Учебно-тематический план № п\\п icon

Учебно-тематический план № п\п



НазваниеУчебно-тематический план № п\п
Мачкарина О.Е
Дата17.10.2016
Размер
ТипУчебно-тематический план

Основы математического моделирования социально-экономических процессов

(Автор-составитель – Мачкарина О.Е., к.пед.н., доцент)

Учебно-тематический план

п\п

Раздел дисциплины

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Всего

л

пр

срс




3 семестр




^ Модуль I Основы математического моделирования социально-экономических процессов

6

6

132

144

1

Линейные математические модели

1




18

19

2

Транспортная задача

1

1

20

22

3

Задача о назначениях.

1




8

9

4

Принятие решений в условиях многих целей (целевое программирование).







18

18

5

Анализ межотраслевых связей

2

2

22

26

6

Сетевые модели.

1

2

26

29

7

Модели управления запасами.




1

20

21




^ Итого за 3 семестр

6

6

132

144




Общая трудоемкость: 144 часа

4 зачетных единицы


^ Тематический план практических (семинарских) занятий

Практическое занятие 1. Транспортная задача (1 час).

Цель. Рассмотреть экономические задачи, сводящиеся к транспортной задаче. Изучить порядок решения транспортной задачи.

Основные понятия. Математическая модель транспортной задачи, открытые и закрытые транспортные задачи, метод северо-западного угла и минимального элемента построения опорного плана, метод потенциалов решения транспортной задачи. Дополнительные ограничения на перевозки.

Решение задач: [3] стр. 37 № 3.10, 3.14.

Литература.

  1. Колегаева, Е. М. Математические методы и модели в управлении: учеб. пособие / Е. М. Колегаева.– Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2002.

  2. Сборник задач по математическому моделированию: учеб. пособие / О. Е. Мачкарина.– Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2005.

  3. Хазанова, Л. Э. Математическое моделирование в экономике/ Л. Э. Хазанова.– М., 1998.

  4. Шикин, Е. В. Математические методы и модели в управлении: учеб. пособие / Е. В. Шикин, А. Г.Чхартишвили.– М.:Дело, 2000.

Практическое занятие 1 – 2. Анализ межотраслевых связей (2 часа).

Цель. Рассмотреть особенности модели межотраслевого баланса производства и распределения продукции. Отработать умение вычислять коэффициенты прямых и полных материальных затрат, равновесный выпуск.

^ Основные понятия. Схема и модель межотраслевого баланса производства и распределения продукции. Предпосылки построения межотраслевого баланса. Основное балансовое соотношение. Система уравнений МОБ. Определение равновесного выпуска. Коэффициенты прямых и полных материальных затрат, их экономический смысл. Матричный мультипликатор Леонтьева.

Решение задач: раздаточный материал.

Литература.

  1. Колегаева, Е. М. Математические методы и модели в управлении: учеб. пособие / Е. М. Колегаева.– Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2002.

  2. Бушин, П. Я. Математические методы и модели в экономике: учебное пособие. / П. Я. Бушин, В. Н. Захарова.– Хабаровск, 1998.

  3. Экономико-математические методы и модели: учеб. пособие / Н. И. Холод, А. В. Кузнецов, Я. Н. Жихар и др.– Минск: БГЭУ, 2000.

Практическое занятие 2 – 3. Сетевые модели (2 часа).

Цель. Рассмотреть экономические задачи, решение которых основано на методах сетевого планирования и управления. Отработать умения построения сетевого графика и вычисления числовых характеристик.

^ Основные понятия. Задача кратчайшего пути, задача минимизации дерева расстояний, задача максимального потока. Метод критического пути, правила построения сетевого графика, работы, события, сетевой и линейный график, критический путь и его продолжительность. Числовые характеристики работ и событий. PERT – сети: принятие решения в условиях неопределенности.

Решение задач: [2] стр. 84 № 2.3 а), 2.7.

Литература.

  1. Мачкарина, О.Е. Сетевые модели: Учеб. пособие / О. Е. Мачкарина.– Хабаровск: ДВАГС, 1999.

  2. Сборник задач по математическому моделированию: Учеб. пособие / О. Е. Мачкарина.– Хабаровск: ГОУ ВПО ДВАГС, 2005.

Практическое занятие 3. Модели управления запасами (1 час).

Цель. Рассмотреть область применения модели Уилсона, отработать порядок определения оптимального размера заказа и остальных параметров системы управления запасами.

^ Основные понятия. Обобщенная модель управления запасами: издержки хранения, организационные издержки, издержки из-за дефицита, затраты на приобретение запаса. Модель определения оптимального размера заказа в случае мгновенной поставки (модель Уилсона).

Решение задач: раздаточный материал.

Литература.

  1. Колегаева, Е. М. Математические методы и модели в управлении: учеб. пособие / Е. М. Колегаева.– Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2002.

  2. Хазанова, Л. Э. Математическое моделирование в экономике/ Л. Э. Хазанова.– М., 1998.

  3. Шикин, Е. В. Математические методы и модели в управлении: учеб. пособие / Е. В. Шикин, А. Г.Чхартишвили.– М.:Дело, 2000.

Темы для самостоятельного изучения

Линейные математические модели

1. Экономические задачи, сводящиеся к задаче линейного программирования.

2. Производственная задача линейного программирования. Понятие прямой и двойственной задач линейного программирования. Связь между решениями прямой и двойственной задачами ЛП. Экономический смысл и свойства двойственных оценок. Оценка, как мера влияния правых частей ограничений на оптимальное значение целевой функции. Оценка, как мера дефицитности ресурсов. Оценка, как мера эффективности выпускаемой продукции. Оценка, как мера сбалансированности затрат и результатов производства в оптимальном плане. Границы устойчивости.

^ Транспортная задача

1. Построение математической модели транспортной задачи. Сбалансированная и не сбалансированная модель транспортной задачи. Табличное представление транспортной задачи.

2. Получение опорного решения транспортной задачи: метод северо-западного угла, метод минимального элемента.

3. Метод потенциалов решения транспортной задачи: теорема о потенциалах, алгоритм метода потенциалов.

4. Усложненные постановки транспортной задачи.

5. Экономические задачи, сводящиеся к транспортной.

Задача о назначениях.

1. Построение математической модели задачи о назначении.

2. Венгерский метод решения задач о назначении:

3. Распределительные задачи, сводящиеся к задаче о назначении.

Принятие решения в условиях многих целей (целевое программирование)

1. Понятие о целевом программировании. Область использования целевого программирования.

2. Построение математической модели задачи целевого программирования. Основные и балансовые переменные. Целевые и системные ограничения. Целевая функция.

3. Графический метод решения задач целевого программирования. Модифицированный симплексный метод: выбор разрешающего столбца, проверка на оптимальность.

Модели управления запасами.

1. Основные понятия: издержки хранения, издержки оформления заказа, издержки из-за дефицита. Общая стоимость запаса, условие ее минимизации.

2. Модель определения оптимального размера заказа в случае мгновенной поставки (модель Уилсона).

3. Модель определения оптимального размера заказа при поступлении заказа частями.

4. Модель определения оптимального размера заказа в случае скидки с цены за количество.

Сетевые модели.

1. Специальные задачи, решаемые с использованием сетевых моделей: задача определения кратчайшего пути, задача минимизации дерева расстояний, задача определения максимального потока в сетях.

2. Метод критического пути: СРМ-сети. Основные понятия: работы, события, сетевой и линейный график, критический путь и его продолжительность. Числовые характеристики работ и событий.

3. PERT – сети: принятие решения в условиях неопределенности.

^ Анализ межотраслевых связей.

1. Схема и модель межотраслевого баланса производства и распределения продукции. Предпосылки построения межотраслевого баланса (МОБ). Общая схема МОБ производства и распределения продукции. Основное балансовое соотношение.

2. Система уравнений МОБ, ее анализ и решение. Определение равновесного выпуска. Коэффициенты прямых и полных материальных затрат, их экономический смысл. Матричный мультипликатор Леонтьева.


^ Контрольная работа

Для выполнения контрольной работы сначала необходимо определить вариант. Первым буквам фамилии, имени и отчества поставим в соответствие числа:

А, Ц, Б, З

1




Ф, Щ, Э, Р, Н

4

В, П, Ш, Г, И

2




Х, Я, У, О, М

5

Д, Л, Е, Ж, Ч

3




С, Т, Ю, К

6

Число соответствующее фамилии обозначим буквой Ф, имени – буквой И, отчеству – буквой О.

Например, для студента Кузнецова Виктора Андреевича соответствуют числа: Ф=6; И=2; О=1.

^ Основные требования к выполнению и оформлению контрольной работы

Контрольная работа содержит набор заданий, при выполнении которых необходимо соблюдать следующие правила.

• Работа должна быть выполнена в школьной тетради, имеющей поля для замечаний рецензента.

• Вариант указывается студентом на первой странице тетради.

• Перед решением каждой задачи нужно привести полностью ее условие, подставив свой вариант.

• Следует придерживаться той последовательности при решении задач, в какой они даны в задании, строго соблюдая при этом нумерацию заданий.

• Решения задач должны сопровождаться развернутыми пояснениями, а окончательный ответ следует выделить.

Если контрольная работа не зачтена, в работе рецензентом указываются отдельные недочеты, то нужно выполнить работу над ошибками. Необходимые исправления и дополнения выполняется для каждого задания на отдельном листе, который прикрепляется на поля тетради.

Контрольная работа не рассматривается, если ее вариант не соответствует фамилии, имени и отчеству студента.

Студенты, не получившие зачета по контрольной работе, к экзамену не допускаются. Подчеркнем, что в контрольную работу включены задания только из части разделов курса, которые необходимо самостоятельно изучить. При подготовке к экзамену следует рассмотреть и изучить все темы курса.


^ Контрольная работа № 1

Задание № 1. Экономическая интерпретация двойственных оценок.

Предприятие для производства четырех видов продукции использует три типа ресурсов. Нормы расхода ресурсов на производства одной единицы продукции, наличие ресурсов, прибыль от реализации единицы товара заданы в таблице.

Ресурсы

Нормы расхода ресурсов

на производства 1 ед. продукции

Запасы ресурсов

A

B

C

D

I





2(И+1)

Ф+1



II

Ф+1

И+1

Ф+О

И



III

Ф

И

Ф+О

Ф+И



Прибыль, руб.

9(Ф+О)

13(Ф+И)

11(Ф+И)

12(Ф+О)




Необходимо определить оптимальный план производства продукции, при котором прибыль была бы максимальной.

Составить экономико-математическую модель задачи и двойственную к ней. Решить задачу симплексным методом. Проанализировать полученное решение с использованием свойств двойственных оценок.

^ Задание №2. Транспортная задача.

В регионе имеется три склада для оказания гуманитарной помощи в чрезвычайных ситуациях. Груз предполагается доставить в четыре района, наиболее сильно пострадавших от наводнения. Необходимый груз имеется на складах в количествах 1500, 1450 и 1600 т, соответственно. По оценкам специалистов в пострадавшие районы требуется 800, 750, 1050 и 900 т, соответственно. Стоимость перевозки одной тонны груза приведена в таблице.


Склады

Транспортные издержки ден. ед / т

Районы

А

В

С

D

1









2









3









Необходимо определить объемы перевозок гуманитарного груза с минимальными транспортными издержками.

Опорный план найти методами: минимального элемента и северо-западного угла.

^ Задание №3. Сетевые модели


Работа

Длительность

1-2



1-3



1-4

2(И+1)

2-5

Ф+1

2-4

О+1

3-4

И+1

3-6

Ф+О

4-5

И

4-6

Ф

4-7

Ф+О

5-7

Ф+И

6-7

3О
По следующим данным построить сеть, определить временные характеристики работ и событий, критический путь и его длину, постройте линейный график Гантта. Сделать выводы.





Задание № 4. Модели управления запасами.

Определить оптимальный размер заказа и остальные параметры системы управления запасами при условии, что

Общий ежегодный спрос равен – 600(Ф + И+ О) ед.

Стоимость хранения – (100 + 10Ф) $

Стоимость оформления одного заказа – (50+5И) $

Число рабочих дней в году – 300

Запас пополняется в полном объеме, но на его доставку требуется 3 рабочих дня.


Задание № 5. Анализ и планирование межотраслевых связей

В таблице приведены данные об отчетном МОБе

Отрасли

Межотраслевые потоки

Конечный продукт

1

2

3

4

1. Тяжелая промышленность

46,07

3,52

17,64

6,19

5,11∙Ф+О

2. Легкая промышленность

4,25

38,42

0,84

0,98

10,23∙И+О

3. Строительство

0,52

27,22

1,01

0

4,34∙Ф+И

4. Прочие отрасли материального производства

16,08

9,01

0,43

0,36

1,45∙Ф


На основе данных об отчетном МОБе общественного продукта необходимо:

1. Составить МОБ, проверить основное балансовое соотношение.

2. Составить плановый МОБ, если в следующем году планируется увеличение конечного продукта соответственно по отраслям на 5%, 5%, 10%, 5%, проверить основное балансовое отношение.

3. Определить изменение (в %) валового выпуска отраслей, если конечное потребление продукции легкой промышленности дополнительно увеличить на 1%.


Программа экзамена

  1. Математическое моделирование. Постановка проблемы и построение математической модели.

  2. Сфера применения линейного программирования.

  3. Предпосылки и этапы построение модели задачи линейного программирования.

  4. Общая постановка транспортной задачи. Закрытая модель транспортной задачи и ее табличное представление. Открытые модели транспортной задачи.

  5. Получение опорного решения транспортной задачи: метод северо-западного угла, метод минимальной стоимости. Понятие вырожденности опорного плана.

  6. Метод потенциалов решения транспортной задачи.

  7. Транспортные задачи с дополнительными ограничениями на перевозки.

  8. Задача о назначениях, ее особенности.

  9. Методы решения задачи о назначении.

  10. Принятие решения в условиях множества целей (целевое программирование). Область использования многоцелевого программирования.

  11. Основные и балансовые переменные. Целевые и системные ограничения. Целевая функция.

  12. Предпосылки построения модели межотраслевого баланса.

  13. Схема межотраслевого баланса. Основное балансовое соотношение.

  14. Экономический смысл коэффициентов прямых и полных материальных затрат.

  15. Специальные задачи сетевого моделирования: задача кратчайшего пути, минимизации дерева расстояний, максимального потока.

  16. Метод критического пути (СРМ). Правила построения сетевого графика.

  17. Критический путь и его продолжительность.

  18. Числовые характеристики событий и работ, линейный график.

  19. Принятие решения в условиях неопределённости (PERT-сети). Оценивание времени работ.

  20. Нахождение вероятности того, что комплекс работ будет завершен не позднее заданного срока.

  21. Модели управления запасами. Обобщенная модель управления запасами.

  22. Модель определения оптимального размера заказа в случае мгновенной поставки.

  23. Определение стратегии управления запасами в случае, если издержки хранения исчисляются, как процент от величины запаса.

  24. Определение временного горизонта планирования, точки возобновления заказа.

  25. Определение стратегии управления запасами в случае скидки с цены за количество.

Литература

Основная литература:

  1. Колегаева, Е. М. Математические методы и модели в управлении: учеб. пособие / Е. М. Колегаева.– Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2002.

  2. Кундышева, Е. С. Экономико-математическое моделирование: Учебник / Е. С. Кундышева.– М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.

  3. Сборник задач по математическому моделированию: учеб. пособие / О. Е. Мачкарина.– Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2005.


Дополнительная литература

  1. Бушин, П. Я. Математические методы и модели в экономике: учебное пособие. / П. Я. Бушин, В. Н. Захарова.– Хабаровск, 1998.

  2. Замков, О. О. Математические методы в экономике / О. О. Замков, А. В. Толстопятенко, Ю. Н. Черемных.– М., 1998.

  3. Просветов, Г. И. Математические методы и модели в экономике: задачи и решения / Г. И. Просветов.– М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2008.

  4. Хазанова, Л. Э. Математическое моделирование в экономике/ Л. Э. Хазанова.– М., 1998.

  5. Шелобаев, С. И. Математические методы и модели / С. И. Шелобаев.– М.: ЮНИТИИ-Дана, 2000.

  6. Шикин, Е. В. Математические методы и модели в управлении: учеб. пособие / Е. В. Шикин, А. Г.Чхартишвили.– М.: Дело, 2000.

  7. Экономико-математические методы и модели: учеб. пособие / Н. И. Холод, А. В. Кузнецов, Я. Н. Жихар и др.– Минск: БГЭУ, 2000.

  8. Экономико-математические методы и модели. Задачник: учебно-практическое пособие / под ред. С.И. Макарова, С. А. Севастьяновой.– М.: Кнорус, 2009.

  9. Эддоус, М. Методы принятия решения / М. Эддоус, Р. Стенфилд.– М., 1997.




Похожие:

Учебно-тематический план № п\\п iconДавыдова Елена Владимировна с. Мечётное 2009 2010 учебный год Учебно тематический план
...
Учебно-тематический план № п\\п iconУчебное пособие для средней школы/Под ред. И. Семакина, Е. Хеннера. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008
Учебно-тематический план изучения базового курса информатики для 9 класса ориентирован на вторую ступень школьного образовательного...
Учебно-тематический план № п\\п iconУчебное пособие для средней школы/Под ред. И. Семакина, Е. Хеннера. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999
Учебно-тематический план изучения базового курса информатики для 5 класса ориентирован на первую ступень школьного образовательного...
Учебно-тематический план № п\\п icon1 Тематический план аудиторных занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Тематический план аудиторных занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Учебно-тематический план № п\\п iconТематический план курса
Разложение на множители способом группировки и с помощью формул сокращенного умножения
Учебно-тематический план № п\\п iconТематический план лекций и семинаров по физиологии для студентов второго курса 2010/2011 учебного года
Календарно-тематический план лекций и семинаров по физиологии для студентов второго курса 2010/2011 учебного года
Учебно-тематический план № п\\п iconПрограмма курса тематический план
Трехчленная эстетическая коммуникация нового времени: автор текст слушатели (читатели)
Учебно-тематический план № п\\п iconТематический план. I-вый год обучения. № п./п. Тема. Кол-во часов в том числе теоретических практических всего 1

Учебно-тематический план № п\\п iconТематический план по обучению грамоте
Календарные праздники и календарь. Животные и растения вокруг нас. Слова – названия
Учебно-тематический план № п\\п iconТематический план дисциплины 3 семестр
Тема: Обобщающие статистические показатели. Показатели вариации. Выборочное распределение. Статистическое изучение взаимосвязи социально-...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами