Первобытная культура icon

Первобытная культура



НазваниеПервобытная культура
Дата17.10.2016
Размер
ТипСочинение

Первобытная культура

Первобытная культура – филосовско-антропологическое сочинение Эдуарда Тайлора, написанное в 1871 году. В данной работе народам, которые прежде считались дикарями, впервые приписывалась культура. Тайлор склонен к отождествлению понятий культура и цивилизация. Он также вводит понятие анимизм (которое он считал синонимом слова спиритуализм – вера в духов) и «пережитки».

Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, мир в целом, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом состоянии первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это до- и бесписьменная культура.

Первобытное искусство – искусство эпохи первобытного общества. Оно появилось в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились обширные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Индии, Египта, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль.

Первобытное искусство – только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят и религиозные верования, и культы, особые традиции и обряды.

^ Античная культура

Термин античности ввели итальянские гуманисты для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Античная культура ограничена пространством (побережья и берега Эгейского и Ионического морей) и временем (от 2 тыс. н.э. до первых веков христианства). Европейская цивилизация своими корнями уходит в античную культуру. Древние греки освоили опыт восточной культуры (Египет и Вавилон) и определили собственный путь в развитии социально – политических отношений, философского мировоззрения, художественно – эстетических подходов. Греция не была отягощена азиатскими традициями.

Античная культура – это, прежде всего культура Эллады, при этом отнюдь не в тысячелетиях, канувших в лету, как крито-микенская, открытая впоследствии, её начало – эпоха греческой архаики 7 – 6 вв. до н.э., время возрождения после четырех столетий упадка, когда не было каменной архитектуры, а жизнь после разрушительного нашествия дорийских племен протекала в деревнях.

Античная культура – не просто археология и история, она живое явление, как природа с её вечным обновлением, можно сказать, с её сомовозделыванием, что присуще и культуре по её определению. Только в сфере культуры человеческое сообщество и индивид создают собственную среду обитания через жизнестроительство и творчество, ее материальные и духовные основы, с выделением из сферы природы в сферу истории, что осмысливается в мифах, первоначальных формах человеческого сознания и самосознания. Мифология всех времен и народов весьма причудлива, что нашло отражение в верованиях первобытных племен, канувших в лету. Из древнейших культур сохранили свою актуальность и мировое значение, разумеется, с видоизменениями в череде тысячелетий, лишь индийская, китайская, ближневосточная, дальневосточная и европейская.

В основе европейской цивилизации и культуры лежит классическая древность, которая с зарождением христианства и с распадом Римской империи, казалось, канула в лету. Как иные цивилизации и культуры, сохранившие ныне лишь археологический и этнографический интерес.





^ Культура Средних веков

Ранее средневековье. “Культура безмолвствующего большинства ”.

Ранее Средневековье – время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы, такие, как вторжение варваров, закончившееся падением Римской империи .Варвары селились на землях бывшей империи, ассимилировались с ее населением, создавая новую общность Западной Европы.

Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство, которое к концу существования Рима стало его государственной религией. Христианство в различных его формах вытесняло языческие верования, и этот процесс после падения империи только ускорился. Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе.

Необходимо отметить важную черту средневековой словесности - в обществе, подавляющая часть которого была неграмотна, письменность не служила определяющим средством человеческих коммуникаций. Средневековое общество в своей толще было обществом бесписьменным.

В период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно, прежде всего, для Англии и стран Скандинавии.

^ Высокое (классическое) Средневековье.

В период классического, или высокого Средневековья, Западная Европа начала преодолевать затруднения и возрождаться. С X века укрупнились государственные структуры, что позволило собирать более многочисленные армии и до некоторой степени прекратить набеги и грабежи. Миссионеры понесли христианство в страны Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что и эти государства вошли в орбиту западной культуры.

На базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а позже блестящее готическое искусство, причем развивалась не только архитектура и литература, но и другие виды искусства – живопись, театр, музыка, скульптура.… Именно в эту эпоху были созданы шедевры литературы “Песнь о Роланде”, “Роман о Розе”.

Возникает и развивается так называемая рыцарская литература. Одно из наиболее знаменитых произведений – величайший памятник французского народного героического эпоса - “Песнь о Роланде”. В XII в. Появляются рыцарские романы. В числе наиболее популярных был стихотворный роман о британском короле Артуре.

Важный памятник германской народной литературы XII-XIII вв. - “Песнь о Нибелунгах”, повествующая о нашествии гуннов на Бургундское королевство в начале V в. В основе “Песни о Нибелунгах” лежат древние германские сказания.

Значительным явлением в литературе Франции в XII-XIII вв. были ваганты и их поэзия. Вагантами (от лат. Vagantes-бродячие) называли бродячих поэтов. Особенностью их творчества были постоянная критика католической церкви и духовенства за алчность, лицемерие и невежество. Церковь, в свою очередь, преследовала вагантов.

Важнейший памятник английской литературы XIII в. – знаменитые “Баллады и Робин Гуде”, который и поныне остается одним из самых известных героев мировой литературы.

^ Позднее Средневековье.

Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшееся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV-XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно чумы, принесли неисчислимые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война.

В Средние века комплекс представлений о мире, верований, умственных установок и системы поведения, который условно можно было бы назвать “народной культурой” или “народной религиозностью” так или иначе, был достоянием всех членов общества.

Мышление средних веков было преимущественно теологическим.

Средневековая церковь, с опаской и подозрением относившаяся к обычаям, вере и религиозной практике простонародья, испытывала на себе их влияния. Как пример, можно привести санкционирование церковью культа святых в его народной интерпретации.


Магический подход к природе распространялся на христианские обряды, вера в чудеса была повсеместной.

Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.

Европейское средневековое общество было очень религиозно и власть духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки - юриспруденция, естествознание, философия, логика- все приводилось в соответствии с христианством. Высшее духовенство было единственно образованным классом, однако средневековый европеец , включая и высшие слои общества, был неграмотен. Ужасающе низким был уровень грамотности даже священников в приходах. Лишь к концу XV века церковь осознала необходимость иметь образованные кадры и начала открывать духовные семинарии.


Массовая средневековая культура- это культура бескнижная, «догутенбергова». Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов и волшебных заклятий.

Во времена классического Средневековья возникает городская культура как новое явление культурной народной жизни, сыгравшая очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.

Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики.

^ Культура эпохи Возрождения.

Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи – начало XIV – последняя четверть XVI веков.

Основными чертами культуры Возрождения являются:

  1. Антропоцентризм

  2. Гуманизм

  3. Модификация средневековой христианской традиции

  4. Особое отношение к античности – возрождение античных памятников искусства и античной философии

  5. Новое отношение к миру

Люди Возрождения не перестали быть людьми средневековья, хотя время заставило их осознать свою значимость и ответственность за самих себя. Не потеряв Бога и веру, они лишь по-новому взглянули на себя. А модификация средневекового сознания накладывалась на пристальный интерес к античности. Что и создавало уникальную и неповторимую культуру, которая во многом была прерогативой верхов общества. Во всех проявлениях жизни царила, хотя и расшатанная, католическая церковность.

Ощущение человеком трагичности своего существования. В эту эпоху совершилось небывалое столкновение языческих и христианских начал человеческой природы. Именно это послужило причиной глубокого раздвоения человека. Христианское сознание греховности этого мира и христианская жажда искупления плюс теургическое задание художникам.

Историческое значение эпохи возрождения связывают с идеологией и художественной практикой гуманизма, провозгласившего величие и достоинство человека, его красоту и совершенство, и утвердившего незыблемость прав человека на счастливую жизнь, творческую деятельность. Гуманисты подчеркивали самоценночть человеческой личности, независимость достоинства личности от происхождения и родовитости, способности человека к постоянному совершенствованию и уверенность в его безграничных способностях. Гуманисты воспринимали человека как наиболее прекрасное и совершенствованное творение Бога. Они видели его предназначение в активном созидательном действии, познании и преобразовании, в украшении своим трудом, развитии искусств, наук и ремесел.

Эпоха Возрождения – беспокойное время, «когда человек начинает требовать свободы, душа рвет церковные и государственные путы, тело расцветает под тяжелыми одеждами, воля побеждает разум; из могилы средневековья вырываются рядом с самыми высокими помыслами – самые низкие инстинкты ».

^ Культура Нового Времени

Европейская культура Нового времени охватывает XVII – XIX вв. Она базируется на буржуазном способе производства, имеет длинный духовный ориентир развития личности, общие черты: гуманизм и антропоцентризм, европоцентризм, сциентизм и телеологизм в понимании прогресса, рационализм.

Вместе с тем каждый век имеет свое историческое лицо, свою специфику. XVII в. это век революционной критики в Нидерландах и Англии, рационалистической критики схоластики во Франции и других странах. XVIII в. это век просвещения и проверки его идеалов практикой Великой французской и Американской революций, XIX в. полнота времен, эпоха расцвета буржуазной культуры и вместе с тем начало ее кризиса через обнаружение тупиков рационализма в его крайнем выражении техницизме.

Каждое время решает свои вопросы. Но есть коренные мировоззренческие вопросы, решением которых человечество озабочено всегда.

Ответы на них составляют суть, ядро любой культуры. Как существует мир, в котором мы живем? Какого место человека в этом мире? Как велики сила и бессилие человека? В чем ценность науки? Возможен ли прогресс?

Нововременная культура парадигма такова: мир существует как природа, как личность-субъект и как культура. Место человека в мире является центральным: на первом месте стоит индивидуум, субъект и его власть, его самочувствие, его порождение всего объективного. Субъект стоит над объектом, человек объявлен царем по природе.

Процесс переориентации воли человека на исполнение роли творца мира культуры идет параллельно ломке системно-иерархической средневековой модели мира, начиная с Возрождения и Реформации. И подобно тому, как в средневековой культуре утверждалось величие Бога и его отличие от сотворенного им мира, теперь провозглашается величие человека и его отличие от всей остальной природы. В культуре Нового времени познающий субъект противопоставлен природе как объекту. Предназначением человека стало повелевать природой, извлекать из нее пользу. Польза идол Нового времени, наука и техника его жрецы.

^ Современная западная культура

Западная культура ХХ в., основанная на предпринимательстве, исключительно мобильна и динамична. Её главными героями являлись люди, занимавшиеся бизнесом и умеющие делать деньги. Их поведение отличало индивидуализм, практицизм, стремление к постоянному комфорту, успеху и обогащению. Вместе с тем западная культура ХХ в. была открыта для генерации новых идей, образцов, концепций, ориентаций. Её доминантой явилась идея преобразующей деятельности человека, как главное ее предназначение. В свою очередь, культура рассматривалась в качестве посредника между человеком и природой. В общественном сознании ХХ в. появляются новые взгляды и течения, среди которых теоретически оформляются следующие:

Фрейдизм – общее обозначение школ и теорий, стремящихся применить психологическое учение философа З. Фрейда о врожденных бессознательных структурах для объяснения явлений культуры и процессов творчества в обществе;

Феноменология – наука об исследовании сознания, согласно результатам которой, достоверность теоретических предположений основывается на опыте самого сознания;

Экзистенциализм – поставивший в качестве исследования сугубо человеческие проблемы, связанные с бытием личности в ее специфичности, которая очень часто обнаруживала себя в так называемых «пограничных ситуациях», связанных с необходимостью выбора, принятия решения, с состоянием озабоченности, беспокойства, страха и тревоги человека.

Практически все, кто отслеживал и описывал, анализировал и прогнозировал функционирование западной культуры ХХ в., едины в том, что она страдала серьезными недугами, ей были свойственны кризисные состояния, которые способны были свести на нет все ее достоинства. В ряде западноевропейских стран (Италия, Германия) в 20-х гг. ХХ в. складывались тоталитарные государственные режимы.



Тоталитаризм представляет собой антигуманную общественно-политическую систему, которая ради целей своих создателей нарушает нормы человеческого бытия, осуществляя при этом полный (тотальный) контроль над жизнью общества и судьбой отдельного человека.

Слово «тоталитарны» было впервые употреблено в Италии, когда Муссолини утверждал однопартийную систему в стране и провозглашал своей целью создание «тоталитарного государства». Позднее термин «тоталитарное государство» стали употреблять нацистские правители при создании фашистского режима в Германии. Главными признаками тоталитарного государства являются:

а) сращивание партийного и государственного аппарата;

б) ликвидация гражданских свобод;

в) полный контроль государства над всеми областями человеческой жизнедеятельности;

г) создание в стране активнодействующего механизма репрессий.


Панорама художественной культуры ХХ в. весьма разнообразна. Ее специфической особенностью явилось наличие двух художественных систем: модернизма и постмодернизма.

Модернизм – общее условное обозначение направлений искусства ХХ в., для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. Модернизм как художественная система был подготовлен двумя процессами своего развития:

а) декадентством - бегством, восприятием реальной жизни, культом красоты как единственной ценности, отторжением социальных проблем;

б) авангардом - манифесты которого призывали порвать с наследием прошлого и создать нечто новое, противоречащее традиционным художественным установкам.

Постмодернизм – понятие, обозначающее новый, последний на сегодняшний день сверхэтап в цепи закономерно меняющих друг друга на протяжении истории направлений культуры. Постмодернизм как парадигма современной культуры представляет собой общее направление развития европейской культуры, сформировавшейся в 70-е гг. ХХ в.




Похожие:

Первобытная культура iconН. К. Рерих: культура есть любовь к человеку
Культура есть благоухание, сочетание жиз ни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие...
Первобытная культура iconИстория архитектуры юга россии план лекций
Лекция Архитектура периода первобытного строя. Зарождение архитектуры. Жилища матриархального и патриархального общества. Майкопская...
Первобытная культура iconУрок №20 9 клас 27. 01 Художня культура і світ людини Тема: Культура і людина в сучасному світу
Відображення емоцій і почуттів, думок і мрій людини у цінностях художньої культури. Художня культура як засіб само пізнання і творчої...
Первобытная культура iconПрограмма элективного курса «Культура речи культура поведения»
Составила: Агеева Н. В., учитель русского языка и литературы моу «Средняя общеобразовательная школа №2»
Первобытная культура iconЛекция 1 (17. 10. 2012г. – Ггф, БелГУ) введение в теорию физической культуры план: Определение понятия «культура»
Культура – это процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей
Первобытная культура iconУрок №17 «Загальне уявлення про культуру та її роль в суспільстві»
Термін «культура» (від лат cultura) – означає обробка, виховання, освіта. В наш Час він налічує багато тлумачень, загальним для них...
Первобытная культура iconКонспект уроку художньої культури у 10 класі 22. 11. 10 Тема: Українська художня культура 20 століття. Музична культура
Хорова, вокально-симфонічна і симфонічна музика. Напрями популярної музики. Музичне виконавство та освіта
Первобытная культура iconДуховність особистості: методологія, теорія І практика 3 (38) 2010 характеристика понятий «культура»
Статья посвящена определению сущности понятий «культура», «человек культуры» и «диалоговое общение». Эти понятия рассматриваются...
Первобытная культура iconЛекция по Теории организации. Тема: «Организационная культура»
На уровень упорядоченности организации влияют многие факторы. Один из определяющих факторов — организационная культура
Первобытная культура iconУрок сбор материала к сочинению (устному высказыванию)
«Лексика. Культура речи», «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи», «Орфография». В ходе работы над описанием картины можно использовать...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами