Конспект про психологию Ассоциативная психология icon

Конспект про психологию Ассоциативная психология



НазваниеКонспект про психологию Ассоциативная психология
Дата17.10.2016
Размер
ТипКонспект

Знания – усвоенные Понятия. М. Г. Мальковский

Конспект про психологию

Ассоциативная психология


Мышление - поток ассоциаций.

Основной метод исследования - пассивное самонаблюдение. Характер исследований описательный, не вскрыты механизмы потока ассоциаций, не объяснена целенаправленность мыслительной деятельности человека, ее связь с предметной деятельностью.

Представители:

Гартли:

        • Все, что происходит у человека в сознании, происходит и в виде вполне определенных физиологических процессов в мозгу.

        • Ассоциации бывают по смежности во времени, по частоте повторений. Если ощущения A, B, C ассоциируются с идеями a, b, c, то при появлении A могут возникнуть b, c.

        • Попытка объяснения бессознательного, разделение мозга (осознанное, идеи) и всего, что вне (ощущения)

        • Выделение основных мотиваций: удовольствие, страдание.

Беркли, Юм:

        • Единственный объект познаваемой реальности - ощущения.

        • Из ассоциаций удаляется физиологическая и предметная часть описаний

        • Новые типы ассоциаций: по сходству, по контрасту.

Гербарт

        • Представление – ответ стремящейся к устойчивости и самосохранению души на внешние воздействия

        • Апперцептивная масса – представления, силой которых в сознании (фокусе внимания) удерживаются некоторые представления.


^

Вюрцбургская школа психологии мышления


Мышление - действие, оно не сводится к ассоциациям, а понимается, как решение задач, важных для человека и задается контекстом.

Контекст мышления:

    • Задача,

    • детерминирующая тенденция (придает мышлению целенаправленный характер),

    • установка – регулятор мыслительной деятельности у принявшего задачу, определяет ход мышления, регулирует (в соответствии с задачей) его содержание.

Переход от пассивного самонаблюдения к экспериментальному, ставится цель - описание мыслительных процессов;

^ Примеры опытов:

    • Марбе - сравнить веса предметов и прокомментировать, как выбирали,

    • Уатт и Мессер - решить арифметическую/логическую задачу и проследить путь, который привел к решению.
^

Концепция Зельца


Мышление - функционирование интеллектуальных операций,

Появляется серьезный анализ начальных этапов решения задачи (проблемного комплекса);

Введение в рассмотрение интеллектуальных операций:

  • выявление отношений: "известное <-> искомое"

  • дополнение комплекса

  • абстракция

  • репродукция сходства


Бихевиоризм


Мышление - поведение,

Через исследование поведения возможно объективное исследование психической деятельности.

Включен анализ связи телесной реакции с материальным стимулом (привет, собака Павлова);

Введено понятие поведения, но проведен общебиологический (а не собственно психологический) его анализ.

^ Ветви:

Торндайк:

Изучает мышление без обращения к идеям и другим явлениям сознания, проводит опыты с мышами и ящиками etc.

Вводит ассоциативные связи как связи между движениями и ситуациями, ситуациями и реакциями (на эти ситуации. Ассоциации возникают в результате "слепого поиска" решения, выбора удачного варианта, а затем укрепления и упрочения ассоциативных связей, т.е. научения. Выводит законы научения (установления связи удачной ситуации S с событием R):

  • закон упражнения (R зависит от частоты, силы, длительности повторений ситуации S),

  • закон эффекта (выбирается R, сопровождающаяся приятными ощущениями),

  • закон ассоциативного сдвига (если S1 - R и S1 встречается совместно с ситуацией S2, то возможно образование связи S2 - R).

  • Метод проб и ошибок.

Уотсон:

Основа поведения – "стимул – реакция" (S <-> R), все факты Сознания должны объясняться как реакции на раздражители. Интеллект – поведение, направленное на решение задач путем отбора движений, оказавшихся удачными.


^ Необихевиоризм (субъектный):

  • Существуют медиаторы поведения (M), нужно рассматривать не двойку (S - R), а S - M - R.

  • Новая трактовка закона упражнений: при поиске и нахождении решения формируется не совокупность двигательных навыков, а "картина мира", схема ситуации.

  • При решении задачи важна структура задачи, а не шаблонные приемы решения.


^

Когнитивная психология


Мышление - процессы обработки информации, решение задач;

Активность связана с приобретением, организацией и использованием знаний;

Проводится исследование аналогий мозг человека <-> ЭВМ, моделирование мышления на ЭВМ.

Исследуется связь мышления с познавательными (когнитивными) процессами.

Гештальтпсихология


Мышление - реструктурирование ситуации.

Внедрение системного подхода в психологические исследования ("гештальт" переводится как образ, система).

Экспериментальный анализ процессов восприятия, анализ продуктивного мышления и адекватных мыслительных операций. Объект рассматривается как целостный, динамичный, трансформируемый чувственный образ.

Важные моменты во взглядах на решение задач: поле восприятия обретает новую структуру, адекватную проблемной ситуации, безразличные до этого предметы приобретают функциональную ценность средств решения задачи.

Важные моменты:

  • фигура и фон (картинка с вазой, типа одно воспринимается как главное, остальное - как фон)

  • воспринимается динамичное целое, а не соединение отдельных сенсорных элементов

  • ошибочно признается изоморфизм гештальтов трех уровней (физического, физиологического и психического)

  • проводится анализ инсайта.



^

Теория мышления Рубинштейна


Мышление - деятельность, в основе которой лежит взаимодействие субъекта и объекта. Это процесс, использующий механизмы анализа, синтеза, обобщения, абстракции.

Применение знаний зависит от хода мыслительного процесса.

^ Анализ через синтез : "Из объекта как бы вычерпывается все новое содержание". Это один из главных механизмов продуктивного мышления: объект в процессе мышления включается в новые системы отношений (синтез), выступает в новых качествах, что дает возможность узнать его новые свойства, фиксируемые в новых понятиях (анализ).

Задача обучения – формирование продуктивного мышления.


^

Теория мышления Гальперина


Мышление – система (и процесс ее функционирования) интериоризованных операций.

Идея интериоризации: "предметное действие переносится во внутренний, умственный план, а затем … во внутреннюю речь".

Умственная деятельность – последовательное, поэтапное отражение во все более сокращенном виде материальной деятельности человека.

^

Теория интеллекта Жана Пиаже


Интеллект – форма познавательного аспекта поведения, функциональное назначение которого – структурирование отношений между человеком и средой. Интеллект обладает адаптивной природой.

Адаптация включает в себя

  • ассимиляцию - усвоение данного материала существующими схемами поведения

  • аккомодацию - приспособление этих схем к новым ситуациям.

Познание объекта заключается в воздействии на него, его динамическом воспроизведении.

^ Интеллектуальная деятельность производна от материальных действий субъекта; ее элементы – интериоризованные действия. Они являются операциями – координируются между собой, образуя обратимые, устойчивые и вместе с тем подвижные целостные структуры.

^ Учение о Стадиальном развитии интеллекта: -- это все тоже пиаже

  1. Сенсо-моторный период (ребенок в возрасте 0-2 года): действия еще не перенесены во внутренний план, начинают формироваться представления о константности предмета.




  1. Дооперациональный период (2-7 лет): появляются язык (> возможность интериоризации действия в мысли), осознание прошлого, способность мысленного разделения объекта на части и т.п.; отсутствует представление о законах сохранения (эксперименты с переливанием жидкости).




  1. Период конкретных операций (7-11 лет): появляются формальные операции (классификация: орел < птица < животное и др.); операции еще не объединены в единое целое; формируются представления о законах сохранения: вещества (7-8 лет), массы (8-9 лет), объема (9-11 лет) – эксперименты с глиняной колбаской.




  1. Период формальных операций (11-15 лет) гипотетико-дедуктивные рассуждения (могут выдвинуть гипотезу, обосновать ее), формальные рассуждения (тест Белларда), операции начинают объединяться в целостные структуры.
^

2010 год

Коллоквиум №1


  • Определения:

    • Инсайт — (от англ. insight — понимание, озарение, внезапная догадка) — интеллектуальное явление, суть которого состоит в неожиданном понимании проблемы и нахождении её решения. Является неотъемлемой частью гештальтпсихологии.

    • Бихевиоризм (США, XIX- XX вв.) (мышление как поведение)

Главный момент концепции: предметом психологии должно стать поведение

(а не сознание), только тогда возможно объективное исследование

психической деятельности.

    • конформизм - неосознанное согласие с мнением большинства, даже абсурдным

    • диполь ТыУГу: диполь показывает, почему искажается восприятие двух участников проекта ИС,"заказчика" и "программиста". Суть в том, что каждому из них проблемы другой стороны видны "издалека", когда чужое становится мелким, а отчетливо видны детали только своих проблем.



Больше информации по http://www.osp.ru/cio/1999/06/171383/.


    • анализ через синтез - один из главных механизмов продуктивного мышления. Мышление рассматривается как деятельность, в основе которой лежит взаимодействие субъекта и объекта. Объект в процессе мышления включается в новые системы отношений (синтез), выступает в новых качествах, что дает возможность узнать его новые свойства, фиксируемые в новых понятиях (анализ);

Тут еще вопрос был, кто является родоначальником школы - Рубинштейн.

    • ^ Тест Тьюринга За терминалом работает Следователь. Его терминал связан с терминалом, за которым работает Имитатор, и с компьютером, на которым установлена Тестируемая система (Система ИИ). Следователь обращается к своему «собеседнику» с вопросами, предлагает решить задачи. Кто отвечает ему (Имитатор или Система ИИ), он не знает. Выбирается «отвечающий» по датчику случайных чисел. Если в течение достаточно длительного времени Следователь не может отличить ответы человека (Имитатора) от ответов машины (Системы ИИ), то машину «можно считать разумной».

  • Код на Lisp’е (сказать что он делает и написать аналог на Плэнере);

  • Построить семантическую сеть.

Для представления семантических сетей используются графы.

      • Вершина - атомарный объект (событие).

      • Подграф - структурно сложный объект (событие).

      • Дуга - отношение или действие.

См. в экзамене 2009, а лучше в AI-2010 Day 07

  • В каком-то варианте построить семантическую сеть для объекта башня - типа в ней сколько угодно кубиков и верхушка одна, все это на плоскости. Сделать можно рекурсивно - отношение “что-то на чем-то”, столб - на плоскости, столб - это кубик или кубик на столбе, башня - верхушка на столбе на плоскости. Еще потом записать это все в виде базы данных плэнера;



типа так?




  • ^ Какой вклад в психологию внёс бихевиоризм?

Через исследование поведения возможно объективное исследование психической деятельности. Предложены объективные методы экспериментального исследования. Включен анализ связи телесной реакции с материальным стимулом. Введено понятие поведения, но проведен общебиологический (а не собственно психологический) его анализ.

  • Написать основные операции обобщения:

1. .Замена конкретного значения понятия на переменную:

Colors (X, red) & Shapes (X, cube) → Colors (X, Y) & Shapes (X, cube)

(«красный куб») → («куб <любого цвета>»)

2. Исключение конъюнкта:

Sizes (X, small) & Colors (X, red) & Shapes (X, cube) → Colors (X, red) & Shapes(X, cube)

(«красный куб малого размера») → («красный куб»)

3. Добавление дизъюнкта:

Colors (X, red) & Shapes (X, cube) → Colors (X, red) & ((Shapes (X, cube) V Shapes (X, pyramid))

(«красный куб») → («красный куб или красная пирамида»)

4. Замена конкретного объекта или частного понятия общим понятием (на основе иерархии классов):

Colors (X, red) → Colors (X, rainbow-color)

(«красный» → «цвета радуги»)

Shapes (X, polyhedron) → Shapes (X, solid)

(«многогранник» → «геометрическое тело»)


  • Написать программу на Lisp’е. Удалить все повторные вхождения букв.

//для случая, если надо удалить только последовательные вхождения (мамма -> мама)

(defun delDuplicates (List)

(cond

((null List) nil)

((null (cdr List)) nil)

((eq (car List)(cadr List))

(delDuplicates (cdr List)))

(T (cons (car List) (delDuplicates (cdr List))))

)

)


//для случая, если надо все вхождения удалять было

(defun deleq

(lambda (L a)

(cond

( (null L) nil )

( (eq (car L) a) (deleq (cdr L) a) )

( T (cons (car L) (deleq (cdr L) a)) )

)

)

)

(defun delDub

(lambda ( L )

(cond

( (null L ) nil )

( T (cons (car L ) (delDub (deleq (cdr L ) (car L) ))) )

)

)

)


  • Лисп: удалить первый и последний элементы списка... После этого написать, как пришел к такому решению (провести интроспекцию).

(defun UltimateTrimXD ( lambda (List) //удаляет 1й символ

(cond

( (null List) nil )

( T (UltimateTrimHelper (cdr List)) ) //удалили 1й эл-т

)

))


(defun UltimateTrimHelper ( lambda (List) //удаляет последний символ

(cond

( (null List) nil ) // на случай, если в списке только 1 эл-т

( (null (cdr List)) nil)

( T (cons (car List) (UltimateTrimHelper (cdr List))) )

)

))


  • Лисп: удалить все элементы, кроме первого и последнего... После этого написать, как пришел к такому решению... (ну тут все понятно - “типа удалить все, кроме первого и последнего, значит создать новый список, состоящий из двух элементов (если длина списка меньше двух - то особые случаи), так вот я думал”).


(defun firstAndLast
(
lambda (List)
(
cond
( (
null List) nil) ; пустой список, возвращаем его же

( (null (cdr List)) List) ; если список имеет один элемент, то результатом удаления всех элементов, кроме первого и последнего, - будет он сам
( T (list (car List) (getLast List)) )

)

)

)
; Если встроенной функции last нет (в Common Lisp есть), то написать:
(
defun getLast
(
lambda (List)
(
cond
( (
null List) nil ); эта строка не обязательна, так как код выше не передаст сюда пустой список
( (
null (cdr List)) (car List) )
(
T (getLast (cdr List)) )
)
)
)

^

Коллоквиум №2


  • Поиск в глубину

Вначале вводится понятие глубины вершины:

      • глубина корня дерева равна нулю;

      • глубина каждой не корневой вершины на единицу больше глубины ее родительской вершины.

Основные шаги базового алгоритма ограниченного перебора вглубь (с граничной глубиной D) таковы:

      • Шаг 1. Поместить начальную вершину в список нераскрытых вершин Open. Установить ее глубину (0).

      • Шаг 2. Если список Open пуст, то окончание алгоритма и выдача сообщения о неудаче поиска, в противном случае перейти к следующему шагу.

      • Шаг 3. Выбрать первую вершину из списка Open (назовем ее Current) и перенести ее в список раскрытых вершин Closed.

      • Шаг 4. Если глубина вершины Current равна граничной глубине D, то перейти к шагу 2, в ином случае перейти к следующему шагу.

      • Шаг 5. Раскрыть вершину Current, построив все ее дочерние вершины. Если дочерних вершин нет, то перейти к шагу 2, иначе поместить все дочерние вершины (в произвольном порядке; с указанием их глубины) в начало списка Open и построить указатели, ведущие от этих вершин к родительской вершине Current.

      • Шаг 6. Если среди дочерних есть хотя бы одна целевая вершина, то окончание алгоритма и выдача решения задачи, получающегося просмотром указателей от найденной целевой вершины к начальной. В противном случае перейти к шагу 2.

  • Поиск в ширину

Базовый алгоритм поиска вширь состоит из следующей последовательности шагов (здесь и далее предполагаем, что начальная вершина не является целевой):

      • Шаг 1. Поместить начальную вершину в список нераскрытых вершин Open.

      • Шаг 2. Если список Open пуст, то окончание алгоритма и выдача сообщения о неудаче поиска, в противном случае перейти к следующему шагу.

      • Шаг 3. Выбрать первую вершину из списка Open (назовем ее Current) и перенести ее в список раскрытых вершин Closed.

      • Шаг 4. Раскрыть вершину Current, образовав все ее дочерние вершины. Если дочерних вершин нет, то перейти к шагу 2, иначе поместить все дочерние вершины (в любом порядке) в конец списка Open и построить указатели, ведущие от этих вершин к родительской вершине Current.

      • Шаг 5. Проверить, нет ли среди дочерних вершин целевых. Если есть хотя бы одна целевая вершина, то окончание алгоритма и выдача решения задачи, получающегося просмотром указателей назад от найденной целевой вершины к начальной. В противном случае перейти к шагу 2.

  • Игра в 8 ( попасть в одно из сост с помощью поиска в глубину(ширину));

  • Что такое продукционная система?

Это модель вычислений, играющая особо важную роль как для создания алгоритмов поиска, так и для моделирования решения задач человеком. Продукционная система обеспечивает управление процессом решения задачи по образцу и состоит из набора продукционных правил, рабочей памяти и цикла управления “распознавание - действие”.

Продукция - это пара “условие - действие”, которая определяет одну порцию знаний, необходимых для решения задачи.

Продукционные системы обеспечивают модель представления человеческого опыта в форме правил и позволяют разрабатывать алгоритмы поиска по образцу.

  • ^ Из каких частей состоит продукционная система представления знаний;

      • Знания, необходимые для решения задач и организации взаимодействия с пользователем, – продукции (продукционные правила).

      • Продукция – правило вида p: a->b, где p – предусловие, a - антецедент, b - консеквент.

      • Система знаний – система продукционных правил + стратегия выбора правил.

      • База знаний – система знаний в компьютерном представлении.

      • Основные операции: вывод (применение правила, определение правила-преемника и т.д.)

  • Дан алгоритм поиска в ширину. Модифицировать его таким образом, чтобы он стал алгоритмом поиска в глубину с ограничением глубины.

Всё, что нужно изменить:

    1. при добавлении новых вершин (тех, которых мы раскрываем на каком-то шаге) добавлять их не в конец списка, а в начало.

    2. перед раскрытием вершины проверить её глубину, если превышает ограничение, то не раскрывать..

  • Чем удобен механизм бэктрекинга.

Тем, что позволяет (полу)автоматически находить решение в задачах, связанных с перебором.

  • ^ Что такое эвристическая функция?

Эвристикой обычно принято называть любое правило (стратегию, прием), существенно помогающее в решении некоторой задачи.

А эвристическая функция - это функция, используемая эвристикой для определения “хорошести” ситуации, в которой находится поиск.


см. в более полном варианте в экзамене 2009

  • ^ Теоретический вопрос по ЭС.

Экспертная система (ЭС) – вычислительная система, в которой представлены знания специалистов в некоторой конкретной узко-специализированной предметной области и которая в рамках этой области способна принимать решения (решать задачи) на уровне эксперта - профессионала.

  • Составные части решателя экспертной системы.

      1. выборка (правил-кандидатов)

      2. сопоставление / означивание

      3. разрешение конфликтов

      4. выполнение / действия

      5. переход на НАЧАЛО

  • Описать алгоритм, который исправляет в тексте ошибки типа удвоения букв.

см. ниже

  • Задача типа, найдите в тексте двусмыслености: "консорциум купил журнал". Дано предложение, нужно записать все возможные трактовки.

В данном случае к мог купить ж или ж мог купить к.

Надо записать в каком-то умном виде. Вроде, называется диаграмма чего-то там...


У меня надо было записать в виде продукции. Выглядит на данном примере примерно так:

true: консорциум -> купил журнал (консорциум - покупатель)

true: журнал -> купил консорциум (журнал - покупатель)

  • ^ Интеллектуальные роботы, основные подходы:

Интеллектуальный робот – программно-аппаратный комплекс, оснащенный акцепторами (датчиками о состоянии проблемной среды) и эффекторами (средствами воздействия на эту среду, в частности, средствами передвижения), в состав которого входит система ИИ, способная к планированию действий робота в среде.

В наши дни ведутся работы по «интеллектуализации» технических/промышленных роботов.

Часто требуется возможность автономного функционирования робота в проблемной среде (например, в среде агрессивной, в которой человек находиться не может).

Иногда предполагается возможность передачи роботу (человеком-оператором) управляющих команд.


      • Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.

      • Робот должен подчиняться командам человека, если эти команды не противоречат первому закону.

      • Робот должен заботиться о своей безопасности, пока это не противоречит первому и второму законам.




  • Задача про башни из кубиков

См. в экзамене 2009, а лучше в AI-2010 Day 07

  • ^ Что такое естественный язык?

Это сложный феномен, понимание которого включает такие разнообразные процессы, как распознавание звуков и печатных букв, синтаксический разбор, вывод семантик высокого уровня и даже учёт эмоционального контекста, передаваемого с помощью ритма и интонации.

  • ^ Что такое вытеснение знаний? Покажите на примере, почему вытеснение является одним из защитных механизмов сознания.

Вытеснение – неосознанное вытеснение (удаление) из сферы Сознания информации, вызывающей тревогу, отрицательные эмоции и т.п. Защитные механизмы личности – некоторая психическая информация вытесняется из сознательного в сферу подсознания, т.к. она, например, социально неприемлема (это - неосознанное действие!). В нормальной ситуации человек не помнит, что с ним произошло, но то, что вытеснилось, продолжает влиять на сознательное, но не в явной форме, а в каком-то искаженном виде => происходит замещение вытесненной информации какими-то истерическими симптомами. [источник не указан 100500 дней]
^

Экзамен 2009 (прошлого) года

(был один на всех):

1) Тест Тьюринга. Написать на Пленере кусок Elizы по заданному диалогу.


2) Что такое личность? Что такое конформизм? Привести примеры конформизма, объяснить, почему конформизм является защитным механизмом личности.


^ Автоматический конформизм — одна из защитных программ поведения, задача которой — устранить противоречие между индивидом и обществом за счёт утраты индивидом его неповторимых человеческих качеств.

В некоторых обществах, защитное поведение индивидуума включает декларацию (явную или не явную) самого себя патриотом, и социальная адаптация выдается за патриотизм. В частности, вставание при исполнении государственного гимна может быть проявлением патриотизма в такой же степени, как и автоматического конформизма.

Под «
личностью» понимают:

1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова)

2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.


^ 3. Написать функции на Лиспе и Пленере, объяснить, почему так написали.

1. Удалить из списка 5-й элемент.


Lisp: [давненько не писал на нем; увидите косяки - поправляйте]


(defun del5th

(lambda (List)

(del5thWithDeathCountdown List 4) //отсчёт с 0, поэтому 4 а не 5

)

)


(defun del5thWithDeathCountdown // по сути это delete_Nth_Elem

(lambda (List Number)

(cond //выбираем одно из действий:

( (null List) nil) //список кончился раньше чем надо

( (= Number 0) (cdr list) ) //дошли до нужного элемента

( T (cons (car List) (del5thWithDeathCountdown (cdr List) (- Number 1))) )

)

)

)


Planner:

[define del5th (lambda (List)

[cond

([lt [length .List] 5] .List) //если длина меньше 5, то исходный список

(T ( )) // иначе слить первые 4 и все кроме первых 5

]

)]


^ 2. Выделить 5-е число в списке.

Lisp:

( defun Beg5( lambda( L ) (car(cddddr L)) ) ) //вроде больше четырех a или d не бывает

// больше 5 не бывает. по крайней мере, если верить лекциям.

// если не бывает, раскрыть соответственно (car (cdr (cdr (cdr (cdr L)))))

//(defun Beg5(lambda(L) (nth 5 L) ) ) ололо


Planner:

[ define Beg5 ( lambda( L ) [ elem 5 .L ] ) ] // или [ define Beg5 ( lambda( L ) [ 5 .L ] ) ]


^ 4. Переписать выражения на Лисп, объяснить, что может быть в качестве аргументов.

Если переменная X имеет значение (1 2), а переменная Y – значение (3 4)

а) (.Х .У) → ((1 2) (3 4)) - на Лиспе: (list X Y)

б) (!.Х .У) → (1 2 (3 4)) - на Лиспе: (append X (cons Y ())

в) (.Х !.У) → ((1 2) 3 4) – на Лиспе: (cons X Y)

г) (!.Х !.У) → (1 2 3 4) – на Лиспе: (append X Y)

д) ( [1 .X] [3 .X] [5 .X]) →(у Пильщикова написано, что это ошибка будет!) вроде (1 1 1) - на Лиспе (list (car X) (caddddr X) (caddr X)) \ (list (nth 1 X)(nth 3 X)(nth 5 X))

clisp на неверные значения функции nth выдаёт nil. В плэнере будет исключение (exception).


^ 5) По картинке построить семантическую сеть и соответствующие утверждения Пленеровской базы данных (на картинке изображена проекция башни из кубиков на пл-ть ):

_____X_____

___xX_Xx

_xX_____Xx_

XXXXXXXXXX

----------------

XXXXXXXXXX

XX_______XX

XX_______XX

XXXXXXXXXX

---------------

XXXXXXXXXX

XX_______XX

XX_______XX

XXXXXXXXXX




(Пирамида п)

(Куб к1)

(Куб к2)

(Башня б)


(Содержит б п)

(Содержит б к1)

(Содержит б к2)


(СтоитНа к1 п)

(СтоитНа к2 к1)


^ 6) Дана формула, к ней нужно применить все операции обобщения (4 штуки).

про основные операции обобщения см. выше

7) Написать 4 варианта классификации алгоритмов поиска в пространстве состояний.

• использование эвристической информации;

• порядок раскрытия (перебора) вершин;

• полнота просмотра пространства состояний;

• направление поиска.

^ Что такое эвристика?

Метод, позволяющий ускорить процесс решения задачи.

Что такое оценочная функция, зачем нужна, где применяется?

Эта функция определяется на множестве вершин пространства состояний и принимает числовые значения. Значение эвристической оценочной функции Est(V) может интерпретироваться как перспективность раскрытия вершины (иногда – как вероятность ее расположения на решающем пути). Обычно считают, что меньшее значение Est(V) соответствует более перспективной вершине, и вершины раскрываются в порядке увеличения (точнее, неубывания) значения оценочной функции.

^ Что такое А*-алгоритмы?

А-алгоритм - это алгоритм эвристического поиска, приемняемый для поиска оптимального решающего пути и использующий при этом оценочную функцию вида

Est(v) = g(V) + h(V),

где g(V) – стоимость пути от начальной вершины до вершины V, а h(V) – оценка оптимального пути от вершины V до целевой вершины.

Если при этом для всех вершин V пространства состояний выполняется соотношение

h(V) <= h*(V),

где h*(V) - стоимость оптимального пути из вершины V в целевую вершину, то такой алгоритм называют A*-алгоритмом.

A*-алгоритмы замечательны тем, что они допустимы.

^ Какие алгоритмы называются допустимыми(состоятельными)?

Алгоритм перебора называют допустимым (или состоятельным), если для произвольного графа он всегда заканчивает свою работу построением оптимального пути к цели, при условии, что такой путь существует.

^ Что такое алгоритм равных цен (или Алгоритм Дейкстры)?

Это А-алгоритм с Est(V) = g(V). Алгоритм равных цен представляет собой более общий вариант метода перебора в ширину, при котором вершины раскрываются в порядке возрастания стоимости g(V) , т.е. в первую очередь раскрывается вершина из списка нераскрытых вершин, для которой величина g имеет наименьшее значение.


^ 8) Что такое GPS?

General Problem Solver - одна из наиболее известных систем искусственного интеллекта (А.Ньюэлл, Г.Саймон, Дж.Шоу – 1957 г.).


Процесс работы GPS в общем воспроизводит методы решения задач, применяемые человеком: выдвигаются подцели, приближающие к решению; применяется эвристический метод (один, другой и т. д.), пока не будет получено решение. Попытки прекращаются, если получить решение не удается.


^ Описать проблемную среду GPS и основные методы. Расписать один из методов подробно.

Проблемная среда в системе GPS описывается с использованием таких понятий/терминов:

  • Объекты (элементы проблемной среды)

  • Различия (между Объектами)

  • Операторы (способы преобразования Объектов)

  • Цель

Три основных Метода (не зависящих от конкретной предметной области):

1. Преобразовать один Объект в другой: A → B

а) Сравнить A с B, найти D = (A - B)

если D = 0, то FIN (успех)

б) ПОДЦЕЛЬ: Уменьшить Различие D

если это не удается, то FIN (неудача), иначе: найдется A’ (нет Различия D с B)

в) ПОДЦЕЛЬ: Преобразовать A’ → B

если это не удается, то FIN (неудача), иначе FIN (успех)

2. Уменьшить Различие между двумя Объектами: D = (A - B)

а) Найти оператор Q, подходящий для уменьшения Различия D

если это не удается, то FIN (неудача)

б) Предварительная проверка применимости Оператора

если Оператор эту проверку не прошел, то FIN (неудача)

в) ПОДЦЕЛЬ: Применить Оператор Q (A), результат A’, FIN (успех)

3. Применить Оператор к Объекту: Q (A)

а) Найти D = (prec (Q) - A)

если D = 0, то результат A’’, FIN (успех)

б) ПОДЦЕЛЬ: Уменьшить Различие D

если это не удается, то FIN (неудача), иначе: найдется A’ (нет Различия D с prec(Q))

в) ПОДЦЕЛЬ: Применить Оператор Q (A’), результат A’’,

если это не удается, то FIN (неудача), иначе FIN (успех)

^ Какие части GPS являются общими для разных систем, какие меняются, дать примеры. Почему можно утверждать, что GPS реализует редукцию задач?


9) Привести цикл работы решателя экспертной системы на продукции. Записать 3-4 утверждения и 1-2 факты, сделать вывод. И что-то там с вероятностью определить.

Пример вывода в ЭС, основанной на правилах продукций:

Правила:

R1: разлита горючая жидкость → звонить по телефону 01

R2: разлита уксусная кислота → использовать известь

R3: pH жидкости < 6 → кислота

R4: кислота & имеет запах уксуса → уксусная кислота

Факты:

F1: разлита жидкость

F2: pH жидкости < 6

F3: жидкость имеет запах уксуса

Цепочка вывода:

F1 & F2 → F4 (разлита кислота) & F3 → F5 (разлита уксусная кислота) → F6 (нейтрализация)

R3 R4 R2

Цепочка вывода с учетом достоверности / вероятности:

F1 & F2 → F4 & F3 → F5 → F6

80% 60% R3 70% 100% R4 85% R2 & 4


10) Пусть есть некоторая система, проверяющая орфографию. В словарь этой системы занесены все английские слова и их формы. Опишите алгоритм, с помощью которого можно найти и исправить ошибки типа одиночного дублирования буквы. (н: hello -> heello, goodbye -> ggoodbye) Нужно ли исправлять “hello -> heelloo”?

По времени не оптимально, но работает:

  1. Если слово есть в словаре - возвращаем это слово

  2. Для всех i: 1 <= i < length(word): ; это перебираем пары подряд идущих букв

  3. {

  4. Если word[i] == word[i+1] (значит две одинаковые буквы подряд), а также слово после удаления i-го символа будет содержаться в словаре, то удаляем i-й символ и возвращаем результат. (Замечание: мб здесь стоит продолжить итерацию, а не возвращать результат? Ответ на замечание: зачем продолжать? Нашли исправление - задача решена)

  5. }

  6. Возвращаем fail.
^

Предварительный экзамен 2004 года




Дать определения следующих понятий:

  • интеллект (человека)

  • искусственный интеллект

  • понятие

  • личность

  • понимание сообщения

  • естественный язык – продукт, естественно исторически возникший из объективных общественных потребностей (в первую очередь из потребности в общении, регулирующем совместную и дифференцированную деятельность) на ранних этапах общественного развития, когда человеческое познание было практически нерефлексивным и ни о каком активном сознательном регулировании процесса создания языка не могло быть и речи.

  • эвристика — наука, изучающая творческую деятельность, методы, используемые при открытии новых концептов, идей и взаимосвязей между объектами и совокупностями объектов, а также методики процесса обучения. Эвристические методы (другое название эвристики) позволяют ускорить процесс решения задачи. Вообще странно, википедия, конечно википедия, но эвристика - это эвристический метод, а не наука. Хз, что понимает под этим словом Мальковский.

  • эксперт - специалист в некоторой проблемной области.

  • инженер знаний

  • Скажите, что нового дала Вюрцбургская школа


Дана следующая лисп-функция:

(defun ff (lambda (x y)

(cond

( (null y) nil )

( (eq x (car y)) (ff x (cdr y)) )

( T (cons x (ff x (cdr y))) )

)

))

какие аргументы может принимать данная функция?

опишите кратко семантику функции

приведите пример обращения к функции и результат этого обращения


Напишите плэнер-фукнцию, считающую число фишек, стоящих не на своих местах в Игре-8.


^ Напишите результаты вычисления следующих форм и укажите побочный эффект их вычисления:

(cons (car (quote (1))) (cdr (quote (2 3))))

(car (quote (cons (car (quote (1))) (cdr (quote (2 3))))))


[is (1 *X 3) (1 2 3)] -> проходит, x = 3 ?? //пиздёжь, х = 2, // похоже на 2, но я плэнер не шарю

[is (1 !*X 3) (1 2 3)] -> проходит, x = (2) ??

[is (1 !*X 2 <>) (1 2 3)] -> хз??

[is (1 !*X 2 [] ) (1 2 3)] -> не проходит ?? // а может, х = ()?


Дайте 4 различные классификации методов поиска в пространстве решений. Приведите 2-3 примера методов поиска к каждому разделу классификации.


^ Используя перебор вширь, постройте полное дерево перебора поиска решения в игре-8 с такими начальными и целевыми состояниями:

1 2 3 Þ 1 2 3

■ 6 4 8 ■ 4

8 7 5 7 6 5


Используйте операции сдвига пустышки влево (L), вправо (R), вверх (U), вниз (D). Порядок выполнения операций – любой. Обозначьте на дереве перебора путь, ведущий к решению.


^ Сколько вершин пришлось построить? раскрыть? Напишите Ваше лисп-представление плана решения задачи.


Дайте определение А*-алгоритма. Докажите, что алгоритм решения игра-8 с эвристической функцией Est3(V) = d(V) + ( k(V) + s(V) )/2, где

d(V) - глубина вершины V

k(V) - число фишек позиции-вершины V, стоящих не на «своем» месте (фишка стоит не на «своем» месте, если ее позиция отлична от позиции в целевом состоянии) (Вы считали эту функцию в задаче №4)

s(V) –сумма по всем фишкам сумм двух расстояний – по вертикали и горизонтали – между клетками, где находится эта фишка в оцениваемом и целевом состояниях («суммарное расстояние» всех фишек от их целевого положения)

является А*-алгоритмом


Приведите несколько интерпретаций фразы: «Директор банка назначен главой администрации». Для каждой интерпретации приведите семантическую сеть и фрейм-пример.


^

Предварительный экзамен 2003




Варианты 2002 с решениями



1. Дать определение: интеллект (человека), ИИ, эксперт, инженер знаний, экспертная система.

Интеллект способность мозга решать (интеллектуальные) задачи путем приобретения, запоминания и целенаправленного преобразования знаний в процессе обучения на опыте и адаптации к разнообразным обстоятельствам.

· целенаправленное планирование поведения в меняющейся проблемной среде;

· перенос деятельности во внутренний план вместо выполнения поведенческих актов;

· работа с понятийными моделями среды и себя (на основе понятийного отражения);

· скоординированная совокупность мыслительных/интеллектуальных операций – как абстрактных (метод рассуждения по аналогии), так и конкретных (способ решения определенного типа задач);

^ Искусственный интеллект – область исследований и прикладных разработок, направленных на создание программно-аппаратных средств, способных к решению таких задач, решение которых предполагает применение человеком своих интеллектуальных способностей.

Эксперт

Признанный специалист, обладающий знаниями и опытом решения задач в некоторой конкретной узко-специализированной предметной области

^ Инженер знаний

Человек, занимающийся извлечением экспертных знаний, проектированием, созданием и наполнением базы знаний экспертной системы

Экспертная система (ЭС) – вычислительная система, в которой представлены знания специалистов в некоторой конкретной узко-специализированной предметной области и которая в рамках этой области способна принимать решения (решать задачи) на уровне эксперта-профессионала.

2. Почему интеллект высшая форма психического отражения? Что такое анализ через синтез? Привести конкретный пример этой операции. Какие др. интеллектуальные операции столь же высокого уровня абстракции Вы знаете.

^ Психическое Отражение – информационное отражение, важную роль в котором играет субъективный фактор.

Формы Психического Отражения (эмоции, ощущения, мышление, чувства, воля, память)

Ощущения, чувства, эмоции, память – проявления адаптации. Интеллект "продолжает и завершает совокупность адаптивных процессов". Органическая адаптация "обеспечивает лишь мгновенное, реализующееся в данном месте, а потому и весьма ограниченное равновесие". Простейшие когнитивные функции (восприятие, память и др.) "продолжают это равновесие как в пространстве, так и во времени". Но лишь один интеллект "тяготеет к тотальному равновесию, стремясь к тому, чтобы ассимилировать всю совокупность действительности и чтобы аккомодировать к ней действие, которое он освобождает от рабского подчинения изначальным 'здесь' и' теперь'".


Мышление – процесс, использующий механизмы анализа, синтеза, обобщения, абстракции; применение знаний зависит от хода мыслительного процесса.


Анализ через синтез (один из главных механизмов продуктивного мышления) – объект в процессе мышления включается в новые системы отношений (синтез), выступает в новых качествах, что дает возможность узнать его новые свойства, фиксируемые в новых понятиях (анализ); "из объекта как бы вычерпывается все новое содержание" (Примеры: опыты Секкея, урезанная шахматная доска).

Задача обучения – формирование продуктивного мышления.


Идея интериоризации: "предметное действие переносится во внутренний, умственный план, а затем … во внутреннюю речь"; умственная деятельность – последовательное, поэтапное отражение во все более сокращенном виде материальной деятельности человека.

Мышление – система (и процесс ее функционирования) интериоризованных операций.

^ Теория мышления – теория о поэтапном формировании умственных действий и методах обучения им.


3. Играют в “Крестики-Нолики” 3х3. Первый ход - Крестик в центр. Найдите с помощью минимаксного алгоритма (глубины 2) наилучший ответный ход Нолика. Нарисовать дерево перебора, как происходит оценивание вершин.

Для игры используется статическая оценочная функция:

ì +¥ если P есть позиция выигрыша игрока КРЕСТИК

E(P) = í -¥ если P есть позиция выигрыша НОЛИКа

î (NL+ +NC+­ +ND+ )-(NL- +NC- +ND-)

в остальных случаях, где:

+¥ - очень большое положительное число;

-¥ - очень маленькое отрицательное число;

NL+, NC+, ND+ - соответственно число строк, столбцов и диагоналей, «открытых» для игрока КРЕСТИК(т.е. где он еще может поставить три выигрышных крестика подряд), а NL-, NC-, ND- - аналогичные числа для игрока НОЛИК.

Строится дерево игры с отсечением симметричных позиции глубины 2, затем на основе предложенной метрики и минимаксного принципа вершинам приписываются веса. На основе полученного дерева заключаем, что оптимальным для НОЛИКа ответным ходом является ход в диагональную клетку.


^ 4. Найти значение форм (указать побочный эффект и где он сказывается)

a) cons ( quote (12))(list())->((12))

b) car ( quote ( cons quote A quote(B)))->A

c) [is (* A .A)(12321)]-> Результат T. Побочный эффект A=1.

d) [is (*A [list 3] .A)(12321)]-> Результат ().

e) [is (*A [] !*B[] .A)(12321)]-> Результат T. Побочный эффект A=1, B=(2)

f) catch [ elem 5 (1234)] 6]-> ошибка. Т.о. результат 6.

Решение:

Не уверен, но по-моему так.

a) cons ( quote (12))(list())->cons(‘(12))(())->((12)())

b) car ( quote ( cons quote A quote(B))) -> car (‘(cons ‘A ‘(B)))->car(‘(A B)) -> (A B)

По идее самый первый quote будет подавлять вычисление внутреннего списка, так что получится: b) -> car ‘(cons quote A quote (B)) -> cons. Иначе бы при вычислении внутреннего списка получилась бы лажа, ибо просто quote A без скобок - не вызов функции, а два атома quote и A, а так как в quote по дефолту записана функция - кончится такое ошибкой.


c) Результат T. Побочный эффект A=1.

d) Результат ().

e) Результат T. Побочный эффект A=1, B=(3)

f) elem 5 (1234) -> ошибка. Т.о. результат 6.

^ 5. Написать функции на Лисп и Плэнер

a) Beg5 – пятый от начала элемент списка

( defun Beg5( lambda( L ) caddddr L ) )

[ define Beg5 ( lambda( L ) [ elem 5 .L ] ) ]

b) End2 – предпоследний элемент

( defun End2( lambda( L ) (cond ( ( eq length L 2 ) car L ) ( T ( End2 cdr L )) ) )

[ define End2 ( lambda( L ) [ elem -2 .L ] ) ]

^ 6. Краткие характеристики основных составляющих Плэнера. Показать, что он удобен для создания систем ИИ.

Вспомним «Особенности задач ИИ (с точки зрения программирования)»:

  1. сложные и динамически меняющиеся структуры данных;

  2. большие по объему хранилища данных (базы знаний) и средства эффективной работы с ними;

  3. символьные (в основном) данные;

  4. модели, отражающие состояние проблемной среды;

  5. переборные алгоритмы;

  6. алгоритмы поиска по образцу;

  7. гибкие структуры управления.

Основные составляющие языка Плэнер:

  • средства для работы со списками (лисповская часть, используется для работы со списками)

  • плэнерская база данных (используется для моделирования ситуаций проблемной среды)

  • встроенный режим возвратов (реализует один из основных методов перебора – бэктрекинг)

  • аппарат работы с образцами (используется для анализа структуры списков)

  • аппарат теорем (используется при планировании решения)

позволяют достаточно эффективно (и быстро) реализовать соответствующие возможности.


7. Что такое метазнания? В каких ситуациях и для каких видов интеллектуальных систем они необходимы? Примеры правил и описаний метауровня, используемых в экспертных системах.


Метазнания – средства разрешения конфликта между наличными С-знаниями Адаптивных диалоговых систем ИИ и входной информацией.

Примеры конфликтов:

- не удается завершить анализ текста условия задачи, т.к. в нем встретилось незнакомое АДИС слово;

- не удается продолжить планирование решения, т.к. ни один оператор к очередной вершине дерева поиска неприменим;

- новый факт формально противоречит одному из ранее известных.

Разрешение конфликта:

  • поиск возможных причин (незнакомое слово – это либо действительно новое слово, либо слово с орфографической ошибкой);

  • их динамическое (в текущем С-сеансе) упорядочение;

  • выбор наилучшего способа устранения конфликта;

  • необходимая коррекция С-знаний (С-адаптация) или изменение входных данных (исправление орфографической ошибки);

  • С-обучение (факультативно), например, запись в словарь системы нового слова.

^ ВЫБОР ПРАВИЛ:

  • П1: утечка серной кислоты ® использовать анион-обменник (стоимость: дорого, источник информации: доктор Грин, степень опасности: невелика)

  • П2: утечка серной кислоты ® использовать уксусную кислоту (стоимость: дешево, источник информации: практикант Грун, степень опасности: велика)

  • П3: прежде всего использовать правило, требующее минимальных затрат

  • П4: прежде всего использовать правило, внесенное в БЗ специалистом

  • П5: прежде всего использовать правило с минимальной степенью опасности


^ 8. Методы извлечения знаний из предметного эксперта (с краткой характеристикой).

Наблюдение на рабочем месте

Эксперт решает реальные задачи, ИЗ - пассивно наблюдает

цель: ИЗ получает представление о характерных задачах.

^ Обсуждение задач

ИЗ обсуждает с Экспертами отобранные им (ИЗ) характерные задачи

цель: ИЗ узнает, как организованы знания Эксперта (понятия, гипотезы), как Эксперт работает с неполной, неточной, противоречивой информацией, какие процедуры необходимы для решения задач.

^ Описание задач

ИЗ просит Эксперта описать типичные задачи для каждого класса задач

цель: ИЗ узнает, как связаны между собой задачи одного класса, классы задач.

^ Анализ задач

ИЗ предлагает Эксперту задачи и расспрашивает о ходе решения

цель: ИЗ пытается найти и сформулировать стратегии решения задач.

^ Доводка системы

Эксперт предлагает ИЗ/прототипу ЭС характерные задачи

цель: ИЗ проверяет сформированную совокупность знаний (БЗ).

Оценивание системы

Э анализирует и оценивает правила, стратегии, систему понятий ПО цель: Э оценивает точность работы ИЗ и правильность сформированной БЗ.

^ Проверка системы

ИЗ предлагает независимым экспертам протоколы решения задач Э и прототипом_ЭС

цель: объективная оценка результатов работы ИЗ и Э (и сформированной БЗ).


9. Описать фрейм-прототип =“назначать_на_должность” (указать: слоты, условия их заполнения). Привести не менее двух интерпретаций “Директор ВМШ назначается деканом факультета” и изобразить каждую в виде фрейма-примера (описанного фрейма-прототипа)

Можно предложить две интерпретации предложенной фразы:

^ 1. Декан факультета назначает директора ВМШ.

назначать_на_должность (кто_назначил, на_должность)

Здесь: назначать_на_должность (“Декан факультета”,”Директор ВМШ”)

СЛОТЫ: кто_назначил(должность), на_должность(должность)

УСЛОВИЯ НА ЗАПОЛНЕНИЕ: тип слота кто_назначил и на_должность тип должность.

Тип должность – перечислимый тип -> (“Декан факультета”,”Директор ВМШ”)

^ 2. Декан факультета станет директором ВМШ.

назначать_на_должность (старая_должность, новая_должность)

Здесь: назначать_на_должность (“Декан факультета”,”Директор ВМШ”)

СЛОТЫ: старая_должность(должность), новая_должность(должность)

УСЛОВИЯ НА ЗАПОЛНЕНИЕ: тип слота старая_должность и новая_должность тип должность. Тип должность – перечислимый тип -> (“Декан факультета”,”Директор ВМШ”)


^ 10. Перечислите коммерчески значимые сферы применения систем автоматической обработки текста.

К системам первого типа относятся программы машинного перевода, получающие текст на некотором естественном языке и перерабатывающие его в текст на другом естественном языке. Второй тип - системы генерации (синтеза) текстов по некоторому формальному описанию. Системы третьего типа, наоборот, перерабатывают текст на естественном языке в текст на искусственном (индексирование, извлечение смыслового содержания) или в другой текст на естественном языке (реферирование). К последнему классу отнесем программы, занимающиеся проверкой текста, написанного на естественном языке. Они в результате своей работы либо исправляют входной текст автоматически, либо формируют некоторый протокол замечаний.

  1. Machine Translation and Translation Aids - машинный перевод;

  2. Text Generation - генерация текста;

  3. Localization and Internationalization - локализация и интернационализация;

  4. Controlled Language - работа на ограниченном языке;

  5. Word Processing and Spelling Correction - создание текстовых документов (ввод, редактирование, исправление ошибок)

  6. Information Retrieval - информационный поиск и связанные с ним задачи.


Вот ссылка на примеры решений задач на лиспе и плэнере, кто первоисточник - не знаю: https://docs.google.com/document/d/1KIxyeBTaI2spx4gWUed5F2qUVvgfzlk1vd7KQBnHMXA/edit?hl=en&authkey=CNzk1bQG




Похожие:

Конспект про психологию Ассоциативная психология iconКурс лекций «Обработка данных» для специальности П. 04. 05. 00. П «Практическая психология»
П. 04. 05. 00 «Практическая психология», рд рб 02100 100-98, высшее образование, специальность Г. 07. 01. 00 «Психология» для переподготовки,...
Конспект про психологию Ассоциативная психология iconПлан-конспект Мир психологических знаний
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций — М.: ЧеРо, 1996. 336 с
Конспект про психологию Ассоциативная психология iconЛекция №1. Организационная психология как научная
Ситуация изменилась в начале 20 века, когда психология была уже признанной наукой и начала активное внедрение научного психологического...
Конспект про психологию Ассоциативная психология iconАткинсон Р. С, Смит Э. Е, Бем Д. Дж и др. Введение в психологию пер с англ
Аткинсон Р. Л, Аткинсон Р. С, Смит Э. Е, Бем Д. Дж и др. Введение в психологию пер с англ. М.: Прайм-Еврознак, 2003 672 с
Конспект про психологию Ассоциативная психология iconА. М. Руткевич «Понимающая психология» К. Ясперса
У дильтея основанием герменевтики становится психология: «первая и основополагающая единичная наука о духе; следовательно, ее истины...
Конспект про психологию Ассоциативная психология iconКонспект источника: Лефрансуа Ги Прикладная педагогическая психология. Спб: прайм-еврознак, 2003. 416 с. С. 22-39
Конспект источника: Лефрансуа Ги Прикладная педагогическая психология. – Спб: прайм-еврознак, 2003. – 416 с. С. 22-39
Конспект про психологию Ассоциативная психология iconКонспект уроку з математики у 1 класі
Мета: формувати поняття про число як про кількісну характеристику класу скінчених еквівалентних множин
Конспект про психологию Ассоциативная психология iconКонспект уроку з математики у 1 класі
Мета: формувати поняття про число як про кількісну характеристику класу скінчених еквівалентних множин
Конспект про психологию Ассоциативная психология iconВопросы к экзамену : Психология труда, инженерная психология и эргономика как отрасли научного знания, предмет и задачи, связи психологии труда с другими непсихологическими научными дисциплинами и психологическими науками
...
Конспект про психологию Ассоциативная психология iconМ. В. Ломоносова Кафедра психологии Работа По дисциплине: Возрастная психология. Конспект
...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами