Давыдова Елена Владимировна с. Мечётное 2009 2010 учебный год Учебно тематический план icon

Давыдова Елена Владимировна с. Мечётное 2009 2010 учебный год Учебно тематический план



НазваниеДавыдова Елена Владимировна с. Мечётное 2009 2010 учебный год Учебно тематический план
Дата17.10.2016
Размер
ТипТематический план

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. МЕЧЁТНОЕ СОВЕТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ЛОГАРИФМЫ

В КУРСЕ АЛГЕБРЫ И НАЧАЛ АНАЛИЗА

(ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ)


Подготовила учитель математики

Давыдова Елена Владимировна


с. Мечётное

2009 – 2010 учебный год


Учебно – тематический план.



заня-

тия

Тема

Формы работы

Образовательный

продукт

Формы

контроля

1

Понятие логарифма. Свойства логарифма. Логарифмическая функция.

Лекция, выпуск стенгазеты, сообщение учащихся, самостоятельная работа.

Конспект лекции.

Вводный срез.

2

Типы логарифмических уравнений.

Лекция + практикум

Конспект лекции.




3

Решение логарифмических уравнений.

Практикум.







4

Типы логарифмических неравенств.

Лекция + практикум

Конспект лекции.




5

Решение логарифмических неравенств.

Практикум.







6 -8

Обобщающее занятие по теме «Логарифмы»

Практикум.

Тексты.

Самостоятельная работа.

Выходной срез.



^ Методические рекомендации.

Занятие 1.

«Определение логарифма. Свойства логарифмов». Этот материал знаком учащимся из курса 10 класса, поэтому его повторение проходит в форме лекции – диалога с использованием презентации.

Теоретический материал.

Логарифмы


^ Определение логарифма

Логарифмом числа b по основанию а называется показатель степени, в которую нужно возвести а, чтобы получить b.



Десятичные логарифмы (логарифмы по основанию 10)



обозначаются как



^ Натуральные логарифмы (логарифмы по основанию е)



обозначаются как





^ Свойства логарифма



Действия с логарифмами

логарифм произведения:



логарифм частного:



логарифм степени:



логарифм корня:



переход к новому основанию:




Дополнительные формулы:








В качестве актуализации знаний по теме можно провести фронтальную работу по следующим заданиям:












В заключении проводится вводный срез с целью определения уровня подготовленности учащихся к восприятию материала.


















Ответы:




Если по времени не удаётся на занятии провести тестирование, то его можно провести не по всем 20 пунктам. Часть заданий можно дать в качестве домашнего задания.


Занятие 2.

На занятии в форме лекции с применением мультимедиа повторяются основные типы логарифмических уравнений и методы их решения.

Закрепление проводится в ходе практической работы по решению различного вида уравнений.

Лекция.

Основные типы логарифмических уравнений:

1). log a f(x) = g(x), a> 0, a ≠ 1

2). log a f(x) = log a g(x), a> 0, a ≠ 1

3). c0 log2 a x + c1 log a x + c2 = 0, c0 ≠ 0, a> 0, a ≠ 1

4). log h(x) f(x) = log h(x) g(x)

5). log h(x) f(x) = log g(x) f(x), где f(x), g(x), h(x) – заданные функции.

^ Методы решения логарифмических уравнений.

  1. Метод решения на основании определения логарифма.

Теорема. Уравнения log a f(x) = g(x), a> 0, a ≠ 1 и f(x) = ag(x) равносильны

  1. Метод потенцирования.

Пусть a ≠ 1 – фиксированное положительное число и пусть дано уравнение log a f(x) = log a g(x). Замену этого уравнения уравнением f(x) = g(x) называют потенцированием уравнения log a f(x) = log a g(x).

Замечание. Потенцирование уравнения может привести к появлению посторонних корней.

Пример. Уравнение lg (x2 – 4) = lg (4x – 7) приводит к уравнению – следствию (x2 – 4) = (4x – 7), имеющему корень 1, посторонний для исходного уравнения.

Теорема. Уравнение log a f(x) = log a g(x) равносильно любой из систем:







Теорема. Уравнение log h(x) f(x) = log h(x) g(x) равносильно любой из систем:





Теорема. Уравнение log h(x) f(x) = log g(x) f(x), где f(x), g(x), h(x) – заданные функции равносильно любой из систем:





  1. Метод введения новой переменной.

Уравнение c0 log2 a x + c1 log a x + c2 = 0, c0 ≠ 0, a> 0, a ≠ 1

Обозначив log a x = у и решив полученное квадратное уравнение, придём к уравнению типа 1).

Отметим, что часто исходное уравнение сводится к одному из указанных типов после некоторых преобразований, использующих свойства логарифмов.


Занятие 3(практикум).

Посвящено решению различного вида логарифмических уравнений.

База данных уравнений состоит из заданий различных изданий типовых вариантов КИМов ЕГЭ, а также из пособий для поступающих в вузы.

Занятие 4 (лекция + практикум).

На занятии в форме лекции с применением мультимедиа повторяются основные типы логарифмических неравенств и методы их решения.

Закрепление проводится в ходе практической работы по решению различного вида неравенств.

Основные типы логарифмических неравенств:

1). log a f(x) > g(x), a> 0, a ≠ 1

2). log a f(x) < g(x), a> 0, a ≠ 1

3). log a f(x) > log a g(x), a> 0, a ≠ 1

4). c0 log2 a x + c1 log a x + c2 > 0, c0 ≠ 0, a> 0, a ≠ 1

5). log h(x) f(x) > log h(x) g(x)

Решение указанных неравенств основано на следующих утверждениях:

Теорема. Если a> 1, то неравенство log a f(x) > log a g(x) равносильно любой из систем:






Если 0 < а <1, то неравенство log a f(x) > log a g(x) равносильно любой из систем:






Теорема. Неравенство log h(x) f(x) > log h(x) g(x) равносильно совокупности систем:







Теорема. Неравенство log a f(x) > g(x), a> 1равносильно неравенству f(x) > ag(x), при 0< a < 1 – системе


Теорема. Неравенство log a f(x) < g(x), a> 1равносильно системе
,

при 0< a < 1 – неравенству f(x) < ag(x).

Замечания.

1). Если исходное неравенство содержит знаки ≥ или ≤, то в соответствующей равносильной системе (неравенстве) следует поставить знак нестрогого неравенства во всех неравенствах, связанных с ОДЗ.

2). Громоздскость приведённых теорем, необходимость рассмотрения различных случаев в зависимости от основания логарифма служат причиной многочисленных ошибок, характерных для решения неравенств рассматриваемого вида. Следует также избегать ошибок, связанных с неправильным использованием формул.


Занятие 5( практикум).

Посвящено решению различного вида логарифмических неравенств.

База данных неравенств состоит из заданий различных изданий типовых вариантов КИМов ЕГЭ, а также из пособий для поступающих в вузы.


Занятия 6 -7



Этап урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

  1. Организационный момент

(5 мин).

Приветствие учителя. Сообщение темы, целей.

Актуализация внимания.

  1. Актуализация знаний

(7 мин).

Контроль ответов учащихся.

Устная разминка.

  1. Закрепление и систематизация знаний

(30 мин).

Постановка перед учащимися заданий. Контроль за выполнением работы.

Решение у доски. Устные ответы. Самостоятельная работа. Записи в тетрадях.

  1. Физ минутка (3 мин).

Комментарии учителя.

Выполнение упражнений.

  1. Закрепление и систематизация знаний

(30 мин).

Постановка перед учащимися заданий. Контроль за выполнением работы.

Решение у доски. Устные ответы. Самостоятельная работа. Записи в тетрадях.


  1. Домашнее задание

(3 мин).

Постановка и пояснение домашнего задания.

Записи в дневники и тетради.

  1. Подведение итогов

(7 мин).

Объявление и комментарии отметок за урок.

Заполнение карточек рефлексии. Записи отметок в дневники.



ТЕМА. Применение свойств логарифмов и методов решения уравнений и неравенств при решении конкретных задач.

ТИП занятия: обобщение и систематизация знаний.

ЦЕЛИ:

Образовательная: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся при решении конкретных заданий по теме.

Развивающая: способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления; развивать математическую культуру речи и письма.

Воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение к коллективу, интерес к предмету.

Отработку навыков решения логарифмических уравнений и неравенств целесообразно проводить на сдвоенном занятии. Решение заданий «вперемешку» позволит учащимся упорядочить изученный материал и находить рациональные пути решения.

Задания для данного практикума взяты из новой версии ЕГЭ – 2010 и изданий предыдущих лет.



  1. ^ Организационный момент. Сообщение темы занятия, его целей.

Учитель сообщает, что это обобщающее занятие по теме «Логарифмы».

В течение двух часов мы будем решать различные задания по данной теме. Они разделены на три группы: преобразование выражений; решение уравнений; решение неравенств. В ходе предыдущих занятий мы повторили теоретический материал по теме и рассмотрели практические задачи с его применением. Целью этого занятия должно быть максимум самостоятельности и ответственности.



  1. Актуализация знаний.

Устная разминка.

Найти значение выражения:





6 11log11 3





5log5 2 + 36log6 

2log2 5 + 81log9

В ходе устной разминки повторяются свойства логарифмов.

Примечание. Задания из демоверсии ЕГЭ – 2010(В7).

  1. ^ Закрепление и систематизация знаний учащихся.

Каждому учащемуся раздаются листы с задачами для решения.

Найти значение выражения (самостоятельное решение с последующей проверкой через проектор):

log135 – log 5,4

log104 – log 4 6,5

log3 log9 

Следующий блок – решение уравнений и неравенств. Эта работа проводится параллельно на доске и в тетрадях. Учитель оказывает помощь в решениях и контролирует их правильность. Некоторые учащиеся могут работать с опережением. Им оказывается индивидуальная помощь.

^ Решить уравнение:

















Решить неравенство:

 (4+7x – 2x2 ) ≤ 2

 (2x2 +x – 1) ≥  (11x – 6 – 3x2)





  1. Задание на дом.

Найти из дополнительных источников по одной задаче на каждый тип задания и решить его.

  1. Подведение итогов.



Занятие 8.

Контрольная работа с целью проверки ЗУН учащихся по теме «Логарифмы».

Работа состоит из 3 заданий:

  1. Найти значение выражения(3 примера, В7 КИМов ЕГЭ).

  2. Решить уравнение.

  3. Решить неравенство (С3 КИМов ЕГЭ).









Литература.

  1. С. М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. Алгебра и начала математического анализа: Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений – М.: «Просвещение».

  2. Л.Д. Лаппо. Математика. Пособие для подготовки к ЕГЭ: Учебно – методическое пособие – М. «Экзамен», 2006.

  3. И.Г. Алексеев. Математика. Подготовка к ЕГЭ: Учебно – методическое пособие – Саратов. «Лицей», 2004.

  4. Издания типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009, 2010.

  5. Научно – теоретический и методический журнал «Математика в школе» №3, 4 2003,№7 2002, №10 2004.

  6. Учебно – методическая газета Математика» №9 2005.

  7. Пособия для поступающих в вузы.



Приложение 1.

Истории логарифмов, трудности вычислений


В истории черпаем мы мудрость, в поэзии – остроумие, в математике – проницательность.

Ф. Бэкон


Как только люди научились вычислять, у них сразу же возникло желание как-то упростить этот процесс. Это на удивительно: сложные вычисления с самых древних пор нужны были в таких важных областях, как сбор налогов и астрономия, строительство огромных и сложных сооружений, повседневные расчеты, связанные с торговлей, займами, обменом денег. Одним из важнейших изобретений на этом пути были логарифмы, их появление упростило вычисления с большими числами и превратило из сложного искусства в рутинную работу. И хотя основные факты, лежащие в основе теории логарифмов, были известны с незапамятных времен, историки называют изобретателем логарифмов шотландского математика Джона Непера. Да и слово «логарифм» тоже придумано им.


^ Первые наблюдения


Наверное, еще в начальной школе все вы заметили, что выполнить умножение или деление гораздо труднее, чем сложение или вычитание. Так и египетские вычислители заменяли умножение чисел сложением и удвоением. При внимательном рассмотрении можно заметить, что алгоритм, который они использовали, опирался на соответствие между членами геометрической прогрессии, образованной степенями двойки, и арифметической прогрессии, образованной целыми числами. Гораздо позже, в III веке до н.э., великий древнегреческий ученый Архимед писал: «Если некоторое из чисел, составляющих непрерывную пропорцию начиная от единицы (так Архимед называл геометрическую прогрессию с первым членом 1), перемножается с другим из этой же пропорции, то полученное число будет принадлежать к той же самой пропорции, отстоя от большего из перемножаемых чисел настолько, насколько меньшее из перемножаемых чисел в пропорции отстоит от единицы». Кстати, считается, что слово «логарифм» Непер образовал от греческих слов «отношение» и «число», которые Архимед использовал, называя члены геометрической прогрессии.

Труды Архимеда были хорошо известны математикам средневековой Европы, многие из них упоминали обнаруженную Архимедом зависимость, но очень долго никому не удавалось получить из этих наблюдений какую-то практическую пользу. Дальше всех в изучении этой закономерности продвинулся выдающийся немецкий математик Михаэль Штифель (1484-1567). Он рассматривал те же последовательности, что и древние египтяне:

0 1 2 3 4 5 …

1 2 4 8 16 32 …

Числа верхнего ряда он называл показателями. Штифель заметил, что для того, чтобы получить показатель произведения, надо сложить показатели сомножителей, а показатель частного находится вычитанием показателя делителя из показателя делимого. Кроме того, Штифель первым догадался продолжить оба ряда влево и стал использовать отрицательные показатели степени. Впрочем, дальнейшего продвижения в новом направлении тогда не последовало.

Мы же заметим, что сопоставление таких последовательностей позволяет умножение двух чисел заменить сложением двух (но уже других!) чисел.

Итак, если уметь каждые два числа представлять как члены одной и той же геометрической прогрессии, можно вместо того, чтобы перемножать их, складывать отвечающие им показатели и находить в прогрессии число, показатель которого равен найденной сумме. Это и есть основная идея, на которой основана теория логарифмов.


^ Прямые предшественники


Что же мешало создать новые вычислительные инструменты, основанные на такой замечательной идее? Дело в том, что геометрическая прогрессия с целым знаменателем растет очень быстро, даже если мы придаем этому знаменателю, как в распространенных примерах, самое маленькое из возможных значений, то есть 2. А значит, подавляющее большинство целых чисел, не говоря уж о дробях, в эту последовательность не попадут, и для их умножения эти прогрессии оказываются бесполезными.

В преодолении этой трудности большую роль сыграли работы голландского математика, инженера и финансиста Симона Стевина. Именно благодаря его усилиям математики Европы стали активно использовать в своей работе десятичные дроби. Книга Стевина под названием «Десятая», изданная в 1585 г., способствовала быстрому распространению методов работы с новыми дробями.

Самое большое внимание Стевин уделил финансовым вычислениям, особенно сложным процентам. Что это такое? Это просто проценты от процентов. Допустим, некто взял кредит из расчета k процентов в месяц. Значит, по прошествии месяца он должен будет вернуть уже 100% + k%, или (100 + k)/100, от первоначально взятой суммы. Если же он берет деньги не на один месяц, а на два или на три с условием, что проценты начисляются каждый месяц, то должен будет вернуть ((100 + k)/100)2 или ((100 + k)/100)3 от взятой суммы. Это и есть сложные проценты. В 1582 г. Стевин издал специальные таблицы для определения сложных процентов. В этих таблицах содержались числа ((100 + k)/100)n при нескольких небольших значениях k и различных значениях числа n.

При фиксированном маленьком значении числа k и переменном n сложные проценты образуют геометрическую прогрессию со знаменателем (100 + k)/100, члены которой располагаются гораздо теснее, чем в распространенных нами числовых рядах. А выбрав k очень-очень маленьким, можно сделать так, что для каждого целого числа в этой прогрессии найдется член, очень близкий к этому числу.

По всей видимости, примерно так рассуждал швейцарский вычислитель Иост Бюрги, который в 1620 г. издал «Таблицы арифметической и геометрической прогрессий с обстоятельными наставлениями, как пользоваться ими при всякого рода вычислениях». В этих таблицах Бюрги брал значение k = 0,0001. Их составление потребовало примерно 8 лет непрерывной работы.

Однако прогрессии Бюрги все еще были недостаточно густыми и не все числа попадали в них с достаточно хорошей точностью. Требовалось еще какое-то усовершенствование метода, которое позволит находить «показатель» для каждого числа. Это слово выделено, потому что нет такой прогрессии, в которую попадает каждое число, а перемножать нужно числа самые разные. Поэтому требовалось найти для каждого числа какое-то другое, которое могло бы исполнять роль показателя.

Такие числа придумал Джон Непер и назвал их логарифмами. Свой главный труд, посвященный логарифмам, он издал в 1614 г., но первые логарифмические таблицы были составлены им почти на 20 лет раньше.


Приложение2.

Банк заданий для решения:

























 - 8x – 8) )

 ( ) 

) -  













Похожие:

Давыдова Елена Владимировна с. Мечётное 2009 2010 учебный год Учебно тематический план iconПлан- конспект урока Разработала Надежда Владимировна Кузяева, учитель математики п. Уренгой 2009-2010 учебный год
Цели урока: ввести понятия события, достоверного, невозможного и случайного событий; дать определение вероятности; закрепить эти...
Давыдова Елена Владимировна с. Мечётное 2009 2010 учебный год Учебно тематический план iconУрок-игра «кодирование графической информации»
Учитель информатики муо элитовская сош ерошенко Любовь Владимировна 2008-2009 учебный год
Давыдова Елена Владимировна с. Мечётное 2009 2010 учебный год Учебно тематический план iconАнализ деятельности библиотеки гоу сош №1980 за 2008 2009 учебный год
...
Давыдова Елена Владимировна с. Мечётное 2009 2010 учебный год Учебно тематический план iconАнализ работы гбоу гимназии №1257 за 2010/2011 учебный год
В 2010-2011 учебном году наше учебное заведение получило статус гимназии. Принята новая Образовательная программа на 2011-2015 учебный...
Давыдова Елена Владимировна с. Мечётное 2009 2010 учебный год Учебно тематический план iconПлан воспитательной работы до «Пчелки» на 2012-2013 учебный год
Учебно-тренировочные занятия по отработке эвакуации в случае возникновения чрезвычайной ситуации
Давыдова Елена Владимировна с. Мечётное 2009 2010 учебный год Учебно тематический план iconАнализ работы школы за 2009-2010 учебный год
«Формировать и развивать образованного социально адаптированного, здорового гражданина своей страны, готового к самореализации в...
Давыдова Елена Владимировна с. Мечётное 2009 2010 учебный год Учебно тематический план iconВсероссийская олимпиада школьников по русскому языку Муниципальный этап 2009 /2010 учебный год
Олимпиадные задания необходимо выполнять в строгом соответствии с предложенными к каждому из них вопросами
Давыдова Елена Владимировна с. Мечётное 2009 2010 учебный год Учебно тематический план iconПлан-конспект открытого урока русского языка в 6 классе тема урока: «Условное наклонение глагола» Учитель русского языка и литературы Осташук Елена Геннадьевна 2010-2011 учебный год
Мы узнаем, что обозначает условное наклонение, научимся находить такие глаголы, узнаем, как они образуются и какие орфограммы есть...
Давыдова Елена Владимировна с. Мечётное 2009 2010 учебный год Учебно тематический план iconУрок по теме: «Подготовка к егэ. Уравнения». Учитель: Веселова Е. И. 2009 2010 учебный год
Цели урока: повторение, систематизация и углубление знаний о решении уравнений школьного курса алгебры и начал анализа
Давыдова Елена Владимировна с. Мечётное 2009 2010 учебный год Учебно тематический план iconУчебно-тематический план № п\п
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами