Урок правоведения на тему icon

Урок правоведения на тему



НазваниеУрок правоведения на тему
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок


Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины

Управление образования Краматорского городского совета

Донецкой области


Урок правоведения на тему:

«Основные права и свободы граждан Украины»


Учитель истории и правоведения

Краматорской ОШ І-ІІІ ступеней

№ 10 с профильным обучением

Краматорского городского совета

Донецкой области

РЯБКО НАТАЛИЯ АНАТОЛИЕВНА


г. Краматорск

Урок правоведения на тему:

«Основные права и свободы граждан Украины»

Цели и задачи урока: Освоение учащимися дидактического материала, раскрывающего основы конституционного статуса граждан Украины. Учить детей оценивать факты и положения, свидетельствующие о необходимости расширения демократии. Формировать умения анализировать позитивные и негативные явления в сфере прав человека. Продолжить формирование умений защищать свои права и свободы, противостоять нарушению прав человека в повседневной жизни. Формировать у учащихся собственное отношение к правам граждан Украины.


^ Тип урока: Урок овладения новыми знаниями.

Оборудование: Конституция Украины, р. II.

  • Фрагмент Всеобщей Декларации прав человека.

  • Фрагмент Международного пакта о гражданских и политических правах.

  • Фрагмент Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

  • Конвенция о правах ребенка.

  • Усенко И.Б. Основы правоведения.

  • Карточки с групповыми заданиями, оценочные листы, памятки.

  • Записи на доске: «Свобода означает ответственность. Вот почему многие чувствуют страх перед нею». Б.Шоу.

«Свобода дает право делать то, что не мешает другим». Э.Клаудиус


Основные термины и понятия:

  • Права и свободы; неотъемлемые права и свободы.

  • Гарантированность прав и свобод.

  • Международные правовые стандарты.

  • Конституционный статус гражданина.



^ ПЛАН УРОКА


  1. Организация и мотивация учебной деятельности.

  2. Формирование понятий «права и свободы».

  3. Моделирование ситуаций по практическому использованию знаний о правах человека и гражданина




Работа учителя
^
Работа учащихся

1. Организация и мотивация учебной деятельности

Вопросы к учащимся:


- Какие типы политических режимов

соотносятся с правами человека?

- Какие документы закрепляют эти права?


-Назовите общедемократические принципы правового статуса граждан.


- равноправие граждан;

- единство прав и обязанностей;

- недопустимость злоупотребления

правом;

- гарантированность конституционных

прав и свобод;

- взаимная ответственность человека и

государства;

- неотчужденность прав;

- неисчерпаемость прав и свобод.

Проблемное задание: К концу урока определить основные права и свободы человека, данные Конституцией Украины и другими международными документами.






Называют демократический режим и дают его определение


Конституции государств, Всеобщая Декларация прав человека и другие международные документы.


Проработать статьи 3, 4, 8, 13, 14, 21, 22, 24, 26 Конституции Украины



2. Формирование понятий

Учитель знакомит детей с основными

международными документами

ратифицированними Украиной.

Все эти документы вошли в так называемую Хартию прав человека.

Всеобщая декларация прав человека не

является юридически обязательным

документом, но она отражает общую

договоренность народов мира и

является моральной обязанностью

для членов международного

сообщества.

Международный пакт о гражданских

и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и

культурных правах, Конвенция о

правах ребенка имеют обязательную

силу для государств, которые их

подписали.


Вопрос к учащимся :

-Что, по-вашему, означает понятие «права и свободы человека?

Опрос учащихся методом «Микрофон» и на доске делаются соответствующие записи.


Объяснение учителя: Если речь идет о выборе, связанном с пользованием конкретными социальными благами – «право», а если речь идет о более чаще используется термин высокой степени свободы выбора поведения – термин «свобода».


Учитель рассказывает о реализации

прав и свобод человека и гражданина

в государствах с различным

политическим режимом(демократи-

ческим, тоталитарным, авторитарным)


Группы получают задания проработать статьи Конституции Украины и методом ПРЕС определить, что объединяет данную группу прав и как можно озаглавить эту группу прав?


1 гр. – гражданские (личные) права 2 гр. – политические права.

3 гр. – социально-экономические права

4 гр. – культурные и экологические права неотъемлимыми и необходимыми

Даются названия групп прав методом

ПРЕС.

«Мы считаем, что эта группа прав объединяет… права человека, потому,

что они дают право…, например …

Таким образом, эту группу прав можно назвать…»


Вопросы к учащимся:

Можно ли объединить понятия «права человека» и «права гражданина»?


Вопрос: Каким образом государство

гарантирует и защищает наши права?


Работа со ст. 55 – 64 Конституции Украины

Вопрос: Известны вам случаи

нарушения наших прав и свобод?

Почему нарушаются наши права?


Как можно защитить себя от этого?


Каковы ограничения наших прав?


3.Моделирование ситуации.

Учащимся предлагается ролевая игра.

Они объединяются в 2 группы.

Задание:
^

Представьте, что вы депутаты парламента


государства брюнетов. Методом «Мозгового штурма» (см. Памятку) вырабатываем законы об ограничении

прав некоренного населения (рыжие, блондины, русые).


Делам записи на доске


А теперь положим на чаши весов

эти доказательства. Что перевесит?


А теперь проведем самооценку

результатов усвоения изученного

материала.



Работа с документами (смотри приложения к уроку)


Класс определяет результативность Опрос учащихся методом «Микро- фон» (см. Памятку) и методом незаконченного предложения : «Я думаю, что права и свободы человека это…»


Запись в тетрадях :

Права человека – это форма выра- жения установленных законом правовых возможностей для выбора человеком своего поведения.

^ Права человека – это его социаль-

ные возможности.

Свобода – это отсутствие каких- либо ограничений в чем-либо (деятельности, поведении) прямо не связанных с общественными правами и нормами.


Дети объединяются в 4 группы (возможно по цвету розданных листков, по цифрам, по временам года и т.д. (руководит учитель).

1 гр. – ст. 21, 23, 27-33, 55.

2 гр. – ст. 34-40.

3 гр. – ст. 41-44, 45-50, 54.

4 гр. – ст. 16, 49, 53-54.


Записи в тетрадях:

Личные права и свободы являются

для становления личности.


Политические права и свободы

определяют возможности граждан участвовать в осуществлении влас-

ти, в управлениигосударственными делами и в общественно-полити-

ческой жизни.


^ Социально-экономические права и свободы - права, создающие и обеспечивающие материальные и экономические условия жизни и деятельности человека.

Культурные и экологические права права на бережное отношение к культурному наследию, доступ- ность духовного наследия и право безопасную окружающую среду.


Учащиеся объясняют, что понятие

«права человека» более шире, чем «права гражданина». Права челове- ка распространяются как на граж- дан государства, так и на иностран- ных граждан и на апатридов.


Приводят примеры

Злоупотребление властью, незнание законов и других нормативно-правовых актов, халатность, нежелание поступать в рамках законов.

Знать свои права, выполнять обязанности и требовать этого от других.

Почему существуют эти ограничения? Нельзя ущемлять права других людей.

Задания группам:

1 гр.- указать позитивные стороны

этого закона.

2 гр.- указать негативные стороны

этого закона.


Вопрос: Какие права Всеобщей Декларации прав человека и Конституции Украины нарушены (методом ПРЕС), на доске дела- ются записи доказательств учащиеся.


Негативные стороны. Вывод: Для нормального развития государства необходимы равенство и свобода, соблюдение общечело- веческих прав и свобод.



3. Моделирование ситуации


У учителя подготовлены конверты

с надписями «Низкий уровень

усвоения материала», «Средний

уровень усвоения материала»,

«Достаточный уровень усвоения

материала», «Высокий уровень усвоения

материала».



Каждый ученик опускает листик со

своей фамилией в соответствующий конверт.


^ Проводится подведение итогов само оценки.

Учитель для себя делает выводы:

спланировать индивидуальную

работу с учащимися, усвоившими

материал на низком уровне; тем, кто

усвоил материал на высоком уровне,

можно дать дополнительные,

индивидуальные задания или привлечь

их на следующем уроке к оцениванию

других учащихся.
Учитель оценивает деятельность

учащихся на уроке.
^

Класс определяет результативность работы на уроке.







Домашнее задание: по учебнику тема «Права и свободы человека и гражданина», индивидуальное задание.

Поговорите с родителями по вопросу: Случалось ли им сталкиваться в жизни с конфликтами между их правами и правами других людей. Как они выходили из этих ситуаций?

Заполнить таблицу в тетради:

^

Права и свободы, важные для


меня сегодня


Права и свободы, реализация которых будет важной для меня после окончания школы









ПРИЛОЖЕНИЕ 1


^ ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА


Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., основные права и свободы, провозглашенные этим документом:

  • Нормы-принципы:

а) свобода и равенство всех людей в правах ( ст.1)

б) распространение прав и свобод, провозглашенных в Декларации, на всех людей, независимо от их расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и других убеждений, национального и социального происхождения, имущественного положения ( ст.2)

в) запрещение рабства и работорговли (ст.4)

г) запрещение пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего

человеческое достоинство отношения и наказания (ст.5)

  • ^ Социально-экономические права:

а) право на труд, на свободный выбор работы, на защиту от безработицы, на справедливое вознаграждение за труд, на создание профессиональных союзов (ст.23)

б) право на отдых (ст.24)

в) право на необходимый жизненный уровень, включая еду, одежду, жилище, медицинское обслуживание, на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, старости, на охрану и защиту материнства и детства (ст.25)

г) право на образование (бесплатное начальное и среднее образование) при обязательном начальном образовании, общедоступность технического, профессионального и высшего образования с учетом способностей каждого (ст.26)

д) право на социальное обеспечение (ст.22)

е) право на участие в культурной жизни общества (ст.27)

ж) право на социальный и международный порядок (ст.28)

  • ^ Политические права:

а) право на свободу мирных собраний и ассоциаций

б) право на участие в управлении страной непосредственно либо через

свободно избранных представителей (ст. 21)

в) право равного доступа к государственной службе(ст.21)

г) избирательные права (ст.21)

  • личные (гражданские) права и свободы:

а) право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность (ст.3)

б) право на равную защиту законом (ст.7)

в) право на восстановление в правах судом в случае нарушения прав

человека (ст.8)

г) запрещение безосновательного ареста, задержания или изгнания (ст.9)

д) право лица, обвиняемого в совершении преступления, на предъявление

ему обвинения, на публичное рассмотрение дела в суде независимым

судом (ст.10)

е) право на личную и семейную жизнь, неприкосновенность жилища,

тайну корреспонденции, право на честь и репутацию (ст.12)

ж) право на свободу передвижения, выбор места жительства (ст.13)

з) право искать убежище и пользоваться убежищем ( ст. 14)

и) право на гражданство (ст.15)

к) право на создание семьи (ст.16)

л) право на владение имуществом (ст.17)

м) свобода мысли, совести, религии (ст.18)

н) свобода убеждений (ст.20)


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


^ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАВАХ


Принят на ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г., ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г., вступил в силу 3 января 1976 г. Основные права и свободы:

  • нормы-принципы:

а) право народов на самоопределение, на свободное распоряжение своими богатствами и ресурсами (ст.1)

б) равное для мужчин и женщин право пользоваться экономическими и культурными правами (ст.3)

в) запрет на ограничение или умаление основных прав человека (ст.5)

  • социально-экономические права и свободы:

а) право на труд (включает свободный выбор трудовой деятельности или свободное согласие на нее, справедливую зарплату, условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены) (ст.7)

б) право на охрану семьи, помощь матерям, детям и подросткам; на защиту детей и подростков от экономической и социальной эксплуатации (ст. 10)

в) право на достойный жизненный уровень (ст.11)

г) право на наивысший достижимый уровень физическоо и психического здоровья (ст.12)

д) право на образование (ст.13)

е) право на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного прогресса, на защиту моральных и материальных интересов, возникающих в связи с созданием научных, литературных, художественных трудов, автором которых является человек (ст.14)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


^ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ О ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ


Принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.

СССР и УССР подписали данный пакт 18 марта 1968 г.

Основные права и свободы, провозглашенные этим документом:

  • нормы-принципы:

а) право народов и наций на самоопределение (ст.1)

б) право народов свободно распоряжаться своими природными ресурсами(ст.2)

в) запрещение пропаганды войны, подстрекательства к национальной расовой или региональной ненависти, дискриминации, насилию (ст.20)

  • гражданские права и свободы:

а) право на жизнь (ст.6)

б) право на свободу и личную неприкосновенность (ст.9)

в) право лишенных свободы на гуманное к себе отношение и уважение человеческого достоинства, присущего личности (ст.10)

г) право свободно перемещаться и выбирать место жительства, покидать любую страну, в том числе свою собственную (ст.12)

д) равенство всех перед судом (ст.14)

е) право на признание правосубъектности, независимо от места пребывания (ст.16)

ж) право на личную семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, честь и репутацию личности (ст.17)

з) право на свободу мысли, совести и религии (ст.18)

  • политические права:

а) право на свободное выражение своих взглядов (ст.19)

б) право на мирные собрания, свободу ассоциаций (ст.22)

в) право на участие в ведении государственных дел непосредственно и через представителей (ст.25)


ПРИЛОЖЕНИЕ 4


^ МЕТОД «ПРЕС»


4 этапа метода «ПРЕС» :

  1. ПОЗИЦИЯ.

(Выскажите свою мысль, объясните, в чем состоит ваша точка зрения) :

Я считаю, что…

  1. ОБОСНОВАНИЕ.

(Объясните причину возникновения этого мнения, т.е. на чем основываются доказательства на подтверждение этой позиции):

потому, что…

  1. ПРИМЕР.

(Приведите факты, демонстрирующие ваши доказательства, которые усилят вашу позицию):

Например…

  1. ВЫВОДЫ.

(Обобщите свое мнение, сделайте вывод о том, что необходимо делать; т.е. это уже призыв принять вашу позицию):

Таким образом…


^ МЕТОД «МИКРОФОН»


Этот метод дает возможность сказать что-то быстро, по очереди, отвечая на вопросы или высказывая свое мнение или позицию.

Представьте, что у вас в руках микрофон и вам необходимо высказать свое мнение. Поэтому другие учащиеся не могут говорить, выкрикивать с места, пока ему не передадут микрофон, потому, что право говорить имеет только тот, у кого символический «микрофон».


^ МЕТОД «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»


Это эффективный и хорошо известный интерактивный метод коллективного обсуждения.

Порядок проведения:

  1. Определите основные правила (см. ниже)

  2. Определите проблему, которую необходимо решить.

  3. Предложите участникам высказать свои идеи.

  4. Записывайте их в порядке поступления. Не вносите никаких корректив.

  5. Привлекайте участников к выдвижению идей, добавляя свои личные.

  6. Старайтесь избегать комментариев или высмеивания каких-либо идей.

  7. Продолжайте до тех пор, пока будут поступать новые идеи.

  8. В конце обговорите и оцените предложенные идеи.

Правила проведения «Мозгового штурма»:

    • Во время «выдвижения идей» не пропускайте ни одной.

    • Необходимо привлекать всех к высказыванию как можно большего количества идей, даже фантастических. (Если не удается получить цепочку идей, это можно объяснить тем, что участники свои идеи поддают цензуре – дважды подумают, прежде, чем сказать).

    • Необходимо как можно больше идей. В конечном итоге количество порождает качество.

    • Привлекайте всех участников развивать и укреплять идеи других. Объединение или замена ранее выдвинутых идей часто обусловливает выдвижение новых, которые превосходят предыдущие.

    • В классе можно повесить такой плакат:

      • Говорите все, что приходит вам на ум.

      • Не обсуждайте и не критикуйте высказываний других.

      • Не надо повторять идеи, предложенные другими.

      • Расширяйте предложенные идеи.














Похожие:

Урок правоведения на тему iconУрок в 10 классе на тему
Открытый урок на тему: Фотосинтез. Преобразование энергии солнечного излучения в энергию химических связей
Урок правоведения на тему iconУрок чтения и музыки на тему: «Полюбуйся, весна наступает»
Развивать читательские умения и навыки, умения самостоятельно подбирать произведения на заданную тему
Урок правоведения на тему iconУрок на тему : «Доріг багато-твоя єдина!» Мета
Учитель: Шановні батьки,учні! Сьогодні в усіх школах нашої країни проводиться перший урок на тему: «Доріг багато-твоя єдина!»,присвячений...
Урок правоведения на тему iconУрок на тему
Ребята, сегодня тему урока я хочу назвать: «Одна запятая, две запятые, ноль запятых при причастном обороте». В процессе урока вы...
Урок правоведения на тему iconУрок на тему: „Комплексна характеристика електроенергетики України"; Урок на тему: „Комплексна характеристика чорної металургії України"

Урок правоведения на тему iconРазработка урока по теме «путешествие колобка» Урок окружающего мира в 1-м классе по программе «Школа 2100» на тему: «Путешествие колобка»
Урок по содержанию с элементами межпредметной интеграции (окружающий мир, музыка). При изучении темы на уроке используется презентация,...
Урок правоведения на тему iconПояснювальна записка Урок з природознавства на тему "Як дикі тварини захищаються. Охорона тварин"
...
Урок правоведения на тему iconУрок на тему «Герой нашего времени» первый в русской литературе психологический роман»
Сегодня мы знакомимся с романом М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Обратите внимание на тему: это психологический роман. Как...
Урок правоведения на тему iconУрок по геометрии и русскому языку на тему «Четырехугольники» в 8 классе. Тема урока: Четырехугольники
Интегрированный урок по геометрии и русскому языку на тему «Четырехугольники» в 8 классе
Урок правоведения на тему iconУрок по информатике и икт на тему
Тип урока: комбинированный интегративный урок с творческим применением знаний и умений
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами