Разработка урока по музыкальной литературе для учащихся музыкального отделения дши icon

Разработка урока по музыкальной литературе для учащихся музыкального отделения дши



НазваниеРазработка урока по музыкальной литературе для учащихся музыкального отделения дши
Дата17.10.2016
Размер
ТипРазработка урока

Лилия Николаевна Ханжина

МБОУ ДОД «Детская школа искусств №2», г. Урай

Разработка урока по музыкальной литературе для учащихся музыкального отделения ДШИ
«Отечественная музыкальная культура 1960-1990-х годов» (4 год обучения)


Цели урока:

-углубление и систематизация знаний по отечественной музыкальной культуре 60-90 годов XX века;

-планирование опережающей самостоятельной работы учащихся на период каникул и 4 четверти.

Задачи урока:

-разобрать выполнение вопросов к теме «Отечественная музыка в 1960-1990 годы»;

-познакомиться с фрагментами произведений Гаврилина, Щедрина, Денисова, Шнитке, Губайдуллиной;

-обсудить взаимосвязи между изменением в жизни общества в 60-е годы и изменениями в культурной жизни;

-выделить и сформулировать признаки нового в музыкальном искусстве данного периода;

-систематизировать знания учащихся по теме «Отечественная музыка в 1960-1990-х годы» в ходе просмотра презентации;

-разъяснить опережающий план работы, д/з.

^ Тип урока:

по дидактическим целям - урок систематизации и обобщения знаний;

по способу проведения – беседа;

по этапам учебного процесса – комбинированный.

^ Методы и приемы:

организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесно-наглядные, частично-поисковые, синтез и анализ, классификация, стимулирование и мотивация учебной и творческой деятельности, убеждение, приучение, поощрение, неожиданность, новизна, ситуация успеха

контроля и самоконтроля учебной деятельности: устные, групповые

Оборудование:

средства мультимедиа: персональный компьютер, интерактивная доска

учебные пособия: Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература XX века. - М., 2005.

дидактические материалы: фонохрестоматия «Антология русской и западноевропейской музыки ХП-ХХ веков, диск 35, презентация

^ Понятия и терминология (для закрепления):

«хрущевская оттепель», диссиденты, авторская песня, полистилистика, коллаж, атональная музыка и сериальная техника, серийная техника, алеаторика, сонористика, микротоновая техника, электронная музыка, конкретная музыка

Ход урока (в минутах):

Этапы

1.Организационный - 2

2.Разбор д/з - 8

3.Прослушивание музыки - 10

4.Обсуждение и анализ текста с элементами моделирования ответов - 6

5.Составление опорных схем - 6

6.Выводы по уроку и просмотр презентации для учеников - 5

7.Планирование деятельности – 3.

Этап 1, организационный. Сообщение темы и целей урока; прогнозирование результатов урока (указать на возможность применения предложенных в ходе урока схем для анализа современной музыкальной культуры); визуальная беглая проверка выполнения д/з. Описание этапа: тема, цели и задачи выведены на интерактивной доске (рис.1; приложение 1, слайды 1-3); указать на связь темы урока с темами и заданиями 4 четверти; просмотреть д/з: вопросы было предложено оформить в виде таблиц в тетради.

^ Этап 2, разбор д/з. Реализация задачи урока по выполнению заданий по вопросам к теме «Отечественная музыкальная культура в 1960-90-е годы» - выяснить у учащихся, есть ли непонятные моменты в д/з, можно подробнее разобрать вопрос №4. Описание этапа: обычно вопросов у детей не возникает, иногда дети уточняют, можно ли в вопросе 1 указать произведения из учебника, если не знакомы с произведениями композиторов данного периода. По вопросу 4 целесообразно уточнить, нужны ли пояснения (например, в виде этимологии слов).

^ Этап 3, прослушивание музыки. Реализация задачи урока по знакомству с фрагментами произведений (В.Гаврилин «Перезвоны» - «Ти-ри-ри»; Р.Щедрин «Озорные частушки» - начало; Э.Денисов сюита из оперы «Пена дней» - «Колен и Хлоя» фрагменты; С.Губайдуллина «Песнь солнцу» - начало. Диск 35). Описание этапа: прослушивание (в среднем по 2 минуты), краткие комментарии. Связь с предыдущим этапом: после разговора о новых композиторских техниках и приемах целесообразно прослушать фрагменты произведений, это послужит музыкальной иллюстрацией и основой для расширения слухового опыта.

^ Этап 4, обсуждение и анализ текста с элементами моделирования ответов. Реализация задачи урока по обсуждению взаимосвязи между изменениями в жизни общества в 60-е годы и изменениями в культурной жизни. Описание этапа: беседа на основе вспомогательного вопроса «Как вы понимаете выражение: «Начиная с 60-х годов в нашей стране наступают большие перемены?» (рис. 2-4; приложение 1, слайды 4-7). Использовать схему «Изменения в политике, идеологии, «оттепель 1960-х». Наука. Космос. Стройки века. Новый этап отечественной культуры» (рис.8; приложение 1, слайд 8). Моделирование ответа на вопрос «Что можно выделить нового в культурной жизни страны?». На данном этапе важна активизация внимания, для этого есть помощь в предлагаемой схеме (рис.9; приложение 1, слайд 20), в способе структурирования материала, в указании страниц текста учебника (стр. 198-200). Схема дана неполная, ученики могут высказаться, предложить свои варианты ответов, формулируют ответы, моделируют схему-ответ и проверяют с предлагаемой схемой-ответом (рис.10; приложение 1, слайд 21).

^ Этап 5, составление опорных схем. Реализация задачи урока по выделению и формулированию признаков нового в музыкальном искусстве данного периода на основе выполненного д/з, прослушанной музыки и примеров изобразительного искусства. Описание этапа: связь с предыдущими этапами урока, опора на записи в тетрадях, установление причинно-следственных связей, поддержка примерами из текста учебника - «Признаки нового в музыкальном искусстве данного периода. Новое в содержании произведений музыкального искусства. Развитие и изменение музыкальных жанров, стилей. Изменение форм бытования музыкального искусства» (рис.11; приложение 1, слайды 25-26).

Раскрытие каждого пункта, указанного в рис. 11:

«Новое в содержании произведений музыкального искусства. Темы войны, революции, истории. Смысл жизни и смерти. Другой образ героя» (рис.12; приложение 1, слайды 27-28);

«Развитие и изменение музыкальных жанров, стилей. Песня. Опера и балет. Кантата и оратория. Полистилистика (цитирование, коллаж)» (рис.5, 6, 13; приложение 1, слайды 29-33).

«Изменение форм бытования музыкального искусства. Исполнительское искусство: солисты. Исполнительское искусство: коллективы. Конкурсное и фестивальное движение. Развитие способов тиражирования, интерпретации музыки» (рис. 7, 14; приложение 1, слайды 34-35).

^ Этап 6, выводы по уроку и повторный беглый просмотр презентации. Реализация задачи урока по систематизированию знаний учащихся по теме «Отечественная музыка в 1960-1990-х годы» в ходе закрепляющего просмотра презентации. Описание этапа: просмотреть презентацию, озвучить вывод по уроку, указать на связь вывода и д/з (рис.15; приложение 1, слайд 36).

^ Этап 7, планирование деятельности. Реализация задачи урока по разъяснению опережающего плана работы и объяснению непосредственного домашнего задания.

Домашнее задание:

-подумать над схемой раздела «Признаки нового в музыке современности», сделать наброски (приложение 1, слайд 26);

-прочитать тему «Г. В. Свиридов» стр. 209-218;

-прослушать фрагменты произведений «Поэма памяти Сергея Есенина», музыка к «Метели»;

-обратить внимание на план работы в 4 четверти (с творчеством каких композиторов будем знакомиться) и список произведений для прослушивания (план и список дается в начале года или полугодия). Составить тезисный план по данной теме с учетом (при помощи) схем, показанных на уроке в презентации.

^ Методические пояснения к разработке.

Актуальность и обоснованность постановки целей. Урок является итоговым в 3 четверти, до него проведено контрольное занятие по большой теме «Творчество Шостаковича». Предлагаемый урок с одной стороны, завершает значительный раздел в отечественной музыке, с другой – открывает новый этап. Внимательное отношение к данной теме объясняется определенной сложностью ее содержания и восприятия, особенностями музыкального языка произведений этого периода, неоднозначностью в подходах к оценкам творчества композиторов.

На предыдущем занятии учащиеся получили задание прочитать материал по теме «Отечественная музыка в 1960-1990-е годы» в учебнике и выполнить задания в конце темы (ответить на вопросы). Поэтому в цели урока сделана опора на углубление и систематизацию знаний. Так как урок проводится перед каникулами, имеет смысл сориентировать учащихся на дальнейшую деятельность (в каникулы есть возможность послушать музыку, прочесть дополнительную литературу, использовать интернет).

^ Отражение методов доведения до обучающихся целей занятия. Для достижения целей предлагается решить задачи, их шесть. Каждая задача в определенной степени способствует достижению целей, являясь обучающей, развивающей, воспитывающей. Наибольшую нагрузку несет решение задач, связанных непосредственно с прослушиванием музыки и анализом текста учебника.

Методы и приемы, формы работы, выбранные для проведения занятия, наиболее полно позволяют решить поставленные задачи. Методы разделены на позволяющие организовать и осуществить учебно-познавательную деятельность (словесно-наглядные, частично-поисковые, синтез и анализ, классификация, стимулирование и мотивация учебной и творческой деятельности, убеждение, приучение, поощрение, неожиданность, новизна, ситуация успеха) и методы контроля и самоконтроля учебной деятельности (устные, групповые).

На основании опыта работы следует отметить, что проведение урока именно в таком виде целеполагания дает результаты. Сложности иногда возникают только в плане эмоциональной реакции на непривычную музыку (связано с недостаточным развитием слухового опыта учащихся).

^ Взаимосвязь целей данного урока с целями других уроков (целевая прогрессия). Учащиеся имеют опыт разбора подобных тем, направленных на изучение определенных периодов в истории музыкальной культуры. Например, темы «Древнерусская музыка», «Русская музыка XVIII века», «Русская музыкальная культура второй половины XIX века» (3 год обучения), «Отечественная музыка в 1920-1950-е годы» (4 год обучения). Из опыта педагогической работы можно сделать вывод о целесообразности опоры на исторические факты и события, объяснение реалий времени (часто они могут быть непонятны детям в силу возрастных особенностей; чем младше дети, тем сложнее со временем, его требуется больше; данный урок рассчитан на возраст 14-15 лет), на причинно-следственную зависимость развития искусства от политики, идеологии, уровня развития общественного сознания.

^ Направленность целей урока на практическую деятельность обучающихся. Углубление знаний по данной теме обычно способствует развитию интереса к практической музыкальной деятельности: прослушиванию произведений сверх учебной программы, разучивание доступных по сложности пьес изучаемых композиторов («Тарантелла» Гаврилина, облегченные переложения пьес Свиридова, разучивание авторских песен, музыки из кинофильмов и т.д.).

^ Отражение в разработке содержания образования. Соответствие содержания образования в разработке примерным требованиям по предмету «музыкальная литература». Урок проводится по программе дополнительного образования детей «Музыкальная литература», сроком реализации 4 года, для учащихся от 10-12 до 14-16 лет, составленной на основе типовой программы по музыкальной литературе (М., 2002). В качестве основного пособия для учащихся используется учебник Аверьяновой О.И. «Отечественная музыкальная литература ХХ века» (М., «Музыка», 2005).

^ Логичность изложения содержания образования в разработке. Процессы развития музыкального искусства изучаемого периода отстоят от нашего времени на значительное расстояние, учащиеся практически не знакомы с той звуковой атмосферой. Поэтому в разработке используется логика изложения материала, предлагаемая в учебной статье по этой теме, с тем, чтобы большее внимание уделить собственно музыке.

^ Доступность для обучающихся выделенного в разработке содержания образования. Доступность выбранного содержания образования обеспечивается:

-преемственностью в организации уроков данного типа (при повторении структуры и способов организации деятельности легче усваивать материал; есть опора на опыт разбора подобных тем);

-использованием межпредметных связей (знания по истории России, обществознанию, литературе, мировой художественной культуре);

-использованием личностно-ориентированной технологии обучения, а также элементов информационно-компьютерных (используется презентация, интернет-ресурсы, соответствующее оборудование) и элементы здоровьесберегающих технологий (удобное распределение видов деятельности по этапам работы, возможности переключения внимания, моменты релаксации во время музыки, положительные моменты во время «узнавания» знакомого материала в конце урока).

Сложность возникает в основном у учащихся с недостаточно развитым общим кругозором.

^ Научность изложения в разработке содержания образования. Научность изложения обеспечивается следованием общепринятой в рамках предмета:

-специальной (сонорика, атональная музыка ит.д.) и заимствованной терминологии (например, коллаж),

-классификациям (тематики произведений; жанров),

-словесному выражению тех или иных музыкальных образов,

-формулировкам замыслов и содержания различных произведений.

^ Методика проведения урока. Обоснование структуры занятия; целесообразность распределения времени по этапам занятия. Этапы учебного занятия характерны для комбинированного урока. Продолжительность этапов опирается на возрастные особенности учащихся и (в данном случае для этой группы) индивидуальными склонностями (для учащихся важно проверить д/з сразу в классе хотя бы частично) и уровнем обученности (важно поработать над формированием выводов, вниманием к деталям).

Данная структура урока и временные отрезки этапов отработаны на практике. Учащиеся выпускного класса способны и к мобильному чередованию видов деятельности (быстрый опрос, беседа), и к детальному выполнению заданий (анализ, наблюдение, моделирование). Следует отметить, что подобная организация урока все же требует системы в занятиях, приученности к определенным требованиям учителя (подготовка тетрадей с письменным д/з), способам домашней работы (ответы в виде таблиц, опережающее чтение темы урока). Если этого нет, может быть возможной перестройка урока, вплоть до снижения планки целей урока (простое ознакомление без элементов моделирования).

^ Целесообразность отбора методов, приемов и средств обучения учащихся в данной разработке. На уроке использован комплекс методов: ведущий словесный метод, опора на объяснительно-иллюстративный (этапы «организационный», «прослушивание музыки») и частичнопоисковый методы (этап «составление опорных схем»), использование репродуктивного метода (этап «просмотр презентации») и элементы метода моделирования (этап «обсуждение и анализ текста с элементами моделирования ответов»; «планирование деятельности»). Активно использованы приемы сравнения и наблюдения, наведения, актуализации, анализа.

Выбор оборудования продиктован интересом учащихся к деятельности с мультимедиа и связанной с ними активностью (из опыта), а также текущей ситуацией в современном педагогическом процессе. Подготовка и использование презентации не является самоцелью, а служит лишь средством разнообразить урок, «раскрасить» беседу о музыке, визуализировать некоторые из новых терминов (например, коллаж, тиражирование), ускорить этап подведения итогов.

^ Отражение в разработке аппарата для оценивания деятельности обучающихся. Оценивание деятельности обучающихся на данном уроке осуществляется на основе:

-выполненного письменного д/з (оценка будет выставлена после проверки тетрадей);

-по итогам устной работы на уроке (учитывается активность, количество правильных ответов).

Данный способ оценивания наиболее приемлем: урок итоговый, но не контрольный, предполагает в основном устные формы работы.

^ Целесообразность и характер постановки домашнего задания. Целесообразность постановки д/з следует из цели и типа урока: важно завершить определенный этап (тему) и заложить основы для дальнейшей работы. Основной акцент делается, конечно, на прослушивание музыки и на рассуждения о современной музыкальной культуре.

В презентации для учащихся предусмотрены так называемые «пустые» слайды. В них учащиеся могут в дальнейшем добавить расширение некоторых аспектов темы (вставить портреты и имена композиторов нового поколения 1960-х, презентовать расшифровку терминов или развитие авторской песни, составить перечень произведений и т.д.). Таким самым создается возможность индивидуального подхода к учащимся, вариант творческого выполнения д/з.

^ Оформление и стиль изложения учебного материала в разработке урока. Культура оформления мультимедийной разработки урока, внешний вид. При оформлении разработки автор использовала рекомендации для создания мультимедийных разработок уроков и пособий, предложенные и проанализированные в использованной литературе. Также преподаватель руководствовалась имеющимся личным опытом в создании подобных работ: сами учащиеся часто дают подсказки, как лучше предложить им материал.

^ Техническая редакция мультимедийной разработки урока.

Использованы возможности ОС Windows 2007:

стандартные программы

Microsoft Office Power Point-2007

Windows Media Player

^ Корректность использования символов, специальных знаков и формул в мультимедийной разработке урока. На основании рекомендаций к созданию мультимедийных разработок:

-стремление к единству в оформлении аналогичных разделов;

-минимальное использование специальных отвлекающих символов и знаков;

-психологически комфортное стилистическое решение слайдов.

В целях экономии объема в презентации не представлены слайды, содержащие фрагменты музыкальных произведений (в ходе работы на уроке учащимся предлагается на дом презентация, содержащая данные фрагменты).


Список литературы:

1.«Как организовать медиаурок». Педагогическая лаборатория Пикаловой Л.Р. Центр новых образовательных технологий, ТГПУ. httр://рlаnеtа.tsрu.ru/

2.Тараева Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. - М., 2007.

3.Трофимова В.В. «Как разработать мультимедийный урок». Преподавание информатики. Общепедагогические технологии. http://festival.1september.ru/




Похожие:

Разработка урока по музыкальной литературе для учащихся музыкального отделения дши iconТема Цели, задачи и принципы музыкального обучения и воспитания
В современной педагогике целью общего музыкального обра­зования принято считать становление, развитие музыкальной куль­туры учащихся...
Разработка урока по музыкальной литературе для учащихся музыкального отделения дши iconПрограмма «Новогодний вечер в галерее» художественная галерея коллегиум иезуитов 19 декабря
Концерт учащихся дши №1 хорового отделения и фортепиано Детская школа искусств №1
Разработка урока по музыкальной литературе для учащихся музыкального отделения дши iconУрок музыкальной литературы на тему «Маршевая музыка» в 4 классе дмш и дши (конспект)
Цель: ознакомить учащихся с многообразием разновидностей жанра марша и через эвристическую деятельность выявить основополагающие...
Разработка урока по музыкальной литературе для учащихся музыкального отделения дши iconРазработка урока по литературе, 6 класс «завершающее путешествие по стране басни»
Оборудование: портреты баснописцев, накопительные личные и для капитанов карточки, оценочные листы для независимых экспертов, тексты...
Разработка урока по музыкальной литературе для учащихся музыкального отделения дши iconНазвание проекта
В связи с изучением темы "Музыка и литература" организуется данный проект. Он направлен на расширение музыкального представления...
Разработка урока по музыкальной литературе для учащихся музыкального отделения дши iconРазработка урока по физической культуре для учащихся 6 класса «Баскетбол» Разработала учитель физической культуры
Обратить внимание на спортивную форму. Организовать учащихся для проведения урока
Разработка урока по музыкальной литературе для учащихся музыкального отделения дши iconКонспект музыкального занятия в подготовительной группе «Настроения в музыке»
Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности
Разработка урока по музыкальной литературе для учащихся музыкального отделения дши iconЛариса Викторовна Бородина мбоу дод «Детская музыкальная школа с. Троицкое»
Дмш и дши, широкий круг задач, успешное решение которых есть вопрос востребованности учебных заведений подобного типа и их выпускников...
Разработка урока по музыкальной литературе для учащихся музыкального отделения дши iconПрограмма курса «История английской литературы первой половины ХХ века» для студентов романо-германского отделения (английская филология)
Социальная, политическая, экономическая ситуация в Англии в 1-й половине ХХ века, её отражение в литературе
Разработка урока по музыкальной литературе для учащихся музыкального отделения дши iconТесты по музыкальной литературе (4 год обучения) сергей сергеевич прокофьев
Выдающиеся русские композиторы – учителя Прокофьева в Петербургской консерватории
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами