Конспект источника: Лефрансуа Ги Прикладная педагогическая психология. Спб: прайм-еврознак, 2003. 416 с. С. 22-39 icon

Конспект источника: Лефрансуа Ги Прикладная педагогическая психология. Спб: прайм-еврознак, 2003. 416 с. С. 22-39



НазваниеКонспект источника: Лефрансуа Ги Прикладная педагогическая психология. Спб: прайм-еврознак, 2003. 416 с. С. 22-39
Дата17.10.2016
Размер
ТипКонспект

Конспект источника: Лефрансуа Ги Прикладная педагогическая психология. – СПб: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. – 416 с. С.22-39.


Психология

Психология – это наука, изучающая человеческое поведение и мышление. Она изучает влияние опыта на мысль и действие, роль биологии и наследственности, сознательность и мечтательность; она прослеживает путь развития человека, изучает социальные факторы, влияющие на человека. В основном, психология пытается объяснить, почему люди думают, поступают, чувствуют так, а не иначе.

Поведение – активность организма. Поведение может быть явным (наблюдаемым) и неявным (ненаблюдаемым или внутренним).

Наука

Психология как наука включает применение научных процедур и подходов к пониманию человеческого поведения, это система отношений и комплекс методов.

Эксперименты

В процессе проведения эксперимента исследователь систематически изменяет ситуацию с целью определить эффект от подобных изменений и сделать выводы. То, чем манипулируют и что изменяют называют, называется независимой переменной; результат воздействия – зависимая переменная. Большинство экспериментов может быть описано просто в терминах «если - то». «Если» - независимая переменная, «то» - зависимая.

Наука – подход к знанию, подчеркивающий точность, объективность и воспроизводимость.

Эксперимент – контролируемое создание ситуации, в которой наблюдается явление.

Зависимая переменная – переменная (измерение, результат, поведение), отражающая эффект от воздействия независимой переменной в эксперименте. В модели «если - то» идет посте «то».

Независимая переменная – переменная, которой манипулируют.

Факты и теории

Наука – это комплекс методов и отношений, определяющий то, как мы проводим исследования и собираем информацию.

Хорошая теории должна отражать все важнейшие элементы. Томас определяет несколько других требований: теория хороша, когда она

-точно отражает наблюдаемое,

-полезна для практики;

-с ее помощью можно как предсказывать, так и объяснять события;

-имеет прикладной характер;

-внутренне согласована и непротиворечива;

-не основана на ряде недосказанных предположений.

Хорошая теория также должна стимулировать мысль и предоставлять обоснованные объяснения, говорит Томас.

Гипотеза – догадка, которую необходимо проверить. Предположение, основанное наблюдении, интуиции или теории, которое необходимо подтвердить экспериментально. Гипотеза часто характеризуется выражением «если - то».

Операциональное понятие – конкретное или поведенческое определение абстрактного термина. Определение позволяет наблюдать, измерять и оценивать абстрактное понятие.

Наиболее полезная теория – это та теория, которая не только объясняет происходящее, но и помогает предсказать события в будущем.

Теория – это утверждение или набор утверждений, функция которого обобщать, упрощать, организовывать и объяснять наблюдения и помогать предсказывать события.

Законы, принципы и убеждения.

Законы – это утверждения, истинность которых практически не ставится под сомнение.

Принципы – это утверждения, которые являются скорее предположениями, чем определенностью. В отличие от законом они всегда допускают некоторую долю сомнения, некоторую вероятность.

Убеждения – это наши личные мнения, попытки объяснить происходящее. Убеждения основаны на личном опыте и научных наблюдениях, лежащих в основе формирования новых теорий.

Модели.

Модель – это паттерн или проект; это представление о том, что есть, может или должно быть.

Психологические модели – это метафоры. Они не утверждают конкретные характеристики человека и человеческого поведения. О моделях, как и о теориях, нельзя судить с точки зрения их точности в ущерб их полезности.

^ Модели учеников и учителей

Сфард приводит две модели, объясняющие, что такое учение и как оно происходит:

Учение – это долгий процесс приобретения, процесс прогрессирующего накопления информации.

Участие является основой учения.

Учителя, поддерживающие первую точку зрения, считают, что их обязанность – помогать учащимся накапливать информацию и понятия. Те, кто придерживаются второй точки зрения убеждены, что учебный процесс предполагает активное участие учащегося. Оба подхода по-своему правильны и полезны, по мнению Сфарда.

Конструктивные и директивные модели обучения.

Первая модель – центрированная на педагогике, основанная на метафоре приобретения. В соответствии с ней, поскольку учение есть в большей степени приобретение информации, принципиальная роль учителя в директивном, прямом руководстве. Этот взгляд на учение и преподавание определяет учителя как главный источник информации и назначает ему роль наиболее эффективного организатора и источника информации.

Напротив, метафора участника предполагает, что учащийся является активным участником учебного процесса, что учащиеся фактически ответственны за открытие и конструирование информации для самих себя. Соответственно, конструктивистские подходы к обучению центрированы скорее на учащемся, нежели на учителе. Кооперативный и поисковой подходы к преподаванию являются типичным примером конструктивизма.

Модель – представление, как правило, абстрактное, какого-либо явления или системы. Или паттерн поведения, который может быть кем-то скопирован.

Метафора приобретения – модель обучения, в которой оно представляется как процесс приобретения и накопления информации.

Метафора участия – модель преподавания, основанная на том, что основа учения – участие. Учителя, разделяющие эту точку зрения, больше заинтересованы самим процессом обучения.

Директивное обучение – словосочетание для обозначения центрированного на учителе подхода к преподаванию в противовес более центрированным на учащихся подходам – разновидностям конструктивного подхода, например, педагогике равноправия и кооперативному обучению.

Конструктивистские методы – обозначение методов обучения, центрированных на учащихся и предполагающих, что важная информация конструируется самими учащимися, а не дается им. Часто противопоставляемый директивной педагогике, конструктивизм выражается в поисковом обучении, когнитивном учении и гуманистических подходах к преподаванию.

Прогрессивное образование – движение за реформу образования, ассоциируемое с именем Джона Дьюи, характеризуется доминированием фигуры ученика в процессе обучения. Конструктивистские подходы к обучению являются примерами движения за прогрессивное образование под новыми названиями.

Модель преподавателя.

Ферстенмахер и Солтис выделяют три основные модели учителя: организаторская модель, терапевтическая и либеральная.

Организаторская модель. Учитель – это человек, овладевший искусством преподавания, он несет основную ответственность за обучение, в процессе которого ученик должен овладеть необходимыми навыками информации. В этой модели подчеркивается важность преподавательской техники и подготовки материалов. В ней доминирует фигура учителя и директивная модель обучения.

Терапевтическая модель. Учить рассматривается не только как организатор, но и как приятная во всех отношениях личность, главная цель которой – здоровое и счастливое развитие учащихся. В этой модели делается упор на методы и содержание, при этом в ней доминирует фигура ученика и конструктивистский подход.

Либеральная модель. Учитель видится в качестве «освободителя разума», он лишь предоставляет ученикам все необходимые инструменты для обучения. Преподаватель следит за тем, чтобы учащийся знал, как учиться и как воплощать свои знания.

Модель преподавания.

Преподавание можно описать с точки зрения трех стадий, каждая из которых характеризуется различными требованиями к учителю: предобучение, обучение, постобучение.

Фаза предобучения включает четыре действия: постановка целей, определение готовности учащихся, выбор правильной стратегии и планирование оценки.

Процесс обучения включает стратегии, призван-ные помочь учащимся достичь поставленных целей. Эти стратегии включают коммуникации, лидерство, мотивацию и контроль (дисциплина и управление).

На третьем этапе - постобучения проводится оценка результатов обучения относительно постав-ленных целей. Оценка призвана определить эффективность преподавания: она также может скорректировать цели обучения, многое сказать о готовности учащихся, соответствии выбранных стратегий и даже о правильности проведения оценочных процедур.

Педагогическая психология

Педагогическая психология изучает человеческое поведение в процессе обучения.

Педагогическая психология изучает процесс обучения, развитие и мотивацию человека, социальное обучение, личностные характеристики, дисциплину и другие аспекты управления в аудитории, измерение и оценку развития обучающихся и др.

^ Педагогическая психологиянаука, имеющая дело с человеческим поведением в процессе обучения. Занимается применением психологического знания к проблемам обучения и разрабатывает новые технологии.

Преподавание как принятие решений.

Обучать — значит прививать навыки, знания, отношения и ценности. Проще говоря, учитель что--то меняет в ученике. Учитель говорит и заставляет, показывает и направляет учеников. Он пользуется не только своими навыками и знанием, но и вспомогательными материалами (пленки, компьютерные программы), людскими ресурсами, а также талантами самих учеников. Он работает в маленьких и больших группах, в ситуации конкуренции и кооперации, в формальной и неформальной обстановке. Учитель должен постоянно принимать решения. Паш и др. указывают, что реше-ния, принятые до обучения, касаются планирова-ния действий учителя и учащихся; решения, при-нятые во время процесса обучения, заключаются в корректировке действий, наблюдении результатов, предсказании и модификации; и решения, приня-тые после обучения, включают рефлексию, пред-сказание и изменения в преподавании.

^ Преподавание как предоставление возможностей.

Образование дает возможность студентам на-учиться делать такие вещи, какие без образования они не смогли бы сделать.

В данном случае «предоставление возможностей > дает большую эко-номическую выгоду.

Кон утверждает, что когда мы даем студен-там возможность активно участвовать в процессе их обучения, эффект «предоставления возможностей» способен весьма положительно сказаться на их до-стижениях, поведении и ценностях.

^ Предоставление возможностей - давать власть, возможности. Одна из важнейших це-лей образования — учащимся предоставляет-ся информация и обучение, стратегии обуче-ния и помощь в развитии чувства собственных возможностей, которые сопровождают осоз-нание того, что ты компетентен.

^ Преподавание как мыслительная активность.

Эта новейшая концепция преподавания предполагает постоянное размышление, обдумывание своих действий. Джон Дьюи в 1933 году определял «рефлективное преподавание» как «активное, постоянное и осторожное рассмотрение каждого мнения или предполагаемой формы знания с точки зрения их истоков». Сторонники «рефлективного преподавания» призывают учителей обдумывать последствия их действий, критически относиться к убеждениям, на которых основывается их поведение, стараться постоянно повышать свой уровень и узнавать что-то новое об искусстве обучения.

Сторонники этого подхода также подчеркивают важность использования повествований в качестве размышления о своей преподавательской деятельности.

Главная цель учителя — прийти к ясному по-ниманию установок, лежащих в основе его поведения как учителя, возможно, пересмотреть эти установки, оценить свое поведение в свете ценностей, целей и реакций учащихся.

Стратегии рефлективного преподавания способствуют самопознанию учащихся.

Стратегии рефлективного преподавания основаны на том, что учащийся — активный исследователь, а не пассивный получатель информации, — рассматривает учителя в качестве помощника, а не просто источника информации.

^ Рефлективное преподаваниепроцесс, в котором учитель систематически и достаточно активно размышляет (рефлектирует) о своей преподавательской деятельности; использует личные дневники в попытке прояснить и повысить эффективность преподавания и обучения.

Саsе studyисследование, рассматривающее специфические действия, эпизоды и участников. Обычно изучается детально один человек или событие.

^ Исследование «действия»глубоко субъективный подход к исследованию в области обучения, обычно рассматривающий один или несколько эпизодов/случаев.

^ Рефлективные стратегии преподавания - -собрание преподавательских стратегий, которые предполагают, что и учителя.

Преподавание как ремесло.

Специфические страте-гии, которые используют учащиеся, называют мета-когнитивными. Метазнание — это знание о знании, навыки запоминания, организации, изучения и т. д.

^ Профессиональное знаниезнание специфики преподавания. Наука преподавания - -это вид практической мудрости, включающий общую информацию о преподавании и специфическую информацию о преподавании конкретных предметов и ведении уроков для учеников с определяемыми характеристиками.

^ Эксперты и дилетанты.

Лучшим способом разработать модель экс-перта является выделение характеристик, отличающих выдающихся учителей от средних, — собрав их и проанализировав, мы, возможно, получим модель идеального учителя. В модели Стернберга — это знание, высокая эффективность при решении задач и проницательность.

^ Учителя-профессионалы — учителя, которые обладают необходимым опытом, практикой, навыками и характеристиками, которые выделяют их среди других, делают лучшими. В модели преподавательской экспертизы. Стернберга к данным характеристикам относятся знание, эффективность в решении проблем и проницательность.

^ Проблемы, с которыми сталкиваются учителя сегодня.

Преподавание сегодня — очень трудное занятие. Почти треть учителей признают преподавание очень стрессовым занятием. Возможными по-следствиями стрессов являются апатия и отчуждение, цинизм, хронические прогулы и иногда решение прекратить преподавательскую деятельность; в таких случаях говорят — профессиональное выгорание учителя.

Существует также проблема объема информации и носителей информации (компьютеров, например) — в таких условиях ученику никак не обойтись без помощи учителя. Мартин (1996) говорит о том, что образование ответственно за передачу культурного наследия следующим поколениям. Но есть еще одна важнейшая проблема: учитель больше не может учить всему. Ученики должны все больше полагаться на себя и свои возможности.

Еще одной проблемой является обучение и рабо-та с неординарными учениками, требующими инди-видуального подхода; при этом работать с ними надо не индивидуально, а на общих занятиях (включенное обучение).

Неудивительно, что начинающие учителя испытывают гораздо больше трудностей, чем опытные. Вал-ли (1992) выделяет четыре причины этого явления:

• Начинающие стараются подражать своим бывшим учителям. В результате они не могут выработать свой, персональный подход к обучению, основанный на личных установках.

• Начинающие неохотно общаются с другими учителями. Отсюда отсутствие необходимой моральной поддержки и советов более опытных учителей.

• Новичкам трудно трансформировать свои знания в конкретные программы обучения. В результате, они забывают или сознательно не используют то, чему учились долгое время.

• Большинство начинающих долгое время не мо-гут подобрать правильную технологию обучения. Как следствие, в их действиях наблюдается гораздо меньше креативности и спонтанности.

^ Профессиональное выгорание учителя — общепринятое обозначение выраженного негативного отношения учителя к своему труду. Является одним из возможных последствий сильного стресса. Иногда выражаепгся в цинизме, апатии, в хронических прогулах, может стать причиной увольнения.

Мэйнстриминг — практика, помещения учеников со специальными потребностями в обычные классы, а не выделение для таких учеников отдельных классов. Также называется включенным образованием.

Вознаграждение за преподавательский труд

Деньги — не единственное, что учителя получают от преподавания. Вознаграждением за труд также являются: удовлетворение от работы, чувство, что ты что-то сделал в жизни, ощущение, что ты делаешь свое дело хорошо. Есть и другие положительные моменты — престиж и уважение, иногда даже политическая и социальная власть.

Каково это — быть учащимся?

Содержание школьного образования оказывает значительное влияние на наши предпоч-тения в работе (не путать с возможностями): индекс безработицы в два раза выше для людей с неполным средним образованием, по сравнению с окончивши-ми среднюю школу.

Обучение — это социальная деятельность. Ученик — это важная и ответственная социальная роль, прочно связанная с социальной мобильностью.

Культурные различия

Эффективность школьного обучения в значитель-ной степени зависит от социального положения, этнической принадлежности, языка, воспитания и пола.

Различия учащихся есть следствие не только со-циального и этнического разнообразия, но и все воз-растающего числа детей со специфическими харак-теристиками и потребностями (отклонениями в раз-витии).

^ Основные положения.

  1. Преподавательские навыки не передаются по наследству; психология может помочь в развитии этих навыков. Знание о том, как ученики учатся и развиваются, что их мотивирует, как они думают и запоминают, помогает формированию наших убеж-дений.

  2. Психология изучает человеческое поведение и мышление. В ее основе лежат научные принципы познания. Наука предполагает точность, полноту, объективность и воспроизводимость.

3. Модели — схематические описания реальности, часто используются в наших теориях. Метафора при-обретения — модель обучения, в которой оно представляется как процесс прогрессивного приобрете-ния и накопления информации.

4. Простая модель преподавания описывает пред-варительный этап процесса обучения (постановка цели, определение готовности учащихся, выбор стра-тегий обучения и сбор необходимых материалов, пла-нирование оценки результатов), непосредственно этап обучения (применение стратегий обучения) и заключительный этап (оценка эффективности стра-тегии обучения, определение степени достижения цели, переоценка готовности учеников).

5. Преподавание можно рассматривать как непре-рывное решение задач и принятие решений.




Похожие:

Конспект источника: Лефрансуа Ги Прикладная педагогическая психология. Спб: прайм-еврознак, 2003. 416 с. С. 22-39 iconАткинсон Р. С, Смит Э. Е, Бем Д. Дж и др. Введение в психологию пер с англ
Аткинсон Р. Л, Аткинсон Р. С, Смит Э. Е, Бем Д. Дж и др. Введение в психологию пер с англ. М.: Прайм-Еврознак, 2003 672 с
Конспект источника: Лефрансуа Ги Прикладная педагогическая психология. Спб: прайм-еврознак, 2003. 416 с. С. 22-39 iconУчебное пособие для вузов. Ереван: Изд-во „Огебан, 2000. 408 с. Платонов Ю. П. Основы этнической психологии. Учеб пособие. Спб.: Речь, 2003. 452 с. С. 146-167
Крысько В. Г. Этническая психология: Учеб пособие для студ высш укчеб заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский цент „Академия”,...
Конспект источника: Лефрансуа Ги Прикладная педагогическая психология. Спб: прайм-еврознак, 2003. 416 с. С. 22-39 iconПрограмма «Педагогическая психология», 1 курс Дальневосточный федеральный университет г. Владивосток
Магистерская программа «Педагогическая психология», 1 курс Дальневосточный федеральный университет г. Владивосток
Конспект источника: Лефрансуа Ги Прикладная педагогическая психология. Спб: прайм-еврознак, 2003. 416 с. С. 22-39 iconУчебник для вузов. Спб.: Питер, 2006. 592 с. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. Спб.: Питер, 2004. 583 с.: ил. (Серия «Учебник нового века»)
Развивающие: развить интерес к особенностям ощущений, умение работать в парах, развить произвольное внимание
Конспект источника: Лефрансуа Ги Прикладная педагогическая психология. Спб: прайм-еврознак, 2003. 416 с. С. 22-39 iconКонтрольный тест «Педагогическая психология» для студентов иеиЭ
При выборе метода психолого-педагогического исследования необходимо руководствоваться
Конспект источника: Лефрансуа Ги Прикладная педагогическая психология. Спб: прайм-еврознак, 2003. 416 с. С. 22-39 iconКурс лекций «Обработка данных» для специальности П. 04. 05. 00. П «Практическая психология»
П. 04. 05. 00 «Практическая психология», рд рб 02100 100-98, высшее образование, специальность Г. 07. 01. 00 «Психология» для переподготовки,...
Конспект источника: Лефрансуа Ги Прикладная педагогическая психология. Спб: прайм-еврознак, 2003. 416 с. С. 22-39 iconС. Ю. Витте Из конспекта лекций, читанных великому князю Михаилу 1900-1902 гг
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1- ответы предполагают использование информации из источника,...
Конспект источника: Лефрансуа Ги Прикладная педагогическая психология. Спб: прайм-еврознак, 2003. 416 с. С. 22-39 iconЛекция №1. Организационная психология как научная
Ситуация изменилась в начале 20 века, когда психология была уже признанной наукой и начала активное внедрение научного психологического...
Конспект источника: Лефрансуа Ги Прикладная педагогическая психология. Спб: прайм-еврознак, 2003. 416 с. С. 22-39 iconКонспект лекций по курсу «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации» для специальности 080801. 65 «Прикладная информатика (по областям)
Конспект лекций по курсу «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации» для специальности 080801. 65 «Прикладная информатика (по...
Конспект источника: Лефрансуа Ги Прикладная педагогическая психология. Спб: прайм-еврознак, 2003. 416 с. С. 22-39 iconА. М. Руткевич «Понимающая психология» К. Ясперса
У дильтея основанием герменевтики становится психология: «первая и основополагающая единичная наука о духе; следовательно, ее истины...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами