К. Д. Ушинский Трудно представить себе современный урок без использования информационных компьютерных технологий icon

К. Д. Ушинский Трудно представить себе современный урок без использования информационных компьютерных технологий



НазваниеК. Д. Ушинский Трудно представить себе современный урок без использования информационных компьютерных технологий
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Рютина Т. М.,

преподаватель специальных дисциплин первой квалификационной категории областного государственного образовательного учреждения среднего

профессионального образования

«Химико-технологический техникум г.Саянска»


Направление: Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс: проблемы и перспективы

Тема: Преимущества применения информационные компьютерные технологии на уроках специальных дисциплин


«Если вы входите в класс, от которого

трудно добиться слова, начните показывать картинки,

и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

К.Д.Ушинский


Трудно представить себе современный урок без использования информационных компьютерных технологий.

Информационные компьютерные технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

1. Для обозначения темы урока.

2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

3. Как сопровождение объяснения преподавателя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

4. Для контроля знаний

Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием информационных компьютерных технологий, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран

Применять и уметь пользоваться компьютерной техникой в современной жизни необходимо всем. Внедрение в нашу повседневную жизнь мобильных телефонов с их неограниченными возможностями, компьютерных терминалов оплаты и различной удобной в применении техники выдвигает перед нами требование обучения наших студентов знаниям и умениям пользоваться этими достижениями технического прогресса, являясь социально-значимой задачей.

Свою педагогическую деятельность я направляю на коррекцию познавательной сферы студентов с помощью компьютерных технологий.

Что бы успешно осуществлять эту деятельность необходимо:

– четко понимать сущность, содержание и структуру понятия «информационные компьютерные технологии»;

–выделить основные направления использования персонального компьютера в современном обучении.

– выявить составляющие элементы целостного процесса обучения студентов с разными умственными и физическими возможностями и определить место и роль компьютерных технологий в этом процессе.

При реализации данного технологии стало понятно, что она тесно переплетается с игровыми, проблемно-поисковыми и здоровьесберегающими технологиями (соблюдение установленных норм и правил организации рабочего места, соблюдение регламентированного времени работы за видеодисплейными средствами обучения)

Применительно к информационно-коммуникативным технологиям я столкнулась с множеством определений, но все они сходятся на том, что эти технологии включают в себя текстовую, графическую, анимационную, видео- и звуковую информацию в интегрированном представлении, допускающую различные способы структурирования

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых являются современные технические средства.

Применение новых информационных технологий в образовании обсуждается на страницах всех методических газет и журналов. При этом каждому преподавателю, безусловно, очевидна целесообразность применения компьютеров для обучения. Современные педагоги с успехом внедряют программы по обучению

Для себя я определила следующие достоинства компьютерных технологий, которые имеют наибольшее значение для поддержки традиционного обучения

– использование данной технологии на уроках позволяет мне усилить мотивацию учения благодаря новизне работы с компьютером, которая способствует повышению интереса к предмету, помогает в комплексе воздействовать на органы чувств. Благодаря использованию компьютера интерес студента поддерживается эмоциями, отражающими его собственную активность, рождают желание самостоятельно узнать что-то новое. Эмоциональный компонент мотивации - это мощный импульс для развития познавательной активности любого студента.

– использование информационных технологий помогает в моей работе расширять возможности предъявления учебной информации. Предъявляемая информация постоянно обогащается благодаря развитию интерактивных компьютерных систем: использования видеофрагментов, создания различных средств наглядности, оживления мультипликацией необходимого материала. Применение ИКТ позволяет использовать научно-познавательный текст, рисунки, схемы, таблицы, возможность создания музыкального фона;

– использование данных технологий предполагает учёт индивидуальных особенностей. Каждый студент работает с оптимальной для него нагрузкой.

На данный момент мной выделено несколько компьютерных технологий, которые могут быть использованы в учебном процессе:

– технология компьютерных презентаций. Основным достоинством этой технологии является то, что она может вписаться в любой урок и эффективно помочь преподавателю и студенту

– лабораторно-компьютерный практикум. Эта технология более трудоёмка для преподавателя и требует специальной подготовки. Данная технология предусматривает активную роль студента и эффективна для его творческого развития,

– компьютерное тестирование. Это практически традиционное тестирование, только использование компьютеров и современных программ обработки результатов тестов делает его технологичным.

Безусловно, современный преподаватель должен владеть элементарными навыками работы с компьютером: уметь воспользоваться компакт-диском с компьютерными программами учебного назначения, иметь представление о работе на компьютере с текстом, графикой, с интернетом и электронной почтой.

Приобщение студентов к компьютерным технологиям я начала путем использования демонстрационных возможностей компьютера (электронной презентации Power Point). Уроки с применением компьютерных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения. Использование презентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока:

– в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, можно создать проблемную ситуацию;

– при повторении пройденного материала можно быстро проверить знания студентов;

– на этапе объяснения нового материала можно использовать изображения, видеофрагменты, звуковое сопровождение, а также рисунки;

– на этапе закрепления можно определить уровень усвоения темы, причем на экране показывается не только задание, но и ответ.

Внедрение информационных технологий в учебный процесс и объединение их с традиционными методами преподавания ставит студентов перед необходимостью быть готовыми к меняющимся формам обучения, к восприятию усовершенствованного содержания предметов.

В последнее время отмечается падение интереса студентов к изучению дисциплин. И это печально.

Падение интереса к изучению вызвано в первую очередь применением довольно старых наглядных материалов, однообразным использованием учебников, таблиц, схем.

Одним из способов повышения интереса к дисциплинам, углубления знаний по этим предметам является использование современных информационных технологий, в частности компьютерных, на различных стадиях учебного процесса.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать более яркую интерактивную среду обучения с неограниченными возможностями, оказывающимися в распоряжении и преподавателя, и студента.

Преимущества информационных компьютерных технологий по сравнению с традиционными многообразны. Кроме возможности более иллюстративного, наглядного представления материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе обучающихся, методических приемов в работе преподавателя.

В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Выделяют следующие типы уроков по способу использования информационных технологий

1. Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + демонстрационный экран;

2. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет;

3. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме – урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.

При внедрении информационных технологий в учебный процесс предпочтительными в наших условиях оказались уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном варианте.

Уроки специальных дисциплин отличаются сложностью используемого оборудования. И поэтому использование компьютерных обучающих программ на уроках специальных дисциплин актуальны, прежде всего, из-за возможности наблюдения таких процессов и явлений, которые либо невозможно провести в кабинете, либо невозможно наблюдать и трудно представить, понять.

Студенты с образным мышлением тяжело усваивают технологию производства потому, что они без “картинки” вообще неспособны понять процесс, изучить явление. А студенты с теоретическим типом мышления нередко отличаются формализованными знаниями. Для них компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью “управления” процессами, подвижными графиками, схемами - дополнительное средство развития образного мышления. Оба вида мышления одинаково важны для изучения специальных дисциплин.

Обучение с использованием ИКТ является не только сообщением определённых знаний студентам, но и развитием у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному "добыванию" и обогащению знаний и умений, применяя их в своей практической деятельности.

Интерес к предмету формируется под непосредственным влиянием преподавателя, его увлеченности предметом, умения передать обучающимся свое отношение не только к предмету, но и к процессу самосовершенствования методик преподавания.

Современный урок не может быть ограничен учебником по предмету, классной доской и преподавателем. По современным требованиям образовательного стандарта, традиционная форма урока не сможет дать обучающимся такой объем информации, каким является урок с использованием информационных технологий.

Сегодня в обучении особый акцент ставится на собственную деятельность студента по поиску новых знаний. ИКТ позволяют организовать работу студента так, чтобы он захотел взять и усвоить необходимую информацию, подтолкнуть его к получению знаний

Интерес к чтению дополнительной литературы, посещению библиотек у студентов не наблюдается, а отсюда, выполнение самостоятельной работы студентов оставляет желать лучшего. На уроке с использованием компьютера студенты больше стимулируются к усидчивости и вниманию. При работе на компьютере развиваются все виды памяти. Компьютер приучает к самообучению и самовоспитанию.

За последнее время разработаны и выпущены различные программы: обучающие, контролирующие (тесты), а также электронные учебники, справочники.

Среди форм подачи материала преподавателем на уроке с использованием компьютерных технологий можно выделить следующие: это презентация, электронные учебники, виртуальные практические и лабораторные работы, тесты, тренинги.

Использование компьютерной техники дает возможность проявить себя любому. При этом формы работы выбирает для себя сам студент. Так, с математическими способностями чаще выбирают подготовку презентаций. «Гуманитарии» выбирают – работу по составлению сообщений, докладов, рефератов с поиском информации, используя ресурсы интернета.

Таким образом, применение компьютерных технологий на уроке позволяет с интересом и быстро усваивать больший объем научно-познавательной информации, урок становится более интересным и увлекательным, качество обучения повышается.

Таким образом, информационные технологии позволяют:

- построить открытую систему образования

- изменить организацию процесса обучения студентов

- рационально организовать познавательную деятельность студентов

- использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса




Похожие:

К. Д. Ушинский Трудно представить себе современный урок без использования информационных компьютерных технологий iconУрок математики
Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественнонаучного...
К. Д. Ушинский Трудно представить себе современный урок без использования информационных компьютерных технологий iconУрок экскурсия Дзюба Н. Ю. Учитель Ср шк. №54
Нам, живущим вХХ1 веке, трудно представить себе Вятку начало ХХ века. Трудно, но можно. Помогут старые фотографии города и его улиц,...
К. Д. Ушинский Трудно представить себе современный урок без использования информационных компьютерных технологий iconСценарий праздника «Всё о птицах»
Трудно представить себе весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловья, лес без дятла. Все они являются очень важной частью...
К. Д. Ушинский Трудно представить себе современный урок без использования информационных компьютерных технологий iconК. Д. Ушинский Мы живем в эпоху информационных технологий. Современная наука накопила такой огромный объем знаний, что знать и помнить все необходимое физически невозможно. Исходя из этого, меняется и современный по
...
К. Д. Ушинский Трудно представить себе современный урок без использования информационных компьютерных технологий iconИспользование цифровых образовательных ресурсов на уроках
Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном...
К. Д. Ушинский Трудно представить себе современный урок без использования информационных компьютерных технологий iconВажнейшая задача компьютерных систем хранение и обработка данных
Невозможно представить себе деятельность современного предприятия или учреждения без использования профессиональных субд. Несомненно,...
К. Д. Ушинский Трудно представить себе современный урок без использования информационных компьютерных технологий iconЛекция 1 (2 часа)
Базы данных являются одной из основных составляющих информационных технологий предприятий. В настоящее время без применения баз данных...
К. Д. Ушинский Трудно представить себе современный урок без использования информационных компьютерных технологий iconПодготовил: Купчихина А. В
Икт и мультимедийными средствами обучения. В связи с этим возникает необходимость развития методики использования компьютерных информационных...
К. Д. Ушинский Трудно представить себе современный урок без использования информационных компьютерных технологий iconИз опыта использования информационных технологий на уроках физики и во внеклассной работе
Возможность проектирования и разработки мультимедийных пособий на уроках и факультативных занятиях как один из способов успешного...
К. Д. Ушинский Трудно представить себе современный урок без использования информационных компьютерных технологий icon004. 514 Концепция расширяемого серверного научного визуализАтора
Нии наукоемких компьютерных технологий Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами