Ббк 74. 268. 5 Учебное издание ванюшкина любовь Максимовна, шейко наталия Геннадьевна современный урок мхк icon

Ббк 74. 268. 5 Учебное издание ванюшкина любовь Максимовна, шейко наталия Геннадьевна современный урок мхк



НазваниеБбк 74. 268. 5 Учебное издание ванюшкина любовь Максимовна, шейко наталия Геннадьевна современный урок мхк
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

УДК 372.87.0 ББК 74.268.5 В 1.7

Общая редакция серии «Искусство»: М.Н, Сартан

Ванюшкина Л.

В17 Современный урок МХК / Любовь Ванюшкина, Наталия Шейко. - М. : Чи­
стые пруды, 2007. - 32 с. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «Искус­
ство». Вып. 6 (18)).

978-5-9667-0380-6

В пособии описаны основные принципы, на которых должен строиться современ-ный урок по предмету «Мировая художественная культура». Рассмотрены способы отбора содержания, различные формы проведения уроков МХК, основы интеграции с другими предметными областями. Отдельно разобраны методы работы с произведе­ниями искусства — как репродукциями, так и подлинниками. Особое внимание уде­лено выбору формы оценивания результатов.

Пособие предназначено для преподавателей мировой художественной культуры, руководителей школьных кружков и ведущих факультативов по истории искусств.

УДК 372.87.0 ББК 74.268.5

Учебное издание

ВАНЮШКИНА Любовь Максимовна, ШЕЙКО Наталия Геннадьевна

^ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК МХК

Редактор Э.М. Тахтарова

Корректор Г.М. Левина

Компьютерная верстка Е.В. Князева

Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-19078 от 08.12.2004 г.

Подписано в печать 26.10.2007. Формат 60x901/16. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Печ. л. 2,0.

Заказ №2762 тираж 5400 ООО «Чистые пруды», ул. Киевская, д. 24, Москва, 121165

Тел. (499) 249-28-77, ЬПр://\у«\\-.1зер1етЬег.ги Отпечатано с готовых диапозитивов в Раменской типографии Сафоновский пр., д. 1, г. Раменское, МО, 140100 , Тел. (495) 377-07-83. Е-таИ: гатепйр@тш!.ш


I8ВN 978-5-9667-0380^6
О ООО «Чистые пруды», 2007

^ ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА УРОКА

Формулировка цели урока должна основываться на ясном понимании того, какие «шаги» (задачи) необходимо предпринять учителю, чтобы до­стигнуть главного. «Рамкой», главной смысловой установкой для целей, ко­торые педагог формулирует для каждого занятия с учетом выбранной про­граммы и возраста школьников, является основная цель всего курса МХК. Наиболее типичная ошибка, встречающаяся в работе учителей, — сведение образовательной цели урока к краткому описанию его содержания. Напри­мер, формулировка цели занятия, посвященного изобразительному искус­ству России XVIII века (программа Л.М. Предтеченской, 9-й класс), может выглядеть так: «Показать процесс становления светского изобразительного искусства: от парсуны — к портрету. Дать представление о творчестве вы­дающихся мастеров отечественной живописи (И. Никитин, А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов). Портрет XVIII века. Возникновение исторической живописи (Г.И. Угрюмов, Д.Г. Левицкий)».

Такая формулировка ставит в центр занятия исторический аспект раз­вития художественной культуры, предполагает обращение к биографиям художников, к истории создания и бытования произведений, включает элементы искусствоведческого анализа и пр. Однако в этом контексте обозначенная цель не ориентирует на более высокий культурологический уровень осмысления содержания, не выводит общие рассуждения в плос­кость осознания школьниками значения освоения этого конкретного плас­та культуры для накопления собственного жизненного опыта.

Реализации обозначенных задач помогла бы такая, например, формули­ровка цели занятия: «Выявить влияние просветительских идей на изобрази­тельное искусство России XVIII века («Воспитание новой породы людей» как основная задача творцов отечественной художественной культуры)». На примере знакомства с образами, созданными выдающимися живописцами века Просвещения, обсудить, актуальны ли идеалы русских просветителей для современного человека и общества (образ «идеального правителя», идея равенства всех сословий, преклонение перед рационализмом).

^ ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ

Логика конструирования любой программы по МХК задает параметры отбора содержания образования. Некоторые из них начинают погружение в проблемы художественной культуры с первобытного общества, Древне­го мира, Средневековья, Возрождения, другие — со знакомства с искус­ством Нового или Новейшего времени. Есть программы, которые отдают



предпочтение отечественной художественной культуре, другие опираются преимущественно на зарубежное искусство. То же можно сказать и о раз­нообразии видов и жанров, полнота представления которых в программе отражает пристрастия авторов.

Как правило, все программы по МХК предлагают объем содержания, не вполне вписывающийся в учебное время: авторы перечисляют в тексте гораздо больше произведений, чем можно освоить за урок. Отметим, что в задачи курса не входит исчерпывающее изложение истории отдельных видов искусства или рассказ обо всех выдающихся произведениях. Для приобретения опыта свободного ориентирования в различных пластах культуры не обязательно подробно и тщательно осваивать каждый из них. Достаточно отработать модельные ситуации накопления опыта диало­гического взаимодействия с объектами культуры. Процесс освоения со­держания курса предполагает, что в центре изучения культуры каждого хронологического периода — человек, его представления о мире и своем месте в мироздании, творческая деятельность.

Вместе с тем учитель всегда стоит перед выбором: с какими именно произведениями, перечисленными в программе, он будет работать. Их выбор и количество диктуются конкретной ситуацией урока: эффектив­ностью работы с произведением для достижения целей занятия, уровнем общей культуры учеников, пристрастиями самого педагога, наконец, нали­чием текстов культуры (зрительные образы — слайды или компакт-диски; аудиозаписи; кинофрагменты; литературные тексты и др.).

В контексте сказанного отбор произведений для конкретного урока

становится одним из ключевых моментов организации занятия. Главный

' критерий — целесообразность включения произведений разных видов

искусства с позиций того, насколько они необходимы и достаточны для

конструирования развивающей среды.

Обозначенная доминанта определяет принципы отбора произведений (или их фрагментов) на урок.

• Отбор произведений осуществляется в соответствии с содержанием программы курса МХК, по которой работает педагог, целями и задачами конкретного урока с учетом их адекватности возрасту и общему культур­ному уровню учащихся.

• При отборе произведений прежде всего оценивается их способность содействовать в процессе их освоения и последующего обсуждения ос­мыслению тех проблем, которые определены как ключевые для данного занятия. Педагог имеет право расширить круг произведений (заменить не­которые из них), но выбор должен подчиняться общей логике программы и органично вписываться в контекст занятия.

• Отобранные для работы тексты культуры должны представлять собой «панорамное поле» — произведения отечественного и зарубежного искус­ства, созданные в разное время представителями различных школ.

• Произведения, предлагаемые для изучения, должны отличаться не­однозначностью, наличием проблемы, обсуждение которой провоцирует дискуссию.

• Классические и современные произведения, обсуждаемые на заняти­ях, должны быть созвучны тем жизненным проблемам, которые каждый школьник решает для себя «здесь и сейчас», должны волновать, задевать за живое, что создаст условия для их превращения в предмет заинтересо­ванного обсуждения.

• Количество произведений, рассматриваемых на занятии, строго не регламентировано и зависит от содержания конкретного урока и степени подготовки класса. Если в ходе урока не получается обсудить все намечен­ные по плану тексты культуры (например, разгорелась дискуссия, школь­ники задали много дополнительных вопросов, высказывали собственные суждения), не стоит любой ценой стремиться «выполнить план».

• Ни одна программа не дает возможности полностью прослушать мону­ментальные музыкальные произведения (оратория, опера, концерт, симфо­ния) от начала до донца, читать полный текст литературных произведений, смотреть кинофильм целиком. Следовательно, учитель должен выбирать фрагменты, определять минимум, который будет необходим и достаточен] Практика показывает, что целесообразно использовать не более двух-трех фрагментов на одном уроке, планируя, чтобы время их звучания или про­смотра было соотносимо со временем, отведенным на их обсуждение. Все фрагменты должны иметь законченный характер и не обрываться на по­луслове. При этом важно учесть, что отобранный фрагмент позволяет по­чувствовать специфику художественного языка всего произведения, стиль и особенности авторской манеры.

• Допустимо сочетать на уроке знакомство с признанными шедеврами и образцами массового искусства, в том числе произведениями молодежной субкультуры (даже если они раздражают педагога и воспринимаются как воплощение китча в искусстве). Однако такое сочетание предполагает соб­людение меры в соотношении элитарного и массового, связь с основным содержанием занятия, подчинение логике общего замысла.

• Можно и даже желательно расширять круг обсуждаемых произведе­ний, включив те, которые учащиеся видели или слышали или которые они сами хотели бы обсудить на занятии. Это позволит сделать предметом об­суждения то, что им знакомо и интересно, фактически превратив в поле для дискуссий все пространство мирового искусства.

^ ФОРМЫ УРОКОВ И ЗАНЯТИЙ

Курс МХК новый в школьной программе, и это позволяет ему уже на этапе становления вобрать методические инновации, накопленные в педа­гогической науке, быть открытым для новых педагогических технологий, форм и методов, способствующих саморазвитию как учеников, так и пе­дагога.

Уроки МХК призваны создавать условия для формирования опыта восприятия произведений искусства учениками. Наиболее эффективными для достижения этой цели являются коммуникативные формы организа­ции учебного процесса — фронтальные при обсуждении одного произ­ведения всем классом, групповые или парные при работе с несколькими артефактами. Коммуникативные формы урока предполагают не просто обмен высказываниями, а организацию целенаправленного и упорядочен­ного обмена мнениями, результатом которого станет возможность каж­дого ученика осмыслить тему (произведение, художественный стиль или направление), составить собственное суждение об изучаемом материале, соотнося и корректируя его с учетом мнений, высказанных другими уче­никами.

Специфика урока МХК заключается в том, что интерактивное взаимо­действие происходит не только на уровне ученик - ученик или ученик — учитель, полноправным участником диалога становятся сами произведения искусства. Обмен высказываниями строится на основе рассматривания, изу­чения, исследования объектов культуры или их репродуктивных изображе­ний. В силу этого уроки МХК могут проходить вне стен школы (в библиоте­ке, театре, музее, выставочном зале, городском пространстве), где в качестве объектов исследования выступают подлинные памятники культуры. Но это возможно и в рамках традиционной классно-урочной системы, где учитель ограничивается предъявлением «копий» — репродукций, аудио- и видеома­териалов, компьютерных программ.

Обозначим возможные коммуникативно-диалоговые формы организа­ции урока в каждом из названных вариантов.

1. Уроки МХК в рамках традиционной классно-урочной системы реко­мендуется проводить в виде:

• дискуссий, способствующих формированию собственного мнения школьников, их личностного эмоционально-ценностного отношения и к искусству, и к миру в целом;

• семинаров, позволяющих расширить и углубить знания, формирую­щих умение доказывать, убеждать, отстаивать свое мнение;

• педагогических мастерских, мотивирующих развитие интереса к изу-

чаемым произведениям искусства и создающих условия для обобщения приобретаемого опыта и его «присвоения»;

• уроков с элементами театрализации, позволяющих учиться видеть, чувствовать, понимать искусство через призму собственного опыта с при­влечением различных каналов восприятия, прежде всего кинестетических;

• экспериментальных исследований вещей, предметов, материалов и др., предполагающих включение всех каналов восприятия, в результате ко­торых складывается образ вещи (предмета);

• проектной деятельности, завершающейся сотворением собственных «текстов культуры».

2. Занятия по мировой художественной культуре, проходящие вне шко­лы, могут быть выстроены в форме:

• образовательных путешествий, в основе которых лежит самостоя­тельная работа учащихся, связанная с освоением культурных смыслов, за­ключенных в объектах городской и музейной среды;

• музейно-педагогических занятий, позволяющих приобрести опыт освоения музея и музейных коллекций, формирующих навыки музейного зрителя;

• историко-культурных реконструкций, целью которых является «по­гружение в эпоху» на основании изучения разнообразных памятников куль­турного наследия эпохи и актуализации различных каналов восприятия, что в результате позволяет сформировать собственный «образ эпохи».

Ценность таких «выездных» уроков заключается в том, что они позво­ляют в полной мере использовать богатейший педагогический потенциал, которым обладают подлинные памятники (тексты) культуры: письменные источники, театральные постановки, музейные объекты, городские памят­ники архитектуры и скульптуры.

При разработке такого рода занятий по МХК необходимо иметь в виду, что они не должны быть калькой школьного урока, проведенного в другой обстановке. Так, например, если педагог вместе с детьми осваивает город­ское пространство, то школьникам необходимо самостоятельно исследо­вать городские объекты, а не слушать лекции о них. Занятие на экспозиции музея не стоит ограничивать пересказом мнений специалистов о произве­дениях, наоборот, надо всячески стимулировать диалоговое взаимодейс­твие учеников с артефактами, формирование собственного обоснованного мнения.

Этими формами, безусловно, не исчерпываются возможности организа­ции учебной деятельности школьников в преподавании мировой художест­венной культуры, и потому все творческие находки учителей, способству­ющие саморазвитию и учащихся, и их самих, должны приветствоваться.

7

ДИСКУССИИ

Дискуссия (от лат. diskussio — рассмотрение, исследование) является одним из наиболее востребованных, но сложных типов урока МХК. Имен­но дискуссия, основу которой составляет публичное обсуждение спорно­го вопроса или проблемы, создает условия для свободного высказывания, сравнения и сопоставления различных мнений, версий, гипотез, стимули­рует формирование эмоционально-ценностных личностных суждений как о памятниках культурного наследия, так и о жизненных явлениях вообще. Дискуссия лучше всего отвечает специфике курса МХК, его целевым уста­новкам, направленным на развитие и личностный рост ребенка, дает воз­можность всем участникам образовательного процесса взаимодействовать свободно и открыто.

^ Требования к участникам

Организация дискуссии требует соблюдения определенных правил ее ведения. Жанр дискуссии предполагает достаточно высокий уровень ком­муникативной культуры учащихся, признание и соблюдение некоторых об­щих «правил». Так, все участники должны хорошо усвоить, что не следует говорить одновременно и тем более перебивать одноклассников; давать рез­кие оценки или делать критические замечания, если высказанные версии не соответствуют собственной позиции. Желательно избегать голословных утверждений и аргументировать любой тезис. До начала дискуссии полезно еще раз напомнить участникам своеобразный «кодекс дискутанта»*.

• Я критикую идеи, а не людей.

• Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилуч­шему решению.

• Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в об­суждении.

• Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен.

• Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к разным позициям.

• Я стремлюсь осмыслить и понять различные взгляды на проблему.

• Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедитель­ных аргументов.

Грамотно организованная дискуссия создает условия для свободного обмена мнениями, пусть даже ошибочными с позиций большинства; при­нятия, уважительного отношения к любой высказанной точке зрения; кон-

* Селевко Г.К. Дискуссия как эффективный метод познания // Школьные технологии, 2004. № 5. С. 108.

структивной и доброжелательной критики. Важно, чтобы все участники дискуссии понимали, что обсуждение не ставит своей целью унифицирование мнений дискутирующих или достижение единственно «правильного»| итога. Вполне возможно, что участие в обсуждении позволит школьникам <выйти на новый уровень осмысления учебного материала, наметить воз- , можные пути решения спорной проблемы. Сравнение разных версий и ги- I потез позволит скорректировать собственное мнение, что создаст условия не только для освоения комплекса знаний, но прежде всего для их эмоцио­нальной оценки, без которой невозможен процесс их индивидуализации.

Организация дискуссии придает деятельности учителя новый характер: из носителя истины, правильной, принятой в науке точки зрения, которую он должен «донести» до ученика, педагог берет на себя функцию фасили-татора (от англ. facilitate — содействовать, способствовать) — организа­тора познавательной деятельности школьника. Его основная функция — обеспечить проблемную развивающую комфортную среду, моделировать образовательный процесс исходя из интересов развития личности ребенка, а не из субъективных представлений о том, каким он должен стать.

Это означает, что педагог должен избегать навязывания готовых оценок, мнений, суждений, категорических утверждений, однозначных трактовок и «правильных» ответов, равно как и унификации мнений учащихся, све­дения их высказываний к «общему знаменателю». Искусство, с которым педагог имеет дело на уроках МХК, многозначно и многомерно, и именно эти его особенности позволяют строить любое занятие как «детское от­крытие». За учеником всегда остается право на собственное мнение или точку зрения, но при этом любая позиция должна быть убедительно предъ­явлена и обоснована. Именно роль учителя — организатора деятельности Л.С. Выготский считал с психологической точки зрения наиболее соот­ветствующей природе воспитания.

При подготовке к дискуссии педагог продумывает стратегию своего участия в работе класса, что поможет избежать двух основных крайнос­тей: монополизации и полной отстраненности. В первом случае педагогу грозит опасность поставить себя в позицию эксперта, владеющего исти­ной, знающего решение и ждущего не оригинальных версий и самостоя­тельных гипотез, а высказываний, которые подкрепляют его собственную точку зрения. Во втором случае существует реальная опасность превра­тить дискуссию в стихийный спор «обо всем на свете». Подобно хорошему дирижеру, педагог должен «держать партию», но делать это ненавязчиво и деликатно, помня о том, что главная задача — создать комфортную разви­вающую среду, которая способна максимально стимулировать активность школьников, поиск совместных путей разрешения проблемы.

^ Подготовка дискуссии

Планируя дискуссию, педагог, прежде всего, должен определиться, ка­кой тип дискуссии предпочтителен для данного урока, насколько эффек­тивно он способен содействовать достижению цели урока.

На практике чаще всего реализуются свободные (общие) дискуссии. Их особенность — в отсутствии регламентации. Несмотря на кажущуюся легкость, именно свободные (неструктурированные) дискуссии требуют наибольшего педагогического мастерства. Они могут быть запланированы педагогом как компонент занятия, но могут возникнуть и спонтанно, не­посредственно в ходе урока.

Типы регламентированных дискуссий чрезвычайно разнообразны и выбираются педагогом в зависимости от конкретных целей и задач урока, степени подготовленности класса. Прежде всего педагогу необходимо оце­нить соответствие целей и задач урока (обучение, тренинг, диагностика, создание условий для развития творческих способностей личности и др.) выбранной форме организации деятельности детей; определить, насколько она уместна и целесообразна, и, наконец, готов ли класс (и сам педагог) к такой работе. Наиболее распространены такие формы, как диспут, про­грессивная дискуссия, конференция, свободные дебаты.

Форма дискуссии наиболее приемлема для старшеклассников, которые уже обладают определенным запасом знаний, готовы и способны обсуж­дать проблемы коллективно. Подростковый возраст отличает стремление активно предъявлять собственную точку зрения, открыто высказывать свое мнение, отстаивать те ценности, которые представляются истинными. Дискуссия дает возможность удовлетворить эту потребность школьника, предоставляет ему «трибуну» и «аудиторию».

О дискуссии необходимо предупредить школьников заранее. Вопро­сы и задания, которые станут основой обсуждения, также целесообразно объявить за 10—12 дней до ее начала. Если класс имеет небольшой опыт участия в дискуссии, стоит еще раз прокомментировать эту форму работы, уточнить правила, рассказать, как планируется дискуссия, организовать ее ход и подведение итогов. Ученикам должны быть совершенно понятны тема и цель дискуссии, требования к участникам, а также что и по каким критериям будет оцениваться.

При подготовке к дискуссии предложите ученикам воспользоваться ре­комендованной литературой, другими источниками, в том числе Интернет-ресурсами, посоветуйте принести в класс необходимые тексты культуры.

Чем более разнообразный материал подготовят ученики к дискуссии, тем интереснее она пройдет.

^ Формулировка темы

Формулировка темы — один из наиболее ответственных моментов под­готовки дискуссии, так как именно в названии фокусируется основная про­блематика обсуждения. Формулировка темы должна иметь проблемный характер (содержать в себе противоречие, проблему), быть ориентирована на работу с противоречивым, неоднозначным высказыванием, мнением, суждением, но при этом звучать отчетливо и коротко. Лучше, если для на­звания выбираются «слоганы», уже содержащие некий вызов, конфликт, стимулирующие столкновение разнообразных мнений.

Так, например, в качестве темы для дискуссии, завершающей изучение зарубежного изобразительного искусства 60—90-х годов XIX века, может быть выбран знаменитый отзыв об искусстве импрессионистов журналис­та Леруа «Это не искусство! Это одно сплошное впечатление!», ставший синонимом приверженности старым представлениям и стереотипам.

Содержание данной дискуссии — художественные искания творцов культуры 70-х годов XIX — начала XX века. Для того чтобы ее структури­ровать, необходимо выделить основные проблемы (не более 2—3), кото­рые предстоит обсудить на уроке (например, «Существует ли прогресс в искусстве?», «Что есть традиция в искусстве?»).

Для того чтобы дискуссия стала живой и заинтересованной, необхо­димы примерные вопросы для обсуждения, которые помогут ученикам осознать связь обсуждаемых проблем с современностью и их собственной жизнью, теми вопросами, которые волнуют школьников «здесь и сейчас». Вопросы целесообразно дать заранее для самостоятельной работы. Напри­мер:

1. Какие явления общественной жизни подготовили рождение новых творческих направлений в искусстве Франции и России 70-х годов XIX — начала XX века?

2. Город как модель мира в произведениях культуры рубежа веков (из­менение облика больших городов в конце XIX века; восприятие города творцами различных видов искусства).

3. Импрессионисты и постимпрессионисты: кто они?

• Традиционалисты или новаторы?

• Соперники или союзники?

• Учителя или ученики?

Типы дискуссий разнообразны и отличаются не только формой орга­низации деятельности детей, правилами их проведения, но прежде всего разными целями и задачами. Кратко прокомментируем наиболее часто ис­пользуемые в практике работы учителя МХК.


11


10



^ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТНЫМИ

ОБЛАСТЯМИ

Одним из ключевых аспектов эффективности реализации курса в об­разовательном процессе является проблема интеграции МХК с другими предметными областями. На первый взгляд представляется вполне оче­видным, что учебным предметам, составляющим образовательную об­ласть «Искусство», интеграция присуща по определению. Само название ориентирует на то, что в качестве системообразующего компонента инте­грационных процессов выступает художественная культура, являющаяся содержанием образования различных курсов. Это обстоятельство создает иллюзию необязательности приложения особых педагогических усилий для реализации заложенных изначально интегративных основ.

Однако даже беглое знакомство с программами по музыке, изобрази­тельному искусству, истории, краеведению, мировой художественной куль­туре позволяет осознать разницу в подходах к рассмотрению искусства на уроках. Каждый курс имеет свою логику приобщения к культурному на­следию, и спектр этот достаточно широк: история искусства, освещающая отдельные этапы развития мировой культуры; знакомство с выдающимися шедеврами различных видов искусства; история художественной крити­ки и философское осмысление процессов, понятий, категорий искусства; история бытования произведений, биографии их создателей; воссоздание художественной картины мира. Любой из обозначенных (или иных воз­можных) подходов потенциально может быть взят за основу интегратив­ных процессов обучения.

Вместе с тем, если речь идет об образовательной области «Искусст­во» и выявлении ее специфики, необходимо отчетливо представлять, что реально надо предпринять, чтобы искусство стало основой интеграции, как именно целесообразно работать с произведениями искусства. Иными словами, приоритетным направлением становится разработка общих кри­териев, принципов отношения к явлениям художественной культуры, на фундаменте которых и будет строиться интеграция предметов.

Такой подход позволяет сосредоточить усилия на создании методоло­гии, дающей возможность получить опыт восприятия произведения искус­ства как художественного явления в его целостности и многогранности, опыт его собственного прочтения, опыт переноса обретенных умений на предметы иной образовательной области с учетом понимания специфики построения художественного образа в разных видах искусства.

Этот процесс сопряжен с многочисленными трудностями, среди кото­рых вовсе не являются основными недостаток литературных текстов, слай-

12

дов, диафильмов, кино- и видеофрагментов, пластинок, компакт-дисков, аудиозаписей и соответствующего оборудования. Корни неэффективности приобщения к искусству, осознания его природы — в неотчетливом пони­мании роли изучения искусства в школьных курсах, в недостаточном вла­дении методикой работы с таким специфическим «материалом», как худо­жественный образ.

^ ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА

Методологической основой преподавания искусства в школе должно стать положение об искусстве как особой форме общественного сознания, имеющей образно-личностную природу. Методология диктует выбор ме­тодической стратегии, в основе которой — отбор средств, технологий, приемов обучения, адекватных специфической природе искусства.

Исходя из этих утверждений кратко обозначим некоторые основопо­лагающие принципы изучения явлений искусства и методические требо­вания к организации занятий, независимо от предмета, входящего в эту образовательную область, на любом этапе школьного обучения.

^ 1. Принцип относительной суверенности. Искусство рассматривает­ся как суверенная область духовной жизни человека и общества. Пости­жение искусства школьниками способствует воссозданию более глубокой, многомерной картины мира, в котором художественные произведения не выступают иллюстрацией эпизодов гражданской истории или разно­образных явлений реальной действительности. Получая возможность посмотреть на события глазами творцов искусства, ученик создает в своем' воображении яркий, подчас противоречивый, но запоминающий­ся художественный образ эпохи. Данный принцип предполагает также, что и различные виды искусства рассматриваются и воспринимаются как относительно- суверенные, каждый из которых обладает собственным ху­дожественным языком, специфическими приемами создания художест­венного образа. Относительность же заключается в том, что построение художественного образа в разных искусствах в ту или иную эпоху строит­ся по сходным моделям.

В методическом аспекте важно обратить внимание на то, что общение с искусством на уроке должно происходить в контексте художественного процесса; идейный замысел произведения не рассматривается отдельно (или вне) художественных средств, языка, которым говорит искусство.

^ 2. Принцип единства познавательного и эмоционально-ценностно­го. Постижение искусства не может быть сведено к накоплению учащими­ся суммы знаний о фактах создания произведений, биографиях творцов

- • - .. 13

искусства, историях, связанных с бытованием шедевров мировой культуры (хотя важность и значимость этих сведений в ином, более широком контек­сте, очевидна). Вне эмоционального отклика личности на увиденное, ус­лышанное, прочитанное невозможно говорить об общении с искусством.

В соответствии с этим принципом должны смениться приоритеты уро­ка: с создания оптимальных условий для усвоения знаний акцент должен быть перенесен на организацию диалога с искусством, программирование такой деятельности учащихся, которая организует освоение пластов куль­туры через их «проживание» и сопереживание им. Методические ситу­ации, создаваемые в процессе обучения, призваны стимулировать не за­поминание и воспроизведение услышанной (прочитанной) информации, а выражение эмоций, впечатлений, настроений самих учеников по поводу произведения.

^ 3. Личностный принцип. Искусство по своей природе многомерно и неоднозначно; предполагает и допускает наличие различных толкований, прочтений одного и того же произведения, множественность индивиду­альных трактовок внутри смыслового художественного поля. Восприятие произведений искусства зависит от личности человека (его возраста, жиз­ненного опыта, взглядов на мир и пр.) и может претерпевать существенные изменения в процессе общения с культурными ценностями.

Формированию личностного опыта восприятия произведений искусст­ва адекватны диалогические методы организации урока (стимулирующие умение видеть своеобразие памятника культуры, его взаимосвязь с эпохой, выделять наиболее характерные черты и особенности творческого метода) и коллективные формы осмысления произведений на уроке (позволяющие соотносить собственное мнение с мнением других и корректировать его).

^ 4. Принцип наглядности. Формирование собственного мнения и отно­шения к произведению возможно только при общении с ним, в процессе вдумчивого рассматривания, прочтения, прослушивания, размышления об увиденном и услышанном.

Изложенные принципы вполне могут быть успешно и эффективно ре­ализованы в рамках школьной аудиторной классно-урочной системы, со­здавая прочный фундамент для интеграции предметов искусства. Однако даже в пределах одного образовательного учреждения обязательно взаимо­действие всех участников образовательного процесса — как на уровне фи­лософии образования, так и на уровне организации преподавания. Прежде всего необходима команда педагогов, которые осознают и принимают та­кую методологию, видят в ней основу своей педагогической деятельности, готовы корректировать учебные планы и методику уроков с учетом общих задач.

14

^ АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Курс мировой художественной культуры предполагает регулярный ана­лиз различных художественных произведений (живописных, графических, скульптурных, архитектурных, музыкальных, литературных, кинематогра­фических, фотографических). Такой анализ должен быть направлен на раз­витие личности ученика, его умения воспринимать и понимать искусство, а не на проверку его памяти. Поэтому во всех случаях следует начинать анализ с непосредственного общения ученика с произведением, с форму­лировки впечатления учащегося. Лишь после этого можно переходить к рассмотрению произведения в контексте истории искусства.

Обязательные структурные элементы анализа

1. Что вижу/слышу/читаю в произведении?

2. Какое впечатление на меня производит то, что я вижу/слышу/читаю?

3. Есть ли у произведения автор? Какое место занимает это произведе­ние в его творчестве?

4. Можно ли отнести произведение к какому-либо стилю, направлению, течению? Какие особенности этого стиля, направления, течения можно увидеть в произведении?

5. Когда было создано произведение? Какие черты эпохи создания отра­зились в нем? Что рассказывает произведение о времени своего создания?

6. Какое место занимает произведение в истории мировой культуры? Как оно повлияло на дальнейшее развитие искусства? Какова сегодняшняя жизнь этого произведения?

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ПАМЯТНИКАМИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

1. Обсуждение произведений художественной культуры должно под­чиняться общей логике занятия и мотивироваться его целями и задачами. При этом необходимо помнить, что даже самый маленький фрагмент тек­ста культуры является произведением искусства, и работать с ним нужно так, чтобы ученики поняли и осознали его художественную ценность.

2. Анализ художественного произведения предполагает возможность непосредственного взаимодействия учащихся с произведением. Поэто­му, приступая к анализу, необходимо обеспечить максимально возможное представление произведений (хорошие репродукции, слайды, качествен­ные видео- или аудиозаписи).

15

3. Важно, чтобы ученики ясно понимали, что, когда и с какой целью они смотрят, читают, слушают. Этому способствуют вопросы и задания, предваряющие или завершающие работу с произведением, которые соот­ветствующим образом ориентируют школьников.

4. Количество вопросов и заданий воспроизводящего характера необ­ходимо минимизировать. Приоритет отдается проблемным заданиям и «открытым» вопросам, так как именно они адекватны многомерной и не­однозначной природе самого искусства, предполагающей и допускающей наличие различных (одинаково «правильных») толкований, прочтений од­ного и того же произведения, множественность индивидуальных тракто­вок внутри смыслового художественного поля.

5. В ходе анализа произведений не стоит злоупотреблять вопросами, требующими специальной искусствоведческой подготовки. Если же педа­гог осознает потребность в работе с такими понятиями, как «композиция», «сюжет», «цветовое решение», «фабула» и др., необходимо обеспечить учащимся возможность пользоваться словарем терминов или другой спе­циальной литературой.

6. Все произведения, о которых идет речь на занятии, обязательно об­суждаются. Цель обсуждения заключается в создании педагогической си­туации, стимулирующей формирование собственного мнения, личностно­го эмоционально-ценностного отношения к текстам культуры.

7. При обсуждении педагог создает ситуацию, при которой может вы­сказаться максимальное количество желающих. Не стоит перебивать от­вечающих или оценивать их ответы. Обязательное условие успешности дискуссии — спокойно и уважительно принимать все мнения, версии, гипотезы даже в том случае, если они противоречат вашей точке зрения. Собственное мнение целесообразно высказать в завершение обсуждения, ни в коем случае не давить им на школьников и не позиционировать как «правильное» или «лучшее».

8. По возможности, на первых этапах анализа не объявляйте название произведения, его автора, время создания. Это позволит ученику не ока­заться «под грузом авторитета», а непосредственно и искренне выразить свое мнение об этом произведении.

9. Толерантность и конструктивность дискуссии предполагает, что лю­бой ее участник высказывает собственное мнение, а не пересказывает чу­жое. При этом всякое, даже самое невероятное и спорное мнение должно быть аргументировано, причем аргументы необходимо найти в самом ху­дожественном тексте.

10. Завершение свободного обсуждения не предполагает формирования единого мнения (вполне возможно, что, выслушав и сопоставив разные точ-

16

ки зрения, кто-то так и останется при своей). Не обязательно соглашаться и
с авторами произведения, иногда наиболее продуктивный путь — вступит
с ними в дискуссию и попытаться определить, что именно в произведени
вам представляется спорным или неверным.
11. Завершая анализ, целесообразно предложить ученику поразмышлять
изменилось ли его впечатление от произведения после его обсуждения.

^ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Характер домашних заданий определяется спецификой предмета МХК. цель которого не может быть сведена к освоению основ наук. Домашние задания должны быть направлены на то, чтобы ученик получил возмож­ность овладеть максимальным количеством стратегий самореализации е пространстве культуры. В соответствие с этими требованиями необходимо привести типологию домашних заданий, которые могут:

• иметь повторительный характер и быть нацеленными на закрепление полученных на уроке знаний и представлений;

• иметь опережающий характер и являться подготовкой для последу­ющих уроков (для курса МХК такого рода задания могут составлять зна­чительную часть, так как учащимся подчас приходится осваивать разделы мировой культуры в течение 1-2 учебных часов);

• предполагать самостоятельный поиск и анализ информации, что по­зволит ученикам расширить представления об изучаемой культуре/эпохе! подробнее познакомиться с творчеством знаменитых мастеров, историей создания и бытования мировых шедевров;

• быть нацеленными на освоение учащимися разнообразных способе!
взаимодействия с объектами культуры, позволяющих проанализировать в
оценить эти произведения, составить о них собственное мнение (значи<
тельная часть заданий этого типа должна быть связана с освоением под;
линных памятников культурного наследия и предполагать посещение му!
зеев, театров, выставок, концертов, освоение городской среды); |• иметь творческий характер и предполагать переосмысление истори; ко-культурного опыта, осваиваемого в курсе МХК, использование его е собственной деятельности, формирование определенного опыта создания текстов, комментариев, эссе и высказываний по различным проблемам.

В контексте общих задач, которые ставятся сегодня перед курсом МХК| наиболее предпочтительными представляются два последних типа заданий, которые дают возможность ученику включить культурное наследие в личностный мир, предлагают ситуации, когда освоение опыта мирово! культуры становится средством развития и становления личности.

11

В зависимости от выбранного типа заданий определяется их объем и форма выполнения. Первые два типа заданий являются традиционными и выполняются учениками либо устно, либо в виде кратких записей в тетра­ди. Их проверка может осуществляться тестированием, что дает возмож­ность оценить уровень усвоения материала всеми учащимися.

Для индивидуальных ответов, связанных с формированием личностной позиции, оптимальной формой предъявления работы является презента­ция, которая позволит ученику выстраивать свой ответ, опираясь на визу­альные образы, и проявить при этом собственную индивидуальность.

Домашние задания трех последних типов требуют более значительных затрат времени. Их итоги могут подводиться в различных формах. Для пред­ставления поисковых и исследовательских работ рекомендуется использова­ние презентаций или создание специальных компьютерных сайтов. Основным требованием к таким работам является личное отношение ученика к представ­ленному материалу, наличие его оценки, размышлений, собственных версий.

Домашнее задание, предполагающее самостоятельное исследование объектов городского и музейного пространства, может ограничиваться письменными ответами на вопросы, которые ученику предлагалось ре­шить непосредственно в процессе деятельности. Однако представляемая работа не должна носить характер индивидуального «отчета» или факто­логической справки (картина художника NN написана в ... году), главное в ней — размышления, версии, гипотезы по поводу увиденного, понятого, осмысленного, подкрепленные вескими аргументами. Адекватной фор­мой выполнения домашнего задания в данном случае может стать также небольшое эссе, которое позволит получить эмоциональный отклик на проделанную учеником работу и стать впоследствии частью его личного портфолио. Но наибольшего эффекта при подведении итогов самостоя­тельной исследовательской деятельности детей в городской или музейной среде удается достигнуть при организации групповой дискуссии, которая позволит ученикам высказать собственные версии и откорректировать их в процессе обсуждения. Учитель получает возможность оценить не толь­ко правильность ответов и их аргументированность, но и умение ученика презентовать результаты своей деятельности, отстаивать собственную точ­ку зрения, убеждать и доказывать.

Творческие работы подростков, как правило, не являются предметом формального оценивания в привычной пятибалльной системе или в логике «зачет/незачет». Вместе с тем было бы серьезной ошибкой не оценивать их вовсе. Оптимальной формой рефлексии проделанной работы может стать формирование личного портфолио ученика, одной из разновидностей ко­торого является «Дневник читателя, зрителя, слушателя».


^ ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ Методы и приемы контроля

Осуществление текущего и итогового контроля на уроках МХК тесно связа­но со спецификой предмета, творческим характером его освоения, что предпо­лагает дополнение традиционных форм и способов контроля специфическими.

К наиболее эффективным могут быть отнесены:

Собеседование (индивидуальное и групповое). Дает возможность не­формальной индивидуальной работы с учениками, способствует выявле­нию степени их личностного роста и развития.

^ Заполнение «Дневника читателя, зрителя, слушателя». Эта форма контроля разработана специально для курса МХК, но на практике используется сравнительно редко, поскольку предполагает достаточно кропотливую индиви­дуальную работу. В «Дневник» ученики заносят свои впечатления, размышле­ния, комментарии по поводу книг, выставок, фильмов, музыкальных и кинопро­изведений и др. Записи эти имеют достаточно личный характер, обусловленный самой формой их фиксации. Для учителя это означает, что знакомиться с содер­жанием «Дневника» надо очень корректно, с разрешения его владельца и не оценивать традиционной оценкой. В противном случае педагог рискует отвра­тить школьников от попытки искренней рефлексии собственных впечатлений, что приведет к формализации работы и не даст никаких результатов.

Тесты позволяют диагностировать уровень усвоения знаний и степень их осознанности. Кроме этого тесты способствуют накоплению новой ин­формации, формируют интеллектуальные умения и систематизируют зна­ния. При всей заданности формы тестов их составление предполагает учет специфики предмета: не рекомендуется давать тесты на репродуктивное воспроизведение информации, следует ограничить тесты, направленные на перечисление дат жизни, имен творцов искусства, названия произведений.

Семинар дает возможность, опираясь на имеющиеся у учащегося зна­ния, расширить и углубить их, формирует умение доказывать, убеждать, от­стаивать свое мнение. В ходе семинарского занятия происходит обобщение имеющихся знаний и их закрепление. Семинарские занятия предполагают вступительное слово и заключение учителя и коллективное обсуждение.

Зачет — одна из форм обобщающего итогового повторения. Цель — систематизировать пройденный материал, создать у учащихся целостное представление о каком-либо блоке изучаемого материала.

Эта форма не только дает возможность проверить уровень усвоения нового материала, но и показывает реальный потенциал учащихся, спо­собствует самопроверке знаний, приучает к самостоятельной работе, по­вышает ответственность школьников за процесс обучения. Подготовка

19

к зачету прививает опыт самостоятельной исследовательской работы как с разнообразными источниками информации, так и с реальными объектами культурного наследия. Формы организации зачетов разнообразны, но для МХК наиболее приемлемы те, которые используют элемент игры.

Реферат — наиболее сложная форма письменной работы, сочетаю­щая в себе план и конспект. Выбор такой формы свидетельствует о знании литературы по конкретной теме, о собственном мнении ученика, о навыках анализа и обобщения изученного материала, умении правильно оформить работу. Реферат может быть посвящен узкой теме или оформляться как зачетная работа по всему курсу МХК — на усмотрение учителя.

Портфолио творческих работ ученика. Деятельность по созданию портфолио можно условно разделить на три этапа. На первом главной це­лью становится освоение разнообразных способов действия, позволяющих проанализировать и оценить произведения искусства с разных сторон, с различных точек зрения. На втором — учащиеся пытаются самостоятель­но найти способ решения проблемы. К третьему этапу они уже готовы са­мостоятельно формулировать проблемы и искать их решение.

Олимпиада позволяет учителю не только проверить качество знаний школьников, но и повысить интерес к предмету, выявить способных уча­щихся, обладающих стремлением к творчеству. В последнее время актив­но разрабатывается форма компьютерной олимпиады для школьников.

^ Итоговый экзамен. Учитывая различные программы, по которым ве­дется преподавание, организация экзамена и разработка его содержания требуют согласования общих подходов.

Портфолио

Понятие «ученический портфолио»

Ученический портфолио — это коллекция различных документов и ра­бот учащегося, демонстрирующая его индивидуальные образовательные достижения за определенный период времени.

Цель портфолио

Портфолио есть способ фиксирования, накопления и оценки образова­тельных достижений школьника. Являясь, по сути, альтернативной техноло­гией отслеживания результатов обучения (по сравнению с традиционными способами — экзаменом, тестированием, итоговой контрольной работой, нацеленными в большей степени на проверку репродуктивного уровня ус­воения информации), портфолио позволяет проследить индивидуальный (личностный) рост учащегося, достигнутый им в процессе освоения учеб­ного предмета МХК, причем вне прямого сравнения с достижениями других

20

учеников. Правильно составленный портфолио позволяет всем субъектам образовательного процесса — ученику, педагогу, родителям — выявить:

• достижения учащегося в области формирования его предметной ком­петентности (то есть знаний, умений, опыта, необходимых для решения проблем в предметной области);

• достижения в области опыта личной творческой деятельности;

• достижения в области формирования рефлексивных умений и опыта рефлексивной деятельности учащегося.

Функции портфолио

Помимо диагностической (определение и оценка личностного роста ребенка за определенный период времени), портфолио по МХК имеет и иные педагогические функции. Портфолио позволяет:

• поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;

• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможно­сти обучения и самообучения;

• формировать у школьников организационные навыки, «умение учить­ся» (ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность);

• развивать навыки рефлексивной деятельности и самооценки;

• закладывать дополнительные предпосылки и возможности для ус­пешной социализации.

Тип и примерная структура портфолио

В педагогической литературе выделяют три вида портфолио: портфо­лио документов; портфолио работ; портфолио отзывов.

Целям учебного курса МХК в наибольшей мере соответствует портфо­лио работ — собрание различных творческих, проектных, исследователь­ских, контрольных работ, выполненных учеником за определенный проме­жуток времени. Вместе с тем данный вид портфолио может быть дополнен и материалами, соответствующими другим вариантам портфолио.

^ Примерная структура портфолио

Раздел 1. «Общие сведения об авторе» («Автопортрет»)

Может включать в себя такие материалы, как:

• краткое описание успехов по МХК, достигнутых учеником ранее (если портфолио собирается в течение нескольких учебных лет);

• результаты самоанализа знаний и умений по МХК, проведенного учащимся в начале и конце учебного года;

• письменное обоснование учеником создания данного портфолио, аргументацию, почему в портфолио включаются те или иные материалы;

21

— письменное эссе, содержащее рассуждения ученика о роли учебного курса МХК в его жизни и т.д.

Раздел 2. «Мои работы»

2.1. Контрольные работы.

В этой рубрике ученик может поместить выполненные им промежуточ­ные и итоговые письменные контрольные работы, результаты тестирова­ния по предмету, которые, по его мнению, свидетельствуют о его продви­жении в освоении содержания предмета МХК.

2.2. Поисковые (источниковедческие) работы, то есть работы, связан­ные с поиском дополнительной информации по предмету МХК.

Их цель — показать уровень сформированности умения работать с различными источниками информации: справочной и специальной искус­ствоведческой литературой, материалами СМИ, Интернет-ресурсами, экс­понатами музейных коллекций, городским пространством. В эту рубрику ученик может поместить:

— письменные ответы на домашние задания, связанные с поиском до­полнительной информации об истории создания и бытования произведений искусства, о творцах культурного наследия, об исторической эпохе и пр.;

— тексты докладов, сообщений, с которыми учащийся выступал на уроках МХК;

— индивидуальные или коллективные презентации итогов образова­тельных путешествий по городу, музею;

— описания результатов социологических опросов горожан, анализ ин-тернет-ресурсов, материалов СМИ;

— составленные лично учащимся библиографические списки по той или иной теме МХК, искусствоведческие словарики и т.д.

2.3. Работы, связанные с анализом художественных произведений.

В этой рубрике размещаются работы, позволяющие судить об уровне сформированности у учащегося умений быть читателем, зрителем, слуша­телем. Рубрика включает:

— письменные характеристики произведений (литературных, живо­писных, музыкальных, скульптурных и т.д.), составленные учеником в со­ответствии с определенным планом (памяткой);

— работы по сопоставлению (сравнению) произведений искусства (разных эпох, разных национальных, школ, одного и того же автора и пр.);

— отзывы (рецензии) на прочитанные книги, музыкальные произведе­ния, кинофильмы, спектакли и пр.

2.4. Индивидуальные творческие работы, связанные с созданием соб­ственных оригинальных текстов культуры.

22

Работы данного типа позволяют выявить уровень креативных способно­стей учащихся, глубину понимания специфики художественного языка миро­вых культур, степень овладения вьфазительными средствами различных видов искусства и пр. В эту часть гюртфолио помещаются следующие материалы:

— сочинения и эссе по различным проблемам мировой художествен­ной культуры;

— рисунки, литературные тексты (стихотворения, сказки, пьесы и т.д.), музыкальные произведения (их записи), проекты архитектурных, скульптур­ных произведений, предметов быта, музейной коллекции и др., созданные учеником с использованием художественного языка той или иной культуры;

— маршруты экскурсий по городу или музею.

2.5. Коллективные творческие работы.

В этой рубрике помещаются работы (или их фотографии), выполненные учеником в составе группы. Ценность работ вырастет, если ученик приложит краткий комментарий относительно степени личного участия в проекте.

2.6. Научно-исследовательские работы.

Работы (прежде всего рефераты), помещенные в данную рубрику, по­зволяют выявить уровень сформированности у ученика организационных и исследовательских умений.

2.7. Иные творческие работы:

— материалы познавательно-игрового характера (например, составлен­ные учеником кроссворды, ключворды, ребусы, вопросы, загадки);

— самостоятельно составленные подборки иллюстративного материа­ла к той или иной теме МХК;

— сценарии праздников, подготовленных данным учеником в рамках школьной недели МХК, др.

^ Раздел 3. «Мои документы»

В данный раздел портфолио могут войти:

— дипломы (грамоты) участника/призера школьных, районных, город­ских, региональных, всероссийских или международных конкурсных ис­пытаний по МХК;

— сертификаты (дипломы) об окончании учреждений дополнительно­го образования школьников, обучение в которых связано с освоением обла­сти художественной культуры (например, музыкальной или художествен­ной школы, театрального, литературного, краеведческого кружка, курсов юных экскурсоводов);

— свидетельства о прохождении факультативов по МХК или электив­ных культурологических курсов предпрофйльной подготовки и профиль­ного обучения.

23

^ Раздел 4. «Отзывы»

Данный раздел портфолио содержит следующие материалы:

—— резюме, подготовленное учащимся, с оценкой собственных учебных достижений по МХК;

— заключения педагога или другого специалиста о качестве творчес­ких работ учащегося;

— рецензии педагога или другого специалиста на исследовательскую работу, проект, статью ученика;

— отзывы о работе в творческом коллективе учреждения дополнитель­ного образования, в школьном научном обществе и пр.;

— благодарственные или рекомендательные письма.

Механизм формирования портфолио

Отметим несколько важнейших педагогических правил, которые следу­ет учитывать при создании портфолио.

1. Портфолио собирается самим школьником. Сбор материалов вместо ребенка или «по его поручению» взрослыми (педагогом МХК, классным руководителем, родителями) не допускается.

2. Материалы (документы, работы), идущие в портфолио, отбираются школьником самостоятельно и добровольно. Только ученик решает, какие документы и работы наиболее полно и красноречиво отражают его успе­хи в освоении курса МХК. Главный принцип при формировании портфо­лио — важно не количество, а качество представляемых материалов.

3. Портфолио собирается в течение определенного времени (учебный год или весь период изучения курса МХК). Период комплектации портфо­лио согласуется педагогом и учащимися.

4. В начале учебного года учитель знакомит учащихся со структурой портфолио, поясняет его назначение и цель создания, дает характеристику основных разделов и рубрик. Обсуждаются критерии оценивания портфо­лио. Выработанные учителем и учащимися критерии оценивания в пись­менном виде прикладываются к портфолио.

5. Педагогу необходимо заранее продумать, какие работы будут пред­ложены учащимся в течение времени комплектования портфолио. Следует помнить, что все работы должны различаться не только по содержанию, но прежде всего по целевым установкам, форме, уровню сложности. Сопо­ставление работ одного типа, выполненных в разное время, на разном ма­териале, позволит учителю выявить, насколько учащийся продвинулся в своих успехах. Поэтому каждый элемент портфолио должен датироваться.

6. При выполнении той или иной работы учитель может предложить уче­нику (но не настаивать) включить ее в определенный раздел портфолио.

24

7. Обязательным элементом работы с портфолио является его публич­ная презентация учеником.

Особенности оформления портфолио

Портфолио оформляется в виде папки, куда в соответствии с заявлен­ными рубриками раскладываются работы и документы. Материалы порт­фолио могут быть представлены в виде печатных текстов, электронных версий, фотографий, рисунков, видеозаписей.

Критерии оценивания достижений учащихся

Критерии оценивания портфлио согласуются педагогом и учащимися в начале учебного года.

Педагогическими критериями оценивания могут быть:

• сформированность умений самоконтроля и самооценки (самокри­тичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей);

• самостоятельность мышления (независимость, умение находить различ­ные решения поставленных проблем, наличие собственной точки зрения);

• развитость творческих способностей (гибкость и оригинальность мышления, воображение, фантазия);

• сформированность прикладных умений (умения быть читателем, зри­телем, слушателем, способность решать практические проблемы);

• развитость коммуникативных умений (работать в малых группах, вы­ступать с докладами, сформированность письменного языка, умения четко и аргументирование излагать мысли) и другое - в соответствии со стандар­тами общего образования.

Точность и адекватность оценки будет выше, если она складывается из мнений трех различных сторон:

• оценки самого педагога;

• самооценки учащегося — автора портфолио;

• оценки группы независимых экспертов—других педагогов или учащих­ся данного класса (например, учащимся можно предложить, познакомившись с материалами чужого портфолио, сделать вывод о том, насколько успешно портфолио рассказывает о своем авторе, о его успехах в познании МХК).

Эссе

Написание эссе — один из самых частых видов заданий на уроках МХК. Оценивая такие работы, следует помнить, что эссе имеет свои зако­ны, и главный из них — полная свобода творчества автора. Эссе (от франц. еssai — попытка, проба, очерк) — прозаическое сочинение небольшого

25

объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечат­ления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое, субъективно Окра­шенное слово о чем-либо, то есть оно может быть написано на любую тему и в любом стиле, о чем угодно и как угодно, ведь эссе — это личное размышление по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного.

На первом плане эссе — личность автора, его мысли, чувства, отношение к миру. Между тем написан, эссе совсем непросто, ведь необходимо найти оригинальную идею, нестандартный взгляд на какую-либо проблему.

Специфика жанра эссе.

1. Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы, он может являться отправной точкой в раз­мышлениях автора, выражать отношение части и целого.

2. Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать среди размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон.

3. Если в обычном школьном сочинении должно преобладать разумное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуж­дениями, то в эссе на первом месте — ярко выраженная авторская позиция.

^ Реферат

Требования к ученическим рефератам

В современном русском языке понятие реферат (от лат. refero — докла­дываю, сообщаю) трактуется в двух значениях:

• краткое устное сообщение или письменное изложение содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы;

• доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных или других источников.

В соответствии с этим под ученическим рефератом понимается твор­ческая работа учащегося, в которой на основании краткого письменного изложения и оценки различных источников проводится самостоятельное исследование определенной темы (проблемы).

Реферат как форма самостоятельной исследовательской работы учаще­гося имеет несколько педагогических функций:

• обучающую. Создание реферата — это самостоятельная работа уча­щегося при целенаправленном руководстве педагога. В процессе работы над рефератом ученик может приобрести и отточить исследовательские и организационные умения, творческие способности;

• проверочно-контрольную. Реферат может использоваться как сред­ство промежуточной и итоговой аттестации;

26

индивидуализации обучения, поддержки и развития познавательных интересов и увлечений учащихся. В этом случае реферат должен обязательно быть представлен к публичной защите в рамках различных школьных, район­ных, городских, всероссийских конкурсов, олимпиад, научных чтений.

Цели реферата

Реферат позволяет проверить знания учащихся, выявить уровень сфор­мированное™:

• исследовательских умений и навыков (самостоятельно находить учеб­ный материал, работать с различными источниками информации, форму­лировать проблему исследования);

• организационных умений (формулирование целей и задач исследова­ния, составление долгосрочного плана своей деятельности, планирование своей работы на каждом отдельном этапе, прогнозирование результатов);

• творческих способностей и умений (создание собственного оригиналь­ного текста; личная интерпретация разнообразных текстов культуры — ар­хитектурных, скульптурных, живописных, литературных, музыкальных произведений, музейных коллекций, городского пространства; обоснование и аргументация личной позиции);

• письменной и устной (при защите реферата) речи.

Категория учащихся, которым может быть предложено написание реферата

Написание реферата может быть предложено учащимся старших (8-11) классов, поскольку предполагает определенный уровень общеучебных уме­ний и навыков. Работа над рефератом будет успешной, если школьник:

• заинтересован в данном виде работы, имеет определенную мотивацию;

• имеет определенный уровень знаний по предмету;

• владеет начальными (элементарными) исследовательскими и органи­зационными навыками работы;

• имеет доступ к фондам различных библиотек, музеев, интернет-ре-сурсам и др.;

• способен свободно ориентироваться в городском и музейном про­странстве.

Роль педагога

Работа над рефератом — длительный процесс, который требует пос­тоянного внимания со стороны педагога. Учитель может принимать на себя различные социальные роли: руководителя, консультанта, критика, комментатора, но каждая из них имеет своей целью деликатное оказание помощи и содействия ученику в создании реферата.

27

Выбор темы реферата и ее формулировка

Тема реферата определяется в начале учебного года (не позднее первой декады октября) и до конца первой учебной четверти должна быть утверж­дена на педагогическом совете образовательного учреждения.

Выбор темы реферата зависит от познавательных интересов учащегося. Важно помнить, что реферат — это не монография и не компилятивная рабо­та, соединяющая в себе фрагменты научных трудов и научно-популярных ста­тей, а исследование, и поэтому его тема должна заключать в себе проблему.

При формулировании темы необходимо учитывать:

— ее актуальность; степень разработанности выбранной проблемы в научной и научно-популярной литературе;

— наличие литературы по исследуемой проблеме (не менее 3-4 источни­ков), доступность данных исторических источников для старшеклассников;

— уровень подготовленности учащегося;

— практическое значение (например, разработанная тема может стать основой для составления экскурсии для учащихся той же школы).

Структура реферата

Структурно реферат состоит из шести частей: план (оглавление); введе­ние; основная часть, содержащая материал, разбитый по главам и парагра­фам; заключение; список литературы; приложения. Вводная часть включает:

— обоснование актуальности темы реферата;

— обоснование личного отношения автора к теме исследования;

— постановку целей и формулировку задач, которые ставит автор;

— краткий обзор и анализ источниковедческой базы, изученной лите­ратуры и других источников информации.

Основная часть ученического реферата раскрывает общие положения выбранной темы. Материал излагается по главам (разделам) и параграфам, каждый из которых раскрывает проблему или разные ее аспекты. Указыва­ются пути и методы ее решения, а также достигнутые результаты (успехи). По возможности, автор реферата должен показать наличие разных точек зрения на проблему. При этом ссылки на авторов, чьи мнения или инфор­мация использованы в реферате, обязательны. Следует особо отметить, что в этой части реферата ученик должен не только подобрать, структуриро­вать, критически проанализировать и изложить материал, но и предъявить собственное мнение, возникшее у него в процессе работы над темой.

В заключении подводятся итоги работы, анализируется степень выполнения поставленных задач, делается вывод о перспективах развития исследования. Введение и заключение составляют не более 20% от общего объема реферата.

Список литературы оформляется в алфавитной последовательности и включает весь перечень изученных и привлеченных автором источников.

28

Приложение — не обязательная часть реферата, однако она позволяет наиболее полно раскрыть тему, проиллюстрировать и дополнить основной текст. Приложение может включать: фрагменты исторических карт; фото­графии объектов культурного наследия; репродукции картин; планы зда­ний; рисунки; копии использованных документов; графики, таблицы, диа­граммы; словари, биографии деятелей искусства, составленные автором.

Оформление реферата

Объем реферата жестко не регламентируется, поскольку зависит от со­держания анализируемых источников и их количества. Следует заметить, что ученическая работа не должна превышать 15 (для учащихся 8—9-го кл.) или 20 (для учащихся 10—11-го кл.) машинописных страниц (формат А4). Приложения при этом не учитываются.

Порядок рецензирования и защиты реферата

Ученический реферат, как, впрочем, и любая другая научная работа, должен проходить экспертизу. Не позднее чем за неделю до публичной за­щиты (школьной олимпиады, экзамена, зачета) реферат сдается на рецензию (от лат. recensio — оценка). Желательно, чтобы рецензентом выступал неза­висимый эксперт — педагог, преподающий предметы гуманитарного цикла, член экзаменационной комиссии, приглашенный специалист. Рецензент на­значается педагогическим советом или методическим объединением учите­лей-предметников. Рецензия предоставляется в письменном виде. Ученик должен ознакомиться с рецензией за несколько дней до публичной защиты.

Для защиты реферата учащийся должен подготовить короткое сообщение (не более 10 мин.), опираясь на рецензию эксперта. Доклад по реферату — это не пересказ содержания. В нем четко формулируется поставленная проблема, причины обращения к ней, цели исследования и основные выводы. Речь школь­ника во время доклада должна соответствовать стилевым особенностям языка реферата и включать в себя ту терминологию, которая используется в работе.

При защите возможно применение наглядных материалов (графиче­ских, аудиовизуальных, компьютерных и др.). Рекомендуется по рефера­ту создать электронную презентацию. После выступления ученику могут быть заданы вопросы по теме реферата.

^ Экзамен

Требования к экзамену

Учебный курс «Мировая художественная культура» является базовым курсом в 5-9-х классах основной школы и профильным в 10-11-х классах. Поэтому экзамен могут сдавать выпускники как 9-го, так и 11-го класса

29

по выбору. При этом следует учесть, что длительность обучения по курсу МХК для сдачи экзамена должна быть не менее двух лет (70 часов).

Экзамен призван выявить уровень овладения основным содержанием курса и степень сформированности основных умений читателя, зрителя, слушателя.

Содержание экзаменационных материалов

Экзаменационные билеты по МХК составляются с учетом:

• специфики учебного курса;

• примерных стандартов требований к уровню подготовки выпускников;

• обязательного минимума содержания той образовательной програм­мы, по которой осуществлялось обучение.

Направленность экзаменационных билетов призвана выявить не столько знание стилей, направлений, шедевров мировой художественной культуры, выразительных средств, особенностей художественного языка разных ви­дов искусства. Основная задача — выяснить, насколько глубоко выпускники осознали роль человека — творца художественной культуры, воспринимают искусство как способ познания и преобразования окружающего мира, умеют сравнивать художественные стили и произведения искусства, способны фор­мировать и высказывать собственное мнение по поводу объектов культурного наследия и аргументировать свою точку зрения, пользоваться искусствовед­ческими терминами, осуществлять отбор информации в области искусства.

Экзамен может проводиться в форме (1) устного ответа по вопросам би­лета, (2) в форме публичной защиты реферата. Выбор формы проведения эк­замена зависит от индивидуальных пожеланий учащихся. Решение о выборе формы проведения экзамена принимается педагогическим советом ОУ.

Экзамен в форме устного ответа. Экзаменационные билеты

Педагогу рекомендуется составить не менее 20 экзаменационных биле­тов с тремя вопросами в каждом. Первые вопросы условно можно назвать «История и шедевры зарубежной художественной культуры».

Вторые — «История и шедевры отечественной (российской) художе­ственной культуры». Следует формулировать первый и второй вопросы билетов так, чтобы учащийся смог продемонстрировать:

• сформированность эмоционально-ценностного отношения к произве­дениям, накопление опыта существования в пространстве культуры, что позволяет вырабатывать разнообразные жизненные стратегии, выбирая из пластов культуры тот опыт, который необходим в данный момент;

• понимание основных художественных стилей и направлений;

• знание памятников искусства, умение соотносить изученные произве­дения с определенной эпохой, стилем, направлением;

30

• способность устанавливать связи между произведениями разных ви­дов искусства.

Ответ на третий вопрос экзаменационного билета представляет собой решение ситуационной задачи, которая позволит оценить, насколько уча­щийся умеет ориентироваться в культурном пространстве своего города, использовать приобретенные знания и умения в своей практической де­ятельности и в повседневной жизни.

Информационная поддержка экзамена

Для организации экзамена педагогу необходимо подготовить следую­щий материал:

• альбомы с репродукциями (желательно цветными) памятников искус­ства, которые могут потребоваться учащимся при ответе на вопросы;

• аудиозаписи музыкальных произведений;

• видеозаписи, на которых запечатлены архитектурные объекты, скульп­турные произведения;

• тексты литературных произведений;

• карты города, планы музейных экспозиций и др.

Экзамен в форме публичной защиты

Экзамен в форме публичной защиты состоит из трех частей:

1. Публичная защита реферата.

2. Анализ произведения искусства.

3. Решение ситуативной задачи.

Первая часть экзамена — публичная защита реферата. Защита рефера­та проходит по определенной схеме:

• устное изложение учеником основного замысла, важнейших поло­жений выполненной работы, полученных результатов (на презентацию от­водится не более 10 минут);

• ответы учащегося на вопросы членов экзаменационной комиссии или одноклассников;

• краткая оценка данного реферата членом экзаменационной комис­сии, рецензировавшим работу.

Вторая часть экзамена предполагает устный анализ одного из наиболее значимых в истории мировой культуры произведений живописи, скульпту­ры, архитектуры, музыки, литературы, декоративно-прикладного искусства.

Третий вопрос экзаменационного билета Позволит оценить, насколько учащийся умеет ориентироваться в культурном пространстве своего горо­да и использовать приобретенные знания и умения в своей практической деятельности и в повседневной жизни.

31

СОДЕРЖАНИЕ

Целевая установка урока.................................................................................. 3

Отбор содержания.................................... ...................................................... ...3

Формы уроков и занятий .................................................................................. 6

Дискуссии ..........................................................................................................8

Требования к участникам ...........................................................................8

Подготовка дискуссии.................................. ............................................. 10

Формулировка темы. ................................................................................. 11

Основы интеграции с другими предметными областями ...........................12

Принципы изучения произведений искусства ............................................. 13

Алгоритм анализа художественного

произведения............................................................................................. 15

Методические рекомендации по работе с памятниками

культурного наследия ............................................................................... 15-

Домашнее задание........................................................................................... 17

Формы оценивания результатов ....................................................................19

Методы и приемы контроля .....................................................................19

Эссе.................................................. ...................................... .....................25

-'Реферат........... ......................................... ......."............1................. .............. 26.

Экзамен............................ ....... ....................................................................29




Похожие:

Ббк 74. 268. 5 Учебное издание ванюшкина любовь Максимовна, шейко наталия Геннадьевна современный урок мхк iconУрок по мхк в 10 классе тема: Эгейское искусство цели: познакомить с важнейшими достижениями эгейской культуры
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мхк. – М.: Дрофа, 2008г
Ббк 74. 268. 5 Учебное издание ванюшкина любовь Максимовна, шейко наталия Геннадьевна современный урок мхк iconПроект «Информатизации системы образования» моу «Средняя общеобразовательная школа №6»
Электронное учебное издание по курсу «Биотехнология» содержит богатый материал для изучения основ биотехнологии
Ббк 74. 268. 5 Учебное издание ванюшкина любовь Максимовна, шейко наталия Геннадьевна современный урок мхк iconУрок по мхк на тему «Чудное мгновенье» (Образ женщины в живописи Леонардо да Винчи икт на уроках мхк. 10-й класс)
Возрождения Леонардо да Винчи, оставившим заметный след в истории мировой художественной культуры
Ббк 74. 268. 5 Учебное издание ванюшкина любовь Максимовна, шейко наталия Геннадьевна современный урок мхк iconТема: «Использование икт в воспитательной работе на уроках мхк»
Поэтому урок мхк как целостное педагогическое произведение имеет свои специфические методические особенности, которые обеспечивают...
Ббк 74. 268. 5 Учебное издание ванюшкина любовь Максимовна, шейко наталия Геннадьевна современный урок мхк iconУроки контроля за учебными достижениями учащихся в форме тестов в количестве 4 часов
Мхк и с учетом авторской программы по мхк рапацкой Л. А программа курса: 5-9 кл., 10-11 кл. / Мировая художественная культура: Л....
Ббк 74. 268. 5 Учебное издание ванюшкина любовь Максимовна, шейко наталия Геннадьевна современный урок мхк iconГончарова Нина Максимовна Предмет Русский язык 9 класс Тема урок
Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Ббк 74. 268. 5 Учебное издание ванюшкина любовь Максимовна, шейко наталия Геннадьевна современный урок мхк iconСвт. Афанасий Великий. Изложение веры
Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго, Архиепископа Александрийскаго. Часть первая. / Издание второе исправленное...
Ббк 74. 268. 5 Учебное издание ванюшкина любовь Максимовна, шейко наталия Геннадьевна современный урок мхк iconЭкономическая цензура Многомиллионные иски могут закрыть любое издание
Поводом к столь кардинальным изменениям редакционной политики послужило наложенное на издание взыскание в размере 1,5 миллиона рублей....
Ббк 74. 268. 5 Учебное издание ванюшкина любовь Максимовна, шейко наталия Геннадьевна современный урок мхк iconЛетние каникулы – 2012 Великобритания, Портсмут Учебное заведение
Учебное заведение: Международный летний лагерь Embassy ces на кампусе Portsmouth University
Ббк 74. 268. 5 Учебное издание ванюшкина любовь Максимовна, шейко наталия Геннадьевна современный урок мхк iconУчебное пособие по практическим занятиям. Иркутск: Изд-во иинх, 1993
Акулич И. Л. Математическое программирование в примерах и задачах: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1986
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами