Конспект урока биологии в 9 классе. Учитель биологии Горохова Л. С. Тема урока: Организация поведения и психика человека. Цель урока icon

Конспект урока биологии в 9 классе. Учитель биологии Горохова Л. С. Тема урока: Организация поведения и психика человека. Цель урока



НазваниеКонспект урока биологии в 9 классе. Учитель биологии Горохова Л. С. Тема урока: Организация поведения и психика человека. Цель урока
Дата17.10.2016
Размер
ТипКонспект


План-конспект

урока биологии в 9 классе.

Учитель биологии Горохова Л.С.




Тема урока: Организация поведения и психика человека.


Цель урока:

  1. Изучить основные виды ВНД, сформировать представления о познании психологических основ его поведения и психики.

  2. Развить интеллектуальные способности, пробудить интерес к изучению себя, развить логику и самостоятельность, способствовать развитию мышления.

3. Воспитать чувство гордости за результат познавательной деятельности, стремление к саморазвитию.


^ Тип урока: комбинированный


Методы обучения: словесно-наглядные (беседа, работа у доски, с учебником), упражнения, устный (фронтальный опрос) и письменный контроль (самостоятельная работа).


^ Материалы и оборудования: учебник.


Литература:

Основная:

1) Биология: учеб. Пособие для 9-го кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. яз. обучения(базовый и повыш. уровни)/ М. В.Мащенко, О. Л.Борисов – 2-ое изд. Мн.: Нар. асвета, 2006. - 263с. – с. 224-228.

Дополнительная

2) Биология: Дидактические материалы к разделу «Человек». 9 класс./ А. В Пименов, И.Н Пименова. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002. – 152с. – с.36-54.

3) Биология в 9 классе: учеб.-метод. пособие для учителей учреждений, обеспечивающих общее среднее образование, с рус. яз. обучения с 12-летним сроком обучения/ М.В. Мащенко, О.Л. Борисов.-Мн.: Нар. асвета, 2005. – 239с. – с. 220-225.

Ход урока.


1. Организационный этап (2минуты).

Вхожу в класс, здороваюсь, проверяю отсутствующих (тема, дата, домашнее задание уже на доске).

^ 2. Этап всесторонней проверки домашнего задания (7 минут).

Мы с вами закончили изучение раздела «Сенсорные системы». По этому разделу мы напишем небольшую проверочную работу, но прежде необходимо немножко повторим эту тему.


^ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПРОС (ответьте на поставленные вопросы).

  1. Что такое сенсорная система? (совокупность специализированных структур нервной системы, которые осуществляют процесс приема и обработки информации из внешней и внутренней среды).




  1. Назовите составные части любого анализатора (периферический, проводниковый, центральный ).




  1. Что такое экстерорецепторы? (Это рецепторы, воспринимающие информацию из внешней среды.)




  1. Какие защитные приспособления имеет глаз? (Брови, веки, ресницы, слезный аппарат (слезная железа и слезовыводящие пути).)




  1. Где расположена передняя камера глаза? (Между роговицей и радужкой.)




  1. Где в сетчатке находится слой пигментных клеток? (В наружной слое сетчатки.)




  1. Где в сетчатке больше палочек, а где - колбочек? (В центральной части глаза больше колбочек, особенно в желтом пятне, а на периферии больше палочек.)



  2. Перечислите компоненты оптической системы глаза (роговица, жидкость передней камеры, зрачок, жидкость задней камеры, хрусталик, стекловидное тело).




  1. Назовите оболочки глазного яблока (фиброзная (склера), сосудистая и сетчатка).




  1. Как называется участок сетчатки, в котором отсутствуют фоторецепторы? (слепое пятно).




  1. Чем представлен периферический отдел слухового анализатора? (наружное, внутреннее и среднее ухо).




  1. Из каких частей состоит среднее ухо? (Из слуховых коcточек (молоточка, наковальни и стремечка) и воздушной полости.)




  1. Из каких частей состоит внутреннее ухо? (Из вестибулярного аппарата и органа слуха, состоящего из овального окна и улитки со слуховым рецептором (кортиевым органом).)

Самостоятельная работа


Вариант 1


Задание 1. (Вставьте пропущенные слова)


1) Наружное ухо состоит из (ушной раковины) и (наружного слухового прохода).

  1. В полости среднего уха находятся слуховые косточки: (молоточек, наковальня, стремечко).

  2. Орган улитки, содержащий рецепторные клетки, называется (кортиевым органом).

  3. Информация от органов слуха передается в (височные доли) коры больших полушарий


Задание 2. (Выберите правильный вариант ответа)


1) Анализатор — это:

а) совокупность специализированных структур нервной системы,
которые осуществляют процесс приема и обработки информации
из внешней и внутренней среды;


б) структура, в которой происходят процессы преобразования энергии раздражителей в нервные импульсы;

в) центростремительные нейроны, доставляющие информацию в сенсорные центры;

г) скопление нервных клеток в различных областях мозга, образующих ядра.


2) Анализатор состоит из отделов:

а) центрального и периферического;

б) центрального, проводникового и периферического;

в) периферического и проводникового;

г) центрального, проводникового и промежуточного;


3) Наружной оболочкой глаза является:

а) фиброзная; в) радужка;

б) сосудистая; г) сетчатка.


4) Роговица глазного яблока — это:

а) непрозрачная плотная оболочка белого цвета;

б) прозрачная оболочка;

в) оболочка с большим количеством кровеносных сосудов;

г) оболочка со светочувствительными клетками.

5) Цвет глаз у человека зависит от наличия в радужке следующего
вещества:

а) родопсина; в) адреналина;

б) меланина; г) лизина.


6) Передняя и задняя камеры глаза располагаются между:

а) роговицей и радужкой;

б) хрусталиком и сетчаткой;

в) радужкой и хрусталиком;

г) роговицей и радужкой, радужкой и хрусталиком.


7) Позади хрусталика располагается:

а) зрачок; в) радужка;

б) стекловидное тело; г) сетчатка


8) Наружный слуховой проход располагается в:

а) ушной раковине; в) среднем ухе;

б) наружном ухе; г) внутреннем ухе.


9) Барабанная перепонка располагается между:

а) наружным и средним ухом;

б) средним и внутренним ухом;

в) наружным и внутренним ухом;

г) средним ухом и носоглоткой.


10) Слуховая труба:

а) поддерживает одинаковое давление снаружи и изнутри на барабанную перепонку;

б) создает условия для передачи даже слабых звуковых волн;

в) увеличивает давление звуковой волны;

г) вызывает колебание барабанной перепонки.


Самостоятельная работа


Вариант 2


Задание 1. (вставьте пропущенные слова)


  1. Полость среднего уха заполнена (воздухом).

  1. Полость среднего уха соединяется с носоглоткой с помощью (евстахиевой трубы).

3. Во внутреннем ухе - лабиринте — различают три отдела: (преддверие; полукружные каналы; улитка).

4. Стремечко упирается в (овальное) окно.


Задание 2. (выберите правильный вариант ответа)


  1. Понятие «анализатор» ввел:

а) (И.П. Павлов.)

б) И.М. Сеченов.

в) И.И. Мечников


  1. Рецепторы — это:

а) совокупность специализированных структур нервной системы,
которые осуществляют процесс приема и обработки информации
из внешней и внутренней среды;

б) структура, в которой происходят процессы преобразования энергии раздражителей в нервные импульсы;

в) центростремительные нейроны, доставляющие информацию в
сенсорные центры;

г) скопление нервных клеток в различных областях мозга, образующих ядра.


3) Аккомодация глаза человека осуществляется

а) За счет изменения кривизны глазного яблока.

б) За счет изменения кривизны хрусталика.)

в) За счет изменения кривизны стекловидного тела.

г) За счет движения хрусталика вдоль оптической оси.

4) Оптическая система глаза обеспечивает:

а)определение формы предметов, их величины и расстояния до них;

б)преломление световых лучей и четкое изображение предметов
на сетчатке;


в)определение движения и направления движения предметов;

г)определение цвета предметов.


5) Бинокулярное зрение позволяет:

а) видеть предмет больше с правой стороны;

б) видеть предмет больше с левой стороны;

в) воспринимать объемные изображения и определять расстояние
до предмета;


г) воспринимать неподвижные предметы


  1. Слепое пятно — это часть сетчатки, в которой:

а) есть только колбочки;

б) происходят фотохимические реакции;

в) находятся только палочки;

г) находятся колбочки и палочки;

д) отсутствуют фоторецепторы.


  1. В состав слухового анализатора входят:

а) орган слуха и затылочная доля коры мозга;

б) ушная раковина;

в) слуховой нерв и слуховая зона височной доли коры мозга;

г) вестибулярный аппарат;

д) ушная раковина и слуховая зона височной доли коры мозга.


  1. В состав среднего уха входят:

а) ушная раковина и слуховая труба;

б) слуховые косточки и улитка;

в) наружный слуховой проход;

г) улитка;

д) слуховая труба.


  1. Центральный отдел слухового анализатора представлен:

а) рецепторным аппаратом улитки;

б) молоточком, наковальней и стремечком;

в) слуховым нервом;

г) височной долей коры больших полушарий.


10) Наружное ухо образуют:

а) ушная раковина и слуховая труба;

б) слуховые косточки;

в) наружный слуховой проход и ушная раковина;

г) барабанная перепонка и перепонка овального окна;

д) слуховая труба.


^ 3. Этап изучения нового материала (25 минут).

Мы приступаем к изучению нового раздела «Поведение и психика». Запишите в тетрадях дату и тему урока:

Человек, как и другие животные, постоянно должен удовлетворять свои многочисленные потребности и решать стоящие перед ним биологические задачи: обеспечивать себя пищей, утолять жажду, поддерживать постоянную температуру тела и т. д. Кроме того, будучи существом социальным, он должен выполнять разнообразные общественные функции. Сочетание биологических потребностей с социальными функциями делает поведение человека сложным и целенаправленным.

Возникновение любой потребности связано с появлением в центральной нервной системе устойчивого очага возбуждения. В случае подавления этим очагом активности других нервных центров он становится господствующим — доминантным. Доминанта делает поведение человека активным, поисковым, творческим.

Иногда возникает необходимость удовлетворения сразу двух или нескольких потребностей. Например, если испытываешь острое чувство голода и опаздываешь на поезд; необходимо идти на тренировку, но еще не выполнены уроки. В этих ситуациях отдается предпочтение одной из потребностей, т.е. принимается решение в пользу доминантной.

В самых общих чертах поведение — это совокупность целенаправленных действий, определяемых биологическими потребностями и социальными мотивами.

Различают наследственные и приобретенные формы поведения, в основе которых лежат рефлекторные реакции.

^ Безусловные и условные рефлексы. Человек появляется на свет с определенным, уже готовым набором безусловных рефлексов. Это видовые, стереотипные реакции организма на действие различных (внутренних и внешних) раздражителей. Они обеспечивают поддержание постоянных условий для протекания процессов жизнедеятельности. Эти рефлексы лежат в основе непроизвольных движений, играют важную роль в организации поведения. К ним относятся пищевые (жевание, сосание, глотание, отделение слюны, желудочного сока и др.), оборонительные (одергивание руки от горячего предмета, кашель, чиханье и др.), половые (обеспечивающие размножение) и некоторые другие рефлексы.

В процессе индивидуального развития формируются новые, более сложные приспособительные реакции — условные рефлексы (как следует из названия, для их образования требуются определенные условия). Они строго индивидуальны и различны у разных людей, даже у близнецов.

Таким образом, между условными и безусловными рефлексами существуют четко выраженные различия. Условные рефлексы способствуют своевременному уходу от опасности, ориентировке во времени и пространстве, т.е. приспособлению организма. к воздействиям среды. Так, условно-рефлекторное отделение слюны, желудочного сока и сока поджелудочной железы при виде и запахе пищи создают оптимальные условия для ее переваривания.

Сотрудники лаборатории И.П.Павлова, изучавшие функцию слюнных желез собаки, обратили внимание на то, что уже при появлении миски с пищей, еще до начала еды, у животных начинает течь слюна. Чтобы изучить этот необычный факт, И. П. Павлов предложил оригинальный прием — сочетать кормление с включением лампочки, т. е. с раздражителем, который сам по себе никак не связан с пищей. Опыты показали, что условный рефлекс вырабатывается и на этот сигнал. Через некоторое число сочетаний безусловного раздражителя (пища) с условным (свет) последний становился сигналом получения пищи и вызывал слюноотделение. В дальнейшем выяснилось, что сигналом для получения пищи может быть любой раздражитель достаточной силы и продолжительности действия — звонок, какое-либо прикосновение к коже и даже легкая боль.

^ Механизм образования условных рефлексов. Согласно представлениям И. П. Павлова, образование условного рефлекса связано с установлением временной связи между разными группами (центрами) нервных клеток коры больших полушарий головного мозга. В последнее время учеными установлено, что в образовании временной связи участвуют и подкорковые ядра. Это положение существенно расширяет и дополняет наши знания о природе условных рефлексов.

В случае одновременного предъявления условного и безусловного раздражителей на уровне коры больших полушарий оказываются возбужденными сразу два нервных центра. Считается, что очаг возбуждения, возникший в центре безусловного рефлекса, «притягивает» к себе возбуждение из центра условного раздражителя. В результате между ними возникает функциональная связь. После неоднократных (10—15) совпадений она становится настолько прочной, что теперь даже один изолированный условный раздражитель способен вызвать возбуждение в обоих нервных центрах.

Условные рефлексы вырабатываются на базе безусловных, условный рефлекс потому и был назван И. П. Павловым «условным», что для его образования нужны определенные условия. Прежде всего нужен условный раздражитель, или сигнал. Условным может быть любой раздражитель из внешней среды. В лаборатории И. П. Павлова в качестве условных раздражителей применяли электрическую лампочку, звонок, раздражение кожи, звон посуды, пламя свечи и др. Условным раздражителем может стать даже время. Условные рефлексы на время вырабатываются у человека при соблюдении режима дня, приеме пищи в одно и то же время, постоянном времени отхода ко сну. В этом случае человек самостоятельно просыпается в одно и то же время, ко времени приема пищи у него отделяется «аппетитный» сок и т. д.

Чтобы выработать условный рефлекс, условный раздражитель надо подкреплять безусловным раздражителем, т.е. таким, который вызывает безусловный рефлекс.

Базой условного рефлекса служат вставочные и ассоциативные нейроны коры и подкорковые образования мозга. Установлена возможность разных уровней замыкания рефлекторной связи (кора — кора, кора — подкорка, подкорка — подкорка) при доминирующей роли коры.

Выработка условного рефлекса проходит поэтапно. Первый этап — генерализация — характеризуется тем, что рефлекс возникает не только в ответ на предъявление того условного раздражителя, на который он вырабатывался, но и других раздражителей, сходных с ним по физическим параметрам. Для следующего этапа — специализации — характерно то, что в процессе закрепления условного рефлекса ответную реакцию вызывает только тот раздражитель, который использовался в качестве условного.

^ Торможение условных рефлексов. Условные рефлексы способны тормозиться. Если собаке, у которой выработан прочный условный слюноотделительный рефлекс, предъявлять уже хорошо знакомый ей условный раздражитель и не подкреплять его действием безусловного, то спустя некоторое время наступает угасание условного рефлекса. Слюны будет выделяться все меньше и меньше, пока условно-рефлекторное слюноотделение не прекратится полностью. Произойдет внутреннее торможение условного рефлекса.Наряду с внутренним существует внешнее торможение. Оно вызывается неожиданным посторонним воздействием и всегда начинается с ориентировочной реакции, которую И. П. Павлов назвал рефлексом «Что такое?». В основе этого торможения лежит возникновение в коре больших полушарий нового сильного очага возбуждения, который вызывает снижение возбудимости всех других активных до этого момента участков коры. В результате текущая условно-рефлекторная реакция ослабевает или исчезает вовсе.

^ Рефлекторный характер психики. Начало изучения психической деятельности было положено французским ученым Р. Декартом. В дальнейшем природу психических явлений с позиции физиологии объяснил русский ученый и мыслитель-материалист И. М. Сеченов. В классическом труде «Рефлексы головного мозга» им была обоснована универсальность принципа рефлекторной деятельности. Он доказал, что «работа головного мозга носит такой же рефлекторный характер, как и работа любого органа».

И. М. Сеченов считал рефлекторными не только простые бессознательные действия, но и высокие «душевные движения». В них отражаются материальные события внешнего мира в формах, доступных для изучения. Для человека внешний мир — это не только биологическая среда, а мир явлений и предметов, созданных людьми в ходе их общественной истории. Именно внешний мир, с которым взаимодействует человек, определяет содержание его психики.

Психика — это функции головного мозга, которые отражают явления внешнего и внутреннего мира человека.


Психика находится в тесном единстве с различными процессами в организме. Она характеризуется активностью, целостностью, развитием, саморегуляцией, адаптацией. Посредством психических процессов осуществляется познание окружающего мира, усвоение знаний и навыков, обучение. На этой основе формируется индивидуальное поведение человека. Практически все виды деятельности человека так или иначе связаны с психикой.

Русский физиолог И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности (ВНД). По его мнению, ВНД — это деятельность высших отделов центральной нервной системы (коры больших полушарий и подкорковых центров), обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к окружающей среде. В основе ВНД лежат условные и сложные безусловные рефлексы (инстинкты, эмоции и др.).

Для ВНД человека характерно наличие не только ^ 1-й сигнальной системы, свойственной животным, но и 2-й сигнальной системы, связанной с речью и характерной только для человека. Вторая сигнальная система социально обусловлена и формируется в ходе межличностного общения с помощью речи. Выступая в качестве сигнала, слово выделяет и обобщает различные признаки объектов, устанавливает связи между ними.

^ 4. Этап информирования учащихся о домашнем задании (1 минута).

Открываем дневники и записываем домашнее задание: §45 , стр.224 – 228.

5. Этап проверки усвоения нового материала(5 минут).

А сейчас мы проверим, насколько хорошо вы усвоили новую тему и для этого вам необходимо ответить на вопросы.

  1. Условные рефлексы связаны с образованием временных связей между различными центрами коры?(ДА)

  2. Условные рефлексы образуются на всю жизнь?(НЕТ)

  3. Условные рефлексы передаются по наследству?(НЕТ)

  4. Внутреннее торможение позволяет приспособится к изменившимся условиям жизни?(ДА)

  5. Реакция учеников на звонок с урока – пример внутреннего торможения?(НЕТ)




  1. Этап подведения итогов занятия(1миута).

Оценка работы отдельных учеников и класса в целом.

Спасибо за внимание. Урок окончен.





Похожие:

Конспект урока биологии в 9 классе. Учитель биологии Горохова Л. С. Тема урока: Организация поведения и психика человека. Цель урока iconКонспект урока биологии в 9 классе Учитель биологии гуо «Красненская сш» Горохова Л. С. Тема урока: Сенсорные системы. Зрительный анализатор. Цель урока
Образовательная. Способствовать формированию у учащихся комплексного представления о сенсорных системах. Выработка и усвоение новых...
Конспект урока биологии в 9 классе. Учитель биологии Горохова Л. С. Тема урока: Организация поведения и психика человека. Цель урока icon9 класс Составил: учитель биологии Кондакова И. А. Мичуринск, 2011 Конспект урока в 9 классе по теме «Фотосинтез. Хемосинтез» Цель урока
Цель урока: изучить особенности метаболизма автотрофных организмов на примере процесса фотосинтеза
Конспект урока биологии в 9 классе. Учитель биологии Горохова Л. С. Тема урока: Организация поведения и психика человека. Цель урока iconКонспект урока по биологии 6 класс тема: разнообразие, распространение, значение растений. Подготовила: учитель биологии сахипгараева г. С
Царства растений, местами их обитания, значением растений в природе и жизни человека
Конспект урока биологии в 9 классе. Учитель биологии Горохова Л. С. Тема урока: Организация поведения и психика человека. Цель урока iconКонспект урока биологии. Учитель: Красникова Лариса Владимировна Место работы: мбоу псош №2 г. Павловска Воронежской области Должность : учитель биологии Предмет : биология
Базовый учебник: И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова: Основы общей биологии
Конспект урока биологии в 9 классе. Учитель биологии Горохова Л. С. Тема урока: Организация поведения и психика человека. Цель урока iconПлан-конспект урока по биологии в 9 классе
Разработал учитель биологии 1-й квалификационной категории государственного учреждения образования «Кривчанская базовая школа» Романюк...
Конспект урока биологии в 9 классе. Учитель биологии Горохова Л. С. Тема урока: Организация поведения и психика человека. Цель урока iconКонспект урока биологии. Интегрированный урок. ( Деловая игра «Табу») Дата 03. № урока 45 Тема
Тема: «Голосеменные. Разнообразие голосеменных растений. Значение в природе и жизни человека»
Конспект урока биологии в 9 классе. Учитель биологии Горохова Л. С. Тема урока: Организация поведения и психика человека. Цель урока iconКонспект урока обществознания в 7 классе Тема урока: «Подросток в обществе риска» Цель урока
Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся умений и навыков выработки правил поведения в ситуации риска, потребности...
Конспект урока биологии в 9 классе. Учитель биологии Горохова Л. С. Тема урока: Организация поведения и психика человека. Цель урока iconКонспект урока по биологии в 9 классе Корнилова Наталья Павловна Учитель биологии высшая квалификационная категория «старший учитель» Донецкий многопрофильный лицей №125 «Престиж»
Методы: рассказ, беседа, объяснение; демонстрация; биологический диктант, индивидуальные карточки, работа с учебником, практическая...
Конспект урока биологии в 9 классе. Учитель биологии Горохова Л. С. Тема урока: Организация поведения и психика человека. Цель урока iconПлан конспект урока биологии по теме «Общая характеристика биосферы. Живое вещество биосферы». 11 класс Шраменко Наталия Ивановна, учитель биологии, учитель высшей категории, учитель методист. 2010 год

Конспект урока биологии в 9 классе. Учитель биологии Горохова Л. С. Тема урока: Организация поведения и психика человека. Цель урока iconКонспект урока биологии для 6 класса по теме «Классификация растений»
Сергей Александрович Шевченко, учитель биологии мбоу северная сош №13 Зимовниковского района Ростовской области
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами