Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи. Мдоу «Детский сад комбинированного вида №1 \"Ласточка\" г. Вольска Саратовской области» icon

Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи. Мдоу «Детский сад комбинированного вида №1 "Ласточка" г. Вольска Саратовской области»



НазваниеМетод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи. Мдоу «Детский сад комбинированного вида №1 "Ласточка" г. Вольска Саратовской области»
Дата17.10.2016
Размер
ТипУроки, сочинения

Метод наглядного моделирования

в коррекции общего недоразвития речи.

МДОУ «Детский сад комбинированного вида

№1 "Ласточка" г. Вольска Саратовской области»

Учителя-логопеды: Мамедова О.С.


Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Сегодня совершенно определенно можно выявить назревшие противоречия между общим для всех воспитанников нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями детей. Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе. Особенно характерны трудности обучения для детей с ОНР.

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, нам приходилось искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.

Что такое наглядное моделирование?

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Эффективность использования метода зависит от определенных условий.

Модель должна быть доступна для восприятия ребенка данного возраста; отражать основные свойства объекта, быть по структуре аналогичной ему и упрощать процесс овладения навыками, умениями и знаниями, а не нагрузить его лишней, бесполезной информацией.

Сначала мы начали использовать модели при выполнении артикуляционной гимнастики. Во время упражнений применяли картинки – символы (чашечка, лошадка, иголка и т.д.)

http://www.pedlib.ru/books1/1/0493/image224.jpghttp://www.pedlib.ru/books1/1/0493/image214.jpghttp://www.pedlib.ru/books1/1/0493/image232.jpghttp://www.pedlib.ru/books1/1/0493/image228.jpghttp://www.pedlib.ru/books1/1/0493/image226.jpg

Начиная работу над звуками, мы так же использовала модели – символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент звукопроизношения, мы даём детям их характеристику-описание артикуляционных и акустических свойств. Для детей это абстрактные, не видимые понятия. Поэтому необходима зрительная опора в виде графических схем, символов, опираясь на которые дети могут  рассказать о любом звуке, могут сравнить звуки и наглядно их увидеть. На каждое путешествие по звукам у детей в раздаточном материале имеется красочный символ звука. Это позволяет в игровой форме находить позицию звука "Куда перелетела бабочка? Рассели картинки в дом".

image047 image049


Чтобы различать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки. Наши Звукарики носят разноцветные башмачки: красные, синие и зелёные. А глухие и звонкие звуки носят разные головные уборы: колокольчик  и соломенную шляпу.

Для формирования навыка анализа и синтеза предложений используем графические символы: живой и неживой предмет, слова-действия, слова-признаки, маленькое слово (предлог). Процесс обучения будет интереснее и эффективнее, если использовать в работе над предложением игровые методы и приёмы. Мы используем карточки-символы в качестве раздаточного материала. Логопед произносит слово, фразу, предложение,  дети  подбирают соответствующие заданию символы.

Большую помощь карточки-символы оказывают в работе над распространением предложений. С помощью, графических символов дети качественней устанавливают порядок слов в предложении, без особых проблем ориентируется в схемах и зрительно представляют в какую часть предложения мы добавляем слова-признаки, т.к.  схемы дают нам возможность поработать с каждой частью предложения.

Особую трудность в работе, для детей с ОНР, доставляют предложения с деформированной фразой. Но при использовании метода графического изображения предложений – дети легко ориентируются в допущенных ошибках. Включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. Умение конструировать предложения различных типов является начальным этапом развития связной речи.

  Для развития связанной речи, так же используем метод наглядного моделирования. При составлении описательных рассказов применяем мнемотаблицы, с опорой на которые дети составляют более содержательные рассказы. Помогают пересказывать прочитанные сказки пространственно-временные модели. Мы изготовили  загадки о животных, которые представляют собой план-модель описания животного, их дети с удовольствием используют даже вне занятий. Модели выполнены в виде простых символов, что позволяет детям самим их изготовить и применять в своих играх.

http://sibac.info/files/2012_05_23_student/2.9_filina.files/image001.jpg http://mdou163.ucoz.ru/_si/0/59901332.jpg

Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо использовать в системе коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, метод наглядного моделирования. Который помогает нам задействовать зрительную, слуховую, двигательную память, совершенствует мышление и речь, делает высказывания детей более логичными и последовательными, поддерживает интерес детей к активной речевой деятельности.

Список литературы:

  1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.

  2. Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.

  3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.

  4. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.

  5. «Логопед» для ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 80 с. — (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).



Похожие:

Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи. Мдоу «Детский сад комбинированного вида №1 \"Ласточка\" г. Вольска Саратовской области» iconТемы вашего учебного проекта
Мдоу «Детский сад комбинированного вида №2 Машенька» г. Ершова Саратовской области
Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи. Мдоу «Детский сад комбинированного вида №1 \"Ласточка\" г. Вольска Саратовской области» iconКонспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста И. П. Сугоняевой, музыкального руководителя мдоу «Детский сад комбинированного вида №14»
«Звучащий мир» конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста И. П. Сугоняевой, музыкального руководителя...
Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи. Мдоу «Детский сад комбинированного вида №1 \"Ласточка\" г. Вольска Саратовской области» iconСпециализированная компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»

Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи. Мдоу «Детский сад комбинированного вида №1 \"Ласточка\" г. Вольска Саратовской области» iconКонспект занятия по развитию речи «Сказка ложь, да в ней намек…»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №36 «Росинка»
Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи. Мдоу «Детский сад комбинированного вида №1 \"Ласточка\" г. Вольска Саратовской области» iconМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок» Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок»
Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи. Мдоу «Детский сад комбинированного вида №1 \"Ласточка\" г. Вольска Саратовской области» iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №18 «Сказка» город Зеленогорск Красноярский край
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №18 «Сказка»
Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи. Мдоу «Детский сад комбинированного вида №1 \"Ласточка\" г. Вольска Саратовской области» iconКонспект музыкального занятия в подготовительной к школе группе Музыкального руководителя мдоу «Детский сад комбинированного вида №117»
Развивать ориентировку и свободу движений в пространстве: построение в круг, ходьба в разных направлениях, работа над широким скользящим...
Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи. Мдоу «Детский сад комбинированного вида №1 \"Ласточка\" г. Вольска Саратовской области» iconКонспект комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и ручному труду, в старшей группе «Сказочные истории снеговика»
Государственное образовательное учреждения комбинированного вида детский сад №1068
Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи. Мдоу «Детский сад комбинированного вида №1 \"Ласточка\" г. Вольска Саратовской области» iconКонспект совместной интегрированной деятельности воспитателя с детьми шестого года жизни с использованием технологии триз и моделирования на тему:,, Знакомый незнакомец новогодний шар
...
Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи. Мдоу «Детский сад комбинированного вида №1 \"Ласточка\" г. Вольска Саратовской области» iconКонспект Комбинированного занятия по пдд в старшей группе
Автор: Нагимуллина В. Ф., воспитатель первой квалификационной категории Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами