М. В. Ломоносова Кафедра психологии Работа По дисциплине: Возрастная психология. Конспект icon

М. В. Ломоносова Кафедра психологии Работа По дисциплине: Возрастная психология. Конспект



НазваниеМ. В. Ломоносова Кафедра психологии Работа По дисциплине: Возрастная психология. Конспект
М. В. Ломоносова<><><>Кафедра психологии<><><>Работа <> <>По ди
Дата17.10.2016
Размер
ТипКонспект

Федеральное Агентство по образованию РФ

ГОУ ВПО Поморский Государственный Университет

имени М. В. Ломоносова


Кафедра психологии


Работа

По дисциплине: Возрастная психология.

Конспект монографии Д.Б. Эльконина

«Психология игры»


Выполнила:

Студентки 2 курса 21 группы

факультета психологии

Ермолина Юлия


Проверила:

Постникова М.И.


Архангельск, 2010


^ Глава 1: Предмет исследования – развернутая форма игровой деятельности

Проблемой определения понятия «игры» занимались следующие ученые:

Е.А. Покровский, Ф. Бойтендайк, У.М. Гелассер, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт.

Все они давали разные определения данному понятию.


^ Д.Б. Эльконин:

Игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.

Предмет исследования:

  • Природа и сущность ролевой игры

  • Психическая структура развернутой формы игровой деятельности

  • Возникновение игры

  • Развитие игры в фило- и онтогенезе

  • Значение игры в жизни ребенка

Содержание игры:

  • отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами

  • это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми и их трудовой общественной жизни

^ Единица развитой формы игры:

Именно роль и органически с ней связанная деятельность представляют собой основную далее неразложимую единицу развитой формы игры.


^ Глава 2: Об историческом возникновении ролевой игры

Каково происхождение игры?

Е.А. Аркин: игрушки остаются неизменными в ходе исторического развития общества

Е.А. Аркин выделяет следующие «изначальные» игрушки:

  • звуковые игрушки (трещотки, погремушки и т.д.)

  • двигательные игрушки (волчок, мяч и т.д.)

  • оружие (лук, стрелы и т.д.)

  • образные игрушки (изображения, куклы и т.д.)

  • веревочка, из которой делают разнообразные фигуры

Все «изначальные» игрушки возникли на определенных ступенях развития общества и далее не изменялись, их возникновению предшествовало изобретение орудий труда.

НО: нельзя изолировать историю игрушки от истории ее обладателя, от истории места ребенка в обществе.


Антиисторические, ошибочные выводы Е.А. Аркина

^ Как в ходе исторического развития возникла ролевая игра?

Положение ребенка в обществе на самых ранних ступенях развития характеризуется, прежде всего, ранним включением детей в производительный труд взрослых.

Чем на более ранней ступени развития стоит общество, тем раньше дети включаются в производительный труд взрослых и становятся самостоятельными производителями.


У детей, которые живут в обществе, стоящем на относительно низкой ступени развития, ролевых игр нет!


С переходом общества на более высокую ступень развития, ребенок все позже включается в производительную деятельность взрослых, увеличивая, таким образом, период детства.

^ Глава 3: Теории игры

  1. Общие теории игры: К. Гроос и Ф. Бойтендайк

Основные идеи «теории упражнения» К. Грооса:

  1. Каждое живое существо обладает унаследованными предрасположенностями, которые придают целесообразность его поведению.

  2. У высших животных, особенно у человека, природные реакции являются недостаточными для выполнения жизненных задач.

  3. В жизни каждого существа есть детство.

  4. Время детства необходимо для приобретения приспособлений, необходимых для жизни. Чем сложнее организм и его будущая жизнь, тем длиннее период детства.

  5. Там, где индивид из собственных внутренних побуждений и без всякой внешней цели проявляет, укрепляет и развивает свои наклонности, там мы имеем дело с самыми изначальными явлениями игры.



мы играем не потому, что мы бываем детьми, а потому, что приобретаем таким образом приспособления, необходимые для жизни.

Ф. Бойтендайк:

  • Игра есть всегда с чем-либо (игра есть ориентировочная деятельность)

двигательные игры животных (Гроос) – не игры.

  • В основе игры лежат не инстинкты, а более общие влечения

  • Играют только с теми предметами, которые сами «играют» с играющими



Критика теории К. Грооса

Проанализировав предложенные разными авторами теории игры, Д.Б. Эльконин пришел к выводу о том, что следует выделять ориентировочную деятельность, исследовательскую деятельность и игру.

^ Развитие в фило- и онтогенезе:

ориентировочная деятельность исследовательская деятельность игра



  1. Теории и проблемы исследования детской игры в зарубежных концепциях

Дж. Селли: особенности ролевой игры


Преобразование ребенком Глубокая поглощенность

себя и окружающих предметов созданием вымысла и жизнью в нем


В. Штерн: ребенок, переходя в мир фантазий, живя в нем, пытается «убежать» от препятствий, с которыми он сталкивается в реальном мире, т.к. еще не способен их преодолеть.

З.Фрейд:

  • В основе существования всего живого лежит биологическая предопределенность главных влечений:

  • Влечение к смерти тенденция к «самовоспроизведению»

  • Влечение к жизни тенденция к самосохранению, самоутверждению

  • Общество и человек являются антагонистами

Игра, по З. Фрейду может использоваться:

  • Как прожективная диагностическая методика (т.к. в игре представлены вытесненные желания)

  • Как терапевтическое средство

^ К.Левин и С. Слиозберг:

Жизненное пространство личности


Слои различной ирреальные слои

степени реальности (мир фантазий и снов)


переход осуществляется

через замещение


Ж. Пиаже: уделяет большое внимание изучению символической игры. Возникновение символа (подражание и использование одного предмета вместо другого) рождается внутри совместной деятельности ребенка с взрослым. Пиаже исключает из игры все, так называемы, функциональные игры первых месяцев жизни с собственным телом.


ИТОГ:

  • Во всех теориях ребенок рассматривается изолированно от общества, в котором он живет

  • Отношения ребенка с взрослым не имеют прямой связи с психическим развитием, что неверно

  • Не учтено, что способ действий с предметом может быть освоен ребенком только через образец




  1. ^ Отечественные подходы

К.Д. Ушинский: игра связана, несомненно, с работой воображения. Ушинский не предлагает собственную концепцию игры, но указывает на ее большое значение в развитии психики ребенка.

^ М.Я. Басов: «своеобразие игрового процесса основано на особенностях взаимоотношения индивидуума со средой, на почве которой он возникает»

П.П. Блонский:

Виды деятельности, понимаемые как «игра»

^ Мнимые игры

Строительные игры

драматизация

Подвижные игры

Интеллектуальные игры

Манипуляции младенца, нервнобольного и т.д.

Строительное искусство ребенка (конструктор, пластилин и т.д.)

Драматическое искусство ребенка (сюжетные игры)

Драматизация + бег

Шашки, шахматы, ребусы и т.д.



Л.С. Выготский: игра – ведущий тип деятельности дошкольного возраста

  • Сущность игры – исполнение желаний, обобщенные аффектов

  • В игре ребенок принимает на себя различные роли взрослых

  • Всякая игра есть игра по правилам

  • Игра требует от ребенка действий

  • Игра – источник развития

По мнению Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготский ближе всего подошел к раскрытию психологической природы игры.

Глава 4: Возникновение игры в онтогенезе

Развитие игры связано со всем ходом развития ребенка. В первую половину года у ребенка опережающим является формирование сенсорных систем. В то время, как двигательные системы только начинают развиваться, движения ребенка носят хаотичный характер, сенсорные системы уже становятся относительно управляемыми.

Большое значение в возникновении игры играет формирование акта хватания, в ходе которого связь между зрительным восприятием и движением устанавливается мгновенно. Что в последствии приведет к возможности ребенка манипулировать предметами.


Ф. И. Фрадкина:

Развитие строения игрового действия в пределах раннего детства понимается как переход от действия, однозначно определяемого предметом, через многообразное использование предмета, к действиям, связанным между собой логикой, отражающей логику реальных жизненных человеческих действий.

Наблюдения автора за поведением собственного внука натолкнули на мысль: «процесс овладения предметными действиями происходит у ребенка только в совместной деятельности с взрослым».

^ Предпосылки для перехода к ролевой игре:

  • В игру вовлекаются предметы, замещающие реальные предметы, которые называются в соответствии с их игровым значением

  • Усложняется организация действий, приобретающая характер цепочки, отражающей логику жизненных действий

  • Происходит обобщение действий и их отделение от предметов

  • Возникает сравнение своих действий с действиями взрослых и в соответствии с этим название себя именем взрослого

  • происходит эмансипация от взрослого, при которой взрослый выступает как образец действий

  • возникает тенденция действовать самостоятельно, но по образцу взрослого



Глава 5: Развитие игры в дошкольном возрасте

Общая характеристика развития игры:

  • происходит переход от малолюдных группировок к многолюдным

  • переход от неустойчивых группировок к более устойчивым

  • переход от бессюжетных игр к сюжетным

  • от ряда не связанных между собой эпизодов к планомерно развертывающемуся сюжету

  • от отражения личной жизни и ближайшего окружения к событиям общественной жизни

  • происходит изменение конфликтов у старших по сравнению с младшими

  • переход от игры, в которой каждый ребенок играет по-своему, к игре, в которой действия детей согласованны и взаимодействие детей организованно на основе взятых на себя ролей

  • изменение характера стимуляции игры, которая в младшем возрасте возникает под влиянием игрушек, а в старшем – под влиянием роли, которая сначала носит обобщенный характер, а затем все больше наделяется индивидуальными чертами и типизируется

^ 2 мотивационных плана в игре детей младшего дошкольного возраста:

  1. непосредственное побуждение действовать с предоставленными в распоряжение ребенка игрушками

  2. мотив, образующий фон для осуществляемых действий с предметами (взятие на ребенка определенной роли, которая обуславливает выбор игрушек)

Как происходит развитие роли в игре?

  • Центральным в игре является выполнение роли, взятой на себя ребенком (это и является основным мотивом игры)

  • В ходе развития меняется осознание ребенком своей роли: в первом периоде младшего дошкольного возраста ребенок еще не отождествляет себя полностью с тем человеком, роль которого он на себя принял. Во втором же периоде возникает критическое отношение к выполнению своей роли или роли своих товарищей.

  • Внутренняя сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать именно отношения людей друг к другу



По результатам, полученным в ходе эксперимента, Д.Б. Эльконин выделил ^ 4 уровня развития игры:

Уровень

Особенности игры

Первый

центральным содержанием является выполнение действий с предметами; роли так же определяются характером действий, причем действия однообразны.

Второй

для ребенка важно соответствие игрового действия реальности; роли называются детьми; намечается разделение функций; логика действий определяется жизненной последовательностью; расширяется количество действий

Третий

Основным содержанием игры становится выполнение роли; все действия вытекают из роли, которые ясно очерчены; логика и характер действий определяются взятой на себя ролью; появляется специфическая ролевая речь; нарушение логики действие не допускается

Четвертый

Основное содержание – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям; речь носит явно ролевой характер; ребенок ясно видит одну линию поведения на всем протяжении игры; действия развертываются в четкой последовательности; ясно вычленены правила;

На четвертом уровне развития игры появляются некие правила, установленные детьми в ходе игры. В связи с этим, необходимо рассмотреть стадии в подчинении правилу в ролевой игре.

  1. Правила отсутствуют, так как фактически еще нет роли. Дети руководствуются стихийными желаниями.

  2. Явно правила еще не выступают, но в случаях конфликта правило импульсивное превосходит желание.

  3. Правило явно выступает в роли, но еще полностью не определяет поведение и нарушается при возникновении мгновенного желания произвести другое привлекательное действие.

  4. Поведение определяется взятыми на себя ролями. Правила определяют все.

^ Общий путь развития подчинения правилу выглядит следующим образом:

полное неподчинение правилу

появление правила, но преобладание желания

преобладание правила над желанием, но не во всех случаях

полное преобладание правила над желанием




^ Глава 6: Игра и психическое развитие

По мнению Д.Б. Эльконина игровая деятельность играет очень важную роль в психическом развитии ребенка, однако значение ролевой игры исследовано еще недостаточно.

  1. ^ Игра и развитие мотивационно – потребностной сферы

Игра выстпаует как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностной сфере ребенка.

  • Здесь происходит первичная эмоционально – действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности.

  • Возникает сознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых

  • Возникает потребность быть взрослым

  • Возникает новая форма мотивов (мотивы начинают иметь форму обобщенных намерений)



  1. Игра и преодоление «познавательного эгоцентризма»

Игра выступает как реальная практика:

  • смены позиции при взятии на себя роли

  • отношений к партнеру по игре с точки зрения то роли, которую выполняет партнер

  • действий с предметами в соответствии с приданными им значениями

  • координации точек зрения на значения предметов без непосредственного манипулирования ими

В игровой деятельности происходит познавательная и эмоциональная «децентрация» ребенка



  1. ^ Игра и развитие умственных действий

В игре могут возникать такие комбинации материала и такая ориентация в его свойствах, которые могут приводить к последующему использованию этого материала в качестве орудий при решении задач. В игре развиваются более общие механизмы интеллектуальной деятельности.


^ Выводы:

  1. Игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.

  2. Проблемой игры занимались: Е.А. Покровский, Ф. Бойтендайк, У.М. Гелассер, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт, Е.А. Аркин, Ф. Бойтендайк, К. Гроос, В. Штерн, Ж. Пиаже и другие ученые – психологи.

  3. С переходом общества на более высокую ступень развития, ребенок все позже включается в производительную деятельность взрослых, увеличивая, таким образом, период детства.

  4. По мнению Л.С. Выготского, игра – ведущий тип деятельности дошкольного возраста, где

  • Сущность игры – исполнение желаний, обобщенные аффектов

  • В игре ребенок принимает на себя различные роли взрослых

  • Всякая игра есть игра по правилам

  • Игра требует от ребенка действий

  • Игра – источник развития

  1. Д.Б. Эльконин выделил 4 уровня развитии игры, которые различаются по содержанию, значению роли для ребенка, наличием правил и рядом других признаков.

  2. Общий путь развития подчинения правилу выглядит следующим образом:

    полное неподчинение правилу

    появление правила, но преобладание желания

    преобладание правила над желанием, но не во всех случаях

    полное преобладание правила над желанием


  3. Игра оказывает существенное влияние на психическое развитие ребенка в целом. Особенно на развитие мотивационно – потребностной сферы, умственных действий. Так же игра помогает ребенку преодолеть познавательный и эмоциональный эгоцентризм.





Похожие:

М. В. Ломоносова Кафедра психологии Работа По дисциплине: Возрастная психология. Конспект iconВопросы к экзамену : Психология труда, инженерная психология и эргономика как отрасли научного знания, предмет и задачи, связи психологии труда с другими непсихологическими научными дисциплинами и психологическими науками
...
М. В. Ломоносова Кафедра психологии Работа По дисциплине: Возрастная психология. Конспект iconУчебники и учебные пособия по психологии, грамотно структурировать конспект урока психологии. Задачи
Практическое занятие Психология как учебный предмет в школе. Психологическое образование и развитие личности
М. В. Ломоносова Кафедра психологии Работа По дисциплине: Возрастная психология. Конспект iconПрограмма семинарских занятий по дисциплине «Историческая психология»
Тема Философские основы исторической психологии. Обсуждение работ В. Вундта, В. Дильтея, М. Хайдеггера, С. Л. Рубинштейна
М. В. Ломоносова Кафедра психологии Работа По дисциплине: Возрастная психология. Конспект iconПсихология и педагогика Введение
Таким образом, правильнее говорить о появлении психологии как самостоятельной науки именно с этого периода, относя к середине XIX...
М. В. Ломоносова Кафедра психологии Работа По дисциплине: Возрастная психология. Конспект iconКафедра общетехнических дисциплин Нетрадиционные формы обучения на уроках технологии Дипломная работа по педагогике, психологии, методике обучения технологии и предпринимательству Работа допущена к защите
Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии
М. В. Ломоносова Кафедра психологии Работа По дисциплине: Возрастная психология. Конспект iconКонспект познавательно-речевого занятия «По пути М. В. Ломоносова»
Цель: повысить интерес к личности М. В. Ломоносова, расширить знания детей о М. В. Ломоносове
М. В. Ломоносова Кафедра психологии Работа По дисциплине: Возрастная психология. Конспект icon050400. 62 «Психолого-педагогическое образование» Профиль подготовки «Психология и социальная педагогика»
Конспект об уровнях общения (Добрович,А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А. Б. Добрович. – Москва: Просвещение,...
М. В. Ломоносова Кафедра психологии Работа По дисциплине: Возрастная психология. Конспект iconСценарий брейн- ринга, посвященному 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова
Задачи: познакомить с фактами биографии М. В. Ломоносова; вызвать интерес к творчеству ученого; воспитать чувство патриотизма на...
М. В. Ломоносова Кафедра психологии Работа По дисциплине: Возрастная психология. Конспект iconПлан Дать характеристику развитию ассоциативной психологии в 19 веке. Этапы развития Решить задачу: в начале ХХ в. Наступает кризис психологии.
Собеседование по конспекту: Хомская Е. Д. «Методологические и теоретические проблемы психологии в трудах А. Р. Лурия» //Вопросы психологии-1983.№1....
М. В. Ломоносова Кафедра психологии Работа По дисциплине: Возрастная психология. Конспект iconЛекция по педагогической психологии (Ставропольский государственный университет, факультет психологии) Тема: «Образование как объект педагогической психологии»
Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1986
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами