Программа курса по выбору для учащихся учреждений, обеспечивающих получения общего среднего образования с 12-летним сроком обучения icon

Программа курса по выбору для учащихся учреждений, обеспечивающих получения общего среднего образования с 12-летним сроком обучения



НазваниеПрограмма курса по выбору для учащихся учреждений, обеспечивающих получения общего среднего образования с 12-летним сроком обучения
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма курса

В авторской редакции


Министерство образования Республики Беларусь

Национальный институт образования




ИСТОРИЯ ИНФОРМАТИКИ


Программа

курса по выбору для учащихся

учреждений, обеспечивающих получения

общего среднего образования

с 12—летним сроком обучения


Минск, 2007


Данный курс по выбору дает систематическое изложение истории информатики. Изучение курса предполагает знакомство с возникновением и развитием вычислительной техники, общего и прикладного программного обеспечения ЭВМ, алгоритмических основ информатики, научными биографиями выдающихся ученых в области информатики. В итоге учащиеся получат цельное представление об информатике, ее роли и месте в жизни современного общества.

^

Пояснительная записка


Курс рассчитан на 17 часов и может быть предложен учащимся Х класса. По усмотрению учителя сроки изучения данного курса могут быть передвинуты.

Курс по выбору «История информатики» ставит целью дать учащимся систематические знания по истории предмета.

Предполагается, что школьникам будет приведено определение информатики как науки (по А. П. Ершову), дана историческая панорама развития технических средств автоматизации вычислений, начиная от абака и счетов до современных персональных и суперкомпьютеров. Следует показать эволюцию возникновения и совершенствования программных средств общего и специального назначения: операционных систем, текстовых, графических и табличных процессоров, систем управления базами данных, презентационных и мультимедийных средств, появления и возможностей локальных и региональных, корпоративных и всемирных компьютерных систем.

Школьники должны усвоить тот факт, что информатики без алгоритмов не существует. Следует рассмотреть в историческом плане основные алгоритмы математики (НОД, НОК, простые числа и т.д.) и собственно алгоритмы информатики (поиск, сортировка и др.). Здесь же предлагается рассмотреть историю возникновения систем счисления — непозиционных (римская, греческая, старославянская) и позиционных (двоичная, восьмеричная, десятичная, шестнадцатеричная).

Появление того или иного технического новшества или программного средства связано с именем конкретного инженера или ученого. Поэтому необходимо отразить вклад советских, белорусских и иностранных ученых в развитие информатики.

Важно показать учащимся как внедрялась информатика в школы в качестве учебного предмета, раскрыть основные направления информатизации системы образования в Республике Беларусь, рассказать о системе школьной статотчетности и ее обработке, о внутришкольных возможностях использования компьютера (библиотека, учет оборудования по кабинетам, учет успеваемости и посещаемости, создание библиотеки электронных учебников и т. д.).

Цель курса: дать целостное представление об информатике как науке, показать в историческом плане развитие вычислительных машин, программного обеспечения, алгоритмических основ информатики.

Задачи курса:

  • ознакомить учащихся с развитием вычислительных устройств от механических до современных ЭВМ;

  • показать возможности программного обеспечения ЭВМ;

  • раскрыть роль информатики как интегрирующей науки;

  • показать вклад известных ученых в становление информатики.



Рекомендуемые формы и методы поведения занятий

Рекомендуется использовать методы активного обучения, которые позволяют раскрыть творческие возможности ученика.

Формы занятий: урок — лекция и семинар. На лекциях сообщается новый материал, а на семинарах — доклады школьников по достижениям в информатике крупных ученых или примеры программирования на разных типах ЭВМ (например, «Минск — 22»).

В итоге изучения истории информатики учащиеся должны знать:

  • определение информатики как науки;

  • историю развития ВТ и поколения ЭВМ;

  • вклад белорусских ученых в развитие информатики;

  • значение информатики и ИТ в жизни современного общества;

  • биографии известных ученых — информатиков;

  • значение и возможности компьютерных сетей.


Содержание

Введение

Происхождение термина «информатика». Определение информатики как науки. Информатика как отрасль производства и как учебный предмет. Составляющие информатики: алгоритмическая, техническая, программная.

^ Возникновение и развитие средств автоматизации вычислений

Появление абака и счетов. Механические вычислительные машины (В. Шиккард, Б. Паскаль, Г. Лейбниц, Е. Якобсон, П. Ф.Чебышев, Ч. Беббидж, В. Однер и др.). Первая механическая счетная машина на территории Беларуси — счетная машина Б. Якобсона (Несвиж, 1770 г.). Арифмометр В. Однера, 1901 — самый распространенный счетный прибор (конец 19 века — 60 годы 20 века).

Электромеханические счетные машины (К. Цузе, Н. И. Бессонов и др.).

Первое поколение электронных вычислительных машин. Ламповый триггер М. А. Бонч-Бруевича (1918 г., СССР). ЭВМ Д. В. Атанасова, Д. Эккерта и Д. Моучли, Машина МЭСМ С. А. Лебедева. Фон-неймановская и Гарвардская концепции ЭВМ. Вклад А. Тьюринга в концепцию ЭВМ. Развитие элементной базы ЭВМ. Арифметико-логические принципы устройства и функционирования ЭВМ (Дж. Буль, де Морган, П. Эренфест, И. И. Жегалкин, В. И. Шестаков, К. Шеннон и др.).

Второе — четвертое поколение ЭВМ (БЭСМ, Минск — 32, ЕС ЭВМ, IBM).

Персональные компьютеры (Apple, Macintoch, IBM, EC-1940/41 и др.).

Суперкомпьютеры.

Компьютерные сети: локальные, региональные, корпоративные, глобальные. Идеи Бернерса — Ли. Средства электронной связи. Всемирная компьютерная сеть Internet. Ресурсы сети и развитие средств доступа к ним.

^ Программное обеспечение ЭВМ

Принцип программного управления. Идеи А. Лавлейс и Д. фон Неймана. Принцип хранимой программы. Первые алгоритмические языки программирования (ФОРТРАН, АЛГОЛ, КОБОЛ, БЕЙСИК, АКИ и др.). Появление операционных систем ( Диспетчер, СР/М, MS-DOS, WINDOWS, UNIX и др.). Текстовые, графические, музыкальные редакторы. Электронные таблицы (VisiСalc, Multiplan, SuperCalc, Excel). Системы управления базами данных (сетевые, иерархические, реляционные). Прикладные пакеты САПР, АСУ, АСУПТ, ППС, по математике, по статистике, бухучету и др. Программные средства гипертекста/мультимедиа.


^ Алгоритмические средства информатики

Системы счисления: непозиционные (римская, греческая, старославянская); позиционные (десятичная, двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная); перевод чисел точных и приближенных из одной системы в другую.

Основные алгоритмы математики, правила арифметических действий (НОД, простые числа и др.)

Алгоритмы информатики (поиск, сортировка, хеширование и др.).

Сравнение алгоритмов по их вычислительной сложности.

^ Развитие ВТ в Беларуси

Создание завода вычислительных машин ЭВМ. Выпуск Минск-2, Минск-22,Минск-32, ЕС ЭВМ, РС ЕС-1840/1841. Язык программирования АКИ, трансляторы с ФОРТРАНА и АЛГОЛА для Минск-22/32. Главные конструкторы ЭВМ Минского производства (Г. П. Лопато, В. В. Пржиялковский, И. К. Ростовцев, В. Я. Пыхтин).

^ Информатика в школах РБ

Введение курса ОИВТ в школах Беларуси в 1985/86 уч. году. Первые учебники по информатике под редакцией А.П. Ершова, В. М. Монахова. Национальные белорусские учебники по информатике (Ю.А. Быкадоров, А.Т. Кузнецов, В. М. Котов, А. И. Павловский, А. Е. Пупцев, А. И. Лапо и др.). Задачи управления школой, решаемые с помощью компьютера.

Концепция информатизации системы образования в Беларуси.

^ Ожидаемые результаты

В итоге изучения курса по выбору у учащихся будут сформированы:

  • систематические знания по истории информатики, по всем ее содержательным линиям;

  • знания о вкладе советских и белорусских ученых в развитие информатики;

  • понятие об информационном обществе, его возможностях и перспективах.



Рекомендуемая литература

  1. Апокин, И.А. История вычислительной техники / Апокин И.А., Майстров Л.Е. — М.: Наука, 1990.

  2. Дородницын, А.А. Информатика: предмет и задачи. Становление информатики. Серия «Кибернетика» / А.А. Дородницын. — М.: Наука, 1986.

  3. Ершов, А.П. Информатика: предмет и понятие. Становление информатики. Серия «Кибернетика» / А.П. Ершов. — М.: Наука, 1986.

  4. Знакомьтесь: компьютер / Под ред. Курочкина В.М. — М.: Мир, 1989.

  5. Язык компьютера / Под ред. Курочкина В.М. — М.: Мир, 1989.

  6. Криницкий, Н.А. Алгоритмы вокруг нас / Н.А. Криницкий. — М.: Наука, 1987.

  7. Громко, Н.И. Введение в страну ЭВМ / Н.И. Громко. — Мн.: Выш. школа, 1984.

  8. Информатика и компьютерная грамотность. — М.: Наука, 1988.

  9. Частиков, А.П. Архитекторы компьютерного мира / А.П. Частиков. — С.-Петербург, 2002.

  10. Петров, Ю.П. История и философия науки. Математика, вычислительная техника, информатика / Ю.П. Петров. — СПб.: БХВ-Петербург, 2005.

  11. Компьютерная газета, № 48, 7.12.1999.

  12. Фомин, С.В. Системы счисления / С.В. Фомин. — М.: Наука, 1968.

  13. Дорот В. Толковый словарь современной компьютерной лексики / В. Дорот, Ф. Новиков. — СПб.: БХВ-Петербург, 1999.

  14. Савинков, В.М. Программирование для ЭВМ «Минск-22» / В.М. Савинков. — М.: Статистика, 1972.



Похожие:

Программа курса по выбору для учащихся учреждений, обеспечивающих получения общего среднего образования с 12-летним сроком обучения iconПрограмма курса по выбору для 10-го класса общеобразовательных учреждений с русским и белорусским языками обучения Минск 2007 пояснительная записка
Программа курса по выбору для 10-го класса общеобразовательных учреждений с русским и белорусским языками обучения
Программа курса по выбору для учащихся учреждений, обеспечивающих получения общего среднего образования с 12-летним сроком обучения iconУчебное пособие для 5 класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с русским языком обучения с повышенным уровнем изучения иностранного языка. Част / Минск «Аверсэв», 2008
Обучающая цель: способствовать развитию умений восприятия и познания ценностей другой культуры
Программа курса по выбору для учащихся учреждений, обеспечивающих получения общего среднего образования с 12-летним сроком обучения iconДопуск учащихся учреждений образования к выпускным экзаменам
Выпускные экзамены проводятся по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования (далее выпускные...
Программа курса по выбору для учащихся учреждений, обеспечивающих получения общего среднего образования с 12-летним сроком обучения iconУчебник для 8 класса общеобразовательных учреждений [Текст] / Ю. Н. Макарычев, К. И. Пешков, П. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. М.: Просвещение, 2008
Рабочая программа учебного курса по алгебре для 8 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования (базовый...
Программа курса по выбору для учащихся учреждений, обеспечивающих получения общего среднего образования с 12-летним сроком обучения iconПоурочный контроль по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 3 классе учреждений общего среднего образования в условиях безотметочного обучения
Учебный предмет «Изобразительное искусство» призван сформировать у учащихся художественный способ познания мира, навыки общения с...
Программа курса по выбору для учащихся учреждений, обеспечивающих получения общего среднего образования с 12-летним сроком обучения iconПорядок выбора программ элективных учебных предметов профильного обучения на старшей ступени общего образования и рецензирования авторских программ
Элективные курсы важнейшая составляющая по организации профильного обучения, это обязательные учебные предметы по выбору учащихся...
Программа курса по выбору для учащихся учреждений, обеспечивающих получения общего среднего образования с 12-летним сроком обучения iconГраждановедение
Опираясь на положения концепции обществоведческого образования в условиях модернизации содержания общего среднего образования данная...
Программа курса по выбору для учащихся учреждений, обеспечивающих получения общего среднего образования с 12-летним сроком обучения iconРазработка урока Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10 11 классы (базовый уровень, авторы: И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов. М.: Дрофа, 2009
Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10 – 11 классы (базовый уровень, авторы: И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов....
Программа курса по выбору для учащихся учреждений, обеспечивающих получения общего среднего образования с 12-летним сроком обучения iconЛекция как один из методов обучения на третьей ступени общего среднего образования, методика её подготовки и чтения

Программа курса по выбору для учащихся учреждений, обеспечивающих получения общего среднего образования с 12-летним сроком обучения iconЛекция как один из методов обучения на третьей ступени общего среднего образования, методика её подготовки и чтения

Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами