Урок 98. Текстообразующая роль имен прилагательных icon

Урок 98. Текстообразующая роль имен прилагательных



НазваниеУрок 98. Текстообразующая роль имен прилагательных
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Русский язык. 6 класс, базовый уровень Кононова Ю.Н., 2010-2011 уч.г.

Урок 98. Текстообразующая роль имен прилагательных.

Р/Р. Подробное изложение


Тип урока: урок развития речи, урок-диалог.

Уровень подготовленности класса: средний.

Цели урока:

I. Познавательные и практические:

- развитие умений использования имён прилагательных в тексте, создания текста-описания.

- выработка умений и навыков рациональной организации умственной деятельности.

^ II. Развивающие:

- развитие речи: обогащение и усложнение её словарного состава, обогащение содержания, совершенствование коммуникативных качеств речи;

- развитие мышления путём формирования умения осуществлять все необходимые мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, выделение главного.

^ III. Воспитательные:

- воспитание положительного отношения к знаниям;

- развитие личностных творческих качеств, взаимоуважения и умения слушать других.

Средства обучения: эпиграф урока (оформлен на доске), текст изложения упр. 396 на стр. 170 учебника1, индивидуальные карточки для самоанализа работы на уроке.


^ ХОД УРОКА


1. Организационный момент


Эпиграф урока:

Я слышу - и забываю,

Я вижу - и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

Э. Алкамо


Учащиеся комментируют эпиграф урока, тем самым работа над изложением становится осмысленной.

Учитель озвучивает алгоритм написания изложения:

- определите только главную информацию, важную для понимания содержания всего текста;

- определите главную информацию для каждой смысловой части;

- определите, какая информация является второстепенной;

- найдите в тексте «секрет», особенность, т. е. то, без чего он был бы лишён смысла;

- найдите в тексте ключевые слова, с помощью которых переданы главные мысли микротем.


^ 2. Подготовка учащихся к написанию изложения

Подробное изложение учащиеся выполняют по упр. 396 (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) в течение одного урока.

Чтобы каждый имел равный доступ к тексту, каждому учащемуся были даны текст изложения (текст упр. 396, стр. 170), лист бумаги для рисования, цветные карандаши. Первое чтение текста осуществляется учителем, после чего каждый может (по желанию) либо перечитать текст самостоятельно, либо нарисовать иллюстрацию, либо схемой изобразить содержание. Единственным условием – запрет на записывание текста. Далее обычным порядком проводится работа над содержанием.

  1. Определите стиль текста.

  2. Определите жанр текста.

  3. Определите тип речи текста.

  4. Назовите смысловые части текста: пароход идет в Англию – описание судна ночью и днем (новый корабль) – работа вахтенного матроса по управлению ходом судна;

  5. Представьте структуру текста в графической композиционной схеме.

- Возвращение грузового парохода «Мэри» в Англию (английский пароход «Мэри» возвращался на родину вдоль берегов Черного моря с грузом русского хлеба);

- Описание корабля ночью (по бортам горят зеленые и красные лампы, на вершине мачты отличительный знак – белый огонь, чтобы пароходы в темноте уступали дорогу);

- Пароход был новый (блеск и сверкание, деревянные перила, палуба, трубы; уборка на судне);

- Работа вахтенного матроса на носу корабля (он юный, гордый; удар большого сигнального колокола дает знать штурману о приближении другого судна; один удар – справа, два – слева, три – прямо).

  1. Выпишите ключевые слова, с помощью которых переданы главные мысли микротем.

  2. Работа с синонимами: судно, грузовой пароход, корабль.

Текст прочитывается ещё раз, а учащиеся могут либо просто слушать, либо продолжать работу над иллюстрацией, либо по своему экземпляру следить за содержанием. Следующим шагом является написание изложения учащимися, причём наличие черновика не обязательно, так как многие просто не закончат работу вовремя. По окончании написания изложения учащимся предлагается ответить на ряд вопросов в индивидуальной карточке для самоанализа (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)


^ 3. Домашнее задание: Выписать из хрестоматии по литературе 6 сложноподчинённых предложений с придаточными определительными.

Индивидуальное задание: упр. 393 (письменно).


Использованная литература

  1. Бунеев, Р.В., Бунеева, Е.В., Комиссарова, Л.Ю., Текучёва, И.В. Русский язык: учебник для 6-го класса основной школы / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева; под науч. ред. акад. РАО А.А. Леонтьева. – изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2010. – 288 с.

  2. Бунеева, Е.В., Комиссарова, Л.Ю. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», 6 кл. / Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова. – М.: Баллас, 2010.

  3. Засухина, О.Н. Обучение рациональным приемам запоминания для изложения текста / О.Н. Засухина. /Начальная школа плюс: До и после. – 2009. – №1. – [Режим доступа]: http://www.school2100.ru/upload/iblock/8f5/8f57ad487f5139cc126a21ecc1d8f516.pdf


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Пароход «Мэри»

Английский грузовой пароход «Мэри» с полным грузом русского хлеба шёл вдоль западного берега Чёрного моря. Он возвращался на родину.

Зелёный и красный огни ярко светились по бортам. Это горели сильные электрические лампы в специальных стеклянных колпаках. А на верхушке мачты горел белый огонь. Такой огонь несут на мачтах величественные пароходы. Этим они отличаются в темноте от небольших парусных судов. Парусникам пароходы всегда должны уступать в море дорогу.

Пароход был новый, красивый. Блестели деревянные перила, сверкала чистотой палуба, серебряным блеском отливали трубы. Матросы в холщовых штанах и рубахах заканчивали уборку на судне.

На носу корабля стоял вахтенный матрос. Он был совсем юный и очень гордился своим пароходом. Рядом с ним висел большой сигнальный колокол, которым матрос давал знать вахтенному штурману о приближении другого судна. Один удар говорил о том, что корабль приближается с правой стороны, два удара – с левой, три удара - судно прямо по пути парохода.

(По Б.С. Житкову «Мария» и «Мэри»)


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Подробное изложение

Дата «____»________________________ 2010г.

Фамилия, имя _______________________________________________________ Класс _______________

Как шла работа? Легко или трудно?




Почему?




Что помогало тебе в работе?




Что мешало?




Как появилось первое слово, фраза?




Как проверял (-а) правильность написания слов?




Как понял (-а), что работа полностью закончена?




Понравилась ли тебе твоя работа?




Доволен(-льна) ли ты собой?







1 Русский язык: учебник для 6-го класса основной школы / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева; под науч. ред. акад. РАО А.А. Леонтьева. – изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2010. – 288 с.



Похожие:

Урок 98. Текстообразующая роль имен прилагательных iconКонспект урока по русскому языку в 3-м классе по теме: "Правописание родовых окончаний имен прилагательных" цели: закреплять и уточнять знания учащихся по теме
План-конспект урока по русскому языку в 3-м классе по теме: "Правописание родовых окончаний имен прилагательных"
Урок 98. Текстообразующая роль имен прилагательных iconУрок здоровья Обобщение знаний об имени прилагательном Цели
Систематизировать знания об основных грамматических признаках имен прилагательных
Урок 98. Текстообразующая роль имен прилагательных iconУрок по русскому языку в 4 классе Тема: «Изменение имён прилагательных по падежам»
Наш урок начнём с чистописания Слайд 3 Чистописание, для этого давайте вспомним
Урок 98. Текстообразующая роль имен прилагательных iconУрок «Разряды имён прилагательных»
Тип урока: озн (открытие нового знания) с применением тдм (технологии деятельностного метода)
Урок 98. Текстообразующая роль имен прилагательных iconУрок русского языка в 6 классе. Тема урока: Формы сравнения имён прилагательных
У вас на партах лежат солнышко и тучка. Выберите ту фигуру, которая соответствует вашему настроению сегодня
Урок 98. Текстообразующая роль имен прилагательных iconУчебник Л. М. Зеленина Тема: Правописание родовых окончаний имён прилагательных
Скажите, какой частью речи являются слова при помощи, которых вы описывали животных?
Урок 98. Текстообразующая роль имен прилагательных iconСправочник по английскому языку для учащихся 2-4 классов увк «гимназия-школа» №27 Составитель
Образование притяжательного падежа имён существительных VIII. Образование степеней сравнения прилагательных
Урок 98. Текстообразующая роль имен прилагательных iconМинистерство образования Республики Казахстан Городской отдел образования г. Балхаш кгу «осш №4 им. Н. К. Крупской г. Балхаш» Подготовила: учитель начальных классов Тюрина Е. В
Научить правильно писать падежные окончания имен прилагательных во множественном числе
Урок 98. Текстообразующая роль имен прилагательных iconУрок в 3 классе. Учитель
Тема урока: Изменение окончаний имён существительных в зависимости от связи с другим словом. Склонение имён существительных
Урок 98. Текстообразующая роль имен прилагательных iconУрок русского языка в 4-м классе по теме: «Склонение имён существительных в единственном числе»
Цель: Обобщение имеющихся знаний о склонении имен существительных единственного числа
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами