Конспект урока музыки в 5-м классе icon

Конспект урока музыки в 5-м классе



НазваниеКонспект урока музыки в 5-м классе
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Методическое объединение учителей музыки.


2 декабря 2010 г. МОУСОШ № 32 Учитель Кривченко А.А.


План – конспект урока музыки в 5-м классе

(II четверть, урок № 3)


Тема четверти: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»

Тема урока: «Литература не может существовать без музыки!»

Тип урока: урок - путешествие в сказку (углубление в тему)

Цель урока: доказать, что Литература не может жить без Музыки; показать на примере литературного произведения Л.Кириллина «Сказка о рояле, который хотел стать клавесином», как Музыка становится главным действующим героем литературной сказки.

^ Задачи урока:

Воспитательные – формирование творческого интереса, эмоциональной отзывчивости учащихся к жанру – литературная сказка как синтеза 2-х видов искусств: музыки и литературы;

Образовательные – показать учащимся роль музыки в литературной сказке; познакомить с музыкальными инструментами — клавесином, роялем, с выразительными и изобразительными возможностями этих инструментов; научить ребят читать литературные произведения не только глазами, но и «вслушиваться» в них;

Развивающие – развитие вокально-хоровых навыков школьников (работа над дыханием, звукообразованием, дикцией, артикуляцией и т.д.).


Музыкальный материал:


  • музыка М. Минкова, сл. Ю. Энтина «Дорога добра»;

  • музыка О. Юдахиной, сл. С. Лежневой «Волшебная страна» –

исполнение;

  • стихотворение К. Русиневича «Музыка» - слушание;

  • музыка Е.Птичкина, сл. М. Пляцковского «Сказки гуляют по

свету» – разучивание;

  • литературная сказка Л. Кириллина «Сказка о рояле, который

хотел стать клавесином» - просмотр на видео, слушание и анализ текста;

  • музыка И. С. Баха «Маленькая прелюдия» (клавесин) –

слушание;

  • музыка И. Крутого «Музыка» (финальная песня) – исполнение.


Оборудование: мультимедиа проектор, слайд-фильм, ямаха.

Музыкальные инструменты: треугольники, колокольчики, металлофон.


^ Ход урока:


В кабинете музыки на столе стоят книги со сказками.

(На слайде 1 изображена тропинка, сказочный лес и написаны слова «Счастливого пути по дороге добра»).

Дети входят в класс парами под музыку М. Минкова «Дорога добра» и останавливаются возле парт.

Музыкальное приветствие.

Учитель: Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поприветствуем их. Присаживайтесь на свои места.

Учитель: О чём рассказала песня, под которую мы заходили в класс?

Дети: Для того, чтобы достичь своей цели в жизни, помочь другу в беде, нужно преодолевать трудности не любыми путями, а идя по дороге добра и света. Даже если эта дорога сложнее, чем другие пути.

Учитель. А характер музыки соответствует содержанию этой песни?

^ Дети. Характер музыки: добрый, светлый, радостный, бодрый. В точности передаёт содержание песни.

Учитель: Сегодня мы отправимся все вместе в сказочное путешествие в волшебную страну Искусств по дороге добра. Как вы думаете, почему мы выбираем дорогу добра?

^ Ответы детей. Для того, чтобы мы были дружными, сильными смелыми, добрыми. Так легче будет преодолеть все препятствия на нашем пути. Добро всегда побеждает зло. И обязательно восторжествуют: справедливость, правда, свет и красота.

Учитель: Совершить волшебство и отправиться в страну Искусств нам поможет песня, мелодию которой Вы сейчас услышите. Как только вы узнаете, что это за песня поаплодируйте и скажите название.

( Учитель исполняет на Ямахе мелодию песни

«Волшебная страна», дети аплодируют).


Дети: Песня называется «Волшебная страна».

Учитель: Какие инструменты помогут придать этой песне волшебное звучание?

^ Дети: Треугольники, колокольчики и металлофон.

Учитель: А сейчас музыканты выйдут, возьмут волшебные инструменты, а я возьму волшебную палочку, которая поможет нам переместиться в волшебную страну. И мы исполним песню, которая так и называется «Волшебная страна».

Iкуплет песни «Волшебная страна» начинает петь учитель в сопровождении музыкальных инструментов, а припев и II куплет учитель и дети исполняют вместе. Учитель дирижирует волшебной палочкой.

(Во время песни на слайде 2 появляется дорога в сказочный замок)


Учитель: Вот мы с вами и прибыли в сказочную страну, где стоит прекрасный замок.


(Звучат фанфары. На слайде 3 появляется сказочный замок)


Учитель: В этом сказочном замке живут две музы Искусства, которые дружат между собой и не могут обойтись друг без друга – их зовут «Музыка» и «Литература».


(На слайде 4, возле замка изображены 2 феи «Музыка» и «Литература»)


Учитель: Сегодня они пришли к нам в гости. Ребята, давайте встретим их.


(Слайд 5 дублируется вместе с музыкой)


Звучит музыка, на середину класса выходят 2 музы. Литература с книгой, а музыка с арфой. Делают реверанс.


Учитель: Вечерами музы искусства устраивали концерты, слушая друг друга.


(На слайде 6 в замке изображены 2 музы, слушающие друг друга).


Учитель: А Вы готовы услышать муз? Давайте послушаем их!

Муза Музыка играет на фортепиано музыкальное произведение Ф.Мендельсона «Песня гондольера».

(Дети внимательно слушают.)

Муза Музыка: Ребята, а Вы узнали кто я?

Дети: Да. Ты – принцесса, фея самой Музыки.

^ Муза Музыка: А какие жанры Музыки Вы уже знаете?

Дети: Песня, романс, кантата, оратория, баллада, опера, балет.

(Слайд 7. Появляются жанры музыки.)

Муза Музыка: Правильно, молодцы, ребята! Вы любите Музыку.


Учитель: А теперь послушаем литературу.


Муза Литература читает стихотворение К. Русиневича

«Музыка».

(На слайде 8 изображены музыканты, которые играют на музыкальных инструментах: кларнете, виолончели и барабан. Звучит музыки)


^ А музыка не только звуки.

А чаще это – человек,

Его чувствительные руки

И чуть заметный трепет век.

Когда он весь в потоке света

Охвачен радужным огнём,

Услышишь песенку кларнета

И звук виолончели в нём.

А чёрных туч прихлынет стая,

А ляжет гибельный туман –

И в сердце, к битве призывая,

Забьёт тревогу барабан.


Муза Литература: Ребята, Вы меня узнали?

Дети: Конечно. Ты – фея, муза Литературы.

Муза Литература: С какими жанрами Литературы Вы уже познакомились?

^ Дети: Повесть, роман, рассказ, поэзия, сказка, басня, былина и т.д.


(Слайд 9. Появляются жанры литературы)


Муза Литература: Молодцы. Правильно.

Музы Музыка и Литература начинают друг с другом спорить.


Музыка: Литература не может существовать без музыки!

Литература: Нет! Музыка не может существовать без литературы!


Музыка и литература отворачиваются друг от друга и расходятся в разные стороны.

(На слайде 10 музыка и литература разлетаются

в разные стороны)

Учитель становится между ними.


Учитель: Ребята! Что произошло! Литература и музыка поссорились? Нам необходимо их помирить. Ведь мы уже знаем: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?»


(На слайде 10 появляется вопрос по щелчку)


Учитель: Какие музыкальные жанры перестали бы существовать?

^ Дети: Песня, романс, кантата, оратория, баллада, опера, балет.


Муза «Музыка» поворачивается, делает реверанс и присаживается.

Муза «Литература» остаётся обиженной. К ней подходит учитель.


Учитель: Ребята. Музыка осталась с нами, а литература обижена на музыку. Давайте попробуем на нашем уроке помирить их и разобраться: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»

( Постановка проблемы)


(На слайде 11 появляется проблема урока: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»)


Учитель: Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы снова пойдём по сказочной дороге добра

(На слайде 12 изображена тропинка, сказочный лес).

и вспомним: Какие мы знаем литературные сказки, где звучит музыка? О чём рассказывают сказки, в которых музыка становится главным действующим лицом?

^ Приблизительные ответы детей:

Былина «Садко», сказки: «Золушка», «Спящая красавица», «Бременские музыканты», «Музыкант-чародей», А.С.Пушкин «Сказка о царе Султане», поэма Пушкина «Руслан и Людмила».

Учитель: Вы все говорили о литературных сказках. О каких сказках нам расскажет песня, которую Вы сейчас услышите в исполнении Валентины Толкуновой? Слушаем внимательно.


Слушание всех 3-х куплетов песни.

(На слайде 13 изображена сказочная страна. Звучит песня.)

Учитель. Перечислите названия сказок, о которых пелось в песне.

^ Дети. «Золушка», «Змей Горыныч и Добрыня Никитич», «Конёк-Горбунок», «Василиса Прекрасная».

Учитель: Как бы Вы назвали эту песню?

Дети: В мире сказок. Сказки гуляют по свету.

Учитель: Чему учит Вас эта песня?

Дети: Сказки окружают нас повсюду, помогают верить в чудеса. Сказки учат нас добру. Каким бы хитрым не было зло, но всё равно побеждает добро. Мы никогда не забудем сказки, даже когда вырастем.

Далее учитель разучивает I куплет песни «Сказки гуляют по свету».

(Вокально-хоровая работа)

Учитель: Ребята. Мы с Вами подошли к двери сказочного замка?

На слайде 14 открывается дверь.

Давайте откроем дверь и посмотрим, что находится в этом замке?

Слайд 15. В сказочном замке стоят рояль и клавесины.

Дети: В замке мы видим музыкальные инструменты.

Учитель: Посмотрите, сколько в замке книг.

Учитель подходит к книгам, стоящим на столе.

Может они расскажут нам об музыкальных инструментах, которые находятся в замке? А давайте откроем книгу (таинственно открывает книгу) и послушаем сказку, которую написал писатель Л.Кириллин.

Дети слушают «Сказку о рояле, который хотел стать клавесином» и смотрят слайды.

(Сказка длится 5 минут).

Слайд 16

Сказка о рояле, который хотел стать клавесином

Л. Кириллина

В одном большом сером городе жила обычная семья: Папа, Мама и Сынок. Когда Сынку исполнилось семь лет, Папа записал его в спортивный кружок, а мама в музыкальную школу, и поэтому они пошли в музыкальный магазин покупать рояль.

Слайд 17

Они очень долго искали и, наконец, нашли.

Слайд 18

Рояль был золотистый, как мёд, новенький, нигде не поцарапанный, и на изящно изогнутой крышке красовалась маленькая лира. «Берём!» - решил Папа и протянул деньги продавцу.

Рояль привезли домой, и поставили в углу большой комнаты. Но сынок редко играл на нём, а Рояль ужасно скучал. Как-то днём, когда Мама и Папа были на работе, а Сынок в школе, Рояль начал разговаривать сам с собой. Вдруг он услышал проклятия откуда-то сверху. Он замолчал и прислушался.

- Эй, сударь, уж не знаю, как Вас там?

Рояль удивился: «Вы ко мне?»

- Да, да, к Вам! Вы знаете, что мешаете мне сочинять музыку?

Рояль встал на цыпочки, поглядел вверх и увидел над собой портрет Иоганна Себастьяна Баха.

Слайд 19

Бах смотрел очень строго и почти сердито. В руках у него был нотный свиток.

Слайд 20

- Извините великодушно, - пропел Рояль, - я не знал, что Вы заняты.

- Я занят!

- Мне тоже очень скучно, господин капельмейстер, - прожурчал Рояль,- но теперь нас двое… Может быть, пока никого нет дома, Вы на мне поиграете?

- Я?! На этом безобразии с этим бутылочным звуком? Нет, уж увольте! Вот если бы вы были клавесином…

- А кто такой клавесин?

- Мой друг, которого больше нет,- угрюмо буркнул Бах, но в этот момент открылась дверь. Бах и Рояль сделали вид, что они незнакомы.

Ночью, когда все уснули, Рояль подкатился к книжной полке и прошептал на ухо толковому словарю:

- Будьте добры, позовите, пожалуйста, Энциклопедию!

Слайд 20 - щелчок

Вскоре новенькая Музыкальная Энциклопедия лежала на крышке Рояля.

- Госпожа Энциклопедия, не могу ли я узнать хоть что-нибудь о Клавесине?

Энциклопедия очень обрадовалась, и, бойко шелестя страницами, нашла нужную статью, и к утру Рояль знал почти всё о своём прекрасном предке.

С этого дня у рояля появилась заветная мечта: стать таким, как Клавесин.

По ночам в Рояле шла огромная внутренняя работа. Он пытался изменить в себе всё, и, оставив золотистую оболочку, наполнить её серебристым звучанием. Наконец, когда никого не было дома, Рояль робко, но определённо сказал:

- Соль.

Это «соль» прозвучало так нежно, шелестящее, что Бах вскинул брови:

Слайд 20 - щелчок

- О, Клавесин! – прошептал Бах, и две тяжёлые слезы скатились со старческих щёк и упали на клавиши.

- Ля-си, - сказали не то клавиши, не то слёзы. – Сойдите ко мне, господин капельмейстер, - прозвенел Рояль, - теперь я почти Клавесин!

- О друг мой! – растрогался Бах. – Если бы я мог!

Рояль взглянул на репродукцию картины Ватто, висевшую над диваном,

Слайд 21

и попытался музыкой передать грациозные движения дам и нежные речи кавалеров. И началась музыка…

Слайд 22

(В записи звучит «Маленькая прелюдия» И. С. Баха, на слайдах показываются картины репродукции Антуана Ватто).

Так Рояль стал Клавесином.

Слайд 23

Однажды Папа и Мама усадили Сынка заниматься музыкой.

- Не буду я на нём играть! Он вконец расстроился!

Тогда Папа и Мама вызвали настройщика, который ничего не мог сделать – ведь Рояль хотел быть Клавесином. Никто не мог заставить Рояль звучать так, как звучат рояли. Один старенький самоучка-настройщик, осмотрев Рояль, разгадал его тайну и посоветовал Папе и Маме:

-Попробуйте убрать портрет Баха и повесить портрет Рахманинова.

Слайд 24

Так проходили дни и ночи. Сынок не занимался музыкой, и родителям это надоело. Они написали объявление:

Слайд 25

«Продаётся очень красивый, но немного расстроенный рояль». К ним зачастили посетители. Увидев золотисто-медовую крышку с серебряной лирой, они восхищённо останавливались, но попробовав звук, говорили: «Да ну его, это клавесин какой-то» - и сразу уходили.

Слайд 26

Однажды пришла грустная девочка. Она подошла к Роялю и спросила:

- Это ты?

- Это я, - ответил он и понял, что дождался. Девочка повернулась к Папе и Маме и сказала:

- Отдайте его мне. Мы любим друг друга.

- Любите, кого хотите, но рояли на улице не валяются, а продаются за деньги.

- Извините великодушно, - сказала Девочка и ушла.

После этого Рояль погрузили в большую машину и отвезли в тот самый магазин, где его когда-то купили. Его поставили в самом пыльном углу, и покупатели даже не хотели подходить к нему. Только иногда к роялю приходила сначала грустная Девочка, потом грустная Девушка, потом, старая грустная Женщина и нежно касалась его клавиш.


Учитель: Ребята! О чём рассказала эта литературная сказка?

^ Дети: О рояле, который хотел стать клавесином.

Учитель: Так и называется это произведение. Как вы думаете, почему Рояль хотел стать Клавесином?

^ Дети: Он пытался изменить в себе всё, и, оставив золотистую оболочку, наполнить её серебристым звучанием.

Учитель: С каким композитором разговаривает рояль?

^ Дети: С немецким композитором - И.С.Бахом.

Учитель: Какой ещё композитор упоминается в сказке?

Дети: С. В. Рахманинов.

Учитель: Вспомните содержание сказки и догадайтесь, почему настройщик посоветовал родителям мальчика повесить над роялем портрет С.В.Рахманинова?

^ Дети: Потому что Бах сочинял музыку для органа и клавесина, а Рахманинов – для рояля.

Учитель: Какой музыкальный инструмент стал центральным в сказке?

^ Дети: Клавесин.

На слайде 27 изображён клавесин с разбором.

Учитель: Правильно, ребята. Действительно, клавесин — это старинный клавишно-струнный инструмент. В разных странах клавесин и его разновидности получили разное название.

Это зависело от величины и конструкции клавесина. В Италии его называли чембало, в Германии — клавир, в Англии — вёрджинал.

На слайде 28 изображены разные клавесины

Клавесин отличался искусным внешним оформлением: корпус был украшен золотой резьбой, а крылья — яркими живописными сюжетами из сельской жизни или мифов.

На слайде 29 изображён ещё один вид клавесина и рядом рояль.

Учитель: Ребята, посмотрите, в чём сходство и различие этих музыкальных инструментов?

Дети: Клавесин и рояль похожи формой. Клавесин бывает 2-х и 3-х регистровый, а у рояля один регистр. У клавесина нет педалей, а у рояля есть. Клавиши у клавесина вверху белые, а внизу чёрные, а у рояля наоборот.

Звук у клавесина более серебристый, а у рояля более естественный.

Учитель: Правильно. Клавесин – это предок рояля.

Учитель. Ребята! Какие в этой сказке писателя Л.Кириллина вы услышали ключевые слова, которые рассказывают о музыке?

^ Дети. Рояль, клавесин, композиторы: И. С. Бах, С. В. Рахманинов.

Учитель. Ребята! Мы можем назвать эту сказку музыкальной?

Дети. Да.

Учитель. Как вы думаете почему?

Дети. Потому, что музыка в ней становится главным действующим лицом.

Учитель. Так все-таки почему литература не может существовать без музыки?

Слайд 30.

Дети: (Ответ на проблему урока) «Сказка о рояле, который хотел стать клавесином» Л.Кириллина рассказывает о музыке, о музыкальных инструментах – рояле и клавесине, значит, литература невозможна без музыки.


Слайд 31. Под музыку выходят музы.


Муза литературы: Я поняла, что литература не может существовать без музыки. Теперь мы никогда не будем ссориться с музыкой (берёт музыку за руку).

Муза музыки: Спасибо вам, ребята, что вы нас помирили.

Учитель: Мы совершили путешествие в сказку, как бы Вы сформулировали тему нашего урока?

^ Дети. Литература не может существовать без музыки!


На слайде 32 появляется тема урока.


Учитель: Что вы нового узнали из нашего сказочного путешествия?

Дети: Мы услышали новую литературную сказку, где рояль хотел стать клавесином. Познакомились с новым инструментом – клавесином.

Клавесин – старинный клавишно-струнный инструмент, предок рояля.

Помирили литературу с музыкой. Поняли, что литература не может существовать без музыки, потому что тогда исчезнут литературные сказки, где музыка является главным действующим героем.

Учитель. Наше путешествие подходит к концу. Я думаю, что вы тоже никогда не будете ссориться, а будете дружить друг с другом и с музыкой. Какая песня нас всех может объединить?

(Исполняется мелодия песни И.Крутого «Музыка»)

^ Дети. «Музыка» – песня, которую мы поем в финале школьного конкурса «Звезды школы № 32».

Учитель. Давайте встанем и исполним финальную песню вместе с нашими гостями.


Слайд 33. Дети встают и исполняют песню И.Крутого «Музыка».


Учитель: Ребята! Вы сегодня молодцы. Сумели помирить музыку и литературу. Всем за урок 5. Теперь Вы сможете отправиться домой и взять музыку и литературу с собой. А дома попробуйте сочинить свою литературную сказку о музыке, нарисуйте сказочную страну искусств и иллюстрации к своим сказкам. А я желаю Вам доброго пути по дороге добра!


На слайде 34 снова изображена дорога добра.

Дети встают и выходят из класса под песню «Дорога добра».


Литература читает стих о музыке:

А музыка не только звуки.

А чаще это – человек,

Его чувствительные руки

И чуть заметный трепет век.

Когда он весь в потоке света

Охвачен радужным огнём,

Услышишь песенку кларнета

И звук виолончели в нём.

А чёрных туч прихлынет стая,

А ляжет гибельный туман –

И в сердце, к битве призывая,

Забьёт тревогу барабан.


Литература читает стих о музыке:

А музыка не только звуки.

А чаще это – человек,

Его чувствительные руки

И чуть заметный трепет век.

Когда он весь в потоке света

Охвачен радужным огнём,

Услышишь песенку кларнета

И звук виолончели в нём.

А чёрных туч прихлынет стая,

А ляжет гибельный туман –

И в сердце, к битве призывая,

Забьёт тревогу барабан.


Литература читает стих о музыке:

А музыка не только звуки.

А чаще это – человек,

Его чувствительные руки

И чуть заметный трепет век.

Когда он весь в потоке света

Охвачен радужным огнём,

Услышишь песенку кларнета

И звук виолончели в нём.

А чёрных туч прихлынет стая,

А ляжет гибельный туман –

И в сердце, к битве призывая,

Забьёт тревогу барабан.


стих – единица стихотворного ритма; система речи, обладающая симметричностью и ритмичностью звучания.

сказка – один из основных жанров народного устно-эпического творчества.

басня – это короткий рассказ, чаще всего стихотворный, с иносказательным смыслом.

рассказ – малая форма эпической прозаической литературы.

повесть – эпический прозаический жанр по форме меньше романа, но больше рассказа.

роман – большая форма эпической прозаической литературы.

миф – рассказ о богах и героях, культовых первопредков, передающий представление древних о происхождении мира и жизни на земле.

легенда – жанр фольклора, в основе повествования лежит нечто фантастическое.


^ Музыка (финальная песня И. Крутого)

I куплет.

Музыка – это дивная страна.

Все века принимала все года.

Кто играет и поёт, в том всегда

Музыка живёт.

Припев.

Пой неба дождь слепой,

В море пой прибой, а в сердце пой любовь.

Мы такие разные,

Но одна у нас с тобой одна музыка

Мы такие разные,

Но помирит нас с тобой одна музыка.

Самая прекрасная, самая волшебная страна – музыка.

Пой неба дождь слепой,

В море пой прибой, а в сердце пой любовь.

А в сердце пой любовь.

II куплет.

Музыка старая и новая

Иногда грустная и строгая.

Лёгкая, серьёзная.

Каждому музыка своя.

Припев.





Похожие:

Конспект урока музыки в 5-м классе iconА. К. учитель музыки моу «Ленинская сош с углубленным изучением отдельных предметов» Октябрьского р-на Курской области Тема урок
Конспект урока музыки во втором классе по программе Е. Критской Автор урока: Дроздова А. К. – учитель музыки моу ленинская сош
Конспект урока музыки в 5-м классе iconПлан конспект урока музыки в 6 классе. Тема: Учитель музыки: Чернова Л. К. с. Сойгино, 2011 год
Изучить и закрепить устойчивые понятия о культуре хореографии эпохи XVIII-XIX веков
Конспект урока музыки в 5-м классе iconКонспект урока музыки в 6 классе
Оборудование : мультимедийный комплекс, портрет Г. Жубановой, фонохрестоматия, фортепиано, карточки для «Муз викторины»
Конспект урока музыки в 5-м классе iconУрок музыки в 3 классе, 3 четверть. Тема четверти
Тема урока: «Развитие музыки в сюите Эдварда Грига «Пер Гюнт» при помощи темпа и динамики»
Конспект урока музыки в 5-м классе iconУрок музыки в 3 классе, 3 четверть. Тема четверти
Тема урока: «Развитие музыки в сюите Эдварда Грига «Пер Гюнт» при помощи темпа и динамики»
Конспект урока музыки в 5-м классе iconКонспект урока музыки в 7 классе по теме: «Музыка Бетховена»
Систематизировать знания учащихся в области жизни и творчества великого немецкого композитора
Конспект урока музыки в 5-м классе iconРазработка урока музыки в 1 классе, 3 четверть Тема урока: «Музыкальные портреты»
...
Конспект урока музыки в 5-м классе iconМирзоева Лариса Викторовна, учитель музыки и самопознания, педагог-психолог гимназии №38, г. Караганда урок музыки в 4 классе Тема урок
Цель: познакомить учащихся с музыкальным искусством Польши, выявить характерные особенности польской музыки
Конспект урока музыки в 5-м классе iconКонспект урока музыки просвирниной Ольги Сергеевны учителя музыки средней общеобразовательной школы №13 г Балаково. Тема урока: «Музыкальный портрет России»
Просвирниной Ольги Сергеевны учителя музыки средней общеобразовательной школы №13 г Балаково
Конспект урока музыки в 5-м классе iconКонспект урока музыки в 7 классе: Тема: «У войны недоброе лицо»
Цель: продолжить формирование мировоззрения учащихся, воспитывая патриотизм и душевное благородство через исследование образа войны...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами