Программа учебного курса \"Сравнительный анализ постсоветских трансформационных процессов\" icon

Программа учебного курса "Сравнительный анализ постсоветских трансформационных процессов"



НазваниеПрограмма учебного курса "Сравнительный анализ постсоветских трансформационных процессов"
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма

ПРОГРАММА КУРСА


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОСТСОВЕТСКИХ

ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ


Программа учебного курса "Сравнительный анализ постсоветских трансформационных процессов" для магистров и студентов 4-5 курса социологического факультета Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина подготовлена преподавателем кафедры социологии Бабенко Светланой Сергеевной.

АННОТАЦИЯ КУРСА

Данный курс рассчитан на студентов-социологов 4-5 года обучения, которые уже ознакомлены с историей социологической мысли и современными социологическими теориями. Основной фокус этого курса – современные социальные изменения и трансформационные процессы в постсоветских странах, в сравнении с советским состоянием общества, а также со странами Восточной Европы.

^ Основная цель курса – дать слушателям представление о современной теоретической ситуации в данной сфере, а также о перспективах и возможностях использования этих теоретических представлений в дальнейшей исследовательской работе. Основная задача курса – познакомить студентов с актуальной проблематикой современных дискуссий и исследований в рамках теорий социальных изменений в первой части курса, а также попыток построения методологии и конкретных социологических исследований постсоветских трансформационных процессов – во второй. Этот курс направлен на то, чтобы ознакомить студентов с основными вызовами социальной теории и методологии, с которыми сталкивается отечественная и европейская социология сегодня, а также возможными вариантами ответов на эти вызовы.

^ Методы контроля и оценки: результирующая оценка будет состоять из пяти компонентов: научное эссе*, контрольная работа, активность на занятиях и участие в групповой игре. Причем, поскольку курс рассчитан на студентов старших курсов, основной вес будет иметь оценка по результатам написания и защиты научного эссе. Студенты пишут контрольную работу, оценивающую степень их знания основных понятий и теорий, с которыми они ознакомились на занятиях и в результате работы с литературой (15 баллов); активная работа на занятиях (10 баллов), кроме того, в середине курса будет проведена групповая игра, к которой будет дано домашнее задание (25 баллов), а также "круглые столы" с защитой эссе (50 баллов: 15 баллов выступление, 5 баллов оппонирование, 5 баллов ответы на вопросы, и 25 баллов – текст эссе). Итоговая оценка: "отлично"81-100 баллов – выдается СЕР-сертификат

"хорошо"61-80 баллов

"удовлетворительно"51-60 баллов

"неудовлетворительно" – менее 50 баллов –- курс не зачитывается

В исключительных случаях для аттестации по курсу возможна сдача экзамена, тогда оценка будет состоять на 50% из оценки за эссе и его защиты, и на 50% из результатов сдачи экзамена (25% – письменная работа и 25% устный ответ).


^ Краткое содержание курса: Курс состоит из двух частей:

  1. Социологическая теория социальных изменений и постсоветской трансформации: основные понятия, концепции, подходы, идеи, поиски методологии в отечественной и зарубежной социологии (Тойнби, Шпенглер, Э.Гидденс, К.Поппер, М.Арчер, П.Штомпка, А.Турен, И.Валлернстайн, В.Ядов, Т.Заславская, Е.Головаха, Е.Якубы и др.)

  2. ^ Социологические исследования современных трансформационных процессов: начинания и результаты. Украина и Россия как субъекты трансформации: социальные силы, структуры и институты. Основные направления социологических и междисциплинарных исследований.

Круглые столы посвящены обсуждению сравнительной перспективы общего и различного в постсоветской и посткоммунистической трансформации в разных странах.

К курсу будет предложен сборник основных материалов (Reader), в который включены необходимые для ознакомления тексты.


В рамках курса запланировано несколько форм активизации учебной деятельности студентов: проблемные лекции, семинары по типу творческой дискуссии, написание и защита эссе, научное оппонирование, групповая игра и "круглые столы". Круглые столы посвящены обсуждению сравнительной перспективы общего и различного в постсоветской трансформации в разных странах.

Учебный план курса является гибким:

  1. на первом занятии у слушателей будет возможность выбрать темы, на которых им было бы интереснее остановиться подробнее;

  2. понятие "лекции" и "семинары" также является гибким в рамках данного курса – лекции также преимущественно будут проходить в формате "беседы", "каскадной дискуссии", обсуждения проработанного материала и пр.;

  3. в соответствии с основной целью курса главное внимание будет уделено перспективам и возможностям использования теоретических представлений о постсоветской трансформации в дальнейшей исследовательской работе каждого слушателя.



^ УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА





Темы лекций, семинаров, дискуссий

количество часов

Даты







лекций

семинаров




^ Раздел I. Теории социальных изменений

1

История исследований социальных изменений.

Основные теоретические подходы к исследованию социальных изменений.

2

2

2

2

3-8.10

10.10

2

Современная теоретическая дискуссия

2

2

15-17.10

Раздел II. Место и роль постсоветских трансформационных процессов в глобальном контексте

3

Типы современных трансформаций.

2




17.10

4

Социологическая теория в поиске методологических оснований для исследования современных трансформационных процессов постсоветских стран

2

2

22-24.10

^ Раздел III. Концепты и концепции исследования постсоветских трансформационных процессов

5

Основные понятия, определяющие сущность трансформационных процессов

2




29.10




^ Контрольная работа




2

31.10

6

Глобальные и локальные влияния: концепции социальных изменений в постсоветском пространстве

2

2

5-7.11

7

Объяснительный потенциал теорий постсоветских трансформаций (магистерский диспут)




4

12-14.11

^ Раздел IV. Основные направления исследований постсоветских трансформационных процессов

8

Исследования динамики изменений социальных институтов

2

2

19-21.11

9

Социальная структура в фокусе исследований

2

2

26.11

10

Трансформационные процессы в динамике общественного мнения

2

2

28.11

Раздел V. Украина и Россия в контексте трансформационных процессов: социальные силы, структуры, институты. Основные тенденции изменений

2

4

3-5.12

^ Раздел VI. Сравнительные исследования социальных изменений: страны Восточной Европы и СНГ

2

2

10-12.12

ВСЕГО: 52 ауд. часа

24

28




^ ПРОГРАММА КУРСА


РАЗДЕЛ I. ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ


1. История исследований социальных изменений. Основные теоретические подходы к исследованию социальных изменений.

Теории линейного развития общества. Эволюция идеи прогресса (девелопментализм, теории развития). К. Маркс (формационный подход), Ф. Теннис, Э. Дюркгейм (от традиционного общества к современному). Теория модернизации: Д. Белл, А. Тоффлер, М. Кастельс: теории индустриального – постиндустриального – информационного общества.

Циклические теории исторического развития: А. Тойнби, О. Шпенглер, Н. Данилевский, П. Сорокин; Системная модель развития: Т.Парсонс, Н.Луман


Литература

  • Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Технократическая волна на западе. М. 1986. – С. 330-343

  • Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не меняется? // Социс. – 1997.– №1. – С. 8-22

  • Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика. Общество. Культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. –с.36-46, C.49-80

  • Луман Н. Теория общества // Теория общества. Сборник. / пер. С нем., англ. / Вступ. Статья, сост. и общ. ред. А.Ф.Филиппова. – М.: "Канон-пресс-Ц", 1999. 499 с. – С. 196-235

  • Парсонс Т. Функциональная теория изменения // Американская социологическая мысль: Тексты / под ред. В.И.Добренькова. – М.: Издание Международного университета Бизнеса и Управления, 1996. – С.478-493

  • Сорокин П. Социокультурная динамика // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М. 1992. – с. 425-105

  • Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс. 1991. Введение

  • Тоффлер О. Проблемы власти на пороге XХI века \\ Свободная Мысль, 1993, N 2

  • Шпенглер О. Закат Европы. М. 1991

  • Штомпка П. Социология социальных изменений. М. 1996. – с.19-31, 45-56, с.231-240

  • Genov N. Conceptualizing social dynamic // Вісник Харківського національного університету ім.В.М.Каразіна. – Харків: ХНУ, 2002, № 543. – с. 23-36


^ 2. Современная теоретическая дискуссия

Динамические концепции социальных изменений. Динамическое социальное поле. Деятельностно-структурная концепция социальных изменений. Движущие механизмы социальных изменений. В поисках субъекта. Структуры и структурации. М.Арчер, Э.Гидденс, А.Этциони, А.Турен, Т.Бернс, П.Штомпка, Т.Заславская, О.Куценко


Литература

  1. Арчер М. Реализм и морфогенез // Теория общества. Сборник. М. 1999. С. 157-195

  2. Boudon R. Theories of Social Change. Polity Press. 1986

  3. Гидденс Э. Теория структурации как теория действия // История теоретической социологии. В 4-х томах. Т.4. / отв.ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. СПб.: РХГИ. – с. 634-658

  4. Заславская Т.И. Социальный механизм трансформация российского общества // Социологический журнал. 1995. №3

  5. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика. Общество. Культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. –C.68 --80

  6. Куценко О.Д. Социальные изменения и трансформация сквозь призму синергетического подхода // Вісник Харківського національного університету ім.В.М.Каразіна. – Харків: ХНУ, 2000, № 492. – с. 123-130

  7. Куценко О.Д. Деятельностная перспектива в понимании общества: попытка деятельностно-структурного анализа // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2001. №1. с. 27-41

  8. Штомпка П. Социология социальных изменений. М. 1996. – с.268-294

  9. Этциони А. Новое золотое правило. Сообщество и нравственность в демократическом обществе // Новая постиндустриальная волна на западе. Антология / под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С. 309-336


^ РАЗДЕЛ II. МЕСТО И РОЛЬ ПОСТСОВЕТСКИХ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ГЛОБАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ


1. Социологическая теория в поиске методологических оснований для исследования современных трансформационных процессов постсоветских стран

Оценка глубины и качества постсоветских преобразований. Характеристика советского общества (откуда идем?). Парадигма общественных формаций и модернизационная парадигма трансформации постсоветского пространства. Концепция "трансформационной структуры" Т.И. Заславской.


Литература

  • Вишневский А. Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР. М.: ОГИ, 1998.– c.278-290 , c.158-184, c.185-222

  • Головаха Є.І. Суспільство, що трансформується. Досвід соціологічного моніторингу в Україні. – Київ: ІС НАН Укріїни, 1997. – с. 6-24

  • Заславская Т.И. Методологические проблемы изучения посткоммунистических трансформационных процессов // Методология, теория и практика социологического анализа современного общества: сборник научных трудов. Харьков. 1999. – с. 3-9

  • Заславская Т.И. Постсоциалистический трансформационный процесс в России // Вестник РГНФ, №3, С. 132-148

  • Заславская Т.И. Некоторые методологические вопросы изучения современного российского общества // Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: Век. Десятилетие. Год. М.: "Аспект-пресс". 1999. – с. 132-140

  • Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика. Общество. Культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. – Глава 8, с. 435-490

  • Кива А.В. После социализма: некоторые закономерности переходного периода // Общественные науки и современность, 1997, №2, с. 24-35

  • Михальченко Н. Украинское общество: трансформация, модернизация или лимитроф Европы? – К.:Ин-т социологии НАНУ, 2001. – 440 с. – с.14-74

  • Наумова Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России как форма развития цивилизации // Социологический журнал. 1996. №3-4. с.5-28

  • Українське суспільство на порозі третього тисячоліття. Кол. монографія. / під ред. М.О. Шульги. – К.: Ін-т соціології НАН України. 1999.


^ 2. Типы современных трансформаций.

Модернизация и догоняющее развитие – определение концепций. Теория устойчивого развития. Вестернизация и модернизация, роль цивилизационных факторов. Синергетический подход к изучению социальных изменений. Макро-проект социальных изменений. Реформы, самоорганизация – от макро-проектов к институтам, структурам, стратегиям и практикам. Мезо-уровень трансформации. Программы и акторы. Повседневность и рационализация. Микро-уровень социальных изменений.


Литература

  • Бурдье П. Практический смысл / пер. с фр., отв. ред. Н.А.Шматко. – М.: Институт экспериментальной социологии. 2001. – 562 с.

  • Валлерстайн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге ХХI века: новые направления исследований / под ред. С.И. Григорьева, Ж. Коэнен-Хуттера. – М., 1998, – с.129-147

  • Давыдов Ю.Н. Хабермас Ю. и Гидденс Э. // История теоретической социологии. В 4-х томах. Т.4. / отв.ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. СПб.: РХГИ. – с. 597-658

  • Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика. Общество. Культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.

  • Куценко О.Д. Социальные изменения и трансформация сквозь призму синергетического подхода // Вісник Харківського національного університету ім.В.М.Каразіна. – Харків: ХНУ, 2000, № 492. – с. 123-130

  • Наумова Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина или ресурс человечества? М.: Эдиторал УРСС. 1999. – 176 с.


^ РАЗДЕЛ III. КОНЦЕПТЫ И КОНЦЕПЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОСТСОВЕТСКИХ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ


1. Основные понятия, определяющие сущность трансформационных процессов

Эвристический, описательный и объяснительный потенциал понятий "изменения", "реформы", "переход", "трансформация" при исследовании современных процессов постсоветского общества. Понятия "модернизация", "архаизация", "постмодернизация", их вклад в понимание нынешних процессов и ситуаций в трансформирующемся обществе


Литература

  • Бабенко С.С. Трансформирующееся общество как тип общественного устройства Украины и России // Методология, теория и практика социологического анализа современного общества. – Харьков. Изд-во ХГУ. – 1999. – С. 20-25

  • Вишневский А. Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР. М.: ОГИ, 1998.

  • Гидденс Э. Последствия модернити // Новая постиндустриальная волна на западе. Антология/под.ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С. 101-123

  • Заславская Т.И. Трансформационные процессы как предмет социологического мониторинга // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1993. №2

  • Инглегарт Р. Модернизация и постмодернизация // Новая постиндустриальная волна на западе. Антология/под.ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С.261-291

  • Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства. М. 1996

  • Куда идет Россия? Общее и особенное в современном развитии. М. 1997

  • Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: Век. Десятилетие. Год. М.: "Аспект-пресс". 1999.

  • Ядов В.А. Россия как трансформирующееся общество: резюме многолетней дискуссии социологов // Куда идет Россия? Власть, общество, личность. М. 2000. – С.383-391


^ 2. Глобальные и локальные влияния: концепции социальных изменений в постсоветском пространстве

Cовременные теории глобализации: от капиталистической модернизации к глобальной культуре. Глобальное и локальное в измерении социального времени и пространства. Общество рисков и глобальная мир-система. "Мир потоков" и "мир мест" – глобальные и локальные тенденции. "Глобализация", "локализация" и "глокализация" – попытки объяснения места глобальных процессов на постсоветском пространстве.


Литература

  • Бек У. Глобализация цивилизационных рисков // Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М. 2000. – 384 с.

  • Валлерстайн И. Россия и капиталистическая мировая экономика, 1500-2000 // Свободная мысль. 1996. №5. С. 30-42

  • Вишневский А. Кризис локализма и национальный ответ // Вишневский А. Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР. М.: ОГИ, 1998. – с.306-318

  • Вишневский А.Г. Россия во всемирном контексте. // Мир России.1999. №1-2. – с. 79-134

  • Гидденс Э. Постмодерн. // Философия истории. Антология / под.ред. Ю.А.Кимелева. М.: 1995. – С.340-347

  • Гидденс Э. Последствия модернити // Новая постиндустриальная волна на западе. Антология / под.ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С. 101-122

  • Инглегарт Р. Модернизация и постмодернизация // Новая постиндустриальная волна на западе. Антология/под.ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С.261-291

  • Кастельс М. Могущество самобытности // Новая постиндустриальная волна на западе. Антология / под.ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999.

  • Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика. Общество. Культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. – Глава 2, с.105-117

  • Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка // Новая постиндустриальная волна на западе. Антология / под.ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999.

  • Шанин Т. Умом Россию понимать надо. Тезис о трехъединстве России // Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: Век. Десятилетие. Год. М.: "Аспект-пресс". 1999. – с. 3-11

  • Россия риски и опасности "переходного общества" /под.ред. О.Н. Яницкиого. М. 1998

  • Яницкий О.Н. Россия как общество всеобщего риска // Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: Век. Десятилетие. Год. М.: "Аспект-пресс". 1999. – С. 127-135

  • Robertson R. Globalization. London.: Sage. 1992

  • Waters M. Globalization. L., N-Y.: Routlege. 1998


Вопросы к дискуссии: Противоречивые тенденции социальной реальности: место и роль постмодерна в постсоветской трансформации.

Вопросы:

  1. Какие аргументы можно привести "за" и "против" обозначения трансформационных процессов в нашей стране как: "модернизация"? "архаизация"? "постмодернизация"? "Вестернизация"? "Глобализация"? "Локализация"? В каких аспектах, сферах, это проявляется? Какие теории могут быть полезны для описания? Объяснения? Прогнозирования?

  2. Какие черты "постмодерности" можно наблюдать в нашей постсоветской реальности? Каковы их масштабы, динамика, перспективы?

  3. Каково влияние процессов глобализации на развитие современных явлений солидарности? Социальной идентичности? Власти? Общности (или индивидуализации)?


Вопросы к контрольной работе:

  1. Дайте определение понятия модернизация. Опишите соотношение понятий модернизация и вестернизация с позиции разных подходов к определению понятия «модернизация».

  2. Могут ли постсоветские трансформационные процессы быть описаны с помощью концепции модернизации? Аргументируйте ответ.

  3. Виды модернизационного развития.

  4. Критика концепции модернизации, ее основные аргументы. К какому из определений модернизации они относятся?


^ ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕОРИЙ ПОСТСОВЕТСКИХ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ (МАГИСТЕРСКИЙ ДИСПУТ)


Магистерский диспут является дискуссионно-игровой формой проведения контрольного итогового занятия по теоретическому курсу. Он состоит из двух основных частей – подготовка группой студентов, разделенной на несколько частей, теоретического задания и, собственно, диспут в аудитории. Магистерский уровень аудитории подразумевает наличие определенной базы теоретических знаний, эрудированность в широком круге вопросов, освещавшихся не только в рамках данного курса и способность использовать эти знания в качестве аргументов в теоретическом споре. На занятии, предваряющем диспут слушатели выделяют 3-4 (до 5-ти) наиболее, на их взгляд аргументированных и состоятельных в объяснении постсоветской трансформации. Группа слушателей разделяется на три-четыре(до 5-ти) подгруппы, каждая из которых в качестве домашнего задания прорабатывает более подробно одну из концепций постсоветской трансформации. На занятии, продолжительностью 4 часа, каждая группа должна в течение 7-10 минут представить основополагающие положения выбранной концепции, основные возможности эмпирической проверки и доказательства этих положений, а также основные перспективы и направления исследований, для которых эта концепция имеет наибольший объяснительный потенциал, и, кроме того, так называемые "узкие места" данной концепции и пути их преодоления (если возможно). Вспомогательный материал (схемы, таблицы, иллюстрации дают дополнительные баллы группе). После каждой презентации каждая из групп должна задать минимум три вопроса каждой выступающей группе(20 мин.). Следом за этим 5-7 минут "раунд критики" –обсуждение "узких мест", возможностей и ограничений концепции с позиции собственной теории каждой из групп

Сценарий проведения Магистерского диспута:

  1. Презентация.

  2. Вопросы от групп, представляющих другие теории с позиций этих теорий, и ответы выступавших, с позиции "своей" теории.

  3. Раунд критики.

  4. мин. Перерыв

  5. цикл 1-4 для следующей группы, и т.д.

  6. Анализ "коллегии независимых экспертов", подведение итогов диспута.

  7. После того, как все группы представили свои концепции и защитили их, избранная "коллегия независимых экспертов"(в которую входят приглашенные преподаватели факультета и представители каждой из групп) анализирует каждую представленную работу и выбирает лучшую группу по нескольким критериям оценивания:

  8. активность каждого члена группы;

  9. лучшая презентация;

  10. наиболее четкая аргументация;

  11. умение держаться в рамках собственной теории задавая вопросы и отвечая на вопросы;

  12. лучшие заготовки домашнего задания (схемы, иллюстрации и пр.);

  13. умение задавать вопросы и т.д.


^ РАЗДЕЛ IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОСТСОВЕТСКИХ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

1. Исследования динамики изменений социальных институтов

Понятие социального института в современной социологии. Институциональная структура общества. Изменения и консерватизм социальных институтов. Современные процессы динамики социальных институтов(экономика, политика, образование, право, религия, армия – макроинституты; неформальные институты и их влияние на ход трансформационных процессов).


Литература

  • Бессонова О.Э. Институциональная теория хозяйственного развития России. // Социальная траектория реформируемой России: исследования Новосибирской экономико-социологической школы / Ред. кол.; Отв.ред. Т.И. Заславская, З.С.Калугина. – Новосибирск. 1999. – с.245-273

  • Куценко О.Д. Расколотое общество? Социальные эффекты институциональных изменений // Куда идет Россия? Власть, общество, личность. М. 2000. С.271-279

  • Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: Век. Десятилетие. Год. М.: "Аспект-пресс". 1999.

  • Неформальная экономика. Россия и мир / под ред. Теодора Шанина. – М.: Логос, 1999. – 576 с.

  • Флигстайн Н. Поля, власть и социальный талант. Критический анализ теории нового институциализма. Материал доклада. М. 1999. Рукопись доступна в ксерокопии.


^ 2. Социальная структура в фокусе исследований

Понятие социальной структуры в современных исследованиях. Социальная структура и стратификация. Социальная структура и групповая динамика.


Литература

  • Заславская Т.И О роли социальной структуры в трансформации российского общества // Куда идет Россия? Власть, общество, личность. М. 2000. – С. 222-235

  • Изменение социально-классовой структуры общества в условиях его трансформации / под ред. Якубы Е.А. Харьков. 1997

  • Макеев С.А. Процессы социальной структурации в современной Украине // Полис, 1998, №3, с. 49-60

  • Шкаратан О.В. Реальные группы в социальной структуре современной России // Куда идет Россия? Власть, общество, личность. М. 2000. – С.253-265


^ 3. Трансформационные процессы в динамике общественного мнения

Определение общественного мнения в современной социологии. Подходы к изучению ОМ. Мониторинги ОМ: проблемы, возможности и пределы изучения реальных социальных процессов. Данные мониторингов и социологических исследований: тенденции изменения ОМ в десятилетие постсоветских преобразований.


Литература

  • Левада Ю.А. От мнения к пониманию. М. 2000

  • Левада Ю.А. 1989-1998: десятилетие вынужденных поворотов // Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: Век. Десятилетие. Год. М.: "Аспект-пресс". 1999. – с. 113-127

  • Полторак В.А. Социология общественного мнения: учеб. пособие. К. 2000. – 248 с.

  • Тихонова Н. Трансформационные процессы в сознании россиян: аксиологический аспект // Трансформационные процессы в России и их отражение в массовом сознании. М. 1996. С.45-61

  • Трансформационные процессы в России и их отражение в массовом сознании. М. 1996. – 258 с.

  • Вестник "Демократичні ініціативи". К., 1995-2001

  • Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Вестник ВЦИОМ. М.1991-2001.


^ РАЗДЕЛ V. УКРАИНА И РОССИЯ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ: СОЦИАЛЬНЫЕ СИЛЫ, СТРУКТУРЫ, ИНСТИТУТЫ. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ


Литература

  • Докторов Б.З. Россия в европейском социокультурном пространстве. Ценностные измерения российского общества // Социологический журнал, 1994, №3

  • Головаха Є.І. Суспільство, що трансформується. Київ., 1997

  • Изменение социально-классовой структуры общества в условиях его трансформации. /Под ред. Якубы Е.А. Харьков. 1997

  • Левада Ю.А. Элита и "массы" в процессах трансформации // Кто и куда стремится вести Россию? Акторы мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса. М. 2001. – С.279-283

  • Михальченко Н. Украинское общество: трансформация, модернизация или лимитроф Европы? – К.:Ин-т социологии НАНУ, 2001. – 440 с.

  • Бакіров В.С., Фісун О.А. Шляхи системної трансформації українського суспільства: підсумки та перспективи // Вісник Харківського національного університету ім.В.М.Каразіна. – Харків: ХНУ, 2002, № 543. – с. 37-44

  • Панина Н.В., Головаха Е.И. Тенденции развития украинского общества (1994-1998) Социологические показатели. Киев. 1999

  • Українське суспільство на порозі третього тисячоліття. Кол. монографія. / під ред. М.О. Шульги. – К.: Ін-т соціології НАН України. 1999.

  • Социология: теория, методы, маркетинг. К. 1998-2001

  • Вестник Харьковского национального университета им. В.Н.Каразина. Социология. 1999 – 2001.

  • "Социологические исследования современного общества: методология, теория, методы". 1999 – 2001.



^ РАЗДЕЛ VI. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ: СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И СНГ

Литература

  • Мелвін К., Хмелько В., Паніотто В., ін., Соціальна структура і особистість за умов радикальних змін // Социологія: теорія, методи, маркетинг. 1998. №1-2. с. 120-137, №3 с. 56-74

  • Вишневский А.Г. Россия во всемирном контексте // Мир России. 1999. ¹1-2. с.79-134

  • Sztompka P. Building Open Society and Perspectives of Sociology in East-Central Europe. Pre-Congress Volumes of the 14th World Congress of Sociology. Montreal: International Sociological Association. 1998

  • Lane D. Transformation of State Capitalism: from Communism to Chaotic Capitalism? // International Sociology. Vol.33. No.2, pp.447-450

  • Lane D. What Kind of Capitalism: for Russia? A comparative analysis // Communist and Post-Communist Studies 33 (2000)

  • Панков И. Политическая элита Польши в процессе трансформации // Трансформационные процессы в России и их отражение в массовом сознании. М. 1996. С. 187 - 195

  • Machonin P. (2001) Social Cleavages and political Conflicts in the Contemporary Czech Society. Lecture at the Social Science Research Center Berlin (WZB) July 2001

  • Штомпка П. Соц травма (Польша) // Социс 2001, №1


Круглые столы: "Социологические исследования трансформационных процессов в постсоветском пространстве: поиск методологии, методов, концепций".

Презентация слушателями эссе по курсу и их обсуждение.

*Эссе (научное) представляет собой самостоятельную аналитическую работу по одной из тем в рамках курса объемом 3000 слов, оформленное в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным публикациям



Бабенко С.С. Сравнительный анализ

постсоветских трансформационных процессов




Похожие:

Программа учебного курса \"Сравнительный анализ постсоветских трансформационных процессов\" iconСравнительный анализ подходов к оценке уровней развития познавательной самостоятельности студентов исходные предпосылки
Сравнительный анализ подходов к оценке уровней развития познавательной самостоятельности студентов
Программа учебного курса \"Сравнительный анализ постсоветских трансформационных процессов\" iconПрограмма элективного учебного курса по русскому языку в 11 классе мбоу «Синезерская сош» «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах...
Программа учебного курса \"Сравнительный анализ постсоветских трансформационных процессов\" iconПрограмма учебного курса
Семинар Становление и развитие социологии: основные социологические парадигмы
Программа учебного курса \"Сравнительный анализ постсоветских трансформационных процессов\" iconРасписание занятий студентов 4 курса специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)» 1 сессия 2012-2013 учебного года
Проектирование логистических процессов на предприятиях торговли (Лекция) доц. Чижова З. М
Программа учебного курса \"Сравнительный анализ постсоветских трансформационных процессов\" iconПрограмма курса Формирование расчетных схем и анализ результатов расчета зданий и сооружений в среде программного комплекса «scad office»
...
Программа учебного курса \"Сравнительный анализ постсоветских трансформационных процессов\" iconЭлективный курс для учащихся 8 класса. «Человек и его здоровье как объект физических процессов»
Программа курса имеет особое значение, так как главным направлением школы – интерната является укрепление здоровья учащихся. Важно,...
Программа учебного курса \"Сравнительный анализ постсоветских трансформационных процессов\" iconПрограмма учебного курса «алгебра» в 8 классе
Министерством образования Российской федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012...
Программа учебного курса \"Сравнительный анализ постсоветских трансформационных процессов\" iconЗадача нового учебного курса создание условий для духовно-нравственного развития школьника. Воспитание учащегося в школе будет осуществляться на уроках (средствами учебного содержания,
Практические советы, как вы можете помочь своему ребёнку в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Программа учебного курса \"Сравнительный анализ постсоветских трансформационных процессов\" iconПроблемно і функціонально орієнтовані комп’ютерні системи та мережі
Сравнительный анализ эффективности нечетких нейронных сетей в задачах прогнозирования в экономике и финансовой сфере
Программа учебного курса \"Сравнительный анализ постсоветских трансформационных процессов\" iconТема:"Письмо заглавной буквы Г"
Закрепить зрительное восприятие и сравнительный анализ печатного и письменного вариантов одной и той же буквы
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами