«Характеристика оборонно-промышленного комплекса России и направления его реформирования» icon

«Характеристика оборонно-промышленного комплекса России и направления его реформирования»



Название«Характеристика оборонно-промышленного комплекса России и направления его реформирования»
Дата17.10.2016
Размер
ТипЛекция

Лекция №4. – «Характеристика оборонно-промышленного комплекса России и направления его реформирования».


Оборонно-промышленный комплекс России представляет собой высокотехнологичный компонент экономики страны и является организационно-экономической системой, включающей органы государственного управления и власти, промышленные предприятия и научные организации, предназна­ченные для выполнения оборонных исследований и создания вооружения и военной техники в интересах оснащения Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, осуществления экспортных поставок продукции во­енного назначения, а также производства конкурентоспособной продукции гражданского назначения.

В СССР вся промышленность представляла собой единую систему, в которую был вписан оборонно-промышленный комплекс, составляя с ней неразрывную связь. Практически вся промышленность, так или иначе, была связа­на с оборонными заказами, которые зачастую являлись основным источником финансирования предприятий. Это объясняет тот факт, что на Западе большинство достижений научно-технической революции, как правило, вне­дрялось в первую очередь в гражданском секторе экономики, а затем использовалось в военном деле, а в СССР — наоборот. Другими словами, оборонно-промышленный комплекс Советского Союза являлся становым хребтом всей экономики, без которого не могла существовать ни одна отрасль.

В СССР оборонно-промышленный комплекс (в те годы назывался военно-промышленным комплексом), развивался приоритетно по сравнению с гражданским сектором экономики, что позволило оснастить оборонные за­воды, НИИ и КБ новейшим высокопроизводительным научным и промыш­ленным оборудованием, внедрить и освоить новейшие технологии военного и гражданского назначения. По уровню оплаты и престижности труда работ­ники оборонных предприятий и организаций имели приоритет по сравне­нию с другими отраслями промышленности. Поэтому в оборонно-промыш­ленном комплексе удалось сконцентрировать наиболее квалифицированных и дисциплинированных работников. В оборонно-промышленном комплексе СССР существовало 5111 научных организаций, в которых трудились 1,5 млн. высококвалифицированных специалистов. Из всего объема финансирования НИОКР на долю оборонно-промышленного комплекса приходи­лось почти 80%.

К 1990 г. оборонная промышленность производила 100% телевизоров, 100% фотоаппаратов, 100% радиоприемников, 90% бытовой техники.

Развал оборонно-промышленного комплекса начался в 1992 г., когда реаль­ные закупки продукции военного назначения сократились по сравнению с 1991 г. почти в 3 раза. После распада СССР Россия унаследовала 60% его экономического потенциала, 85% Вооруженных Сил и 75% предприятий и организаций союзного оборонно-промышленного комплекса.

С этого времени начались и изменения в системе управления оборонно-промышленным комплексом: в 1991 г. вопросами оборонно-промышленного комплекса занималось Министерство промышленности Российской Федера­ции, в 1992 г. — Рособоронпром России, в 1993 г. — Госкомоборонпром Рос­сии, в 1996 г. — Миноборонпром России, в 1997 г. — Минэкономики России, в 1999 г. — российские агентства: по судостроению, системам управления, обычным вооружениям, боеприпасам и авиационно-космическое агентство, а с 2004 г. – Министерство промышленности и энергетики РФ, федеральное агентство по поставкам военной, специальной техники и материальных средств, федеральное космическое агентство, ФСВТС, федеральная служба по техническому и экспортному контролю, федеральная служба по оборонному заказу.

Программы конверсии 1993 г. и 1995 г. финансировались не более чем на 10%, а в 1996 г. — на 5%, Федеральная целевая программа реструктуризации и конверсии на 1998-2000 гг. была фактически не выполнена.

В настоящее время оборонно-промышленный комплекс России включает около 1600 предприятий и организаций (из них примерно 40% государствен­ных) с количеством работающих в них более 2,5 млн. чел. На начало 2005 г. в ОПК России насчитывалось 988 акционерных обществ, в том числе с за­крепленными в федеральной собственности пакетами акций — 208. Предпри­ятия и акционерные общества входят в состав 57 различного рода интегриро­ванных структур и расположены на территории 72 субъектов Российской Фе­дерации. При этом некоторые районы России и более 70 городов-заводов, включая закрытые административно-территориальные образования, полно­стью зависят от работы оборонно-промышленного комплекса, так как в них практически отсутствуют другие сферы приложения труда.

Роль и значение оборонно-промышленного комплекса определяются не только его основным целевым предназначением — создание вооружения и военной техники для оснащения ими Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, но и обеспечением поставок на мировой рынок продукции военного назначения в рамках военно-технического сотрудничества с иност­ранными государствами. Оборонная промышленность в общем народно-хозяйственном комплексе страны играет определяющую роль в развитии телевидения, радиовещания, средств связи, оптического приборостроения, электронной техники и ряда других важнейших областей, оказывающих значительное влияние на социально-экономическое развитие страны в целом и во многом определяющих общий промышленно-технологический уровень России, ее статус среди промышленно развитых государств мира и государств-экспортеров продукции военного назначения.

Как показывает анализ, до настоящего времени положение на предприятиях и в организациях оборонно-промышленного комплекса было катострофическим. Общий объем товарной продукции снизился за последние годы более чем на 50%. Среди этой продукции находятся товары народного потребления, медицинская техника, оборудование для агропромышленного комплекса, торговли, общественного питания, легкой промышленности и др. Объем производства оборонной продукции к 2003 г. снизился более чем в 11 раз по сравнению с 1991 г. Финансирование государственного оборонного заказа осуществлялось неритмично и на уровне, суще­ственно меньше запланированного в федеральном бюджете. Расходы на закупки продукции военного назначения сократились в 14 раз, а на военные НИОКР — в 13 раз.

При этом в США в 2001 г. только на закупку продукции военного назначе­ния было израсходовано 54,2 млрд. долл. В 2002 г. в России расходы на закуп­ку продукции военного назначения снижены на 13%, а в США увеличены на 11% и составили 60,3 млрд. долл.

По ряду видов продукции военного назначения объем государственного оборонного заказа был таким, что обеспечивал загрузку производственных мощностей лишь на 10-15 % и находился ниже минимально допустимого уров­ня рентабельности. Возникла угроза потери высокотехнологичных произ­водств, распада кооперационных связей в создании наиболее важных видов продукции военного назначения, в том числе предназначенных для экспорта: самолетов, кораблей, подводных лодок, радиолокационных станций, систем управления войсками и оружием.

Также не финансировались в заданных объемах утвержденные конверсионные программы, происходила остановка отдельных производств и отток из оборонно-промышленно­го комплекса квалифицированных ученых, инженеров, рабочих и служащих, были утрачены уникальные высокие технологии, составлявшие некогда передо­вые рубежи российской науки и техники, в том числе в таких критически важ­ных областях, как радио- и оптическая локация, новая вычислительная техника, двигательные установки и др.

Недофинансирование НИОКР оборонной направленности приводило часто к сильному затягиванию сроков разработок продукции военного назначения с соответствующим моральным устареванием разрабатываемых образцов. Недоста­точность оборотных средств, неплатежи заказчика, большие налоги привели к задолженности предприятий оборонно-промышленного комплекса перед госбюджетом и внебюджетными фондами. Упала инвестиционная активность предприятий как за счет собственных, так и за счет привлекаемых средств. Вследствие этого почти полностью затормозились процессы обновления ос­новных производственных фондов.

Оборонные предприятия, не имея своевременного авансирования оборон­ного заказа и конверсионных программ из федерального бюджета, вынуждены были брать кредиты в коммерческих банках под высокие проценты, закладывать свое имущество, чтобы начать производственный цикл или выкупить заказанное ра­нее для реализации конверсионных программ оборудование. По данным неко­торых экспертов в течение 1999-2002 гг. из-за задержек в оплате за выполнен­ную работу по государственному оборонному заказу предприятия заплатили коммерческим банкам по процентам за кредиты почти ту же сумму, что получи­ли из бюджета. Не получая своевременно средств из бюджета, многие предпри­ятия оказывались на грани банкротства.

В наиболее сложном положении оказались предприятия, изготавливающие авиационную, судостроительную, бронетанковую технику и боеприпасы. В погоне за выживание идет спонтанная переориентация оборонных произ­водств на выпуск непрофильной продукции, происходит слабо управляемая конверсия военного производства.

В оборонно-промышленном комплексе к настоящему времени акционировано в среднем более 30% предприятий. Однако среди них еще мало таких, где дела шли бы достаточно хорошо, ибо акционирование проходит на фоне глу­бокой конверсии, в ходе которой предприятия вынуждены замещать снимае­мую с производства военную технику непрофильной продукцией. Подавляющее большинство предприятий, из­менив свою организационно-правовую форму, по-прежнему рассматривает в качестве потенциального кредитора и инвестора только государственные ор­ганы управления и ФГУП «Рособоронэкспорт».

Массовое высвобождение высокопрофессионального персонала из оборонного производства ведет к разрыву технологических цепочек и делает невозможным выпуск вооружения и военной техники в количестве и объемах, прогнозируемых на последующие годы. К настоящему времени приблизительно половину высвобожденных в результате конверсии мощностей пред­приятий оборонно-промышленного комплекса ничем загрузить не удается, и они просто омертвлены, а другая часть загружена такой конверсионной про­дукцией, которая в большинстве случаев постепенно снижает производствен­но-технологический потенциал, не оставляя предприятию практически ника­ких шансов на выживание в ином технологическом облике.

Началом решения сложившейся ситуации стало принятие программы "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)", основными целями и задачами которой стало формирование нового облика оборонно-промышленного комплекса путем его реформирования в соответствии с задачами военного строительства и с учетом основных параметров Государственной программы вооружения на 2001-2010 годы, прогнозных оценок военно-технического сотрудничества и необходимости поддержания на требуемом уровне мобилизационных мощностей, а также создание условий для устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса, разработки и производства конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичной продукции военного и гражданского назначения.

Вторым к решению накопившихся проблем стала утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2006 года № 706-33 федеральная целевая программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года», целью которой является обеспечение реализации Государственной программы вооружения на 2007-2015 годы и выпуск конкурентоспособной высокотехнологичной продукции на основе развития научно-технического и производственно-технологического потенциала ОПК.

Государственные программы вооружения на 1996-2005 год, на 2001-2010 год и на 2007-2015 год сделали основной упор на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и модернизацию существующих образцов вооружения и военной техники. Это свидетельствует о стремлении России заменить устаревшие образцы вооружения и военной техники, а не о желании иметь больше вооружений. Справиться с таким объемом работ могут помочь сохранившиеся кооперационные связи с предприятиями стран СНГ.

В настоящее время свыше 600 предприятий в странах СНГ продолжают поставлять комплектующие изделия российским оборонным заводам. Эти поставки были предусмотрены соответствующими межправительственными соглашениями, что позволяет сохра­нить взаимосвязанный оборонно-промышленный комплекс стран СНГ.

С целью упрочения сложившихся связей на длительную перспективу гото­вятся межправительственные соглашения о сохранении специализации предприятий, участвующих в производстве вооружения и военной техники. В частности, такое соглашение подписано с правительствами Армении, Украины и Белоруссии.

Что касается дальнейших перспектив производства продукции гражданско­го назначения в российском оборонно-промышленном комплексе, то его объем планируется с каждым годом увеличивать. Количество изделий электронной, авиационной и медицинской техники, потребитель­ских товаров увеличилось за период с 2003 по 2005 гг. в 2-2,6 раза, технологического оборудования для легкой промышленности, АПК, ТЭК и продукции гражданского су­достроения — в 1,4-1,7 раза. Доля продукции гражданского назначения в общем объеме продукции оборонно-промышленного комплекса возросла до 49,9% против 45,5% в 2003 году.

Намечается увеличение производства новой авиатехники — перспективного самолета-амфибии Бе-200, среднемагистрального самолета Ту-234, регионального самолета Ан-140, вертолетов Ми-38, Ка-62, Ка-226 и других перспективных машин.

В космической деятельности основное внимание будет уделено созданию условий для гарантированного доступа России в космос на основе расшире­ния производства ракет-носителей на отечественных предприятиях и сокра­щения их номенклатуры до минимально достаточного уровня за счет рацио­нальной унификации.

Планируется также обеспечить, в основном, потребность промышленности России в современных интегральных схемах и уменьшить зависимость от им­порта.

В прогнозируемом периоде предусматривается рост производства наукоем­ких, импортозамещающих высокоэффективных приборов, инструментов, ап­паратов и оборудования для профилактики, диагностики, лечения и реабили­тации больных по всем направлениям медицинской техники.

Однако, поскольку основное предназначение оборонно-промышленного комплекса — производство оборонной продукции, то он не может устойчиво существовать и развиваться без определенности в перспективах развития продукции военного назначения как для внутренних нужд Российской Федерации, так и для внешнего рынка оружия, закрепленных в государственных обо­ронных заказах. Это является необходимыми условиями рациональной военно-технической политики государства.

В связи с этим, интересы страны требуют приведения производственных мощностей оборонно-промышленного комплекса в соответствие с потребностями ожидаемого в будущем спроса на вооружение и военную технику для всех силовых структур России и выполнения международных контрактов в рамках военно-технического сотрудничества с иностранными государства­ми, а также гражданского наукоемкого продукта на внутреннем и внешнем рынках. Для этого в настоящее время принято решение об исправлении сло­жившегося положения и ускорении процессов реформирования оборонно-промышленного комплекса.

Целью реформирования оборонно-промышленного комплекса является: обеспечение устойчивого функционирования в интересах выполнения задач оснащения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Рос­сийской Федерации вооружением и военной техникой в соответствии с госу­дарственной программой вооружения и государственным оборонным зака­зом; выполнение планов военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, мобилизационного развертывания, а также развития со­зданных современных технологий.

При этом основными направлениями реформирования оборонно-промышленного комплекса должны быть:

  • комплексное совершенствование управления оборонно-промышленным
    комплексом и системой военно-технического сотрудничества с иностранны­ми государствами;

  • оптимизация состава оборонных предприятий с учетом военно-технического сотрудничества с иностранными государствами за счет концентрации го­сударственного оборонного заказа на казенных заводах, федеральных государ­ственных унитарных предприятиях и акционерных обществах с долей государ­ства более 50%, объединение их по технологическим и кооперационным це­почкам в корпорации (холдинги, финансово-промышленные группы и другие высокоинтегрированные структуры), которые имели бы государственный обо­ронный заказ по продукции военного назначения на уровне 75-80% производ­ственных мощностей, отвечающих критерию экономической рентабельности (эта программа уже начала реализовываться, пример, - создание Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), куда вошли такие предприятия как: АХК «Сухой», Корпорация «Иркут», «Туполев», РСК «МиГ» и т.д. Величина уставного капитала ОАО "ОАК" составляет около 96,72 млрд. руб. Доля Российской Федерации в уставном капитале корпорации превышает 90%.);

  • существенное увеличение доли научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в государственном оборонном заказе, обеспечение адресной поддержки базовых (критических) технологий, поддержка создания тех­ники и технологий двойного назначения (предприятия оборонно-промышленного комплекса, реализующие такие технологии, целесообразно финансировать специальной строкой федерального бюджета или через федеральные программы);

  • техническое перевооружение оборонных предприятий, диверсификация
    производства, использование преимущественно гибких, легко перестраиваемых производств исходя из того, что государственный оборонный заказ
    и в перспективе будет ориентирован на выпуск вооружения и военной техники в основном малыми сериями и не обеспечит определяющей загрузки производственных мощностей предприятий оборонно-промышленного комплекса;

  • привлечение в оборонно-промышленный комплекс нетрадиционных источников финансирования;

  • воссоздание на новой экономической основе системы долгосрочного
    программно-целевого развития продукции военного назначения и создания
    продукции военного назначения для экспортных поставок, а также соответствующего научно-производственного потенциала оборонных предприятий;

  • сокращение ресурсоемкости оборонно-промышленного комплекса с одновременным повышением его эффективности;

  • сопряжение ресурсов государственного оборонного заказа, возможностей военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, использования двойных технологий и диверсификации производства для достижения основной цели развития оборонно-промышленного комплекса;

  • перенос акцента в финансировании государственного оборонного заказа с закупок вооружений и военной техники на военные НИОКР, обеспечивающие создание перспективных конкурентоспособных образцов и систем воору­жения;

  • эффективное использование научно-технического и производственного
    потенциалов оборонно-промышленного комплекса для развития гражданского сектора экономики;

  • исключение конкуренции российских предприятий между собой на мировом рынке оружия и реализация единой скоординированной ценовой политики на продукцию военного назначения (началом решения данных проблем стал Указ Президента РФ №54 от 18 января 2007 г., установивший ФГУП «Рособоронэкспорт» в качестве единственного государственного посредника в отношении экспорта всей продукции военного назначения);

  • расширение кооперации в рамках военно-технического сотрудничества с зарубежными компаниями по модернизации российских вооружения и во­енной техники, находящихся на вооружении иностранных армий, и создание перспективных образцов вооружения и военной техники.

При реформировании оборонно-промышленного комплекса необходимо учитывать следующее.

1. Государство может финансировать только необходимый минимум расхо­дов, обеспечивающих:

  • недопущение разрушения временно невостребованных наиболее ценных элементов производственного и научно-технического потенциалов оборон­ной промышленности (квалифицированные кадры, технологии, экспериментальная база, производственные мощности);

  • разработку новейших образцов вооружения и военной техники как основы реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации и завоевания новых ниш мирового рынка оружия;

• сохранение материально-технического снабжения армии на уровне, не подрывающем ее боеспособности в наиболее вероятных вариантах воен­ных действий.

2. При определении круга предприятий и организаций, остающихся в обо­ронном производстве, необходимо ориентироваться на те, у которых:

  • собственные возможности соответствуют планам реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации и потребностям их в вооружении
    и военной технике;

  • высокий экспортный потенциал, позволяющий создавать высокотехнологичную и конкурентоспособную продукцию военного назначения;

  • современные технологии, устойчивые кооперационные связи;

• минимально возможное перепрофилирование научно-технического и технологического заделов;

• хорошо решены социальные аспекты.

Основой стратегии развития оборонно-промышленного комплекса является Концепция развития вооружения, военной и специальной техники на пе­риод до 2015 года, Государственная программа вооружения на 2007-2015 годы и Федеральная целевая программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года».

Результатом реформирования оборонно-промышленного комплекса должно стать ядро высокотехнологичных предприятий промышленности, отвечающее новым задачам военного строительства в России и военно-техническо­го сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, способное обеспечить также восстановление и ускоряющее развитие произ­водства конкурентоспособной гражданской продукции. Финансово-экономическая устойчивость оборонно-ориентированного ядра должна обеспечи­ваться путем сопряжения разработки и производства вооружения в рамках за­даний Государственной программы вооружения (государственного оборонно­го заказа) с развитием военно-технического сотрудничества с иностранными государствами и расширением производства гражданской продукции на базе техники и технологий двойного назначения. Таким ядром станет Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии», созданная на базе активов «Рособоронэкспорта» (Федеральный закон о государственной корпорации «Ростехнологии» от «23» ноября 2007г. №270-ФЗ

Концентрация военного производства должна способствовать оптимиза­ции производственных процессов, повышению рентабельности и эффектив­ности работы предприятий (организаций), а также обеспечить необходимую основу для проведения унификации вооружения и военной техники.

Предприятия, выводимые из сферы оборонного производства, должны максимально использоваться для диверсификации деятельности реформиру­емого оборонно-промышленного комплекса, трансферта оборонных техноло­гий в гражданский сектор, решения задач промышленного развития регионов Российской Федерации. Они могут ликвидироваться, перепрофилироваться и продаваться в частную собственность, если производимая ими продукция военного назначения может выпускаться другими предприятиями, а органи­зация выпуска продукции гражданского назначения экономически нецелесо­образна.

Главной задачей структурных преобразований оборонно-промышленного комплекса является создание крупных диверсифицированных корпораций и повышение эффективности их деятельности, в том числе на базе межотрас­левой кооперации. Вновь образованные корпорации должны включать мощ­ные исследовательские и конструкторские подразделения и производствен­ную базу. В их составе в перспективе могут быть организованы маркетинговые службы и подразделения послепродажного обслуживания продукции военно­го назначения, в том числе поставляемого иностранным заказчикам в рамках военно-технического сотрудничества.

Принятие решения о создании корпораций должно осуществляться с уче­том прогноза экспортных контрактов в сфере военно-технического сотрудни­чества с иностранными государствами, сложившейся государственной систе­мы управления и контроля в этой сфере. Очень важно, чтобы проводимая в России реформа не привела к снижению объемов экспорта продукции воен­ного назначения на мировом рынке оружия. Поэтому при планировании раз­вития интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе принципиально важны обеспечение «вертикали управления» в создаваемых интегрированных структурах и обеспечение необходимых прав государства по управлению деятельностью создаваемых интегрированных структур.

При создании корпораций необходимо учесть некоторые отрицательные моменты прошлого опыта формирования такого рода структур.

Так, образованные в середине 90-х годов комплексы АВПК «Сухой» и ВПК «МАПО», концерн «Антей», ФПГ «Морская техника» и др. не смогли стать эффективными субъектами экономических отношений из-за постоянной борьбы за влияние в них бюрократических и олигархических групп, конфлик­тов между центральной объединяющей компанией и субъектами интегриро­ванных структур.
^

Для справки


В 1996 г. при создании ГУП АВПК «Сухой» ему были переданы в управление государственные пакеты акций акционированных КБ и двух серийных заводов. В дальнейшем предполагалось акционирование еще двух заводов, производящих самолеты «Су», и самого АВПК. Государственные пакеты (до 51% акций) КБ и заводов предусматривалось внести в уставный капитал головной компании.

Однако упорное сопротивление КнААПО (Комсомольск-на-Амуре) не дало возможность реализовать этот план. Дело в том, что КнААПО, являясь основ­ным исполнителем контрактов на поставку Су-27 и его модификаций в Китай, не собирался отказываться от контроля экспортных финансовых потоков.

Такое же положение и в концерне «Антей». Ижевское ГУЛ «Электромехани­ческий завод «Купол», являющееся головным производителем ЗРК «Тор-М1» со­противляется планам акционирования. В том и другом случае местные власти поддерживают заводы, являющиеся для регионов бюджетообразующими за счет экспорта.

В соответствии с федеральной целевой программой реформирования оборонно-промышленного комплекса, заказы оборонной продукции будут концентрироваться в корпорациях, производящих конку­рентоспособную на мировом рынке продукцию военного назначения, а также выпускающих критически важную для поддержания обороноспособности страны продукцию, не являющуюся предметом экспорта (например, работаю­щие в ядерном оружейном комплексе). Корпорации, на которых будут кон­центрироваться заказы оборонной продукции, должны признаваться монопо­листами в производстве вооружения и военной техники и, в соответствии с антимонопольным законодательством, должны подвергаться контролю за ценообразованием и использованием прибыли для перспективных разработок и модернизации производства.

Для этого необходимо осуществить:

  • интеграцию предприятий и организаций с повышением эффективности управления государственным имуществом и государственного участия в уп­равлении корпоративными структурами;

  • мероприятия по повышению эффективности военно-технического со­трудничества, расширению выпуска высокотехнологичной продукции воен­ного назначения, конкурентоспособной на мировом рынке оружия, углубле­нию кооперации с зарубежными компаниями по модернизации российского вооружения и военной техники;

• комплекс организационных, экономических, научно-технических и нормативно-правовых мероприятий по эффективному внедрению на предприятиях оборонно-промышленного комплекса новейших информационных тех­нологий (типа CALS).

Реализация направлений реформирования оборонно-промышленного комплекса и процесса создания корпораций осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 октября 2000 года № 1768 «О мерах по обеспечению концентрации и рационализации оборонного производства в Российской Федерации». В нем установлено, что внесение в уставные капиталы создаваемых холдинговых компаний в качестве вклада Российской Федерации находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, а также оп­лата доли Российской Федерации в уставных капиталах уже созданных холдинговых компаний находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ, осуществляются при условии закрепления в федераль­ной собственности не менее 51 процента акций уставного капитала каждой та­кой холдинговой компании.

Этот указ является важным шагом на пути к реструктуризации высокотехнологичного комплекса России. Фактически речь идет о создании военно-экономической базы национальной безопасности страны.

Необходимость появления такого рода документа ощущалась давно, поскольку назрела потребность в реструктуризации и концентрации оборонно-промышленного комплекса. Ранее процессу концентрации ОПК мешал за­прет на внесение в уставные капиталы интегрированных структур более 10% находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.

Изданный указ позволяет увеличивать долю государственной собственности в холдингах до 51 %, что повышает возможности государства по управлению создаваемыми структурами. Снятие правовых ограничений при создании ин­тегрированных структур в оборонной промышленности позволило эффектив­нее использовать ее потенциал.

Реализация указа облегчит создание более жестких корпоративных структур типа холдингов, включающих научные организации, предприятия опытного и серийного производства, которые в состоянии будут разрабатывать но­вые типы вооружения и техники. Таким структурам будет проще выжить в условиях рынка, поскольку у заказчиков, в том числе и иностранных, к ним доверия будет намного больше, чем к отдельному предприятию, полностью зависящему от поставщиков и государственного финансирования.

Таким интегрированным структурам, в условиях постоянного усложнения техники, под силу создавать новые виды конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции военного назначения. Они будут рационально реструктуризированы, могут эффективно использовать финансовые ресурсы, оптимально распределяя их между серийным производством и НИОКР. Реструктуризация оборонно-промышленного комплекса даст возможность сконцентрировать средства и рационально их использовать для его развития. По некоторым данным для этого ежегодно можно аккумулировать порядка 8-10 млрд. долл.

Следует отметить, что некоторые специалисты и промышленники убеждены в том, что оборонная промышленность государства может эффективно развиваться только, в основном, благодаря частному капиталу. И при этом считают, что рассмотренный выше указ является первым таким шагом на пути уменьшения государственного контроля за оборонно-промышленным комплексом, поскольку снимает устаревшие ограничения, существовавшие в законодательстве при создании интегрированных структур. Как показывает мировой опыт, будущее принадлежит крупным национальным и транснациональным диверсифицированным корпорациям, где преимущество имеет ча­стный капитал, а государство, как правило, владеет блокирующим пакетом акций.

В США процесс слияния ведущих военно-промышленных компаний прак­тически завершился. На уровне субподрядчиков концентрация производства продукции военного назначения продолжается, прежде всего, в секторах во­енной электроники и информационных технологий.

Следует отметить, что время национальных оборонно-промышленных комплексов прошло. Так в Европе вся авиастроительная индустрия в 1999 г. стала полностью общеевропейской за счет слияния трех авиационно-космических компаний Франции, Германии и Испании и образования в результате этого первой крупной международной корпорации — EADS. Крупнейшие во­енно-промышленные компании Франции, Германии, Великобритании и США приобретают компании в других странах мира (в Австралии, Брази­лии, Южной Корее, Южной Африке и др.).

Национальные сектора пока сохраняются в области промышленности во­оружений для сухопутных войск и морских систем. Традиционно эти отрасли были получателями значительной государственной поддержки, они в мень­шей степени сталкиваются с риском быть поглощенными американскими фирмами. Поэтому в этой части оборонно-промышленного комплекса слия­ние происходит более медленно. Но оно уже началось, и вскоре ни француз­ской, ни германской бронетанковой промышленности не останется.

Единственный сектор, который не будет затронут процессом слияний и по­глощений, — это ядерная промышленность. Национальных промышленных комплексов обычных вооружений не останется — будет единая европейская оборонная промышленность обычных вооружений. По словам ведущего французского специалиста по вопросам торговли вооружением и оборонной промышленности Жан-Поля Эбера, в принципе существует реальная заинтересованность в том, чтобы европейская и российская оборонные промышлен­ности вступили в альянс.

Процесс интеграции предприятий отечественного оборонно-промышленного комплекса начался с авиационной промышленности, одной из самых экспортоориентированных отраслей. Продолжается он и сейчас. В феврале 2006 года Президент РФ подписал указ о создании открытого акционерного общества Объединенная авиастроительная корпорация.

ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) внесена в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ. Государству в ОАК принадлежит 90,01% акций.

В качестве своей доли в уставном капитале объединенной компании государство внесло следующие пакеты акций: Авиационная холдинговая компания "Сухой" - 100%, Внешнеэкономическое объединение "Авиаэкспорт" - 15%, Илюшин Финанс Ко. - 38%, Комсомольское-на-Амуре авиационное объединение им.Ю.А.Гагарина - 25,5%, Межгосударственная авиастроительная компания "Илюшин" - 86%, Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" - 38%, Новосибирское авиационное производственное объединение им.Чкалова - 25,5%, Туполев - 90,8%, Финансовая лизинговая компания - 58%, 30,6% обыкновенных акций корпорации "Иркут". Кроме того, в состав ОАК будут переданы 100% акций Российской самолетостроительной корпорации "МиГ" и 100% акций Казанского авиационного производственного объединения им.С.П.Горбунова. Величина уставного капитала ОАО "ОАК" составляет около 96,72 млрд. руб.

Решение об интеграции авиационной промышленности вполне объяснимо, поскольку распределение скудных финансовых ресурсов по отдельным предприятиям, НИИ и КБ может привести к тому, что отечественные ВВС останутся без новых самолетов и вертолетов, а Россия потеряет междуна­родный рынок авиационной техники.

В качестве примера слияния российских компаний оборонно-промышлен­ного комплекса с компаниями других государств можно привести создание российско-белорусской межгосударственной финансово-промышленной группы (МФПГ) «Электронные технологии», объединившей 33 предприятия электронной отрасли России и 5 предприятий Белоруссии. В состав этой МФПГ включены и кредитные учреждения.

Развитие отечественного оборонного потенциала требует инвестиций, кото­рые можно получить за счет государственной поддержки оборонного производства, централизованных капитальных вложений, использования части до­ходов от экспортных поставок продукции военного назначения, протекционистских мер защиты отечественных производителей и наукоемкого производ­ства, государственного целевого финансирования структурной перестройки оборонных производств и создания высокотехнологичной базы, использую­щей технику и технологии двойного применения. Такая политика позволит че­рез некоторый период времени повысить конкурентоспособность продукции отечественного оборонно-промышленного комплекса на мировом рынке.




Похожие:

«Характеристика оборонно-промышленного комплекса России и направления его реформирования» iconТрудовая мотивация работников предприятий оборонно-промышленного комплекса демченкова О. А
Объектом нашего исследования были два предприятия (оао "Кировский завод" г. Санкт-Петербург и ОАО нпп "Эра" г. Пенза). Нашей задачей...
«Характеристика оборонно-промышленного комплекса России и направления его реформирования» iconСовременные технические средства охраны, разработанные фгу ниц «Охрана» мвд россии и перспективные направления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
Паратуры и, в частности, систем централизованного наблюдения, его обновление современными, более надежными системами и комплексами...
«Характеристика оборонно-промышленного комплекса России и направления его реформирования» iconОсобенности и проблемы формирования территориально-производственных комплексов в России
Х территориально-производственных комплексов России. Изучение его проблем, истории, особенностей является актуальнейшей задачей сегодняшнего...
«Характеристика оборонно-промышленного комплекса России и направления его реформирования» iconПроцессы общественного реформирования в России свидетельствуют об интенсивном росте актуальности и значимости социальных преобразований
А ведь построение социального государства в современной России отвечает фундаментальным интересам общества, это магистральный путь...
«Характеристика оборонно-промышленного комплекса России и направления его реформирования» iconКонспект урока истории России для 8 класса по теме «Россия в первой половине XIX века»
Название учебно-методического комплекса: умк «История России» А. Ф. Киселева, В. П. Попова для 6–11 классов
«Характеристика оборонно-промышленного комплекса России и направления его реформирования» iconМотивация учения средствами музыки в условиях учебно-образовательного комплекса “Культура моего народа и народов мира”
В настоящее время практиков школьного образования особенно волнуют проблемы мотивации учения. Это связано со многими факторами, но...
«Характеристика оборонно-промышленного комплекса России и направления его реформирования» icon34 (226), 6 сентября 2012 года, четверг Сегодня в выпуске: Руководители «промышленного блока»
Руководители «промышленного блока» в региональном правительстве – о нефти, газе и первоочередных задачах по развитию «опорных точек»...
«Характеристика оборонно-промышленного комплекса России и направления его реформирования» iconЛитература по теме: Василик М. А. Политология. М.: Гардарики, 2005
Американская политология, основные направления современной американской политологической школы. Английская политология, политология...
«Характеристика оборонно-промышленного комплекса России и направления его реформирования» iconОсновные направления исследований в области искусственного интеллекта
Понятие о экспертной системе (ЭС). Общая характеристика эс. Виды эс и типы решаемых задач. Структуры и режимы использования эс. Классификация...
«Характеристика оборонно-промышленного комплекса России и направления его реформирования» iconОб итогах деятельности Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан за 2012 год и задачах на 2013 год Стратегическое направление: Устойчивое развитие отраслей агропромышленного комплекса Цель Развитие конкурентоспособного агропромышленного комплекса страны,
Цель Развитие конкурентоспособного агропромышленного комплекса страны, обеспечивающего продовольственную безопасность и увеличение...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами