Проект модель федерально-региональной системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений общего образования icon

Проект модель федерально-региональной системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений общего образования



НазваниеПроект модель федерально-региональной системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений общего образования
Дата17.10.2016
Размер
ТипУроки, сочинения


Проект


МОДЕЛЬ ФЕДЕРАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


  1. Обоснование актуальности обновления традиционной системы ПП и ПК работников общего образования в условиях его системного развития.


В современных социально-экономических условиях задача повышения квалификации педагогических кадров развития общего образования объективно выдвигается на первый план. Не решив проблему переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, невозможно модернизировать систему общего образования, обеспечить подготовку выпускников школ, качество образования которых будет соответствовать потребностям современной развивающейся экономики. Особенно остро эта проблема встала в связи с необходимостью реализацией инициативы «Наша новая школа» и введением стандартов общего образования второго поколения. Существующая в настоящее время система дополнительного профессионального педагогического образования (далее ДППО) все больше вступает в противоречие с этими новыми реалиями развивающегося образования и накапливает целый ряд проблем своего развития, таких как:

  • отсутствие механизмов адекватного и гибкого реагирования на быстрые изменения в общем образовании, отставание от актуальных запросов школ, школьных команд и отдельных педагогов;

  • закрытость системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников системы общего образования (далее ПП и ПК РСОО), отсутствие эффективных механизмов влияния потребителей на качество предоставляемых образовательных услуг;

  • преобладание типовых программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации (далее ПП и ПК), ориентированных на ЗУНовский подход к содержанию образования, а также традиционных форм и методов их освоения, не позволяющих овладевать эффективными способами решения задач развивающейся профессиональной деятельности;

  • отсутствие механизмов для обеспечения индивидуализации ДППО;

  • отсутствие в системе механизмов эффективного использования инновационного потенциала педагогов и руководителей-практиков, являющихся лидерами образования, для повышения эффективности подготовки кадров;

  • отсутствие адекватной связи ПП и ПК с аттестацией РСОО, что не позволяет результатам повышения квалификации влиять на размер заработной платы педагогов и руководителей системы общего образования;

  • отсутствие эффективных механизмов обеспечения государственных гарантий прав РСОО на повышение квалификации и переподготовку в соответствии с образовательными программами и стандартами системы дополнительного профессионального образования.

Существенным недостатком традиционных централизованных региональных моделей повышения квалификации кадров является наличие сильного центра при слабой неразвитой периферии, в результате чего учителя из отдаленных территорий не получают качественного профессионального дополнительного образования.

Для решения задачи подготовки педагогических кадров к решению задач модернизации общего образования необходимо наличие активных действенных, согласованных и профессионально выверенных мер по созданию соответствующей системы повышения их квалификации, созданной и эффективно действующей в общегосударственном национальном масштабе.


^ 2. Цели современной системы дополнительного профессионального педагогического образования.

  • Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических кадров в соответствии с развивающимся содержанием их деятельности.

  • Формирование в учителе и руководителе учреждений образования качеств субъекта собственного личностного, профессионального и социального развития.

  • Повышение личной ответственности педагогов за уровень своей профессиональной квалификации, ориентированность работников образования на личностный смысл повышения квалификации, совершенствование образовательных запросов, развитие их потребностно-мотивационной сферы.

  • Создание благоприятных условий для участия работника образования в системе повышения квалификации не только в роли потребителя, но и в роли производителя образовательных услуг.

  • Превращение повышения квалификации в институт достижения нового качества общего образования, в условие реализации перспективных потребностей его развития, в источник повышения социально-профессионального статуса педагога и роста его материального благосостояния.


^ 3. Концептуальные подходы к построению современной национальной модели профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников системы общего образования.


Концептуальные подходы к построению современной системы ДППО разработаны с учётом опоры на позитивные системные изменения прошлых лет, появившиеся в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО), Комплексной программы модернизации образования (КПМО); Приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО в системе объективной независимой оценки качества образования на основе единого государственного экзамена (ЕГЭ); в содержании общего образования на его старшей ступени за счет введения профильного обучения; в системе оплаты труда, позволяющей увязывать объем денежного вознаграждения с результатами профессиональной деятельности педагогических кадров; в усилении общественного участия в управлении учреждениями образования; в осуществлении нормативного финансирования деятельности образовательных учреждений и других наиболее значимых инновациях.

Концептуальные подходы и принципы создания современной системы ПП и ПК РСОО ориентированы на достижение новых приоритетов в развитии общего образования, содержащихся в Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа». Ключевые позиции, используемые в данной концепции, регулируются также Болонской конвенцией и направлены на повышение конку­рентоспособности российского дополнительного профессионального педагогического образования на международном рынке образовательных услуг, обеспечение воз­можности участия российских педагогов, управленческих кадров, представителей системы ПП и ПК в системе международного непрерывного обра­зования.


Концептуальными основаниями для построения современной системы дополнительного профессионального педагогического образования являются методологические идеи деятельностного подхода к профессиональному развитию и саморазвитию кадров в соответствующей целям их профессиональной подготовки образовательной среде.


Важнейшими концептуальными принципами создания современной системы ПП и ПК РСОО служат:

  • принцип компетентностно-деятельностного подхода к развитию содержанию дополнительного профессионального педагогического образования, реализуемый за счет разработки соответствующих ему образовательных программ и их модулей и интеграцию учебной и профессионально-педагогической деятельности обучающегося;

  • принцип соединения науки и практики в системе ПП и ПК через развитие экспертной, проектной и исследовательской деятельности; привлечение лидеров образования в систему повышения квалификации для передачи своего опыта;

  • принцип оперативности, как способности системы ПП и ПК своевременно откликаться на изменения в образовательной реальности и образовательных запросах потребителей образовательных услуг и осуществлять опережающее предложение образовательных услуг в соответствии с постоянно обновляющимися квалификационными характеристиками работников образования;

  • принцип доступности, состоящий в обеспечении равных условий для качественного повышения квалификации кадров всех общеобразовательных учреждений Российской Федерации за счет государственных гарантий на повышение квалификации и профессиональной переподготовки кадров в соответствии с образовательными программами и стандартами системы дополнительного профессионального образования, максимально возможное ее приближение к условиям жизни и месту работы педагогов в любое удобное для них время;

  • принцип индивидуализации образовательного процесса в системе ПП и ПК за счет уровневого и модульного характера построения образовательных программ ПП и ПК РСОО, наличия разнообразных форм и методов их освоения, в которых отражается образовательный заказ различных целевых групп обучающихся; возможности свободного выбора для потребителей содержания, места, времени и формы получения образовательных услуг, отвечающих их запросам;

  • принцип непрерывности образования, реализуемый через встраивание дополнительного профессионального педагогического образования в общую систему образования взрослых и осуществляемый за счет возможности накопления образовательных программ и их модулей в пространственно-временной организации учебного процесса;

  • принцип распределенности или диверсификации системы ПП и ПК, предполагающий использование образовательного потенциала максимально большого числа учреждений, структур, структурных подразделений и лиц, оказывающих услуги в сфере ДППО в курсовой, посткурсовой и межкурсовой периоды и позволяющий создать сетевую образовательную систему с сильным центром и сильной периферией;

  • принцип демонополизации и состязательности при производстве и реализации образовательных услуг системы ДППО за счет включения в нее их разнообразных производителей, использования конкурных механизмов их отбора, проведения общественно-государственной экспертизы, оценки конкурентноспособности и востребованности разработанных и реализуемых образовательных программ;

  • принцип ориентации на конечный результат в реализации и оценке качества образовательных услуг по повышению квалификации, осуществляемый с помощью механизмов государственно-общественной экспертизы и общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ, кредитно-модульной системы их построения, сертификации прошедших по ним подготовку специалистов с их последующей аттестации на соответствующие категории;

  • принцип соответствия предложения спросу на образовательные услуги в сфере ПП и ПК через наличие и эффективное функционирование в системе механизмов выявления образовательных запросов потребителей услуг и их мониторинг, а также механизмов формирования и распределения заказа на ПП и ПК между производителями услуг и наличие мониторинга его исполнения;

  • принцип открытости, обеспечивающий возможность влияния широкой педагогической общественности на состояние дел в сфере ПП и ПК педагогических кадров и возможность влияния её самой на развитие общего и профессионального педагогического образования;

  • принцип независимости и объективности оценки результатов ПП и ПК кадров за счет разделения функций формирования заказа на образовательные услуги и оценки качества его исполнения между разными организациями системы;

  • принцип эффективного использования бюджетных средств за счет осуществления финансирования наиболее актуальных и конкурентных оперативных и стратегических заказов потребителей образовательных услуг и использования персонифицированного финансирования профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников системы общего образования через государственные именные сертификаты (ваучеры);

  • принцип гибкости, т.е. способности системы ПП и ПК РСОО предложить в соответствии с индивидуальными запросами потребителей максимально широкий спектр образовательных услуг, разнообразных по содержанию, формам организации, объёму и месту их проведения;

  • принцип мобильности системы ПП и ПК РСОО, предполагающий создание внутренних условий для ее саморазвития, приводящего к нарастанию в ней разнообразия образовательных услуг и возможности ее перестройки в соответствии с изменяющимися условиями и целями деятельности;

  • принцип вариативности модели ПП и ПК РСОО, предполагающий учет многообразия специфических условий, в которых действует система образования, и особенности кадрового потенциала.


^ 4. Модель цикла функционирования современной системы ПП и ПК РСОО


Современная модель функционирования системы ПП и ПК РСОО представляет собой цикл, состоящий из следующих механизмов и процедур формирования и исполнения заказа на образовательные услуги, осуществляемых в соответствии с вышеперечисленными принципами.


Модель цикла функционирования системы ПП и ПК представляет собой совокупность следующих этапов деятельности.


^ Модель цикла функционирования системы ПП и ПК РСОО


1.Выявление образовательных запросов потребителей заказчиками и производителями образовательных услуг.

2.Формирование образовательного заказа учреждениям системы ДППО от федерального, регионального, муниципального и школьного уровней с использованием механизмов партнерского взаимодействия производителей этих услуг с их потребителями, заказчиками и инвесторами.

3.Размещение заказов на разработку новых или использование (продажу) уже имеющихся образовательных услуг по переподготовке и повышению квалификации РСОО

4.Реагирование системы ДППО на запросы потребителей и заказчиков через предложение имеющихся или создание новых образовательных программ (их модулей).

5.Осуществление государственно-общественной профессиональной экспертизы образовательных программ и их модулей.

6.Осуществление процесса обучения в системе ПП и ПК по модульным образовательным программам.

7.Сертификации специалистов по результатам ПП и ПК


^ Модель цикла функционирования системы ПП и ПК РСОО

Выявление образовательных запросов потребителей

Формирование образовательного заказа

Размещение заказов на разработку новых или использование

(продажу) уже имеющихся образовательных услуг




Осуществление процесса обучения в системе ПП и ПК по модульным образовательным программам.










Осуществление государственно-общественной профессиональной экспертизы образовательных программ и их модулей.

Предложение имеющихся или создание новых

образовательных программ (их модулей).


Сертификации специалистов по результатам ПП и ПК

Осуществление процесса обучения в системе ПП и ПК по модульным образовательным программам.



^ 1. Выявление образовательных запросов потребителей заказчиками и АПК и ППРО как производителем образовательных услуг.


Под образовательным запросом к системе ДППО в данной концепции понимается такая потребность на образовательные услуги, которая не может быть устранена внутри самого образовательного учреждения или системы (школьного, муниципального, регионального уровней) и потому передается для исполнения на другой, более высокий уровень системы образования или от органа управления образования в учреждения системы ДППО.

Субъектами формирования запросов к системе ПП и ПК РСОО выступают:

  • их непосредственные потребители (учителя и руководители общеобразовательных учреждений);

  • общеобразовательные учреждения;

  • муниципальные и региональные органы управления образованием или их уполномоченные представители.


Запросы потребителей могут быть общими и частными.

  • К общим относятся запросы, возникшие вследствие изменений в федеральной, региональных, муниципальных образовательных системах и учреждениях образования. Они связаны с реализацией общей образовательной политики и реализацией соответствующих программ (комплексных проектов) развития учреждения или системы образования.

  • ^ К частным относятся запросы, не связанные с решением общих проблем и реализацией общих целей учреждения или образовательной системы, а возникшие вследствие решения собственных уникальных для человека, образовательного учреждения или системы проблем и целей. Понятие частного возникает только относительно имеющегося общего запроса.




  • Запросы могут иметь актуальный характер, это запросы, обеспечивающие решение актуальных, срочных, неотложных, насущных задач, или быть перспективными, то есть ориентированными на наиболее значимые стратегические (долгосрочные) или будущие задачи профессиональной деятельности.




  • Все виды общих и частных, а также актуальных и перспективных запросов могут быть как массовыми так и не массовыми, то есть носить индивидуальный характер.


Как правило, массовыми бывают запросы, вызванные проведением широкомасштабных изменений в учреждении или системах разного уровня управления (муниципальных, региональных, федеральной). Они носят общий и актуальный характер.


Однако нужно иметь в виду, что частные запросы отдельных учреждений и систем могут также при определенных условиях (проявление массовой инициативы снизу вследствие нерешенности накопившихся проблем, моды на определенные направления развитии или инновации) приобрести массовый характер.

^ К немассовым запросам, как правило, в системе повышения квалификации относятся перспективные, ориентированные на решение будущих или стратегических задач.


^ Виды запросов на образовательные услуги


Запросы на образовательные услуги



Общие

Перспективные



Частные

Актуальные



Массовые и немассовые

Механизм выявления запросов и формирования на их основе заказов на образовательные услуги потребителю строится в данной модели в соответствии с требованиями:

  • адресности ПП и ПК, предполагающий учет при выявлении образовательного запроса потребителя исходного уровня подготовки, пройденной траектории и категории обучающегося;

  • свободы выбора потребителем (учителем, руководителем общеобразовательного учреждения, педагогической командой) содержания и форм повышения квалификации;

  • обеспечения открытости и доступности информации об образовательных услугах, предоставляемых организациями и учреждениями, в том числе за счет создания банков образовательных программ и модулей, реестра поставщиков, результатов мониторинга качества образовательных услуг;

  • тьюторского сопровождения и поддержки потребителей образовательных услуг, предполагающий обеспечение поддержки и сопровождения выбора ими необходимых для повышения эффективности их деятельности учебных программ и формирования индивидуальных траекторий обучения (при определении содержания, форм, методов, продолжительности обучения и др.);

  • опережающего, адекватного и гибкого реагирования при выявлении запросов на изменения, происходящие во всех подсистемах общего образования за счет анализа и прогнозирования их развития, а также рассмотрения образовательных потребностей не в узком, а в широком смысле, в том числе за рамками традиционных, известных способов их удовлетворения, а также доминирование ориентации на долгосрочную перспективу регионального рынка образовательных услуг на решающих направлениях;

  • партнерского взаимодействия участников выявления образовательных запросов (исполнителей, заказчиков, потребителей, инвесторов, тьюторов) и консолидации усилий, прикладываемых на всех уровнях системы образования (федеральном, региональном, муниципальном, институциональном, индивидуальном) для обеспечения полноты и конкретности заказа;

  • непрерывности мониторинга запросов на образовательные услуги к федерально-региональной системе ПП и ПК РСОО и качестве их удовлетворения.


Сбор информации о запросах на образовательные услуги осуществляется с помощью различных организационных форм и методов внутренней самооценки и самоанализа, а также внешних, независимых оценок:

а) анализа затруднений в профессиональной педагогической и управленческой деятельности, выявляемых в процессе ее наблюдения при выполнении функций внутришкольного контроля;

б) анализа итогов аттестации педагогических и управленческих кадров и итогов деятельности того или иного общеобразовательного учреждения;

в) анализ данных ЕГЭ и других форм контроля результатов деятельности учреждений образования;

г) анализ успешности выпускников ОУ на рынке труда или в системе непрерывного образования, выявляемый в ходе общения с работодателями и руководителями вузов;

д) анализ программ развития различных уровней на предмет выявления новых задач деятельности и профессиональных компетенций педагогических и управленческих кадров, необходимых для их реализации;

е) анкетирование кадров по специально разработанным методикам с целью выявления их потребностей в повышении квалификации для приобретения профессиональных компетенций;

ж) анализ итогов конкурсов профессионального мастерства;

з) анализ вопросов, наиболее часто задаваемых руководителям органов управления образованием в ходе прямых консультаций, выступлений в СМИ и путём частных обращений как со стороны административных и педагогических работников ОУ, так и со стороны родительской общественности, социальных партнёров (при этом очень эффективно ведение письменного учёта и содержания обращений за консультациями по тем или иным вопросам);

и) анализ независимых публикаций в СМИ по поводу проблем, возникающих в сфере образования;

к) анализ данных, предоставляемых региональными и муниципальными органами управления внутренних дел, здравоохранения, социальной защиты населения и т.д.

Информация о запросах на ПП и ПК собирается муниципальными органами управления образованием, муниципальными методическими службами, региональными учреждениями ДППО, АПК и ППРО как федеральным учреждением ДППО и аккумулируется в структурных подразделениях органов управления образованием и учреждений ДППО федерально-региональной системы.

Собранная таким образом информация позволяет производителям услуг, а также их заказчикам разработать виды новых образовательных услуг и откорректировать перечень имеющихся.

Производителями услуг совместно с заказчиками готовятся перечни новых и уже имеющихся на рынке образовательных услуг, которые готова предложить федерально-региональная система ДППО

Передача и сбор информации о запросах на образовательные услуги, предлагаемые системой ДППО, осуществляется следующим образом.


^ Схема передачи информация о запросах

на образовательные услуги,

необходимые для введения ФГОС

Федеральный уровень









Региональный уровень






Муниципальный уровень



Школьный уровень




Сначала обучающиеся получают информацию об имеющихся или разрабатываемых (новых) в системе образовательных услугах. Она передается им непосредственно самими производителями услуг или поступает к ним опосредованно, как правило, через заказчика: органы управления образованием и ММС. Информация об уже имеющихся на рынке услугах может быть получена потребителями и самостоятельно, например, из депозитария (банка) образовательных программ.


^ Схема поступления информации об образовательных услугах

от их производителей потребителю

Потребители образовательных услуг

Депозитарий образовательных программ

Заказчики ОУ (органы управления образованием, ММС)











Производители образовательных услуг: учреждения системы федерального и регионального уровней






Для формирования заказа на образовательные услуги информация об образовательных запросах потребителей должна поступить к заказчикам и производителям. Это происходит следующим образом:

  • потребители образовательных услуг конкретизируют свой запрос на образовательные услуги с учетом индивидуальных профессиональных потребностей в связи с развитием их квалификации и необходимостью прохождения аттестации, пожеланий в части выбора наиболее приемлемых для себя форм, сроков, темпов и других условий его реализации и передают его руководителям учреждения образования либо методистам ММС;

  • руководители образовательных учреждений собирают информацию о запросах на обучение педагогических и управленческих кадров, работающих в собственном образовательном учреждении, возникших в связи с развитием федеральной, региональной, муниципальных систем образования, образовательного учреждения и индивидуального профессионального развития и передают ее региональным органам управления образованием и региональным учреждениям ДППО;

  • муниципальные органы управления образованием и ММС собирают информацию о запросах на обучение педагогических и управленческих кадров, работающих в муниципальных учреждениях образовательных учреждений основного образования своего территориального муниципального объединения, возникших в связи с развитием федеральной, региональной, муниципальных систем образования, образовательных учреждений и индивидуального профессионального развития работающих в них кадров и передают ее региональным органам управления образованием и региональным учреждениям ДППО;

  • региональные органы управления образованием и региональные учреждения ДППО собирают информацию о запросах на обучение педагогических и управленческих кадров, работающих в муниципальных органах управления образованием и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных на территории региона, возникших в связи с развитием федеральной, региональной, муниципальных систем образования, образовательных учреждений и индивидуальным профессиональным развитием работающих в них кадров и передают на федеральный уровень информацию о запросах, возникших в связи с развитием федеральной системы образования;

  • федеральный орган управления и АПК и ППРО собирают информацию о запросах на обучение всех категорий педагогических и управленческих кадров, возникших в связи с развитием федеральной системы образования.


^ Схема передачи информации об образовательных запросах

заказчикам и производителям образовательных услуг



Потребители образовательных услуг: работники образовательных учреждений, органов управления образованием и ММС

Депозитарий образовательных программ








Заказчики ОУ (руководители учреждений образования, органы управления образованием, ММС)







^ Производители образовательных услуг: учреждения системы ДППО федерального и регионального уровней






Информация о запросах на ПП и ПК, собранная от всех потенциальных потребителях аккумулируется в структурных подразделениях органов управления образованием и учреждений ДППО федерально-региональной системы и обрабатывается по видам запросов.


^ Модель обработки информации

об образовательных запросах


На новые образовательные услуги федерально-региональной системы ДППО.

Общие запросы потребителей, имеющие массовый характер

  • Частные запросы потребителей, имеющие массовый характер

  • Частные запросы потребителей, не имеющие массового характера

На уже имеющиеся образовательные услуги федерально-региональной системы ДППО.


Общие запросы, имеющие массовый характер

Есть избыток образовательных услуг и возможности для их выбора.

Нет возможностей для выбора услуг.

Частные запросы, имеющие массовый характер

Есть избыток образовательных услуг и возможности для их выбора.

Нет возможностей для выбора услуг.

Частные запросы, не имеющие массового характера

Есть избыток образовательных услуг и возможности для их выбора.

Нет возможностей для выбора услуг.


Обработанная информация позволяет принять решения по формированию и размещению заказов на разработку новых и оказание имеющихся образовательных услуг, а также принять решения относительно использования различных способов финансирования работ, осуществляемых образовательными учреждениями: с помощью ваучеров, конкурсного финансирования разработки и оказания новых услуг; целевого финансирования.

Заказчик совместно с производителями принимает самостоятельное решение относительно необходимости разработки новых видов образовательных услуг в тех случаях, когда заинтересованность в них потребителя осталась не выявленной. К ним относятся услуги, актуальность которых для развития образования может оказаться высокой в будущем.


  1. Формирование и размещение образовательного заказа учреждениям системы ДППО от федерального, регионального, муниципального и школьного уровней на разработку новых или использование (продажу) уже имеющихся образовательных услуг по переподготовке и повышению квалификации кадров.


Под формированием заказа понимается определение приоритетных направлений, а также конкретных видов образовательных услуг (по содержанию, категориям кадров), которые будут в федерально-региональной системе разрабатываться и оказываться с их последующем размещением в сети учреждений ДППО.

Прежде всего, заказчиками федерального и регионального уровней системы должны быть поддержаны (профинансированы) массовые запросы на создание новых и оказание уже имеющиеся образовательных услуг, а также тиражирование тех образовательных услуг, которых недостает на рынке. Это запросы, вызванные осуществлением масштабных системных изменений в образовательных системах разных уровней.

Кроме массовых, финансово должны быть поддержаны, возможно, немассовые, но актуальные, с точки зрения стратегических направлений развития образования запросы на разработку и создание новых образовательных услуг. Их содержанием будет являться подготовка кадров к решению стратегических задач развития образования, прогнозирования его развития, опережающему осуществлению перспективных изменений на основе кардинальных по своему инновационному потенциалу и наиболее прогрессивных инноваций; подготовка к самостоятельному ведению исследовательской деятельности в области инновационного развития образовательных и управленческих систем и технологий и др.

На частные запросы отдельных групп потребителей по разработке новых образовательных услуг, оказанию имеющихся или их тиражированию, а случае недостаточного наличия на рынке рекомендуется реагировать в том случае, если они имеют массовый характер или есть прогноз возрастания спроса на эти услуги.


Размещение новых и уже имеющихся образовательных услуг в данной модели предлагается осуществлять следующим образом.


^ Место разработки и оказания услуг

Вид образовательных услуг

Федеральные учреждения ДПО, вузы.

Разрабатывает и оказывает новые виды образовательных услуг, удовлетворяющие массовые общие запросы потребителей, возникающие в связи с широкомасштабными изменениями в федеральной и региональных системах образования.


Разрабатывает и оказывает новые виды перспективных образовательных услуг, актуальных для будущего развития системы образования и связанные с реализацией основных стратегических направлений его развития.


Оказывает услуги по подготовке тьюторов для реализации разработанных АПК и ППРО новых образовательных услуг

Региональные ИПК, вузы и другие государственные и негосударственные образовательные учреждения, реализующие программы ДППО.

Оказывают уже имеющиеся на региональном рынке образовательные услуги, удовлетворяющие массовые общие и частные образовательные запросы потребителей.


Тиражируют уже имеющиеся виды образовательных услуг, удовлетворяющие общие и частные образовательные запросы потребителей, количество которых на региональном рынке образовательных услуг оказывается недостаточным.


Разрабатывают и оказывают новые виды образовательных услуг, связанные с наличием массовых частных запросы потребителей собственных региональной и муниципальных систем образования.



Муниципальные учреждения ДППО

Оказывают уже имеющиеся на муниципальном рынке образовательные услуги, удовлетворяющие массовые частные образовательные запросы отдельных образовательных учреждений и педагогов своей муниципальной системы образования.


Тиражируют уже имеющиеся на рынке образовательные услуги, удовлетворяющие массовые частные для образовательных учреждений и отдельных педагогов образовательные запросы, которых не хватает на рынке образовательных услуг.


Разрабатывают и оказывают новые виды образовательных услуг, удовлетворяющие массовые частные образовательные запросы образовательных учреждений и отдельных педагогов.




Формирование государственного заказа осуществляется органами управления образованием регионального и федерального уровней и происходит следующим образом.

Основополагающий принцип формирования заказов на образовательные услуги системы ПП и ПК РСОО ставит в центр внимания не нужды производителей образовательных услуг, а потребности и нужды их потребителей и заказчиков.

Согласно указанному принципу финансовые механизмы размещения заказов на разработку новых или использование (продажу) уже имеющихся образовательных услуг по переподготовке и повышению квалификации РСОО независимо от того, кто первоначально выступал их заказчиком, делятся на две группы по тому, кому направляются финансовые ресурсы от распорядителя бюджетных средств, то есть органов управления образованием и образовательных учреждений:

  • непосредственно потребителю услуги, работникам учреждений общего образования;

  • прямо исполнителю услуги – учреждениям системы ДППО.


Потребитель образовательных услуг

^ Финансовые средства на оказание образовательных услуг

Производитель образовательных услуг, учреждения федерально-региональной системы, предоставляющие услуги ПП и ПК РСОО






1.Заказ услуг через их потребителя предлагается осуществлять по технологии образовательного ваучера, чека.

2.Заказ образовательных услуг путем прямого финансирования исполнителя услуг возможно осуществлять в трех формах:

  • в форме текущего финансирования исполнителя (учреждения) по смете при условии выполнения им бюджетного задания;

  • в форме государственного или муниципального заказа, при котором заказчик покупает услуги у исполнителя;

  • в форме предоставления грантов на реализацию образовательных проектов.

Выбор способа финансирования заказов на разработку и оказание образовательных услуг зависит от запроса на них со стороны потребителя, заинтересованности со стороны заказчика и возможностей рынка по его удовлетворению.


Виды запросов на образовательных услуги

Способы финансирования разработки и оказания образовательных услуг

Массовые запросы на образовательные услуги, широко (в разных вариантах, удобных для потребителя), представленные на рынке.

Заказ услуг через их потребителя по технологии образовательного ваучера, чека.

Массовые запросы на образовательные услуги, имеющиеся на рынке, но недостаточно представленные.

Заказ услуг в форме текущего финансирования исполнителя (учреждения) по смете при условии выполнения им бюджетного задания.

Массовые запросы на новые актуальные и перспективные образовательные услуги.

Заказ услуг в форме государственного или муниципального заказа;

Заказ услуг в форме предоставления грантов на реализацию образовательных проектов.




Логика выбора подхода к организации оказания образовательной услуги в системе ПП и ПК показана на следующей схеме.


^ Логика выбора подхода к организации оказания

образовательной услуги в системе ПП и ПК РСОО





Первоначально рассматривается вопрос возможности оказания услуги через потребителя по технологии образовательного ваучера.

Заказ услуг через их потребителя (по технологии образовательного ваучера, чека) осуществляется следующим образом:

  • заказчик (органы управления образованием регионального и федерального уровней) разрабатывают задание на оказание услуг по технологии образовательного ваучера;

  • заказчик определяет круг поставщиков услуг и заключает договоры на возмещение расходов по их оказанию;

  • потребитель выбирает услугу из круга поставщиков, отобранных заказчиком (например, наиболее близко от места проживания или в более удобной для него форме);

  • потребитель получает услугу за ваучер у выбранного им поставщика;

  • поставщик услуги предъявляет ваучер заказчику и получает возмещение.

Технология использования ваучеров используется в ситуации, когда:

  • образовательная услуга уже оказывается;

  • имеется не менее двух ее исполнителей;

  • потребитель готов осуществлять свой выбор образовательных услуг самостоятельно и грамотно.


Предоставление образовательных услуг

по технологии образовательного ваучера


Определение круга поставщиков


ЗАКАЗЧИК образовательных услуг (органы управления образованием)

ПОСТАВЩИКИ образовательных услуг: учреждения федерально-региональной системы ДППО









Заключение договоров на

возмещение расходов

по оказанию образовательных услуг

ПОТРЕБИТЕЛЬ

^ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ



  • Выбирает образовательную услугу из круга поставщиков

  • Получает услугу

  • Получает денежное возмещение за оказанную услугу



В случае же, если эта услуга отсутствует, а при ее наличии отсутствует конкуренция ее исполнителей, или у потребителя недостаточная компетентность по самостоятельному выбору исполнителя образовательной услуги, используются другие модели оказания образовательных услуг на основе прямого финансирования исполнителя услуги.

Таким образом, основные средства учреждений ДППО на разработку новых и реализацию уже имеющихся образовательных услуг будут предоставляться в следующих формах.

  • в форме текущего финансирования исполнителя (учреждения) по смете при условии выполнения им бюджетного задания для разработки не актуальных в настоящее время, но перспективных с точки зрения долгосрочных стратегических целей развития образовательных услуг и обеспечивающих их научных исследований;

  • в форме предоставления грантов, государственного или муниципального заказа - на разработку и оказание новых актуальных образовательных услуг;

  • в форме государственного или муниципального заказа - на тиражирование востребованных, но недостаточных на рынке образовательных услуг

  • по технологии образовательного ваучера, на оплату уже имеющихся на рынке конкурентных образовательных услуг, доступных потребителю для выбора.

Оплата услуг, предоставляемых по ваучеру, будет складываться из суммы, выделяемой на повышение квалификации кадров субъектом Российской Федерации ( 72 часа 1 раз в 5 лет на одного учителя школы ) и из суммы, выделяемой руководителями учреждений образования.


^ 4.Реагирование системы ДППО на запросы потребителей и заказчиков через предложение имеющихся или создание новых образовательных программ (их модулей).


Основой образовательного процесса современной модели профессиональной переподготовки и повышения квалификации является модульная программа, строящаяся по накопительному принципу.

Основными функциями образовательной программы ПП и ПК является:

  • реализация заявленных целей формирования компетенций, соответствующих установленным в программе требованиям к результатам профессионального педагогического образования;

  • быстрое реагирование на изменяющиеся образовательные запросы, содержание и требования к качеству выполнения профессиональной деятельности работников образования и достижение новых профессиональных результатов;

  • создание условий для удовлетворения индивидуальных образовательных запросов обучающихся в отношении содержания, продолжительности формы и места получения образовательных услуг.

Регламент её функционирования: период создания, период апробации, период использования и период обновления (или замены) программы не должен превышать 3-5 лет.


^ Жизненный цикл программы ПП и ПК


Доработка и использование программы №1

Замена на обновленную программу №1 или замена программы №1 новой программой №2

Обновление программы №1

Апробация программы №1


Разработка программы №1

Апробация программы №1





Разработка программы №2

Апробация программы №2






Минимальной структурной единицей программы ПП и ПК является модуль. Модуль представляет собой завершенную тематически и по времени структурную единицу программы, для которой определены: цели, содержание, результаты образования, формы (методы, технологии) преподавания и учебной деятельности обучающихся, организационные формы образовательного процесса, критерии и способы контроля и оценки достижений. Все элементы овладения модулем объединятся в систему высокого уровня целостности, что обеспечивает его законченность. Содержание модуля рассчитано на 4 - 36 часов академических часов.

Модули служат основой для проектирования индивидуальной структуры программы повышения квалификации.

Модульная образовательная программа содержит инвариантную и вариативную часть. Инвариантная часть состоит из базовых модулей, содержание которых представляет теоретическую базу выбранной проблематики. Базовые модули являются основой для построения индивидуальных учебных планов (далее ИУП) требованиям изменяющихся квалификационных характеристик.

Вариативная часть программы включает альтернативные модули практико-ориентированного характера, обязательные и не обязательные для освоения. Вариативные модули позволяют приобретать те компетенции, которые связаны с решением определенных частных задач профессиональной деятельности.

Программа создает возможность для выстраивания набора модулей, позволяющего проводить обучение с любого уровня профессиональной компетентности слушателя.

По уровням образовательные программы делятся на общие, повышенного уровня (углубленные), продвинутые (проектно-исследовательские).

Образовательные программы общего уровня соответствует уровню квалификации педагогического работника, необходимого для прохождения аттестационных процедур при подтверждении имеющейся квалификации и направлены на устранение затруднений и пробелов в его подготовке, связанных с индивидуальной профессиональной карьерой работника.

Образовательные программы повышенного уровня предусматривают включение в нее модулей, формирующих компетенции кадров в области освоения актуальных, хорошо разработанных и готовых к внедрению новшеств, а также развития способностей обучающегося осуществлять их выбор с учетом специфики условий собственной профессиональной деятельности.

Образовательные программы продвинутого или исследовательского уровня предполагают включение в нее модулей, направленных на формирование компетенций педагогических и управленческих кадров в области исследовательской и проектной деятельности, формирования способности разрабатывать и осуществлять значительные качественные изменения в образовательной (управленческой) системе учреждения.

Модульная программа позволяет сформировать ИУП, различающиеся по уровням подготовки (общего, повышенного и исследовательского уровня), содержанию и способам удовлетворения индивидуальных запросов.

Использование модульной системы построения образовательных программ в дополнительном профессиональном образовании должно в итоге обеспечивать:

  • мобильность и новизну содержания образования путем замены устаревших модульных единиц на новые;

  • адаптацию содержания ПП и ПК к потребностям слушателей, расширяя тем самым потенциал системы ПП и ПК в удовлетворении их разнообразных запросов;

  • возможности для самостоятельного выбора содержания и способа получения образования слушателями;

  • реализацию накопительного принципа обучения и использование гибкого графика ПП и ПК слушателей,

  • формирование у обучающихся способности к управлению собственным профессиональным развитием и повышения их личной ответственность за повышение квалификации.

  • повышение эффективность процесса ПП и ПК кадров за счет:

  • действия фактора «сжимания» и «отклонения» учебной информации, лишней для данного вида работ или деятельности без потерь полноты преподавания и глубины усвоения учебного материала;

  • сокращения по сравнению с традиционными формами предоставления учебного материала времени усвоения информации, записанной в дидактическом модуле.

Содержание модульных программ ПП и ПК строится на основе компетентностно-деятельностной парадигмы, что предполагает обязательное наличие внеаудиторной подготовки слушателей, которая выполняется ими в практике. Целью такой подготовки является приобретение опыта практической деятельности как одного из обязательных компонентов осваиваемых компетенций. Самостоятельная работа выполняется по заданиям в процессе прохождения отдельных модулей программы.

Важной характеристикой образовательной программы ПП и ПК является возможность осуществления обучения на основе накопительного принципа. Накопительный принцип обучения при построении образовательных программ позволяет обучающимся самостоятельно конструировать индивидуальный образовательный маршрут путём изучения тех или иных учебных модулей в определенной последовательности, на протяжении определенного времени. Обучение по накопительной системе предполагает независимость обучающегося от общего учебного плана и работу по индивидуальному учебному плану (ИУП).

Результаты освоения программы измеряются в зачетных единицах или кредитах, начисляемых слушателям за каждый освоенный учебный модуль. Кредит служит мерой трудоёмкости учебной работы для обучающихся и учебной нагрузки для обучающих. Через кредитную единицу устанавливаются количественные – временные и уровневые эквиваленты содержания обучения в разных модулях. Таким образом, кредитно-модульная система даёт представление о долевом вкладе каждого модуля в планируемые результаты образования, при этом начисление кредитных единиц за входящие в программу модули осуществляется таким образом, что освоение модулей с преобладанием когнитивной составляющей считается менее трудоёмким, чем освоение модулей практической направленности.

В программе с помощью начисления большего, чем для других модулей, количества кредитных единиц рекомендуется выделять те, которые наиболее важны для формирования профессиональной компетентности работника образования. Для таких учебных модулей необходимо устанавливать минимальное пороговое значение оценки по итогам их изучения - она должна быть не ниже определенного уровня. Если обучающиеся осваивают базовые модули образовательной программы с оценкой, ниже порогового значения, то зачетные единицы по данному учебному модулю не должны засчитываться, то есть базовый модуль не должен считаться освоенным.


5.Осуществление государственно-общественной профессиональной экспертизы образовательных программ и их модулей.


Учитывая, что Государственные требования к результатам повышения квалификации не охватывают всего содержания образовательных программ, в системе дополнительного профессионального педагогического образования становятся востребованными экспертные методы. При этом предполагается, что экспертиза образовательных программ и их отдельных модулей будет носить государственно-общественный характер.

Государственно-общественная экспертиза программ ПК и ПП – компонент управления учреждением системы ДППО. Она представляет собой совместную (учреждение ДППО, органы управления образования, научное сообщество), многоуровневую (самостоятельная экспертиза, внутренняя экспертиза, внешняя экспертиза), целенаправленную деятельность по оценке качества, изучению и обобщению результатов применения программ и разработке направлений их совершенствования.

Осуществление государственно-общественной экспертизы ставит во главу угла авторов программ и потребителей, то есть слушателей системы ПП и ПК.

Государственно-общественный характер экспертизы призван обеспечить

  • открытость образования как государственно-общественной системы;

  • взаимосогласованность государственного, общественного и корпоративного заказов системе ДППО на содержание, разнообразие форм и качество ПП и ПК квалификации профессиональных кадров различного уровня, профиля, специализации;

  • управление инновационным развитием ДППО, ориентированное на результат, отвечающий потребностям заказчика и потребителя;

  • основу для проведения государственно-общественной системы лицензирования образовательной деятельности и образовательных программ, а также аккредитации образовательных программ и учреждений.

Проведение государственно-общественной экспертизы программ ПК и ПП предполагает соблюдение следующих принципов:

  • открытости и публичности экспертизы, сущность которого состоит в том, что на всех этапах экспертной оценки существует публичность и открытость участия в экспертизе любых организаций (объединений) или работников системы образования, открытость и свобода доступа ко всем материалам экспертизы ;

  • независимость и объективность, полнота и достоверность используемой и выдаваемой информации; сущность данного принципа состоит в том, что экспертные оценки базируются на достоверности и полноте основных и дополнительных материалов, предоставленных эксперту, и экспертная оценка дается на основании достоинств учебной программы или ее модуля;

  • нормативно-методическая подготовка экспертной деятельности; сущность этого принципа состоит в том, что деятельность экспертов регламентирована теми или иными нормативными документами региона, обеспечена организационно и методически;

  • независимость и правовая защищенность участников экспертного процесса; сущность принципа состоит в том, что все эксперты не могут быть зависимы от авторов программ, не могут иметь личной заинтересованности в их реализации и должны быть защищены юридически;

  • компетентности экспертов и их заинтересованности в получении объективных результатов, сущность которого состоит в том, что все эксперты должны разбираться в проблемах повышения квалификации и являться представителями структур, заинтересованных в осуществлении программ ПП и ПК;

  • научной, методической и экономической обоснованности экспертных оценок, сущность которого состоит в том, что экспертная оценка программы должна быть обоснована с той или иной точки зрения;

  • направленности экспертных действий, мнений и суждений на дальнейшее продвижение и развитие инновационной составляющей программ ПК и ПП, сущность которого состоит в том, что главная задача эксперта – оценить возможности программы в осуществлении инноваций в системе образования.

^ Процедура экспертизы проводится в несколько этапов.

  1. Подготовительный этап. Включает задачи постановки цели и определение предмета проведения экспертизы; разработки процедуры проведения экспертизы; отбора и формирования группы экспертов.

  2. Этап проведения экспертизы. Включает задачи: сбора информации, полученной от экспертов; анализа и обработки информации, полученной от экспертов.

  3. ^ Этап принятия решения по результатам экспертизы. Осуществляется обобщение собранной информация, выработка и принятие решения.


К возможным критериям, указывающим на высокое качество модульных программ, рекомендуется отнести:

  1. соответствие программы повышения квалификации образовательному заказу;

  2. учет педагогического опыта ПНПО в содержании программы;

  3. возможность реализации накопительного принципа повышения квалификации слушателей;

  4. возможность индивидуализации обучения по программе,

  5. конкурентноспособность программы на рынке образовательных услуг.


Кроме общих критериев качества модульной программы в целом, необходимо иметь в виду те, которым должны соответствовать образовательный модули программы ПК. К ним относятся критерии:

  • целостности модуля по содержанию и по форме;

  • использования деятельностного подхода;

  • возможности использования модуля в альтернативных программах повышения квалификации;

  • критерий востребованности модуля у обучающихся.

При осуществлении государственно-общественной экспертизы программ ПК и ПП наиболее вероятными представляются две модели:

  • Модель, предполагающая постоянный состав экспертов, когда сформирована структура, осуществляющая экспертизу программ ПК и ПП.

  • Модель, предполагающая постоянную смену экспертов, создание экспертных групп под каждое экспертное задание.

Постоянный состав экспертов обеспечивает возможность создания определенной структуры (экспертного совета, совета по программам и т.д.), осуществляющей экспертизу программ ПП и ПК. При такой организации экспертной деятельности есть возможность осуществления экспертизы всех программ ПП и ПК, которые создаются учреждением повышения квалификации. Однако при такой модели проведения экспертизы возникает опасность появления шаблонных экспертных заключений, не всегда отвечающих требованиям, предъявляемым к такого рода оценкам.

При использовании первой модели осуществления государственно-общественной экспертизы программ ПК и ПП возможны различные варианты организации:

  • Формирование единой экспертной группы, включающей представителей всех заинтересованных сторон ( заказчиков, работодателей, исполнителей, общественности), осуществляющей экспертизу всех программ, предложенных на ее рассмотрение.

  • Создание экспертных групп по предметному принципу (например, группы экспертов, оценивающих программы для учителей русского языка и литературы, математики, химии и т.д.). При этом в каждую экспертную группу включаются представители всех заинтересованных групп (заказчиков, работодателей, исполнителей, представителей общественности).

  • Создание экспертных групп по принципу представительства (группа заказчиков, работодателей, исполнителей, представителей общественности). В этом случае для каждой экспертной группы должен быть разработан свой инструментарий оценки программы, учитывающий специфику интересов этой группы экспертов. При таком подходе необходимо очень тщательно проводить последующее обобщение экспертных мнений.

  • Создание экспертных групп по критериальному принципу (каждая группа экспертов оценивает программу по тому или иному критерию). При этом в каждую экспертную группу включаются представители всех заинтересованных групп (заказчиков, работодателей, исполнителей, представителей общественности). В таком случае критериальная база должна быть единой для всех экспертов.

При выборе любого из вариантов предпочтительным представляется выбор метода совещаний как основного метода принятия окончательного экспертного решения, так как каждая группа экспертов дает заключение лишь со своей точки зрения, а принятие окончательного решения должно базироваться на учете всех мнений и оценок.

Вторая модель проведения экспертизы предполагает мобильность и возможность включения в состав группы экспертов тех специалистов, которые необходимы именно для выполнения данной задачи. При этом вовсе не предполагается, что состав экспертов очень велик. Группа экспертов может быть постоянной, и из числа экспертов выбираются те, кто в данном случае сможет осуществить экспертизу с наибольшей степенью компетентности. Однако при необходимости привлечения специалиста узкого профиля, не входящего в состав постоянной экспертной группы, число экспертов может быть увеличено. Такая организация работы экспертов позволяет производить постоянную ротацию экспертов, привлекать к экспертизе тех специалистов, которые необходимы. При выборе такой модели сложнее организовать работу экспертов, отобрать экспертов под каждую конкретную задачу. Возникает опасность того, что экспертизу будут проходить не все программы, а только те, которые по тем или иным причинам интересуют организаторов экспертизы.


6.Осуществление процесса обучения в системе ПП и ПК по модульным образовательным программам.


6.1. Сетевой принцип разработки и реализации образовательных программ в системе ПП и ПК РСОО.

Задачами использования сетевой системы предоставления образовательных услуг в сфере ПП и ПК является рост академической мобильности обучающихся, внедрение конкурентного начала, принципов кооперации, сотрудничества и социального партнёрства в деятельность учреждений и лиц, предоставляющих образовательные услуги с целью повышения их качества. Разнообразие и высокое качество образовательных услуг ПП и ПК РСОО обеспечивается в системе за счет сетевой распределённости функций разработки и реализации образовательных программ (и их модулей) между учреждениями образования федерально-региональной сети.

Идея такой организации процесса ПП и ПК связана с наличием неравномерности распределения ресурсов или обнаружением тех или иных их дефицитов у субъектов системы. Нехватка информационных, кадровых, материально-технических, организационных, финансовых, нормативно-правовых и прочих ресурсов у одних структур и наличие некоторого избытка этих ресурсов у других структур создаёт предпосылки для их взаимовыгодного обмена и сотрудничества. При сетевой распределённости предоставления образовательных услуг в сфере ПП и ПК создаются необходимые условия для концентрации всех ресурсов, имеющихся в регионе, а при необходимости – и за его пределами.

Модульные образовательные программы разрабатываются и реализуются в федерально-региональной сети образовательных учреждений, предоставляющих образовательные услуги ДППО. Образуется среда, единое фе6деральное пространство, в котором любое образовательное учреждение или педагог могут взаимодействовать с любым образовательным учреждением или педагогом по вопросам, связанным с повышением квалификации.

^ К учреждениям, включаемым в сеть, относятся:

  • региональные институты повышения квалификации работников системы образования, их филиалы, стажерские и др. площадки;

  • учреждения высшего профессионального педагогического образования, классические университеты;

  • научные и научно-исследовательские учреждения;

  • региональные центры,

  • региональные и муниципальные центры развития образования; центры инновационного опыта, информационно-методические центры; учебные, консультационные и ресурсные центры;

  • региональные и муниципальные центры оценки качества образования;

  • муниципальные методические службы;

  • опорные школы, методические центры на базе образовательных учреждений;

  • виртуальные образовательные комплексы;

  • ассоциации и другие общественные объединения педагогических кадров;

  • инициативные проектные группы, школьные команды и др.

  • депозитарии инновационных программ;

  • региональные и муниципальные органы управления образованием.

Все субъекты сетевых систем являются в них равноправными партнерами, взаимодействующими между собой на договорных отношениях. Субъекты сетевой системы предоставления образовательных услуг распределяют между собой выполнение следующих функций:

  • разработки инновационных образовательных программ ПП и ПК и создания научно-методического и дидактического обеспечения их реализации;

  • оценки трудоемкости учебных модулей, включенных в накопительную систему ПП и ПК в кредитных единицах;

  • экспертизы учебных программ и их модулей;

  • реализации программ и отдельных модулей накопительной системы ПП и ПК;

  • проведения мастерских, мастер-классов, открытых уроков и других мероприятий по распространению передового опыта работы лучших учителей и общеобразовательных учреждений, включая победителей ПНПО в целях повышения квалификации обучающихся;

  • организации работы экспериментальных площадок по выращиванию опыта инновационной деятельности, организация деятельности площадок тиражирования передового опыта и стажерских площадок;

  • проведения зачета учебных модулей накопительной системы ПП и ПК, пройденных в образовательных учреждениях сети;

  • выдачи промежуточных сертификатов на прохождение курсов накопительной системы ПП и ПК и выдача итоговых сертификатов на прохождение программ накопительной системы ПП и ПК, достаточных для прохождения аттестации на предусмотренные системой категории;

  • участия в аттестации педагогических и управленческих кадров учреждений общего образования по результатам повышения квалификации;

  • оказание помощи учителям и руководителям образовательных учреждений в разработке индивидуальных траекторий повышения квалификации с учетом модульного уровневого принципа построения программ.


Между учреждениями сети распределяется также функции, связанные с ресурсным, информационным, кадровым, нормативным правовым, финансовым обеспечением ее функционирования. Это функции по

  • подготовке педагогов-тьюторов для работы в учреждениях сети;

  • созданию научно-методического обеспечения реализации образовательных программ сети;

  • разработки нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы сетевого взаимодействия образовательных учреждений;

  • информационного обеспечение работы сети;

  • финансирования образовательных программ, отдельных курсов и модулей, реализуемых одновременно в нескольких учреждениях сети.

Все модульные программы федерально-региональной сети проходят общественно-государственную экспертизу, осуществляемую по общим для сети критериям к качеству программ и единую систему начисления кредитных единиц за трудоемкость осваиваемых сетевых курсов. Образовательные программы ( их модули) прошедшие государственно-общественную экспертизу включаются в единый национальный банк депозитарий образовательных программ.

Координацию работ в региональных сетях выполняет головное учреждение ДППО региона, выступающее в роли координационного центра сети.


^ 6.2. Организация процесса обучения кадров в системе ПП и ПК РСОО


Подготовка кадров в системе ПП и ПК осуществляется на основе индивидуальных учебных планов (далее ИУП). Индивидуальные учебные планы могут быть построены на основе и прохождения слушателей модулей, входящих в несколько разных образовательных программ.

Индивидуальный учебный план обучающегося и прилагаемый к нему учебный план-график содержат перечень всех обязательных учебных модулей и модулей по выбору, которые предстоит освоить в течение определённого времени с момента начала обучения с указанием количества их часов, а также предполагаемые сроки их освоения, выбранную форму итоговой аттестации по окончании реализации образовательной программы. В учебном плане может быть также указана предполагаемая квалификация и категория работника после завершения обучения и прохождения аттестации.

Основанием для определения уровня ИУП и содержания подготовки кадров служат задачи образовательного учреждения по реализации собственной программы развития, а также программ развития муниципальной, региональной и федеральной образовательных систем, потребности обучающегося, вызванные индивидуальными особенностями его профессиональной карьеры, профессионального образования и планируемой аттестацией.

ИУП разрабатывается обучающимися совместно с работодателями и методистами ММС (тьюторами) и утверждается работодателями.

Для разработки ИУП используется информация, содержащаяся в депозитарии (банке, библиотеке) образовательных программ.

При составлении ИУП учитывается то, что в них должны быть включены те модули, которые являются обязательными для получения специалистом указанной в них квалификации и категории работника по итогам аттестации. Выбор наиболее трудоёмких по прилагаемым усилиям модулей, т.е. модулей с большим количеством кредитов, сокращает их количество в образовательной программе, что даёт выигрыш во времени обучения, и наоборот.

В ходе реализации ИУП может быть изменен или дополнен обучающимся по согласованию с руководителем учреждения дополнительного профессионального образования, руководителем учреждения или органа управления образованием, направившими работника для повышения квалификации.


^ 6.3. Контроль и оценка результатов обучения слушателей системы ПП и ПК по модульным образовательным программам.


Пролонгированное повышение квалификации работников образования по накопительной системе предполагает суммирование результатов освоения каждой из учебных программ (или входящих в них учебных модулей) на основе кредитно-модульной системы исчисления трудоемкости пройденных учебных курсов и балльно-рейтинговой системы оценки результатов ее освоения.

Определение успешности освоения образовательной программы обучающимся осуществляется на основе 100-балльная шкалы оценки освоения содержания каждого учебного модуля и среднего показателя успеваемости по всем модулям.

Средние показатели качества освоения всей образовательной программы позволяют представлять успеваемость обучающихся в виде рейтинга и определять соответствие полученных результатов обучения требованиям сертификации специалистов и аттестации кадров.

Оценка прохождения обучающимися модулей программы осуществляется учреждениями образования, проводящими подготовку кадров. Результаты прохождения промежуточной аттестации (тестирования и др.) и каждого отдельного модуля фиксируются в зачетной книжке.

По окончании реализации всего ИУП учреждение дополнительного профессионального образования, организующее выполнение сетевых образовательных программ выдает слушателю в качестве первичного сертификата документ о повышении квалификации. Первичный сертификат выдается на основании справок и листа аттестации, исходя из общей суммы учебных часов и кредитно-зачетных единиц, освоенных слушателем, с учетом результатов больно-рейтинговой аттестации по каждому из входящих в программу модулей.

Контроль за реализацией ИУП возлагается на самого обучающегося и руководителей образовательного учреждения, ответственных за работу с кадрами (директора, заместителя директора по учебной, методической работе или инновационной деятельности учреждения образования).


^ 7. Сертификации специалистов по результатам ПП и ПК


Сертификация специалистов – это процедура выявления, оценки и подтверждения независимой стороной наличия у специалиста, завершившего свое обучение по модульным программам, знаний и практического опыта для самостоятельной работы в учреждениях системы общего образования, соответствующих определенной квалификации.

Процедура сертификации основывается на системе оценивания достигнутых выпускниками система ПП и ПК уровней компетенции в заявленной области. Квалификационный сертификат является официальным подтверждением профессионального уровня и готовности выполнять определенные виды работ. Он же может служить основанием для аттестации на определенную категорию. Сертификация объединяет повышение квалификации с процедурой аттестации и увязывает их с последующей дифференциацией оплаты труда.

Система измерения качества подготовки специалиста и признания его квалификации имеет двухступенчатый характер.

^ Первая ступень - это оценка качества самих образовательных программ через процедуру их аккредитации.

Вторая ступень — признание профессиональных квалификаций через их сертификацию с последующей аттестацией. На второй ступени осуществляется оценивание специалиста, которое проводится в два этапа:

  • первичное оценивание результатов подготовки;

  • итоговое самооценивание с последующей публичной презентацией результатов, подтверждающих наличие квалификации.

Первый этап, первичного оценивания результатов. Осуществляется сразу после завершения курсов. Цель этапа - выявление наличия у них теоретических знаний, а также достаточного уровня сформированности практических умений (компетенций). Методы первичного оценивания - тестирование, написание итоговых работ, защита проектов, выполнение различных практических заданий. Итоговый документ, подтверждающий наличие результатов подготовки. первичный сертификат.

Второй этап оценивания, самооценивание и публичная презентации уровня достигнутых компетенций осуществляется отсрочено, после прохождения какого-то определенного времени после завершения курсов. Соискатель допускается к ней после оговоренного правилами периода работы по специальности. За это время он должен апробировать полученные знания на практике, приобрести опыт профессиональной деятельности, согласно компетенциям, требуемым для его сертификации. В этот период он может получать помощь от педагога-тьютора в форме супервизий его профессиональной деятельности.

По каждой из реализуемых программ могут также оговариваться дополнительные условия сертификации специалиста, например, выполнение им определенных видов практических работ, прохождение стажировок, подготовка методических разработок и др. Объем и содержание работ определяются программой и требованиями к сертифицированному специалисту.

Основным документом, выполняющим роль отчета о самооценивании, выступает портфолио. В нем собирается информация о профессиональной деятельности соискателя и результатах, подтверждающих уровень его квалификации на заявленный сертификат. В портфолио также собирается информация, не поддающаяся тестированию, например, характеризующая мотивированность соискателя на свое профессиональное развитие, его лидерские качества, активность и т. д.

Кроме портфолио, на втором этапе соискатель сертификата должен продемонстрировать приобретение им того опыта, который требуется для получения документа.

Представление и обсуждение опыта, а также квалификации соискателя должно происходить публично, то есть при широком представительстве профессиональной общественности, работодателей, преподавателей, у которых соискатель проходил подготовку. Публичное рассмотрение опыта, который приобрел соискатель в результате самостоятельной практической деятельности в отведенный ему период времени, оценивается представителями работодателей и преподавательским составом.

Процедура сертификации заканчивается принятием решения о выдачи документа соискателю, служащим подтверждением его квалификации.

Процедура получения квалификационного сертификата является добровольной, но платной. Лицо, желающее получить тот или иной сертификат должно обратиться в комиссию по сертификации Центра аккредитации, рейтингования и сертификации.


8. Управление федерально-региональной системой ПП и ПК РСОО


Управление федерально-региональной системой ПП и ПК РСОО носит государственно-общественный характер.


Схема организационной структуры

управления федерально-региональной системой ПП и ПК

Совет руководителей

Национальный депозитарий образовательных программ

Отдел маркетинга






Отдел маркетинга


АПК и ППРО


Научно-методический (экспертный) совет







Региональные подразделения национального депозитария образовательных программ





Региональные учреждения системы ДППО

Независимые региональные центры сертификации кадров

Независимый федеральный центр сертификации кадров


Научно-методические (экспертные) советы

Высшим коллегиальным органом управления является совет руководителей, включающий в себя представителей всех семи федеральных административных округов из числа руководителей головных учреждений ДППО; руководителей региональных и муниципальных органов управления образованием; руководителей классических университетов и вузов, реализующих программы ДППО, руководителей образовательных учреждений, являющихся лидерами в своей сфере, руководителей научных и научно-исследовательских учреждений.

Совет выполняет функции по разработке стратегии развития федерально-региональной системы ДППО, определению основных требований к качеству ее функционирования и механизмов их реализации; определяет механизмы взаимодействия АПК и ППРО и головных учреждений системы ДППО в регионах.

Текущее управление федерально-региональной системой ПП и ПК РСОО осуществляет федеральное учреждение ДПО.

АПК и ППРО обеспечивает выполнение решений совета; осуществляет повышение квалификации руководящих кадров и профессорско-преподавательского состава учреждений, ведет подготовку педагогов-тьюторов, реализующих программы ДППО, оказывает научно-методическую помощь учреждениям, входящим в федерально-региональную сеть по вопросам образовательной деятельности; выполняет в отношении учреждений сети координирующие, информационные, организационные функции, обеспечивающие деятельность сети.

Информационное обеспечение функционирование системы осуществляет депозитарий (банк, библиотека) образовательных модульных программ, реализуемых в учреждениях федерально-региональной сети.

Депозитарий имеет структурные подразделения в АПК и ППРО и головных региональных учреждениях системы ДППО. Структурным подразделением депозитария является маркетинговая служба. Депозитарий образовательных программ и его маркетинговая служба может также функционировать как совершенно самостоятельное учреждение (наиболее предпочтительный вариант), так и в качестве автономной структуры при учреждениях ДППО или региональных органов управления образованием.

Депозитарий (банк, библиотека) образовательных модульных программ учреждений ДППО РСОО выполняет координирующую, организационную и информационную функции в механизме выявления запросов и формирования основанных на них заказов на образовательные услуги системе ПП и ПК.

Банк программ служит хранилищем информации о содержании программы, ее трудоемкости в кредитах, времени создания и введения в действие, авторском коллективе разработчиков программ, рецензентах программ, востребованности программы, а также ее отдельных модулей в системе ПП и ПК РСОО; официальных экспертных и неформальных оценках потребителей о качестве реализуемых программ.

Эта служба должна будет также выполнять маркетинговые функции по изучению образовательных запросов:

  • функции разработки методик для выявления актуальных и перспективных образовательных запросов, организовывать их выявление с помощью работников учреждений образования и муниципальных методических служб, а в перспективе с помощью использования компьютерных технологий;

  • аккумулировать информацию о выявленных запросах, проводить ее анализ;

  • проводить структурирование полученных образовательных запросов в соответствии со степенью их

  • актуальности – соответствие заказа на образовательные услуги насущным потребностям профессиональной деятельности кадров и задачам развития системы образования на всех её уровнях;

  • перспективности - соответствие заказа на образовательные услуги опережающим потребностям профессиональной деятельности кадров и ближайшим перспективам развития системы образования на всех её уровнях;

  • полноты (всесторонности) – охвата всех сфер образовательной деятельности, профессиональных, социальных и личностных потребностей педагогов, педагогических коллективов, учреждений образования;

  • обоснованности (верификации) информации о содержании запросов с точки зрения надежности методов их выявления;

  • дифференциации для разных целевых групп по уровню и характеру их квалификации, стажу работы, видам деятельности, карьерным намерениям и др.

  • вести мониторинг запросов кадров на образовательные услуги; обобщать собранную информацию, выявлять тенденции в развитии образовательных запросов и с их учетом корректировать разработанные методики их выявления;

  • проводить обобщение образовательных запросов и представлять результаты в форме аналитических справок и регулярно издаваемых бюллетеней;

  • осуществлять тесное взаимодействие с участниками ПК, разрабатывающими и реализующими образовательные модульные программы в целях информационного обеспечения их деятельности по их запросам и самостоятельно;

  • предоставлять информацию по состоянию и развитию образовательных запросов в учреждения ДППО, разрабатывающие и реализующие образовательные модульные программы;

  • координировать деятельность различных учреждений, реализующих программы ПК, с целью предотвращения дублирования наиболее востребованных программ путём их подробного аннотирования и/или рейтингования по определённым критериям;

  • размещать сведений об утверждённых образовательных программах в автоматизированной базе данных;

  • оказывать юридическую помощь при заключении договоров на осуществление образовательных услуг c учреждением ДППО, реализующим данные образовательные программы;

  • осуществлять мониторинг качества реализации образовательного заказа (образовательных модульных программ) путем проведения анкетных опросов заказчиков, потребителей и исполнителей образовательных услуг;

  • вырабатывать методические рекомендации конкретному учреждению, осуществляющему функции ПП и ПК РСОО по совершенствованию образовательных услуг в направлении более полного удовлетворения актуальных и стратегических образовательных запросов;

  • осуществлять взаимодействие с муниципальными и региональными органами управления образованием по вопросам выявления образовательных запросов и информировать потребителей образовательных услуг об их качестве.

Эта служба должна будет своевременно реагировать на ситуации, в которых происходит изменение образовательных запросов, например, в связи с модернизацией системы образования: внедрением новых стандартов, учебных дисциплин и т. д.

Функции экспертизы новых образовательных программ и их модулей будут выполнять коллегиальные органы государственно-общественной системы управления: экспертные, научно-методические советы и т.д. В состав данных органов, наряду с преподавателями учреждений ДППО как представителями организации-производителя образовательных услуг должны будут входить представителя организаций потребителя и заказчика.

В федеральном центре и в каждом регионе создаются независимые центры сертификации, имеющие структурные подразделения в крупных муниципальных образованиях. Федеральный центр сертификации кадров осуществляет сертификацию специалистов, работающих в учреждениях федерального уровня подчинения, а также рассматривает апелляции, поступившие с регионального уровня. Региональные центры сертификации проводят сертификацию кадров, работающих в учреждениях регионального уровня подчинения.







Похожие:

Проект модель федерально-региональной системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений общего образования iconМини-проект
Институт повышения квалификации и переподготовки государственных служащих и работников образования
Проект модель федерально-региональной системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений общего образования icon«Современный урок английского языка на основе системно деятельностного подхода»
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Проект модель федерально-региональной системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений общего образования iconПермский краевой институт повышения квалификации работников образования
Во II (муниципальном) этапе региональной олимпиады школьников по физике участвуют учащиеся 4-х групп: 8 классы, 9 классы, 10 классы...
Проект модель федерально-региональной системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений общего образования iconПермский краевой институт повышения квалификации работников образования
Во II (муниципальном) этапе региональной олимпиады школьников по физике участвуют учащиеся 4-х групп: 8 классы, 9 классы, 10 классы...
Проект модель федерально-региональной системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений общего образования iconНоу впо «российский новый университет» (Росноу) институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров
Ипкиппк) был создан в Российском новом университете (Росноу) с целью реализации профессиональных образовательных потребностей кадров...
Проект модель федерально-региональной системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений общего образования iconЗа курс основной школы. 9 Класс составители: Вялкова Галина Михайловна Чернова Татьяна Анатольевна
Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Проект модель федерально-региональной системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений общего образования iconРогожин Михаил Викторович Научный Профессор, д т. н., Каунов Александр Михайлович Волгоград, 2011 Актуальность. Главная задача
Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ
Проект модель федерально-региональной системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений общего образования iconФизическая культура в современной школе: опыт, проблемы, перспективы
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Проект модель федерально-региональной системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений общего образования iconДепартамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Инструктивно-методическое письмо
«О преподавании биологии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
Проект модель федерально-региональной системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений общего образования iconКурсы повышения квалификации специалистов дополнительного образования детей
Повышение квалификации педагогических и руководящих кадров учреждений осуществляется по следующим направлениям
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами