Анкета по рефлексии, тест (Д/з). Ход урока. Организационный момент. Актуализация. «Корзина идей» icon

Анкета по рефлексии, тест (Д/з). Ход урока. Организационный момент. Актуализация. «Корзина идей»



НазваниеАнкета по рефлексии, тест (Д/з). Ход урока. Организационный момент. Актуализация. «Корзина идей»
Дата17.10.2016
Размер
ТипАнкета

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с компьютерной поддержкой урока. 7 класс.


Разработка: Прудникова С.В.,

учитель физики МОУ Вертикосская СОШ


Тема: Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Цель: ввести понятие «сила трения».

Задачи:

  • Познакомить с природой силы трения и ее видами;

  • сформировать навыки измерения силы трение скольжения с помощью динамометра,

  • учить сравнить виды трения;

  • развивать у учащихся

  • расширять кругозор учащихся.

Оборудование: деревянный брусок, гиря, штатив, динамометр демонстрационный, компьютер, мультимедиапроектор, экран, листы бумаги, корзинка, шаблон кластера, тест, анкета по рефлексии, тест (Д/з).


Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация. «Корзина идей».

Сегодня мы познакомимся с силой трения, ее видами. Узнаем про трение в природе и технике.

  1. Сформулируйте вопросы, которые бы вы хотели рассмотреть при изучении темы: «Сила трения».

  2. Проверка. Мы сегодня узнаем, что такое сила трения, какие виды силы трения существуют, причины возникновения силы трения, а также научимся измерять силу трения с помощью динамометра.

- Что такое трение?

- Причина возникновения силы трения.

- Виды трения.

- Как можно рассчитать силу трения?

- Измерение сил трения.

- Трение в природе и технике.

- Полезно трение или вредно?


  1. ^ Изучение нового материала.

Учитель. С трением мы сталкиваемся на каждом шагу, но без трения не смогли бы сделать и шага. Невозможно представить себе мир без трения. В отсутствие трения Земля бы сотрясалась бы от непрерывных землетрясений, т.к. тектонические плиты постоянно сталкивались бы между собой. Все ледники сразу же скатились с гор, а по поверхности Земли носилась бы пыль прошлогоднего ветра. Как хорошо, что все-таки есть на свете сила трения! С другой стороны, трение между деталями машин приводит к износу и дополнительным расходам.

Презентации «Сила трения», «Трение в жизни растений и животных». (Работа учащихся в рамках ИОП по теме: «Сила»)


^ 1.Силы трения – это силы, возникающие при соприкосновении движущихся тел с другими телами.

2. Природа силы трения.

Причиной возникновения силы трения является шероховатость поверхности. Выступающие части поверхностей задевают друг за друга и препятствуют движению тела.

Другая причина трения – взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.

На величину трения влияют: нагрузка, скорость перемещения тел, шероховатость их поверхностей, температура, наличие смазки. Наибольшее значение сила трения имеет в момент «трогания» тела с места. 3.Виды трения.

Различают сухое и жидкое трение. Сухое трение покоя, скольжения и трение качения. Сила трения покоя удерживает гвоздь, вбитый в доску, не дает развязаться банту на ленте, удерживает нитку, которой сшиты два куска ткани. При скольжении одного тела по поверхности другого возникает трение скольжения. Если же тело не скользит, а катится по поверхности, то возникает трение качения. Сила трения качения обычно значительно меньше силы трения скольжения.

^ 4. Формула силы трения. Сила трения обозначается буквой Fтр. Единица измерения – 1 Н.

Формула, по которой можно рассчитать силу трения:

Fтр = µmg, где µ - коэффициент трения, m – масса тела, g – ускорение свободного падения.

^ 5. Измерение сил трения с помощью динамометра.

Первые исследования трения, о которых мы знаем, были проведены Леонардо да Винчи примерно 500 лет назад. Он измерял силу трения, действующую на деревянные параллелепипеды, скользящие по доске, причём, ставя бруски на разные грани, определял зависимость силы трения от площади опоры. Но работы Леонардо да Винчи стали известны уже после того, как классические законы трения были вновь открыты французскими учёными Амонтоном и Кулоном в XVII – XVIII веках.

^ Демонстрация «Измерение силы трения покоя».

1.Положите на горизонтальную поверхность линейки деревянный брусок с тремя отверстиями на поверхности. На него положите груз массой 100 г. К крючку динамометра прицепите брусок. С помощью динамометра приведите брусок в равномерное движение. Зафиксируйте показания динамометра.

  1. Рассчитаем коэффициент трения скольжения.

µ = Fтр/ mg

^ 6. Трение в природе и технике.В жизни многих растений трение играет положительную роль. Например, лианы, хмель, горох, бобы и другие вьющиеся растения. Благодаря трению они цепляются за находящиеся поблизости опоры, удерживаются на них и тянутся к свету. Трение создается за счет того, что стебли многократно обвивают опоры и поэтому очень плотно прилегают к ним. У многих животных имеются различные органы, служащие для хватания (хобот слона, цепкие хвосты лазающих животных).

Отгадайте загадки и объясните, как это связано с трением.

1. Она с лианы на лиану,

А в передышку ест бананы. (Обезьяна).

2. В зелененьком домишке, много ребятишек,

Усиками цепляются, к солнышку тянутся. (Горох)

3. Гроздь ягод на солнце наливается,

а потом в корзину собирается. (Виноград).

А вот растения, имеющие корнеплоды, такие, как морковь, свекла, брюква. Сила трения о грунт способствует удержанию корнеплода в почве. С ростом корнеплода давление окружающей земли на него увеличивается, а это значит, что сила трения тоже возрастает. Именно поэтому так трудно вытащить из земли большую свеклу, редьку, репу.

Вспомните известную сказку «Репка».

- Почему не смог дед вытащить репку?

^ 7. Трение полезно или вредно?

Послушайте внимательно стихотворение.

1-й ряд выписывает примеры того, когда трение полезно.

2 – й ряд выписывает примеры того, когда трение вредно.

































^ Трение – наш друг и враг.

Что такое трение?

Трение – явление.

Враг оно нам или друг?

Это знают все вокруг:

Если б трение пропало,

Что б со всеми нами стало?

Мы ходить бы не смогли,

Оттолкнувшись от земли.

Если б взял ты что – то вдруг,

Оно выпало б из рук.

Помогает трение

Начинать движение

Всем машинам, тракторам

Мотоциклам, поездам.

Ну, а также тормозить


И их всех остановить.

Очень нужно тренье нам,

Всем растеньям и зверям!

Но притом приносит вред

И не мало разных бед:

В станках, приборах трутся части-

И это главное несчастье.

Ну, а все автомашины

Быстро снашивают шины!

И поэтому вопрос

Не настолько уж и прост:

Трение – друг нам или враг?

Ответ двоякий: так и так!



Проверка.

- Назовите примеры полезного трения.

- Приведите примеры, когда трение приносит вред.

Итак, благодаря трению происходит движение паровоза, автомобиля и т. д. Трение используется в ременных передачах, в тормозах и т. п., но оно же вызывает нагревание и износ различных частей механизмов и машин. Вредное влияние трения внешнего уменьшают смазкой, применяют шариковые и роликовые подшипники, заменяя трение скольжения трением качения.

  1. Первичное закрепление.

1. Викторина.

1. Почему нагруженный автомобиль на размытой дороге буксует меньше, чем пустой?

(Нагруженный автомобиль оказывает большее давление на дорогу, вследствие этого сцепление колес с грунтом у него больше, чем у порожнего).

2. Почему спускаясь по канату, опасно быстро скользить? (Вследствие большого трения можно обжечь руки и ноги).

3. Перечислите все известные вам смазочные вещества. ( Машинное, авиационное, дизельное масла, солидол, нигрол, ружейное масло, технический вазелин, автол и др.)

4. Назовите пословицы и поговорки, связанные с трением. (Сухая ложка рот дерет; Идет как по маслу; скрипит как немазаная телега; скользкий как налим и т.д.)

5. Почему тротуары посыпают песком? (Тротуары посыпают песком, чтобы увеличить силу трения между подошвой обуви и льдом).

6. Зачем на подошвы спортивной обуви футболиста набивают кожаные шипы? (

^ 2. Решение задач.

1. С помощью динамометра равномерно перемещают брусок. Чему равна сила трения скольжения между бруском и столом, если динамометр показывает 0,5 Н?

2. На транспортере движется ящик с грузом (без скольжения). Куда направлена сила трения покоя между лентой транспортера и ящиком?

  1. Повторение.

1) Кластер по теме: «Силы».

Учащиеся составляют кластер. Проверка.


^ 2) Решение задач. Работа с тестом.

Если ум, старанья прилагаются,

То задачи быстренько решаются.

Старанья, знания я требую от вас,

Мой удивительный трудолюбивый класс!


1. Напишите формулу силы тяжести.




2. Единица измерения веса тела?




3. Каков вес тела массой 1 кг?




4. Какую величину измеряют с помощью динамометра?




5. Чему равна сила тяжести, массой 300 г?




6. Парашютист, масса которого 80 кг, равномерно движется. Чему равна сила сопротивления воздуха, действующая на него?




7. Мальчик весом 500 Н держит на поднятой руке гирю весом 100 Н. С какой силой он давит на землю?




8. Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах на Земле?




9. Если масса воды уменьшится в 3 раза, уменьшится ли ее вес? Как?




10.

F1 = 3Н F2 = 5 Н


Определите равнодействующую сил.





Проверка.


  1. Рефлексия. Итог урока.

-Что нового узнали?

Мы с вами изучили темы, связанные с различным видом сил. Учащиеся заполняют лист рефлексии.

  1. Домашнее задание.

Подготовиться к контрольной работе. Тест.






Похожие:

Анкета по рефлексии, тест (Д/з). Ход урока. Организационный момент. Актуализация. «Корзина идей» iconХод урока I. Организационный момент
Цели: познакомить с творчеством русских художников рус­ской реалистической художественной школы
Анкета по рефлексии, тест (Д/з). Ход урока. Организационный момент. Актуализация. «Корзина идей» iconХод игры: iорганизационный момент. Дети
Организационный момент. Дети. Привет, друзья! Сегодня в школе Большой и интересный день. Мы приготовили веселый Чудесный праздник...
Анкета по рефлексии, тест (Д/з). Ход урока. Организационный момент. Актуализация. «Корзина идей» iconУрок по теме: Уравнения. Ход урока. Организационный момент. Долгожданный дан звонок
Разгадайте анаграмму и определите, какое слово лишнее. Что связывает оставшиеся слова между собой?
Анкета по рефлексии, тест (Д/з). Ход урока. Организационный момент. Актуализация. «Корзина идей» iconХод урока Организационный момент
...
Анкета по рефлексии, тест (Д/з). Ход урока. Организационный момент. Актуализация. «Корзина идей» iconХод мероприятия: Организационный момент
Вы сегодня такие красивые. Я вижу ваши заинтересованные взгляды и мне очень приятно
Анкета по рефлексии, тест (Д/з). Ход урока. Организационный момент. Актуализация. «Корзина идей» iconПрезентация по биографии Астафьева. Ход урока I. Организационный момент сейчас выберите цветные полоски, соответствующие вашему настрою
Оборудование: иллюстрации (храмы), толковый словарь, рисунки учащихся, презентация по биографии Астафьева
Анкета по рефлексии, тест (Д/з). Ход урока. Организационный момент. Актуализация. «Корзина идей» iconПамятка по решению задач. Ход урока. I. Организационный момент. Приветствие. Чтоб сегодня наш урок
Оборудование: цветик-семицветик с отрывными лепестками, карточки с выражениями, индивидуальные веера цифр, учебник М. И. Моро «Математика....
Анкета по рефлексии, тест (Д/з). Ход урока. Организационный момент. Актуализация. «Корзина идей» iconПлан урока Цели
Организационный момент: слово учителя, тема урока, словарная работа (понятия «описание», «пейзаж»)
Анкета по рефлексии, тест (Д/з). Ход урока. Организационный момент. Актуализация. «Корзина идей» iconУрок алгебры и начал анализа в 10 классе по теме
Организационный момент (приветствие, запись в тетрадь даты и темы урока) (Слайд №1)
Анкета по рефлексии, тест (Д/з). Ход урока. Организационный момент. Актуализация. «Корзина идей» iconУчебник для 8 класса «География материков и океанов». Ход урока (слайд №1) Организационный момент
Диск «Зиятдинова Ф. Б.» «Антарктида» Приложение 1); файлы для самостоятельной работы учащихся (см. Диск – «Зиятдинова Ф. Б.» «Антарктида»...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами