравнения, получив коэффициент для правой части уравнения

10 : 2 = 5
P + 5O2  2P2O5

7. Необходимо подсчитать число атомов других элементов в левой и правой частях уравнения и с помощью коэффициентов уравнять их, т. е. число атомов каждого элемента в левой и правой частях уравнения должно быть одинаковым



В левую часть уравнения перед фосфором необходимо поставить коэффициент 4.
4P + 5O2  2P2O5

Для закрепления умения записывать химические уравнения можно вызывать учащихся к доске и упражняться в расстановке коэффициентов в уравнениях химических реакций.
      Этот урок можно провести, руководствуясь уроком 25 в электронном пособии «Электронная библиотека „Просвещение“. Химия. 8 класс».

Домашнее задание. § 14, 15, упр. 1—4 (с. 47).

УРОК 15

Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ

      ^ Цель урока. Сформировать умение классифицировать химические реакции по числу и составу исходных и полученных веществ. Научить определять тип реакции по данному химическому уравнению.
      ^ Основные понятия. Реакции разложения, соединения, замещения.
      Планируемые результаты обучения. Знать определения реакций разложения, соединения и замещения. Уметь определять тип реакции по данному химическому уравнению.
      Демонстрации. Прокаливание медной пластинки, горение магния.
      Лабораторные опыты. Разложение основного карбоната меди(II). Реакция замещения меди железом.
      ^ Краткое содержание урока. Урок можно начать с объяснения нового материала, где учитель продолжает формировать умение записывать уравнения химических реакций и расставлять в них коэффициенты.
      При изучении типов химических реакций учащиеся знакомятся с классификацией химических реакций по такому признаку, как число и состав исходных и образующихся в результате реакций веществ; рассматривают особенности реакций разложения, соединения, замещения.
      Учитель рассказывает о реакции разложения на примере разложения воды электрическим током (рис. 9, с. 15 учебника), проводит беседу по следующим вопросам:
      1. Сколько веществ было взято для реакции разложения воды и сколько веществ образовалось в результате реакции? Какие вещества образовались?
      2. При каких условиях протекает эта реакция?
      3. Какими признаками она сопровождается?
      Затем учитель вызывает к доске ученика, который записывает уравнение реакции разложения воды и расставляет коэффициенты.
      Далее учащиеся выполняют лабораторный опыт 6 (с. 50 учебника) — разложение основного карбоната меди(II). Учитель проводит беседу по тем же вопросам, что и при обсуждении реакции разложения воды. Один из учащихся на доске записывает уравнение химической реакции. Учащиеся должны самостоятельно дать определение реакции разложения. После этого они проверяют себя, рассматривая схему 6 (с. 41 учебника).
      В качестве примеров реакций соединения учитель демонстрирует горение магния и прокаливание медной пластинки. Реакцию замещения учащиеся изучают, проводя лабораторный опыт 7 (с. 51 учебника) — взаимодействие хлорида меди(II) с железным гвоздем.
      Методика рассмотрения этих типов реакций такая же, что и при рассмотрении реакции разложения.
      Если в химическом кабинете имеется электронное пособие «Электронная библиотека „Просвещение“. Химия. 8 класс», то можно разобрать с учащимися урок 24 этого пособия.
      Для закрепления полученных знаний учащиеся в конце урока выполняют несколько заданий, например:
      1. Допишите схему химической реакции. Расставьте коэффициенты. Укажите тип каждой реакции.



      2. Сравните реакции соединения и разложения (разложения и замещения, замещения и соединения): а) по числу взятых и полученных веществ; б) по тому, являются ли исходные и полученные вещества простыми или сложными.

Домашнее задание. § 16, упр. 5, 6 (с. 47).

УРОК 16

Моль — единица количества вещества. Молярная масса

      ^ Цель урока. Сформировать понятие о количестве вещества как об одной из основных физических величин. Показать численное равенство молярной и относительной молекулярной масс вещества. Научить вычислять количество вещества по известной массе вещества и массу вещества по известному количеству вещества.
      ^ Основные понятия. Количество вещества, моль, число Авогадро, постоянная Авогадро, молярная масса.
      Планируемые результаты обучения. Знать число Авогадро, определения количества вещества и моля. Уметь определять число структурных единиц по данному количеству вещества и наоборот. Знать о равенстве числовых значений молярной и относительной молекулярной масс. Уметь вычислять массу данного количества вещества.
      Демонстрации. Показ некоторых металлов и неметаллов количеством вещества 1 моль.
      ^ Краткое содержание урока. Рекомендуем в начале урока провести проверочную работу на составление уравнений химических реакций, расстановку коэффициентов и определение типа реакции.
      При изучении нового материала учитель обращает внимание учащихся на то, что в химии, кроме использования таких величин, как масса и объем, используется еще одна физическая величина — количество вещества. Количество вещества определяется числом структурных единиц (атомов, молекул или наименьшим повторяющимся фрагментом для веществ немолекулярного строения, ионов, электронов и других частиц). Единицей количества вещества является моль. Обозначается данная величина буквой ν (ню). Число частиц в одном моле вещества (6,02 · 1023) называют числом Авогадро. Постоянная Авогадро численно совпадает с числом Авогадро, но в отличие от него имеет единицу измерения — моль–1. Учитель обращает внимание учащихся на то, что химическая формула может обозначать как одну молекулу вещества (или наименьший повторяющийся фрагмент для веществ немолекулярного строения), так и один моль вещества, т. е. 6 · 1023 таких частиц. Затем учитель переходит к понятию «молярная масса», дает определение молярной массы, показывает, что молярная масса вещества численно равна массе 1 моль, т. е. массе 6,02 · 1023 частиц данного вещества. Важно объяснить, что числовое значение молярной массы совпадает с числовым значением относительной молекулярной массы, а также массы порции вещества, взятого в количестве 1 моль. Можно привести следующую таблицу.



      Следовательно, молярная масса — это постоянная характеристика вещества. Она численно равна относительной молекулярной (или атомной) массе данного вещества (см. табл. 5 учебника). Используя формулу , можно определить одну величину по известной другой (массу вещества по известному количеству вещества и, наоборот, количество вещества по известной массе вещества). Методика решения таких задач подробно рассмотрена в учебнике (с. 44).

Домашнее задание. § 17, упр. 7—10 (с. 47).

УРОК 17

Вычисления по химическим уравнениям

      ^ Цель урока. Научить вычислять по заданным химическим уравнениям массу или количество вещества по известной массе или известному количеству одного из вступающих в реакцию или получающихся в результате реакции веществ.
      ^ Основные понятия. Относительная атомная и молекулярная массы, моль, количество вещества, молярная масса.
      Планируемые результаты обучения. Уметь вычислять по заданным химическим уравнениям массу или количество вещества по известному количеству вещества или по известной массе одного из вступающих в реакцию или получающихся в результате реакции веществ.
      ^ Краткое содержание урока. Урок можно начать с изучения нового материала, так как проверку умений вычислять молярную массу можно осуществить при решении задач по химическим уравнениям.
      При формировании умения решать задачи по химическим уравнениям следует использовать такие задачи, решение которых не будет вызывать у учащихся затруднения в составлении уравнений реакций. На первом этапе уравнения можно давать в готовом виде.
      Расчетные химические задачи являются арифметическими. Решение таких задач строится на использовании прямо пропорциональной зависимости между четырьмя величинами: две из них даются в условии задачи, две другие определяются по уравнению химической реакции. Учащиеся умеют составлять и решать пропорцию. Однако необходимо обратить их внимание на то, что коэффициенты в уравнении реакции показывают количество взятых и полученных веществ. Следует также обратить внимание на то, что при выборе величин, по которым будет производиться расчет, необходимо использовать для каждого вещества одинаковые единицы измерения (как по условию задачи, так и по уравнению реакции).
      На первом этапе обучения решению задач по химическим уравнениям надо показать подробный образец записи условия задачи и ее решения. Затем можно постепенно переходить от подробной записи решения задачи к более краткой («Электронная библиотека „Просвещение“. Химия. 8 класс», урок 27).

Домашнее задание. § 17 (с. 45—47), задачи 1, 2 (с. 48).

УРОК 18

Контрольная работа по теме «Первоначальные химические понятия»

      ^ Цель урока. Проконтролировать знания по теме.
      Методические рекомендации. Для проведения контрольной работы необходимо подготовить задания, отличающиеся по уровню сложности.
      Значительную помощь в составлении вариантов контрольной работы окажут пособия:
      1. Гара Н. Н., Зуева М. В. Химия. Сборник заданий для проведения промежуточной аттестации (Серия «Текущий контроль»). — М.: Просвещение, 2006.
      2. Иванова Р. Г., Каверина А. А., Корощенко А. С. Химия. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе (Серия «Итоговая аттестация»). — М.: Просвещение, 2006.
      3. Радецкий А. М. Химический тренажер (Серия «Текущий контроль»). — М.: Просвещение, 2007.
      4. Радецкий А. М. Проверочные работы по химии в 8—11 классах. — М.: Просвещение, 2001.
      Предлагаем варианты контрольной работы в тестовой форме.

      Вариант I

      1. В левом столбце под номерами 1—4 записаны известные вам понятия, в правом столбце буквами А—Г обозначены их характеристики. Выпишите номер, которым обозначено понятие, и букву, соответствующую его характеристике.

1) химический элемент
2) простое вещество
3) сложное вещество
4) смесь

А. состоит из атомов одного вида, обладает постоянными физическими свойствами
Б. состоит из атомов разных видов, имеет постоянные свойства
В. состоит из разных веществ, которые отличаются свойствами
Г. один вид атомов, физические свойства которого обычно не характеризуют




1

2

3

4

 

 

 

 

      2. Очистить железные опилки от порошка серы можно

1) фильтрованием
2) с помощью магнита

3) нагреванием
4) растиранием смеси в ступке

      3. Правильно вложен фильтр в воронку для проведения опыта по разделению смеси на рисунке



      4. На приведенных ниже рисунках показан состав веществ, в которые могут входить химические элементы кислород, сера, углерод и железо. Один из рисунков не изображает состав сложного вещества — это



      5. Только сложные вещества перечислены в ряду
      1) воздух, вода, кислород
      2) серная кислота, водород, озон
      3) кислород, азот, хлор
      4) поваренная соль, вода, сероводород
      6. Какая запись обозначает, что молекула азота состоит из двух атомов?
      1) 2N
      2) N2
      3) N2O
      4) N2O3
      7. В соединении с водородом валентность II всегда имеют химические элементы
      1) S, N
      2) О, S
      3) О, С
      4) S, Cl
      8. Среди приведенных схем химических реакций к реакциям соединения относится



      9. Массовая доля химического элемента фосфора в оксиде фосфора(V) равна
      1) 19,2%
      2) 36,4%
      3) 43,7%
      4) 100%
      10. В результате окисления 3,2 г меди кислородом получен оксид меди(П) количеством вещества
      1) 0,01 моль
      2) 0,05 моль
      3) 0,4 моль
      4) 1,5 моль

      Вариант II

      1. Покажите стрелкой вертикальной (), горизонтальной () или диагональной () расположение в каждом из трех квадратов названий: в первом квадрате металлов, во втором — сложных веществ, в третьем — смесей.

I

Серебро

Сера

Кислород

Железо

Хлор

Кремний

Медь

Водород

Азот

II

Вода

Сера

Кислород

Воздух

Углекислый газ

Азот

Железо

Медь

Сульфид алюминия

III

Медь

Сера

Оксид магния

Азот

Вода дистиллированная

Углекислый газ

Воздух

Сахар, загрязненный углем

Вода, загрязненная нефтью

      2. Фильтрованием можно разделить смесь
      1) воды и сахара
      2) воды и поваренной соли
      3) воды и угольной пыли
      4) воды и уксусной эссенции
      3. Чтобы правильно погасить пламя спиртовки, нужно
      1) подуть на пламя
      2) надеть на пламя колпачок
      3) накрыть пламя руками
      4. На приведенных ниже рисунках показан состав веществ, в которые могут входить химические элементы железо, кислород, сера и медь. Состав простого вещества изображает рисунок



      5. Только простые вещества перечислены в ряду
      1) воздух, вода, кислород
      2) серная кислота, водород, озон
      3) кислород, азот, хлор
      4) поваренная соль, вода, сероводород
      6. Запись 2O2 обозначает
      1) четыре атома кислорода
      2) два атома кислорода
      3) две молекулы кислорода
      4) четыре молекулы кислорода
      7. Валентность V азот имеет в каждом из веществ, указанных в ряду
      1) N2O5, HNO3, HNO2
      2) NH3, NO2, N2O5
      3) KNO3, N2O5, HNO3
      4) NH3, HNO3, NO
      8. Среди приведенных схем химических реакций к реакциям разложения относится
      1) Cu + Н2SO4 (конц.)  CuSO4 + Н2O + SO2
      2) HgO  Нg + O2
      3) Н2 + O2  Н2O
      4) FеО + НСl  FеСl2 + Н2O
      9. Массовая доля химического элемента натрия в сульфиде натрия равна
      1) 0,28
      2) 0,46
      3) 0,59
      4) 0,78
      10. При полном сжигании алюминиевой фольги в 0,6 моль кислорода можно получить оксид алюминия количеством вещества
      1) 0,4 моль
      2) 1,2 моль
      3) 3,5 моль
      4) 4 моль


^ ТЕМА 2

КИСЛОРОД (5 ч)

УРОК 19

Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение. Физические свойства кислорода

      ^ Цель урока. Конкретизировать знания о химическом элементе и простом веществе. Повторить, какие свойства относятся к физическим, какие — к химическим. Сформировать представления о способах получения и собирания кислорода в лаборатории.
      ^ Основные понятия. Химический элемент, простое вещество, физические свойства, катализаторы.
      Планируемые результаты обучения. Уметь различать понятия «химический элемент» и «простое вещество» на примере кислорода. Уметь характеризовать физические свойства кислорода и способы собирания кислорода.
      Демонстрации. Получение кислорода из перманганата калия, пероксида водорода. Собирание кислорода методом вытеснения воздуха и методом вытеснения воды.
      ^ Краткое содержание урока. В начале урока необходимо провести анализ контрольной работы.
      Приступая к изучению новой темы, важно охарактеризовать кислород как один из важнейших для большинства живых организмов химических элементов. Этим и обусловлено то, что изучение простых веществ начинается с кислорода. Следует учесть, что многие вопросы уже изучены учащимися в курсах природоведения и биологии. Необходимо выяснить у учащихся, что им известно о кислороде.
      Изучение кислорода начинают с рассмотрения его как химического элемента и как простого вещества. Учитель дает план, в котором четко проявляется различие вышеупомянутых понятий. Этим планом необходимо пользоваться и в дальнейшем при изучении других химических элементов.

План характеристики химического элемента

      1. Химический знак.
      2. Относительная атомная масса.
      3. Валентность.
      4. Распространенность элемента в природе.

План характеристики простого вещества

      1. Химическая формула.
      2. Относительная молекулярная масса.
      3. Физические свойства.
      4. Химические свойства.
      5. Применение.
      6. Способы получения в лаборатории и в промышленности.
      7. Нахождение в природе.

      Используя этот план, учащиеся самостоятельно характеризуют кислород как химический элемент.
      При характеристике кислорода как простого вещества надо знать его физические свойства. Для этого надо получить это вещество и наблюдать его физические свойства. Вначале необходимо дать историческую справку об открытии кислорода английским ученым Дж. Пристли, а затем получить кислород из перманганата калия и показать учащимся способы собирания кислорода, при этом обязательно надо обратить внимание на технику безопасности выполнения опытов и выяснить, на каких физических свойствах основаны способы собирания кислорода.
      Изучение понятия «катализатор» можно осуществить при обсуждении демонстрационного опыта — получения кислорода из пероксида водорода.

Домашнее задание. § 18, 19, 20 (физические свойства кислорода), упр. 1—3, задача 1 (с. 59—60).

УРОК 20

Химические свойства кислорода. Применение. Круговорот кислорода в природе

      ^ Цель урока. Изучить химические свойства кислорода. Закрепить знания учащихся о реакциях соединения и отработать умения составлять соответствующие химические уравнения. Сформировать первые представления о реакциях окисления.
      ^ Основные понятия. Химические свойства, реакция соединения, горение, окисление, оксиды.
      Планируемые результаты обучения. Знать химические свойства кислорода. Уметь различать физические и химические свойства, составлять уравнения реакций кислорода с фосфором, серой, углем и железом. Уметь объяснять круговорот кислорода в природе.
      ^ Лабораторный опыт. Ознакомление с образцами оксидов.
      Демонстрации. Горение углерода, серы, фосфора, железа в кислороде.
      Краткое содержание урока. На этом уроке учащиеся впервые начинают знакомиться с химическими свойствами простого вещества — кислорода. Учитель должен показать отличие физических и химических свойств и что понимается под химическими свойствами (способность веществ превращаться в другие под воздействием определенных условий: при изменении температуры, давления и т. д.).
      Изучение химических свойств кислорода учитель проводит на основе демонстрационных опытов. Так как для опытов потребуется большое количество кислорода, то на демонстрационном столе должен находиться газометр, наполненный кислородом. Учитель обращает внимание учащихся на этот прибор, при этом необходимо задать вопрос: на каком свойстве кислорода основан способ его хранения?
      Далее учитель демонстрирует опыты горения угля, серы, фосфора, железа в кислороде, обращает внимание учащихся на условия и признаки химических реакций, отмечает, как эти вещества горят на воздухе и в чистом кислороде. На доске после каждого опыта один из учащихся записывает уравнения проделанных химических реакций. В конце демонстраций учащиеся приходят к выводу, что горение простых веществ в кислороде относится к реакциям соединения. В результате этих реакций образуются сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним из которых является кислород, т. е. образуются оксиды. Учащиеся получают первоначальные сведения об оксидах, выполняют лабораторный опыт 8 (с. 69 учебника). Затем дается понятие реакции окисления.
      Для закрепления нового материала можно предложить учащимся самостоятельно записать несколько уравнений реакций окисления простых веществ кислородом. Если позволяет время, то следует обратить внимание на горение сложных веществ в кислороде. В результате реакции образуются также оксиды, но тип реакции будет уже другой, его рассматривают позже. Если нет времени, то взаимодействие кислорода со сложными веществами можно рассмотреть на уроке «Горение и медленное окисление». Изучая применение кислорода, учитель прослеживает зависимость между свойствами кислорода и областями его применения.

Домашнее задание. § 20, 21, упр. 4—12, задачи 2, 3 (с. 60).

УРОК 21

Практическая работа 3
«Получение и свойства кислорода»


      ^ Цель урока. Ознакомить с одним из способов получения кислорода в лаборатории и его химическим свойством — способностью поддерживать горение простых веществ. Научить собирать газ в сосуд вытеснением воздуха и воды. Совершенствовать умение работать с простейшими приборами при нагревании.
      ^ Планируемые результаты обучения. Уметь собирать простейший прибор для получения газа, проверять его на герметичность, укреплять прибор в штативе, обращаться с нагревательными приборами. Уметь собирать газ вытеснением воды и воздуха.
      ^ Краткое содержание урока. Этот урок очень важен для формирования практических умений. Учащиеся впервые самостоятельно проводят практическую работу. Учителю следует напоминать им, что после выполнения каждого опыта необходимо записывать в тетрадь наблюдения и выводы. Учащиеся оформляют отчет о работе в виде таблицы.
      Инструкция по выполнению данной работы дана в учебнике (с. 70).

Домашнее задание. Повторить § 18—21.

УРОК 22

Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений

      ^ Цель урока. Сформировать понятие о воздухе как смеси, состоящей из простых и сложных веществ. Познакомить учащихся с экологическими проблемами, связанными с загрязнением воздуха, и показать необходимость охраны атмосферного воздуха.
      ^ Основные понятия. Простые и сложные вещества, смеси.
      Планируемые результаты обучения. Знать состав воздуха как смеси, состоящей из простых и сложных веществ. Понимать проблемы, связанные с охраной атмосферного воздуха.
      Демонстрации. Определение состава воздуха (сжигание фосфора под колоколом).
      ^ Краткое содержание урока. В начале урока следует актуализировать знания учащихся о физических и химических свойствах кислорода, о лабораторных способах его получения, о применении кислорода. Для этого учитель проводит фронтальную беседу, а отдельным учащимся дает индивидуальные задания.
      Объяснение нового материала следует начать с вопроса о составе воздуха. Этот вопрос был объектом исследований в течение многих веков. Лишь в конце XVIII века ученые-естествоиспытатели Дж. Пристли, А. Лавуазье и К. Шееле установили, что воздух — это смесь газов, из которых наиболее важными являются кислород и азот. Учитель рассматривает исторический опыт А. Лавуазье по определению состава воздуха (рис. 35, с. 61 учебника). Опыт А. Лавуазье позволил судить о составе воздуха как с качественной, так и с количественной стороны: в воздухе содержится примерно 4/5 азота и 1/5 кислорода (по объему). Затем учитель демонстрирует горение фосфора под колоколом. При этом вода в колоколе поднимается примерно на 1/5, так как при горении фосфора расходуется только кислород. Далее учитель рассказывает, что в конце XIX века ученым удалось уточнить состав воздуха. Кроме азота и кислорода, в состав воздуха входят благородные (инертные) газы, оксид углерода(IV) и водяные пары. Учащиеся рассматривают таблицу 6 (с. 61 учебника). Один из учащихся может выступить с заранее подготовленным сообщением о применении благородных газов (возможно использование видеофрагментов урока 9 электронного пособия «Электронная библиотека „Просвещение“. Химия. 8 класс»). Далее учитель отмечает, что процентное содержание углекислого газа в воздухе непостоянно. Оно может меняться в зависимости от конкретной местности. Учащиеся могут пояснить это высказывание. Здесь уместно рассказать о парниковом эффекте, используя фрагменты урока 12 вышеупомянутого пособия.
      Материал урока позволяет перейти к экологическим проблемам — охране атмосферного воздуха от загрязнений.

Домашнее задание. § 22 (с. 60—62), § 24 (с. 68), упр. 1—4 (с. 69). Подготовить сообщение «Воздушная среда нашей местности».

УРОК 23

Горение и медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций

      ^ Цель урока. Развивать знания учащихся о химических свойствах кислорода при рассмотрении процессов горения и медленного окисления, о значении этих процессов для природы и человека. Сформировать понятия о тепловом эффекте химических реакций, экзо- и эндотермических реакциях.
      ^ Основные понятия. Горение, медленное окисление, тепловой эффект химических реакций, экзо- и эндотермические реакции.
      Планируемые результаты обучения. Уметь объяснять различие между горением и медленным окислением. Уметь записывать термохимическое уравнение реакции и вычислять количество теплоты по термохимическому уравнению реакции.
      Демонстрации. Горение спирта в фарфоровой чашке. Тушение пламени.
      ^ Краткое содержание урока. В начале урока после проверки домашнего задания учитель рассматривает горение сложных веществ в кислороде (если этот вопрос еще не рассматривался). Изучение горения и медленного окисления можно организовать в форме самостоятельной работы по учебнику (с. 63—64). После прочтения этого материала учитель проводит обсуждение следующих вопросов: чем различается горение в кислороде и на воздухе? Каковы условия возникновения и прекращения горения, способы тушения горящих веществ (демонстрирует горение спирта и его тушение)? В чем сущность медленного окисления? Кроме этого, можно обсудить вопросы экологического характера, как вести себя в лесу, как разводить костры во время походов.
      В конце беседы учащимся предлагается составить таблицу «Сравнение горения и медленного окисления»

Процесс

Сходство

Различие

Горение

 

 

Медленное окисление

 

 

После этого учитель переходит к рассмотрению теплового эффекта химических реакций, экзо- и эндотермических реакций, обращает внимание на запись уравнений реакций. В термохимических уравнениях в отличие от обычных химических уравнений обязательно указывают агрегатное состояние вещества (твердое, жидкое, газообразное).
      Алгоритм решения расчетных задач по термохимическим уравнениям приведен в § 23 учебника.

Домашнее задание. § 22 (с. 62—64), § 23, упр. 5—13, задачи 1, 2 (с. 69).

^ ТЕМА 3

ВОДОРОД (3 ч)

УРОК 24

Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и его физические свойства

^       Цель урока. Конкретизировать знания о химическом элементе и простом веществе на примере изучения водорода. Сформировать представления о способах получения и собирания водорода в лаборатории.
      ^ Основные понятия. Химический элемент, простое вещество, физические свойства, валентность кислотного остатка.
      Планируемые результаты обучения. Знать состав молекул водорода и способ его получения реакцией замещения. Уметь характеризовать физические свойства водорода, собирать водород методом вытеснения воздуха, доказывать его наличие, проверять водород на чистоту. Соблюдать меры предосторожности при работе с химическими реактивами.
      Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа. Ознакомление с физическими свойствами водорода. Проверка водорода на чистоту. Наполнение водородом мыльных пузырей.
      ^ Лабораторный опыт. Получение и свойства водорода.
      Краткое содержание урока. В начале урока учитель продолжает формировать умение решать расчетные задачи с использованием термохимических уравнений. К доске вызываются несколько человек, которые получают индивидуальные задания. Класс в это время обсуждает выполнение домашнего задания.
      При изучении нового материала продолжается конкретизация знаний о химическом элементе и простом веществе. Используя план характеристики химического элемента (см. урок 19), учащиеся самостоятельно характеризуют водород как химический элемент.
      Далее учитель демонстрирует получение водорода в аппарате Киппа: объясняет устройство аппарата и показывает, как проверить водород на чистоту, разъясняет, почему работать с водородом опасно. Затем учитель демонстрирует способы собирания водорода. Учащиеся, наблюдая за демонстрационным экспериментом, отмечают физические свойства водорода. Обсуждение физических свойств водорода необходимо проводить в сравнении с физическими свойствами кислорода.
      Говоря о том, что водород самый легкий из газов, можно продемонстрировать наполнение водородом мыльных пузырей. Готовят из туалетного мыла пену, в которую для прочности мыльных пузырей добавляют несколько капель глицерина.
      Затем учитель подробно разбирает запись уравнения реакции получения водорода в лаборатории, отмечает, что эта реакция относится к реакциям замещения. Обращает внимание на формулы сложных веществ — соляной кислоты НСl и серной кислоты Н2SO4. Вводит понятие о валентности кислотного остатка. Затем учащиеся выполняют лабораторный опыт 9 (с. 77 учебника), закрепляя практические умения получать водород, собирать его вытеснением воздуха, проверять на чистоту, доказывать наличие образовавшейся соли.
      Материал § 26 (с. 73 учебника) лучше рассмотреть при изучении химических свойств воды.

Домашнее задание. § 25, 26, 27 (физические свойства водорода), упр. 1—7 (с. 76—77).

УРОК 25

Химические свойства водорода. Применение водорода

      ^ Цель урока. Изучить химические свойства водорода. Сформировать представления о водороде как о восстановителе и экологически чистом топливе.
      Основные понятия. Гремучий газ, восстановитель, восстановление, экологически чистое топливо.
      ^ Планируемые результаты обучения. Уметь составлять уравнения реакций водорода с кислородом и с оксидами металлов.
      Демонстрация. Взрыв смеси водорода с воздухом.
      Лабораторный опыт. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).
      ^ Краткое содержание урока. После краткого опроса учащихся по теме «Получение водорода в лаборатории, его физические свойства» учитель обсуждает с ними химические свойства водорода: вначале взаимодействие водорода с простыми веществами, затем со сложными. Подробно разбирается реакция горения водорода. При этом еще раз обращается внимание на то, что все эксперименты с водородом проводятся с большой осторожностью. Перед проведением какой-либо реакции с этим газом обязательно надо проверить его на чистоту. Отмечается, что чистый водород горит спокойно. При смешивании с воздухом или кислородом он горит быстро и со взрывом. Смесь одного объема кислорода с двумя объемами водорода называют гремучим газом. Затем записывается уравнение реакции взаимодействия водорода с кислородом и расставляются коэффициенты. Далее учитель демонстрирует взрыв смеси водорода с воздухом. О взрыве учитель должен предупредить учащихся заранее. Этот демонстрационный опыт описан почти во всей существующей методической литературе по химии. После рассмотрения реакции горения водорода в кислороде и на воздухе учитель рассказывает о реакциях водорода с хлором и серой. Учащиеся отмечают, что эти реакции относятся к реакциям соединения.
      Изучение взаимодействия водорода со сложным веществом — оксидом меди(II) осуществляется лабораторно (лабораторный опыт 10, с. 77 учебника). Учитывая, что водород — взрывоопасное вещество, перед лабораторным опытом следует обобщить правила техники безопасности при работе с этим газом. Затем надо подробно обсудить уравнение реакции водорода с оксидом меди(II). На доске записывается левая часть уравнения, определяется, к какому типу реакций это уравнение относится, и учащиеся самостоятельно определяют продукты реакции, т. е. дописывают правую часть уравнения. После обсуждения всех вопросов учащиеся приступают к выполнению лабораторного опыта. Затем учитель вводит понятия «восстановитель», «процесс восстановления» (как противоположный процессу окисления), отмечает окислитель и восстановитель как противоположные по своей роли вещества.
      Применение водорода следует рассматривать в зависимости от его свойств. Можно предложить учащимся составить следующую таблицу:

Свойства водорода

Некоторые области применения водорода

 

 

Домашнее задание. § 27, упр. 8—11 (с. 77).

УРОК 26

Повторение и обобщение по темам «Кислород» и «Водород»

      ^ Цель урока. Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся, скорректировать знания по темам «Кислород» и «Водород».
      Основные понятия. Химический элемент, простое и сложное вещества, валентность, индекс, коэффициент, физические и химические свойства, катализатор, оксиды, окислитель и восстановитель, реакции соединения, разложения, замещения.
      ^ Планируемые результаты обучения. Различать понятия «химический элемент» и «простое вещество», «физические свойства» и «химические свойства» на примере водорода и кислорода. Уметь собирать кислород и водород вытеснением воды и воздуха, рассматривать применение веществ в зависимости от их свойств. Соблюдать меры предосторожности при работе с химическими реактивами.
      Демонстрации. Газометр, аппарат Киппа, детали для сборки простейшего прибора для получения газов.
      ^ Краткое содержание урока. Обобщение и систематизацию знаний и умений по темам «Кислород» и «Водород» следует провести в форме семинарского занятия. Материал двух тем лучше рассматривать в сравнении. Задания даются всем учащимся индивидуально на карточках. Время выполнения работы и обсуждения ее в парах — 15 мин. У доски обсуждаются следующие вопросы:
      1. Характеристика химических элементов кислорода и водорода.
      2. Характеристика простых веществ кислорода и водорода (по плану до химических свойств). Устройство газометра.
      3. Взаимодействие кислорода и водорода с простыми веществами (записать соответствующие уравнения химических реакций, указать тип реакций).
      4. Взаимодействие кислорода и водорода со сложными веществами (записать соответствующие уравнения химических реакций).
      5. Получение кислорода и водорода в лаборатории (записать уравнения соответствующих реакций, указать тип реакций).
      6. Окислитель, процесс окисления (записать уравнения химических реакций, доказывающих окислительные свойства кислорода).
      7. Восстановитель, процесс восстановления (записать уравнения химических реакций, доказывающих восстановительные свойства водорода).
      8. Устройство аппарата Киппа.
      9. Сборка простейшего прибора для получения газов. Как проверить прибор на герметичность? (Укрепить прибор в штативе и показать способы собирания кислорода и водорода вытеснением воздуха и воды.)
      10. С какой целью перед каждым опытом водород проверяется на чистоту? (Получить в простейшем приборе водород и проверить его на чистоту.)
      11. На каких свойствах основано применение кислорода?
      12. На каких свойствах основано применение водорода?
      13. Состав воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
      14. Решение задач по термохимическим уравнениям.

Домашнее задание. Повторить темы «Кислород» и «Водород».





Похожие:

Первоначальные химические понятия (18 ч) урок 1 Химия как часть естествознания. Понятие о веществе. Свойства веществ iconУрок 17-18 3 х 30 Тема
Физические и химические свойства веществ. Способ изучения химических веществ и явлений, Наблюдения и эксперимент в химии
Первоначальные химические понятия (18 ч) урок 1 Химия как часть естествознания. Понятие о веществе. Свойства веществ icon1. Образовательные
Цель смотра: Обобщение и закрепление знаний учащихся по теме «Первоначальные химические понятия»
Первоначальные химические понятия (18 ч) урок 1 Химия как часть естествознания. Понятие о веществе. Свойства веществ iconКонспект урока «Альдегиды»
Изучить строение, изомерию и номенклатуру карбонильных соединений; химические свойства и способы получения альдегидов; продолжать...
Первоначальные химические понятия (18 ч) урок 1 Химия как часть естествознания. Понятие о веществе. Свойства веществ iconУрок химии: "Водород" 8 класс (методы игровой технологии)
Цель: сравнить физические и химические свойства двух газов, способы их собирания и распознавания; способы получения газов в лаборатории...
Первоначальные химические понятия (18 ч) урок 1 Химия как часть естествознания. Понятие о веществе. Свойства веществ iconЛекция Основные понятия экологии. План
Понятие – это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений материального мира. Понятия...
Первоначальные химические понятия (18 ч) урок 1 Химия как часть естествознания. Понятие о веществе. Свойства веществ iconКонспект уроков Класс: 8 Предмет: химия Учитель химии: Ринчинова Сарюна Сергеевна, вторая квалификационная категория, Село Цаган-Морин, Закаменского района, ул. Центральная, н/т 89247583937
Цель: познакомить учащихся с основными классами неорганических веществ, сформировать понятия об оксидах
Первоначальные химические понятия (18 ч) урок 1 Химия как часть естествознания. Понятие о веществе. Свойства веществ iconУрок технологии в 7 классе по теме "Химические волокна. Свойства химических волокон и тканей из них"
Наглядные пособия и техническое оснащение: Коллекция тканей, раздаточный материал, карточки, схема «Классификация текстильных волокон»,...
Первоначальные химические понятия (18 ч) урок 1 Химия как часть естествознания. Понятие о веществе. Свойства веществ iconНаименование дисциплины: Химия(часть2)
Дисциплина «Химия (часть 2)» относится к вариативной части цикла (математический и естественно- научный цикл)
Первоначальные химические понятия (18 ч) урок 1 Химия как часть естествознания. Понятие о веществе. Свойства веществ iconЛекция №17. Магнитные свойства вещества
Намагниченность. Магнитное поле в веществе. Основные типы магнетиков. Природа диа- и парамагнетизма. Ферромагнетики и их свойства....
Первоначальные химические понятия (18 ч) урок 1 Химия как часть естествознания. Понятие о веществе. Свойства веществ iconВведение. Химические продукты коксования состав и выход летучих химических продуктов коксования
В процессе высокотемпературного коксования угольных шихт в коксовой камере наряду с коксом образуются летучие химические продукты,...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами