Конспект урока темы «Популяция структурная единица вида и эволюции». Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: объяснительный урок icon

Конспект урока темы «Популяция структурная единица вида и эволюции». Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: объяснительный урок



НазваниеКонспект урока темы «Популяция структурная единица вида и эволюции». Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: объяснительный урок
Дата17.10.2016
Размер
ТипКонспект

План - конспект урока темы «Популяция - структурная единица

вида и эволюции». Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: объяснительный урок.

Цель урока: продолжать углублять и расширять знания о виде на основе

формирования понятий о популяции как обязательной и структурной его

единице, охарактеризовать особенности взаимоотношений организмов в

популяциях.

Задачи урока

Образовательная. Сформировать понятие о виде на основе знаний о

популяции как обязательной структурной единице вида; изучить ее

характерные показатели; сформировать понимание того, что популяция

представляет собой элементарную единицу эволюции.

Развивающая. Продолжать формировать умения наблюдать и отмечать

главное при прослушивании сообщений, работе с материалом учебника.

Воспитательная. Продолжать формировать научное мировоззрение, любовь

к природе, культуру труда на основе ведения записей в тетради.

Оборудование

Изобразительные объекты: таблицы, иллюстрирующие популяцию и вид;

фотографии популяций некоторых видов растений или животных (насекомых,

птиц, рыб, лесных или луговых растений), характерных для Саратовской

области; таблицы, иллюстрирующие популяционную структуру вида и

генетические процессы в популяциях.

Литература

Научная. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл.

общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова,

Е.Т. Захарова ; под ред. акад. РАЕН, проф. В.Б. Захарова. - 4-е изд.,

стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 368с.

Методическая. Рабочие программы по биологии (по программам

Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономаревой) / авт.-сост.:

И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. -М.: Глобус, 2007. - 464с.

Общая биология. Базовый уровень. 10—11 классы: метод, пособие к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б.. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень» / Т.А. Козлова, И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов. - М.:Дрофа, 2006. - 140с.

Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1989. - 175с. Биология: 1600 задач,тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Т.А. Дмитриева, СИ. Гуленков, СВ. Суматохин и др. -

М.: Дрофа, 1999.-432с.



Примечание

Содержание урока




^ I. Организация урока




Приветствие, проверка готовности класса к уроку,




проверка отсутствующих.




^ П. Опрос (проверка знаний)




Проведение индивидуального опроса с помощью




дидактических карточек.




Проведение фронтального опроса по следующим




вопросам:




1. Дайте определение вида.




2. Расскажите, какие биологические механизмы




препятствуют обмену генами между видами.




3. В чем причина бесплодия межвидовых гибридов?




4. Какие критерии используют ученые для характеристики




вида? О каких критериях вида следует судить по внешним




признакам растений или животных, а о каких можно




узнать, только используя специальные приборы и




специальные методы исследования?




5. Данные каких наук, по вашему мнению, необходимы




биологу для того, чтобы правильно определять видовую




принадлежность организмов?

Учащиеся

записывают

тему урока в

тетрадь.

Ученики отвечают.

Обратить внимание


  1. Особи черных крыс, внешне неразличимые, тем не менее, относятся к разным видам. Какой критерий следует использовать для установления их видовой принадлежности?

  2. Каковы особенности проявления генетического критерия вида? Почему даже этот критерий может быть не абсолютным?

  3. Что такое ареал вида?

  4. Охарактеризуйте по основным критериям вид кошка домашняя.

10. Дайте определение понятию «популяция».

III. Изучение нового материала А теперь переходим к изучению новой темы. Запишем тему урока: «Популяция - структурная единица вида и эволюции». Основные понятия, изучаемые нами на сегодняшнем уроке: популяция, ареал популяции, общая численность, плотность популяции, эффективная численность, рождаемость, смертность, возрастная и полова структура популяций. А также: элементарная единица эволюции, эволюционный материал, элементарное эволюционное явление.

Начнем с того, что вспомним: Что такое популяция? Почему организмы большинства видов живут в природе группами?

Вид представляет собой сложную систему внутривидовых групп, складывающуюся в процессе эволюции в определенных условиях. Наиболее распространенной внутривидовой структурной единицей является популяция. Внутри популяции можно выделить более мелкие подразделения: стаи, семьи, прайды, которые

учащихся на

рисунок 107 в

учебнике.

Учащиеся

записывают

определение в

тетрадь.

Учащиеся

записывают

определение в

менее устойчивы и могут легко исчезать, сливаться и образовываться заново. В пределах ареала вида популяции распределены, как правило, неравномерно. Это связано с условиями существования: там, где они наиболее благоприятны, количество популяций и их численность выше. На границах видового ареала популяции, как правило, немногочисленны.

Каждая популяция имеет определенную структуру и характеризуется конкретными параметрами.

^ Ареал популяции — область распространения популяции на определенной территории. У разных видов ареалы популяций могут существенно отличаться по протяженности. Популяции видов крупных животных имеют больший ареал, чем популяции мелких и малоподвижных животных. Примером больших непрерывных популяций могут служить злаки, растущие на равнинах и покрывающие площади шириной в десятки и сотни километров. Ареал популяции - непостоянная величина, он может расширяться или сокращаться, например, в результате изменения численности особей.

Далее поговорим с вами о численности популяции и ее динамики. Численность популяции может меняться с течением времени как в результате изменений условий внешней среды, колебаний смертности и рождаемости, так и вследствие миграции особей.

Измерить общую численность популяции бывает достаточно сложно, поэтому часто пользуются таким показателем, как плотность популяции - количество особей, обитающих на единице площади или сосредоточенных в единице объема (например, для водных

тетрадь.

Учащиеся

записывают

определение в

тетрадь.

Ученики отвечают.

животных). Плотность популяции очень сильно меняется в разные сезоны и годы. Наиболее резко такие колебания встречаются у мелких организмов с короткими жизненными циклами. Например, массовое размножение зеленых водорослей в летний период вызывает цветение воды. Более стабильны численность и плотность популяций у крупных организмов (например, у древесных растений).

Демографическими показателями популяции служат рождаемость и смертность.

Рождаемость - это число новых особей, появившихся в популяции в результате размножения за единицу времени. Смертность - число особей, погибших за определенный период времени. Эти два фактора оказывают существенное влияние на количество особей в популяции и зависят не только от биологических особенностей вида, но и от многих внешних причин. Какое влияние на рождаемость оказывает перенаселение? При увеличении плотности популяции животные начинают испытывать стресс, который приводит к выбросу определенных гормонов. В результате увеличивается частота выкидышей, животные теряют способность к спариванию, у них меняется репродуктивное поведение, возрастает агрессивность, ослабевает забота о потомстве и, как следствие, уменьшается рождаемость.

При описании процессов, происходящих в популяциях, часто важно знать не общую численность особей, а количество организмов, способных к размножению. Для обозначения числа размножающихся особей используют понятие эффективная численность.

Ученики

приводят

примеры из

учебника.

Учащиеся

записывают

определение в

тетрадь.

Рассказ

учителя.

Учащиеся

записывают

определение в

Обычно численность популяции из года в год сохраняется около среднего уровня. Однако в определенные благоприятные для популяции годы ее численность может резко возрасти. Приведите примеры. Известны вспышки массового размножения непарного шелкопряда, саранчи и многих других видов. В связи с высоким урожаем кормов возрастает численность популяций зайцев, белок, леммингов. Резко увеличивается число особей видов, попадающих в новые регионы, где у них отсутствуют естественные враги (кролики в Австралии, ондатра в Европе). Популяции может очень быстро достичь максимально возможной величины, если исчезнут виды, сдерживающие ее рост. Так произошло с популяциями насекомых-вредителей в Китае после того, как там были уничтожены воробьи.

Если плотность популяции достигает или слишком высоких или слишком низких значений, срабатывают определенные механизмы, восстанавливающие эту величину до оптимального для этого местообитания числа особей. Такую способность популяций к самоподдержанию называют регуляцией численности.

Существует множество механизмов регуляции численности, поэтому в природе редко происходят катастрофические колебания, которые подрывают ресурсы среды и приводят к гибели популяции.

^ Состав популяции. Каждую популяцию составляют особи, различающиеся по полу и возрасту.

Возрастная структура - соотношение в популяции особей разного возраста. Этот показатель зависит от продолжительности жизни особей, времени достижения

тетрадь.

Учащиеся

записывают

определение в

тетрадь.

Ученики

приводят

примеры,

описанные в

учебнике.

ими половой зрелости, интенсивности размножения, смертности и т. д. Возрастная структура популяции может изменяться под действием внешних факторов, так как они контролируют и рождаемость, и смертность. Чем шире возрастной состав популяции, тем устойчивее она к действию внешних факторов. Знание возрастного состава популяции позволяет прогнозировать ее развитие на несколько лет вперед.

Популяции, состоящие из множества следующих друг за другом поколений, имеют сложную возрастную структуру. В других популяциях возрастная структура может быть очень простой, например у однолетних растений, где все особи равновозрастны.

^ Половая структура - соотношение особей разного пола. В большинстве популяций в соответствии с генетическими закономерностями соотношение полов составляет 1:1. Однако в результате разной выживаемости особей мужского и женского пола на различных этапах индивидуального развития это соотношение может значительно меняться.

У каких видов животных половая структура популяций не определяется? Половая структура популяций не определяется у животных гермафродитов (например, дождевых червей). У некоторых видов, которые способны размножаться без оплодотворения (дафнии, тли и др.), популяции на определенных стадиях жизненного цикла представлены только самками. В таких популяциях эффективность размножении достигает максимальных значений.

Будучи целостной динамической структурой,

Ученики отвечают.

Объяснение

учителя с

демонстрацией

средств

наглядности.

существующей во времени и пространстве, популяция является элементарной биологической частью вида, способной к эволюционным изменениям.

Поговорим о популяция как единице эволюции

Для начала вспомним: Почему в природе биологические виды существуют в форме популяций? Какие свойства могут характеризовать популяцию как группу организмов?

^ Элементарная единица эволюции. Процесс эволюции идет в течение тысяч и миллионов лет, поэтому он не может затронуть отдельную особь. Несмотря на то, что в течение жизни каждый организм претерпевает онтогенетические изменения, эволюционный процесс на уровне одного организма не происходит.

Элементарная единица эволюции должна удовлетворять определенным требованиям, а именно:

  • выступать во времени и пространстве как некое единство;

  • быть способной формировать резерв наследственной изменчивости и наследственно изменяться во времени;

  • реально существовать в определенных природных условиях в течение долгого времени, соизмеримого со сроками видообразования.

Отдельный организм не удовлетворяет этим требованиям. Точно так же эти условия не соответствуют виду в целом, потому что, как нам уже известно, вид не существует в пространстве как единое целое. В пределах ареала вида особи распределены неравномерно: либо они образуют разобщенные группы, либо их плотность заселения сильно отличается в различных частях местообитания.

Объяснение

учителя с

использованием

конкретных

наглядных

материалов

(пример,

приведенный в

§ 4.7, с. 227).

Приведенным выше условиям полностью удовлетворяет популяция. Она реально существует в природе, представляет некое единое целое во времени и пространстве и способна наследственно изменяться во времени. Популяция и является элементарной единицей эволюции.

^ Элементарное эволюционное явление. Популяция представляет собой совокупность организмов одного вида, каждый из которых обладает определенным генотипом. Совокупность генотипов всех особей популяции называют генофондом популяции.

Любая популяция гетерогенна (неоднородна) по своему генотипическому составу, т. е. в любой популяции генотипы особей отличаются друг от друга. Если условия окружающей среды достаточно постоянны в течение длительного времени, генофонд популяции остается практически неизменным относительно некоего среднего уровня. Однако, если условия изменятся, преимущество получат только особи, обладающие определенными свойствами и признаками, полезными для выживания в новых условиях. В результате полового размножения именно они смогут передать свои признаки и свойства, а следовательно, и гены, следующему поколению. Действуя на фенотипы, естественный отбор будет оставлять определенные генотипы, что приведет к направленному изменению генофонда популяции. Гены, отвечающие за более «выгодные» в данных условиях признаки, будут накапливаться из поколения в поколение, что приведет к изменению частот встречаемости этих генов в генофонде популяции.

Обратить

внимание

учащихся на

рисунок 108 в

учебнике.

Учащиеся

записывают

определение в

тетрадь.

В условиях Крайнего Севера в популяции песца преимущество будут иметь особи, обладающие густым мехом. В морозные зимы в первую очередь будут погибать те животные, чей меховой покров не достаточно теплый, соответственно они не смогут передать свои гены следующему поколению. Постепенно в генофонде популяции будут накапливаться гены, отвечающие за развитие густого и пышного зимнего наряда.

В данном примере элементарной единицей эволюции является популяция песцов. Материалом для эволюции служат разнообразные животные, отличающиеся друг от друга густотой зимнего мехового покрова. Элементарным эволюционным явлением будет постепенное накопление в генофонде данной популяции аллелей, отвечающих за формирование наиболее теплого и густого меха.

Таким образом, в течение времени генофонд
популяции способен изменяться, что приводит к
адаптивному (приспособительному) изменению

организмов популяции. При этом эволюционным материалом являются генотипически различные особи, т. е. материал дня эволюции поставляет наследственная изменчивость.

^ Направленное изменение генофонда популяции, приводящее к изменению организмов, - это элементарное эволюционное явление.

В заключении поговорим о факторах, необходимых для осуществления эволюции. Для этого самостоятельно изучите материал учебника на с. 227 - 228 и запишите в тетрадь условия, необходимые для протекания эволюционных процессов.

Формулировка

вывода

учителем.

Учащиеся

зачитывают

записи из

тетрадей.

Итак, мы с вами определили, что элементарными эволюционными единицами являются популяции, элементарными эволюционными явлениями - изменения их генофондов, а материалом эволюции служит разнообразие особей в популяции, закрепленное в их генотипах. Однако наличие популяции еще не подразумевает существование эволюции - направленного изменения живых организмов.

Для того чтобы процесс эволюции был «запущен», необходимо давление на популяцию минимум трех типов факторов.

Во-первых, нужны факторы, вызывающие изменения в генофонде популяции (наследственная изменчивость, поставляющая в популяцию новый эволюционный материал, и популяционные волны, формирующие различия между генофондами разных популяций). Во-вторых, нужен фактор, который разделил бы одну исходную популяцию на две или более новых (изоляция). Наличие нескольких популяций одного и того же вида, разделенных изоляционными барьерами, позволяет каждой из них развиваться самостоятельно, что в дальнейшем может привести к формированию новых видов.

Наконец, необходимо наличие фактора, который бы направлял эволюционный процесс, обеспечивая закрепление в популяции определенных адаптации и изменений живых организмов (естественный отбор).

Все эти факторы вместе должны оказывать определенное давление на популяцию, определяя ее дальнейшую судьбу в структуре своего вида.

^ IV. Закрепление

Для закрепления знаний о популяции как элементарной биологической структуре вида и единице эволюции учитель проводит беседу по следующим вопросам:

  1. Что такое популяция? Сформулируйте определение.

  2. Какими параметрами характеризуется каждая популяция?

  3. При каких условиях численность популяции может быстро достичь максимально возможной величины?

  4. Охарактеризуйте условия, которым должна удовлетворять элементарная единица эволюции.

  5. Чем представлен в популяции эволюционный материал?

  6. Перечислите те условия, которые необходимы для осуществления эволюции.

^ V. Итог урока

Оценка знаний и выставление отметок.

VI. Домашнее задание. Изучить § 4.6, § 4.7. Ответить на вопросы учебника на с. 225, с. 228.

Дидактические карточки к уроку темы «Популяция - структурная единица вида и эволюции».

Карточка №1.

Дополните предложение:

а) Искусственным отбором называют...

б) Определенная, или групповая, изменчивость возникает...

в) Неопределенная, или индивидуальная, изменчивость, - это...

Карточка №2.

Ответьте на вопросы:

а) Какие вы знаете формы искусственного отбора?

б) Какие вы знаете формы борьбы за существование?

в) Что назвал Дарвин естественным отбором?

Карточка №3.

1) Дополните предложение:

а) В современной биологии видом называют...

б) Популяция - это...

2) Перечислите критерии вида.




Похожие:

Конспект урока темы «Популяция структурная единица вида и эволюции». Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: объяснительный урок iconКонспект урока темы «Предпосылки возникновения учения Чарльза Дарвина». Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: объяснительный урок
Чарльза Дарвина. Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: объяснительный урок
Конспект урока темы «Популяция структурная единица вида и эволюции». Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: объяснительный урок iconКонспект урока темы «Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка». Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: урок с элементом самостоятельной работы
План конспект урока темы «Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка». Тип урока: изучение нового материала
Конспект урока темы «Популяция структурная единица вида и эволюции». Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: объяснительный урок iconКонспект урока в 5 классе. " Halloween Flight ". Тема Общие вопросы
Тип урока : комбинированный урок (изучение нового материала,отработки умений и навыков )
Конспект урока темы «Популяция структурная единица вида и эволюции». Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: объяснительный урок iconКонспект урока по информатике в 5 классе
Метод обучения- параллельный подход к изложению учебного материала ( часть урока – изучение теоретического материала, часть урока-...
Конспект урока темы «Популяция структурная единица вида и эволюции». Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: объяснительный урок iconЛитература. 4 класс. Тема урока: Г. Х. Андерсен «Русалочка» Тип урока: урок изучение нового материала Вид урока: стандартный
Тдц обучить Познакомить детей с творчеством Г. Х. Андерсена. Отрабатывать навыки чтения. Учить анализировать поступки героев
Конспект урока темы «Популяция структурная единица вида и эволюции». Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: объяснительный урок iconИсследование «Геоинформационные системы в интернете» Тип урока: изучение нового материала, урок-исследование. Вид урока: комбинированный
Время проведения урока: один из последних уроков в разделе «Коммуникационные технологии»
Конспект урока темы «Популяция структурная единица вида и эволюции». Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: объяснительный урок iconКонспект урока тема урока: Дни недели Класс 3 «Б» Уровень: базовый Тип урока: усвоение и первичное закрепление нового материала. Вид урока: урок-игра
Снятие языковых и грамматических трудностей – повторение построения общего вопроса в Present Simple (Do you… ?)
Конспект урока темы «Популяция структурная единица вида и эволюции». Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: объяснительный урок iconУрок №1 (43) план конспект урока "вид. Критерии вида" Цели урока
Задачи урока: Научить учащихся правильно использовать знания о критериях вида в процессе изучения
Конспект урока темы «Популяция структурная единица вида и эволюции». Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: объяснительный урок iconОбществознание, 10 класс Роль экономики в жизни общества Цели урока
Изучение нового материала сопровождается демонстрацией основных понятий темы в презентации. Слайды презентации обобщают изученный...
Конспект урока темы «Популяция структурная единица вида и эволюции». Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: объяснительный урок iconХод урока. Изучение нового материала
Расширить знания учащихся о путешественниках России, и их исследованиях, внесшим свой вклад в развитие географической науки, в освоение...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами