Урок «Формы мышления» icon

Урок «Формы мышления»



НазваниеУрок «Формы мышления»
Ишмуратов Р.К
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Урок «Формы мышления» Авторы: учителя информатики Ишмуратов Р.К., Прокина М.В.


Урок «Формы мышления»

Класс: 10

Тип урока: урок – объяснение нового материала с элементами проблемного метода с применением информационно-компьютерных технологий.

Оборудование: аудио-визуальные материалы (учебное пособие «Логика», урок 1) , компьютер, проектор, экран, аудиоколонки, для индивидуальной работы обучающихся – наушники.

Этапы урока:

I. Вводная часть.

  • Организационный момент

Приветствие учащихся, настрой их на дальнейшую работу.

II. Сообщение темы и целей урока

Мы уже знаем, что информатика- наука о способах работы с информацией, мы знаем, что информацию можно создавать, передавать, хранить и обрабатывать (Слайд 2). Мы знаем, что компьютер - самый удобный инструмент для работы с информацией.

А как компьютер обрабатывает информацию? Какие процессы происходят в его электронном мозгу? Мы не знаем, но можем предполагать. Когда мы не знаем, как устроен тот или иной предмет, мы сравниваем его с прототипом.

Давайте разбираться: (слайд 3)

  • Как человек мыслит? Как мыслит компьютер?

  • В чем именно сходство и различия мыслительных процессов у человека и компьютера?

  • Что такое высказывание, а что – рассуждение?


На эти и некоторые другие вопросы мы с вами постараемся ответить на уроке. Сегодня мы познакомимся с основными формами мышления человека.

Итак, тема сегодняшнего урока Формы мышления. (Запись в тетради темы урока)

Формулировка целей урока: (Слайд 4)

  • Формирование у учащихся понятия форм мышления

  • Знакомство с основными формами мышления.

Задачи:

  • Образовательная: познакомить детей с формами мышления, сформулировать новые определения: понятие, высказывание, умозаключение.

  • Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса учащихся, способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления;

  • Воспитательная: способствовать воспитанию умения выслушивать мнение других, работать в коллективе и самостоятельно.



II. Ход урока.

Объяснение правил работы с электронным пособием (запуск программы, навигация). Проведение инструктажа по ТБ. (Слайд 5-7)




  • .Объяснение нового материала.

1. В основе современной логики лежат учения, созданные еще древнегреческими мыслителями, хотя первые учения о формах и способах мышления возникли в Древнем Китае и Индии. Основоположником формальной логики является Аристотель, который впервые отделил логические формы мышления от его содержания.

Логика — это наука о формах и способах мышления. Это учение о способах рассуждений и доказательств. На навигационной панели учебного пособия пройдите по разделу «Для чего нужна логика?»


^ Обучающиеся работают с учебным пособием.

Итак, законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления. А что,по-Вашему, означает, слово мыслить?

^ Примерные ответы: доказывать, делать выводы, рассуждать, думать…


А как можно мыслить? А все ли люди мыслят одинаково? Разобраться с процессами мышления нам поможет отрывок из фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (Слайд 8)


Уважаемые коллеги! При нажатии на кнопку видеофайл открывается программой по умолчанию (стандартным кодеком). Если у Вас установлен проигрыватель нестандартный и видеофайл он не открывается, то Вы можете открыть его самостоятельно (видеоматериал находится в корневом каталоге учебного пособия в папке data).

На навигационной панели учебного пособия пройдите по разделу «Как человек мыслит». Ваша задача: понять отличительные черты мышления Шерлока Холмса.


^ Работа с учебным пособием. Фрагмент фильма – 4 мин…


Выделите 3 характеристики мышления ШХ. (Слайд 9)

Примерные ответы: мышление ШХ логичное.


Вы, наверно, знаете, что «рассуждать», в переводе на латинский, звучит - «логос». От этого слова и произошло название науки о способах и законах мышления.

У каждой науки свои инструменты. А науки логики это формы мышления: понятие, высказывание и умозаключение. (Слайд 10)

Давайте посмотрим еще один фрагмент. Проблемный вопрос: почему герои фильма не могут договориться? Имеет ли место в данном рассуждении нарушение принципов логического мышления?

^ Фрагмент фильма – 1 мин…(Слайд11)

Ответы: потому что говорят о разном, разные понятия.


Понятие от слова понимать. Что значит дать понятие какого-либо предмета? Давайте попробуем дать понятие шариковой авторучке: ручка – это продолговатый цилиндрообразный предмет с колпачком.

Хорошо ли это понятие?

Если плохо, то чем?


^ Примерные ответы: данное определение не отражает существенных свойств (то, что это предмет для письма).

А как определить, существенные от несущественных признаков?


^ Примерные ответы: Существенные признаки, как правило, указывают на предназначение предмета (деятельностный подход).


Теперь немного поиграем… Выделите 2 существенных признака каждого объекта (Слайд 12)

^ Ответы детей.

Проверьте себя, в пособии пройдите по вкладке «понятие» и попробуйте самостоятельно решить предложенную задачу (Слайд 12)


Мышление всегда осуществляется через понятия, высказывания и умозаключения (Слайд 13 - 15).

Понятие — это форма мышления, которая выделяет существенные признаки предмета или класса предметов, позволяющие отличать их от других.

Пример: прямоугольник, проливной дождь, компьютер.

Высказывание — это формулировка своего понимания окружающего мира. Высказывание является повествовательным предложением, в котором что-либо утверждается или отрицается.

Пример: «Компьютер был изобретен в середине XIX века».

Умозаключение – это форма мышления, в котором на основе старых знаний появляется новое.

Пример: «Все юристы любят сок. Вася сок не любит. Вася не юрист»


Посмотрите фрагмент из мультфильма «Винни Пух и все-все-все» и ответьте на вопрос: «Сколько умозаключений сделал Винни Пух?» (Слайд 16). Свой ответ введите в соответствующей графе и нажмите «проверить» (Слайд 17).

^ III. Заключительная часть урока. Подведение содержательных итогов урока. Определение, что получилось в ходе урока, что сделано не в полной мере.

  • Рефлексия. Фронтальная беседа с учащимися по теме урока (учащиеся высказывают свое мнение о полезности для них занятия, какие трудности они испытали, что у них получилось).

  • Выставление оценок.

  • Домашнее задание. (Слайд 18)Повторить материал урока «Формы мышления», используя учебное пособие. По окончании выполнения всех работ обучающийся регистрируется под своим именем и ученику будет выдан код, который он должен сообщить учителю. Код генерируется на основании введенных фамилии, имени и количества букв в данной строчке.

1 буква – третья буква фамилии

2 буква - цифра от 1 до 5 (произвольно)

3 буква - 1 буква фамилии

4 и 5 буква - количество букв в строке (с учетом пробела).

Зная расшифровку кода учитель может точно определить, была ли домашняя работа выполнена обучающимся правильно и в полном объеме.





Похожие:

Урок «Формы мышления» iconКонспект урока информатики в 10-м классе по теме "Формы мышления. Основы логики"
Цель урока: сформировать у учащихся понятие форм мышления, сформировать понятия: логическое высказывание, логические величины, логические...
Урок «Формы мышления» iconМетоды и формы экологического воспитания, способствующие развитию мышления старшего дошкольника

Урок «Формы мышления» iconУрок №1 По теме: «Логика как наука. Формы мышления»
«Программирование». Каждый человек и человечество в целом стремятся к истине, добру, красоте. Все люди нуждаются в получении новой...
Урок «Формы мышления» iconИсследование слова «весна». Урок-исследование
Организовать учебно-поисковую деятельность учащихся на уроке с целью развития системного мышления; развития творческого мышления;...
Урок «Формы мышления» iconУрок по русскому языку во 4 б классе. Тема: «Обобщение знаний по теме «Имя существительное»
Организовать учебно-поисковую деятельность учащихся на уроке с целью развития системного мышления; развития творческого мышления;...
Урок «Формы мышления» iconПростые формы п ростой (идеальной) формой кристалла
Все грани одной простой формы одинаковы по форме и площади, скорости роста граней одной простой формы равны
Урок «Формы мышления» iconВ. Н. Урок «Чацкий и шесть шляп мышления» Идея проведения такого урок
«Моделирование занятий с помощью метода «Шесть шляп мышления» технологии ркмчп». Некоторые элементы презентации, приложенной к описанию...
Урок «Формы мышления» iconЛекция №1 Формообразование
Основным инструментом литейного пр-ва является форма. От качества изготовления формы в большой степени зависит качество отливки....
Урок «Формы мышления» iconПояснительная записка
Целью курса есть обучениие учеников методам мышления, которые используются как в математике, так и в любых отраслях науки и практики,...
Урок «Формы мышления» iconЛекция №7 «Допуски формы и расположения поверхностей»
Цель – познакомиться с отклонениями и допусками формы поверхностей и их нормативными документами
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами