Вершинина Татьяна Викторовна, МКОУ Травнинская средняя общеобразовательная школа, учитель географии
План-конспект урока географии с использованием интернет-ресурсов. География 7 класс
Тема: Рельеф и полезные ископаемые Африки. Базовый учебник: Коринская В.А., Щенёв В.А., Душина И.В. География 7 класс (Дрофа) Цель урока: Формирование знаний учащихся об особенностях рельефа и полезных ископаемых материка Африка. Задачи: - обучающие: обеспечить усвоение и первичное закрепление знаний об особенностях рельефа Африки; древности материка; преобладании плоскогорий.
- развивающие: Показать размещение на материке основных полезных ископаемых и определить связь месторождений полезных ископаемых с историей развития рельефа. Учить приёмам составления характеристики рельефа материка на основе физической карты.
- воспитательные: воспитание любви к природе Земли Тип урока: изучение нового материала. ^ фронтальная, парная, индивидуальная. Необходимое техническое оборудование: «Физическая карта Африки», «Строение земной коры и области мира», атласы, карточки с заданиями; мультимедийный проектор, компьютер, выход в интернет на сайт http://fcior.edu.ru/.
^ № | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (мин) | 1 | Активизация знаний учащихся |
| а)Фронтальная работа по вопросам учителя: 1. Какова площадь Африки? 2. На каком месте по площади территории находится Африка? 3. Что мы понимаем под физико-географическим положением материка? 4. Какой картой вы будете пользоваться, характеризуя ФГП Африки? 5. Дайте характеристику физической карты Африки? 6. Каковы особенности географического положения Африки на градусной сетке? 7. Назовите и покажите крайние точки материка? 8. Охарактеризуйте береговую линию Африки? 9. В каких тепловых поясах находится материк? 10. Что вы знаете о португальских плаваниях вдоль берегов Африки? 11. Проследите по карте путь Васко да Гамы вокруг Африки. Какая часть материка была известна португальцу? 12. Какая часть Африки была исследована англичанином Давидом Ливингстоном? 13. Каких русских исследователей Африки вы знаете? 14. Африка является родиной твёрдых сортов пшеницы. Кто это определил и какая это часть Африки? б) Подведение итога опроса (оценки).
| Отвечают на вопросы. | 7 | 2 | Сообщение темы, формулировка цели урока. |
| Сообщение темы урока | Формулируют цели урока, предполагаемый результат. | 2 | 3 | Работа над новым материалом: 1) Рельеф материка Африка. |
^
Контурная карта Африки для нанесения учениками дополнительных объектов
| а) ^ -Вспомните, что называют рельефом. -Какие формы рельефа вам известны? -Как они различаются по высоте? -Как на карте изображается рельеф? -Африка – часть какого древнего материка? -Что такое платформа? -По карте «Строение земной коры» покажите границы Африканской плиты. -Какую часть Африканской плиты занимает платформа? Вывод: Африка – древний материк, он выделился из Гондваны. Платформа состоит из двух ярусов: нижний – фундамент кристаллический, а верхний – молодые осадочные породы. На границах соседних литосферных плит располагаются складчатые горы: на северо–западе (Атлас) и на юге (Капские горы).
б)рассказ учителя
в)Контролирует самостоятельное изучение учащимися материала.
г) обсуждение вопроса: - Каковы главные особенности рельефа материка ? По преобладающим высотам Африку подразделяют на две части. - Какие?
д) Подведение итогов работы в группах и оценивание.
е)Контролирует самостоятельное изучение учащимися материала.
| Отвечают на вопросы
Из рассказа учителя выделяют главные особенности рельефа материка.
работа учащихся с физической картой Африки и по картам атласа;
отвечают на вопросы
работа в группах с использованием учебника и карты атласа:
I группа – характеристика рельефа Северной и Западной частей Африки по плану, данному учителем; ^ – характеристика рельефа Восточной и Южной частей Африки по плану, данному учителем. Таблица №1 Самостоятельное изучение материала с помощью ЭОР по плану: Контурная карта Африки для нанесения учениками дополнительных объектов
| 10 |
| Первичное закрепление данного вопроса | ^
| а) Обобщение и коррекция знаний. - Каковы главные особенности рельефа материка А.? (т.к. в основании материка лежит древняя Африкано-Аравийская платформа, то в рельефе преобладают равнины, главным образом плоскогорья, с выступами кристаллического фундамента; низменностей мало; протяженных и высоких гор нет, они уже разрушились, выделяются лишь горы Атлас на северо-западе, горы Капские – на юге и Драконовы горы – на юго-востоке).
| Практическая работа на контурной карте с использованием настенной физической карты Африки и карт атласа Конструктор интерактивных карт Африки с проверяемыми заданиями
б)Отвечают на вопросы, делают краткие записи в тетради. | 3 |
| 2) ^ | | а) рассказ учителя
б)Контролирует самостоятельное изучение учащимися материала. | работа в парах с использованием карт атласа; Задание. Используя карту «Строение земной коры» и физическую карту Африки, заполните таблицу №2 «Полезные ископаемые материка Африка».
Изучение материала с помощью ЭОР:
| 7 |
| Первичное закрепление данного вопроса |
| а)контролирует выполнение практической работы. | взаимопроверка выполнения работы;
| 3 | 4 | Обобщение и систематизация знаний. Практическая работа. | Практические задания | а)контролирует выполнение практической работы. б) подведение итогов работы и оценивание.
|
^
Выполняют тест и отвечают на вопросы | 6 | 5 | Подведение итога урока. |
| а) подведение итогов работы и оценивание. - Что узнали на уроке?
Домашнее задание: § 20, ответить на вопросы 1-3, нанести на контурную карту элементы рельефа материка А.
| взаимопроверка выполнения работы;
Делают выводы о том, что узнали на уроке, достигли ли поставленных задач. Самооценивание. | 2 |
^ «Рельеф и полезные ископаемые Африки».
таблица№1 Прием характеристики рельефа материка План | Состав приема | 1. Преобладающая форма рельефа по высоте
2. Преобладающие виды равнин по высоте
3. Преобладающие виды гор по высоте | 1. По шкале высот определить преобладающую форму рельефа (горы или равнины) и их взаимное размещение. 2. а) По шкале высот определить преобладающие виды равнин, назвать и показать наиболее крутые из них, определить, в какой части материка находятся, в каком направлении протягиваются. б) Определить, какие виды равнин занимают меньшую площадь, где расположены. 3. а) Назвать и показать крутые горные системы. б) По шкале высот определить, какие горы по высоте преобладают, в какой части материка они расположены, в каком направлении протягиваются, их протяженность, самые высокие вершины. | таблица №2 ^ Основные виды полезных ископаемых | Где находятся | 1. Осадочные: каменный уголь нефть газ | Драконовы горы Северная Африка, побережье и шельф Гвинейского залива Северная Африка | 2. Руды черных металлов: железные хромитовые марганцевые |
| 3. Руды цветных металлов: медные алюминиевые |
| 4. Драгоценные металлы: золото
|
|
^ |