Теоретический аспект дифференцированного подхода icon

Теоретический аспект дифференцированного подхода



НазваниеТеоретический аспект дифференцированного подхода
Дата17.10.2016
Размер
ТипУроки, сочинения

Теоретический аспект дифференцированного подхода

в обучении физике

Продуктивность обучения зависит от особенностей мышления обучаемых.

Проф. Ю. А. Сауров

Изучение физики как общеобразовательного предмета в школе является средством развития умственных способностей учащихся, а также способствует передаче школьникам определенной суммы научных знаний, необходимых каждому человеку в современном мире, формированию умений применять теоретические знания на практике. Главной задачей курса физики является задача развития учащихся средствами физики как учебного предмета.

Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Ключевые из них, на мой взгляд:

  • как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося;

  • как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;

  • каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учеником социального опыта.

Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?»

Ответом, направленным на разрешение данной проблемы может стать принцип дифференцированного подхода к обучению

Существует множество разнообразных подходов к проблеме внедрения в учебный процесс методов дифференцированного обучения, обеспечивающих формирование творческой личности. Одним из таких подходов является разноуровневый характер дифференцированного обучения.

В основе дифференцированного подхода лежит идея объединения деятельности учителя и учащихся по достижению индивидуализированных (дифференцированных по уровням) целей обучения. Уровневая дифференциация предлагает перейти в процессе обучения от ориентации на максимум содержания к ориентации на минимум. Необходимым является четкое определение минимума, без которого учащийся не сможет двигаться дальше в изучении данного предмета. Минимальный уровень, уровень общих требований, который задаётся в виде перечня понятий, законов, закономерностей; в виде вопросов, на которые учащийся должен ответить; в виде образцов типовых задач, которые должен уметь решать. Определяется также содержание, которое необходимо усвоить учащемуся и на повышенном уровне.

Формой внутренней дифференциации является групповая работа учащихся с информацией по модели полного усвоения знаний, которая предполагает четкую постановку целей в образовательной деятельности: что учащиеся должны знать, что уметь, какие ценности должны у них формироваться в ходе учения. В настоящее время разработаны современные образовательные технологии, позволяющие сделать учебный процесс более эффективным. На протяжении нескольких лет проблему, связанную с изучением физики, я решаю через дифференцированный подход в обучении.

Особо хочется обратить внимание на индивидуализацию обучения, так как именно через неё обеспечивается технология личностно-ориентированного образования.

Дифференцированный подход является основой индивидуально ориентированной системы обучения, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей.

Самоопределение, как процесс, представляет собой сознательно вырабатываемое отношение к миру, становление человека как субъекта собственного развития определение субъектом своего “способа жизни” посредством выработки обобщённого отношения к миру и к себе (К.А. Абульханова-Славская, М.Р. Гинзбург, И.В. Дубровина, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.)

При дифференцированном подходе каждый учащийся получает право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал. Единственное условие – этот уровень должен быть не ниже уровня обязательной подготовки (образовательного стандарта). При уровневой дифференциации учитываются не только интеллектуальные способности ученика, но и его интересы.

В инновационном обучении важно, чтобы учащийся был не объектом, а субъектом образовательного процесса, сумел задать любой интересующий его вопрос и самостоятельно найти на него ответ. Важно так организовать учебный процесс, чтобы ученик сам поднимал пласты знаний. Одним из таких методов является дифференцированный подход в обучении.

Дело в том, что учитель, как и любой ученик, обладает индивидуальной познавательной стратегией и именно в соот­ветствии с ней выстраивает логику изложения учебной информации, выбирает методы и формы организации деятельности школьников.

Работая по технологии «Уровневая дифференциация обучения», где в процессе обучения физике приоритетной целью становится развитие школьников, можно получить «выигрыш» сразу по нескольким направлениям.

Во-первых, решается проблема мотивации. Дети понимают, что они должны уметь «правильно мыслить» в реальном мире.

Во-вторых, существенно развивается и обогащается речевая деятельность школьников.

В-третьих, информация из области физики при таком подходе быстрее и успешнее обобщается, систематизируется и классифицируется, т. е. превращается в знание. Это приводит к тому, что главным механизмом становится не механическое запоминание, а осознание и понимание учебного материала. При этом уровень достижений учащихся становится отражением развития.

Сегодня набирают силу новые критерии, учитывающие и динамику развития каждого отдельного учащегося, и усилия учителя по развитию личности ученика. При этом уже нельзя обойтись без психологической теории обучения, без нового направления в педагогической науке - психодидактики (М.Е. Бершадский, Г.А. Берулава, М.Н. Берулава, Г.А. Вайзер, А.З. Рахимов, Л.Н. Крутский, Л.П. Федотова и др.). Образование медленно, но необратимо подходит к необходимости учёта психологических факторов и построения на их основе комфортного - и для ученика, и для учителя - процесса обучения, когда определяющую роль играет взаимодействие личностей обучаемого и педагога.

Основная линия развития современного образования - это сочетание дифференциации и интеграции. Традиционно под интегративным подходом к обучению понимается объединение компонентов процесса обучения с целью повышения его эффективности, соответствия дидактическим требованиям и социально определённым нормам, а также с целью уменьшения затрат энергии на организацию качественного образовательного процесса. Под дифференцированным подходом принято понимать обеспечение различных условий, оптимально учитывающих индивидуально-личностные особенности обучающихся при усвоении предметного содержания. При этом создаются условия для формирования ключевых компетентностей личности, имеющих надпредметное содержание, а также личностной компетентности для самоопределения, самораскрытия и саморазвития потенций.

Из чего состоит данная технология?

  • дифференциация предполагает учёт сходных способностей и познавательных потребностей групп учащихся, создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую, его зоне ближайшего развития.

  • ^ Технология модульного обучения (далее модульная технология) предусматривает формирование навыков самообразования и саморазвития и реализуется через деление всего материала на разделы, блоки и темы, а также алгоритмизацию учебной деятельности в соответствии с предписаниями, т.е. предъявленным планом действий.

  • ^ Технология индивидуализации на основе учёта когнитивного стиля ученика (далее стилевая технология) призвана обеспечить максимальный психологический комфорт для учащихся в процессе обучения в результате учёта индивидуальных психологических особенностей каждой личности и создания условий для самореализации в обучении.



^

Практическое применение дифференцированного подхода

на уроках физики


Необходимость    дифференциро­ванного подхода к обучению  в современной школе не вы­зывает сомнения. Проведенные срезы и контрольные работы дают нам высокий, средний и низкий уровни знаний  не только у отдельных учащихся, но и у классов одной параллели, занимающихся у одного педагога. Это  приводит к необходимости организовывать      учебно-воспитательный  процесс с учетом типичных различий  классов. В этом случае можно использовать поклассную дифференциацию обучения.

Предлагая учащимся задания различного уровня сложности, педагог варьирует содержание учебного материала, однако при этом цели, формы, методы обучения остаются одинаковыми.

Примером таких заданий является использование разноуровневых карточек–заданий для самостоятельного выполнения. В 10-11классах предлагаю учащимся карточки с разной сложностью заданий по одной учебной программе. Использую их при закреплении пройденного материала, повторении, подготовке к экзаменам, а также при самостоятельной работе учащихся. Такие карточки очень легко проверять с помощью ключей  - ответов.

Каждая карточка–задание состоит из задач трех уровней сложности:

  • Первый уровень – задачи на знание и применение прямой формулы или физического закона.

  • Второй уровень – задачи в два, три действия на определение неизвестной величины из формулы или закона.

  • ^ Третий уровень – задачи творческого характера, требующие знаний, полученных ранее.

Каждому уровню усвоения материала соответствуют определенные требования к действиям учащихся и оценка.

На уроках решения задач для более сильных классов готовлю к обязательному минимуму блок задач повышенной сложности. На уроках объяснения в таких классах стараюсь дать материал для более глубокого усвоения темы.

Но чаще встречаются классы с разноуровневой подготовкой именно по отношению к физике. В этом случае использую несколько приемов и форм обучения.

^ Дифференциация обучения через использование групповой формы работы на уроке. Во время такого урока «сильные» учащиеся обучают более «слабых». При решении задач в классах с разноуровневой подготовкой использую несколько приемов:

1)  «33 задачи». На доске пи­шу ряд номеров задач, подлежащих решению;      ученик, справившись с первой, показывает ответ учителю и в случае верного решения при­нимается   за   следующую.  Таким образом,  каждый  работает  в  том темпе, который ему под силу;

2)  группам, состоящим из более сильных учени­ков, предлагаю задачи более сло­жные,   а   группам   послабее - более простые, типовые;

 3)  решение задач в «своем темпе» из списка, данного на урок;

4) выдача   контрольной  работы в трех разных по сложности вариан­тах,  каждый  ученик  выбирает тот, с которым может справиться.

Дифференцированный подход к обучению учащихся позволяет каждому проявить себя  с хорошей стороны и утвердиться как личность, достойная уважения.

Планируя дифференцированное обучение физике посредством решения задач, необходимо опираться на следующие принципы: оно должно быть развивающим; оно должно опираться на те индивидуальные особенности учащихся, которые непосредственно влияют на процесс решения ими задач; обучение должно выстраиваться таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно (в большей степени) овладевали знаниями, умениями и навыками.


^

Использование компьютера для организации дифференцированного обучения на уроках физики


Уроки физики отличаются постоянным дефицитом времени и сложностью оборудования. И поэтому компьютерные обучающие программы актуальны, прежде всего, из-за возможности наблюдения (в том числе через анимацию) таких физических процессов и явлений, которые либо невозможно провести в классе, либо невозможно наблюдать и трудно представить, понять. Дети с образным мышлением потому тяжело усваивают физику, что они без «картинки» вообще не способны понять процесс, явление. Развитие их абстрактного, логического мышления происходит через образное. Ученики с теоретическим типом мышления нередко отличаются формализованными знаниями. Для них компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью «управления» процессами, подвижными графиками, схемами - дополнительное средство развития образного мышления. Оба вида мышления одинаково важны для изучения физики. По утверждению современных психологов, физическое мышление является синтетическим, интегрированным: и наглядно-образным, и абстрактно-теоретическим.

Практика использования указанных программно-педагогических средств на уроках физики показывает, что, если учащимся предлагать интерактивные модели для самостоятельного изучения, то учебный эффект оказывается чрезвычайно низким. Для эффективного вовлечения учащихся в учебную деятельность с использованием интерактивных компьютерных моделей необходимы индивидуальные раздаточные материалы с заданиями и вопросами различного уровня сложности. Основные виды заданий, которые можно предложить учащимся при работе с компьютерными моделями:

  • Ознакомительное задание. Это задание предназначено для того, чтобы помочь учащемуся осознать назначение модели и освоить её регулировки. Задание содержит инструкции по управлению моделью и контрольные вопросы.

  • Компьютерные эксперименты. В рамках этого задания учащемуся предлагается провести несколько простых экспериментов с использованием данной модели и ответить на контрольные вопросы.

  • Экспериментальные задачи. Это задачи, для решения которых учащемуся необходимо спланировать и провести ряд компьютерных экспериментов.

  • Тестовые задания. Это задания с выбором ответа, в ходе выполнения которых учащийся может воспользоваться компьютерной моделью.

Перечисленные задания помогают учащимся быстро овладеть управлением компьютерной моделью, способствуют осознанному усвоению учебного материала и пробуждению творческой фантазии. Особенно важно то, что учащиеся получают знания в процессе самостоятельной работы, так как эти знания необходимы им для получения конкретного наблюдаемого на экране компьютера результата. Учитель на таком уроке выполняет лишь роль помощника и консультанта.

Таким образом, можно предложить использование компьютера в кабинете физики различными способами:

  • с целью демонстрации, обучения и тестирования готовые обучающие и демонстрационные программы, современные мультимедийные интерактивные компьютерные диски;

  • в качестве компьютерных проектных сред;

  • для готовых компьютерных лабораторных комплексов при проведении экспериментов, демонстраций, измерения физических величин, для лабораторных работ.

 Использование на уроках физики элементов такой педагогической   технологии   обеспечивает     каждому  ученику формирование положительной мотивации к процессу учения; развитие мышления, познавательной самостоятельности, интеллектуальных и практических умений и навыков; развитие навыков работы с физическим оборудованием; развитие ИКТ – компетентности обучающихся; рациональное использование времени на уроке; формирование навыков  самостоятельной, групповой и коллективной работы обучающихся.

      Особенно хочется отметить, что моделирование различных явлений ни в коем случае не заменяет настоящих, "живых" опытов, но в сочетании с ними позволяет на более высоком уровне объяснить смысл происходящего. Опыт моей работы показывает, что такие уроки вызывают у учащихся настоящий интерес, заставляют работать всех, даже слабых ребят. Качество знаний при этом заметно возрастает.


Заключение


 Человеку нашего времени необходимо многое: и поэзия Пушкина, и чарующая музыка Бетховена, Шопена, и самая поэтическая из всех научных теорий - теория относительности Эйнштейна, и космонавтика, и бионика, и микроэлектроника, лингвистика, и строгость математических формул.

Традиционный метод, в котором учащийся является объектом обучения, устарел. Учащийся при этом похож на туриста, в рюкзак которого каждый преподаватель складывает знания своего предмета. Рюкзак становится все тяжелее и тяжелее и наступает время, когда учащийся не может его сдвинуть с места. Отсюда неудачные оценки, которые сказываются на дальнейшем процессе обучения и воспитания, приводят к нежеланию учиться. Чтобы этого избежать, необходимо отказаться от неудовлетворительных оценок, а в процессе обучения использовать новые методы и формы работы, развивая мышление учащихся.

Мы, учителя и взрослые, должны  для детей создавать режим наибольшего благоприятствования и высокую степень психологического комфорта.  Должны чувствовать ученика, сочувствовать ему, сопереживать, проявляя чудеса тактичности и уважения к чувствам, мыслям и переживаниям маленького человека. Погружать ученика в разнообразно интересные виды деятельности, всегда стараясь, чтобы ученик мог найти себе место и интерес в предложенном деле. Не высмеивать, а добро шутить, не угодничать и подлаживаться, а жить интересами и жизнью воспитанников.


Литература:


  1. Запрудский, Н. И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем. – Минск: Сэр-Вит, 2008. - 430 с.

  2. Запрудский, Н. И. Настольная книга учителя физики и астрономии: пособие для учителя/ Н. И. Запрудский, К. А. Петров. – Минск: Сэр-Вит, 2009.- 224 с. – (Мастерская учителя).

  3. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии:пособие для учителя/ Н. И. Запрудский – Минск: Сэр-Вит, 2004. – 288 с. – (Мастерская учителя).

  4. Сиротнюк А. Л. О природосообразном обучении. – Школьные технологии, 2004, №3.

  5. Берулаева М. Н., Берулаева Г. А. Технология индивидуализации обучения на основе учёта когнитивного стиля. – Бийск: НИЦ БиГПИ, 1996.

  6. Коршунова О. В. Интегративно-дифференцированный подход к обучению физике в сельской школе. Материалы по организации экспериментального обучения физике для учителей-исследователей общеобразовательных учреждений. Под ред. Данюшенкова В. С. – Киров: ВятГТУ, 2005.

  7. Галеева Н.Л. Результативность личностно-ориентированного образования // Завуч, 2003. № 2. С. 91-140.

  8. Рыжкова В.И. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательного интереса школьников // Завуч, 2003. № 8. С. 58-63.




Алгоритм работы учителя

по технологии уровневой дифференциации.

1) Разработать модуль­ные учебные программы на основе интегративно-дифференцированных модулей;

2) Обеспечить постоянный мониторинг учебных достижений учащих­ся и соответствующие коррекционные мероприятия.

3) После этого необходимо разделить весь курс на разделы, в крупных разделах выделить блоки, разделы (блоки) разделить на темы и определить число часов, отводимых на изучение каждого раздела, блока, темы известными учеб­ными программами.

4) Определить дидактические цели для каждого раздела (блока), темы.

5) В каждой теме выделить модули, соответствующие конкретным занятиям, обычно один модуль - одно занятие. Последний модуль, как правило, является контрольным (в отли­чие от остальных - текущих) и ориентирован на обобщение и систематизацию знаний по всей теме, самоконтроль достижений, выявление и корректировку ошибок.

6) Создать по три варианта каждого модуля в соответствии с тремя уровнями сложности.

7) Выделить в каждом модуле учебные элементы и для каждого сформулировать частную дидактическую цель.

8) Сформулировать дифференцированное домашнее задание для каждого уровня сложности в зависимости от работы на уроке.

Например, 9 класс, раздел – законы сохранения, модуль 2, тема «Механическая работа и мощность».


На изучение данного блока отводится 14 часов (2 часа в неделю). В учебнике (Исаченкова, Л. А. Физика: учебное пособие для 9 класса общеобразоват. учреждений с рус. Яз. обучения / Л. А. Исаченкова, Г. В. Пальчик, А. А. Сокольский / под ред. А. А. Сокольского. — Минск: Нар. асвета, 2010.) данной теме отведено 6 параграфов (§§27 – 32).


Обязательный минимум знаний.

Учащимся необходимо знать:

  1. Понятия: импульс, работа силы, мощность, потенциальная и кинетическая энергия.

  2. Формулировки основных законов: закон сохранения импульса, закон сохранения энергии.

  3. Границы применимости законов.

  4. Практическое применение: реактивное движение.


Учащиеся должны уметь:

  1. Измерять и вычислять физические величины – импульс, работу, мощность, энергию.

  2. Решать задачи на определение импульса, работы, мощности, энергии.

  3. Изображать на чертеже при решении задач направление векторов импульса тела.

  4. Определять скорость ракеты, вагона при автосцепке с использованием закона сохранения импульса, а также скорость тела с использованием закона сохранения энергии.

  5. Раскрывать влияние научных идей и теорий на формирование современного мировоззрения; называть значимые черты современной физической картины мира; приводить примеры физических явлений и процессов, изучаемых в теории; иллюстрировать роль физики в созда­нии и (или) совершенствовании важнейших технологических объектов;

  6. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информа­цию в различных формах (словесной, образной, символической); изла­гать суть содержания текста учебника; выделять в тексте учебника важнейшие категории научной информации (описание явления или опыта; постановка проблемы; выдвижение гипотезы; мо­делирование объектов и процессов; формулировка теоретического вы­вода и его интерпретация; экспериментальная проверка гипотезы или теоретического предсказания); выдвигать гипотезы для объяснения предъявленной системы научных фактов; делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком или диаграммой.



^ Учащимся необходимо владеть:

  1. Основными понятиями и законами физики: соотносить изучае­мые понятия импульса, работы, энергии с законами сохранения импульса, энергии, для характеристики которых эти понятия введены в физику; описывать опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики; раскры­вать смысл законов сохранения импульса, энергии; описывать преобразования энергии в процессах;

  2. Понятиями и представлениями физики, связанными с жизнедея­тельностью человека, а именно реактивное движение, использование закона сохранения энергии в развитии авиации.


^ Дидактическая цель блока: знакомство с основными фундаментальными законами классической механики – законами сохранения.

Правила профессиональной деятельности

учителя-предметника:

 

Это здорово, если мой учитель:

 

·        досконально знает свой предмет;

 

·        умело связывает теорию и практику учебного предмета с реальными ситуациями сегодняшней жизни;

 

·        спокойно позволяет своим ученикам оценить себя на уроке, а ученики позволяют ему оценить их вклад в урок;

 

·        с удовольствием исключают из урока назидание, нотации и наказания;

   

·        позволяет себе ошибаться в пользу ученика;

 

·        создает ситуацию успеха для каждого ученика;

 

·        интересуется мнением учащихся после окончания урока;

 

·        дает возможность обратиться с вопросами, возникшими в ходе урока, уже после урока;

 

·        видит перспективу в обучении любого ученика.

 

 Этот список правил можно продолжать еще и еще, было бы желание у взрослого эти правила выполнять.







Похожие:

Теоретический аспект дифференцированного подхода iconИспользование средств икт в осуществлении дифференцированного подхода в системе личностно-ориентированного обучения

Теоретический аспект дифференцированного подхода iconЦілі навчання іноземних мов у загальноосвітніх навчальних закладах теми
Розвиваючий аспект навчання учнів іноземної мови. Н виховний аспект навчання учнів іноземної мови
Теоретический аспект дифференцированного подхода iconКонспект образовательной деятельности по формированию
Онр по лексической теме «Транспорт» разработан с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования мадоу «Детский...
Теоретический аспект дифференцированного подхода iconТермин «реляционный» означает, что теория основана на математическом понятии отношение. В качестве неформального синонима термину «отношение» часто встречается слово таблица
Аспект целостности отношения отвечают определенным условиям целостности. Рмд поддерживает декларативные ограничения целостности уровня...
Теоретический аспект дифференцированного подхода iconУрок дифференцированного обучения
Дифференцированное закрепление. Проверка результатов работы каждой группы с участием остальных
Теоретический аспект дифференцированного подхода iconУрок изобразительного искусства проводится 1 раз в неделю
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму 17 ч
Теоретический аспект дифференцированного подхода iconНазвание сайта Содержание
Теоретический материал, видеоролики, мультимедиа, тесты, демонстрационные таблицы, физический справочник, простые опыты, этюды об...
Теоретический аспект дифференцированного подхода iconУрок русского языка в 4 классе
Теоретический блок повторения изученного материала об имени существительном (опорная таблица на доске). Ответы детей
Теоретический аспект дифференцированного подхода iconМ. В. Келдыша Российской академии наук Г. П. Прокопов Реализация вариационного подхода к расчету двумерных сеток в нестационарных задача
Реализация вариационного подхода к расчету двумерных сеток в нестационарных задачах
Теоретический аспект дифференцированного подхода iconУчебник для 2 класса -м.: Вентана- граф, 2010 ( умк «Начальная школа 21 века» под ред. Н. Ф виноградовой)
План – конспект дифференцированного урока – путешествия по математике во 2 классе
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами